"Просто и занимательно о русском языке"
материал (5 класс) на тему

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Просто и занимательно о русском языке" для учащихся 5-7 классов общеобразовательной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prosto_i_zanimatelno_o_russkom_yazyke.rar2.27 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Даниловская средняя общеобразовательная школа»

Подготовила учитель русского языка и литературы

Суворова Елена Николаевна

Учитель: Ребята, на факультативных  занятиях вы познакомились со многими занимательными рассказами о языке, его жизни, развитии.

Мы продолжаем наш рассказ. Но сначала ответим на вопрос, почему наши занятия посвящаются рассказам о языке.

Ученик 1. С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком  (слайд 2).  Ребёнок ещё не научился как следует говорить, а его чистый воздух уже ловит журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песни  (слайд 3)

Ученик 2. Подросток идёт в школу. Юноша шагает в институт или университет. Целое море слов, шумный океан речи подхватывает его там, за широкими дверями. Сквозь живые беседы учителей, сквозь страницы сотен книг (слайд 4) впервые видится ему отражённая в слове необъятно сложная Вселенная (слайд 5)

Ученик 1. Человек знакомится с теми мыслями, что сложились в головах людей за тысячелетия до его рождения, и обретает возможность обращаться к правнукам, которые будут жить спустя века после его кончины. И всё это благодаря языку. (слайд 6)

Ученик 2. Радостная или горькая, гневная или нежная летит над просторами Родины крылатая песня. Песня – это язык (слайд 7, 8)

Ученик 1. Эта формула – тоже язык!  (слайд 9)

Ученик 2. Всё, что люди совершают действительно человеческого, совершается при помощи языка. Нельзя без него работать согласованно, совместно с другими. Без его посредства немыслимо ни на шаг двинуть вперёд науку, технику, ремёсла, искусство – жизнь (слайды 10-13)

Ученик 1. Так о языке, его могучей силе сказал известный филолог Лев Васильевич Успенский. Свою первую книгу о языке – научно-популярную, живую, яркую – он назвал «Слово о словах». Сейчас много научно - популярных книг на эту тему, а тогда, в начале 60-х годов, за ней выстраивались очереди, в библиотеках на неё заранее записывались,

передавали друг другу, взахлёб читали по ночам – читали взрослые, подростки, молодёжь. Хорошая это книга. Занимательно, интересно в ней рассказывается о языке, о лингвистической науке (слайд 14)

Ученик 2. Лев Успенский – «Слово о словах»… Познакомьтесь с этой книгой.

Ученик 3. Продолжаем наш рассказ. Великая Отечественная война… Оккупированный Орёл  (слайды 15-16).  К коменданту города пришла молоденькая девушка, учительница русского языка. Она просила разрешения открыть музей Тургенева. Удивительно, но разрешение комендант дал, выделив для этого маленькую комнатку.

   И вот музей открыт. Посетителей немного. Люди первое время не понимали, к чему эта затея. Однако прошло несколько дней, и посетителей становилось всё больше и больше. Побывав в музее, они словно преображались. Светлел взгляд, твёрже становилась походка, выше поднималась голова (слайд 17).

Фашистов заинтересовало, что же вселяет в людей уверенность. Комендант решил посмотреть сам. Вошёл в музей и всё понял… Первое, что видел каждый, были слова: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах своей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий. Могучий, правдивый и свободный русский язык!

Не будь тебя, - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» (И.С. Тургенев) (слайд 18).

Учитель. Наш родной русский язык, великое русское слово… А знаем ли мы его и умеем ли беречь? По – настоящему ли нас увлекает изучение русского языка в нашей школе? Чувствуем ли мы его жизнь, движение? Достаточно ли высока наша культура речи – устной и письменной?

Сегодня на занятии факультатива мы попытаемся это выяснить.

Учитель. Ребята, по электронной почте мы получили странное сообщение. Жители планеты «Нормандия», которая находится на просторах Лингвии, где-то между Лексикой и Грамматикой, посылают сигналы «SOS».

Мы должны непременно выяснить, что там случилось. А для этого я предлагаю вам скорее отправиться в путь. Согласны?  (слайд 19)

Учитель. Вот и планета «Нормандия» (звучит торжественный марш, появляется королева Норма (слайд 19 )

Учитель:

- Здравствуйте, многоуважаемая королева  Норма! Мы получили ваше сообщение и сразу же отправились в путь. Наши юные друзья готовы вам помочь.

Королева:

- Ах, помощь срочно нам нужна.

Я – Норма. Значит, я важна!

Однако грозные ошибки

Со всех сторон меня теснят

И с трона вытолкать хотят!

Нарушить норму каждый рад,

Но как вернуть бы всё назад?

Учитель:

- Помочь Вам – долг священный наш!

Вы дайте только карандаш!

Задание 1. (слайд 20 )

Королева:

- Как мило с вашей стороны!

Мне помощь оказать смогли.

Но вот друзья мои в беде:

Им тесно на одной строке!

Задание 2. (слайд  21 )

Королева:

- Продолжим далее наш путь,

Не тратя время зря.

Чтобы родню мою спасти,

Помощник нужен нам в пути.

Возьмём словарь: друг верный он

И с ударением знаком!

Задание 3. (слайд  22 )

Королева:

- Царит в стране моей содом!

Забыли имена свой дом.

С глаголом не хотят дружить

И мирно на планете жить!

Скорей, друзья, им помогите:

Домой дорогу укажите!

Задание 4. (слайд 23  )

Королева:

- А в этом городе

Враги поссорили друзей.

Соединить их помоги –

Найди им пару поскорей!

Задание 5. (слайд 24 )

Королева:

- Свободна вновь страна моя!

Врагам здесь места нет!

Спасибо, юные друзья,

За помощь и совет!

Учитель:

- Уважаемые  друзья! Наша экспедиция по спасению Нормандии благополучно завершилась.

Подведем итоги…  Нормы литературного языка – это… (слайд 25 )

Какие нормы выделяют?  (слайд  25 )

Вывод: знание норм и умение правильно говорить и писать составляют … культуру человека (слайд 26  )

Список литературы

  1. Школьный театр лингвистических миниатюр. - Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. – 1990 - № 9.- С.66-67
  2. Захарова Н.С. «Клуб любителей русского языка»: Методические разработки внеклассных мероприятий для 5-7 классов.- ВИПКРО: Наша школа – 2010 - №5. - С.28-31


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательный урок русского языка.Филологическая разминка

Филологическая разминка в форме теста проводится на первом уроке русского языка в начале учебного года в 5 классе. Тест содержит вопросы по основным разделам русского языка....

Занимательный урок русского языка.Филологическая разминка

Филологическая разминка в форме теста проводится на первом уроке русского языка в начале учебного года в 8 классе. Тест содержит вопросы по основным разделам русского языка....

Занимательный урок русского языка.Филологическая разминка

Филологическая разминка в форме теста проводится на первом уроке русского языка в начале учебного года в 8 классе. Тест содержит вопросы по основным разделам русского языка....

Программа кружка "Занимательно о русском языке"

Программа кружка по русскому языку для 5 класса....

Внеклассное мероприятие " Занимательно о русском языке"

Сценарий мероприятия  для  проведения предметных недель по русскому языку...

Занимательно о русском языке и литературе

Место мероприятия в системе образования: познавательноеЦель:  пробудить интерес к изучению русского языка и литературы через полученные знанияЗадачи:- проверить уровень знаний по русскому языку и...