Статья "Краеведческая работа как элемент духовного воспитания школьников
статья по краеведению

Петухова Любовь Валентиновна

Статья посвящена организации краеведческой работы в школе. Главный акцент сделан на воспитание духовно богатой личности, любящей свою Родину. Обобщен опыт работы по использованию краеведческого материала на уроках и во внеурочное время.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краеведческая работа как элемент духовного воспитания школьников

Петухова Любовь Валентиновна, учитель

МБОУ «Куженерская СОШ №2»

п.Куженер Республика Марий Эл

Человек – это не только физическое тело, но еще  и душа. Когда эти составляющие гармонично развиты, то человек счастлив, здоров и спокоен. Если же происходят нарушения на одном  уровне, то неизменно страдает и другой.  Духовное здоровье, согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

От чего зависит духовное здоровье?

Оно зависит от умения строить свои взаимоотношения с другими людьми;  способности анализировать обстановку, прогнозировать развитие различных ситуаций и в соответствии с этим строить модели своего поведения. Духовному развитию помогают и творческие занятия: музыкой, живописью, литературой. Чтобы быть духовно здоровым, нужно постоянно стремиться к чему–то новому и развиваться.

И здесь на помощь  учителю приходит краеведческая работа.   Мощным источником духовно-нравственного воспитания в современной школе являются занятия по краеведению. Духовно-нравственное воспитание через краеведение способствует формированию личности, уважению к ближнему, стремлению вызвать уважение к памятникам истории и культуры, к труду человека, создавшего их, необходимости их сохранить. «Дух школы, её направленность, её цель должны быть обдуманны и созданы нами сообразно истории нашего народа, степени его развития, его характера, его религии. Постигая отечественную культуру, связанную непосредственно с духовным опытом, школьник придет к осмыслению того, в какой стране он живет, какие ценности осваивали его предки», - писал выдающийся педагог К.Д. Ушинский. А патриотизм-это один из признаков духовности человека.  Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей маме, отцу, своей семье, к своему жилищу, к своей школе. «Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству», - так писал замечательный человек, академик Д. Лихачёв.

Долгое время мне, учителю русского языка и литературы, приходилось вести занятия школьного краеведческого кружка. Исходя из опыта работы, с уверенностью можно сказать, что краеведческая работа является важнейшим элементом духовного воспитания детей. Краеведение стало важным средством повышения качества знаний, способствующим формированию у учащихся научного мировоззрения, нравственного воспитания личности. Основные особенности школьного краеведения на современном этапе – высокая идейность, общественно-полезная направленность, его поисково-исследовательский характер. Цель всей этой работы – научить ребенка работать над своей душой: у учащихся расширяется круг познавательных интересов, отмечается повышение уровня общей и художественной культуры, растёт интерес к историческому прошлому, наблюдается активизация детей. 

Каким же образом это достигается?

 В процессе изучения  краеведения большое внимание уделяется исследовательской работе, направленной на изучение духовных традиций родного края, сбору информации об исчезнувших  святынях. В результате этой работы учащиеся выступают в роли исследователей. Членами кружка «Юный следопыт» был собран материал о Новоникольском храме в п.Куженер, создана экскурсия по населенному пункту. Дети заново открыли для себя знакомые места, узнали историю родного села, которое стало для них не просто точкой на карте, а родной землей, на которой жили и за которую умирали их  предки.

        Участие в восстановительных работах при храмах   формирует у подрастающего поколения духовную сферу, приобщает к истории величия и значимости России. Наша школа тесно сотрудничает с Новоникольским храмом: ученики оказывают посильную помощь при уборке и озеленении территории, посещают воскресную школу. Человек нуждается в определенных нравственных ориентирах, в опоре на общечеловеческие  ценности,  именно в этом и помогает нам такое сотрудничество.  

