Математическая игра "Звездный час"
методическая разработка (5 класс) по теме

Шелихова Наталья Леонидовна

Данный матетиал, создан для учителей, с целью развития познавательного интереса учащихся, интеллекта учащихся, расширения знаний и воспитания стремления к их непрерывному совершенствованию.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Звездный час

Конкурс-викторина

Цель: развитие познавательного интереса, интеллекта учащихся, расширение знаний и воспитание стремления к их непрерывному совершенствованию.

Оборудование мероприятия: 

Компьютер с операционной системой Windows и прикладной программой Microsoft PowerPoint, проектор, экран, демонстрационный файл “Звездный час”,  для участников двусторонние карточки с  № от 1 до 6, звездочки для участников и их помощников.

Место проведения: учебный кабинет.

Правила игры:

Игра сводится к следующему: ведущий задает вопросы всем участникам игры, на экране высвечивается серия ответов, необходимо выбрать правильный и поднять соответствующую карточку с номером ответа. Карточки с номерами ответов имеют игроки и их ассистенты. Задача игроков – правильно отвечать на вопросы, т.е. верно поднимать необходимую карточку, знать полный ответ и по возможности собрать наибольшее количество звезд, которые даются за правильный ответ и игроку и ассистенту. При выявлении финалистов игры звездочки игрока и ассистента суммируются. После полного ответа, данного ведущим, игроки по собственной инициативе могут показать, что они подготовили к звездному часу, за это также получают звезду.

На обдумывание каждого вопроса дается 5 секунд. После каждого тура, будет отсеиваться один игрок, набравший наименьшее количество очков.

В финале сразятся двое игроков.

1 тур.

Вопрос 1. Кто был первым создателем компьютера в нашей стране?

Ответ: № 4. С. А. Лебедев. Под его руководством созданы первая советская электронная ЦВМ – МЭСМ.

Вопрос 2. Он в XVII веке сконструировал первую счетную машину, а его именем назван один из языков программирования. Кто он?

Ответ: № 3. Блез Паскаль – французский математик.

Вопрос 3. Этот создатель аналитической счетной машины, потратив на ее разработку 10 лет, не увидел детище в действии. В конце ХХ века ее воссоздали – и заработала. Кто это?

Ответ: № 5. Чарлз Бэббидж.

Вопрос 4. Какой английский математик в 1937 году изобрел вычислительную машину – прообраз современного компьютера, а во время войны расшифровал код немецкой шифровальной машины «Энигма»?

Ответ: № 1. Алан Тьюринг.

Вопрос 5. Кто считается первым в мире программистом?

Ответ: № 2. Ада Лавлейс. В честь ее был назван язык программирования Ада.

2 тур.

Перед вами портреты великих людей: Льва Николаевича Толстого, Михаила Васильевича Ломоносова, Александра Сергеевича Пушкина.

Вопрос 1.

Кто из них является автором учебника для детей под названием «Арифметика»?

Ответ № 1. Л. Н. Толстой проявлял особый интерес к математике и ее преподаванию, много лет преподавал начала математики в основанной им же Яснополянской школе.

Вопрос 2.

Кому принадлежат слова: «Вдохновение нужно в геометрии, как в поэзии»?

Ответ № 3. А. С. Пушкину.

Вопрос 3.

Кому из этих людей принадлежат слова: «Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит»?

Ответ № 2. М. В. Ломоносову.

Вопрос 4. Фамилиями этих людей названы города. Так ли это?

Ответ № 1. Л. Н. Толстой. В Ленинградской области есть города Пушкин и Ломоносов, города Толстой пока нет.  

3 тур.

Вопрос 1. Доверие к ЭВМ пришло не сразу. Так, в бухгалтерии, получив машинные расчеты зарплаты, тут же принимались за эту работу. За какую?

Ответ: № 3. Пересчитывать все с помощью счетов.

Вопрос 2. Какое устройство, использовавшееся вплоть до ХХ века, явилось предшественником современного калькулятора?

Ответ: № 1. Арифмометр.

Вопрос 3. Назовите удивительного предка компьютера, не имевшего никакого отношения к вычислениям.

Ответ: № 2. Ткацкий станок, изобретенный в 1804 году французским инженером Жозефом Жаккаром. Станок сам, без участия человека, ткал сложные узоры, руководствуясь последовательностью перфокарт, где кодировались предписания: какую нить и как нужно переплести. Так делалось знаменитое жаккардовое полотно на первых в мире станках с программным управлением. А компьютерщики позаимствовали для ЭВМ перфокарты.

4 тур.

Вопрос 1.

 Название какого геометрического тела переводится с греческого как «отпиленная»?

Ответ: № 2. Призма.

Вопрос 2. Как называлась популярная в 1930-е годы акробатическая фигура, составленная спортсменами, стоящими друг на друге?

Ответ: № 4. Пирамида.

Вопрос 3. Название какого геометрического тела произошло от греческих слов «валик», «каток»?

Ответ: № 1. Цилиндр.

Вопрос 4. Название какого геометрического тела по-английски означает также и шишку хвойного растения?

Ответ: № 3. Конус.

Финал.

Из слова «АРИФМОМЕТР» нужно составить как можно больше слов. Каждую букву разрешается использовать столько раз, сколько она встречается в этом слове.  Тот,  кто  назовёт последнее слово, – победит.

Награждение победителя, заключительное слово победителю…

Вручение призов.

Фотография на память.

Информатика и математика, пожалуй, одни из важнейших учебных дисциплин. Если алгебра и геометрия являются частью школьной программы на протяжении долгого времени, то информатика преподается сравнительно недавно и количество часов ограничено 30 часами. Современную жизнь уже невозможно представить без персонального компьютера и сети Интернет. Последний облегчает поиск нужной информации, а без многих компьютерных программ невыполнимо огромное количество работ. Именно поэтому учащимся нужно прочно овладеть такими необходимыми знаниями, а уроки и внеклассные мероприятия должны быть познавательными и нескучными. Внеклассная работа способствует углублению знаний учащихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. У учащихся появляется интерес к офисным программам и желание научиться работать в этих средах (POWER POINT, PUBLISHER).

Кроме того, внеклассная работа по математике и информатике имеет большое воспитательное значение, ибо цель ее не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу.

Проведение предметной недели по математике и информатике стало теперь традицией в нашем учебном заведении – Нижневартовском профессиональном училище №4. План проведения недели <Приложение 1> включает различные мероприятия: радиопередачи, информационные часы, конкурсы рисунков из геометрических фигур “Юный проектировщик” (приветствуются рисунки с компьютерной поддержкой); конкурс на самую занимательную, увлекательную и остроумную задачу; математическая викторина “Вездесущая математика” <Приложение 2>, конкурс-викторина “Звёздный час” <Приложение 3>, презентация игры составлена в виде слайдов <Приложение 4>. Вопросы и задания подобраны и составлены так, что будут по “зубам” не только отличникам по информатике и математике, но и любителям других дисциплин. Все смогут проявить себя в лучшем свете, и вряд ли кто останется безучастным и скучающим. При разработке сценариев мероприятий были использованы вопросы из книг [1], [2].

Проводимые игры значительно оживляют изучение таких строгих, “сухих”, а для многих даже “страшных”, дисциплин, какими являются информатика и математика. Они научат ребят пользоваться полученными знаниями, терминологией, разовьют их память, логику. У игры как у метода большие воспитательные возможности:

  • она создаёт сильные эмоциональные стимулы, которые усиливают основные мотивы в учебной деятельности;            
  • игра способна проявить совершенно неожиданные способности учащихся, которые в привычной обстановке не давали о себе знать;
  • игра формирует умение работать в “команде”, развивает дух коллективизма, учит общению.

Литература: 

  1. Агеева И.Д. Занимательные материалы по информатике и математике. Математическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 240 с. (Игровые методы обучения)
  2. Предметные недели в школе. Математика./ сост. Л.В. Гончарова. – Волгоград: Учитель, 2006.

Моу Смородинская средняя школа

Внеклассное мероприятие

по математике

 Подготовила учитель математики: Шелихова Н.Л.

