Устный журнал «Семейный альбом». Раздел «Они защищали Родину».
методическая разработка по теме

Каменева Валентина Ивановна

Воспитание патриотизма начинается с семьи, со знания истории своего рода. Истинный патриот – это тот, кто честно выполнил свой долг в годы Великой Отечественной войны, тем масштабнее, грандиознее представляется подвиг народа, отстоявшего родину от фашизма. Те, кто родился в конце 20-начале 21 веков, знают о войне лишь по рассказам, а большинство по книгам и фильмам. Тем ценнее становятся дошедшие до нас  памятники военных лет. Среди них, конечно, письма.

Письма военных лет по праву можно назвать летописью Великой отечественной войны, в том числе письма воинов Яловегина Владимира Стефановича, Сивова Алексея Ивановича и Сморчкова Николая Федоровича.  К сожалению, они погибли, но их письма, присланные родным, бережно хранятся в семейных архивах учащихся и преподавателей нашего лицея.

Скачать:


Предварительный просмотр:

              Устный журнал «Семейный альбом».

Раздел «Они защищали Родину».

Подготовительная работа

1.​ Учащимся было предложено на досуге вместе с родителями, бабушками и дедушками полистать семейный альбом, найти в нем фотографии родственников, в том числе участников Великой Отечественной войны и написать исследовательские работы.

2.​ По возможности ученики приносят в школу вещи, письма, газетные заметки, фотографии, ордена, медали.

3.​ На вечер воспоминаний приглашается председатель областного совета семьи.

4.​ Предварительное изучение, анализ писем военных лет.

Цель:

​ воспитывать у детей любовь к Родине, гордость за ратные и трудовые подвиги соотечественников, уважение к живущим рядом ветеранам войны и труда;

​ способствовать формированию у учащихся представлений об истории семьи как неотъемлемой части истории народа, гордость за ратные подвиги своих родственников, их достижения в труде и боях Великой Отечественной войны.

​ патриотическое воспитание, развитие творческих способностей учащихся.

Оформление:

1.​ Выставка детских исследовательских работ о судьбе родственника, воевавшего или трудившегося в годы Великой Отечественной войны.

2.​ Выставка фотографий, писем, орденов, газетных заметок.

Оборудование:

1.​ музыкальный центр и аудиокассеты;

2.​ ноутбук,  проектор, презентации;

3.​ солдатская форма;

 1 ведущий: Чем больше отдаляется от нас эпоха ВОВ, тем масштабнее, грандиознее представляется подвиг народа, отстоявшего Родину от фашизма. Те, кто родился в конце 20-го и начале 21 веков знают о войне лишь по рассказам, а большинство – по книгам и кинофильмам.

2 ведущий: Тем ценнее и дороже становятся дошедшие до нас памятники военных лет. Среди них, конечно, письма. Письма военных лет по праву можно назвать летописью Великой отечественной войны…

Учитель: поэтому праздничную страницу устного журнала мы назвали

Все вместе: «Мы письма, как летопись боя, как хронику чувств перечтем …»

1 ведущий:  Письма с фронта... Они хранятся во многих семьях, в архивах, в музеях. Их берешь в руки так бережно, словно дорогой и хрупкий предмет. Пожелтевшие от времени листки, заполненные порой карандашом, неровным почерком. Строчки почти выцвели, а фронтовой конверт с пометкой “Воинское” по-прежнему призывает:

2​ ведущий :.За честь жены,
За жизнь детей,
За счастье Родины моей,
За наши нивы и луга -
Убей захватчика-врага.

1 ведущий:

Письма - «треугольники»: посылались без конвертов — бумагу сворачивали так, что внутри оказывалось письмо, снаружи писали адрес. С какой радостью встречали «треугольнички» от родных и близких в каждом доме, каждой семье!

2 ведущий Треугольником сложен потемневший листок,
В нем и горькое лето, и сигналы тревог,
В нем печаль отступленья в тот отчаянный год.
Рвется ветер осенний и команда: вперёд!
1 ведущий:

Даже смерть отступала, хоть на несколько дней,
Где солдатские письма шли дорогой своей.
И с поклоном последние письма, полные сил,
От погибших в сраженьях почтальон приносил.

2 ведущий.

Письма с фронта вобрали и судьбу, и любовь,
И бессонную правду фронтовых голосов.
В письмах вера солдата в наши мирные дни
Хоть и были когда-то далёко они.

