"Культура речи и поведения" (программа кружковой работы)
календарно-тематическое планирование (6 класс) по теме

Галустян Любовь Леоновна
  • на основе анализа распространенных ошибок научить говорить и писать правильно; продуманно использовать единицы русского языка в зависимости от речевых ситуаций;
  • совершенствовать умения и навыки в области русского литературного языка; развивать речь на основе введения в активный словарь новых терминов и слов;
  •  научить навыкам культурного поведения в социуме

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

          Рабочая программа  «Культура речи и поведения»- культурологической направленности.

Возраст обучающихся 10-14 лет. Срок реализации – 1 год.

Цель образовательной программы: создание условий для повышения уровня коммуникативной компетенции обучающихся, формирования умений и навыков культуры словоупотребления, произношения, общей культуры и адаптации личности в обществе посредством обучения культуре речи и этике.  

       Задачи

  • на основе анализа распространенных ошибок научить говорить и писать правильно, продуманно использовать единицы русского языка в зависимости от речевых ситуаций;
  • совершенствовать умения и навыки в области русского литературного языка; развивать речь на основе введения в активный словарь новых терминов и слов;
  •  научить навыкам культурного поведения в социуме

Требования к уровню подготовки обучающихся
По окончании изучения курса « Культура речи и поведения” учащиеся должны
знать:

  • качества хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство);
  • законы русского литературного произношения;
  • этимологию наиболее часто употребляемых фразеологизмов;
  • функции историзмов, архаизмов, неологизмов, омонимов, паронимов, синонимов, антонимов и их роль в нашей речи;
  • особенности разговорной и просторечной лексики, профессионализмов и жаргонизмов, диалектизмов;
  • особенности употребления числительных и местоимений;
  • основные причины нарушения синтаксической нормы, приводящие к речевым ошибкам;
  • особенности выступлений в различных жанрах, правила подготовки выступлений.
  • правила поведения в общественных местах

уметь:

  • определять роль знаков препинания в тексте;
  • правильно ставить ударение в слове (орфоэпическая норма);
  • определять значение фразеологизмов и функционирование их в речи;
  • находить в тексте историзмы, архаизмы, неологизмы, омонимы, паронимы, синонимы, антонимы, правильно употреблять их в своей речи
  • правильно произносить слова в сложных случаях произношения;
  • различать клише и штампы;
  • правильно употреблять формы числа, рода имен существительных; числительные и местоимения, правильно образовывать формы прошедшего времени глагола;
  • соблюдать синтаксическую норму;
  • отбирать речевые средства с учетом ситуации, избегать тавтологии, многозначности, речевых ошибок;
  • различать виды выступлений (различные жанры), владеть приемами ведения дискуссии, дебатов и т.д.
  • применять  изученный материал на практике

В соответствии  нормами СанПиН 2.4.4.1251- 03  наполняемость учебной группы  15 человек. Режим работы– 2 занятия в неделю по 2 часа, 144 часа в год.

Формы и методы работы:

- мини-лекции;

- практикумы с элементами исследования;

- семинары с элементами дискуссий;

- зачетная работа (тест);

    Методы деятельности обучающихся:

- частично-поисковые,

- эвристические.

Контроль уровня обученности и воспитанности осуществляется   в соответствии с Положением о мониторинговой деятельности и Положением о промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в детских объединениях .

Возможны различные подходы к выбору форм контроля и оценки знаний. При традиционном подходе к организации занятий вполне приемлема существующая балльная шкала оценок с проведением зачета в форме конференции, на которой обучающиеся могут выступить с публичной речью на заданную тему.

