Бородино
классный час (6 класс) по теме

Классный час посвящён юбилею Бородинского сражения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл borodino.docx31 КБ

Предварительный просмотр:

КЛАССНЫЙ ЧАС

«Подвиг народа помнить в веках…»

Разработан Карпеевой Л.Н., Кумпан С.И.

Цели и задачи:

  • Через вовлечение обучающихся в деятельность, создавать условия для формирования гражданско-патриотических чувств, формирования активной жизненной позиции.
  • Воспитывать чувство гордости за свою страну, осознание себя частью её.
  • Воспитывать толерантные отношения к окружающим.

На доске слова «У всякого народа своя история, а в истории свои критические моменты, по которым можно судить о силе и величии его духа…» В.Г. Белинский

Звучит мелодия

Учитель 1:
Соловьи в садах отголосили,
Дни мелькнут, да и в отлет пора.
Улетайте!
В мире есть Россия  –
У нее слова из серебра!
Вон она идет в венке лиловом,
Неподкупна, пламенна, чиста,
И перед каким-то вечным словом
Тихо раскрываются уста.
Учитель 2:
Отечество – единственная уникальная для каждого человека родина, данная ему судьбой, завещанная его предками.
Понятие «Родина» имеет для нас несколько значений: это и великая страна с великой историей, это и то место на земле, где человек родился и рос, где находятся могилы его предков, где он познал свои первые радости и неудачи.
Учитель 1: Наша родина – Россия! И как у любого другого государства, у нашей родины есть своя история. А среди страниц истории – история войн российского народа.

Чтецы:

“Не ходите на Русь!” -
Мономах обращался к соседям.
“Кто с мечом к нам придёт,
От меча и погибнет!” -
Сказал храбрый князь Александр.
И в немеркнущей вечно победе
Правоту своих слов
Справедливым мечом доказал.
Сколько ж пахарей ты потеряла, Россия?
Сколько ж лучших сынов отдала ты кровавым врагам?
“Не ходите на Русь!” -
Об одном ты просила,
Не к друзьям обращалась,
А только к врагам.
“Не ходите на Русь!” -
Но враги наступали кроваво…
И тогда нам вручила родная страна
Вместе с грозным оружьем
Поля нашей славы,
Наших предков великих
Святые для нас имена…”

Учитель 2: В каждом государстве есть такое понятие, как Дни воинской славы. Как вы думаете, кому,  или чему они посвящены? (ответы детей)

А вы знаете эти даты для российского народа? Предлагаю провести викторину «Этих дней не смолкнет слава…»

Проводится викторина, подводятся её итоги

Учитель 1: Сегодня мы с вами будем говорить об одной из известнейших дат в истории России – о войне 1812 года и одном из главных её событий – Бородинской битве.

Включается презентация:

Звучит музыка

Ведущий. В 1812 году император Франции Наполеон Бонапарт двинул свои войска на Россию. 15 лет армия Наполеона не знала поражений. «Через пять лет я буду господином мира» - хвалился Наполеон. В ночь на 12 (24) июня 1812 года многотысячная армия императора Франции Наполеона  перешла границу через реку Неман и вторглась в пределы России.

Так началась Отечественная война, героическая память о которой переживёт века. Казалось бы, всё захватчиками было предусмотрено. На их стороне был ощутимый перевес в живой силе, победоносный опыт войны в Европе. На первых порах успех сопутствовал французам. Русские армии продолжали оттягиваться на восток.

Ученик. « Мы должны стараться избегнуть генеральных сражений: армии в резерве у нас нет, надо выиграть время, дабы внутреннее ополчение и войска, формирующиеся внутри России, могли быть приведены в устройство и порядок» - Так писал генерал М.Б. Барклай-де-Толли адмиралу П.В. Чичагову

Ведущий. В это опасное для России время командующим русскими войсками был назначен опытный военачальник князь Михаил Илларионович Кутузов. Русская армия встретила известие о назначении Кутузова главнокомандующим с ликованием. «Приехал Кутузов бить французов»- говорили солдаты. Отступление русских войск и стремительное продвижение противника вызвали всеобщее недовольство. Между тем войска Наполеона подходили к Москве. И старый полководец, М.И. Кутузов, решил дать французам большое сражение

 Учитель 2: Поворотным событием в истории войны 1812 года стала Бородинская битва.

