Урок по математике "Путешествие по океану знаний"
методическая разработка по алгебре (6 класс) по теме

Задесенцева Светлана Петровна

Обобщающий урок математики по теме "Координатная плоскость". Проходит в форме игры - путешествия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока

Урок по математике в 6 классе

«Путешествие по океану знаний»

 (тема «Координатная плоскость»)

Цели урока:

- изучение понятия координатная плоскость;

- отработка навыков определения координат точки;

- развитие навыков построения точки по заданным координатам;

- развитие внимания, логического мышления;

          - активизация работы учащихся на уроке за счёт вовлечения их в игру;

- формирование умения работать командой;

- формирование интереса к математике.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: мультимедиапроектор, экран, презентация, памятки, карточки с заданиями.

Этапы  урока:

  1. Бухта знаний (изучение понятия координатная плоскость).
  2. Исторический залив.
  3. Остров сокровищ (определения координат точки).
  4. Школа Робинзона Крузо (отработка навыков определения координат точки).
  5. Мыс открытий (развитие навыков построения точки по заданным координатам).
  6. Итог урока; домашнее задание.

          Ход  урока:

- Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке мы отправимся с вами в путешествие по Океану знаний. Я, надеюсь, что это путешествие вам понравится. (звуки моря)

- Океан бурлящих знаний  

Приглашает всех вас в путь.

И смекалку, и внимание

Взять с собою не забудь!

1. Перед нами Бухта знаний. Заглянем в неё.

1) Вспомним известную нам ранее координатную прямую. Всегда ли единичный отрезок равен одной клетке? (Нет)

- Назовите координаты точек на прямой. (А(2),О(0), В(-1), С(-4,5)).

-У каждой точки была только одна координата. А как определить координаты на плоскости? Пока нам это не известно.

-Какие цели мы сегодня поставим на уроке? (Изучение понятия координатная плоскость; отработка навыков определения координат точки; развитие навыков построения точки по заданным координатам).

2) Если провести на плоскости две перпендикулярные координатные прямые х и у, то получится координатная плоскость.

Ось х называется осью абсцисс, ось у - осью ординат. Вместе оси называются осями координат. Точка пересечения осей называется началом координат.

Обратите внимание на памятку № 1.

3) Каждой точке на координатной плоскости соответствует пара чисел, которые  называются её координатами. Пусть точка имеет координаты (3;2).

 (памятка № 2)

4) Как же построить точку по заданным координатам?

Пример М(-5; 2).

Обратите внимание на памятку № 3.

-Теперь я предлагаю вам построить 3 точки по заданным координатам. У каждого из вас индивидуальное задание.

А теперь обменяйтесь карточками и выполните взаимопроверку.

Поднимите руки, кто получил хорошие оценки?

5) А теперь научимся определять координаты точки.

Вновь можно воспользоваться памяткой № 3.

К(4;3), В(-4;4), D(5;-4), F(6;0), T(0;2).

-Ну что ж, отправляемся дальше.

2. Сейчас перед нами Исторический залив.

Более чем за 100 лет до нашей эры греческий ученый Гиппарх предложил провести на карте Земли параллели и меридианы.

В 14 веке французский ученый Оресле по аналогии с географическими координатами создал координатную плоскость. Он поместил на плоскость прямоугольную сетку и назвал широтой и долготой то, что сейчас мы называем абсциссой и ординатой. Термины абсцисса и ордината были введены в употребление Лейбницем в 17 веке.

Чтобы узнать, кому принадлежит основная роль в создании метода координат, решите ребус. (Декарт).  Рене Декарту – французский учёный.

Поэтому прямоугольная система координат называется Декартовой.

-А где в жизни можно встретить координатную плоскость? (на картах географических, место в зрительном зале, шахматная доска, игра «Морской бой»).

3.  А сейчас заглянем на Остров сокровищ.