2009год

Прожектор высвечивает двоих ведущих, уютно расположившихся в креслах на углу сцены. На ведущих - костюмы конца 19 века: у девочки длинная юбка, соответствующая прическа, у мальчика - фрак, галстук-бабочка. 

1 ведущий: - Добрый вечер!

2 ведущий: - Здравствуйте!

1 ведущий: - Сегодня мы впервые приглашаем вас в нашу математическую гостиную. В ней будут собираться все те, кто любит математику, кто сумел открыть для себя ее красоту, кто ценит в ней величайшую полезность.

2 ведущий: - Наша математическая гостиная необычная, в ней будут происходить удивительные события, встречаться люди разных поколений и разных времен.

1 ведущий: - Давайте немного пофантазируем и заглянем в гостиную одного из домов прошлого века. Сегодня здесь собрались юные школьники - или гимназисты.

2 ведущий: - Их привело сюда общее увлечение. Все они успели открыть для себя красоту математики, многие начали пробовать свои силы в самостоятельных работах и докладах.

(На сцене вспыхивает яркий свет, освещает интерьер гостиной 19 века, в разных местах гостиной - несколько школьников в костюмах представляемых героев, все они чем-то заняты, тихо беседуют, жестикулируют. Ведущие представляют присутствующих, каждый при этом встает, слегка кланяется). 

1 ведущий: - Сегодня нашу гостиную посетили: Николай Лобачевский, в будущем ректор Казанского университета. В двадцать два года Лобачевский стал профессором, деканом физико-математического факультета. А сейчас ему только двенадцать лет и он учащийся Казанской гимназии.

2 ведущий: - Рэне Декарт, в будущем выдающийся французский ученый. Он был разносторонним ученым: физиологом, физиком, математиком. Сейчас ему четырнадцать лет и он учащийся аристократического колледжа в Париже.

1 ведущий: - Исаак Ньютон - в будущем один из величайших ученых, математик и физик, член английской академии наук, профессор одного из старейших учебных заведений Англии - Кембриджского университета. Сейчас он учащийся средней школы в Греитеме, ему тринадцать лет.

2 ведущий: - Михаил Ломоносов - в будущем великий русский ученый, основатель и ректор Московского университета, член Российской Академии наук. А сейчас ему 18 лет, он только что появился в Москве и его никто не знает.

1 ведущий: - Эмми Нетер - в будущем самая крупная женщина-математик когда-либо существовавшая, профессор Геттингенского университета в Германии. Сейчас ей 13 лет, она учится в колледже.

2 ведущий: - А теперь давайте войдем в гостиную, где уже властвует царица всех наук - математика. Прислушайтесь, здесь уже, кажется, закипает спор (звучит музыка).

Спор Ньютона с Лобачевским

Ньютон: - Чем это Вы заняты, Николай?

Лобачевский: - О! Увлекательная задача. Мне кажется, еще немного и я самостоятельно докажу теорему.

Ньютон: - О чем же?

Лобачевский: - О равенстве треугольников. Если три стороны одного треугольника равны трем сторонам другого, то эти треугольники равны. Смотрите.

(Из трех палочек разного цвета составляет два треугольника и накладывает их друг на друга).

Ньютон: - Очень интересно, но в вашем доказательстве есть недостатки.

Лобачевский: - Какие?

Ньютон: - Нельзя доверять только зрительному доказательству, на глаз! Зрение иногда обманывает нас. Вот смотрите: как вы думаете, какой из этих отрезков длиннее?

Они одинаковы! (При помощи циркуля демонстрирует равенство двух отрезков).

И еще пример:

Эта фигура кажется прямоугольником, на самом же деле это квадрат (демонстрирует циркулем).

И еще один обман зрения:

левый кружок кажется больше правого, а ведь они одинаковы.

1 ведущий: - Как сказал юный математик, он был близок к решению этой задачи, а вернее - к доказательству. Он впервые самостоятельно попробовал применить способ наложения для доказательства равенства фигур. Такой способ давно используется в математике, но Николай додумался до него сам.

Лобачевский: - Ну, хорошо, вы правы. А как быть с такой теоремой: "Сумма углов в треугольнике равна 180 градусам"?

Ньютон: - О! Это очень просто! Что еще имеет меру 180 градусов? Развернутый угол, верно? Смотрите! (Берет бумажный треугольник, отрывает два угла и складывает на магнитной доске угол 180 градусов). Вот и все!

Лобачевский: - Но вы же сами сказали, нельзя доверять зрению, оно обманывает. Значит, надо искать другое решение. Эта проблема не дает мне спать по ночам: должен же быть выход!

2 ведущий: - Талант юного Николая Лобачевского позволил ему самостоятельно доказать эту теорему тремя способами. Он использовал параллельные прямые. Эти прямые, которые никогда не пересекаются, так заинтересовали его, что им он посвятил большую часть своей научной деятельности. Он открыл новую эру математики - новую геометрию. Он назвал ее "Пангеометрия", а мы называем геометрией Лобачевского.

1 ведущий: - Простите, но мне кажется, что у нас появился новый гость, точнее гостья.

(Входит девочка в костюме гимназистки, волосы заплетены в косы).

Ковалевская: - Добрый вечер, господа! (все кланяются). Простите мою дерзость, но я слышала, что в ваше общество можно входить без приглашения.

Голоса: - Пожалуйста!

- Милости просим!

- Но кто вы? Что вас привело к нам?

1 ведущий: - Софья Ковалевская - в будущем первая русская женщина-математик, член-корреспондент Российской Академии наук, доцент Стокгольмского университета в Швеции, автор нескольких дерзких открытий.

Ковалевская: - Математикой я увлекаюсь с раннего детства. Когда мне было восемь лет, мою детскую комнату оклеили страницами математического журнала, потому что не хватило обоев. От долгого ежедневного созерцания внешний вид многих формул так и остался в моей памяти.

Декарт: - Это мило, но это все детство! Ну, а когда вы всерьез занялись математикой?

Ковалевская: - Совсем недавно. Наш сосед профессор Тырнов забыл у нас учебник физики. Тайком от строгой гувернантки я пробовала читать его, но там оказались непонятные слова "синус", "косинус", разные формулы. Я обратилась за помощью к своему учителю, но он сказал, что мне еще рано этим заниматься. Тогда я попыталась сама без учителя и учебника разобраться в формулах и разобралась. Математика оказалась такой красивой...

Лобачевский: - Правила нашего общества требуют, чтобы каждый новичок предложил какую-нибудь занимательную задачу или математическую шутку.

Ковалевская: - А можно я прочту свое стихотворение? (Звучит тихая мелодия, Софья читает)

Пришлось ли раз вам безучастно
Бездельно средь толпы гулять,
И вдруг какой-то песни страстной
Случайно звуки услыхать?
На вас нежданною волною
Пахнула память прежних лет,
И что-то милое, родное
В душе откликнулось в ответ.

Казалось вам, что эти звуки
Вы в детстве слышали не раз.
Как много счастья, неги, муки
В них вспоминалося для вас.
Спешили вы привычным слухом
Напев знакомый уловить,
Хотелось Вам за каждым звуком
За каждым словом уследить.

Декарт: - Но здесь же никакой связи с математикой. Вы скорее поэтесса.

Ковалевская: - Мне кажется, каждый математик в душе должен быть поэтом.

Ньютон: - Как же вы хотите продолжить учебу после окончания гимназии? Ведь в России девушек не принимают в Университет?

Ковалевская: - Я уже думала об этом. Придется ехать учиться за границу.

1 ведущий: - Софья Ковалевская очень упорно шла к своей цели. Чтобы получить разрешение ехать учиться за границу, она фиктивно (не по-настоящему) вышла замуж. Потому что в Царской России молодым девушкам не разрешали самостоятельно уезжать за границу.

Ковалевская: - Ну, а теперь обещанная математическая игра. В одном английском парке для гуляющих устроили лабиринт. Специальный служитель заводит группу отдыхающих в центр лабиринта, а выйти из него они должны сами. Попробуйте!

(На магнитной доске закрепляется плакат с лабиринтом. Кто-нибудь из присутствующих пытается указкой показать путь из лабиринта. Не получается. После этого Софья открывает секрет: надо идти все время вдоль правой стены).

