Урок памяти "Они защищали родину"
классный час (6 класс) на тему

Мартынова Светлана Петровна

Внеклассное мероприятие посвященное 9 мая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oni_zashchishchali_rodinu.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лит. – муз. Час «Они защищали Родину».  

Составитель: Мартынова С.П.

Зав. Библиотекой МБОУ «СОШ № 1»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Цель: Содействие сохранению исторической памяти народа.

Задачи: Познакомить учащихся  с воинами – чернушанами, которые воевали во время Великой Отечественной войны.

Ведущий 1:  Сегодня вся Россия готовится к 65-летнему юбилею со дня победы в Великой Отечественной войны.

9 мая 2010 года - это не просто дата, это 65 лет мира. Неизмеримо высокую цену заплатил русский народ за победу, за спокойную жизнь сегодня.

9 мая – это не только праздник, это и день памяти, день скорби.

Кто подскажет нам, где найти также слова, чтобы сказать спасибо всем людям прошедшим Великую Отечественную?

Чтец 1:  Мы стоим у Вечного огня,

Как живой цветок трепещет пламя…

Кажется на нас глядит она,                                                                            Та война нетленными глазами…

   Чтец 2: Сколько не вернулось молодых

                Тех солдат, в огне войны сгоревших!

                Сколько было жажды  жизни в них

                И мечтаний, сбыться не успевших!

Чтец 1: Шли они под пули, шли на смерть,

Твёрдо зная – нет, назад ни шагу!

За спиной земли родимой свет,

Жизнь её – их высшая награда!

   Чтец  2: От фашистов свой спасая дом,

                 Воины пройдя боёв науку,

                Раздавили крепким сапогом

                Ту паучью свастику – гадюку!

Вед.1: Время не затмит былых побед.

В памяти народа они святы…

И чем дальше в жизнь, тем ярче свет

Подвига советского солдата!

В.2: Сегодня мы расскажем о судьбах воинах – чернушанах, которые не столь знамениты, но так же стойко защищали  свою землю от фашистских захватчиков.

В.1: Степан Владимирович Владимиров (Слайд). Участник Курской битвы. Вспоминает:

“Бои, в которых мне пришлось участвовать на Северо –Западном фронте, не шли ни в какое сравнение с теми, что пришлось  нам пережить  здесь. Фриц лез напролом. Но фашист не  учёл, что за два года войны мы кое – чему научились. Если в 1942 году под Старой Руссой, пользуясь превосходством в воздухе, он нас бомбил  нещадно, то теперь наши истребители плотно прикрывали нас. В воздухе, как и на земле шли ожесточённые бои.

     Хотя мы немало были наслышаны про новые немецкие танки «Тигр», «Пантера», самоходку «Фердинанд», у нас было, что противопоставить врагу».

  В.2:  Ценой  огромных потерь на направлениях главного удара фашисты медленно, но продвигались вперёд.  В один из дней батареи, в которой, Владимиров командовал боевой машиной, был дан приказ остановить огнём прорвавшуюся колонну врага. Время не ждало, и на боевые позиции пришлось выдвигаться днём. Как только «Катюши» выехали из леса, батарею атаковало звено истребителей противника. Кроме мощного пулемётно – пушечного вооружения «фокеры» имели ещё по две 50 – ти килограммовые бомбы.

      По команде «Воздух!» расчёты бросились врассыпную, Владимиров замешкался, и ему ничего не оставалось, как кинуться под машину. Смотрит: прямо на установку летит бомба.

В.1: - У меня волосы дыбом встали, - вспоминает Степан Владимирович. – Ну, думаю, всё, конец. Закрыл глаза. И тут резкий удар о землю. Замер , жду взрыва, а его всё нет. Открыл глаза, и увидел в двух метрах от машины торчащий из земли стабилизатор бомбы. Видимо, в рубашке родился.

В.2: Когда отгремела Курская битва, часть, в которой служил Владимиров, перебросили в Белоруссию. Здесь он принимал участие в операции «Багратион», участвовал в освобождении Белоруссии, Литвы, был среди тех, кто громил Восточно Прусскую группировку врага, участвовал в штурме Кенигсберга. В Пруссии он и встретил победу.

В.1: За ратные подвиги Степан Владимирович награждён  двумя орденами Красной Звезды, Орденом Отечественной войны, двумя медалями «За отвагу», медалью «За взятие Кенигсберга».

В.2:  Захар Исупов  (Слайд) был на войне сапёром. Прошёл путь от Курской дуги до Берлина.

В 1943 году 18- летний юноша, работающий в колхозе в Калиновке, попал на учения в Свердловск, а затем  в инженерно – сапёрный батальон. В этом же году осенью,  двигаясь на Чернигов, батальон строит мост через реку Днепр.

   Как вспоминает Захар Петрович: «Работали и ставили мины ночью, а иногда и наоборот. Но немцы не спали».

Было так, из тьмы глубокой

Огненный взметнув клинок,                                                                             Луч прожектора протоку

Пересёк наискосок.

И столбом поставил воду.