1 ведущий. Прошу Вас: храните солдатские письма
Они и просты и порою грустны,
В них столько надежды и вечного смысла.
Прошу Вас: храните солдатские письма,
Тревожную память людской доброты

2 ведущий: Сегодня правду о войне мы узнаем из первых уст. Это письма воинов Яловегина Владимира Стефановича, Сивова Алексея Ивановича и Сморчкова Николая Федоровича. К сожалению, они погибли, но их письма, присланные родным, бережно хранятся в семейных архивах учащихся и преподавателей нашего лицея.

1 ведущий.

Давно мы из дома. Огни наших комнат

За дымом войны не видны.

Но тот, кого любят,

Но тот, кого помнят,

Как дома - и в дыме войны!

2 ведущий.

Теплее на фронте от ласковых писем,

Читая, за каждой строкой

Любимую видишь

И Родину слышишь,

Как голос за тонкой стеной…

1​ ведущий.

Мы скоро вернемся. Я знаю. Я верю.

И время такое придет:

Останутся грусть и разлука за дверью,

А в дом только радость войдет.

2 ведущий.

И как-нибудь вечером вместе с тобою,

К плечу прижимаясь плечом,

Мы сядем и письма, как летопись боя,

Как хронику чувств перечтем.

Каменева В.И.: « Здравствуйте, папа, мама, Галя, Андрюша и Ваня! Посылаю Вам свой пламенный привет и желаю вам всего наилучшего в Вашей жизни. С оружием в руках защищаю свою социалистическую Родину. Сейчас нахожусь на фронте, на Украине. Мы не допустим, чтобы немцы хозяйничали в Донбассе. Итак, папа, прошло 20 с лишним лет, когда боролись с немцем и теперь приходится. И мы его победим!»

Вика Зимина: мой прадедушка Сивов Алексей Иванович родился в 1907 в Симбирске на Нижней террасе, после окончания школы работал на заводе имени Володарского. В 1941 году ушёл на фронт, защищал Сталинград ,Смоленск, Орёл, Брянск… У нас бережно хранятся его письма с войны. В одном из них он пишет: «…сообщаю вам, что я ранен, нахожусь в госпитале, здоровье моё идёт на поправку и скоро опять пойдём добивать ненавистного врага окончательно, мы с каждым днём всё движемся вперёд, так что скоро вся свора гитлеровцев будет бита окончательно»

1 ведущий: Там, на фронте, у солдат болела душа за оставшиеся без кормильцев семьи и они как могли старались поддержать родных:

Вика Зимина: Давно я уже не получал от вас писем, полмесяца…. Посмотреть бы на тебя хоть на минутку, мне вас всех обнять.

Косинов Никита: из письма с фронта моего прадедушки Сморчкова Николая Федоровича моей прабабушке Любови Ивановне «…от тебя письма, наконец, дождался. Из твоего письма я узнал, что Вова тяжело болеет, это очень меня взволновало. По-видимому, учеба его пропала, надо его беречь. Жаль мне бедного мальчика, теперь ему поправляться очень долго придется…Я осознаю, что очень трудно тебе одной с ними, терпи, дорогая моя…» .

Вика Зимина: «13.6.1944 вы пишете о дровах, я уже писал вам, чтобы лодку пустили на дрова, а то она у вас пропадёт или её поломают.»

Косинов Никита «…Люба, старайся продавать мои вещи, какие есть, но свои береги, они тебе пригодятся…»

2 ведущий: письмо от родных для солдата - праздник, а если в письме есть фотография – праздник вдвойне:

Вика Зимина: «письмо получил, в котором прислали фотокарточку, я так моя милая рад, что вижу тебя, и моё сердце сжимается от того, что неужели мы не увидимся. Нет, не может быть этого, моя любимая. Мы встретимся вновь, мои дорогие, и опять заживём своим чередом.»

Косинов Никита: «Здравствуй, дорогая Люба, шлю я тебе свой пламенный привет и несчетно раз целую еще, целую своих малышей Вовочку, Валечку и Ниночку. Еще передаю привет всем родным.

Я очень рад, что увидел свою семью,..» «…как у них выцвела Мать, как из гроба вылезла, ну что сделаешь видно…терпи…

Ну куда делись кудри у Валентины?..»

1 ведущий: Их письма с фронта были всегда бодрые, безжалобные. Они старались рассказать в них что-нибудь веселое, смешное из их фронтовой жизни. И сколько раз в этих письмах встречалась фраза:

Косинов Никита: «…ты очень далеко от меня, но мои мечты завсегда с тобою…»

Вика Зимина: «Скорее бы разделаться с этим гадом и поскорее бы вернуться к вам , мои дорогие, и крепко, крепко обнять вас. Скоро придёт тот день и засияет солнце и тогда вновь тепло забьётся в родных сердцах…»

Косинов Никита: «Люба, я знаю, что обижаешься на меня, что я тебе мало помогаю… Я бы тебе помог…

Жив буду, тебе за все расплачусь своими поцелуями…»

1 ведущий: О своих наградах они скромно сообщали в последнюю очередь, в конце письма:

Вика Зимина: «И ещё хочу Вам сообщить, что вы можете так же поздравить меня с высокой правительственной наградой Орденом Красной Звезды».

