Внеклассное мероприятие "Семь футов брамсельного ветра"
методическая разработка (5 класс) по теме

Материал разработан к 65-летию со дня рождения В.П.Крапивина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_futov_bramselnogo_vetra.docx25.54 КБ
Файл sem_futov_bramselnogo_vetra.pptx2.97 МБ

Предварительный просмотр:

7 футов брамсельного ветра.

Цель: формирование у детей интереса к творчеству писателя В.П.Крапивина.

Целевая аудитория: дети младшего школьного возраста.

Дополнительный материал: презентация (слайды переключаются вручную).

Слайд №1. начало.

Слайд  №2. фото Крапивина.

Ведущий: Владислав Петрович Крапивин родился в городе Тюмени, 14 октября 1938 года, в семье педагогов.

Слайд № 3. Крапивин в детстве.

Слайд №4. фото дома, где жил писатель.

Слайд №5. Крапивин на берегу реки Туры.

Вырос Крапивин на берегах р.Туры. В детстве он зачитывался книжкой про Севастополь “Малахов курган” и грезил о морских путешествиях под парусами.

Слайд №6. окончание школы.

После окончания школы в 1956 году он поступил на факультет журналистики в Свердловский университет, и уже в студенческие годы стал сотрудничать в ряде местных периодических изданий: писал статьи и заметки.

Крапивин любил детей, умел дружить с ними. В студенческие годы начинается его дружба с ребятами – подростками: совместные походы, занятия фехтованием. Эта дружба натолкнула писателя на идею создания детского клуба. И в 1961 году появляется отряд «Каравелла», объединяющий всех, кто стремится жить насыщенной творческой жизнью (из рядов «Каравеллы» вышло немало известных сегодня деятелей науки и искусства, среди которых и детские писатели Н.Соломко, И.Тяглов). Члены отряда – мальчишки и девчонки – занимались журналистикой, морским делом, фехтованием. Отряд имел статус пионерской дружины, пресс-центра и парусной флотилии журнала “Пионер”.

Ведущий: Ребята, что такое каравелла?  (Ответы детей) 

Слайд №7. каравеллы.

    В XII веке каравеллами называли небольшие португальские рыболовные суда, а позднее это название было перенесено на торговые суда средней величины —- двухмачтовые с латинскими парусами.    По свидетельству одного моряка XV века «каравеллы отлично лавировали, поворачиваясь к ветру то одним, то другим бортом, как будто у них были весла». Особое значение имела легкость и маневренность каравелл в условиях океанских плаваний у неизвестных и слабо обследованных берегов. Каравеллы обладали хорошей устойчивостью — качеством чрезвычайно важным, если учесть, что им приходилось выдерживать свирепые атлантические штормы. Именно на каравеллах Христофор Колумб и Васко да Гама пересекли океан; первый – открыв Америку, а второй — совершив путешествие в Индию. Каравеллы являлись оптимальным типом судна в те времена и немало поспособствовали географическим открытиям.

Слайд №8. эмблема отряда «Каравелла».

    Занимаясь клубом, Владислав Крапивин воплотил свою мечту о путешествиях под парусами. В отряде ребята  знакомились с морским делом: изучали паруса, учились управлять яхтами. Сочиняли стихи, музыку, пели песни под гитару. Летом начиналась пора плаваний. Ребята выходили на яхтах, устраивали парусные гонки.

Слайд №9, 10, 11. фото членов Каравеллы и парусных гонок.

Слайд №12. Песня и фото ребят из отряда.

Слайд № 13. Крапивин – командор.

Более тридцати лет Владислав Крапивин руководил отрядом и был командором флотилии «Каравеллы».

Отряд «Каравелла» существует до сих пор. В настоящее время во главе его  стоят молодые выпускники отряда.

В детстве Владислав Крапивин мечтал попасть в город Севастополь. Его мечта сбылась и сейчас Владислав Крапивин называет Севастополь  своей второй родиной.

Слайд №14. Крапивин за штурвалом.

Здесь же, в городе своей мечты, в 1978 году писатель купил “удивительное существо” — тряпичного зайца и назвал его Митькой.

Слайд №15. Крапивин с Митькой.

