программа внеурочной деятельности "Жизнь без вредных привычек"
рабочая программа по теме

предлагаю вам программу внеурочной деятельности для 3 класса «Жизнь без вредных привычек». Данный материал будет полезен для учителей начальной школы. Программа направлена на формирование у детей ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни.                 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zhizn_bez_vrednykh_privychek.docx35.42 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА внеурочной деятельности  «Жизнь без вредных привычек»

(3 класс)

Автор: Черных Евгения Викторовна учитель географии МКОУ СОШ Кенайского сельского поселения

Описание материала: предлагаю вам программу внеурочной деятельности для 3 класса «Жизнь без вредных привычек». Данный материал будет полезен для учителей начальной школы. Программа направлена на формирование у детей ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни.                

Данная программа составлена на основе авторской  «Жизнь без вредных привычек: полезные навыки (начальная школа).:П.П. Миненко, В.Н. Швецова.

Актуальность проблемы противодействия злоупотреблению психоактивных веществ, профилактика  заболеваний, передающихся половым путем, и ВИЧ-инфицирования определяется изменением наркоситуации в нашей стране, основной тенденцией которой является рост числа наркозависимых, прежде всего, среди детей и подростков.

        В сложившейся ситуации в сфере профилактики зависимости от психоактивных веществ основные усилия направлены на превентивное обучение школьников в образовательных учреждениях. Сегодня в Хабаровском крае вопросы, связанные с профилактикой злоупотребления ПАВ, решаются через образовательные программы учебных дисциплин: «Основы безопасности жизнедеятельности», валеологию, психологию, которые косвенно ориентированы на профилактику наркоманий. При этом в данных разделах программ отсутствует дифференцированный подход к различным возрастным группам несовершеннолетних.

               В последние годы министерством образования Хабаровского края, органами управления образованием территорий, ХК ИПП ПК, при активной поддержке Регионального управления     Федеральной службы РФ    по контролю за оборотом наркотиков по Хабаровскому краю принимаются определенные меры по предупреждению распространения наркомании среди несовершеннолетних и молодежи. Разрабатываются и внедряются новые программы и педагогические технологии, направленные на формирование у детей ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни.                

В данной программе  используются следующие принципы:

- комплексный характер педагогической профилактики. Вопросы использования детьми алкоголя, наркотиков, токсичных веществ рассматриваются как звенья одной цепи. У детей формируется представление об абсолютной опасности и недопустимости любых форм одурманивания;

- содержание психолого-педагогической профилактики, отражающее наиболее актуальные для каждого возраста проблемы, связанные с различными аспектами наркотизма;

    - конструктивно-позитивный характер педагогической  профилактики.

В программе решаются  две группы задач: общие и специфические.

Реализация общих задач направлена на формирование у детей ценностного, ответственного отношения к своему здоровью, готовности соблюдать законы здорового образа жизни.

В  программу внесены изменения согласно базисному плану.

Учащиеся  будут  обладать определенными знаниями,  умениями, навыками, которые позволят им адаптироваться в сложных жизненных ситуациях.

         Знания

·         Внешность и черты характера - различные человеческие качества.     Черты характера можно изменить.

·         Самоанализ - главный фактор для формирования реалистичной самооценки.

·         Критерии самооценок (заниженной, завышенной, адекватной). Критерии эффективного общения ( уважительное и неагрессивное отношение к другим, понимание и согласованность действий).

·         Каждый человек имеет право на ошибки.

·         Признаки неуверенного в себе человека.

·         Причины своей неуверенности.

·         Способы тренировки уверенности в себе.

·         Права ребенка.

·         Право на отстаивание собственного мнения.

·         Уважение человека начинается с уважения его права на

           выбор и отстаивание собственного мнения.

Методы положительного и отрицательного давления сверстников; советы человеку, сомневающемуся в себе.

Вредные факторы табачного дыма, влияющие на организм ребенка. Несовместимость курения с достижениями в спорте.

