Моя профессия библиотекарь
статья на тему

Гуляева Елена Михайловна

Библиотечное призвание, это когда частью твоей жизни становятся люди и книги. Когда посвятил этому на вид тихому и простому, но отнюдь не легкому труду всю жизнь. Великое счастье – найти себя в профессии, добиться намеченных для себя высот.      Библиотека, где я тружусь, находится в средней общеобразовательной школе №65  г. Санкт-Петербурга,  культурной столице России на берегах реки Невы   В 1978 году в одном из старейших районов города была построена наша школа. И с первых дней ее работы не перестает трудиться и школьная библиотека. Наша школа одна из немногих общеобразовательных учреждений города с углубленным изучением французского языка. ГБОУ №65 успешно осуществляет обмен опытом с французскими коллегами, как на их территории, так и на берегах Невы.    

     Каждый раз, открывая страницы периодических изданий, в т.ч. наши профессиональные журналы, понимаешь, как проблемы российских библиотек, а особенно школьных, волнуют общество. Страницы журналов пестрят громкими словами о том, какую высокую роль играют школьные библиотеки в построении общества знаний, получении информации и образования.

Практика же показывает, что, к сожалению, важность миссии школьных библиотек до сих пор не оценена. Нет смысла перечислять сейчас проблемы школьных библиотек, они у всех одинаковы – не хватает финансирования, 80% библиотечного фонда устарело, и большинство библиотек по техническому оснащению остаются на том же уровне, что и 20 лет назад.

Но зато у школьных библиотек нет проблем с читателями – каждый день ее посещают 60-80 учеников с 1 по 11 класс. И нет проблем с чтением – дети читали, и будут читать. И наша библиотека не исключение – мы востребованы всеми участниками образовательного процесса: педагогами, учениками, родителями.                                                                                                                                                            Школа не может прожить без библиотеки ни дня. Это самый высокий показатель нашей работы. Говорю с уверенностью что, достигая высоких показателей в работе, мы обладаем такими качествами, как способность к инновационной деятельности, самоотдачей, потребностью в постоянном самообразовании. Взаимодействуя с учениками и преподавателями, мы становимся участниками педагогического процесса, при этом тоже осваивая различные технологии и методы обучения. Библиотека открыта для всех членов школьного коллектива и мы стараемся формировать фонд с учетом требований учебных программ. Помогаем учителям в подготовке уроков. В нашем читальном зале педагоги могут проводить занятия, требующие индивидуальной и групповой работы с различными ресурсами. Именно здесь учитель получает информацию о педагогической и методической литературе, о новых средствах обучения, об образовательных программах и Интернет-ресурсах. Но главное, из чего формируются наши будни, та сложная и ответственная работа, которая выпадает из сферы внимания учителя: формирование информационной культуры школьника, навыка и умения работы с любой информацией, ее анализа и выбора того, что является для ученика главным и основным. И при этом нужно «разбиться», но найти необходимые источники, которые помогут выполнить задание.                                  Главными нашими читателями остаются дети, превратившиеся из постоянно перегруженных заданиями и уроками школьников, в обычных – милых, беззаботных, шумных и любознательных. Для них библиотека – теплый, гостеприимный дом, куда они приходят не только за книгой, но и за простой беседой, за доброй книжкой, поделиться самым сокровенным с библиотека- рем. Мы всегда помним о том, что от того, как ты посоветовал книгу или просто поговорил с ребенком, зависит, захочет ли он читать в дальнейшем. Еще важнее, не оттолкнуть, оказать искреннюю помощь в подготовке очередного детского спектакля, конкурса. Ведь для многих детей библиотека – это огонёк надежды и помощи.

Вот это и есть наша работа, работа школьного библиотекаря – сочетать высокий профессионализм с душевными качествами человека, любить детей, понимая их проблемы и внутренний мир.

 

                                                       

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_moya_prfessiya.docx16.94 КБ
Файл kratkaya_spravka_o_biblioteke.docx21.65 КБ

Предварительный просмотр:

эссе

Моя профессия – школьный библиотекарь.

