Внеклассное мероприятие "Войди в лес другом".
методическая разработка по теме

Горелкина Наталья Александровна

Устный журнал « Войди в лес другом»

( журнал проводится с учащимися 6-7кл в рамках Декады биологии)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voydi_v_les_drugom.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Устный журнал « Войди в лес другом»

( журнал проводится с учащимися 6-7кл в рамках Декады биологии)

                                                 Мы рубим лес, устраиваем свалки.

                                Но кто ж под защиту всё возьмёт?                                                                                                                                   Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.

Подумайте, а что нас дальше ждёт?

Цели: 1. Восстановить любовь к родной природе, лесу. 2. Создать условия для формирования экологических знаний учащихся. 3. Способствовать развитию познавательных интересов детей.

Подготовка: 1.Подбираются репродукции картин Шишкина, Левитана и др. (с изображ. леса). 2. Плакаты с высказываниями:1) «Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади!»;2) «Лес – прекрасное выражение силы природы и самый яркий образчик её совершенства» К. Паустовский;3) «Леса учат человека понимать прекрасное» А.П. Чехов. 3. Записи голосов лесных птиц.

(Ведущие журнала(1В,2В,3В) – заранее подготовленные ученики.)

Страница первая. «Лес – наше богатство»

   Русский лес! Нет ничего краше и привлекательнее нашего леса! Леса – это величайшее творение природы, краса и гордость нашей планеты. «Леса учат понимать человека прекрасное» – эти замечательные слова принадлежат Антону Павловичу Чехову. И действительно, именно в лесах с необычайной силой и выразительностью представлены могущество и величественная красота природы. Ни один пейзаж так не богат красками. Лес – один из основных географических типов растительности. Он состоит из деревьев одного или нескольких видов. Они образуют верхний ярус. Его составляют ель, сосна, осина, берёза, липа, ясень и другие деревья. Средний ярус образуют кустарники – лещина, бересклет бородавчатый, крушина, бузина… Нижний, травянистый ярус состоит из ландыша, медуницы, звездчатки, фиалки, папоротника, других растений.

 2ВБогат и разнообразен животный мир леса. Здесь можно встретить кабанов, лисиц, куниц, белок, ласок. Живёт в лесу и крупнейшее копытное нашей страны – лось. Обычны в нашем лесу заяц беляк, барсук, крот, ёж, а также мышевидные грызуны. Много птиц. Из хищных в лесу живут филин, сова, коршун, ястреб, сыч мохноногий.

Здесь можно встретить ядовитую гадюку, ужа обыкновенного, медянку. Нет числа насекомым. Очень полезны муравьи, жужелицы, наездники.

…Лес не просто  скопление деревьев. Это сложная экологическая система, в которой растения, животные, грибы, микроорганизмы составляют единое целое. Задача людей в том, чтобы не нарушить взаимоотношения между всеми этими компонентами.

Леса уходят.

    Жалко мне леса.

    Уходят ели, сосны и берёзы.

     Рябины гасят пламенные гроздья.

     Осинников смолкают голоса.

     Когда-то жили в тех лесах дубы,

     И ясени, и золотые клёны.

     Куда им деться от такой судьбы?

     Лес вырубают – океан зелёный.

Страница вторая. «Дары леса»

Леса называют лёгкими нашей планеты. В лесу легко дышится. Ведь растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Крона дерева – своеобразный фильтр. Она задерживает пыль, копоть, грязь. Листья выделяют особые летучие вещества, убивающие бактерии. Доказано, что зелёные насаждения уменьшают содержание пыли в воздухе в 2,5 раза, вредных газов и дыма в 2 раза, значительно снижают шум, регулируют температуру атмосферы, защищают от ветра. Человек многим обязан лесу: чистым воздухом, ягодами, грибами, лекарственными растениями. Но сейчас экологи бьют тревогу: леса на Земле исчезают. В результате мелеют реки, ухудшается климат. «Лес водой живёт, лес и воду бережёт» – так говорят в народе.

Он – неиссякаемый источник творчества, здоровья, бодрости человека. Говоря словами доктора Астрова из пьесы А.П. Чехова «Дядя Ваня», «леса учат человека  понимать прекрасное и внушают ему величавое настроение». Именно они помогали Шишкину в его работе над бессмертными полотнами «Корабельная роща», «Утро в сосновом бору», вдохновили Левитана на создание картин «Золотая осень», «Зелёная роща». Любовью к лесу проникнута поэзия Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета, Бунина, Пастернака.

Лес – друг и защитник урожая. Испаряя летом громадное количество влаги, лес незаметно понижает температуру на соседних участках. Особенно это важно для засушливых степных и лесостепных районов. Лесные полосы в степи – самая надёжная защита посевов культурных растений от губительных суховеев. Рыхлая лесная подстилка поглощает и удерживает влагу атмосферных осадков. За зиму в лесу накапливается много снега. Весной же под кронами деревьев снег тает гораздо медленнее, чем на окрестных полях. Постепенно влага впитывается в почву, и бурные вешние потоки уже не размывают поля и не сносят плодородный слой земли в овраги.