1 ведущий: - Ну, а теперь давайте обратим внимание еще на одного гостя. Он очень неловко чувствует себя в нашей гостиной. Да и костюм его говорит, что он прибыл откуда-то из провинции.

Ломоносов: - Из простых мужиков я, из поморов. В Архангельской губернии родился, у холодного северного моря. Грамоте у дьяка учился, псалтырь читал. А когда учебные книги сыскал, "Грамматику" да "Арифметику", очень к учению потянулся. Пешком в Москву пришел, с рыбным обозом. Учиться хочу.

Ньютон: - А сколько Вам лет? Не поздно ли Вам поступать в школу?

Ломоносов: - Восемнадцать мне. Да учиться никогда не поздно, было бы хотение! К математике любопытство имею. Математику уже затем учить стоит, что она ум в порядок приводит.

Ньютон: - А нам что-нибудь расскажете?

Ломоносов: - Задачу хочу предложить. Можно ли из фигуры сделать еще большую фигуру?

Голос: - Как это?

Ломоносов: - Кто из вас, господа, пояснение дать сможет, что такое дыра?

Голоса:- Дыра? В бублике!

- Окружность!

- Ну, вообще, дыра может быть любой формы. Захочу, треугольную вырежу!

Ломоносов: - Вот вам карточка, вырежьте в ней дыру самую большую, какую только можно. (Кто-нибудь вырезает прямоугольное отверстие, оставляя узкую кромку)

- Вот вам дыра. Больше не вырезать!

Ломоносов: - Маловата будет. Едва рука пролезает!

Голос: - А Вы бы хотели, чтобы вся голова прошла?

Ломоносов: - И голова и все туловище!

Голос: - Вырезать дыру больше этого прямоугольника? Что невозможно, то невозможно!

Ломоносов: - Ошибаетесь, мой друг. Смотрите!

Голос: - Но здесь же нет никакой дыры!

Ломоносов: - Есть! И она необязательно должна быть круглой или треугольной или прямоугольной. Она может быть и такой! (Разворачивает цепь, надевает ее на собеседника).

2 ведущий: - Необычайный ум и способности позволили Ломоносову стать первым учеником в школе, затем в академическом университете. Но жил он в крайней бедности.

Ломоносов: - В день я имею один алтын жалования. На пропитание только, на денежку - хлеба и на денежку - квасу, остальные на бумагу, чернила, обувь.

1 ведущий: - И все же он стал ученым, продолжил учебу в Германии, затем вернулся в Петербург в академию наук. В академии все ученые были иностранцы. К русскому Ломоносову они относились высокомерно, он ля них был "мужик", они смеялись над его бедностью.

2 ведущий: - Рассказывают такой случай. Один из иностранцев, желая унизить Ломоносова перед коллегами, сказал: "У Вас, господин Ломоносов, дырка на локте и оттуда ваша ученость выглядывает". На что получил ответ: "Нет, сударь, эта ваша глупость туда заглядывает".

1 ведущий: - В Академии наук Ломоносов проработал двадцать лет, доказав, что "гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, какие бы ни чинила ему судьба".

Звучит музыка. 

2 ведущий:- Посмотрите, - там, в углу, кажется, опять спор о чем-то интересном.

Спор Декарта и Ньютона

Ньютон: - Ну, в этом ничего сложного нет. Мне такие задачи решать приходилось. А вот мою попробуйте.

"Задача шахматного коня"

Клетки доски размером 10х10 надо обойти ходом шахматного коня, не пропустив ни одной и ни на одну клетку не попадая дважды.

Несколько человек увлеченно пробуют на магнитной доске, затем с маленькой доской уходят в глубь и продолжают рассуждать.

Ньютон и Декарт остаются у доски. 

Декарт: - Моя задача тоже связана с шахматами. "Задача ферзя": Сколькими способами можно разместить на шахматной доске восемь ферзей, чтобы они не угрожали друг другу?

(Можно предложить задачу зрителям).

Декарт: - Но больше всего меня привлекает применение координат. Ведь они используются издавна и не только в шахматах. В мореплавании, например, широта и долгота - это ведь тоже система координат. Я чувствую, что в этом кроется что-то еще, более важное и великое.

1 ведущий: - Юный Рене Декарт прав. В будущем, став известным ученым, он первый догадался откладывать отрицательные числа слева от нуля.

2 ведущий: - Мало того, он развил эту мысль дальше и изобрел прямоугольную систему координат, которую мы называем Декартовой системой координат.

(Декарт, как бы продолжая размышлять, рассуждать, чертит мелом на полу две перпендикулярные линии. Становится в один координатный угол, бормоча, поворачивается, перешагивает в другой угол, снова поворачивается, перешагивает и т.д.).

Софья Ковалевская: - Что-то это мне напоминает...

(Слегка напевая, пританцовывая, повторяет движения Декарта). Это же вальс! Раз, два, три! Раз, два, три! Раз, два, три!

(Музыка усиливается, звучит вальс, все участника танцуют, гаснет свет. Освещены только ведущие прожектором).

1 ведущий: - Давно стемнело за окном. А в нашей гостиной все еще звучат споры, разбираются интересные задачи, головоломки.

2 ведущий: - А пока мы прощаемся с вами. Но надеемся, вам у нас понравилось?

1 ведущий: - А потому мы расстаемся с вами не навсегда. И еще не раз мы пригласим вас в нашу математическую гостиную.

2 ведущий: - До свидания, друзья! До новой встречи!

     

   

Тема «Решение логических задач и задач на смекалку»

Цели:

     1. Реализация принципа умственного развития учащихся.

     2. Развитие познавательной и творческой деятельности учащихся.

     3. Развитие культуры коллективного умственного труда.

     4. Формирование и развитие интереса учащихся к занятиям математикой, расширить математический кругозор учащихся.

Сопутствующая задача: прививать навыки самостоятельного поиска новых закономерностей, пробуждать их любознательность.

Форма занятия: дидактическая игра.

Пособия: таблицы, карточки, цветные мелки.

Наборы: бумажные ленты, клей, ножницы.

I этап. Организационный момент.

II этап. Логический тренинг.

1. Что больше, произведение или сумма этих чисел:

     0123456789?

2. Решите анаграмму:

     МАПРЯЯ, ЧУЛ, РЕЗОТОК, РИПЕТРЕМ.

(Прямая, луч, отрезок, периметр.)

3. Продолжи ряд: АГБДВ... (Е)

III этап. Знакомство с «меню». Вам предлагается

VI этап. Математические обгонялки.

1. Назовите пословицу с натуральным числом (победитель тот, кто назовет последнюю).

2. Решение задач «Математическая викторина»:

1) Тройка лошадей пробежала 30 км. Какое расстояние пробежала каждая лошадь?

2) Вычислите 162 – 152.

3) Разделите сто напополам.

4) Назовите наибольшее десятизначное число, состоящее из различных цифр.

(Награждается тот, кто больше даст правильных ответов.)

V этап. Считай, смекай, отгадывай.

  1. Волшебный квадрат (выясните свойство).

 4

 9

 2

 3

 5

 7

 8

 1

 6

2. Расставьте цифры так, чтобы сумма цифр была одна и та же по горизонтали и вертикали.

   

 1

 1

 1

=>

 1

 3

 2

 2

 2

 2

=>

 2

 1

 3

 3

 3

 3

=>

 3

 2

 1

3. Найдите x:

20 = 20 + 18 + 16 + 14 + ... + x.

     Ответ: x = – 18.

4. Не отрывая карандаша, тремя прямыми пройдите все точки:

.        .                .        .

.        .                .        .

5. Подставьте следующие числа:

1, 3, 7, 15, ...

     (ответ: 31)

2, 5, 10, 17, ...

     (ответ: 26)

(Коллективное обсуждение; победитель – столик, где ученики дали большее число правильных ответов.)

VI этап. Математическая уха.

1. Расположите 6 стульев в 3 ряда по 3 стула в каждом.                                .

                                                                                            .             .

                                                                                        .        .        .                

2. Пользуясь только сложением, запишите число 28 при композиции 5 двоек.

22 + 2 + 2 + 2 = 28

3. Одно число в четыре раза больше другого, сумма же этих чисел 20. Найдите эти числа.         Ответ: 4, 16.