Вокальная группа исполняет 2 куплета «Скажи-ка, дядя, ведь недаром…»

Учитель Местом решающей битвы стало большое поле под Москвой у деревни Бородино. На нём русские войска построили укрепления и дали клятву верности – стоять насмерть. 26 августа (7 сентября) 1812 года в 5 часов утра войска обеих сторон уже построились к бою. С шести часов утра загремели пушки, и начался знаменитый Бородинский бой!

Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий

Французы двинулись как тучи,

И всё на наш редут.

Уланы с пёстрыми значками,

Драгуны с конскими хвостами,

Все  промелькнули перед нами,

Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!..

Носились знамена как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала.

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,

 Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

Земля тряслась как наши груди,

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой…

Ведущий. Основной удар Наполеон направил на земляные укрепления – флеши. Их защищали солдаты под командованием генерала Петра Ивановича Багратиона. Ему достался самый трудный участок.

Около 6 часов солдаты сдерживали натиск врага. 7 раз французская пехота и конница атаковала Багратионовы флеши.

Жестокие бои шли и за Курганную высоту, где размещалась русская батарея под командованием генерала Н.Н.Раевского.

Ученик: Только поздно вечером прекратилась кровопролитная битва. Обе стороны понесли в ней большие потери: французы – более 50 тыс. человек, русские – свыше 40 тыс. человек.

Наполеон действительно был непобедимым и действительно до похода в Россию не знал поражений. На его счету было почти 50 побед. Но бородинскую битву он своей победой не считал.

Ученик. «Самое страшное из моих сражений то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя в нём достойными одержать победу, а русские заслужили право быть непобедимыми».

Вопросы: Почему считают, что в битве при Бородино русские победили? Как вы считаете?

Учитель: Наступила ночь. Русские заняли новые позиции на опушке леса недалеко от Бородино. Перед Кутузовым и всем командованием русской армии встал вопрос: предпринимать ли новое сражение и не допускать неприятеля в Москву или же оставить город без боя?

В подмосковной деревне Фили в избе крестьянина собрался военный совет, на котором русские военачальники во главе с Кутузовым решали, как быть. Последнее слово было за главнокомандующим. Кутузов решил оставить Москву без боя.

Учитель: «С потерей Москвы ещё не потеряна Россия» - сказал Михаил Илларионович. Русской армии необходимо было оправиться от боя и, собравшись со свежими силами, вновь ударить по армии Наполеона и наказать его за все те бедствия, которые его нашествие причинило России.

2 сентября русские войска прошли через Москву, а французы в неё вступили и нашли древнюю столицу покинутой и опустошённой. Все запасы, приготовленные для войска, уничтожены; имущество вывезено. Все жители поспешно бежали в ближайшие к Москве города. Наполеон ждал торжественной встречи от населения Москвы, но он жестоко обманулся в своих ожиданиях. Москва была охвачена огнём.

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоённый

Москвы коленопреклонённой

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою…

Учитель: В течение месяца Наполеон предлагал Кутузову заключить перемирие, не дождавшись положительного ответа, 4 октября Наполеон приказал оставить Москву.

Ученик: Русские войска, не вступая в сражения с Наполеоном, уничтожали его армию по частям. Серьёзно страдали французы и от морозов русской зимы. «Великая» армия Наполеона была окончательно разгромлена на реке Березине. Сражение началось 28 ноября и продолжалось 5 дней. Потери Наполеона на Березине составили около 50 тысяч убитыми, ранеными и взятыми в плен.