2 ведущий:

Когда я вижу, как убитый

Сосед мой падает в бою,

Я помню не его обиды,

Я помню про его семью.

Мне представляется невольно

Его обманчивый уют.

Он мертв уже. Ему не больно,

А их еще … письмом убьют

Каменева В.И.: в ноябре 1944 года мой дедушка получил письмо с фронта, написанное чужим почерком: «Добрый день, многоуважаемый Стефан Иванович. Сообщаю Вам, что Ваш сын капитан Яловегин Владимир Стефанович, награждён орденом Красного знамени и сегодня 25.10.44г. в 12 час. геройски погиб на фронте в борьбе с немецкими захватчиками. На территории Германии (Восточная Пруссия) 3- Белорусский фронт. Город Гростракенен. За его смерть нашего командира мы, артиллеристы проклятым немцам отомстим.

До свидания. Лейтенант Козак И. С.»

Вика Зимина: в то же время моя прабабушка Сивова Анна Михайловна получила извещение о том, что её муж , красноармеец Сивов Алексей Иванович в бою за социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство, погиб 13 октября 1944, защищая Ригу. Похоронен с отданием воинских почестей в деревне Ледурга Латвийской ССР

Косинов Никита: а мой прадедушка Сморчков Николай Федорович дошёл до Берлина, погиб 5 мая 1945 года, накануне Великой Победы…

Уч-ся 9-а класса поднимаются на сцену

1 ведущий

Если я не вернусь, дорогая,

Нежным письмам твоим не внемля,

Не подумай, что это – другая,

Это значит… сырая земля.

2 ведущий

Это значит дубы-нелюдимы

Надо мною грустят в тишине,

А такую разлуку с любимой

Ты простишь вместе с Родиной мне.

1 ведущий

Только вам я всем сердцем и внемлю,

Только вами и счастлив я был:

Лишь тебя и родимую землю

Я всем сердцем, ты знаешь, любил.

2​  Ведущий

И доколе дубы-нелюдимы

Надо мной не склонятся, дремля,

Только ты мне и будешь любимой,

Только ты да родная земля!

Песня «Алёша», исполняет 9А класс

1 ведущий:  Время текло своим чередом. На дворе стоял 1969 год. В дверь семьи Сивовых вновь постучал почтальон и вручил письмо, написанное детским почерком:

2 ведущий: « Дорогие друзья, прошло уже 25 лет с того времени, когда советская армия освободила наше село от фашистов. Недалеко от нашей школы находится братское кладбище, где похоронено 66 воинов, от всего сердца просим откликнуться …и рассказать о человеке, который отдал жизнь за то, чтобы жили мы. Обещаем выслать фотокарточку братской могилы, где похоронен бизкий вам человек…Латвийская ССР, Лимбажский р-он, пос Ледурга , ученики 5 класса»

1 ведущий: С детьми завязалась переписка. «1970 г Недавно мы получили ваше письмо из далёкого Ульяновска-города Ленина, о котором мы так много читаем, говорим, ваше письмо прочли во всех пионерских отрядах…».

2 ведущий: По приглашению школьников сын Алексея Михайловича Юрий Алексеевич побывал на месте гибели отца, возложил цветы на его могилу.

1 ведущий:  « Здравствуйте, дорогие близкие Алексея Ивановича Сивова. Вам пишут ученики 4 класса Ледургской восьмилетней школы. По традиции мы должны заслужить имя своего героя. К нам на собрание пришли комсомольцы 8 класса. они рассказали нам об освобождении нашего села и об Алексее Ивановиче. Они торжественно передали нашему отряду имя героя Сивова Алексея Ивановича . Наш отряд просит вашего разрешения называться его именем. Мы обещаем с уважением хранить его память. Расскажите нам пожалуйста как вам живётся в далёком Ульяновске.»