4. С помощью двух спичек, не ломая их, составьте квадрат.

Решение: положить спички на края стола.

5. С помощью четырех цифр 2, скобок и знаков действия составьте число 10.

(22 – 2) : 2 =10

6. Который сейчас час, если оставшаяся часть суток вдвое больше прошедшей?

Ответ: 24 : 3 = 8 ч.

7. Вместо звездочек вставьте цифры, чтобы было верное равенство: 3** : *3 = 3*.

Ответ: 390 : 13 = 30.

8. С помощью одной спички, не ломая её, составьте треугольник.

Решение: спичку положить на край стола. 

(Побеждают те, кто дал больше правильных ответов.)

VII этап. Задание.

Найти: 1 + 2 + 3 + ... + 98 + 99 + 100. Рассказать историю решения этой задачи.

(Эту задачу решил в XVIII веке мальчик Карл Гаусс, которого впоследствии стали называть Королем математики. Он заметил, что в записи 1 + 2 + 3 + ... + 100 сумма каждой пары слагаемых, которые одинаково отстоят от концов записанного выражения, равна 101. А таких пар в два раза меньше, чем слагаемых, т. е. 50. Выходит вся сумма равна 101•50 = 5050.)

VIII этап. Сценка-фокус «Лист Мёбиуса».

     Диалог ведущих А и Б

А. Послушай, чтобы ты сказал, если бы тебе изготовили рубашку без изнанки?

Б. Значит, ее можно было бы надевать с двух сторон? Это было бы неплохо. Наши ребята в классе просто лопнули бы от зависти.

А. Нет, тут дело посложнее: рубашка только с одной стороной.

Б. Не морочь мне голову. Таких рубашек не бывает.

А. Конечно, я пошутил. Но вообще, оказывается, одностороннюю поверхность можно сконструировать. Вот, например, цилиндр. Он представляет собой двухстороннюю поверхность. Если двигаться по одной его поверхности, то, не пересекая «границы», нельзя очутиться на другой стороне. А теперь смотри: я ставлю жирную точку на одной стороне этой линии и буду вести вправо, и надеюсь прийти в ту же точку, но на другой стороне этого листа.

Б. Этого не может быть.

А. Эх ты, Фома неверующий. Смотри!

     (Ученик Б тоже проделывает опыт.)

А. Такую одностороннюю поверхность впервые рассмотрел в 1858 году немецкий математик Август Фердинанд Мёбиус, ученик «короля математиков» К. Гаусса. Ныне эта поверхность называется листом Мёбиуса. Таинственный и знаменитый лист Мёбиуса имеет удивительные свойства: он имеет один край; одну поверхность. Изучением таких свойств занимается наука топология.

IX этап. Удивительные свойства листа Мёбиуса.

     Эксперименты для всех

А. (показывает и объясняет эксперимент). Смотрите, я беру бумажную ленту, разделенную по ширине пополам пунктирной линией. Я перекручиваю ленту один раз и концы склеиваю. Получился знаменитый удивительный лист Мёбиуса. А теперь я режу ножницами склеенную ленту посередине, вдоль пунктирной линии. Как вы думаете, что у меня получится? Конечно, если бы я не перекрутил ленту перед склейкой, все было бы просто: из одного широкого кольца получилось бы два. А что сейчас? Получилось не два кольца, а одно, вдвое уже, но зато вдвое длиннее.

Практическое задание для всех

Возьмите бумажные ленты, клей и ножницы. Приготовьте листы Мёбиуса и проведите эксперимент, о котором я вам рассказал.

– Получили кольцо, перекрученное дважды. А затем разрежьте это кольцо еще по середине.

Вывод: Получили два сцепленных друг с другом кольца, каждое из которых дважды перекручено.

Вот такие неожиданные вещи происходят с простой бумажной полоской, если склеить из нее лист Мёбиуса.

X этап. Гимн математике.

1. Разместите три разноцветных треугольника, квадрата и кружка в квадрате 3Х3 таким образом, чтобы фигуры, расположенные в соседних клетках, отличались друг от друга формой и цветом.

2. Из двух спичек сделайте 10 не ломая их.

Решение: римская цифра 10.

3. К 5 спичкам, разложенным на столе добавьте ещё 5, так, чтобы получилось три.

Решение: 

4. Уберите одну спичку так, чтобы получилось сто. Решение: 

Подсказка: букву И в конце преобразуйте в начальную букву, а палочку от буквы Р внизу уберите.

5. Три спички лежат на столе. Как удалить среднюю из середины, не трогая её?

Решение: переложить одну из крайних.

6 Игра со спичками.

 Спичек всего 23. Двое играющих поочерёдно берут не более шести спичек. Выигрывает тот, кто возьмёт последнюю спичку.

 

XI этап. Итог занятия. Награждение самых активных участников «Математического кафе».

        

МЕНЮ

                      Салаты

 1. «Математический ералаш». (Считай, смекай, отгадывай.)

 2. «Математические обгонялки». (Решение задач на смекалку. Пословицы с числами.)

                    Первые блюда

 1. Уха математическая.

 2. Суп харчо (не едал никто).

 (Найти: 1 + 2 + 3 + ... + 100.)

                   Вторые блюда

 1. Лист Мёбиуса (сценка-фокус)

 2. Мёбиус и топология (эксперименты)

                      Напитки

 Математический коктейль. ( Гимн математике. Афоризмы –

 крылатые выражения.)

                      Десерт

 Грамоты по математике.

 (Награждения активных участников.)

Шеф-повар: Н.Л. Шелихова

Бухгалтер: В. Шавина

Внеклассное мероприятие по математике

Игра «Счастливый случай»

7 класс

Цель мероприятия:

  • развивать творческие способности;
  • расширять знания по предмету;
  • прививать познавательный интерес к предмету;
  • расширять кругозор;
  • учить работе в группах.

Подготовка:

  • одному человеку дать задание выучить стихотворение;
  • домашнее задание командам;
  • модель угла и отрезка для первого гейма;
  • спички или бумажки разной длины для жеребьёвки;
  • плакат или на доске задания конкурса болельщиков.

Ход мероприятия:

  1. Организационный момент (3 мин)
  • выбор членов команд (одинаковое количество в каждой);
  • выбор болельщиков;
  • выбор капитана команды, который координирует действия членов команды и даёт ответы на вопросы;
  • выбор членов жюри (2 – 3 человека);
  • сообщение правил проведения мероприятия;
  • сообщение критериев оценок;
  • за нарушение дисциплины снимаются баллы (по 1 очку за замечание).

  1. Основная часть (35 мин)

Вступительное слово

        Сегодня мы собрались для того, чтобы поговорить об одной из древнейших наук – математике.

                Почему торжественно вокруг?

                Слышите, как быстро смолкла речь?

                Это о царице всех наук поведём сегодня с вами речь.

                Не случайно ей такой почёт.

                Это ей дано давать ответы,

                Как хороший выполнить расчёт

                Для постройки здания, ракеты.

                        Есть о математике молва, что она в порядок ум приводит.

                        Потому хорошие слова

                        Часто говорят о ней в народе.

                        Ты нам, математика, даёшь

                        Для победы трудностей закалку,

                        Учится с тобою молодёжь

                        Развивать и волю, и смекалку.


        Итак, мы проводим игру «Счастливый случай» с участием двух команд: команды «А» и команды «Б».

        Игра будет состоять из трёх геймов, которые принесут командам очки. Между геймами будут проведены конкурсы для зрителей. Активная работа болельщиков может принести дополнительные очки командам.

Первый гейм «Берегись ошибиться»

В математике немаловажную роль играет точность определения на глаз, наблюдательность, сообразительность, память, мышление.

        Сейчас мы проверим, участники какой команды более наблюдательны. Командам будет предложено 7 вопросов. На обсуждение командам даётся по 30 секунд. Отвечают капитаны по очереди. Та команда, ответ которой ближе к истине, получает 3 очка.

Вопросы:

  1. Какова ширина ученической тетради?
  2. Какова длина парты?

  1. Сколько весит слон?

  1. Сколько груза может увезти лошадь?
  2. Определить величину данного угла.
  3. Определить длину данного отрезка.
  4. Сколько весит ученическая тетрадь в 12 листов?


