Познавательная программа "Математика и здоровье"
методическая разработка (8 класс) по теме

Жукова Татьяна Борисовна

Цель программы: приучать учащихся ценить, уважать и беречь свое здоровье путем правильного образа жизнедеятельности, заинтересовать их вопросами устройства человека посредством решения математических задач о здоровье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika_i_zdorove.doc185.5 КБ
Office presentation icon matematika_i_zdorove.ppt348.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий познавательной программы

«Математика и здоровье»

  Цель вечера: приучать учащихся ценить, уважать и беречь свое здоровье путем правильного образа жизнедеятельности, заинтересовать их вопросами устройства человека посредством решения математических задач о здоровье.

    Ход программы:

  Ведущая. Еще в древности одним из важнейших достоинств человека считали владения математическими знаниями. А сейчас особенно математика проникла во все отрасли знаний и необходима в любой профессии, какую бы вы не выбрали для себя.

     Причем здесь здоровье? – спросите вы. Притом, что сегодня мы проводим познавательную программу «Математика и здоровье», чтобы еще раз напомнить – необходимо ценить, уважать и беречь свое здоровье путем правильного образа жизнедеятельности.

     Класс разделился на три группы, которые будут сегодня соревноваться между собой. Оценивать ваши знания будут наши гости мероприятия:__________________,

     

    Человеческое тело можно сравнить с огромным зданием, состоящим из миллиардов «кирпичиков» - клеток. Клетки образуют ткани. Ткани объединяются в органы. Слаженная работа всех органов – счастье для человека.

    Здоровье человека, тоже складывается из многих  «кирпичиков».

 Какие составляющие здоровья человека вы знаете?  (Отвечают дети)

Наименование конкурсов – это составляющие ЗОЖ школьника:

  1. Режим дня
  2. Правильное питание
  3. Отсутствие  вредных привычек

     4.  Движение, активный образ жизни

     5.  Развитые память, внимание.       Вывешиваются названия конкурсов на доску

 1.Соблюдай режим дня

   

Ведущая. Режим дня - это распределение времени на все виды суточной деятельности и отдыха с учетом возраста, состояния здоровья и
особенностей личности.

Для составления правильного режима дня каждого школьника можно руководствоваться примерными схемами режима дня. Эти схемы следует брать за основу в каждом конкретном случае, допуская известные вариации в зависимости от имеющихся условий.

УЧЕНИК (справка)

Нормативы основных видов деятельности школьников в сутки:

- сон – 9,5 часов;

- прогулка – 2,5 часа;

- просмотр телевизора, использование компьютера  - до 2 часов (с перерывами);

- выполнение уроков - до 3 часов;

- внеурочные и внешкольные занятия – 1-3 часов.  Семёновых Т.  

  • Первый конкурс состоит в следующем. Каждой команде надо составит примерную таблицу режима дня школьника, совместить время суток и режимный момент. Правильность восстановления таблицы оценивается

     в 12 баллов + 5 баллов за быстроту

    (один неправильно совмещённый игровой момент – 1 балл).

Режимные моменты

Возраст учеников –

                            13-14 лет (8 класс)

Подъём

7.00

Гимнастика

7.00-7.10

Утренний туалет

7.10-7.25

Завтрак

7.25-7.40

Учебные занятия в школе

7.40- 14.30

Обед

14.30-15.00

Отдых, занятия по интересам

15.00 – 16.00

Приготовление уроков

16.00-18.30

Прогулка на воздухе

18.30-19.30

Ужин

19.30-20.00

Отдых, занятия по интересам

20.00-21.15

Вечерний туалет

21.15-21.30

Сон

21.30-7.00

     Обсуждение правильного результата.

2.Правильно питайся.

 

       Ведущая. Один из крупнейших ученых средневекового Востока писал:                    

                        Бесцельны долгий отдых и покой:

                        В излишествах нет пользы никакой,

                        Коль человек недвижим, вредный сок

                        Заполнит тело, и еда не впрок.

    Пища – топливо, без которого организм не может функционировать. Но питание должно быть рациональным, включать в себя все необходимые пищевые вещества и выполнять требования режима.

      

   

  УЧЕНИК (справка)

  Например, восьмиклассник должен ежедневно получать около 2500кК. Если в организм поступает больше, то организм складывает излишки в виде жира. «Умеренность – союзник природы и страж здоровья. Поэтому, когда вы пьете, когда вы едите и двигаетесь – соблюдайте умеренность» -

                                                              Абу-Ль-Фараджа, сирийский ученый и писатель.

Пища должна быть разнообразной, и, конечно, нужно учитывать возраст, национальные традиции и место проживания. В целом эти рекомендации сводятся к следующей пирамиде.

В ее основании - хлеб, зерновые и макаронные изделия.