         Умения

Оценить положительные и отрицательные качества, формирующие характер человека.

Объективно оценить свои внешние и внутренние качества. Успешно взаимодействовать с окружающими людьми.

Спокойно возражать в конфликтной ситуации. Воспользоваться правом свободного выбора своего поведения. Четко выражать свои мысли и чувства.

Следовать своим убеждениям и ценностям; Не поддаваться давлению окружающих.

Применять способы уверенного в себе человека.

В ситуации давления принимать решения самостоятельно.

Отличать полезное и вредное давление.

Сопротивляться давлению.

Отличать по внешним признакам курящего человека от некурящего.

Проводить свободное время, не прибегая к вредным привычкам.

Справляться со стрессом без никотина.

         Навыки

Изменить черты своего характера в нужном направлении.

Применить известные способы для изменения своих качеств в нужную сторону.

Навыки неагрессивного отстаивания своего мнения.

Навыки уважительного отношения к собеседнику.

Навыки успешного отказа в ситуации давления.

В ситуации давления использовать способы сопротивления давлению.

Демонстрировать навыки уверенного в себе человека.

Умение сопротивляться вредному давлению.

Снять стресс, не прибегая к «спасительной» сигарете.

Содержание программы

3 класс: Твой характер

 Твой характер. Расскажите ребенку о различных человеческих качествах (внешности и чертах характера). Научите его самоанализу. Самоанализ необходим для формирования реалистической самооценки. Внутренние качества человека составляют его характер. Черты характера можно изменить в лучшую сторону.

 Научись оценивать себя сам.

        Как воспитывать уверенность и бесстрашие.

Беседа по теме «Как воспитывать уверенность и бесстрашие.» Работа по стихотворению Э Успенского «Академик Иванов». Анализ ситуации по стихотворению И. Токмаковой «Не буду бояться». Игра «Давайте разберемся», практическое занятие.

        Учимся думать.

Беседа по теме занятия. Заучивание слов. Игра «Почему это произошло?». Беседа «Свое мнение».

              Можно достигнуть поставленной цели, но для этого необходимо знать о своих возможностях. Самооценка бывает заниженной, завышенной, реалистичной или адекватной. Заниженная самооценка мешает развитию личности.  Завышенная самооценка - преувеличивает подход к своим задачам и возможностям. Реалистичная самооценка - важное условие развития ученика. Есть множество способов изменить свои  качества в нужную сторону.

        Спешите делать добро.

Беседа по теме. Толкование пословиц. Игра «Кто больше знает?» Высказывания великих людей  о доброте. Инсценировка отрывка из произведения Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Чтение стихотворений о доброте.

        Поможет ли нам обман.

Беседа «Что такое ложь?». Игра «Продолжите рассказы». Творческая работа

Как воспитать в себе сдержанность.

Беседа «Что такое каприз?». Игра «Проверь себя». Оздоровительная минутка. Работа с толковым словарем. Толкование пословиц

 Учись взаимодействовать. Уважительное отношение людей друг к другу способствует эффективному общению. Положительные отношения формируются в процессе совместной деятельности. Согласованности действий или взаимодействию нужно учиться. Для эффективного взаимодействия и общения необходимо вести себя неагрессивно,   соблюдать вежливость в разговоре.

Учись настаивать на своем.   У каждого человека есть право отстаивать свое мнение. Навык неагрессивного отстаивания своего мнения позволяет выражать свою волю в позитивной форме, защищать и поддерживать свои интересы и права, смело заявлять о личном мнении, не пытаясь скрывать его. Неагрессивное отстаивание своего мнения - это психологический фундамент умения оказаться в ситуации давления (отказаться от употребления табака или алкоголя, когда их предлагают).

Я становлюсь увереннее. Люди бывают неуверенными в себе по разным причинам. Преодоление в себе неуверенности способствует принятию решений и ответственности за свое поведение. Уверенность в себе помогает добиваться успеха при правильно поставленной цели и позволяет не поддаваться давлению окружающих. Уверенность в себе следует развивать с детства.