Ответы:

  1. 17 см.

  1. 146 см.

  1. От 2 до 7 тонн.

  1. От 300 до 800 кг.

  1. 75.

  1. 23 см.

  1. 35 граммов.

Конкурс болельщиков «Самый быстрый»

Вызываются два болельщика от каждой команды – один за команду «А», другой – за команду «Б». Нужно как можно быстрее указать по порядку все числа. Время засекается на секундомере. Выигрывает тот, справится быстрее. Этот болельщик приносит своей команде 5 очков.

Второй гейм «Заморочки»

        Команды тянут жребий – кто начнёт первым. Гейм состоит из двух частей.

1 часть «Проверь свою память»

        После того, как ведущий прочитает несколько слов, записать те, которые запомнили. Через 30 секунд ручки собираются. Члены команд начинают по очереди называть записанные слова. Начинает команда, выигравшая жеребьёвку. За каждое слово начисляется по 3 очка. Повторяться нельзя. Победившей команде, назвавшей большее количество слов, присуждаются призовые 3 очка.

        Слова: угол, квадрат, точка, алгебра, минус, пять, прямая, луч, плюс, ученик, аксиома, делимое, сумма, два, радиус, окружность.

2 часть «Ты – мне, я – тебе»

        Командам было дано задание подготовить по два интересных вопроса соперникам. Команды задают вопросы по очереди. На обсуждение ответа даётся 60 секунд. Оценивается правильность и оригинальность решения максимальной оценкой 10 очков. За самый интересный, по мнению жюри, вопрос, присуждается дополнительно 5 очков.

Конкурс болельщиков «Самый внимательный»

        Вызываются два болельщика от каждой команды – один за команду «А», другой – за команду «Б». Нужно сосчитать, сколько на картинке фигур следующим образом: первый квадрат, первый круг, второй квадрат, первый треугольник и т.д. Выигрывает  тот, кто больше насчитает.


Третий гейм «Гонка за лидером»

Участники команд по очереди отвечают на вопросы. Максимальное число вопросов – 25. На них нужно отвечать быстро в течение 3 минут. За каждый правильный ответ присуждается 1 очко. Если человек не знает ответ на вопрос, он говорит «Дальше!».

Вопросы команде «А»

  1. Назовите фамилию автора школьного учебника по геометрии. (Погорелов, Атанасян)
  2.  Какие бывают дроби? (Десятичные, обыкновенные, правильные, неправильные)
  3. Число разрядов в классе. (Три)
  4. Единица измерения скорости на море. (Узел)
  5. Третья буква греческого алфавита. (Гамма)
  6. Объём 1 кг воды. (Литр)
  7. Бежала тройка лошадей. Каждая лошадь пробежала по 5 км. Сколько километров проехал ямщик? (5 км)
  8. Инструмент для измерения углов. (Транспортир)
  9. Наименьшее натуральное число. (1)
  10. Отрезок, соединяющий точку окружности с центром. (Радиус)
  11. Может ли при делении получиться ноль? (Да)
  12. Чему равна ¼ часа? (15 минут)
  13. Что такое аббак? (Счёты)
  14. Как одним словом назвать сумму углов многоугольника? (Периметр)
  15. Число гномов в одном из мультсериалов Диснея. (Семь)
  16. Какую часть тела составляет вода в организме человека? (2/3)
  17. Сколько граней у неочиненного шестигранного карандаша? (8)
  18. Гривенник – сколько это? (10 копеек)
  19. Какой город состоит из 101 имени? (Севастополь)
  20. Отрезок, соединяющий две точки окружности. (Хорда, диаметр)
  21. Рост Дюймовочки. (1 дюйм)
  22. О каких числах идёт речь? Одни из них – долг, другие – имущество. (Положительные и отрицательные)
  23. Какой древнегреческий учёный поделил год на 365 дней? (Фалес)
  24. Какое число в Древнем Риме записывалось буквой D? (500)
  25. Какая геометрическая теорема в старину называлась «Теоремой Невесты»? (Теорема Пифагора. Чертёж напоминает молодую пчёлку, по древнегречески «молодая пчёлка» означает «невеста»)


Вопросы команде «Б»

  1. Сколько лет спала принцесса в сказке Ш.Перро? (сто)
  2. Часть окружности. (Дуга)
  3. Количество нот. (7)
  4. Инструмент для построения окружности. (Циркуль)
  5. Механизм, которым пользуются на спортивных состязаниях для измерения времени. (Секундомер)
  6. Назовите фамилию автора учебника по алгебре. (Макарычев, Теляковский, Колмогоров)
  7. Сколько лет нашей школе? (   )
  8. Процент – это…(Сотая часть числа )
  9. Может ли при умножении получиться ноль? (Да)
  10. Единица массы драгоценных камней. (Карат)
  11. Что легче – 1 кг железа или 1 кг ваты? (Одинаково)
  12. К однозначному числу, большему нуля, приписали такую же цифру. Во сколько раз увеличилось число? (В 11 раз)
  13. Единица измерения объёма нефти? (1 баррель = 159 литров)
  14. Чему равна сумма углов квадрата? (360)
  15. Масса 1 метра кубического воды. (1 тонна)
  16. Шла старуха в Москву. Ей навстречу шли три старика. Сколько человек шло в Москву? (Один)
  17. Как найти неизвестное вычитаемое? (Из уменьшаемого вычесть разность)
  18. Автор книги «Начала». (Евклид)
  19. Утверждение, принимаемое без доказательства. (Аксиома)
  20. Наука, которая занимается изучением фигур на плоскости. (Планиметрия)
  21. Что такое экер? (Инструмент для построения прямых углов)
  22. Чему равны стороны египетского треугольника? (3, 4, 5)
  23. Переведите на древнегреческий язык слова «натянутая тетива». (Гипотенуза)
  24. Как называется первая координата? (Абсцисса)
  25. Доказательство какой теоремы в средние века называлось «бегство убогих» или «ослиный мост»? (Теорема Пифагора)

  1. Подведение итогов игры (2 мин)

        Жюри подсчитывает очки, анализирует работу команд. Ведущий подводит итоги, выставляет оценки.

Сценарий внеклассного мероприятия " Ох, уж эта математика!"

Вступление (звучит музыка).

Ведущий: 

С тех пор, как существует мирозданье,

Такого нет, кто б не нуждался в знанье.

Какой мы не возьмем язык и век -

Всегда стремился к знанью человек…

Мы рады приветствовать всех собравшихся. Приветствуем всех, кто любит математику, кто учит математике, кто занимается и увлекается математикой.

Сегодня мы приглашаем на сцену команды 8 классов - математической и гуманитарной групп, которые делают первые шаги сегодня, здесь, на этой сцене и надеются на вашу поддержку и понимание.

1) Представление команд:

2) Представление жюри

Ведущий уходит.

1 ученик: (вбегая) Ребята, я слышал, что в школу будет неделя математики !!!

Представляете, всю неделю сплошная математика!

2 ученик: ( с места) Да не может такого быть! Нельзя же так издеваться над детьми!

3 ученик: У меня для вас - во-о-от такая новость! Всех учителей направили на семинар, остались лишь математики. И у нас сегодня - 6 уроков математики!

1 ученик: Ну, что я говорил!

Ведущий: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами проведем необычные уроки математики. Вы посмотрите на привычные вещи другими глазами. Итак, первый урок -

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Математика и литература не так далеки друг от друга, как многие думают. Искусство и наука требуют фантазии, творческой смелости, зоркости в наблюдении различных явлений жизни. Служение математике С.В.Ковалевская представляла себе неотрывным от служения литературе.

"Мне кажется, - говорила она, - что поэт должен видеть то, чего не видят другие, видеть глубже других. И это должен математик".

Для многих казалось странным, как она сочетает математику с поэзией. По этому поводу Ковалевская писала: "Многие, которым никогда не представлялось случая более глубоко узнать математику, считают её наукой сухой. В сущности же это наука, требующая наиболее фантазии, и один из первых математиков нашего времени говорит совершенно верно, что нельзя быть математиком, не будучи в то же время и поэтом в душе".