Вторая ступень пирамиды - это фрукты и овощи.

В следующей ступени пирамиды - мясо, рыба, яйца, орехи, птица и молочные продукты.

На вершине пирамиды здорового питания - масло, жиры , соль, сахар и сладости.

А теперь, ребята, предлагаю распределить в процентном соотношении четыре ступени пирамиды. Вся пирамида – 100%. Запишите сколько процентов вы бы дали каждой ступени?

И второе задание — запишите примерное (правильное меню) школьника.

Я даю вам пять минут, а затем жюри оценит вашу работу.

3.Бойся вредных привычек.

Ведущая. Нежный организм подростка особенно нуждается в правильном сбалансированном питании, а так же в избегании вредных привычек, поскольку он интенсивно растет, развивается, продолжают формироваться все системы организма. Ребята, а что бы вы назвали вредными привычками для себя?

 УЧЕНИК(справка).  

Доказано, что 75% тех, кто начал курить, становятся зависимыми от курения людьми. 90%  рака легких наблюдается у курильщиков, до 95% заболевших раком умирают в течение 5 лет. Каждая выкуренная сигарета уносит 6 мин жизни.

Никотин – это смертельный яд. Последствия курения для организма человека проявляются в качестве поражения различных органов.

3 конкурс. На экран выводятся две математические задачи. На их решение командой отводится  3 минуты. За каждый правильный ответ команда получает 5 баллов.

  • В России ежегодно умирает 500 000 мужчин среднего возраста. 42% из них умирают из-за болезней, связанных с курением. Сколько человек могли бы продолжать жить, если бы своевременно бросили курить?

(210 000 человек)

  • Неразумный молодой человек выкуривает в день пачку сигарет по цене 24,8 р. Какой процент своего месячного заработка он тратит на сигареты, если он зарабатывает 3500 рублей в месяц?

            (21%)   

4. Движение – жизнь.

 

    Ведущая. Отсутствие двигательной активности или ее ограничение отрицательно влияют на организм. Физиолог Сеченов доказал, что утомление быстрее снимается не полным покоем, а активным отдыхом.

Учащиеся выполняют  ФИЗКУЛЬТМИНУТКУ

 

Отдохнём от сидячей работы и заодно повторим признаки делимости, нужные при работе с действительными числами. Кто их озвучит?

Если:

число делится на 3 -  руки вверх,

                         на 2 – руки разводят в стороны,

                         на 5 – приседают.

Ведущий показывает число на экране. Участники группы обсуждают действие и выполняют его одновременно. Если движение выполнено правильно команда зарабатывает  1 балл.

ЧИСЛА:  123, 312, 155,   134,  275, 265,   306, 146, 115.

5. Память необходимо тренировать.

 

       Ведущая. Одна из основных функций человеческого мозга – обучение. Чтобы обучиться чему – нибудь, надо для начала запомнить какую – то информацию. Для успешного пользования своей памятью, необходимо информацию усвоить, сохранить и при необходимости воспроизвести. Обычный человек может удержать в кратковременной памяти от 5 до 9 единиц запоминаемого материала, тренированный же до 20 единиц произвольно полученной информации. При этом способности произвольной памяти просто огромны.

   

     УЧЕНИК (справка).

В Японии происходят соревнования среди тех, кто смог выучить наибольшее количество знаков числа «пи». Житель Японии в 1987 году назвал по памяти 40 000 знаков числа «пи», на это у него ушло 17 ч 21 мин.

  1. Расскажу я вам рассказ

В полтора десятка фраз.

Лишь скажу я слово «три»-

Посчитай немедленно его!

Однажды щуку мы поймали

Распотрошили, а внутри

Рыбешек мелких увидали

И не одну, а целых три.

Мечтает мальчик закаленный

Стать олимпийским чемпионом.

Смотри, на старте не хитри,

А жди команду: «Раз, два, три

Когда стихи запомнить хочешь,

Их не зубри до поздней ночи,

А про себя, их повтори

Разок, другой, а лучше три!  (6 раз)

5 конкурс. На экране вы увидите таблицу, ячейки которой закрашены в три цвета.

                   Запоминайте! У 1 команды – синий цвет, у 2 команды жёлтый цвет,

                   у  3    команды – красный цвет. Если команда называет правильно свою

                   ячейку – 2 балла, отвечает правильно на вопрос  - 2 балла. Если команда

                   называет неправильно свою ячейку - не зарабатывает ни одного балла.

       

           (Номера ячеек записывать нельзя)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

1. Какой угол называют развернутым? (180).

2. Фигура, которая состоит из трёх точек и трёх отрезков, их соединяющих (треугольник).

3. Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противолежащей стороны. ( Медиана)

4. Утверждение, требующее доказательства. (Теорема)

5. График квадратичной функции. (Парабола)

6. Угол, смежный с углом треугольника при данной вершине.( Внешний угол)

7. Прямоугольник, у которого все стороны равны.( Квадрат)

8. Утверждение, не вызывающее сомнений.(Аксиома)

9. Сумма длин всех его сторон.(Периметр)

10. Прибор для измерения и построения углов (транспортир).

11. Часть прямой, ограниченная с одной стороны. (Луч)

12. Часть прямой, которая ограничивается двумя точками (отрезок).

13. Многоугольник, в котором имеется четыре вершины (четырехугольник).

14. Школьная крыса (биссектриса).

15. . Сторона прямоугольного треугольника, лежащая против прямого угла (гипотенуза).

Подведение итогов

     Ведущая. Пока жюри подводит итог по баллам мне бы хотелось сказать:

   Мы знаем, время растяжимо,

   Оно зависит от того,

    Какого рода содержимым

    Вы наполняете его.

Чтобы жизнь была полной, насыщенной, интересной не лежи на диване и не просиживай у компьютера, телевизора. Есть много интересного вокруг нас. Найди увлечение по душе.Свободное от учебы время наполняйте творчески.

Танцуйте! Развивайте художественные способности, занимайтесь спортом.

Чем богаче ваш внутренний мир и разносторонней занятия, тем наглядней     для вас будет бессмысленность курения, пьянства и прочих вредных привычек и негативных факторов.

ПОДВЕДЕНИЕ  ИТОГОВ  ЖЮРИ

     Ведущий. Берегите себя, свое здоровье и тогда математические задачи будут решаться быстрей и легче. Желаем радости открытий в необозримом море с именем «Математика»! Спасибо за участие!

ТАБЛИЦА  ДЛЯ  ЖЮРИ.

Режим дня

Правильное питание

Отсутствие привычек

Движение

Память, внимание

1 команда

2 команда

3 команда

                                                                                                           

             

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

УЧЕНИК (справка)

Нормативы основных видов деятельности школьников в сутки:

- сон – 9,5 часов;

- прогулка – 2,5 часа;

- просмотр телевизора, использование компьютера  - до 2 часов (с перерывами);

- выполнение уроков - до 3 часов;

- внеурочные и внешкольные занятия – 1-3 часов.   

 

 УЧЕНИК (справка)

  Например, восьмиклассник должен ежедневно получать около 2500кК. Если в организм поступает больше, то организм складывает излишки в виде жира. «Умеренность – союзник природы и страж здоровья. Поэтому, когда вы пьете, когда вы едите и двигаетесь – соблюдайте умеренность» -

                                                              Абу-Ль-Фараджа, сирийский ученый и писатель.

УЧЕНИК(справка).  

Доказано, что 75% тех, кто начал курить, становятся зависимыми от курения людьми. 90%  рака легких наблюдается у курильщиков, до 95% заболевших раком умирают в течение 5 лет. Каждая выкуренная сигарета уносит 6 мин жизни.

Никотин – это смертельный яд. Последствия курения для организма человека проявляются в качестве поражения различных органов.

   

 УЧЕНИК (справка).

В Японии происходят соревнования среди тех, кто смог выучить наибольшее количество знаков числа «пи». Житель Японии в 1987 году назвал по памяти 40 000 знаков числа «пи», на это у него ушло 17 ч 21 мин.

П А М Я Т К А

 

  • По правильному питанию:

В питании всё должно быть в меру;

Пища должна быть разнообразной;

Еда должна быть тёплой;

Тщательно пережёвывать пищу;

Есть овощи и фрукты;

Есть 3—4 раза в день;

Не есть перед сном;

Не есть копчёного, жареного и острого;

Не есть всухомятку;

Меньше есть сладостей;

Не перекусывать чипсами, сухариками и т. п.

  • Физкультминутка

1 упражнение. Для снятия утомления с туловища

Стойка ноги врозь, руки за голову. Круговые движения (3) в одну сторону, затем в другую. Руки вниз потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

2 упражнение. Для снятия утомления с плечевого пояса и рук

Сидя, руки вверх. Сжать кисти в кулак, разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслаблено опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

3 и 4 упражнения. Гимнастика для глаз

Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону (2 мин.).

Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек. Затем открыть глаза на 3-5 сек. Повторить 6 раз.