 Когда на тебя оказывают давление. Давление сверстников - один из факторов приобщения детей к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ. Подростки с заниженной самооценкой не умеют противостоять давлению. Дети должны помнить, что давление, которое оказывают на них другие люди, может быть полезным и вредным. Необходимо научить детей противостоять давлению. Формирование реалистичной самооценки и уверенности в себе - путь к реализации своих возможностей.

        Ответственное поведение.

Беседа по теме.  Игра «Закончите высказывание». Составление памятки «Правила поведения с незнакомыми людьми». Чтение стихов «Азбука безопасности». Анализ ситуации по отрывку из рассказа А. Раскина «Как папа опаздывал».

        Как отучить себя от вредных привычек.

Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Пятерня! Пятерня!». Беседа по теме «Вредные привычки». Составление памятки «Это полезно знать!». Повторение основного девиза. Работа со стихотворением Г. Остера «Нет приятнее занятья…». Заучивание слов. Игра «Давай поговорим». Чтение стихотворений на тему занятия.

        Помоги себе сам.

Анализ ситуации в стихотворении И. Токмаковой «Скоро в школу». Работа с мудрыми мыслями. Беседа по теме. Чтение  и анализ стихотворения С. Маршака «Кот и лодыри». Анализ ситуации в стихотворении  Г. Остера «Если друг твой самый лучший…» Игра «Закончи предложения».

        Умей организовать свой досуг.

Беседа по теме. Стихотворный монтаж. Игра «Давай поговорим». Анализ ситуации  в потешных сказках (по мотивам русского фольклора).

        Как доставить родителям радость.

Чтение отрывков из стихотворений детских писателей. Беседа по теме. Игра «Давай поговорим». Анализ ситуации в стихотворении Г. Ширковца «Не пойму я взрослых этих…» Игра  «Комплимент».

        Если кому - нибудь нужна твоя помощь

Беседа по теме. Игра «Выбери правильный ответ». Анализ ситуации в стихотворении Е. Благининой «Наш дедушка». Игра «Давай поговорим». Анализ ситуации в рассказе Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек».

        Культура здорового образа жизни.

Урок - соревнование. Культура поведения. Человек и окружающий мир. Культура общения. Человек и его здоровье. Писатели детям.

        Путешествие в страну здоровья.

Игра- путешествие «В страну здоровья». Станция «Мойдодыр» (о личной гигиене). Станция «Неосторожность» (оказание первой помощи при несчастных случаев). Станция «Не болей» (профилактика инфекционных заболеваний). Станция «Опрятность» (уход за одеждой). Станция «Долой грязь» (гигиена жилища) и т. д.

Курение.

Дети, растущие в обществе, где широко распространено курение, должны владеть информацией о табаке,  никотине и вредных последствиях их воздействия на организм. Непосредственные и долговременные эффекты курения. Привыкание. Цена курения для успешной учебы. Курение и здоровье. Курение и спорт.

        Огонек здоровья.

Беседа по теме Театральная постановка «Доктор Айболит». Викторина «Будь здоров!» Работа над пословицами о здоровье

Календарно-тематическое планирование

3  класс

№ п/п

Дата

Тема занятия

Ч.

Содержание деятельности

Воспитательная работа

Теоритич. часть занятия/органиция деят-ти

Практич. часть

занятия/форма орган-ция деят-ти

1-4

Твой характер

4

Беседа с элементами дискуссии

Игра «Кто это?»

Воспитание нравственных качеств у учащихся

5

Как воспитывать уверенность и бесстрашие

1

Работа по стихотворению Э Успенского «Академик Иванов».

Игра «Давайте разберемся»

Воспитание нравственных качеств у учащихся

6

Учимся думать

1

Беседа по теме

Игра «Почему это произошло?»

Воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их правам

7 -8

Научись оценивать себя сам

2

Беседа по теме

Работа в группах

Содействовать развитию у обучающихся правильной самооценки.

