Программа формирования культуры здорового образа жизни
рабочая программа по теме

Кабицкая Вера Александровна

содержание программы дает возможность спланировать свою воспитательную работу по направлению ЗОЖ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_zozh.docx30.63 КБ

Предварительный просмотр:

Программа формирования культуры здорового образа жизни

Разработчик:

Кабицкая Вера Александровна,

 воспитатель КУ СОШ ЗТ г. Сургута

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни разработана в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.

Стратегии воспитания культуры здоровья в младшем школьном возрасте:

  • учёт психологических и психофизиологических характеристик возраста;
  • осознание ценности здоровья и здорового образа жизни;
  • обеспечение рациональной организации учебного процесса;
  • организация эффективной физкультурно-оздоровительной работы;
  • организация рационального питания.

Задачи программы:

  1. Создать условия для обеспечения формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
  2. Сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье.
  3. Научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье.
  4. Сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах.
  5. Дать представление о негативных факторах риска здоровью детей, о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье.

Принципы:

  • научности и обоснованности,
  • последовательности,
  • возрастной и социокультурной адекватности,
  • информационной безопасности и практической целесообразности.

Структура формирования культуры здорового и безопасного образа жизни:

  1. Здоровьеберегающая инфраструктура.
  2. Рациональная организация урочной и внеурочной деятельности учащихся.
  3. Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы.
  4. Реализация дополнительных образовательных программ.
  5. Просветительская работа с родителями (законными представителями).

Содержание программы

1-й блок. Здоровьеберегающая инфраструктура
Задача: 
создание условий для реализации программы.
Эффективность реализации этого блока зависит
 от деятельности администрации образовательного учреждения.

 

Состав сотрудников здоровьесберегающей инфраструктуры

Деятельность

Планируемый результат

1.

Директор школы

Осуществляет контроль реализации этого блока.

Создание условий: кадровое, материально-техническое, финансовое обеспечение.

2.

Заместитель директора по административно - хозяйственной части

Осуществляет контроль за санитарно гигиеническим состоянием всех помещений ОУ; организует соблюдение требований пожарной безопасности;

Обеспечение соответствия состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.

3.

Заместитель директора по начальной школе

Разрабатывает построение учебного процесса в соответствии с гигиеническими нормами. Контролирует реализацию ФГОС и учебных программ с учетом индивидуализации обучения.

Проведение учебно-воспитательного процесса в соответствии с состоянием здоровья и физическими возможностями обучающихся и учителей, организующих процесс обучения обучающихся.

4.

 Заместитель директора по ВР

Организует воспитательную работу, направленную на формирование у обучающихся ЗОЖ, на развитие мотивации ЗОЖ.

Приоритетное отношение к своему здоровью: наличие мотивации к совершенствованию физических качеств; здоровая целостная личность. Наличие у обучающихся потребности ЗОЖ.

5.

Заместитель директора по МР

Изучает передовой опыт в области здоровьесбережения. Оказывает помощь педагогическим работникам в освоении и разработке инновационных программ и технологий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся..

Повышение валеологической грамотности учителей; наличие готовности у педагогов к валеологической работе с учениками и родителями.

6.

Классный руководитель, учитель физкультуры

Осуществляет просветительскую и профилактическую работу с учащимися, направленную на сохранение и укрепление здоровья; проводит диагностическую работу по результативности и коррекции валеологической работы.

Формирование у обучающихся потребности ЗОЖ; формирование здоровой целостной личности.

7.

Ответственный за организацию питания (заведующий столовой, социальный педагог)

Организует просветительскую работу по пропаганде основ рационального питания, входит в состав бракеражной комиссии, осуществляет мониторинг количества учащихся, питающихся в столовой.

Обеспечение качественного горячего питания обучающихся, в том числе горячих завтраков, формирование представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах.

8.

Медицинский работник

Обеспечивает проведение медицинских осмотров.
Организует санитарно-гигиенический и противоэпидемический режимы.

Формирование представления об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
формирование потребности ребёнка безбоязненного обращения к врачу по любым вопросам состояния здоровья.

9.

Председатель школьного ПМПк

Организует комплексное изучение личности ребенка.
Обеспечивает выработку коллективных рекомендаций для учителей, родителей по дальнейшей тактике работы с данными детьми

Обеспечение условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, испытывающими трудности в обучении, отклонениями в поведении.

10.

Педагог-психолог

Способствует формированию благоприятного психологического климата в коллективе:
· занимается профилактикой детской дезадаптации,
· пропагандирует здоровые отношения в семье,

Создание благоприятного психо-эмоционального фона:
развитие адаптационных возможностей; совершенствование коммуникативных навыков, качеств толерантной личности, развитие самопознания; формирование психологической культуры личности

11.

Учитель-логопед

Осуществляет коррекцию речевых нарушений у детей.
Способствует социальной адаптации детей-логопатов.