С тех пор Владислав Петрович таскает Митьку за собой в портфеле повсюду. И объясняет: “Это мой талисман, приятель и товарищ по путешествиям”.

Ведущий: Первые книги Владислава Крапивина «Рейс «Ориона» (1962), «Брат, которому семь» (1963) появились, когда писателю было всего 25 лет, но тем не менее они сразу были отмечены читателями и критиками.

Слайд №16, 17.  книги Крапивина.

За ними последовали «Палочки для Васькиного барабана» (1965), «Звезды под дождем» (1965), «Оруженосец Кашка» (1966), «Валькины друзья и паруса» (1967), «Путешественники не плачут» (1968), «Бегство рогатых викингов» (1970), «Тень каравеллы» (1971), «Далекие горнисты» (1971), «Баркентина с именем звезды» (1972), «Посмотри на эту звезду» (1972), «Всадники со станции Роса» (1975), «Мальчик со шпагой» (1976) и многие другие.

Отвечая на вопрос о том, почему он выбрал основным занятием в жизни именно детскую литературу, Крапивин неизменно отвечает – «Дети обычно скорее хотят стать взрослыми, а мне наоборот, хотелось, чтобы подольше было детство… Не хватало собственного детства из-за войны, наверное, поэтому и стал писать о ребятах и для ребят», и еще – «Мне всегда двенадцать лет».

Ведущий: А сейчас я прочту вам один из ранних рассказов Владислава Крапивина «Рейс «Ориона».

Слайд №18. Рассказ.

    Ведущий зачитывает рассказ и проводит его обсуждение.

Ведущий: Барабаны, море, паруса, шпаги – неизменные атрибуты книг Крапивина. Романтика – в крови крапивинских героев, которые умеют мечтать, ощущая зов дальних дорог и островов.

Слайд №19. иллюстрации.

Герои произведений Владислава Крапивина – мальчишки – «мятежники, повстанцы, защитники, воины, романтики». Они умеют по – настоящему дружить, они справедливые, смелые, мужественные, они защищают свою честь, помогают друг другу и спасают тех, кто попал в беду.

Ведущий: Владислав Крапивин пишет не только книги, но и стихи. Его стихи можно встретить почти во всех его повестях и романах. Многие стихи писателя посвящены морю и кораблям.

Сейчас я прочту вам стихотворение Владислава Крапивина «Кораблик».

Слайд №20. корабль.

КОРАБЛИК 

Если вдруг покажется

Пыльною и плоской,

Злой и надоевшей

Вся земля,

Вспомни, что за дальней

Синею полоской

Ветер треплет старые

Марселя.

Над морскими картами

Капитаны с трубками

Дым пускали кольцами,

Споря до утра.

А у моря плотники

Топорами стукали,

Под ветрами синими

Рос корабль.

Крутобокий, маленький,

Вырастал на стапеле

И спустился на воду

Он в урочный час.

А потом на реях мы

Паруса поставили,

И, как сердце, дрогнул

Наш компас.

Под лучами ясными,

Под крутыми тучами,

Положив на планшир

Тонкие клинки,

Мы летим под парусом

С рыбами летучими,

С чайками, с дельфинами

Наперегонки.

У крыльца, у лавочки

Мир пустой и маленький,

У крыльца, у лавочки —

Куры да трава.

А взойди на палубу,

Поднимись до салинга —

И увидишь дальние

Острова.

Ведущий: Члены отряда «Каравелла» на стихи В.Крапивина сочиняли музыку и пели получившиеся песни под гитару. Давайте одну из таких песен сейчас послушаем.

Слайд №21 Песня, корабли.

Слайд №22. Трое с площади Карронад.

Ведущий: В 1979 году появилась повесть Владислава Крапивина «Трое с площади Карронад». А вдохновили Владислава Петровича на написание этой книги двое мальчишек, с которыми он познакомился в Севастополе.

Слайд №23.  Крапивин с мальчиками.

Это были  четвероклассники из севастопольской школы №3 Вадик и Артур. Вадик и Артур стали прототипами главных героев повести, которых звали Слава и Тим.

Слайд №24. иллюстрации «Трое с площади Карронад».

Славка и Тим были преданными друзьями. Они во всём помогали друг другу, вместе посещали парусную секцию «Винджаммер», вместе преодолевали препятствия и боролись с несправедливостью. У Славки был тряпичный заяц Артёмка, совсем такой же, как заяц Владислава Крапивина.