Но лес – это не только украшение земли. Это ценнейшее сокровище нашей природы. Лес необходим для строительства сёл и городов, фабрик и заводов, гидроэлектростанций. Производство бумаги и кинопленки, искусственного волокна и мебели, музыкальных инструментов и спортивного инвентаря не может обойтись без древесины. Древесина служит сырьём для получения массы ценных химических продуктов: спирта, кислот, канифоли. Высококачественный русский лес охотно покупают многие страны.

Страница третья. «Войди в лес другом»

Испокон веков лес был и остаётся верным другом и защитником человека. Ведь лес и кормит, и лечит, и одевает, и согревает людей. Лекарственные растения, ягоды, грибы, плоды дарит лес людям, а взамен требует только одного – бережного обращения с ним. Во многих странах приняты законы об охране природы, в том числе и растений, создаются охраняемые природные территории: заповедники, заказники и национальные парки. Составлены специальные списки охраняемых видов животных и растений, так называемые Красные книги. Сберечь и сохранить растительный мир Земли для    потомков – важнейшая задача человечества. Любить лес, охранять его – это долг каждого российского человека.

Рощи сосновые,

   Дубравы зелёные,

    Бабочки пёстрые, птицы свободные

    К вам обращаются – людям сегодняшним:

Чтобы реки и ручьи не мутнели, рыбы резвились и птицы бы пели, зелень от солнца в жару бы спасала,

    Каждому правила знать не мешало:

    Береги лес от пожара.

    Не рви, не ломай зелёные насаждения.

    Береги птиц – друзей леса.

    Не оставляй после себя мусор.

 А сейчас несколько ситуаций и вопросов.

1. Во время прогулки вы нашли в лесу поляну с редкими растениями. Каковы будут ваши действия?

2. Вы увидели, что ребята, оказавшись в лесу до вас, нарвали букет первоцветов (ландышей). Как вы поступите?

3.Вы отправились  в лес, вам навстречу идут ребята и несут маленького зайчонка, чтобы ухаживать за ним. Ваши действия.

4. Вы увидели в лесу ребят, которые сбивали ногами и топтали мухоморы. Что вы скажете по этому поводу?

5. Почему погиб лес, когда вырубили старые дуплистые деревья?   6. Вы увидели упавшего из гнезда птенца. Что вы предпримете?

7. Есть ли у дерева лишние ветки?

Деревья в лесу – живые существа. Наши предки считали, что у каждого дерева есть душа. Оно может по-разному относиться к разным людям: одним дерево помогает, других – отторгает. Этим чудесным даром наши предки умело пользовались. В каждой местности, около каждого поселения существовали священные рощи или отдельные деревья. К ним люди приходили со своими недугами, заботами и почти всегда находили помощь. Во многих странах в день рождения ребёнка сажали  дерево, которое становилось его покровителем, охраняло, передавало часть своих жизненных сил. На Руси, когда на свет появлялся сын, высаживали дуб, а если девочка – сосну или берёзу. Чтобы получить помощь, нужно было установить с деревом контакт, принести ему подарок, поговорить, попросить о помощи, а затем поблагодарить.

Страница четвёртая. «Лесные чудеса»

Теперь мы отправимся в путешествие по лесу, и вы убедитесь, что он полон чудес. Главное дерево в лесу – дуб. Римляне называли его кверкус, что означает красавец. У древних греков дуб был священным, и шум его ветвей предсказывал судьбы людей. И римляне, и греки венком из дубовых листьев отмечали отважных людей, совершивших подвиг, а ветвь дуба указывала на могущество.

У древних римлян самым главным и могучим богом был Перун – бог Грома и Молнии. Дуб назывался перуновым деревом, именно из его древесины изготавливали фигурки этого бога. Люди почитали дуб за красоту и силу. Но не только за это. Дубы давали людям приют, дубрава укрывала и кормила: здесь охотились, собирали грибы, ягоды, жёлуди (из них выпекали хлеб еще 5 тыс. лет назад).

Чтобы узнать, о каком дереве пойдёт речь дальше, нужно отгадать загадку. Об этом дереве раньше говорили: его первое дело – мир освещать, второе дело – крик утешать, третье дело – больных исцелять, четвёртое дело – чистоту соблюдать. Узнали? (Звучит мелодия русской народной песни «Во поле берёза стояла».)

Растёт в нашем лесу чудо-дерево – берёза! Но мы порой не обращаем внимания на чудесное, потому что оно близко, рядом. А вот знаменитый бразильский футболист Пеле, побывавший в нашей стране, на вопрос, что произвело на него самое сильно впечатление, ответил: «Нежные и светлые деревья – берёзки».

Берёза – единственное в мире дерево, имеющее белую кору. Объясняется это тем, что в ней содержится бетулин. Это вещество открыли сравнительно недавно и назвали в честь берёзы (по-латыни берёза – «бетула»). Если в жаркий день дотронуться до коры берёзы, то можно почувствовать прохладу. Белый цвет отражает солнечные лучи, предохраняет березу от повреждений.