Снижение речевых нарушений; социальная адаптация детей-логопатов.

12.

Родители – члены управляющего совета

Контролируют соблюдение требований СанПиН.
Участвуют в обсуждении совместной деятельности педагогического коллектива, обучающихся, родителей по здоровьесбережению.

Обеспечение результативности совместной работы семьи и школы.

2-й блок. Рациональная организация урочной и внеурочной деятельности учащихся.
Задача:
 повышение эффективности учебного процесса, снижение чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.
Планируемый результат:
· соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) обучающихся; использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся;
· строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;
Эффективность реализации этого блока зависит от деятельности каждого педагога.

Направления деятельности

Учебная и внеучебная деятельность

1. Организация режима школьной жизни

Снятие физических нагрузок через следующие мероприятия:
· Оптимальный годовой календарный учебный график, позволяющий равномерно чередовать учебную деятельность и отдых:

Максимально допустимая нагрузка.
· Ежедневная динамическая пауза на свежем воздухе после  уроков.
· Рациональный объем домашних заданий

- Самоподготовка на последнем уроке.

2.
Создание предметно-пространственной среды

1. Отдельный блок для классов VIII вида .
2. Обеспечение учащихся удобным рабочим местом за партой в соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения. Для детей с нарушениями слуха и зрения парты, независимо от их роста, ставятся первыми, причем для детей с пониженной остротой зрения они размещаются в первом ряду от окна.
3. Искусству воспитанников хранятся в школе.
4. «Кабинет психологической разгрузки» - комната для снятия физического и эмоционального напряжения.

3. Организация учебно-познавательной деятельности

1. Использование в учебном процессе здоровьесберегающих технологий,
технологии личностно - ориентированного обучения.

2. Корректировка учебных планов и программ.
3. Оптимальное использование содержания валеологического образовательного компонента в предметах, имеющих профилактическую направленность (физическая культура, окружающий мир, валеология)
4. Безотметочное обучение в 1-х классах.
5. Применение ИКТ с учетом требований СанПиН.

3-й блок. Организация физкультурно-оздоровительной работы
Задача:
 обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности учащихся 1-4 классов.
Планируемый результат:
· эффективная работа с учащимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, во внеурочное время);
· рациональная организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;

Организация оздоровительно-профилактической работы

1. Медико-педагогическая диагностика состояния здоровья:
· медицинский осмотр детей врачами-специалистами;
· медицинский осмотр детей и профилактическая работа врача-стоматолога МУЗ ГБ;
2. Профилактическая работа по предупреждению заболеваний:
· проведение плановых прививок медработником школы (в т.ч. вакцинация против гриппа);
· витаминизация;
· профилактика простудных заболеваний (применение чеснока, оксалиновой мази и т.д.);
3. Максимальное обеспечение двигательной активности детей:
· ежедневная физзарядка до занятий;
· согласно требованиям СанПиН 2.4.2.11784)2 п. 2,9.4., в середине учебного дня (после двух уроков) для первоклассников проводится динамическая пауза на свежем воздухе продолжительностью 40 минут;
4.Организация рационального питания предусматривает:
· осуществление контроля классным руководителем за организацией горячего питания учащихся класса;
· работа бракеражной комиссии в следующем составе: медицинский работник школы, социальный педагог, учитель, ответственный за организацию питания;
· выполнение требований СанПиН к организации питания в общеобразовательных учреждениях;
5. Работа психолого-педагогической и медико-социальной службы для своевременной профилактики нарушений психологического и физиологического состояний детей и педагогов: занятия с учащимися с целью снятия физической нагрузки в «Кабинете психологической разгрузки»; 
6. Работа логопедической службы
 по рабочим программам для групповых и индивидуальных занятий: «Коррекционно-развивающее обучение учащихся с нарушениями чтения и письма».

4-й блок. Реализация дополнительных образовательных программ
Задача:
 внедрить программы дополнительного образования по формированию ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс.
Планируемый результат: личностный рост учащихся, наиболее полное раскрытие и развитие индивидуальных способностей при обеспечении сохранности здоровья.
Реализация этого блока зависит от администрации образовательного учреждения, учителей начальных классов, педагогов - психологов.

Внедрение программ и проведение мероприятий, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни

1. Вводный курс для новых воспитанников «Первые дни в школе».
2. Работа школьного психолога по программе «Экспресс-диагностика уровня воспитанности»

3. Реализация во внеурочной деятельности программы «Юный эколог»

4. Реализация во внеурочной деятельности программ «Ритмика», «Фольклор», «Театральная мастерская», «Проектная деятельность», «Изобразительное искусство», «Декоративно-прикладное искусство», способствующих формированию стремления к здоровому образу жизни как напрямую, так и косвенно.
5. Проведение мероприятий по технике безопасности и правилам дорожного движения.