ПРАВИЛЬНЫЙ  ОТВЕТ   1 конкурс

Режимные моменты

Возраст учеников –

                            13-14 лет (8 класс)

Подъём

7.00

Гимнастика

7.00-7.10

Утренний туалет

7.10-7.25

Завтрак

7.25-7.40

Учебные занятия в школе

7.40- 14.30

Обед

14.30-15.00

Отдых, занятия по интересам

15.00 – 16.00

Приготовление уроков

16.00-18.30

Прогулка на воздухе

18.30-19.30

Ужин

19.30-20.00

Отдых, занятия по интересам

20.00-21.15

Вечерний туалет

21.15-21.30

Сон

21.30-7.00

2 конкурс  - на усмотрение жюри

3 конкурс: 1 задача  - 210000

                     2 задача — 21%

4 конкурс: правильно , неправильно говорит ведущий

5 конкурс: открыли ячейку правильно — 2 балла

                    ответили правильно на вопрос — 2 балла

                    открыли ячейку неправильно — 0 баллов


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Познавательная программа «Математика и здоровье»

Слайд 2

1 конкурс Режим дня Нормативы основных видов деятельности школьников в сутки: - сон – 9,5 часов; - прогулка – 2,5 часа; просмотр телевизора, использование компьютера - до 2 часов (с перерывами); - выполнение уроков - до 3 часов; - внеурочные и внешкольные занятия – 1-3 часов

Слайд 3

Режим дня Режимные моменты Возраст учеников – 13-14 лет (8 класс) Подъём 7.00 Гимнастика 7.00-7.10 Утренний туалет 7.10-7.25 Завтрак 7.25-7.40 Учебные занятия в школе 7.40- 14.30 Обед 14.30-15.00 Отдых, занятия по интересам 15.00 – 16.00 Приготовление уроков 16.00-18.30 Прогулка на воздухе 18.30-19.30 Ужин 19.30-20.00 Отдых, занятия по интересам 20.00-21.15 Вечерний туалет 21.15-21.30 Сон 21.30-7.00

Слайд 4

2 конкурс Правильно питайся Бесцельны долгий отдых и покой: В излишествах нет пользы никакой, Коль человек недвижим, вредный сок Заполнит тело, и еда не впрок .

Слайд 5

В ее основании - хлеб, зерновые и макаронные изделия. Вторая ступень пирамиды - это фрукты и овощи. В следующей ступени пирамиды - мясо, рыба, яйца, орехи, птица и молочные продукты. На вершине пирамиды здорового питания - масло, жиры , соль, сахар и сладости.

Слайд 6

3 конкурс Бойся вредных привычек Задачи: В России ежегодно умирает 500 000 мужчин среднего возраста. 42% из них умирают из-за болезней, связанных с курением. Сколько человек могли бы продолжать жить, если бы своевременно бросили курить? Неразумный молодой человек выкуривает в день пачку сигарет по цене 24,8 р. Какой процент своего месячного заработка он тратит на сигареты, если он зарабатывает 3500 рублей в месяц?

Слайд 7

4 конкурс Движение - жизнь 1 упражнение. Для снятия утомления с туловища Стойка ноги врозь, руки за голову. Круговые движения (3) в одну сторону, затем в другую. Руки вниз потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний. 2 упражнение. Для снятия утомления с плечевого пояса и рук Сидя, руки вверх. Сжать кисти в кулак, разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслаблено опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний. 3 и 4 упражнения. Гимнастика для глаз Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону (2 мин.). Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек. Затем открыть глаза на 3-5 сек. Повторить 6 раз.

Слайд 8

1 2 3

Слайд 9

3 1 2

Слайд 10

1 5 5

Слайд 11

1 3 4

Слайд 12

2 7 5

Слайд 13

2 6 5

Слайд 14

3 0 6

Слайд 15

1 4 6

Слайд 16

1 1 5

Слайд 17

5 конкурс Память необходимо тренировать

Слайд 18

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательная программа «Курить – здоровью вредить!»

Цель: развитие у воспитанников ценностного отношения к своему здоровью на основе знакомства с вредными воздействиями курения на организм.                 ...

занятие познавательного цикла "Курить - здоровью вредить"

Формирование осознанного негативного отношения к курению. Воспитание у учащихся ответственности за своё здоровье. Коррекция мышления на основе аналитико -синтетической деятельности...

Сценарий познавательного мероприятия «ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»

Мероприятие подготовлено с целью: дать представление о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день; научить детей выбирать самые полезные продукты; сформировать у школьников...

Сценарий спортивно-познавательного развлечения «Дорожка здоровья»

Сценарий  спортивно-познавательного развлечения«Дорожка  здоровья» для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ...

Сценарий познавательной программы "Береги здоровье смолоду"

Познавательная игровая программа с целью приобщения детей к занятиям физкультурой и спортом, расширения знаний о здоровом образе жизни....

Игровой познавательный конкурс "В здоровом теле - здоровый дух"

Мероприятие  направлено на приобщение несовершеннолетних к здоровому образу жизни о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни, с целью расширить знания о рациональном режиме дня,...