Главные вкладки

    Методическая разработка по географии (7 класс) по теме:
    "Семь футов под килем" - путешествие по океанам

    Татьяна Николаевна Андреева
    Цель: проверить сформированность знаний об океанах Земли. Учитель: Зачем люди плавают по морям и океанам? Можно ответить просто: плавать заставляет сама жизнь. Ведь две трети Земли покрыты водой. Как иначе перебраться с материка на материк? Как перевезти груз? А ещё надо ловить рыбу, охотиться на зверей. Можно сказать так: люди плавают, чтобы стать мудрее, зорче, отважнее. Именно в море они впервые столкнулись с существами, всё в которых загадочно; плавая, увидели страны, не похожие на родину, и людей, отличных от них самих. Вступив на палубу судна, человек перестал ощущать под ногами планету. Не здесь ли он обрёл решимость лететь в космос? И, наконец, не потому ли плавают люди, что море ранит сердца? Редко тот, кто хоть раз держал в руках штурвал или парусную снасть, остаётся на берегу. Есть люди, которые плавают всю жизнь. Мы сегодня с вами совершим заочное путешествие по водному океану нашей планеты. Для путешествия нам нужно разделиться на экипажи по четыре человека. Придумать своё название. Экипажам раздать флажки, которые капитаны будут поднимать, при готовом ответе. Итак, все готовы к путешествию и я вам желаю – семь футов под килем!

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Puteshestvie_po_okeanam.doc44 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Семь футов под килем»

    Путешествие по океанам – игра для учащихся 7 класса

    Цель: проверить сформированность знаний об океанах Земли.

    Учитель: Зачем люди плавают по морям и океанам? Можно ответить просто: плавать заставляет сама жизнь. Ведь две трети Земли покрыты водой. Как иначе перебраться с материка на материк? Как перевезти груз? А ещё надо ловить рыбу, охотиться на зверей.

    Можно сказать так: люди плавают, чтобы стать мудрее, зорче, отважнее. Именно в море они впервые столкнулись с существами, всё в которых загадочно; плавая, увидели страны, не похожие на родину, и людей, отличных от них самих. Вступив на палубу судна, человек перестал ощущать под ногами планету. Не здесь ли он обрёл решимость лететь в космос?

    И, наконец, не потому ли плавают люди, что море ранит сердца? Редко тот, кто хоть раз держал в руках штурвал или парусную снасть, остаётся на берегу. Есть люди, которые плавают всю жизнь.

    Мы сегодня с вами совершим заочное путешествие по водному океану нашей планеты.

    Для путешествия нам нужно разделиться на экипажи по четыре человека. Придумать  своё название. Экипажам раздать флажки, которые капитаны будут поднимать, при готовом ответе.

    Итак, все готовы к путешествию и я вам желаю – семь футов под килем!

     

    «Вопрос – ответ» - разминка

    Каждый моряк должен быстро уметь реагировать на всё происходящее и быстро отвечать на вопросы.

    (Учитель задаёт вопросы командам по очереди, 5 сек. на размышление – ответ).

    1. Как называется самый главный прибор на корабле?   (Компас).
    2. Кто под водой немее всех?         (Человек).
    3. Кто дал название Тихому океану?       (Ф. Магеллан).
    4. Как называется материковая отмель?   (Шельф).
    5. Как называется самая глубокая впадина Тихого океана?     (Марианская).
    6. Как  называются ветры, дующие в центральной части Тихого океана?        (Пассаты).
    7. Как называются опустошительные тропические ураганы, преобладающие над западной частью Тихого океана?          (Тайфуны).
    8. Как называется природный уникальный комплекс у берегов Австралии?     (Большой барьерный риф)
    9. Как называются сезонные ветры, дующие в северной части Индийского океана?       (Муссоны)
    10. Как называется море без берегов, расположенное в Атлантическом океане?          (Саргассово)
    11. Что такое «птичий базар»?     (Большое скопление морских птиц на островах Северного Ледовитого океана)
    12. Какой океан самый глубокий?       (Тихий).
    13. Воды, какого океана  называют «светящимися»?   (Индийского)
    14. Назовите известных исследователей Северного ледовитого океана?  (В. Баренц, Ф. Нансен, Г. Седов, О.Ю. Шмидт и др.)
    15. Что приносит самую большую опасность жизни в океанах?              (Загрязнение нефтью, тяжёлыми металлами, радиоактивными отходами).
    16. Как называется самый крупный моллюск Тихого океана?   (Тридакна).
    17. Как мореплаватели разных цивилизаций и эпох ориентировались в открытом море?   (По звёздам, по цвету воды, по внешнему виду птиц).
    18. Никогда не познали бы мы нашего дома, Земли, если б не текучий волшебный мост, переносящий через миры и даже века?  О чём идёт речь?   (Об океанах).

    «Самый трудный вопрос – почему?»

    Вопросы выбирают экипажи. На каждый вопрос – обсуждение 1 минута.

    1. Почему в водах Северного Ледовитого океана растворено меньше кислорода и соли?            (мало штормов – мало кислорода, много льда – мало соли).

    2. Почему современное устройство для измерения скорости судна называют лагом, что в переводе с английского означает «бревно».   (Скорость судна определяли по времени, за которое деревянный брусок, брошенный с носа, достигнет кормы).

    3. Почему поверхностный слой вод Индийского океана часто мутнеет и даже меняет цвет?   (из-за присутствия большого количества одноклеточных водорослей).

    4.  Почему западная часть Индийского океана имеет повышенную солёность поверхностных вод?   (Мало осадков, велико испарение).