Почему в народе говорят: «ободрали как липку»? Смысл поговорки – забрать у человека всё, оставить его «голым». Появилась эта поговорка, как ни странно, благодаря лаптям, которые раньше были самой распространённой обувью российских крестьян. Лапти плели из липового луба. На одну пару шла кора от 2-3 молодых липок. Вот и стояли они в лесах ободранные, совершенно голые. Древесина у липы удивительная, она не трескается, не коробится, а потому служит материалом для знаменитых резчиков по дереву. Хохломская расписная посуда делается именно из липы. (Демонстрируются изделия с хохломской росписью.) Лучшая тара – из липы, чертёжные доски – из липы. Липа ещё и самое сладкое в нашем лесу дерево: кто же не знает липовый мёд? С одного растения пчёлы могут собрать столько же мёда, сколько с 1 га  посевов гречихи. Липа лучше других деревьев уживается с асфальтом в городе. Она может прожить здесь до 60 лет.

А знаете ли вы, из древесины какого дерева делают спички? Из осины! Появились спички в России в 1836 г.  Почему спички изготавливают из осины и только из неё? Дерево удобно для обработки. Но главное: если погасить спичку, она погаснет сразу, без тления, это важно для предупреждения пожаров. Для безопасности спички пропитывают особой жидкостью, а хорошо пропитывается лишь древесина осины. Спички тебе подарило дерево-друг. Будь же и ты его другом: во время походов не забывай потушить костёр, а, бросая даже погашенную спичку, переломи её. Ломая спичку, ты проверяешь, горит она или нет. Переломить спичку – закон леса!

Компас – вещь необходимая для похода. Но может оказаться, что вы забыли его дома. И тут на помощь придут деревья. Конечно, они не скажут направление к дому, но стороны света с их помощью определить можно. Кора многих деревьев в лесу покрыта мхами и лишайниками, которые предпочитают тень, а значит, они лучше развиваются на северной стороне ствола. Компасом может служить и кора берёзы – с южной стороны дерева она белая, чистая, а с северной – обычно покрыта трещинами, наростами и пятнами. У хвойных деревьев натёков смолы больше с южной стороны. Лес – наш верный друг, поэтому он никогда не даст заблудиться тем, кто его знает и любит.

Ребята! Я думаю, нам удалось убедить вас, как важен для нашей планеты её зелёный наряд. Народная мудрость гласит: человек прожил жизнь не зря, если он посадил хотя бы одно дерево. Так давайте же приумножать наше зелёное богатство, а не уничтожать его.

                        Не скудеет Россия лесами,

Сколько их ни рубили – растут.

  Бури, грозы в дубравах плясали,

 Был характер захватчиков крут.

Но роняя горючие слёзы,

Как бойницы, оставаясь в строю,

Выживали седые берёзы,

Получившие раны в строю.

     Лес для нас как отец всемогущий,

Он нас кормит и греет теплом,

                                   Корпуса поднимает под тучи,

    Чудо-ёлкой приходит в наш дом.

Он врачует железные раны

И бумагу даёт для стихов.

И нельзя отыскать ему равных,

Не хватает восторженных слов.

Не скудеет Россия лесами,

     В юных рощах гуляют дожди.

              Свят закон, что придуман отцами, –

      Срубишь дерево – три посади.

Использованная литература:

  1. Алфёров Л.А. Жизнь леса. – М.: Знание, 1963г.
  2. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. – М.:Просвеще-

ние, 1991г.

  1. Ремезова Г.Л., Эратова М.Е. Войди в зелёный мир. М.:Просвещение, 1996г.
  2. Смирнов А.В. Лес. – М.: Детская литература, 1973г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассный урок "Давайте говорить друг другу комплименты"

Этот внеклассный урок дает понятие словам, как комплиент и лесть.уметь различать комплимент от неправдивой похвалы; научить говорить друг – другу ласковые и вежливые слова; воспитывает быть дружными, ...

Внеклассное мероприятие"Огонь- наш друг и враг"

внеклассное мероприятие в 3 классе...

внеклассное мероприятие беседа "Мой друг платок"

Женский шейный платок - очень старинный и востребованный аксессуар во все времена. Он будет уместен в любой ситуации - работа, прогулка, деловая встреча или вечеринка. Способов завязывания ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Огонь наш друг и враг. Как уберечься от пожара"

Цели:Показать роль огня в жизни человека: как положительную, так и отрицательную.Закрепить знания детей по правилам пожарной безопасности.Развивать память, сообразительность, находчивость....

Внеклассное мероприятие "Компьютер мой друг"

Мероприятия для недели "Высоких технологий"...

Разработка внеклассного мероприятия «Язык мой – друг мой»

Цели: воспитать у учащихся бережное отношение к русскому слову, развивать интерес к глубокому изучению русского языка, как на уроках, так и  во внеурочное время; расширить кругозор учащихся...

Внеклассное мероприятие "Доброта - наш друг"

Данная разработка составлена с учетом возрастных особенностей учащихся 6 классов и направлена на укрепление социо-культурных норм поведения...