9-10

Спеши делать добро

2

 - Беседа по теме

- Чтение стихотворений о доброте

- Игра «Кто больше знает?»

- Инсценировка отрывка из произведения Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей».

Формирование  доброжелательных отношений  в классе.

11

Поможет ли нам обман

1

Беседа

 «Что такое ложь?».

Игра «Продолжите рассказы»

Формировать  нравственные качества – честность, справедливость.

12

Как воспитать в себе сдержанность

1

Беседа «Что такое каприз?».

Работа с толковым словарем. Толкование пословиц.

Игра

«Проверь себя»

Воспитание у учащихся правильной самооценки

13-14

Учись взаимодействовать

2

Работа с текстом басни И.А. Крылова «Лебедь, Рак и щука»

Воспитание понимания у детей важности уважительных отношений во взаимодействии

15-16

Учись настаивать на своем

2

Работа с рассказами

Научить детей отстаивать свои интересы в неагрессивной форме.

17

Я становлюсь увереннее

1

беседа

Работа с ситуациями

Способствовать преодолению учениками неуверенности в себе

18

Когда на меня оказывают давление

1

Работа с картинками

Объяснить детям, что давление –одна из форм влияния на людей. Научить детей противостоять давлению

19

Когда на меня оказывают давление

1

беседа

Научить детей противостоять давлению

20

Ответственное поведение

1

Беседа по теме

Чтение стихов «Азбука безопасности».

Игра «Закончите высказывание». Составление памятки «Правила поведения с незнакомыми людьми».

Формировать  нравственные качества

21-23

Как отучить себя от вредных привычек

3

Беседа по теме «Вредные привычки». Работа со стихотворением Г. Остера «Нет приятнее занятья…». Заучивание слов

Игра «Давай поговорим».

Воспитание  потребности в здоровом образе жизни и профилактика вредных привычек.

24-25

Помоги себе сам

2

Анализ ситуации в стихотворении И. Токмаковой «Скоро в школу». Чтение  и анализ стихотворения С. Маршака «Кот и лодыри».

Игра «Закончи предложения».

  • Воспитать чувство ответственности, самодисциплины,
  • способности к самоорганизации,
  • желание делать свою работу качественно.

26-27

Умей организовать свой досуг

2

Беседа по теме Анализ ситуации  в потешных сказках (по мотивам русского фольклора).

Игра «Давай поговорим»

Воспитание  потребности в организации культурного отдыха;

28-29

Как доставить родителям радость

2

Чтение отрывков из стихотворений детских писателей

Анализ ситуации в стихотворении Г. Ширковца «Не пойму я взрослых этих…»

Игра «Давай поговорим».

Игра  «Комплимент».

Воспитывать бережное отношение друг к другу, к членам семьи;- формировать у детей понимание сущности основных социальных      ролей: дочери, сына, мужа, жены.

29

Если кому - нибудь нужна твоя помощь

1

Анализ ситуации в стихотворении Е. Благининой «Наш дедушка»

Анализ ситуации в рассказе Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек».

Игра «Выбери правильный ответ».

30

Культура здорового образа жизни

Беседа по теме

Воспитание  потребности в здоровом образе жизни и профилактика вредных привычек.

31-32

Путешествие в страну здоровья

2

Игра- путешествие «В страну здоровья».

33

Курение

2

Беседа по теме

Опыт Модель курения

Показать вредное влияние табачного дыма на организм ребенка

34

Огонек здоровья

1

Беседа по теме Театральная постановка «Доктор Айболит». Викторина «Будь здоров!»

Воспитание  потребности в здоровом образе жизни и профилактика вредных привычек.

34 часа

итого

Литература

1.      Беспалова, Е.В. Факторы, негативно влияющие на здоровье ребенка/ Е.В.Беспалова// Справочник классного руководителя. – 2008. - №3. – С.22-29.