Если ты в жизни, хотя на мгновенье

Истину в сердце своём ощутил,

Если луч правды сквозь мрак и сомненье

Ярким сияньем твой путь озарил:

Чтобы в решеньи своём неизменном

Рок ни назначил тебе впереди -

Память об этом мгновеньи священном

Вечно храни, как святыню, в груди

Тучи сберутся громадой нестройной,

Небо покроется чёрною мглой,

С ясной решимостью, и с верной спокойной

Бурю ты встреть и померься с грозой.

Это стихотворение принадлежит выдающемуся учёному-математику Софье Васильевне Ковалевской. В ней одновременно жили математик и поэт. Они одновременно родились, росли, учились, писали научные труды и стихи.

Великий русский поэт М.Ю.Лермонтов был большим любителем математики и в своих вольных и невольных переездах из одного места службы в другое всегда возил с собою учебник математики.

Английский писатель XIX века Льюис Кэрролл, он же - Чарльз Лутвидж Доджсон, автор "Алисы в стране Чудес" и он к тому же был ещё профессор математики.

А теперь посмотрим как вы сочетаете в себе знания математики и литературы.

ПРАВИЛА: Время на обсуждение - 20 секунд. Готовность - поднятая рука.

ВОПРОСЫ ЛИТЕРАТУРНЫЕ:

  • 1.Назовите имя известного поэта, математика, автора этих слов:"Яд, мудрецом тебе предложенный прими,Из рук же дурака не принимай бальзама!" ( Омар Хайям)
  • 2.Какой русский писатель окончил физико-математический факультет?(А.С. Грибоедов)
  • 3.В сказке "Конек-горбунок" мы встречаем следующие слова:"Приезжаю - тьма народу! Ну ни выходу, ни входу!". Сколько было народа? (10 000)
  • 4.Название какой кривой является в то же время литературным термином? (гипербола)
  • 5.Кто из великих русских писателей составлял задачи по арифметике? ( Л.Н. Толстой)
  • 6."В математике есть своя красота, как в поэзии". Кто произнес эти слова, даже не любя математику? (А.С. Пушкин)

ПЕРЕМЕНА - жюри подводит итоги, вопрос болельщикам (приложение)

Ведущий: Произведение одного среднеазиатского астронома и математика (787-850) называлось "Китаб мухтасар аль джебр ва-л-мукабала". Переводчик перевел все слова, слово "аль джебр" просто записал латинскими буквами. У него получилось слово - алгебра. Многие понятия и математические термины имеют иностранное происхождение. Посмотрим, как вы знаете иностранные языки.

УРОК ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА - (20 секунд на размышление)

  • 1.Переведите на русский язык греческие слова - моно, ди, поли и латинские - уни, би, мульти (один, два, много)
  • 2.Какая цифра в переводе с латинского означает " никакая"? (0)
  • 3.Скажите по-гречески окружность, если для нас это часть страны, области, города, отдаленная от центра. (периферия)
  • 4.У греков это натянутая тетива , а у нас? ( гипотенуза)
  • 5.Какая математическая единица измерения в переводе с латинского обозначает "ступень, шаг, степень" ? (градус)
  • 6.какой геометрический термин образовался от латинского слова "отвесный"? (перпендикуляр)

ПЕРЕМЕНА - жюри подводит итоги, вопрос болельщикам (приложение)

УРОК МУЗЫКИ

Ведущий: Как вы думаете, математика имеет отношение к музыке?

Нет? Напрасно вы так думаете . Еще древнегреческий математик Пифагор относил к математике арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Именно Пифагор ввел понятие гамма , которое окрестили -пифагоров строй.

Сначала мы с вами проведем разминку, предлагаю вам спеть песню , посвященную математике.

Команды поют песни о математике в их жизни( домашнее задание команд) 

Вопросы музыкальные ( 20 секунд на размышление)

  • 1.Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и математики? (Без дроби).
  • 2.Люди какой профессии постоянно смотрят на 5 параллельных линий ? (музыканты или дирижеры)

ПЕРЕМЕНА - жюри подводит итоги, вопрос болельщикам (приложение)

Ведущий:

В. Гюго заметил, что разум человеческий владеет 3 ключами, позволяющими людям знать, думать и мечтать. Ключи эти следующие - буква, нота и цифра.

Давайте, определим, как вы можете сочетать буквы и цифры.

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА - тема урока " числительные"

  • 1.Команды должны будут по очереди говорить пословицы и поговорки, в которых используются названия чисел. Эстафета заканчивается, если какая-либо команда замолкает.
  • 2. Заполнить таблицу- 3 минуты

Пока команды работают - вопросы болельщикам(приложение)

3. Вопросы ( 20 секунд на размышление)

  • 1.Что есть у каждого слова, растения и уравнения? (Корень).
  • 2.Какие прилагательные русского языка в математике становятся именами существительными ? ( прямая, кривая, ломаная, касательная,секущая, наклонная)
  • 3.Какая цифра в русском языке является глаголом повелительного наклонения единственного числа ? ( три!)
  • 4.С буквой "и" -это глагол русского языка настоящего времени, являющийся синонимом глагола "движет". С буквой "е" - это существительное, обозначающее сторону треугольника. ( катит-катет)

ПЕРЕМЕНА - жюри подводит итоги, вопрос болельщикам

ВЕДУЩИЙ:

Арифметика! Даже в каменный век

Обращался к тебе человек.

Без тебя невозможно предметы считать,

Невозможно построить мосты

Там, где сложное, новое надо создать,

Лучшим другом становишься ты.

Если раньше тебе приходилось одной

Много трудных вопросов решать,

То теперь на просторах планеты большой

Ты у нас многодетная мать.

Геометрия, алгебра - дети твои,

С ними в жизнь претворяем мечты,

Но запомни: огромным успехом своим

Человеку обязана ты.

УРОК ИСТОРИИ ( 20 секунд на размышление)

  • 1.Петр Первый хорошо знал адицию, субстракцию, мультипликацию и дивизию. В его времена эти действия знали далеко не все, и Петр настойчиво заставлял изучать это своих сподвижников. Сейчас это знает каждый школьник. Как он это называет? ( + - * /)
  • 2. Что на Руси раньше называли " ломаными числами" (дроби)?
  • 3.Сколько подвигов совершил Геракл? (12)
  • 4.О какой науке Цицерон сказал: " Греки изучали её, чтобы познать мир, а римляне -для того, чтобы измерять земельные участки"
  • 5.Летописец сообщает, что строительство Успенского Собора в Кремле велось "в кружало и а правило". К помощи каких инструментов прибегли мастера? ( циркуль и линейка)
  • 6.Почему в Египте строители пирамид использовали веревку с 12 узелками? ( образ. прямоугольный треугольник со сторонами 3,4,5)

ПЕРЕМЕНА - жюри подводит итоги, вопрос болельщикам(приложение)

Ведущий:

Настало время урока математики для ваших капитанов команд. Капитаны будут сегодня сдавать экзамен. Каждому предлагаю тест из 12 блиц-вопросов, на которые вы отвечаете на специальном бланке.

  • 1) Как назывался главный труд древнегреческого математика Евклида?А) "Основы" Б) "Начала" В) "Старты" Г) " Истоки"
  • 2) Какой раздел математики греки называли " искусством чисел"?А) Арифметика Б) Алгебра В) Математический анализ Г) теория чисел
  • 3)Какие бывают современные фотоаппараты?А)Цифровые Б) Числовые В) Формульные Г) Логарифмические?
  • 4) Какие числа употребляются при счете?А) Природные Б) Естественные В) Натуральные Г) Искусственные
  • 5)Как называют незаинтересованного в конфликте между сторонами, беспристрастного?А) Третья сторона Б) пятая сторона, В) Седьмая сторона Г) десятая сторона
  • 6) Как называют верхний угол футбольных ворот?А) Десятка Б) девятка В) Шестерка Г) Пятерка
  • 7)Как в древнерусском счете называлось число 100 тысяч ?А) Легион Б) Когорта В) Полк г) Орда
  • 8)Какое из этих выражений является синонимом слова "мало"А)Куры не клюют Б) Пруд пруди В)Кот наплакал Г) Ворона накаркала
  • 9)Под каким псевдонимом выступает на арене главный герой оперетты Кальмана "Принцесса цирка"?А) Сэр Игрек Б)Мистер ИКС В) Лорд Зет Г)Синьор Пи
  • 10)Какими бывают математические неравенства?А) Неточными Б) нестрогими В) Невежливыми г) Невоспитанными
  • 11) Закончите название книги Дж. Толкиена " Властелин,,,"А) Пирамид Б) Шаров В) Колец Г) Икосаэдров
  • 12) Закончите русскую пословицу" Всякому мила своя ,,,,"А) высота Б)сторона В) медиана Г) биссектриса

Сдавайте свои ответы на стол жюри, пока они подводят итоги, я хотела бы закончит наш встречу словами:

Запомни, что Гаусс всем сказал

Наука математика - царица всех наук.