   Библиотечное призвание, это когда частью твоей жизни становятся люди и книги. Когда посвятил этому на вид тихому и простому, но отнюдь не легкому труду всю жизнь. Великое счастье – найти себя в профессии, добиться намеченных для себя высот.                                                             Библиотека, где я тружусь, находится в средней общеобразовательной школе №65  г. Санкт-Петербурга,  культурной столице России на берегах реки Невы   В 1978 году в одном из старейших районов города была построена наша школа. И с первых дней ее работы не перестает трудиться и школьная библиотека. Наша школа одна из немногих общеобразовательных учреждений города с углубленным изучением французского языка. ГБОУ №65 успешно осуществляет обмен опытом с французскими коллегами, как на их территории, так и на берегах Невы.    

     Библиотека принимает активное участие в реализации школьных проектов и достигла определенных результатов:

II место в районном конкурсе инновационных технологий

призёр районного конкурса на лучшую презентацию «Школьная библиотека»

ученики нашей школы заняли первое место в районном конкурсе чтецов, посвященного юбилею С.Михалкова  

Каждый раз, открывая страницы периодических изданий, в т.ч. наши профессиональные журналы, понимаешь, как проблемы российских библиотек, а особенно школьных, волнуют общество. Страницы журналов пестрят громкими словами о том, какую высокую роль играют школьные библиотеки в построении общества знаний, получении информации и образования.

Практика же показывает, что, к сожалению, важность миссии школьных библиотек до сих пор не оценена. Нет смысла перечислять сейчас проблемы школьных библиотек, они у всех одинаковы – не хватает финансирования, 80% библиотечного фонда устарело, и большинство библиотек по техническому оснащению остаются на том же уровне, что и 20 лет назад.

Но зато у школьных библиотек нет проблем с читателями – каждый день ее посещают 60-80 учеников с 1 по 11 класс. И нет проблем с чтением – дети читали, и будут читать. И наша библиотека не исключение – мы востребованы всеми участниками образовательного процесса: педагогами, учениками, родителями.                                                                                                                                                             Школа не может прожить без библиотеки ни дня. Это самый высокий показатель нашей работы. Говорю с уверенностью что, достигая высоких показателей в работе, мы обладаем такими качествами, как способность к инновационной деятельности, самоотдачей, потребностью в постоянном самообразовании. Взаимодействуя с учениками и преподавателями, мы становимся участниками педагогического процесса, при этом тоже осваивая различные технологии и методы обучения. Библиотека открыта для всех членов школьного коллектива и мы стараемся формировать фонд с учетом требований учебных программ. Помогаем учителям в подготовке уроков. В нашем читальном зале педагоги могут проводить занятия, требующие индивидуальной и групповой работы с различными ресурсами. Именно здесь учитель получает информацию о педагогической и методической литературе, о новых средствах обучения, об образовательных программах и Интернет-ресурсах. Но главное, из чего формируются наши будни, та сложная и ответственная работа, которая выпадает из сферы внимания учителя: формирование информационной культуры школьника, навыка и умения работы с любой информацией, ее анализа и выбора того, что является для ученика главным и основным. И при этом нужно «разбиться», но найти необходимые источники, которые помогут выполнить задание.                                  Главными нашими читателями остаются дети, превратившиеся из постоянно перегруженных заданиями и уроками школьников, в обычных – милых, беззаботных, шумных и любознательных. Для них библиотека – теплый, гостеприимный дом, куда они приходят не только за книгой, но и за простой беседой, за доброй книжкой, поделиться самым сокровенным с библиотека- рем. Мы всегда помним о том, что от того, как ты посоветовал книгу или просто поговорил с ребенком, зависит, захочет ли он читать в дальнейшем. Еще важнее, не оттолкнуть, оказать искреннюю помощь в подготовке очередного детского спектакля, конкурса. Ведь для многих детей библиотека – это огонёк надежды и помощи.

Вот это и есть наша работа, работа школьного библиотекаря – сочетать высокий профессионализм с душевными качествами человека, любить детей, понимая их проблемы и внутренний мир.



Предварительный просмотр:

Краткая справка о библиотеке

Школьная библиотека – неотъемлемая  часть процесса образования  и воспитания подрастающего поколения. Школьная библиотека ГБОУ школы №65 строит свою работу в соответствии с планами и задачами школьной программы. Библиотека была открыта в 19978 году, одновременно со днем открытия школы. Директор школы Ермолаева Наталия Яковлевна работает в должности с января 2001 года. Библиотека расположена на первом этаже  образовательного  учреждения.                       Организует работу библиотеки, фондохранилища,  читального и абонементного зала один работник-зав. библиотекой  Гуляева Елена Михайловна, имеющая высшее специальное  образование, общий стаж работы 27 лет., стаж работы в данной должности этого учереждения 12 лет 11 месяцев.