Ведущий коротко рассказывает содержание повести.

Слайд  №25. фильм по повести.

В 2008 году к 70-летнему юбилею писателя по повести «Трое с площади Карронад» был снят фильм. Так же были экранизированы и некоторые другие произведения писателя. Нескольких премий был удостоен фильм “Колыбельная для брата” по сценарию Владислава Крапивина и Станислава Фурина.

Легенда острова Двид 2010г. литературная основа — повесть «Дети синего фламинго».

Пятиклассник Женя Ушаков попадает на таинственный остров Двид, которого не видно ни на одной карте. Его жители ходят под номерами, им нельзя шуметь и смеяться, потому что это раздражает МО Фо, огромного спрута, который обитает в подземных пещерах. Правитель острова Тахомир Тихо следит за спокойствием и порядком на Двиде, а провинившихся граждан ждет встреча с разгневанным спрутом. Но существует древняя легенда о юном рыцаре из другого мира, который освободит жителей от ужасного гнета…

Неважно, сколько тебе лет и в какое время ты живешь: враги всегда коварны и хитры, но никакие козни им не помогут, потому что настоящая дружба творит чудеса!

Слайд № 26. книги Крапивина.

Ведущий: В настоящее время у Владислава Крапивина около двухсот изданий на различных языках. Его книги были включены в “Золотую библиотеку избранных произведений для детей и юношества”, “Библиотеку приключений и научной фантастики”, “Библиотеку мировой литературы для детей”, в японскую 26-томную серию “Избранные сочинения русских писателей для подростков”.

Книги Владислава Крапивина неоднократно переиздавались в Польше, Чехословакии, Болгарии, Германии, Японии, Венгрии, переводились на английский, испанский, персидский и другие языки.

Слайд  №27. Крапивин.

Владислав Крапивин является почетным гражданином города Екатеринбурга, в котором жил и работал более сорока лет.

Сегодня писателю исполняется 70 лет, в Тюмени, на родине писателя, к этой дате планируют провести кинофестиваль по произведениям Владислава Крапивина, "Крапивинские чтения", научную конференцию в Тюменский государственный университет, вручить литературные премии начинающим писателям и многое другое, рассказала она. Отметим, что сейчас Владислав Крапивин работает в Тюмени над новым произведением, название которого, однако, пока не раскрывает. Лариса Крапивина отметила, что это будет большое произведение, возможно, что роман.

Напомним, почти год назад – в марте – Владислав Крапивин переехал из Екатеринбурга, где он прожил около 40 лет, в Тюмень по приглашению местного правительства. Тюменские власти выделили известному писателю, уроженцу Тюмени, квартиру и предложили место преподавателя в университете. Владислав Крапивин избран профессором Тюменского государственного университета, преподает на филологическом факультете и возглавляет в ТюмГУ Высшую школу литературного мастерства.

 

                            РЕЙС "ОРИОНА"    ( Рассказ  )

     Для посторонних  это  были просто пять брёвен,  сколоченных тремя поперечными досками.  Но Серёжка и Гарик знали, что это корабль. Нужно было лишь поставить мачту с парусом из старых мешков и укрепить вместо штурвала тележное колесо с ручками примотанными проволокой.

     Плот-корабль с  гордым  именем "Орион" вполне годился для дальних экспедиций.  И потому деньги,  оставленные им для  билетов  на  поезд, Гарик и Серёжка истратили на припасы, необходимые в дальнем плавании.

     Серёжкина тётка,  у которой целую неделю жили ребята,  ещё  утром уехала из посёлка в город.

     - А мы приедем вечерним поездом. Надо нам ещё удилища вырубить, - сказал ей Серёжка.

     Сборы затянулись. Лишь к полудню был оснащён "Орион".

     - Гроза будет. И ветер, - сказал соседский Генка. Он был посвящён в планы ребят,  но по молодости лет в экспедиции не участвовал.  – Наш Бобка траву жуёт. Раз собака траву жуёт - значит, к дождю.

     - Ваш Бобка - корова.  Небо чистое,  и не будет дождя, - возразил Серёжка.