1 ведущий:  К сожалению, в связи с перестройкой связь семьи Сивовых со школьниками из Ледурги прервалась…

2 ведущий. 80 –е годы 20 –го века… Это было сложное, но интересное время: у нас в Заволжье кипела стройка – строился авиакомплекс. Дети тех, кто работал « на небо» были первыми учениками  лицея №20. Нынешние лицеисты– второе поколение авиастроителей, родившиеся уже в Ульяновске. Хочется верить, что придут ещё и третье и четвёртое …

1 ведущий. Поэтому позвольте напомнить обращение ко всем гражданам России Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго в преддверии 3 – го тысячелетия: «Вглядываясь в наступившее тысячелетие от Рождества Христова, мы не можем не задавать себе вопрос: Какой будет Россия в 21 веке? Какой будет российская семья? Какими нашими ценностями будут жить поколения, которые придут на смену нам? И здесь бесценным сокровищем является опыт наших предков, живая нить преемственности поколений»

2 ведущий. Вспомним, какое значение придавалось на Руси семейным устоям. Какими благоговейными чувствами издревле была окружена семья: семейные реликвии передавались из рода в род. Атмосфера семьи, домашнего очага, взаимоотношения с родными, память о своих предках и воспитание потомков – всё это имеет огромное значение для нравственного укрепления личности, а значит, и государства. Не случайно у многих народов говорится, что любовь к Родине начинается с семьи.

1 ведущий. Божие благословение почивает на тех, кто создает семью, почитает и хранит память о своих предках, воспитывает детей. Божие благословение всем тем , кто начинает вести свою семейную летопись.

2 ведущий. Пусть она станет кладезем жизненного опыта для Вас и ваших потомков. Пусть поможет осознавать место каждого члена Вашей семьи в истории и вечности»

Учитель: «Народ, который не знает своего прошлого, не имеет будущего», подметил кто-из мудрецов. Человечество не раз убеждалось в правдивости этих слов. Как бы не складывалась жизнь, какие бы не происходили катаклизмы, люди постоянно обращаются к своему прошлому, к своей истории.

Любовь к родине всегда конкретна – это любовь к своим истокам, родительскому дому, семье. Нам, живущим в 21 веке, нельзя забывать о том, как важно сохранить для «большой» истории всё то, что сегодня кажется не таким значительным, - историю повседневности, которая быстро исчезает на наших глазах, особенно с уходом старшего поколения..

Очень важно понять, что время безжалостно. Надо успеть узнать у старших, сохранить и передать родовую память по эстафете будущим поколениям. Только так можно сохранить культуру родовой памяти. Человек бессилен изменить прошлое, он не может выбирать себе предков. Вместе с тем каждый в силах выбирать своё будущее, чтобы быть достойным предков и не уронить честь рода.

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устный журнал "Журавли над Родиной"

Данный материал представляет собой методическую разработку, посвященную празднику Белого журавля (22 октября)....

Устный журнал "Хроника семейной жизни".

Познавательное занятие для подростков....

Устный журнал с элесентами инсценирования по книге С.Т. Аксакова "Семейные хроники"

Разработка внеклассного мероприятия по творчеству С.Т. Аксакова....

Устный журнал "Птицы нашей Родины"

Сценарий мероприятия и презентация...

Устный журнал "Ты, Кубань, ты наша Родина"

Устный журнал можно провести к любой знаменатетельной дате края....

Устный журнал «Символы нашей Родины»

Цель:  Закрепить знания учащихся о государственных символах России.Задачи:  Формировать чувство патриотизма и гордости за свою Родину.Воспитать у детей уважительное отношение к государственн...

Устный журнал "Сураж - моя малая родина"

На классном часе в форме устного журнала "Сураж - моя малая родина" учащиеся знакомятся с историей возникновения города Сураж, его достопримечательностями, читают стихотворения о Родине....


 

Комментарии

Яковлева Маргарита Сергеевна

Валентина Ивановна! Мне очень понравилась Ваша разработка. Письма с войны-большая редкость, и сейчас очень мало семей, где есть такая бесценная память о войне. И очень хочется, чтобы Вы уже как участник Вахты памяти продолжили размещать собранный Вами,Вашими коллегами и учащимися материал. О каждом из трех погибших воинов, о которых Вы рассказали, обязательно должен быть отдельный материал. Кроме того материала, который Вы представили в устном журнале, материал о них есть на сайтах Мемориал ( где погибли) и Подвиг народа (награды) -я посмотрела,материала там о них много. Ваши учащиеся могут завести на своей страничке Вахты памяти семейный архив своего погибшего родственника. И еще можно сделать очень важное дело-на страничках погибших воинов на сайте Мемориал есть раздел "Добавить материал". Туда можно разместить похоронку, наверное, и письма, другие документы. Эти документы могут пригодиться тем, кто пишет книги о войне, кто работает над Книгами памяти. Спасибо Вам большое за сохранение памяти!