Не зря, поэтому он завещал -

Творить в огне трудов и мук.

Безмерна роль её в открытии законов,

В создании машин, воздушных кораблей

Пожалуй, трудно нам пришлось бы без Ньютонов

Каких дала история до наших дней

Пусть ты не станешь Пифагором,

Каким хотел бы может быть

Но будешь ты рабочим, иль ученым

И будешь честно Родине служить.

Заключение Песня "Мы желаем счастья вам" 

.Нам без математики нельзя,

Математика для нас важна -

Делает нас сильными и мудрыми она.

Снова всех сплотила нас она,

В этом зале вместе собрала.

Рады всех приветствовать мы

И пропеть друзьям.

Припев. Мы желаем счастья вам, счастья в этом мире большом.

Как солнце по утрам пусть оно приходит в дом.

Мы желаем, счастья вам, и оно должно быть таким -

Когда ты счастлив сам, счастьем поделись с другим.

Математика везде нужна,

Помогает в жизни нам она,

Корабли водить на море, строить города.

Будем с математикой дружить,

Интересней будет в жизни жить.

Жюри объявляет результаты, награждает команду - победительницу медалями и "5" по математике, называет отличившихся болельщиков, награждая их "5" по информатике, и самых активных членов команд, награждая их "5" по предмету

приложение

ВОПРОСЫ ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ: (информатика- математика)

  • 1.в 7-8 веках нашей эры один ирландский монах изложил способ счета от 0 до1 млн, которым до сих пор пользуются биржевые маклеры на чикагской хлебной бирже. Чем они пользуются? (пальцами)
  • 2.У южноамериканского племени таманаки число 6 -это один палец другой руки, 11- один палец ноги, А как по-таманакски будет 21?. ( один палец руки другого человека)
  • 3.Каков вклад английского поэта Байрона в историю вычислений? ( его дочь -Ада Лавлейс -первый программист- помощница Ч. Беббиджа)
  • 4.В каком м/ф главному герою помогло знание техники для борьбы со злыми силами? ( "Ивашка из Дворца пионеров")
  • 5.Петр Первый издал указ: " Учить всех дворянских детей "цифири и геометрии", а тем, кто не усваивал этих премудростей он запрещал … . (жениться)
  • 6.Леонардо да Винчи записывал в блокнот числа после встречи с людьми, которые представляли для него художественный интерес. Что означали эти числа? (это был способ запомнить их лица)
  • 7.Как назывался прибор , используемый для арифметических вычислений в Др. Греции, Риме? ( абак)
  • 8.Как называлось устройство, которой имело в своем составе контору, фабрику и склад? ( разностная вычислительная машина Ч. Беббиджа)
  • 9.Каков девиз фирмы IBM и каждого успешного ученика? ("Думай!")
  • 10. У известного русского поэта есть такие строки " Мы почитаем всех 0 , а единицами - себя". Кто, таким образом, воспевал числа двоичной системы? ( А.С. Пушкин)
  • 11. Что больше - сумма арабских цифр или их произведение? (сумма)
  • 12.Какая дробь находится между каникулами? (1/4-четверть)
  • 13.Какая страна является родиной арабских цифр? ( Индия)
  • 14.Сколько десятков получится, если умножить 3 десятка на 3 десятка? ( 90 десятков)
  • 15.Какой угол образует с экватором меридиан ? (прямой)
  • 16.Назовите любимую фразу Евклида, которую вы часто произносите на уроках геометрии. (что и требовалось доказать)
  • 17.Где находится ноль в нашем городе? (главпочтамт)

К конкурсу необходимо подготовить:

1. Листы для капитанского конкурса

Математическая группа - конкурс капитанов

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

Гуманитарная группа - конкурс капитанов

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

2. Таблица результатов

Правильный ответ -1 балл

3.Призы:

Медали Команде- победительнице.

Активному болельщику

Использованная литература:

  • 1.Газеты "Математика" и "Информатика". Приложения к газете "1 сентября"
  • 2.И.Д. Агеева Занимательные материалы по информатике и математике, Творческий центр "Сфера", Москва, 2006
  • 3.И. Депман, Н. Виленкин За страницами учебника математики, "Просвещение",1989

Сценарий внеклассного мероприятия по математике

на тему: «Путешествие в мир чисел»

 Вступительное слово ведущего – капитана корабля.

Капитан: Внимание! Корабль «Пятиклассник» отправляется в путешествие по Стране Чисел. Карта этой страны демонстрируется на плакате. В пути вы побываете на  острове Босоногой Счетной Машины  и  узнаете   о зарождении чисел, пересечёте Пролив Числовых Знаков, помучаетесь над загадками Королевства Шахерезады,  проверите свои   навыки  на Берегу Быстрого Счёта, выйдете на простор Океана Неизвестности , где на вас обрушаться волны новых задач. В пути вас ждут  занимательные задачи , веселые головоломки, забавные, но поучительные факты..  Вам встретятся  и довольно сложные вопросы. Мы надеемся, что  вы не забыли захватить с собой  любознательность, настойчивость, наблюдательность и смекалку.       А сейчас, внимание! Наш корабль приближается к Острову    Босоногой счетной машины.

 Остров Босоногой счётной машины.

Первый житель: Люди научились считать ещё в древние времена. Сначала они просто  различали один предмет перед ними или нет. Если предмет был не                  один, то говорили «много». Постепенно появились слова для обозначения двух предметов : «один» и «два». А все числа больше  
двух, получали названия в виде сочетания этих двух слов. Например: 3
– это «один, два» , 4 – это «два, два», 5- это «два, два, один».  
Второй житель: Наиболее древней и простой «счетной машиной» издавна являются
пальцы рук и ног. Даже в наше время ещё пользуются этим «счётным
прибором», который всегда при нас. В древние   времена люди ходили
босиком. Поэтому они могли пользоваться для счёта как рук, так и ног.
               Таким образом они могли считать до двадцати. С помощью этой  
«босоногой машины» люди могли достигать значительно большие числа. 
Первый житель: Но запомнить большие числа трудно, и поэтому к «счётной машине» рук и ног добавляли различные механические приспособления.
Например, перуанцы употребляли для запоминания чисел
разноцветные шнуры с завязанными на них узлами, верёвочные счёты
с узелками. На более высокой стадии развития люди стали применять
при счёте различные предметы кости, камушки, ягоды, палочки с
  зарубками. Это были первые счётные приборы.  
Второй житель: Уважаемые путешественники! Перед тем как вы покинете наш остров     решите задачу жителей    нашего острова:     

 

            

 

 

             Дикобраз в подарок сыну
             Сделала счётную машину.
             К сожалению, она
             Недостаточно точна.
             Результаты перед вами ,
             Быстро всё исправьте сами.

 

 

 

  Чтобы примеры были решены верно, достаточно в каждом из них
поменять местами две цифры. Вы очень хорошо справились с заданием
и теперь можете продолжать своё путешествие счастливого вам  
пути!  
Капитан: Внимание! Внимание! Наш корабль !Пятиклассник» вошёл в Пролив  
Числовых знаков. Здесь обитает множество русалок. Две из них хотят
с вами поговорить.
Первая русалка: Вы никогда не задумывались, дорогие путешественники откуда взялись  цифры? А ведь их знают почти все люди Земли. Если в какой-нибудь иностранной книге встретятся числа, то мы их прочтём и поймём,
даже если не знаем языка, на котором написана книга. Язык цифр –
международный язык., но всегда ли так было?  
Вторая Русалка: В Древнеегипетском письме единицу изображали в виде чертежа шеста или кола, десяток представлял собой рисунок , изображающий
как бы две соединенные    руки. Свёрнутый пальмовый лист был
символом сотни. Цветок лотоса, который знаменовал собой обилие,
служил для изображения тысячи. Десять тысяч изображали рисунком  
 

                     

 Дорогие путешественники с помощью предложенных знаков изобразите
пожалуйста число 32070.