Условия реализации программы

Для организации учебных занятий необходимы следующие условия:

  • учебный кабинет, отвечающий санитарно – гигиеническим нормам;
  • компьютер;
  • мультимедийный  проектор;
  • обучающие компьютерные игры;
  • наглядные пособия: плакаты,  карточки, альбомы,  диски (CD,  DVD) о Древнем  Риме, об этикете;  мультфильмы)
  • дидактический материал;
  • методические пособия

Учебно-тематический план

Название разделов, тем

Всего часов

Из них

теоретических

практических

I

Введение в образовательную программу

6

2

4

1.1

Цель, задачи детского  объединения.  Инструктаж по технике безопасности

2

1

1

1.2

Речь – великая сила: она убеждает, обращает, принуждает

2

0,5

1,5

1.3

Общие принципы культурного поведения

2

0,5

1,5

II

Культура речи

30

14

16

2.1

Речь устная и письменная

Качества  хорошей речи

10

5

5

2.2

Русский речевой этикет: приветствие,  прощание  

Поздравления, выражение благодарности, извинения

10

5

5

2.3

Сложносокращённые слова

Несклоняемые имена существительные

Эпистолярное искусство

8

4

4

2.4

Итоговое занятие: конкурс презентаций

2

2

III

Из истории этикета

36

17

19

3.1

Античный мир. Древняя Греция. Древний Рим. Западная Европа

8

4

4

3.2

Россия. Допетровский и петровский периоды

22

11

11

3.3

Восточный этикет

4

2

2

3.4.

Итоговое занятие. Мини-спектакль «Путешествие во времени»

2

2

IV

Культура поведения в общественных местах

36

26

10

4.1

Культура чувств, одежды,

 движений

Национальная специфика

10

8

2

4.2

Поведение на транспорте

16

12

4

4.3

Правила хорошего тона за столом

8

6

2

4.4

Итоговое занятие.  Викторина «Как хорошо знать этикет»

2

2

V

Этикет внешнего вида

36

24

12

5.1

Имидж современного делового человека

18

14

4

5.2

Женская одежда

10

9

1

5.3

Мужская одежда

10

5

5

VI

Итоговое занятие

2

2

Всего

144

83

61

Содержание программы

Раздел 1. Введение в образовательную программу

 1.1.Теоретические знания: знакомство с обучающимися. Порядок и содержание работы объединения. Правила техники безопасности.

 Практическая работа: Изучение и первичное закрепление новых сведений

 Форма проведения занятий: беседа

1.2 Теоретические знания: Речь – великая сила: она убеждает, обращает, принуждает

Практическая работа: Высказывания лингвистов о языке

Форма проведения занятий: групповая работа

1.3. Теоретические знания:  общие принципы культурного поведения

Практическая работа:   основные принципы культурного поведения. 

Форма проведения занятий: ролевая игра

Раздел  2.  Культура речи

            2.1 . Теоретические знания:   общие принципы культурного поведения. Речь устная  и письменная. Качества  хорошей речи ,общие принципы культурного поведения.

           Практическая работа: находить отличительные признаки речи устной и письменной, составление текстов

         Форма проведения занятий: работа с текстами        

    2.2. Теоретические знания:  Речевой этикет.   Приветствие, прощание, благодарность, извинение

          Практическая работа: Составление диалогов этикетного характера.

         Форма проведения занятий:    ролевая игра, мини-спектакль

2.3. Теоретические знания:  Слово и его значение. Недостатки современного речевого общения: грубость, ложь, раздражительность. Сквернословие.

Практическая работа: Умение находить в словаре определение лексического значения слова. Основные правила, на которых строится деловое общение

Форма проведения занятий:   ролевая игра

Раздел  3.     Из истории этикета

  1. Теоретические знания:  Античный мир. Древняя Греция. Древний Рим. Западная Европа

             Практическая работа: знакомство с этикетом античного мира

            Форма проведения занятий:   рассказ, просмотр видео о древнем Риме

  1. Теоретические знания:  Россия. Допетровский и петровский периоды.

