Патриотизм,его роль и значение в системе воспитания подрастающего поколения.
статья на тему

Лариса Юрьевна Гринько

В статье  автор  показывает могообразие понятия патриотизма,как нравственного  и духовного качества личности,как системы воспитания подрастающего поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_patriotizme.docx19.22 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотизм, его роль и значение в системе воспитания подрастающего поколения.

Историческое значение каждого русского человека

изменяется его заслугами Родине, его человеческое

достоинство - силой его патриотизма

. Н.Г. Чернышевский

  Трансформация Российского общество в 90-е годы привела к кардинальным изменениям направлений общественного развития, которые вызвали определенное расслоение общества,  снижение жизненного уровня, ценностную переориентацию в молодежной среде. На фоне обострения межнациональных конфликтов, в результате распада единого многонационального государства  СССР, когда через средства массовой информации идет негласная пропаганда насилия, а в обществе насаждается приоритет материальных ценностей над духовыми, отсутствуют условия для формирования высоконравственной, социально-активной личности с четко выраженной гражданской позицией. За последнее время в российском обществе значительно усилились националистические настроения. В детско-молодежной среде усилились негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость в крайних проявлениях. Резко возросла и «помолодела» преступность. Многие дети оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях. За последнее десятилетие мы практически потеряли целое поколение, представители которого в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны.

     Вследствие посткризисных явлений, присутствующих в социально-экономической, политической, культурной и других и других сферах общественной жизни, требуется повысить уровень воспитания и образования подрастающего поколения. Одним из ключевых этой деятельности является создание условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России , готового и способного отстаивать ее интересы. В связи с этим проблема гражданско-правового и патриотического воспитания становится одной из актуальнейших.

Необходимо определиться с многообразием понятий  и терминов патриотизма.                                                                    

  Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями в  глубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. В более разработанном виде любовь к отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Макиавелли, Крижанич, Фихте.

    За последнее время все большее  распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую  ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты. Обобщая можно дать такое определение:

 «Патриотизм – одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием  личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно - деятельностной самореализации на благо Отечества».

    Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.

       Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуре межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

      Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: « Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями. »  

    Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включая в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим  образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяются в педагогике  как «такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявления к ней любви и верности, осознание и переживание ее величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость»

        Приведенное определение позволяет уяснить содержание понятия патриотизма. Оно включает в себя:

чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

уважительное отношение к языку своего народа;

заботу об интересах Родины;

  осознания долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);

проявление гражданских чувств и сохранение верности  Родине;

гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;

уважительное отношение к историческому прошлому Родине, своего народа, его обычаям и традициям;

ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;

гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Истинный патриотизм предполагает, как  видно из его определения, формирование и его длительное развитие целого комплекса позитивных качеств . Основной этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельности, неразрывность с Отечеством.

Природа, родители, родственники, Родина, народ – не случайно однокоренные слова. По определению А. Н. Вырщикова, это «своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укорененности и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителем, детей, Родину, места свое рождения».

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения, корпоративные объединения, кровнородственные, диаспорные связи и отношения. Все необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания детей.

Вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения рассматриваются в немалом количестве пособий, методических разработок педагогов.   Интерес к данной теме обусловлен активизацией в стране работы по патриотическому и гражданскому воспитанию молодежи , а значит новыми требованиями к работе педагогов возможность непосредственного влияния которых на воспитание патриотов, деловых и здоровых людей обуславливает их исключительную роль.

Таким образом, значимость изучения системы патриотического воспитания учащихся заключается в том, что именно в школе воспитание гражданина страны рассматривается как одно из главных средств национального возрождения.

Практический интерес к теме на современном этапе обоснован необходимостью осознания сущности патриотического воспитания, как эффективного механизма образовательной политики государства в соответствии с происходящими переменами и требованиями, которые предъявляет новая социально-политическая ситуация и реформированный тип учащегося.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в нравственном воспитании подрастающего поколения, в ориентировании его на ценности гражданского общества

Лекторий для родителей. Л.Н. Толстой:«из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».Но что означают нравс...

Понимание роли героических личностей в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» как один из приемов историко-патриотического воспитания подрастающего поколения

В данной статье поднимается проблема понимания учащимися 10-х классов роли исторических личностей (М.Кутузова, Багратиона, Д.Давыдова и др.) в романе Л.Н.Толстого "Война и мир", героическое ...

«Народные традиции и их роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения»

Время, в котором мы живем, непростое. Парадоксальность ситуации определяется, с одной стороны, кризисом современной общественной жизни, а с другой, - возрастанием на этом фоне национального самосознан...

Страницы возможной переписки с А.С. Макаренко на тему «Значение игры в воспитании подрастающего поколения»

Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире,  а ...

Вопросы преемственности начальной и основной школы, роль классного руководителя в воспитании подрастающего поколения. Воспитательная система класса на основе концепции духовно-нравственного развития личности учащегося.

Здравствуйте, хочу поделиться с вами моей воспитательной системой.Это продолжение работы, а точнее результат, с которым мне довелось столкнуться в основной школе. Дело все в том, что ранее я работала ...

Патриотизм - важнейший фактор воспитания подрастающего поколения/ Ватанпәрвәрлек - яшь буынны тәрбияләүдә иң мөһим фактор

ldquo;Хәзерге мәктәпнең вазифасы безнең киләчәк буыныбызны аңлы, укымышлы бер татар ясап чыгарудыр”.                          ...