Театральное искусство в кадетском корпусе, как средство духовно-нравственного воспитания гражданина.
статья на тему

Пилюгина Мария Валерьевна

В настоящее время все острее встает проблема воспитания подрастающего поколения. Поэтому перед учителями поставлены задачи создание условий для максимального раскрытия творческого потенциала, развития способностей учащихся. Тетаральная деятельность способствует ракрытию скрытых способностей детей, привлечению их в волшебный мир искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralnoe_iskusstvo_v_kadetskom_korpuse.docx21.87 КБ

Предварительный просмотр:

Театральное искусство в кадетском корпусе,

как средство духовно-нравственного воспитания гражданина.

Автор: Забалухина Мария Валерьевна

 - учитель музыки МБОУ «СОШ №10»

г.Новочебоксарска ЧР

Аннотация:  В настоящее время все острее встает проблема воспитания подрастающего поколения. Поэтому перед учителями поставлены задачи создание условий для максимального раскрытия творческого потенциала, развития способностей учащихся.

Развитие творческого начала в человеке – процесс бесконечный. Человек творчески преобразует действительность через различные виды деятельности. В этой связи, театральная деятельность выступает как мощное средство формирования качеств, раскрывающих творческий потенциал личности. Театр для кадетского образования является исторически важным шагом становления гражданской позиции. Облик современного выпускника кадета - это человек с обширными знаниями не только в военном деле, но и гуманитарных науках, математике, физике, химии, бальным танцам, музыке, театра, с активной жизненной позицией.

Модернизация образования означает переход на новую парадигму образования и воспитания учащихся – на личностно- ориентированную. Изменились ценностные ориентации в обществе, в качестве самой большой ценности стала рассматриваться свободная, образованная, развитая личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира, быть конкурентоспособной.  А основная задача школы - развитие и формирование личности школьников. Перед нами стоит одна из самых сложных задач - создание среды, благоприятной для становления личности каждого ребёнка, а также условий для проявления интеллектуальных, творческих способностей ребят.

Любая творческая деятельность – идеальный ролевой тренинг, поскольку предполагает большое ролевое многообразие в этюдной работе, игре на сцене. Методика перевоплощений, игры в поведение, основы которой заданы еще общепризнанной в театральной педагогике С.С.Станиславского, несут в своей основе ярко выраженные гуманистические признаки: свобода самовыражения через чужой образ, способность к эмпатии, диалогу.

Кроме того, театральная деятельность является действенным средством общего развития ребенка – его мышления, фантазии, умение фиксировать внимание на данном объекте (образе, положении, факте, мысли, чувстве, слове), развивает правильную, выразительную речь, ритмичность, координацию движений и т. д.

Театральной деятельность позволяет обеспечивать единство образования, воспитания и развития школьников. В ходе постановки музыкального спектакля каждый участник в процессе работы над ролью знакомится с множеством понятий, определений, категорий, позволяющих создать целостное представление об окружающем мире, об искусстве, взаимоотношений между людьми, человеком и природой.

В музыкально-театральной деятельности реализуются огромные воспитательные возможности искусства, основанные на непосредственном эмоциональном восприятии художественных произведений, чувствах, сопереживаниях. При участии ребенка в музыкально-сценическом действии происходит становление его гражданской, чувственно-этической и эстетической позиции.

В ходе постановки спектакля также происходит обогащение знаниями музыкальной, театральной терминологии, развитие понятийного аппарата эстетического, театрального словаря. Формирование целостного знания о связи искусства, истории с деятельностью человека происходит в единстве теоретического и творчески-практического опыта учащихся. Кроме того, постановка спектакля приучает школьников работать в коллективе, формируя умение сотрудничества для достижения общезначимой цели, а также способствует воспитанию качеств, необходимых для формирования личности: эмоциональная восприимчивость, эстетический вкус, позволяющий верно воспринимать и оценивать прекрасное в жизни, искусстве и литературе, организованность, настойчивость, ответственность и др..

История театра в России, что примечательно для нас, началась именно в кадетском корпусе. Под руководством Ф. Г. Волкова, основателя первого постоянного русского профессионального театра, в  1732 году в Сухопутном шляхетном кадетском корпусе, создается театральный кружок, своеобразный "кадетский театр", постановки которого пользовались большим успехом.

Официальное открытие Сухопутного шляхетного кадетского  корпуса состоялось 17 февраля 1732 г. В дополнение к Указу от 29 июля 1731 устав определил следующие предметы обучения: русский, немецкий, французский и латинский языки, чистописание, грамматику, риторику, мораль и геральдику. Предписывалось "упражнять воспитанников в танцовании, вольтижировании и в солдатской экзерциции". В результате Сухопутный (так он стал называться с 1743 г.) Шляхетный кадетский корпус становится не только престижным военным и учебным заведением, но и крупным центром образования и культурной жизни, подлинной "рыцарской академией".

Как было записано в уставе кадетского корпуса, воспитание в кадетском корпусе "имеет целью: а) сделать человека здоровым и способным сносить воинские труды и б) украсить сердце и разум делами и науками, потребными гражданскому судье и воину".

В царствование Елизаветы Петровны в придворных кругах возрос интерес к литературе, театру, маскарадным и фестивальным действам. Эта мода проникла и в кадетский корпус. Его воспитанники организовали общество любителей русской словесности. Руководил обществом бывший выпускник корпуса, известный писатель А.П. Сумароков. Кадеты зачитывались его произведениями и стремились ему подражать. От обсуждения произведений общество любителей русской словесности перешло к постановке пьес, написанных его членами. Первой в 1749 году кадеты разыграли пьесу А.П. Сумарокова «Хорев». Вскоре она была исполнена в придворном театре. Это был первый спектакль на русском языке.  В 1756 году Федор Волков создал первый русский общественный открытый театр, прославившийся игрой И.Дмитриевского и других актеров. Репертуар кадетского театра постоянно расширялся. В конце 1750-го и в начале 1751 года состоялось несколько представлений трагедии М.В. Ломоносова "Тамира и Селим". Появление русских трагедий и комедий, составивших основу репертуара кадетского театра, сделало возможным создание постоянного русского театра. Императрица Елизавета была чрезвычайно увлечена представлениями кадетского театра. "Сама императрица, по-видимому, занялась этой труппой... - писала в своих "Записках" позже Екатерина II. - Ей вовсе не надоело смотреть на представление этих трагедий, она сама заботилась о костюмах актеров". Кроме того, был введен придворный обычай - обязательное посещение кадетского театра. До девяти трагедий во время масленицы было представлено двору.

С 2009 года по настоящий день в МБОУ «СОШ №10» действует театральная студия «Летучий корабль». Основной целью студии является: создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и учебную деятельность посредством театра. Занятия проходят дважды в неделю.

Виды деятельности:

  • игровая деятельность;
  • чтение, литературно-художественная деятельность;
  • изобразительная деятельность;
  • постановка сценок,
  • прослушивание песен и стихов;
  • разучивание стихов;
  • разучивание и исполнение песен;
  • постановка спектаклей.

Репертуар театральной студии обширен: от мюзиклов до агитационных программ.

Театральная студия активно сотрудничает с детскими садами г.Новочебоксарска, показывая малышам спектакли по пропаганде здорового образа жизни, привитию правил дорожного движении.

Театралы-кадеты активно участвуют в различных конкурсах и неоднократно оказываются в числе победителей:

2 место в конкурс постер-групп юнармейских отделений «Я бы в армию пошел, пусть меня научат…» республиканского фестиваля –слета юнармейских отделений и военно-патриотических клубов «Нам этот мир завещано беречь!» 2013г.

В городском фестивале юнармейских отделений, Военно-патриотических клубов и кадетских классов в конкурсе постер- групп. 2013 г.

1 место в городском конкурсе тематических столов. 2012 г., 2011 г.

2 место городском конкурсе агитационных программ "Твой выбор". В номинации "ПДД должен каждый знать обязательно на пять". 2012 г.

2 место в городском конкурсе «Как не любить мне эту Землю» в номинации «Литературно-музыкальная композиция» 2012, 2010 г.г.

Городской конкурс «Волшебный занавес» победа 2010, 2011, 2013 г.г.

Таким образом, театральная деятельность представляет собой мощное средство воспитания, которое способствует формированию критериев оценки действительности, характеров и поступков людей в обществе. Данный вид деятельности (как синтетический жанр) создает естественный условия для всестороннего развития потенциальных возможностей ребенка.

«Большой кадетский театр» существует в России уже более 250 лет, и его сила, действенность, высокое искусство проверены многими десятилетиями. И в нынешний сложный «переходный» период жизни страны он будет одним из начал возрождения новой России, одним из источников чистого света. Дай Бог и далее ему нести высокую силу нравственности, духовности, патриотизма, знаний и никогда не превращаться в другой театр – «театр военных действий»! В добрый путь, господа! 

(Николай Вальдемарович Бордюг,
Председатель Общественного Совета директоров Кадетских Корпусов
Министерства образования и науки России)

Список литературы

  1. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. [Текст] / Д.В. Гргорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).
  2. Крылов, В. М. Кадетские корпуса и российские кадеты. СПб., 1998
  3. "Образование и общество" 2002 №1,2
  4. Смолина, К.А.. Сто великих театров мира  М. : Вече, 2001.- 479 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыка как средство духовно-нравственного воспитания.

ГБОУ  СОШ  № 737    ЗАПАДНОГО  ОКРУГА   ГОРОДА   МОСКВЫ...

Проект "Использование музыки на уроках русского языка как средство духовно-нравственного воспитания и развития творческих способностей обучающихся"

С данным проектом выступала на Республиканской Ярмарке инновационных проектов осенью 2011 г., получила диплом 3 степени. А в апреле 2012 г. делилась наработками по проекту в г.Отрадном на Международно...

Методическая разработка по изобразительному искусству по теме «Коллективно-проектная деятельность школьников как средство духовно-нравственного и социального развития личности»

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА тема «Коллективно-проектная деятельность школьников как средство духовно-нравственного и социального развития личности»...

«Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников. Воспитание у детей интереса к историко-художественному наследию своего народа»

Тема РМО: «Духовно - нравственное развитие дошкольников посредством организации народных, календарных, фольклорных праздников и развлечений. Тема доклада: «Народные традиции как средс...

Статья "ОБРАЩЕНИЕ К ИСКУССТВУ КАК К ОДНОМУ ИЗ ВАЖНЕЙШИХ СРЕДСТВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ"

Выявлены основные противоречия в процессе музыкального образования: между возникающими воспитательными эффектами в процессе музыкального образования детей и недостаточной разработанностью теоретически...

Статья "Оценка эффективности деятельности воспитателя кадетского корпуса по гражданскому и патриотическому воспитанию подростков"

В статье рассматривается проблема оценки эффективности воспитательной деятельности педагогов. Автор проанализировал требования Государственного образовательного стандарта и практику комплексного анали...