2.      Белова И.В., Миненко П.П., Нестеренко О.Б. Школа здоровья и толерантности.- Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2005.

3.      Выбор за тобой: модульный курс для подростков 14-17 лет// Здоровье детей: прил. к газете «Первое сентября». – 2009. - №1. – С.26-30;  №2. – С.24-30.

4.      Войдыло-Осятынска Эва. Выздороветь от зависимости.-Варшава: Облмашинформ, 2006.

5.      Громова, Ю.О. Вся правда о курении: классный час/ Ю.О.Громова, И.Б.Сухарева// Классный руководитель. – 2007. - №5. – С.58-63.

6.      Дискуссионная трибуна/[авт.-сост. В.Н. Пунчик, А.Р.Борисевич]. - Мн.: Красико-Принт, 2009. - 128с. - (Деятельность классного руководителя).

7.      Здоровый я – здоровая страна/ [сост. Л.Н.Воронецкая, Е.А.Попок]. – Мн.: Красико-Принт, 2008. – 128с. – (Деятельность классного руководителя).

8.      Иваницкая, Е. Алкоголь, курение, наркотики: как выстроить систему эффективной профилактики/ Е. Иваницкая, Т.Щербакова. – М.: Чистые пруды, 2008. – 32с. – (Библиотечка «Первого сентября»).

9.      Калягин, А.Н. Школа по преодолению табачной зависимости/ А.Н.Калягин, Е.А.Швецова// ОБЖ. – 2009. - №4. – С.54-60.

10.  Максимова, Е.К. Формирование здорового образа жизни/ Е.К.Максимова// Справочник классного руководителя. – 2007. - №8. – С.19-24.

11.  Методические рекомендации для проведения занятий с подростками и молодежью по профилактике поведенческих болезней/[В.М. Аюпова, М.Г. Вострикова, Е.Г.Гориславец и др.; под ред. И.О. Таенковой]. - Хабаровск: Краевой молодежный социальный медико-педагогический центр, 2007.- 60с.

12.  Миненко П.П. Обеспечение безопасности жизнедеятельности.- Хабаровск, 2004. – 129 с.

13.  Миненко П.П., Швецова  В.Н. Валеология и образование. Хабаровск, 1997.- 155

14.  Миненко П.П.,Швецова  В.Н. Пути и методы профилактики детской и подростковой профилактики. Хабаровск. – Хабаровск, 2006.

15.  Науменко, Ю.В. Моделирование здоровьеформирующего образования/ Ю.В.Науменко// Вопросы образования. – 2007. - №2. – С.140-160.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования профилактики вредных привычек "Здоровье - моё богатство".

Формирование  у воспитанников детского дома потребности к сохранению и укреплению своего здоровья, обучение умению противостоять разрушительным для здоровья формам поведения - одна из актуально -...

урок по ОБЖ в 10-м классе "Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек"

Данный урок занимает важное место в курсе «Основы здорового образа жизни». Это комбинированный урок  с использованием информационно-коммуникационных  технологий  по теме «Вредные привыч...

Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.

В презентации описываются такие вредные привычки как курение, употребление алкоголя и наркотических средств и ихвлияние на здоровье человека....

Урок ОБЖ в 10 классе: Вредные привычки, и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.

Методическая разработка урока ОБЖ в 10 классе. Тема : "Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек." На различных этапах урока испоьзовались современные педагогические техн...

Программа Профилактика безнадзорности, правонарушений, вредных привычек, среди несовершеннолетних и формирование здорового образа жизни, средствами физкультуры и спорта.

Нет! Не рождаются трудные дети!Просто им вовремя не помогли.   (С. Давидович) Одно их важных мест в системе профилактики безнадзорности, правонарушений, педагогической и социально...

Программа внеурочной деятельности :"Жизнь без вредных привычек"

raquo;. Концептуальной основой программы являются положения о методах активного формирования здоровья и о воспитании у детей и подростков потребности в здоровом образе жизни. Программа внеурочной дея...