Вдруг снаряд…

    В эту ночь осталось в живых 16 человек из 170. Захара Исуповича выловили из ледяной воды и доставили в санитарный блиндаж.

   Именно за мост через Днепр он получил свою первую медаль «За отвагу». Далее был поход через Брянские леса, через топкие болота, где бойцы минировали передний край, чтобы принять на себя удар немцев и прикрыть свою армию. Здесь Захар Петрович получил медаль «За боевые заслуги». Потом была Польша, бои за Варшаву, Форсирование Вислы. Ещё не одна награда ждала впереди Исупова. Победу Захар Петрович встретил недалеко от Берлина, где принимал участие в бою с немцами.

В.1: Николай Павлович Иванов.   (слайд)

Родился  в большой крестьянской семье. В сентябре 1939 года  был призван в армию. Служил на дальнем Востоке. Осенью 1941 года должен был вернуться  домой, но помешала война. На фронт пока не отправляли. Несколько раз просился добровольцем, но ему отказали.  Весной 1943 года их всё же отправили на Ленинградский  фронт. Ехали через всю страну.

     По дороге на поля сражений проезжали и станцию Чернушка. Ему очень хотелось повидаться с родными, но телеграмма запоздала. И вот Николай Павлович на фронте. Он вспоминает: «Первый бой с фашистами состоялся 6 июля 1943 года , обороняли Пушкино и Красное село. Служил в артиллерии заряжающим. Один снаряд весил 21 кг. 850 гр. Расчёт одной пушки состоял из 11 человек. Мы защищали Ленинград, а потом , когда погнали фрицев на запад, освобождали Эстонию, Польшу, дошли до Берлина. В Польше Николая Павловича ранило осколком снаряда, он долго лечился в полевом госпитале при дивизии. Брать Берлин ему не пришлось, да и из расчёта осталось в живых 2 человека.

     Екатерина Васильева, внучка  Николая Павловича, в своей статье пишет:  « Для нашей семьи Великая Отечественная война не просто историческое событие, но ещё и та нить, которая объединяет нас. Я знаю о той  страшной войне не столько из учебников истории, сколько из рассказов -  деда. А он по-прежнему часто вспоминает свой боевой путь, ведь война не отпускает, цепко держится в памяти…

В.2: Александра Николаевна Найданова. (слайд)

   Когда началась Великая Отечественная война, Саше Кудрявцевой было 15 лет. Она тогда не знала, что своё  18 – летие встретит уже рядовым Советской Армии, служа во фронтовом автобаде.

     Призвавшись в резервный автополк в конце 1943 г., она на полуторке исколесила нелёгкий путь от Украины до Восточной Пруссии и  со своими боевыми подругами много раз совершала то, что не под силу даже  сильным и опытным водителям-мужчинам. И потери были большие. На её глазах погибли многие фронтовые подруги.

В.1:  -Конечно, было нелегко, - вспоминает Александра Николаевна, -  вражеские самолёты чёрной тучей пролетали над нашими машинами. Дорога находилась под обстрелом и бомбежками, поэтому мы ездили чаще ночью, под прикрытием темноты. Иногда приходилось лавировать, уходя от падающих бомб, от преследователей самолётов.

      В одном из рейсов мы попали под сильнейшую бомбёжку. Фашистские самолёты – юнкерсы, а было их очень много, спокойно бомбили и расстреливали нас. Мы  вынуждены  были оставить машины и поодаль лежатьв снегу, а в короткие секунды передышки, между пикированием очередного «юнкерса», приподниматься на локтях, чтобы сориентироваться, пытаясь рассчитать, куда  метит вражеский лётчик».

   Тихо звучит песня «Эх,  путь - дорожка фронтовая»

Вспоминается песня  «Эх, путь – дорожка фронтовая». Именно о них, об отважных фронтовых водителях, была сложена эта песня. В их рядах и была наша отважная землячка Александра Николаевна Найданова, которую судьба заставила наравне с мужчинами пережить горе войны.

(Звучит  песня)

В.1: Фёдор Егорович Зорин. (слайд)

 Ушёл защищать свою родину осенью 1942 года. Попал на Волховский фронт, где стал командовать расчётом противотанкового орудия.  С особым почтением относились к нему молодые бойцы, его армейский и жизненный опыт помогал расчёту с честью выходить из многих, казалось бы, безвыходных ситуаций. Знали батарейцы и о том, что их командир оставил в далёком уральском селе жену с дочерью. Тосковал очень по семье, беспокоился, как они без него, а поэтому был очень рад каждой весточке из дома.  Сам же, как только позволяла обстановка, писал им письма. Они дышали оптимизмом, были пронизаны любовью к близким, верой в скорую победу над врагом.

     Вот одно из  немногих посланий фронта Фёдора Егоровича:

«Здравствуйте, дорогие мои, жена Анастасия Васильевна и милая дочь Тамара! Я жив и здоров. По-прежнему воюю на Волховском фронте под Ленинградом. В голове гудит, шумно.

    Милая моя Тамара, я очень рад, что ты, доченька, научилась писать мне письма. Милая, Тамара, учись на «хорошо»  и «отлично». Ты спрашиваешь, какую я получил награду. Это  - медаль «За боевые заслуги».

