Духовное воспитание школьников
учебно-методический материал (7 класс) на тему

Баторова Лидия Васильевна

… Давайте поразмышляем, что же такое духовность? Можно ли назвать духовным человека если он имеет высшее образование, но злоупотребляет спиртным, к людям относится свысока, может обмануть.?

Можно ли назвать духовным человека, который после пикника на природе оставляет после себя горы мусора? Можно ещё много задавать подобных вопросов, но думаю, что вам понятно, что:

Духовность человека определяется всей его жизнью, тем как он живёт и поступает в той или иной ситуации, его отношением к окружающему миру. Духовность - это особый вид чистой энергии, которой человек обогащается в процессе жизни, в результате высокой нравственности, совершения добрых дел, гуманных поступков и приобретения духовных знаний.
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dukhovnoe_vospitanie_shkolnikov.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

«Духовное воспитание школьников»

 Педагогика должна быть духовна и

воспитывать духовную общность.

Ш.А.Амонашвили, педагог-новатор.

 Одной из наиболее важных и актуальных  проблем воспитания и обучения была  и есть проблема духовного становления и развития личности школьника. Что такое духовность? В «советское» время в нашей стране утверждалось, что это значит… ходить в кино, театр и на концерты «классической» симфонической музыки… Давайте поразмышляем, что же такое духовность? Можно ли назвать духовным человека если он имеет высшее образование, но злоупотребляет спиртным, к людям относится свысока, может обмануть.?

Можно ли назвать духовным человека, который после пикника на природе оставляет после себя горы мусора? Можно ещё много задавать подобных вопросов, но думаю, что вам понятно, что:

Духовность человека определяется всей его жизнью, тем как он живёт и поступает в той или иной ситуации, его отношением к окружающему миру. Духовность - это особый вид чистой энергии, которой человек обогащается в процессе жизни, в результате высокой нравственности, совершения добрых дел, гуманных поступков и приобретения духовных знаний.
Духовность - это вовсе не высшее институтское образование, это не масса технических знаний.

Самое главное - духовности нельзя добиться без высокой нравственности, а нравственность – это, прежде всего, внутреннее значение тех действий, которые не причинят вреда другим; знания, которые доходят до автоматизма, то есть человек, не задумываясь, всегда любую ситуацию поворачивает на добро, на непричинение другим зла.
Вопросы  духовного  развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема духовно- нравственного воспитания становится все более актуальной. Недостатки и просчеты духовного воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. Часть школьников поражена  скептицизмом, нежеланием активно участвовать в общественных делах, откровенными иждивенческими настроениями, это мы видим на примере наших воспитанников
. В представлениях детей о главных человеческих ценностях духовные ценности вытесняются материальными.  Отсутствие духовного развития, как мы сейчас видим, привело к нравственному опустошению.

 Исчезли слова добро, мир, дружба, прощение и согласие в душе, покаяние, и таких слов можно перечислять множество. Исчезла духовность.  Мною было проведена диагностика по духовно-нравственному   воспитанию. Анализ показал, что в классах с 5-9   преобладают такие стили общения как дружелюбный.  Хочу привести  часть  статьи  из  газеты  « Московский комсомолец»  Юрия Бондарева. « Даже слово  « любовь» - одно из священных, божественных состояний, которое получило человечество и в которое вложило чистейший, душевный и физический смысл, заменили ветреным и вульгарным словом « секс». Распущенность сейчас безгранично господствует  и  на телевидении, и в театре,  в литературе. Сколько убийств, тошнотворных извращений, аномалий мы видим по телевизору! Идет растление наших детей.  Мои ровесники, вернувшиеся после войны, пройдя все, круги ада, сквозь кровь, пот, потери и нелегкие победы, боялись поцеловать девушку. А ребята были смелые, сильные, здоровые, обстрелянные, насквозь пропитанные порохом, не раз встречавшиеся со смертью.  Многие думают, что только экономика спасет нас. Нет. Это непростительное заблуждение. Спасет культура. Слово. Книги. Журналы. Газеты. Телевидение. Радио. Однако сегодня культура опустилась на опасный низкий уровень. Такого товарищества,  дружбы,  доверия, чувства локтя среди людей, какое было прежде ,нет. Вернуть это сложно: попробуйте разбить яйцо. А потом склеить его. Сумеете? Нет. Но надежда все же остается». Вот такими словами он заканчивает статью и я  полностью согласна с ним.

  Кто как не учитель и семья, имеющие возможность влияния на воспитание ребенка, должны уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Именно поэтому школа, а в частности учитель, мы с вами, решая задачи воспитания, должны опереться на  разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности. Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многого. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней и  что эти качества должны закладываться сегодня.  Школа пробует через культуру своего народа, осуществлять влияние на духовно-нравственное воспитание  школьников. Однако на сегодняшний день духовно воспитание не может быть представлено отдельными уроками в учебном процессе.

 На сегодняшний день большинство из нас, а это семья, школа оказались очень далеки от своих духовных истоков, от высот духовно-нравственной культуры, что затрудняет решение проблемы. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.  В классе  обучается 18 человек. Социальный статус семьи разнообразен: в классе 2 детей  имеют опекунов, 12 учащихся воспитываются в неполных семьях    ( нет отца, нет матери у  одного), 1 ребенок имеет отчима  и только 4 детей воспитываются в полных семьях. Даже если эти семьи полные, их  поведение нельзя назвать духовно - нравственным.( алкоголь, курение, аморальное поведение)  Педагогическое наблюдение, анкетирование, беседы с родителями и учителями показали, что у  некоторых учащихся еще  низкий   уровень  самоорганизации учебного труда, навыков самообразования и самовоспитания. Постоянно стараемся  работать  в нравственном направлении, т. е. сформировать у школьников нравственные понятия, культуру поведения, каждому ученику помогаем улучшить и совершенствовать свой духовно-нравственный мир, помогаем каждому ребенку включиться в систему нравственных отношений ( мероприятия, кл. часы, воспит. часы, экскурсии, посещение музеев, театра и др.выходы и просто беседы),  Но жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Обращать внимание школьников на негативное в жизни и поведении людей, анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные выводы не только желательно, но и необходимо. Вовремя, к месту приведенный негативный пример помогает удержать школьника от неправильного поступка, формирует понятие о безнравственном. ( коменд. час, сквернословие, о толерантности, о том, что  будет, если совершим  неправильный поступок.

  Истинное назначение педагога  и семьи – духовное творение и развитие человека, приобщение к духовным ценностям, формирование духовности.

Учитель, воспитатель  – не просто предметник, а учитель жизни, который помогает ученикам найти свое предназначение.  Педагог  должен, прежде всего, убедить учеников в их человеческой ценности и развивать то, что заложено в них. Отсюда следует, что в русле духовной, гуманистической педагогики встает задача образования самого учителя, педагога, как врачевателя человеческих душ. Бездуховный учитель, владеющий самыми современными методиками, не может заложить духовно-нравственное начало у своих воспитанников. Только пример воспитывающего (наставника) может дать результаты. Вряд ли помогут словесные наставления и нравоучения.  Естественно, что воспитание зависит  от личного примера учителя и воспитателя, его поведения, отношения к воспитанникам, мировоззрения, деловых качеств, авторитета.  Но сила положительного примера наставника увеличивается, когда он своей личностью, своим авторитетом действует систематически и последовательно. Кроме того, сила положительного воздействия педагога будет возрастать и тогда, когда воспитанники убедятся, что между его словом и делом нет расхождений ( нет двойной морали), что его убеждения искренние .  Решить поставленные задачи, воспитать духовную личность возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Духовно- нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь. Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие, и на воспитание эстетических чувств и интересов. Школа для ребенка – та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Поэтому сегодня, как никогда, важно, чтобы духовно-нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят духовно- нравственным содержанием. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание школьников. Обобщение опыта "Роль религиозно-философского комментария на уроках литературы в формировании духовно-нравственных ценностей девятиклассников"

В работе представлен опыт использования религиозно-философского комментария на уроках литературы в 9 классе. Даются научно-практическое обоснование опыта, алгоритм применения  и примеры использов...

Духовное воспитание школьников

… Давайте поразмышляем, что же такое духовность? Можно ли назвать духовным человека если он имеет высшее образование, но злоупотребляет спиртным, к людям относится свысока, может обмануть.?Можно ли на...

КРУГ РАДОСТИ и ДОБРА – одна из форм нравственно-духовного воспитания школьников. Основной целью обучения и воспитания учащихся гимназии "Самопознание" является приобщение детей к ценностям современного общества, формирование способности осознать себя, о

1. Круг радостиØПриглашаю вас всех в наш «круг радости». Давайте все встанем дружно в круг, рядышком, плечом к плечу. А теперь возьмемся за руки и начнем наш урок «Самопознание» с прекрасной песни, ко...

Роль учителя ОПК в системе духовного воспитания школьников.

Обобщение опыта работы по духовно-нравственному воспитанию ....

Статья "Краеведческая работа как элемент духовного воспитания школьников

Статья посвящена организации краеведческой работы в школе. Главный акцент сделан на воспитание духовно богатой личности, любящей свою Родину. Обобщен опыт работы по использованию краеведческого матери...

Методические рекомендации по организации духовно-нравственного воспитания школьников среднего звена «Аксиологические номинации как средство формирования духовно-нравственных ориентиров учащихся»

С целью оказания методической поддержки в процессе осуществления  духовно-нравственного воспитания обучающихся МБОУ Одинцовской СОШ №17 с УИОП составлены Методические рекомендации по организации ...