Трудно любить и уважать просто «страну», можно любить и уважать конкретных людей, а через них  –  свой народ и страну. Как раз в этом большая роль принадлежит   краеведению. Членами  кружка собран богатый материал о наших земляках – героях Великой Отечественной войны, учителях-ветеранах. Например, работа об учительской династии Комелиных на одном из республиканских конкурсах заняла первое место.

Духовно здоровый человек знает и любит литературное наследие своей страны, своего края. Кружковцы готовят проекты по творчеству марийских авторов. Один из последних посвящен марийской поэзии в годы войны. А также кружковцы создают буктрейлеры, рекламируя понравившиеся произведения.

 Мне как классному руководителю  приходится заниматься  духовно-нравственным просвещением не только  своих обучающихся, но и  родителей, включая в тематику родительских собраний беседы об известных семьях нашего Отечества. Мною разработана беседа на основе краеведческого материала «Знаменитые семьи Отечества. Семья Эшпая».                                                                           Каждый учебный год для членов краеведческого кружка заканчивается традиционным районным слетом, на котором дети могут применить на практике теоретические знания.

Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла. Использование средств краеведческой работы позволяет адаптировать детей к современной жизни, расширить духовно – нравственные представления детей. Новая информативная среда предоставила детям возможность сопереживания общих впечатлений и возможность продуктивного отражения полученных впечатлений, переживаний в самостоятельной и совместной с взрослыми творческой деятельности.  Наблюдение за детьми в процессе обучения показали, что в результате работы отмечается их продвижение. Дети легко включаются в совместную деятельность с взрослыми и сверстниками, ориентируются в новой обстановке. В результате усвоения систематизированных знаний у детей активно развиваются психические процессы: память стала более устойчивой, могут внимательно выслушать рассказ, внести исправления,  дополнить его, могут представить то, о чем рассказывает взрослый. Вопросы детей – показатель развития мышления, дети чаще задают вопросы, направленные на получение знаний. Повышается самостоятельный интерес к историческим событиям, личностям, дети способны проявлять интерес к истории и судьбе родного края, воспитанию гражданами России.

Таким образом, можно сделать вывод, что деятельность по приобщению учащихся  к культурным ценностям, воспитанию у них гражданственности и патриотических чувств будет приоритетной во все времена, и эффективным средством духовно-нравственного и патриотического воспитания было и остается краеведение. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по военно-патриотическому воспитанию школьников

Система работы по военно-патриотическому воспитанию школьников...

Научно- исследовательская работа Краеведение в экологическом воспитании школьников.

История, природа родного края, общение с ними, изучение всего этого способствует формированию экологической культуры, правил поведения в природе. Мы предоставляем возможность увидеть насколько п...

Из опыта работы по художественно - эстетическому воспитанию школьников на уроках биологии и во внеурочное время

Презентация по данной теме содержит материал, элементы которого могут быть использованы при проведении уроков и внекласнных мероприятий по предмету...

Духовное воспитание школьников

… Давайте поразмышляем, что же такое духовность? Можно ли назвать духовным человека если он имеет высшее образование, но злоупотребляет спиртным, к людям относится свысока, может обмануть.?Можно ли на...

Духовное воспитание школьников

… Давайте поразмышляем, что же такое духовность? Можно ли назвать духовным человека если он имеет высшее образование, но злоупотребляет спиртным, к людям относится свысока, может обмануть.?Можно ли на...

КРУГ РАДОСТИ и ДОБРА – одна из форм нравственно-духовного воспитания школьников. Основной целью обучения и воспитания учащихся гимназии "Самопознание" является приобщение детей к ценностям современного общества, формирование способности осознать себя, о

1. Круг радостиØПриглашаю вас всех в наш «круг радости». Давайте все встанем дружно в круг, рядышком, плечом к плечу. А теперь возьмемся за руки и начнем наш урок «Самопознание» с прекрасной песни, ко...

Роль учителя ОПК в системе духовного воспитания школьников.

Обобщение опыта работы по духовно-нравственному воспитанию ....