 

  Как мы видим, изображать цифры при помощи цифр – рисунков очень
неудобно.
Чтобы изобразить число 32070 пришлось 3 раза нарисовать лягушку,
2 раза – цветок лотоса, и 7раз – сложенные руки. Подобные записи чисел годились только, чтобы запомнить сами числа. Производить с их помощью арифметические действия было невозможно.

Первая русалка: Поэтому постепенно рисунки упрощались , вместо фигур стали  
изображать что-то в виде условных знаков. Так получились цифры: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9. С              помощью этих десяти знаков можно изобразить любое число. Значение цифры меняется в зависимости от её  места в числе. Например:
      Ну-ка цифорки помогите нам: цифорки выходят и становятся в
 

 (показывают число 412356) в этом числе цифра 5 обозначает 5 десятков,
показывают число 412365) в этом числе цифра 5 обозначает 5 единиц,
показывают число 415362) в этом числе цифра 5 обозначает 5 тысяч.)
Спасибо! Ребята а давайте попросим мою сестричку рассказать нам о
цифре ноль
Вторая русалка: Цифрой ноль обозначается «ничто». Вы спросите а кто первым
догадался обозначать цифрой «ничто». Ответ на этот вопрос мы
никогда не узнаем. Можем только утверждать , что таких гениев
было несколько. Кто-то придумал знак для нуля в Древнем
Вавилоне. Кто-то из индейцев майя – в Америке. Кто-то - в Китае.
И кто-то из мудрецов Индостана обозначил пустое место тем самым
кружком, которым весь мир пользуется до сих пор. Ноль-число сам
по себе весьма примечателен. К какому числу его ни прибавь, оно
не измениться ведь мы прибавили «ничего». На какое число его не
умножь, будет снова ноль, мы взяли число ноль раз т.е ни разу. Сам
он делится на любое число, ведь пустое место как не дели – ничего
не будет. Зато делить на него самого нельзя: разве можно что-нибудь
разделить на ноль частей. Чтобы избежать этой неприятности,
деление на ноль пришлось запретить.


 

Первая русалка: Спасибо сестричка! А теперь мы расскажем вам о первой позиционной системе счисления, которая появилась в Древней Месопотамии.
Её основой было число 60. Например, число 1 и 60 записывались
одинаково в виде клина.                        

Значение этого знака определялось его местом = 1 или 60 в записи.

Десять записывалось знаком.      = 10

 Например, запись:
 

 

 означает два шестидесятка, четыре десятка, и три единицы т.е число
163. А теперь, дорогие путешественники, решите задачу Пролива Числовых знаков.
Расшифруйте записи на клинописной табличке.

 Вы очень хорошо справились с заданием и теперь можете продолжать
своё путешествие счастливого вам пути!

Капитан:
Внимание! Внимание! Прямо по курсу Королевство Шахерезады. В нём
все поданные – маги, волшебники или фокусники.
Шахерезада: Здравствуйте дорогие путешественники! Сейчас вы должны будете
разгадать несколько загадок. Как только вы разгадаете мои загадки
вы сможете продолжать свой путь.

Загадка 1: Какие три числа, если их
сложить и перемножить , дают один и тот же результата? (1,2,3)
Загадка 2: Когда мы смотрим на цифру 2, а говорим 10?
(Глядя на часы, мы говорим: 10 минут пятого)
Загадка 3: Какие два целых числа, если их сложить, дают больше чем их
перемножить?
(любое число при сложении с 1, дает в сумме больше, чем при
умножении на 1)
Загадка 4: Напишите 100 пятью 1. А теперь напишите пятью пятерками.
(111-11=100; (5+5+5+5)*5=100)
А теперь отгадайте последнюю загадку
Загадка 5: Помогите клоунам, имена которых Пять, Шесть и Семь, так
расположиться в один ряд, чтобы Цифры на их костюмах
образовали трехзначное число, делящееся на 13 без остатка.
Вы справились с заданием и можете продолжать
свой путь! ( клоун Шесть должен встать к верх ногами, и
затем клоуны составляют число 975)

Капитан:
 На горизонте показался Берег Быстрого счета. Все его жители
прекрасные вычислители. Они знают много приемов счета и
великолепно пользуются ими. Нас встречает сам губернатор. Он
покажет нам что-нибудь интересное.

Губернатор:
Я покажу один прием умножения двухзначных чисел. Этот способ
умножения очень понравился Американцам, поэтому они так и назвали
«Американский способ». Перемножим каких-либо два двузначных
числа, например 23 и 12. Я сразу напишу вам
ответ. 23∙ 12 = 276
Сейчас я вам объясню как я считал:
Первый шаг: «2*3=6»
Мы получаем число единиц, перемножая единицы сомножителей.
Второй шаг: «2*2 + 1*3=7»
Мы получаем десятки, перемножая единицы множителя на десятки
множимого и десятки множителя на единицы множителя и суммируем
их. Третий шаг: «1*2=2»
Мы получаем сотни: перемножая десятки множителя и множимого.


Капитан:
 Благодарю Вас, господин губернатор. Но нам надо спешить дальше. Нас
ждет остров ошибочных Рассуждений. Он населен хитрецами, любимое
занятие которых – это ставить в тупик новоприбывших: Давайте
поговорим хотя бы с одним хитрецом.

Хитрец: Уважаемые путешественники сейчас я вам докажу, что четырежды
четыре - двадцать
пять, т.е
4*4=25.
Запишем равенство 16:16=25:25. В каждой части этого равенства есть
общий множитель, вынесем его за скобку и получим
16*(1:1)=25*(1:1). Поскольку 1:1=1, получаем 16=25, т.е
4*4=25
Увидели ли вы ошибку в моих рассуждениях.
Ответ1: нет? Это очень жаль. А ошибка состоит в том, что
распределительный закон умножения неправомерно
перенесен на деление.
Ответ2: Верно! Молодцы!
А сейчас я вам докажу , что 5=6
Воспользуемся новым равенством 35+10-45=42+12-54
Вынесем за скобку общий множитель в каждой части равенства,
получим:
5*(7+2-9)=6*(7+2-9)
А теперь разделим обе части на одно и тоже число, равное 7+2-9,
получим 5=6. Где ошибка?
Ответ 1: Верно! Молодцы! Вы очень способные и умные ребята!


Капитан: Нам пора направляться домой! Спасибо вам губернатор! Прощайте!


Губернатор: Прощайте! Счастливого вам пути! Счастливого вам плавания по Океану
неизвестности и открытий!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для математического курса "Элементы математической логики"

Рабочая программа для курса "Элементы математической логики" составлена на основе программы общеобразовательных учреждений, рекомендовано Департаментом образовательных прграмм и стандартов образования...

Математическая игра "Математический поезд"

Эта игра расчитана на учащихся 5-8 классов. Для проведения игры привлекаются учащиеся 9 класса в качестве консультантов....

Математический язык и математическая модель

Комплект дидактического материала по учебнику А.Г. Мордковича: математические диктанты, проверочные работы, самостоятельные работы, контрольные работы....

Математический КВН "Математический серпантин"

С целью расширения и углубления знаний обучающихся, повышения интереса к предмету «математика» и для создания необходимых условий для реализации творческих возможностей обучающихся  кажды...

внеурочное мероприятие "Математическая кухня" диплом 3 степени на физико-математическом фестивале 2012г. Чувашия

внеурочное занятие по математике в 5 классе Ход урока.  Организационная часть:Три ученицы, одетые в национальные костюмы, с караваем в руках встречают гостей:  1 уч. «Здравств...

ИНТЕРАКТИВНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ СРЕДА ДЛЯ СОЗДАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР»

В данной работе предлагается и показывается возможность использования математической программы “Математический конструктор” в учебных темах, где есть построения или где можно продемонстрировать ...