Практическая работа: Формирование этикета   великороссов

Форма проведения занятий:   Книга А.Толстого «Пётр Первый»

3.3   Теоретические знания:  Восточный этикет

Практическая работа: основные принципы восточного этикета

Форма проведения занятий:   рассказ, беседа

Итоговое занятие. Мини-спектакль «Путешествие во времени»

Раздел 4. Культура поведения в общественных местах

4.1. Теоретические знания:  

Культура чувств, одежды, движений. Национальная специфика

Практическая работа: определение культуры внутренней и внешней

Форма проведения занятий:   беседа

4.2 Теоретические знания: поведение на транспорте

Практическая работа: ПДД, ТБ

Форма проведения занятий:   ролевые игры

4.3 Теоретические знания:  Правила хорошего тона за столом

Практическая работа: Что можно и что нельзя  делать за столом

Форма проведения занятий: ролевые игры  

Итоговое занятие. Викторина «Как хорошо знать этикет»

Раздел  5.  Этикет внешнего вида

5.1.Теоретические знания:  Имидж современного делового человека

Практическая работа: основные требования к  внешнему  виду

Форма проведения занятий: беседа , иллюстрации

5.2. Теоретические знания:   Женская одежда

Практическая работа: Род занятий и одежда

Форма проведения занятий: беседа

5.3. Теоретические знания:   Мужская одежда

Практическая работа: Основные требования к мужской одежде

Форма проведения занятий: беседа, составление гардероба

                           Методическое обеспечение программы

          Образовательная программа «Культура речи и поведения» основывается на следующих принципах:

- комплексность, понимаемая как согласованное взаимодействие образова-тельных учреждений всех типов;

- дифференцированность, представляющая дифференциацию целей, задач, средств и планируемых результатов по повышению уровня  культуры речи и поведения;

- аксиологичность, способствующая формированию у детей и подростков мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, уважении к человеку, окружающей среде, которые являются ориентирами и регуляторами их поведения;

- многоаспектность, направленная на сочетание различных векторов целевой  деятельности, включающей следующие аспекты: социальный, психологический, образовательный;

- этапность понимания, как последовательное, постепенное, с учетом возрастных и психологических особенностей детей, изучение правил  поведения в общественных местах, практическое внедрение алгоритма  поведения в социуме.

    Проведение занятий по программе планируется с использованием наглядных пособий. Познавательную деятельность активизируют различные формы самостоятельной работы: участие в обсуждении и решение проблемных ситуаций, выдвигаемых педагогом, анализ устных ответов воспитанников, их дополнение в процессе уплотненного опроса при проверке знаний, выполнение заданий с вариантами ответов по каждой теме, тестирование.

    Формы проведения занятий зависят от сложности изучаемой темы, уровня подготовки обучающихся и их социально-возрастных особенностей. Это беседы, заочные экскурсии, моделирование ситуаций, соревнования, ролевые игры. Занятия включают в себя логические игры, ребусы, викторины, конкурсы на зрительную память, смекалку. Эти и другие формы занятий дают возможность участникам объединения максимально проявить свою активность, творчество, учат этике взаимоотношений, делают детей более подготовленными.

    Раскрытие содержания каждой темы в соответствии с возрастом учащихся оказывает решающее влияние на мотивационную сферу восприятия  правил , норм воспитанниками, способствует формированию серьезного и заинтересованного отношения.

Список литературы:

Для педагога.

1. Андреев В.Ф.Золотая книга этикета. Москва.ЗАО «Издательство «Вече»2. .Васильев А. Поведение в обществе YouTube
3. Греков В.Ф .Пособие для занятий по русскому языку. Москва. Просвещение.2002

4. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М.В.И. Даль и его словарь. Москва.»Вербум -

М».2006

5. Евлампиева Е.А.Занимательные задания на уроках русского языка. Чебоксары «Клио». 1997.

6. Сергеева Е.В. Тесты по русскому языку. Санкт- Петербург. «Союз». 1999.

7. Толстой А.. Пётр Первый. Москва. «Просвещение».2001.