Ученик: После сражения император Франции бросил армию и бежал в Париж. А французских солдат ещё долго ловили в лесах партизаны, так бесславно для захватчиков закончилась война. Многие тысячи пленных французов потянулись по дорогам вглубь России.

Ученица читает текст:

«Было мне годов восемь. Французы в ту пору пришли на русскую землю. Москва горела, и людей много побито было. Нас, ребят несмышленых, все Французом пугали, и представлялся нам француз страшным, черным, а изо рта огонь пышет.

Вот кончилась война, и французов домой погнали; сказывали, что мимо нашей деревни пленных поведут.

Пришел, раз отец в избу и говорит матушке: «Француз недалеко». У меня сердце так и упало, а поглядеть хочется. Побежала я на двор да в подворотню и гляжу; а на дворе-то холодно было, – дрожу и жду. Смотрю, идет много  народу и, видно, что не наши; тело-то в лоскутья-то какие-то завернуто; у одних башмаки есть, а другие совсем босые; в лице-то кровинки нет: худые все, белые-белые! Идут, шатаются, да все стонут: «Глибо, глибо!» – хлеба просили. А сзади солдаты с ружьями. Уж так-то мне жалко их стало, так жалко, что и сказать не могу. Побежала я в избу, схватила ковригу хлеба да на улицу. Подбежала к переднему, и страх пропал, хлеба даю. А он, как увидал, по-своему что-то лопотать стал, по голове погладил и так жалостно глядит и плачет. Думала, что отец бранить меня за хлеб станет, – нет, ничего не сказал. (В. и Э. Вахтеровы. «Мир в рассказах для детей»)

Беседа по рассказу. Способствовать умению чувствовать, сопереживать. 

1. О чём идёт речь в данном отрывке?

2. Какие качества русского народа в том числе помогли одержать победу в войне?

Учитель: 25 декабря 1812 года остатки «великой армии» были изгнаны из России.

Когда русские войска подошли к границе, солдаты приветствовали Кутузова криками: « Ура, спасителю России!» На что Кутузов ответил: «Не мне эта честь, а славному русскому солдату». И приказал бросить перед солдатами захваченные у врага французские знамёна. « Каждый из вас спаситель Отечества»- сказал Кутузов и поклонился солдатам.

Учитель: С тех пор прошло 200 лет. Подвиг наших предков не забыт. Вновь и вновь мы обращаемся к тем дням, чтобы проникнуться высоким чувством гордости за ратные деяния тех, кто отстоял нашу свободу, кто проявил чудеса отваги, героизма и самопожертвования.

Вопрос: Отечественная война 1812 года называется «народной», как вы думаете: почему? (ответы обучающихся)

Учитель: Действительно, на борьбу с врагами отечества встал и стар, и млад. Дворяне, и крестьяне. Золотыми буквами вписаны в историю Отечественной войны 1812 года имена русских полководцев и офицеров: фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов, генералы Барклай-де-Толли, Пётр Иванович Багратион, Николай Раевский, Д.С. Дохтуров, генерал Алексей Петрович Ермолов, гусар, командир партизанского отряда, поэт Денис  Давыдов и другие. Тысячи крестьян, ободрённые успехом партизан Давыдова, поднимались на всенародную войну. После войны Давыдов написал книгу о партизанах 1812 г. В своей книге он упомянул о Герасиме Курине - известном партизане, Василисе Кожиной, которая была старостой, а потом руководила партизанским отрядом.

Хочется вспомнить ещё об одном участнике военной компании – кавалерист – девице дочери сарапулского городничева Надежде Дуровой, которая тайно покидает родительский дом и под именем Александра Соколова присоединяется к казачьему полку, идущему на Дон. Во время кампании Надежда Дурова была ординарцем у Кутузова. Она стала прообразом героини известного всем фильма «Гусарская баллада»

Звучит фрагмент из концерта для фортепиано с оркестром С.Рахманинова.