 Материально-техническая база библиотеки

  Школьная библиотека с 2004 года занимает изолированное приспособленное помещение площадью  73 кв. м., читальный зал совмещен с абонементом. Есть отдельное помещение -книгохранилище учебного фонда. В школе созданы все условия для осуществления учебно-воспитательной и библиотечной деятельности.  Библиотека школы компьютеризирована, имеет выход в интернет. Библиотека работает по плану и графику, согласованному и утвержденному директором ОУ.

Основные направления деятельности библиотеки

Основными направлениями деятельности библиотеки являются

  • Содействие педагогическому коллективу  в развитии и воспитании подрастающего поколения;
  • Обеспечение учебного и воспитательного процесса всеми формами и методами библиотечного и информационно-библиографического обслуживания
  • Привитие любви к книге и воспитание культуры чтения, бережного отношения к печатным изданиям.
  • Привлечение каждого учащегося к систематическому чтению с целью успешного изучения учебных предметов, развития речи и мышления, познавательных интересов и спсобностей.

 Статистические показатели

В 2012-2013 уч.г. всего читателей-850 человек. Число посещений- 6489, объем книговыджачи-12975. Работу школьной библиотеки характеризуют не только абсолютные показатели, но относительные средние величины. Они позволяют анализировать  основные тенденции развития библиотеки:

  • Это читаемость (отношение книговыдачи к числу читателей. Читаемость характеризует интенсивность использования ресурсов библиотеки.
  • Обращаемость документного фонда библиотеки.(это отношение книговыдачи к объему фонда библиотеки, именно оно характеризует степень его использования читателями.
  • Доля категорий пользователей в обслуживании библиотекой.
  • Активность читателей.

 В 2011-12 учебном году школа перешла на новые образовательные стандарты. Всего обучается по стандартам второго поколения три параллели начальных классов (1-3кл.) 261 чел. В реализации ФГОС школьная библиотека также принимает посильное участие, учит учащихся работать с информацией, как на бумажных носителях, так и на электронных и в сети.

 Традиционные формы работы

    В своей библиотечной деятельности я использую различные формы работы: индивидуальные консультации, обзоры литературы, тематические библиотечные уроки. Акции-рекомендации «Моя любимая книга»,  «Книгу советует друг». Конкурсы чтецов, например-посвященных юбилеям поэтов года. К 130-й годовщине К.И.Чуковсого, Одним из любимых разделов деятельности библиотеки является «Со страниц книг на сцену» постановка мини-спектаклей по прочитанным сказкам, произведениям.  Их используем и для праздника «Посвящение в читатели»

Издательская продукция

    Большое внимание я уделяю изданию собственной продукции малых форм.  Мини-книжки. буклеты, рефераты, мною создан альбом к 250-летию Выборгской стороны: «История Выборгской стороны в лицах и фактах». «Поэтический альманах»- где свои стихи публикуют  наши ученики.

Мною были проведены библиотечные уроки по детской периодике. Результат- ученики 3б класса выпустили свой журнал.

Инновационные формы работы

  Школьная библиотека  ГБОУ №65 главной задачей считает привлечение в библиотеку новых читателей, продвижение чтения среди детей и подростков. Наравне с традиционными формами работы библиотека реализует несколько программ и долгосрочных проектов. Мероприятия которых рассчитаны на реализацию этих задач.

В 2010-11 уч. году был запущен школьный проект  « Любимые праздники» . Где вся информационная часть легла на плечи библиотеки. Вместе с учениками мы использовали все информационное пространство школы, чтобы достичь намеченной цели.

Так в 1912 году стартовал школьный  метапредметный прект :  «О чести, подвиге, отваге».