- Чему равен единичный отрезок на этом острове? (10 клеткам). А одно деление? (0,1).

Определите координаты зарытых кладов капитана Флинта. (3 ученика по очереди выходят к компьютеру).

Ответы: (0,3;0,2), (-0,4; 0,3), (-0,1; -0,3).

4. Впереди у нас Школа Робинзона Крузо, где мы будем отрабатывать навык определения координаты точки.

(Ученики по очереди выходят к компьютеру).

5. Посетим Мыс открытий. Оказывается, что в координатной плоскости можно отмечать не только точки, но и строить рисунки.

Я предлагаю вам совместно построить в координатной плоскости пока не рисунки, а буквы. Например, вот так получится буква.(пример- Л). Из этой буквы и тех, которые у вас получатся нужно составить слово. (клад)

-Клад и сокровища, которые мы с вами сегодня нашли – это знания.

Следующее задание - кодированное. Выбрав, нужные координаты точек, и заменив их буквами, вы получите слово, а из слов составьте предложение. (Путешествие только начинается…)

-Наше с вами путешествие по теме «Координатная плоскость» заканчивается, но Океан знаний настолько огромен, что вам предстоит путешествовать по нему ещё много раз. Нас ждут великие открытия и необычные приключения!

6.  Подведём итог урока.

- Что нового вы сегодня узнали?

- Чему научились?

- Что понравилось?

Выберите из предложенных рисунков вид морского транспорта, который больше всего соответствует вашему настроению.

Домашнее задание: изобразите в координатной плоскости кораблик, на котором мы путешествовали.



Предварительный просмотр:

Описывая свое состояние после проведенного урока, выберите вид транспорта:

  

             Хорошо понял тему          Недостаточно хорошо           Много нужно работать

                                                                    понял тему                        над данной темой



Предварительный просмотр:

Группа № 1

Постройте точки:

  1. (1;1)
  2. (1;3)
  3. (1;6)
  4. (7;6)
  5. (7;1)

Соедините:

1-2-3

4-2-5

Желаю успеха!

Группа № 2

Постройте точки:

  1. (1;1)
  2. (2;3)
  3. (4;7)
  4. (6;3)
  5. (7;1)

Соедините:

1-2-3-4-5

2-4

Желаю успеха!

Группа № 3

Постройте точки:

  1. (2;1)
  2. (1;2)
  3. (7;2)
  4. (6;1)
  5. (2;2)
  6. (4;6)
  7. (6;2)

Соедините:

1-2-3-4

5-6-7

Желаю успеха!



Предварительный просмотр:

Памятки по теме «Координатная плоскость»

№ 1

№ 2


Если х > 0, то двигаемся вправо.



Если х < 0, то двигаемся влево.



Если у > 0, то двигаемся вверх.



Если у < 0, двигаемся вниз.



Если х=0, то точка лежит на оси у.



Если у=0, то точка лежит на оси х.


№ 3

        



Предварительный просмотр:

Кодированные упражнения:

1.Выбрать из координат те, которые принадлежат оси абсцисс:

(3;8)

(-1;2)

(3;0)

(-3;4)

(-2;0)

(5;0)

(0;7)

(8;0)

(1;5)

(0;8)

А

К

П

Р

У

Т

О

Е

Н

Б

(-7;0)

(2,3;0)

(-4;2)

(10;0)

(3;-9)

(7;0)

(0;18)

(-4;0)

(-9;0)

(1;0)

Ш

Е

М

С

Щ

Т

И

В

И

Е

Слово:

2.Выбрать из координат те, которые принадлежат оси ординат:

(0;3)

(-2;2)

(3;-1)

(0;-2)

(-2;0)

(2;0)

(0;-4,5)

(0;-1)

(1;5)

(2;-9)

Т

А

С

О

У

М

Л

Ь

Ъ

З

(-4;0)

(2,3;0)

(-4;2)

(10;0)

(3;-9)

(7;0)

(0;18)

(-4;0)

(0;8)

(1;0)

Ш

Я

М

С

Щ

Т

К

В

О

Е

Слово:

3. Выбрать из координат те, которые не принадлежат ни оси абсцисс, ни оси ординат:

(0;1)

(-3;2)

(-2;0)

(-3;0)

(1;8)

(2;3)

(0;7)

(0;-10)

(0;5)

(0;8)

С

Н

В

Ш

А

Ч

Б

С

Д

Л

(-2;7)

(0;-3)

(-1;6)

(-9;5)

(0;-9)

(3;9)

(0;-4)

(-4;4)

(-3;7,3)

(1;-15)

И

Ы

Н

А

Щ

Е

Ъ

Т

С

Я

Слово:



Предварительный просмотр:

(1;4)

(-2;-5)

(3;-2)

Оценка:

Желаю успеха!

(2;4)

(-3;-1)

(-2;1)

Оценка:

Желаю успеха!

(3;2)

(-1;-5)

(1;-3)

Оценка:

Желаю успеха!

(2;2)

(-2;-3)

(-5;2)

Оценка:

Желаю успеха!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Исторический залив Остров сокровищ Бухта знаний Школа Робинзона Крузо Мыс открытий

Слайд 2

Б олее чем за 100 лет до нашей эры греческий ученый Гиппарх предложил провести на карте Земли параллели и меридианы .

Слайд 3

В Х IV веке французский ученый Оресле по аналогии с географическими координатами создал координатную плоскость. Он поместил на плоскость прямоугольную сетку и назвал широтой и долготой то , что сейчас мы называем абсциссой и ординатой. Термины абсцисса и ордината были введены в употребление Лейбницем в XVII веке.

Слайд 4

Основная роль в создании метода координат принадлежит французскому ученому Рене Декарту . О = Е , Декарт

Слайд 5

( 0,3 ; -0,4) (- 0, 1; -0,3) (- 0, 3; -0,1) ( 0, 2; 0,3) (- 0, 4; 0,3) ( 0,3 ; 0,2) Y X 1 0,5 -0,5 - 1 Определите координаты зарытых кладов капитана Флинта.

Слайд 6

Молодец!!!

Слайд 7

Тебе не повезло, дружок!!!

Слайд 8

Y X 1 1. (1;1) 2. (3;5) 3. (5;1) Соединить 1-2-3 1 2 3

Слайд 9

Ваш клад – знания!

Слайд 10

Путешествие только начинается… Хорошо понял тему Недостаточно хорошо понял тему Много нужно работать над данной темой


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Координатная прямая O 1

Слайд 3

1 2 3 4 5 6 7 Х -7 -6 -5 -4 -3 -2 -1 0 A B C O Назовите координаты точек

Слайд 4

1 2 3 4 5 6 7 Х -7 -6 -5 -4 -3 -2 -1 0 У 6 5 4 3 2 1 -1 -2 -3 -4 -5 -6 Ось ОХ - ось абсцисс Ось ОУ - ось ординат Оси координат Начало координат

Слайд 5

Пусть точка имеет координаты: А(3;2)

Слайд 6

1 2 3 4 5 6 7 Х -7 -6 -5 -4 -3 -2 -1 0 У 6 5 4 3 2 1 -1 -2 -3 -4 -5 -6 А( 3 ;2) Координаты точки А Абсцисса точки А Ордината точки А

Слайд 7

1 2 3 4 5 6 7 Х -7 -6 -5 -4 -3 -2 -1 0 У 6 5 4 3 2 1 -1 -2 -3 -4 -5 -6 Построить точку М(-5;2) М(-5;2)

Слайд 8

А теперь попробуй сам! Критерии оценивания: 3 точки - «5» 2 точки - «4» 1 точка – «3» Желаю успеха!

Слайд 9

1 2 3 4 5 6 7 Х -7 -6 -5 -4 -3 -2 -1 0 У 6 5 4 3 2 1 -1 -2 -3 -4 -5 -6 К (4;3) В (-4;4) D (5;-4) F (6;0) T (0;-2) Определите координаты точек K, B, D, F, T.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А G С F 1 D Е В Х У 1 -1 -1 К ( - 3; 0 ) ( 0 ; 3) (3; 0 ) ( 0 ;-3) P ( 0 ; 2 ) ( -2 ; 0 ) ( 0 ;- 2 ) ( 2 ; 0 ) O ( -2 ; 0 ) ( 0 ;- 2 ) ( 2 ; 0 ) ( 0 ; 2 ) N ( 0 ; 3) (3; 0 ) ( - 3; 0 ) ( 0 ;-3) M ( 2 ;- 4 ) ( 2 ; 4 ) ( 4 ; 2 ) ( 4 ;- 2 ) K ( -2 ; 2 ) ( -2 ;- 2 ) ( 2 ;- 2 ) ( 2 ; 2 ) G ( 1 ; 4 ) ( 4 ;- 1 ) ( 1 ;- 4 ) ( -1 ; 4 ) F ( 2 ;- 4 ) ( -2 ; -4 ) ( 2 ; 4 ) ( -4 ;- 2 ) E ( -4 ; 2 ) ( 2 ;- 4 ) ( 4 ;- 2 ) ( -4 ; - 2 ) D ( -2 ; 2 ) ( -2 ;- 2 ) ( 2 ;- 2 ) ( 2 ; 2 ) C ( 4 ; 1 ) ( 1 ;- 4 ) ( 1 ; 4 ) ( -4 ; 1 ) B ( -2 ;- 2 ) ( -2 ; 2 ) ( 2 ; 2 ) ( 2 ;- 2 ) А N O M P (Х;У) (Х;У) (Х;У) (Х;У) Выбери нужную ячейку таблицы, наведи на нее курсор и щелкни левой кнопкой мыши. - верный ответ - неверный ответ Определи координаты точки.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Х У 0 1 (1;7) (2;0) (-5;4) (0;-3) (7;-5) (-7;0) (-6;-4) (0;1) (0;5) (3;-4) (0:-8) (5;3) (-4;0) (-3;-5) (9;0) (-2;9) 1 -1 -1 2 3 9 4 6 -5 7 8 -2 3 2 4 5 6 7 8 9 -3 -4 5 -6 -7 -3 -2 -4 -6 -5 -7 -8 Отметь точку на координатной плоскости. Наведи курсор на нужное место и щелкни левой кнопкой мышки. Можно воспользоваться подсказкой, для этого наведи курсор на координаты точки. Задание выполнено правильно если появилась точка и ее цвет совпал с цветом ее координат. 1 3 2

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Движение воды в океане"

Презентация к уроку в 6 классе "Движение воды в океане"...

ИКТ - урок по географии "Мировой океан. Части Мирового океана"

План-конспект урока "Мировой океан. Части мирового океана", 6 класс. На данном уроке используются различные виды и формы работы с ЭОР....

Модуль к уроку географии Жизнь в океане

Тема  «Жизнь в Мировом океане»Цель: Познакомить учащихся с  обитателями Мирового океана, развивать интерес к географии.Задачи:Образовательная – познакомить учащихся с условиями жизни в океан...

День Знаний в 5 классе "Путешествие по океану Знаний"

Сценарий праздника, посвященный Дню Знаний. Развивает внимание, смекалку, формирует сплочение коллектива...

Корабль мечты, плывущий по океану знаний

       Совсем недавно прошел частичный ремонт фасада школы по улице Советской.На территории вокруг некогда были красивые клумбы  и цветники, сейчас пустая территория и ...

Разработка урока по теме "Мировой океан. Части суши в Мировом океане."

Урок  соответствует УМК "Полярная звезда", в разделе "Гидросфера"...