5-й блок. Просветительская работа с родителями (законными представителями)
Задачи: организовать педагогическое просвещение родителей.
Планируемый результат:
· формирование общественного мнения родителей, ориентированного на здоровый образ жизни;
· создание в семье благоприятной воспитывающей среды, способствующей улучшению межличностных отношений, повышению ответственности семьи за здоровье, физическое, эмоциональное, умственное и нравственное развитие школьников.
Реализация этого блока зависит от совместной деятельности администрации образовательного учреждения, учителей начальных классов, педагога - психолога, социального педагога, школьного библиотекаря, родителей.

1. Родительский всеобуч: просвещение через обеспечение литературой, размещение информации на сайте школы, сменных стендах «Уголок для родителей»

1. Обсуждение с родителями вопросов здоровьесбережения в семье и образовательном учреждении.
2. Просвещение родителей через размещение информации на сайте школы.
3. Реализация цикла бесед для родителей:
4. Размещение информации на сменном стенде «Лучше быть здоровым!», «Береги здоровье смолоду”.
5. Реализация программы «Семья и школа».
6. Ежегодное представление публичного доклада директора школы на родительских собраниях, размещение публичного доклада на сайте УО.

2. Просвещение через совместную работу педагогов и родителей

Проведение совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по организации спортивных соревнований: «Веселые старты», « Осенний кросс», спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья», дней «Здоровья», занятий по профилактике вредных привычек в рамках месячника «Мой выбор».

6. блок. Управление реализацией программы формирования здорового и безопасного образа жизни.
Задача: 
контроль реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, повышение качества учебно-воспитательного процесса, взаимодействия с родителями, педагогами.
Планируемый результат: выявление и корректировка имеющихся отклонений в реализации программыформирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
Реализация этого блока зависит от администрации и педагогов образовательного учреждения.

1. Изучение и контроль реализациии программы в учебно-воспитательном процессе

1.Утверждение рабочих программ урочной и внеурочной деятельности.
2. Создание материально-технической базы для реализации программы.
3. Контроль эффективности использования спортивной площадки, кабинета психологической разгрузки, актового и спортивного залов.
4. Контроль проведения ежедневной утренней гимнастики.
5. Контроль соблюдения санитарно- гигиенических норм в обеспечении образовательного процесса.
5. Проверка соответствия нормам и утверждение расписания школьных занятий.
6. Контроль качества горячего питания учащихся.
7. Контроль повышения квалификации специалистов.

2. Изучение и контроль взаимодействия с родителями

1. Информирование родителей о направлениях работы в рамках программы.
2. Знакомство с нормативно-правовой базой.
3. Организация тематических родительских собраний с привлечением специалистов МУЗ ГБ, ГИБДД, реабилитационного центра «Елена».

3. Управление повышением профессионального мастерства

1, Заседание методического совета о согласовании программы.
2. Теоретический семинар «Реорганизация учебно-воспитательного процесса при проведении урока с позиций здоровьесбережения».
3. Семинар-практикум «Внедрение в рамках введения ФГОС новых технологий и активных форм обучения как средства повышения качества ЗУН обучающихся».
4. Педагогический консилиум «Проблемы школьной дезадаптации».
5. Педагогический совет «Психологическая атмосфера на уроке».

Диагностика эффективности реализации программы


Критерии

Показатели

1. Сформированность физического потенциала

1. Сравнение показателей состояния здоровья обучающихся по итогам углубленного медицинского осмотра.
2. Развитость физических качеств (уровень обученности по физической культуре).

2. Сформированность нравственного потенциала личности выпускника начальной школы.

1. Осознание значимости ЗОЖ в сохранении здоровья (по итогам анкетирования).

3.Удовлетворенность обучающихся школьной
жизнью

1. Уровень удовлетворенности учащихся школьной жизнью (по методике А.А. Андреева).
2. Уровни эмоционально-психологического климата в классных

4. Осмысление учащимися содержания проведенных мероприятий по здоровьесбережению

1. Уровень осмысления учащимися содержания проведенных мероприятий (на основе анкетирования).

Поделиться…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация системной деятельности в области охраны и укрепления здоровья, формирования культуры здорового образа жизни для обеспечения успешной социализации обучающихся

В статье отражена система работы педагогического коллектива во главе с директором по созданию здоровьесберегающей среды образования с использованием передовых образовательных технологий...

Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры через обучение играм

Игра-это источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой....

Сбережение здоровья и формирование культуры здорового образа жизни

Проект молодых педагогов " Шагни за горизонт" в номинации " Краевидение" по теме " Cбережение здоровья и формирование культуры здорового образа жизни". Проект раскрывает формы и методы применения здор...

Доклад на Методическом Объединении школы. Тема: «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»

Данный доклад включает в себя методику проведения оздоровительных упражнений для формирования здоровьесберегающей среды на уроках физической культуры....

ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Тема: «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»

       Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:Воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимание ценности и важно...