     - Буря застигнет вас в пути!  - зловеще продекламировал Гарик.  - Трепещите!

     Генка просмотрел на них, посопел и ушёл.

     Ветер и гроза застигли путешественников на полпути.

     - Свистать всех наверх!  - заорал Серёжка,  когда чуть на сорвало парус.  Они свернули мешковину, затем опустили мачту: Гарик утверждал, что  мачты  притягивают  молнии.  Потом  сложили  одежду в брезентовый рюкзак.  Серые лохматые края сизой тучи уже  перешли  зенит,  и  скоро грянул ливень.

     Минут сорок проели ребята под  дождём  и  ветром,  вздрагивая  от синих вспышек и трескучих ударов.

     - З-ак-каляйся,  как сталь!  - изредка произносил Серёжка.  Нужно было оставаться бодрыми.  Всё равно укрытия не было ни на плоту, ни на берегу.

     Дождь стих  мгновенно,  и  сразу  стало  теплее.  Путешественники причалили к берегу.  Там, метрах в сорока проходила дорога, ведущая от кирпичного завода к городу.  Ливень размыл глиняные колеи.  Увязнув да осей,  на дороге буксовал грузовик.  Наконец,  на последнем  издыхании машина  выползла  из глиняного мешка,  но не вперёд,  а назад.  Ребята  подошли, с сочувствием глядя на чертыхающегося водителя.

     - Не  проехать,  -  сказал шофёр,  садясь на подножку.  - Чёрт бы побрал это дело.

     Объезда не было. Слева - размытая глина пологого берега, дальше - вода, а справа - косогор, на который не заберётся ни одна машина.

     - На  ТЭЦ  кирпичи  везёте?  - спросил Серёжка,  кивнув на кузов.

Шофёр осторожно  мотнул  головой.  В  этот  момент,  прикрыв  ладонями спичку, он закуривал сигарету.

     - На судостроительный,  - наконец,  произнёс он,  с  ожесточением выпустив  сквозь  зубы  дымную струю.  - Цех достраивать надо.  График срывается.

     Он отбросил недокуренную сигарету и полез в кабину. И вдруг замер на подножке, с надеждой глядя на ребят.

     - Хлопчики,  выручите,  а?  - осторожно сказал он.  - Я бы... Это такое дело. Понимаете, а?

     Чего уж было не понять, когда водитель смотрел отчаянными глазами то на мальчишек, то на приткнувшийся к берегу "Орион".

     - Вам  обратно  сколотить  плот - на полчаса работы.  Я и молоток оставлю. А мост получился бы, что надо. Это ж не долго. Ребята?

     Как жить  на  свете,  если  не  помогать  друг другу?  Втроём они закатывали на дорогу брёвна.  Мост  был  готов  за  пятнадцать  минут.

Машина прошла.

     Ребята начали разбирать переправу.  Но тут подошёл и  остановился тяжеловесный "МАЗ".

     - Вы что...  Головы у вас  нет?!  -  загремел  водитель.  -  Люди старались, а вы переправу губите!

     - Это наши брёвна,  - удивлённо возразил  Гарик.  -  Мы  их  дали шофёру. Он буксовал.

     - Я вам дам "ваши".  Сейчас забуксуете...  - Тяжело дыша, грузный водитель   в  промасленном  пиджаке  выбрался  из  кабины.  Растерянно переглянувшись, ребята отступили.

     Шофёр ногой  закатил  на  старое место вытащенное бревно и провёл машину,  ещё глубже утопив в глине остатки "Ориона".  Подождав,  когда отъедет "МАЗ",  ребята снова принялись выковыривать брёвна.  Когда,  с ног  до  головы   перемазавшись   глиной,   выпрямились   они,   чтобы передохнуть, Гарик сообрахил:

     - Мачтой надо подковырнуть.

     Скользя по  глине босыми ногами,  они подошли к воде,  где лежала мачта.  С реки продолжал дуть сырой плотный  ветер.  Маленькие  крутые волны  коротко  хлестали о берег.  В небе,  жёлтом от низкого солнца и влажного тумана, проносились серые рваные облака.

     Скользнув взглядом вдоль берега,  Серёжка увидел далеко-далеко, у поворота,  где река теряла свинцовый блеск и  зелёной  ниткой  казался береговой тальник, колонну автомашин.