 Ученик: На Руси издавна повелось в честь побед русских воинов возводить храмы и соборы. Сразу же после победы над Наполеоном царь Александр 1 решил возвести в Москве храм в память о павших воинах русской армии. Но строился храм долго, только в 1883 году произошло освящение храма Христа Спасителя. Деньги на его строительство собирал весь народ.

Ученик: При въезде в Москву со стороны Смоленска у Поклонной горы была установлена  Триумфальная арка. На арке выбиты слова Кутузова о воинах – спасителях Отечества.

Ученик: В честь 100-летия Отечественной войны художник Рубо создал замечательную панораму «Бородинская битва»

Ученик:  Памятник героям Отечественной войны 1812 года воздвигнут и в Смоленске.

Учитель: Отечественная война 1812 г., Бородино не забыты.  Главное, что показала война 1812 года – это широта души, благородство, добросердечие и мужество российского народа. М.И. Кутузов говорил: «Я счастлив, предводительствуя русским. Но какой полководец не поражал врагов подобно мне, с сим мужественным народом!»

ЧТЕЦ: 
В час испытаний
Поклонись Отчизне
По-русски,
В ноги,
И скажи ей:
Мать!
Ты жизнь моя!
Ты мне дороже жизни!
С тобою жить,
С тобою умирать!
Будь верен ей.
И как бы ни был длинен
Тяжёлый день военной маяты,
Коль пахарь ты,
Отдай ей все, как Минин,
Будь ей Суворовым,
Коль воин ты.
Люби ее,
Клянись, как наши деды,
Горой стоять
За жизнь ее и честь,
Чтобы сказать
В желанный час Победы:
Что и  моя тут капля есть.

Звучит Торжественная музыка (П.И. Чайковский «1812»)       

Учитель: Бородинское поле славно своими ратными подвигами. В годы Великой Отечественной войны советские воины выказывали на нём чудеса героизма, но об этом мы с вами поговорим на следующем классном часе. Каждая группа получила задание, которое должна выполнить к 20 февраля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

М.Ю.Лермонтов "Бородино".

Конспект урока по изучению стихотворения М.Ю.Лермонтова"Бородино" ....

Историческая правда и художественный вымысел в стихотворении М.Лермонтова "Бородино"

Разработка урока по литературе в 6 классе  по стихотворению М.Ю.Лермонтова "Бородино" с использованием презентации....

М.Ю.Лермонтов «Бородино» К 200-летию со Дня Бородинского сражения

Цель:познакомиться со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Бородино» Задачи: - вспомнить страницы героического прошлого нашей страны; - познакомиться с композицией стихотворения и особенностями п...

Классный час "Недаром помнит вся Россия про день Бородина"

1. Мне о России надо говорить, Да так, чтоб вслух стихи произносили, Да так, чтоб захотелось повторить, Сильнее всех имен сказать: Россия!2. 7 сентября 2012 года исполнится 200 лет со дня Бородинск...

методическая разработка урока "М.Ю.Лермонтов. "Бородино": историческая основа, патриотический пафос"

Методическая разработка урока "М.Ю.Лермонтов. "Бородино": историческая основа, патриотический пафос" разработана для 5 класса в соответствии с программой В.Коровиной ....

Презентация к уроку "Недаром помнит вся Россия про день Бородина" (по стихотворению М.Ю.Лермонтова "Бородино")

В презентации представлены портреты М.Ю.Лермонтова, М.Кутузова, Репродукции картин с изображением Бородинской битвы, Толковый словарь по непонятных слов, композиция стихотворения, образ рассказчика в ...

«Памяти русского писателя Леонида Бородина» Умер русский писатель Бородин. Наш современник Его не стало в ноябре 2011 года

Сценарий литературной конференции.Сибирь связана с именами русских писателей 20 века: Виктором Астафьевым,  Василием Беловым и Валентином Распутиным, с которым Бородин дружил. Эти авторы воп...