    5. Почему температура поверхностных вод в Атлантическом океане ниже, чем в Тихом и Индийском?     (Охлаждающее влияние вод и льдов Северного Ледовитого океана и вод Антарктики, а также интенсивным перемешиванием водных масс).

    6. Почему в Северном Ледовитом океане много льда?  (Низкие температуры, низкая солёность поверхностных водных масс, которые опреснены большим количеством речных вод).

    7. Почему образуются туманы над Атлантикой?  (Заметные различия между температурой воды и воздуха).

    8. Почему солёность поверхностных вод Тихого океана ниже, чем в других океанах?   (Потому что осадки в океане преобладают над испарением).

    9. Почему  в отличие от других океанов в Атлантике течения вытянуты вдоль меридианов?     (Этому способствует вытянутость океана с севера на юг и очертания береговой линии).

    10. Почему Тихий океан самый тёплый?    (Потому что он самый широкий у экватора).

    11. Почему Тихий океан самый богатый  по биоразнообразию?  

    (Это объясняется его размерами, природными условиями, возрастом).

    12. Почему солёность водных масс Атлантики в среднем достаточно высокая?   (Испарившаяся влага из-за относительной узости океана переносится ветрами на соседние материки).

    «Бутылочное письмо»

          «Борт сред….               …..вецкого  траулера «Изотерма» у   …са   Африка широта  ….     долгота   164 30. Временно лишились хода, неисправна   …..на.  Течение сносит в залив    …цкий.   Пытаемся ликвидировать   ава….   …..ими  силами. Нашедшего письмо просим помочь».

    Задание: вы должны прочитать письмо. С кем произошла авария? Где? Что неисправно на судне? Куда оно дрейфует? Откуда, из какого порта послали бы вы помощь?

    Ответ: Авария произошла со средним рыболовецким траулером «Изотерма», около мыса Африка у восточного побережья Камчатки. На судне неисправна машина, течение сносит судно в залив Кроноцкий. Ближайшие порты, откуда можно послать помощь – Усть-Камчатск и Петропавловск-Камчатский.

    «Викторина морских следопытов»

    Учитель: Заканчивая путешествие, давайте настроимся на шутливый лад.  Поэтому наше последнее состязание мы проведём шиворот-навыворот. Вместо пяти вопросов напечатаем пятнадцать ответов. Каждому морскому выражению дано три объяснения, но правильное из них всегда только одно. Найдите его.

    1. Бить склянки. – Разбить всю стеклянную посуду на судне. Отметить колокольным боем время. Уронить очки на палубу.
    2. Прижаться к берегу. – Плыть вплотную к берегу. Лежать животом на песке. Привязывать корабль накрепко к причалу.
    3. Отдавать якорь. – Возвращать якорь, взятый взаймы. Меняться якорями. Становиться на якорь.
    4. Разнести якорцепь. – Изругать плохую цепь в пух и прах. Расстелить цепь по палубе. Порвать цепь в мелкие клочья.
    5. Срубить мачту. – Искрошить мачту топором. Уложить мачту на дно шлюпки. Вырубить в лесу дерево для мачты.

    Учитель: Путешествие закончено. Позади нас остался весь земной шар. Неинтересного на нашем пути не встречалось. Самым удивительным в море оказался человек. Это он изменил океаны, заселил острова, пробил в перешейках каналы, наполнил морской простор блеском парусов и синими дымками пароходов.

    История морских плаваний – это история открытия Земли. Но главное в судьбе любого мореплавателя – преданность мечте.

    Беллинсгаузен говорил, что своё плавание он расположил так, чтобы принести возможную пользу людям.

    Пожелаем всем таких плаваний!

    Подведение итогов.

    Использованная литература

    1. Карелин Д. Моря нашей Родины. – М: Детгиз, 1954
    2. Коринская В.А. и др. География материков и океанов. 7 кл: Учеб. Для общеобразовательных. учеб. заведений. – М:Дрофа, 2001
    3. Сахарнов С. По морям вокруг Земли. – М: Детская литература, 1972


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок по математике "Путешествие по океану знаний"

    Обобщающий урок математики по теме "Координатная плоскость". Проходит в форме игры - путешествия....

    Конспект вводного занятия - путешествия "Путешествие по океану "Друзья природы"

    Конспект занятия для воспитанников первого года обучения (младшего школьного возраста) по программе "Друзья природы".  Цель занятия - познакомить воспитанников с главными темами учебной программы...

    Сценарий линейки, посвященной последнему звонку "Семь футов под килем!"

    Сценарий линейки, посвяенной последнему звонку "Семь футов под килем!"...

    Урок « Путешествие по океану МиФ (океану математики и фантазии).Признаки делимости чисел на 2, на5, на10, на 3, на 9, на 7.

    Формировать умения и навыки использования признаков делимости чисел на 2, на 5, на 10, на 3, на 9 при решении примеров и задач. Сформулировать признак делимости на 7. Совершенствовать вычис...

    сценарий «Семь футов под килем»

    «Семь футов под килем»Музыкальная заставка – звуки моря Голос директора (заранее записан, фотография директора на капитанском мостике)«Внимание! Внимание! Происходит посадка на лайнер «Мечта». Пр...

    Мастер-класс по географии 7 класс"Кругосветное путешествие по океанам"

    Мастер-класс направлен на закрепление у учащихся знаний по изученной теме "Океаны"....

    Презентация к обобщающему уроку по теме «Лексика» в 5 классе: «Путешествие по океану Лексики»

    Аннотация к уроку:            Урок русского языка в 5 классе по теме «Лексика» является результатом проектирования учебного заня...