    Я обязательно вернусь, вернусь домой с победой. Мы одолеем, разобьём фашистского осьминога.

До свидания, милые мои. Целую тебя. Ваш папа».

 Целый  год провоевал старший сержант Зорин. 5 октября 1943 года после боя, когда всё стихло, шальной снаряд разорвался на огневой позиции. Расчёт погиб. Его командир, раненный осколком, умер через несколько минут.

В.2: Фронтовые  письма…  (слайды)   В суровые военные годы они живой и трепетной нитью соединяли  людские сердца.

Чтец 1: Там, где яворы мирно дремали,

Тишиной и прохладой полны,

В незнакомом селе, на привале,

Получил я письмо от жены.

      И прочёл я, волненьем объятый,                                                          

Дорогие для сердца слова.                                                                                        На конверте был адрес обратный

И отчётливый штемпель «Москва».

    А потом незаметно я снова

Все перечёл в тишине,                                                                                      Отзывалось в нём каждое слово

Самой  нежной любовью ко мне.

   Я читал, и росла моя сила,

Мне казалось, что вместе с женой

Тем же голосом мне говорила

Вся страна: «Будь здоров, мой родной!»

   Обо всём мне жена написала,                                                                                    И в конце, вместо слов о любви,

Вместо «крепко целую», стояло:

«Ты смотри, мой хороший, живи!

   Ну, а если от пули постылой…»

Тут шли точки неровной строкой,

И стояло: «Запомни, мой милый,

Есть бессмертие в смерти такой».

 Чтец  2:   Буду жить, буду драться с врагами,

Кровь недаром во мне зажжена.

Наше счастье топтать сапогами

Мы с тобой не позволим, жена.

   Над бойцами плыл дым от цигарок,

За деревней гремел ещё бой,

И лежал у меня, как подарок

На ладони конверт голубой.

   Я глядел, а улыбка сияла,

И глаза были счастьем полны:

Это родина мне написала

Чистым почерком верной жены.

                            («Письмо от жены», Джек Алтаузен, 1941г.)

В.1: Смотрим мы сегодня на ветеранов и думаем: «Откуда  они брали силы, смелость, бодрость духа, отвагу, чтобы победить до зубов  вооружённого боевой техникой врага, чтобы пройти эти страшные 1418 дней?» Силы им придавала родная земля, потому что воевал каждый из них не только за мир, за своих детей, жён, матерей и сестёр, но и  за берёзку, осину, за каждую росинку на земле, за поле золотое, на котором шумели колосья. Словом, за самое святое и дорогое сердцу – за родной край.

   Мы никогда не забудем наших мужественных героев, тем кто принёс нам великую Победу!

        (Звучит аудиозапись песни «День Победы)

Далее познакомить детей с книжной выставкой «Они защищали Родину» и книгой памяти «Их выбрало время».

Список литературы:

  1. Васильева Е. Лёгких путей не искал.- Маяк Приуралья,2009.
  2. Ельшин Н. Письмо из 42-го года…- Маяк Приуралья,2009 .
  3. Ельшин Н. Хранила судьба солдата.- Маяк Приуралья.-2003.-№ 57.-(10 июля).
  4. Ельшин Н. Хранила судьба солдата.-Маяк Приуралья.-2003.-№58.-(17 июля)
  5. Зубаирова Г. Берег левый, берег правый.- Маяк Приуралья.- 2005.- №32.- (27 апреля)
  6. ЛазареваЛ. У Вечного огня.- Маяк Приуралья,2003.
  7. Шарафуллина Г. Эх, путь – дорожка, фронтовая.- Маяк Приуралья.- 2007.- №34.-(8 мая).
  8.     «Я был убит в боях…»: стихи молодых поэтов, павших в годы Великой Отечественной  войны.- Пермь: Кн. Изд-во, 1990.-246с.-(Юношеская б-ка)

[Введите текст]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Они защищали Родину. Герои моей малой Родины"

Классный час "Они защищали Родину. Герои моей малой Родины"...

проект по теме:" Они защищали Родину"

Групповая работа учащихся учеников 7 б класса МБОУ СОШ № 5 г.Зверево РОстовской области.Цель работы: найти неизвестные факты из жизни своих родственников в годы Великой Отечественной войны, развить в ...

Защищать Родину - это почетный долг

Презентация создана в рамках месячника патриотической работы "Овеянные славой флаг наш и герб"...

Устный журнал «Семейный альбом». Раздел «Они защищали Родину».

Воспитание патриотизма начинается с семьи, со знания истории своего рода. Истинный патриот – это тот, кто честно выполнил свой долг в годы Великой Отечественной войны, тем масштабнее, грандиознее пред...

Он защищал Родину!

Рассказ правнучки о Филелееве Николае Ивановиче....

«Мои родные защищали Родину»

Актуальность: Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Важнейшей составной частью вос...

Классный час в 5 «А» классе «Они защищали Родину. Герои нашей малой Родины»

Классный час в 5 «А» классе «Они защищали Родину. Герои нашей малой Родины»...