8. Харченко В.К. Поведение: от реального к идеальному. Изд.З. - Белгород:

Изд-во :ГП «Белгородск. Обл.типография»,2005.

Для детей:

1. Андреев В.Ф.Золотая книга этикета. Москва. ЗАО «Издательство «Вече»

2. Греков В.Ф.Пособие для занятий по русскому языку. Москва. Просвещение.2002

3. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М.,В.И. Даль и его словарь. Москва» Вербум -

М».2006

5. Евлампиева Е.А.Занимательные задания на уроках русского языка. Чебоксары «Клио». 1997.

6. Толстой А.. Пётр Первый. Москва. «Просвещение».2001.


Календарно-тематический план  к модифицированной образовательной  программе  

«Культура речи и поведения»

№ п/п

Дата

№ гр.

Теория

Часы

Практика

Часы

Средства обучения

1.Введение в образовательную программу 6 часов

1

Цель, задачи детского  объединения.  Инструктаж по технике безопасности

1

Изучение и первичное закрепление новых сведений

1

Лекция

2

Речь – великая сила: она убеждает, обращает, принуждает

0,5

Высказывания лингвистов о языке

1,5

Групповая работа

3

Общие принципы культурного поведения

0,5

Основные принципы культурного поведения.

1,5

Ролевая игра

Раздел 2 .  Культура речи  30 час

1

Речь устная и письменная

1

Находить отличительные признаки речи устной и письменной составление текстов

1

Тексты

2

Речевой этикет.

1

Составление диалогов этикетного характера.

1

Ролевая игра

3

Качества хорошей речи.

1

Сравнить речь героев мультфильма, охарактеризовать её

1

Мультфильм

4

Недостатки современного речевого общения.

1

Анализ текстов на заданную тему

1

Тексты

5

Сквернословие

1

1

Презентация

6

Русский речевой этикет: приветствие,  прощание  

1

Развитие монологической и диалогической речи

1

Ролевая игра

7

Поздравления, выражение благодарности, извинения

1

Умение устанавливать и поддерживать контакт с собеседником

1

Мини-проект "Моя визитная карточка".

8

Разговор по телефону

1

Основные правила построения  беседы

1

Тест "Культура телефонного общения".

9

Слово и его значение

1

Умение находить в словаре определение лексического значения слова

1

Толковый словарь

10

Омонимы. Фразеологизмы

1

Умение находить в тексте омонимы, фразеологизмы, определять их значение

1

Фразеологический словарь, тексты

11

Основные способы образования слов. Сложносокращённые слова

1

Определение способов образования слов

1

Конструирование предложений со сложносокращёнными словами

12

Несклоняемые имена существительные Имена   существительные общего рода

1

Особенности употребления существительных общего рода и несклоняемых существительных

1

Составление предложений с несклоняемыми существительными и существительными общего рода

13

Разноспрягаемые глаголы

Степени сравнения имён  прилагательных, их употребление в речи

1

Особенности употребления разноспрягаемых глаголов,  глаголов победить, затмить, убедить,  очутиться… и имён прилагательных в сравнительной  степени

1

Редактирование текстов

14

Культура полемики

1

Основные правила, на которых строится деловое общение

1

Составление диалогов этикетного характера

15

Итоговое занятие

2

Презентации

                                                                               

                                                                         Раздел 3. Из истории   этикета    36 часов

1

Из истории этикета.

Античный мир

1

Письменные правила поведения на Руси

1

Работа с  источниками по истории

2

Древняя Греция

1

Палестры,  гимнасии

1

Иллюстрации

3

Древний Рим

1

Форум  ,Марсово поле

1

Диск о Др.Риме

4

Западная Европа

1

Жестикуляция и обнажение головы, поклоны, поцелуй руки

1

Иллюстрации

5

Россия. Допетровская Русь

1

Формирование этикета  великороссов

1

Работа с  источниками  по истории

6

Распорядок дня в допетровской Руси.Семья

1

Взаимосвязь церковной службы и распорядка дня. <Бог - мир, царь - государство, муж - семья>;