От «школьной библиотеки к информационному центру». Школьная библиотека сегодня готовится к смене своего статуса. К реализации программы  «Информцетр», конечной целью которой является развитие библиотеки как информационного центра, который отккрыт для пользователей 24 часа в сутки для пользователей всех категорий. В рамках данной программы главная задача  создание веб-страницы, основной целью которой является:

  Формирование информационной среды  

  Создание собственного имиджа школьного библиотекаря и школьнойбиблиотеки в современном образовательном пространстве,

  Повышение открытости деятельности школьной библиотеки и библиотекаря

  Развитие диалога между субъектами образовательного процесса (учащимися, учителями, родителями, библиотекарями, методистами, администрацией образования)

             Главная задача школьного образования сегодня                                                                                                                                                                                        

   Главная задача школьного образования сегодня  - это развитие личности, способной самостоятельно и ответственно принимать решения в постоянно меняющихся условиях.В соответствии с требованиями стандартов второго поколения для повышения знаний учащихся, развития их познавательных их творческих способностей следует направлять деятельность учителя и библиотекаря на формирование универсальных учебных действий, являющихся основой образовательного и воспитательного процесса.

УУД

  Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального  опыта . т. Е. умения учиться.

Информационная грамотность в начальной школе

  В образовательных документах сказано, что выпускники начальной школы приобретают навыки работы с информацией . Они смогут осуществлять поиск информации,выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, анализировать, и обобщать информацию, преобразовывать ее, приобретут первичный опыт критического отношения к полученной информации, сопоставляя ее с информацией из других источников, и с имеющимся жизненным опытом.

 Все это свидетельствует о формировании информационной культуры учащихся начальной школы. И заниматься эти направлением деятельности прямая обязанность школьных библиотек. Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов, при этом возрастает роль  проектной деятельности.

Проектная деятельность  

  • Проект- комплекс взаимосвязанных действий предпринимаемых для достижения определенной цели в течении  заданного периода в рамках имеющихся возможностей.
  • Проектная деятельность – совокупность разных видов деятельности субъектов  (учителя, библиотекаря. Ученика, родителя) от замысла до создания проектного продукта.

В процессе реализации проектов осуществляются межпредметные связи, устанавливается взаимосвязь между урочной и внеклассной работой. Расширяется круг участников.                                                                                                                                                                                                                                              

Проектная деятельность дает возможность  развивать  базовые ключевые компетенции учеников, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные.

Проектный метод                                                                                                                                      Проектный метод позволяет организовать деятельность учащихся не только с опорой на личный опыт, но и развивать такие черты характера как самостоятельность. Любознательность. Приобретать опыт исследовательской деятельности формировать креативность мышления интеллектуальные, информационные, коммуникативные способности.                                                       Особую роль проектные задачи играют в становлении учебного сотрудничества в малых группах. Взаимодействуя в группе, дети понимают, что для достихения общей цели всем участникам  необходимо договариваться между собой, вырабатывать общую стратегию решния задачи. Распределять обязанности.                                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "Моя профессия - школьный библиотекарь".

Матариал к конкурсу "Библиотекарь Ставрополья -2012"....

Статья "Профессия – школьный библиотекарь"

Ежедневно библиотекари сталкиваются с огромным потоком различной информации. Современный библиотекарь - это высококвалифицированный специалист, владеющий не только традиционными библиотечными технолог...

Моя профессия библиотекарь

Библиотечное призвание, это когда частью твоей жизни становятся люди и книги. Когда посвятил этому на вид тихому и простому, но отнюдь не легкому труду всю жизнь. Великое счастье – найти себя в профес...

Моя профессия библиотекарь

Библиотечное призвание, это когда частью твоей жизни становятся люди и книги. Когда посвятил этому на вид тихому и простому, но отнюдь не легкому труду всю жизнь. Великое счастье – найти себя в профес...

Моя профессия библиотекарь

Библиотечное призвание, это когда частью твоей жизни становятся люди и книги. Когда посвятил этому на вид тихому и простому, но отнюдь не легкому труду всю жизнь. Великое счастье – найти себя в профес...

СЦЕНАРИЙ "ФЕСТИВАЛЬ ПРОФЕССИЙ (БИБЛИОТЕКАРЬ)" (5 класс; Ерина А.О., Михалочкина Д.Г.)

Ребята выступали на школьном туре фестиваля и имели огромный успех :)...

Творческий проект "Все профессии важны". Библиотекарь.

Над творческим проектом работали учащиеся 4 "а" класса, родители, классный руководитель, воспитатель. В младшем школьном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает...