Главные вкладки

    Внеклассное мероприятие по литературе о дружбе и предательстве по произведениям Э.Э.Шмитта "Концерт "Памяти ангела" и Х.Хоссейни "Бегущий за ветром"
    план-конспект занятия (8 класс)

    Стаценко Елена Владимировна и Сергей Николаевич

    Данная разработка рассчитана на целевую аудиторию учащихся 8х классов. Книги, предложенные для анализа, являются новинками зарубежной  литературы для юношества,поднимающими вечные вопросы добра и зла в современном мире

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vnek.docx20.49 КБ

    Предварительный просмотр:

    План-конспект          

    внеклассного мероприятия                    о дружбе и предательстве

    по произведениям Э.Э.Шмитта            «Концерт «Памяти ангела» и              Х.Хоссейни «Бегущий за ветром»

    Цели мероприятия: 
    1) познакомить учеников с творчеством современных писателей;
    2) развивать монологическую речь учеников;
    3) развивать умение выступать публично;
    4) воспитывать ответственность за свои поступки, умение прощать.

    Целевая аудитория: учащиеся 8х классов.

    Форма занятия: беседа в литературном клубе.

    1. Вступительное слово учителя

    Здравствуйте, ребята. Зовут меня Сергей Николаевич Стаценко.

    Я учитель русского языка и литературы СОШ № 2 г. Зеленокумска, классный руководитель 8 Б класса, класса, который любит читать, обсуждать, спорить по прочитанным произведениям.

    -А вы любите читать?

    -Какие книги читали вы в последнее время не по программе?

    -А у кого из вас есть домашняя библиотека?

    -Какие произведения вы знаете о ваших сверстниках, о взаимоотношениях между людьми?

      (Анат. Рыбаков «Кортик», «Бронзовая птица»; Арк. Гайдар «Тимур и его команда»

    А.Белов «Старая крепость»

    Железников «Чучело»

    А.Алексин «Безумная Евдокия»)

    -Почему об этом спрашиваю?

    Потому что в последние годы меньше стало читающих людей. Телевидение, компьютеры, интернет вытеснили книги. А может так и надо? В век инновационных технологий книги устарели. Что они дают, что развивают, чему могут научить?

    (Обеднение эмоций и интеллекта, понижение культуры общения, падение грамотности.)

    2. Анализ произведений

    Сегодня я хотел бы предложить вам поговорить и обсудить 2 произведения, на первый взгляд, несопоставимые – «Бегущий за ветром» Х. Хоссейни и «Концерт «Памяти ангела»» Э. Э. Шмитта. Они считаются шедеврами современной литературы.

        Сборник новелл Шмитта «Концерт «Памяти ангела»» получил в 2010 г. Гонкуровскую премию, а дебютный роман Хоссейни «Бегущий за ветром» стал мировым бестселлером в 2005 и 2006 гг., опередив даже «Гарри Поттера». Один представитель Востока, афганец Хоссейни, другой – Запада, француз Шмит, но в этих «разных» произведениях затронуты одинаковые нравственные проблемы. В основе новеллы и романа – библейская легенда, противостояние личностей, грех и возможность его искупления. В книгах нет четкого разделения героев на положительных и отрицательных, как во многих программных произведениях. Задача авторов научить искать причины поступков людей, анализировать их.

    -Я сказал, что эти 2 произведения объединяет библейская легенда Каина и Авеля. Кто расскажет о чем она?

                (Сыновья Адама и Евы жили себе тихо-мирно до той ссоры из-за жертвы. Авель принес Богу в жертву животное из своего стада, а Каин - выращенные им фрукты и овощи. Бог, непонятно почему, принял жертву Авеля и отказался от подношения Каина. В жизни много несправедливости, непредсказуемости, приходится смириться. Но Каин, очень гордый, не принял это: он взбунтовался. Бог обругал его, посоветовав успокоиться. Но Каин в приступе гнева, из зависти убил своего брата Авеля. Когда Бог спросил, где его брат, Каин с насмешкой отвечает : «Разве я сторож брату моему?» Он не понимает, не думает, что люди- это большая семья. Всякий человек отвечает за другого, и за своего брата, и за других. Убить - значит забыть об этом. Быть жестоким - значит забыть это.)

     Новелла Шмитта «Концерт «Памяти Ангела» рассказывает о 2х музыкантах.

    - Кто такой Аксель? (гениальный скрипач австралиец)

    - Кто Крис? (талантливый пианист-француз)

    - Аксель имел дар от природы. Ему давалось все легко. Легкомысленный, жизнерадостный, «ангел во плоти», он практически не имел плохих качеств.

    - Крис всего добивался сам, упорным трудом, суровый трудоголик, он завидовал Акселю.

    - Судьба их резко изменилась после соревнований по спортивному ориентированию. Крис решил во что бы то ни стало быть первым.

    - Почему он не пришел на помощь Акселю? Струсил? Не смог или не захотел?

    (Да, он струсил, что если поможет, то Аксель опять будет первым. Он позавидовал его славе и решил сперва позаботиться о себе. Крис успокаивал себя тем, что его никто не заметит, а маленькая ложь принесет ему заслуженную, как он думал, славу победителя.

    - А как вы поступили на месте Криса?

    - Получите ли вы моральное удовлетворение от этой  победы?

    - Сможете жить и дальше счастливо?

    (Думаю, нет. Совесть не даст вам покоя, чувство вины будет сопровождать вас всю жизнь).

    - А когда Крис осознал свой поступок, когда у него проснулась совесть?

     (Когда вернулся домой, когда увидел своих друзей и мать. Именно в глазах матери увидел глаза другой матери, которая так и не дождется своего сына, Авеля

    , и вина в этом его, Криса).

    - Как изменилась жизнь Криса после этого? Может грешник стать «ангелом»? Способен человек измениться?

    - А как сложилась судьба Авеля? Может «ангел» превратиться в «дьявола»?

    (Может. Крис не смог жить с этой виной. Он изменился, стал помогать людям, стал воспитателем трудных подростков. Человек способен меняться, если осознает, что вел себя скверно, он становится лучше. Че6ловек свободен и может переломить свою судьбу!

            Аксель выжил, стал калекой, озлобился на весь мир и превратился в магната, влачащего пустое существование, без любви, без друзей, без идеалов, лелея одну мечту: найти того, кто его таким сделал и насладиться местью. Через 20 лет они встретились. Они поменялись местами.)

    - Как несчастье меняет людей?

    - Дает ли мщение удовлетворение совести? Почему желание отомстить сменяется другим желанием простить?

    (Месть – тот же грех. Ненавидишь другого, а потом будешь ненавидеть себя за это).

    - Что труднее просить прощение или прощать? (труднее просить прощение).

    - А что важнее просить или прощать? Как вы поступили бы?

    (И то, и другое, главное, чтобы оно шло от сердца. Не держите зла, умейте прощать, живите по совести и знайте: у каждого есть шанс быть Авелем, а можно стать и Каином).

    - Шмитт создает новый финал в отличие от библейской истории Каина и Авеля. Он настаивает на том, что люди могут меняться. Какой финал новеллы? А мог быть другой?

    (Крис своей смертью заставил Акселя поверить в свои добрые начала, что Зло не может победить. Смерть Криса разорвала враждебные оковы, сжимавшие сердце Акселя. И Аксель бросился в воду за другом. Спустя 10 лет на дне озера найдут 2 сплетенных тела, свернувшихся клубком, как в чреве матери.)

            Другой автор Халед Хоссейни написал проникновенную. Историю о дружбе и верности, о предательстве и искуплении роман «Бегущий за ветром». Двоих друзей Амира и Хасана разделяла пропасть. Амир принадлежал к местной аристократии, другой – к презираемому меньшинству. Один – хозяин, другой – слуга. Амир красив, грамотен, любит читать, а другой неграмотный, да к тому же заячья губа делает его уродливым.

    - Как вы думаете, по внешности можно определить характер человека, его внутренний мир?

    - А что же определяет человека? Это были 2 друга, не разлей вода, как два бумажных змея, куда один, туда и другой. Пока не вмешалась буря, которая разметала их в разные стороны, и у каждого своя судьба, своя трагедия, но, как и в детстве, они связаны прочнейшими узами.

    - Расскажите, что за события вмешались в их размеренную и спокойную жизнь?

    - На чем строится дружба?

    - Можно ли утверждать, что один раб другого?

    - Как повел себя Амир, когда стал свидетелем надругательства над Хасаном? А как поступили бы вы?

    - Почему распалась дружба?

    - Можно восстановить прежние отношения?

    - Кого бы вы осудили? А осуждает кого-нибудь автор?

    (В обеих книгах время решает все.  Вместе с героями мы учимся знать, но не судить. У одного появится возможность искупить свою вину, у другого - простить. У каждого есть шанс сделать правильный выбор в жизни.)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка внеклассного мероприятия по литературе "православные праздники и произведение И.Шмелева "Лето Господне"

    Мероприятие для 8-9 класса. Предварительно учащиеся прочитали произведение Ивана Шмелева "Лето Господне", затем, разбившись на группы должны были сравнить православные праздники и то, как ни пказаны в...

    Внеклассное мероприятие по обществознанию для 9-11 классов по теме: « Разные»-Равные в большой семье. В рамках фестиваля «Дружба народов»

    Презентация к  внеклассному  мероприятию по обществознанию для 9-11 классов по теме: "Разные"- равные в большой семье, ( в рамках фестиваля «Дружба народов».)Предлагаемая презентация ...

    Внеклассное мероприятие по теме: "Дружба - это чудо".

    Этот материал используется при проведении классных часов....

    Внеклассное мероприятие "Семь футов брамсельного ветра"

    Материал разработан к 65-летию со дня рождения В.П.Крапивина...

    Внеклассное мероприятие на тему «Дружба»

    Цели:Воспитательные:Становление творчески активной личности: поиск интересных материалов, посвященных дружбе (оформление репродукций, фотографий подготовка ребятами сообщений, о дружбе, стихов о дружб...

    Внеклассное мероприятие "Дуют ветры в феврале…"

    Внеклассное мероприятие"Дуют ветры в феврале"...

    Внеклассное мероприятие "Славянская семья дружбой сильна"

    Классный час на тему " Традиции и обычаи Белорусского народа"...