1

 Отрывки  из произведений

7

Семейные праздники в допетровской Руси. Гостевой этикет

1

Крестины, именины, новоселье

1

Отрывки  из произведений

8

Положение женщины в допетровской Руси

1

Семейный круг  общения

1

Иллюстрации

9

Одежда в допетровской Руси. Поездки

1

У женщин надевался летник, затем опашень (или сарафан, душегрея, телогрея), мантия (приволока), или шуба, а у мужчин - кафтан, ферязь, опашень, шуба (ходить без пояса не полагалось).

1

Иллюстрации

10

Петровское время(1696-1725 годы)Брак в петровское время

1

Реформы Петра I нарушили традиционную замкнутость боярских, дворянских и городских (посадских) семей.

1

Отрывки из книги А.Толстого «Пётр Первый»

11

Положение женщины в петровское время

1

Через изменение отношения к женщине Петр I надеялся европеизировать русскую знать

1

Отрывки из книги А.Толстого «Пётр Первый»

12

Дети в петровское время

1

Регламент> всех сторон жизни, задуманный Петром I, распространялся на отношения детей и родителей

1

Отрывки из книги А.Толстого «Пётр Первый»

13

Внешний вид горожан

1

Указы Петра 1

1

Отрывки из книги А.Толстого «Пётр Первый»

14

Ассамблеи и развлечения в петровское время

1

Ассамблеи при Петре I стали самой яркой формой светского развлечения. Они были введены в 1717 году,

1

Отрывки из книги А.Толстого «Пётр Первый»

15

19- начало 20 века . Брак, образование Вторая половина 19- 20 вв.

1

На протяжении 19 века формы образования совершенствовались, его получали все более широкие слои общества.

1

Работа с  источниками  по истории

16

Восточный этикет. Китай

1

Незыблемость конфуцианской морали и принципов взаимоотношений в обществе, освященных традицией и поддерживаемых официальной властью.

1

Индивидуальные задания

17

Восточный этикет. Япония

1

Основные принципы японского этикета

1

Индивидуальные задания

18

Итоговое занятие  Мини-спектакль «Путешествие во времени»

2

                                                                               

Раздел 4 . Культура поведения в общественных местах  36часов

1

Культура чувств. Культура одежды.

Культура движений

1

Культура внешняя и внутренняя

1

Обсуждение

2

Национальная специфика и культура жестикуляции

1

Особенности национального менталитета

1

Заочное путешествие по странам

3

Осанка

Улыбка

0,5

Хороший вкус и правильная осанка – залог успеха

1,5

Конкурс - дефиле

4

Поведение на улице

Поведение на лестнице

Поведение в лифте

1

    ПДД, ТБ

0,5

Ролевые игры

5

Поведение в городском транспорте

1

Уважительное отношение ,внимание  к друг другу – признаки воспитанного человека

1

Ролевые игры

6

Автомобиль

Поезд

Самолёт

1,5

Правила поведения

0,5

Обсуждение изученного материала

7

В магазине

1

Взаимоотношения покупатель – продавец - кассир

1

Ролевые игры

8

Правила хорошего тона за столом

1

Что можно и что нельзя  делать за столом

1

Ролевые игры

9

Правила пользования  столовыми приборами

1

Умение пользоваться столовыми приборами

1

Ролевые игры

10

Сервировка стола

1

Столовое бельё, расположение посуды и приборов, украшения

1

Работа по группам

11

В театре, на  концерте

1

«В театре должно держаться точно так же прилично и благовоспитанно, как в великосветской гостиной»

1

Ролевые игры

12

 На экскурсии, в музее

1

Экскурсовод- наш помощник

1

Ролевые игры

13

Путешествия.