     - Колонна идёт, - сказал он.

     - Колонна?  -  переспросил Гарик.  - Много?  - И тут же определил сам: - Машин двенадцать... Но мы до них успеем ещё...

     Он замолчал вдруг.  Дальше нужно был сказать слова:  "...вытащить брёвна", но это было всё равно, что сказать "разрушить мост".

     Далеко-далеко шла колонна грузовиков.

     - Потом ещё будут машины. Без конца, - сказал Гарик. - Ну, как?

     Серёжка думал.  Уже  стал  слышен гул моторов.  Но ещё можно было успеть скатить брёвна к воде.  Серёжка взял мачту и двумя руками,  как тяжёлый гарпун, кинул её в реку. Гарик вздохнул и промолчал.

     Потом они вымылись  в  реке.  Вода  оказалась  тёплой,  но  ветер обжигал мокрое тело. Ребята оделись.

     - Пошли?

     Они двинулись в путь, держа в руках ботинки.

     Впереди было семь километров размытой дороги  и  пять  километров асфальтового  шоссе.  В мокрых кустах шумел ветер.  Солнце клонилось к горизонту где-то за облаками.

     В трёх километрах от города, когда уже стемнело, их взяла на борт попутная машина.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семь футов брамсельного ветра. 75-летию Владислава Петровича Крапивина посвящается.

Слайд 3

Октябрь 1953г. Дом № 27 (позднее -31) на ул. Грибоедова в Тюмени, где В. Крапивин жил с 11-летнего возраста до окончания школы.

Слайд 4

1950 год. С мамой Ольгой Петровной Крапивиной. Лето 1953 года. С отцом Петром Федоровичем Крапивиным

Слайд 5

Лето 1957 г. В Тюмени, на берегу Туры, где прошли детские годы.

Слайд 6

Лето 1988 г. Сбор экипажей флотилии "Каравелла" на берегу Верх- Исетского озера.

Слайд 7

Каравелла - (итал. caravella ) - морское парусное (3-4 мачты) судно с однойпалубой и высокими бортами и надстройками в носовой части и на корме , распространенное в странах Средиземного м. в 13-17 вв. Колумб на каравелле совершил плавание через Атлантический океан, а Васко да Гама - из Европы в Индию .

Слайд 10

Владислав Петрович и его «талисман, приятель и товарищ» заяц Митька.

Слайд 11

Дети обычно скорее хотят стать взрослыми, а мне, наоборот, хотелось, чтобы подольше было детство…Не хватало собственного детства из-за войны, поэтому и стал писать о ребятах и для ребят…Мне всегда 12 лет.

Слайд 13

Рассказ «Рейс «Ориона»

Слайд 15

Стихотворение «Кораблик»

Слайд 17

Севастополь, сентябрь 1978 г. С четвероклассниками Вадиком и Артуром - прототипами героев повести "Трое с площади Карронад "

Слайд 18

2008 год Фильм «Трое с площади Карронад »

Слайд 19

2010год Фильм «Легенда острова Двид »

Слайд 20

Награды писателя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Семь футов под килем" - путешествие по океанам

Цель: проверить сформированность знаний об океанах Земли. Учитель: Зачем люди плавают по морям и океанам? Можно ответить просто: плавать заставляет сама жизнь. Ведь две трети Земли покрыты водой. Как...

Ветры.Роза ветров

Презентация к уроку географии в 6 классе по теме "Ветер"...

Сценарий линейки, посвященной последнему звонку "Семь футов под килем!"

Сценарий линейки, посвяенной последнему звонку "Семь футов под килем!"...

Внеклассное мероприятие "Дуют ветры в феврале…"

Внеклассное мероприятие"Дуют ветры в феврале"...

Ветры. Постоянные и переменные ветры.

Презентация предназначена к уроку в 7классе по теме климат, раздел ветер....

Внеклассное мероприятие по литературе о дружбе и предательстве по произведениям Э.Э.Шмитта "Концерт "Памяти ангела" и Х.Хоссейни "Бегущий за ветром"

Данная разработка рассчитана на целевую аудиторию учащихся 8х классов. Книги, предложенные для анализа, являются новинками зарубежной  литературы для юношества,поднимающими вечные вопросы добра и...