В гостинице

1

«В чужом монастыре»

1

Беседа - обсуждение

14

В больнице

1

Тактичность, утешение при  посещении больного

1

Беседа

15

В храме

1

Уважительное отношение к священному месту

1

Беседа

16

 В библиотеке

1

Бережное относиться  к книге, не мешать другим читателям- основное требование

1

Почему так, а не иначе. Диспут

17

В гостях

1

Пунктуальность, вежливость, тактичность, благодарность хозяевам - немногое из правил хорошего тона

1

Беседа- обсуждение

18

Итоговое занятие.   Викторина «Как хорошо знать этикет»

2

                                                                               

                                                                         Раздел 5. Этикет  внешнего вида  36 часов

1

Имидж современного делового человека

1

Основные требования к  внешнему  виду

1

Иллюстрации, фото- графии

2

Этикет внешнего вида

1

Индивидуальность, неповторимость внешнего облика

1

Фотографии

3

Мода и вкус

1

Разумность и аккуратность – признаки хорошего вкуса

1

Беседа

4

Выбор цвета

1

Выбор цвета и природные данные человека

1

Групповая работа

5

Одежда

1

Чистота и опрятность – основные требования  к  одежде

1

Беседа

6

Обувь, сумки, перчатки,

1

Удобство, простота, практичность-

1

Групповая работа

7

Головные уборы

1

Основные принципы при выборе головного убора

1

Групповая работа

8

Женская одежда

1

Род занятий и одежда

1

Беседа

9

Одежда для работы

1

Основные требования  к одежде для работы

Составление гардероба

10

Костюмы

Одежда нарядная

1

Ткани ,фасон для нарядной одежды

1

Индивидуальные задания

11

Украшения

Косметика

1

Чувство меры – основное при  использовании украшений и косметики

1

Беседа

12

Парфюмерия

1

Секреты из флакона

1

Как «пробовать» аромат

13

Мужская одежда

1

Консерватизм мужской моды

1

Беседа

14

Правила ношения костюма

1

Сочетания цвета, узора, сорочки, галстука, обуви- основное требование

1

Групповая работа

15

Галстук

1

Основные виды галстуков

1

Как правильно завязать галстук

16

Обувь, носки, головной убор

1

Виды головных уборов. Цвет обуви, носков

1

Составление ансамбля

17

Косметика и парфюмерия

1

Особенности мужской косметики и парфюмерии

1

Беседа

18

Итоговое занятие

2

Презентации

Итого: 144

83

61


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План кружковой работы "Ручеек" по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 2011-2013 уч. год

МБДОУ «Детский сад «Мастерок»План кружковой работыпо развитию связной речи детей с ОНР  IIIуровнястаршего дошкольного возраста «Ручеёк» (2й год обучения) Учитель-логопед: Рогалева Н.А....

«Кружковая работа в целях повышения общей языковой культуры учащихся»

Тема моего выступления «Кружковая работа в целях повышения общей языковой культуры учащихся».        Своё выступление я хочу начать словами персидского философ...

Программа кружковой работы "Солнечные зайчики" по развитию устной речи и творческих способностей

Цель программы — развитие устной речи и творческих способностей детей сред­ствами театрального искусства. Задачи - Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих ...

КРУЖКОВАЯ РАБОТА КАК ВНЕУРОЧНАЯ ФОРМА АКТИВИЗАЦИИ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ТРУДОЛЮБИЯ УЧАЩИХСЯ

Автор описывает (из опыта работы)«Использование инновационных методов и технологий в воспитательной деятельности педагога»....

ДОКЛАД на тему: «Формирование музыкальной культуры подростков в процессе кружковой работы».

Воспитание подрастающего поколения невозможно без приобщения к общечеловеческим культурным ценностям, без глубокого овладения опытом мирового культурного наследия прошлого.  В процессе формирован...

Кружковая работа учителя-логопеда « Ранняя коррекция речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи».

Распространённость речевых нарушений среди дошкольников в настоящее время настолько велика, что открытие логопедических групп и логопедических пунктов в дошкольных общеобразовательных учреждениях стан...