История, происхождение, значение хороводов.
учебно-методический материал по теме

Кожинова Татьяна Владимировна

Учебный материал по теме "История, происхождение, значение хороводов."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_znachenie_khorovodov.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

История, происхождение, значение хороводов.


Ни один славянский праздник не обходится без хороводов. Образ девичьего хоровода всегда был наполнен целомудренной чистотой и красотой. А смешанные хороводы представляются весёлыми и одновременно с глубоким смыслом. Но каков его этот древний смысл?

Хоровод (коровод, корогод, карагод, танок, круг, улица) — древний народный круговой массовый обрядовый танец.
Невозможно обозначить время и место происхождения хороводов, ибо они принадлежат глубокой древности и составляли изначально часть древних праздничных обрядов. Обрядовые хороводы были у древних ассирийцев и вавилонян. У древних греков обряды обязательно включали торжественные хороводные танцы с песнями у жертвенников, называемые «каравино». Особые храмовые хороводы исполняли юные девы и отроки. Такие хороводы описывал Гомер:

«Юноши хорами в плясках кружатся; меж них раздаются 
Лир и свирелей веселые звуки...
В круге их отрок прекрасный по звонко рокочущей лире 
Сладко бряцал, припевая прекрасно под льняные струны 
Голосом нежным, они же, вокруг его пляшучи стройно,
С пеньем, и с криком, и с топотом ног хороводом несутся.
Юноши тут и цветущие девы, желанные многим, 
Пляшут, в хор круговидный любезно сплетясь руками. 
Девы в одежды льняные и легкие, отроки в ризы 
Светло одеты и их чистотой, как елеем, сияют.
Тех — венки из цветов прелестные всех украшают; 
Сих — золотые ножи, на ремнях чрез плечо серебристых. 
Пляшут они, и ногами искусными то закружатся, 
Столь же легко, как в стану колесо под рукою испытной, 
То разовьются и пляшут рядами, одни за другими. 
Купа селян окружает пленительный хор и сердечно 
Им восхищается; два среди круга их головоходы, 
Пение в лад начиная, чудесно вертятся в средине.

На Олимпийских играх отличные певицы и танцовщицы показывали свое искусство в хороводах. Правители республик, знаменитые и великие люди присутствовали на этих забавах вместе с народом. Всеобщее одобрение и венок служили наградой отличившимся.
В Древнем Риме хороводы составляли священные обряды: там девушки пели благодарственные гимны перед изображениями богов. 
Последние сотни лет хоровод был распространён в основном у славян, но встречается (под разными названиями) и у других народов. Названия танца у разных славянских народов: коло (сербское), оро (македонское), хоро (хорватское), хора (болгарское). Название у других народов: ёхор (бурятское), хoрэ (молдавское), хейро (эвенское), хоруми (грузинское), χορός (греческое ) и др. 

Ни один народ в Европе, кроме славян, не донес эту древнюю традицию до наших дней, так органично соединив со своей жизнью, не сохранил их для своей забавы с такими многообразными изменениями, как восточные славяне, не сберег и их сакральную суть. 
Суть хороводных игрищ и песен — сама жизнь. 

Хороводы — это не только праздничные развлечения. И они не только для того, чтобы юноши и девушки могли присмотреться друг к другу, себя показать...
Хоровод объединяет людей. Держась за руки в хороводе, люди становимся единым целым. Но в то же время, не теряя себя, у каждого своя роль в хороводе и его ритм и красота зависит от каждого. Так, водя хороводы, человек с малых лет постигал законы мироздания. Каждый в этом мире важное звено, и каждый в этой вселенной причастен в вращению Великого Коло, вращению Великого Колеса Жизни. И каждый ответственен за происходящее в Мироздании. 

Символу круга древние предавали большое значение. Этому символу тысячи тысяч лет, у него множество значений. Ведь круг — это и единый Род, и Яйцо, порождающее Вселенную, и сама Вселенная, и Красное Солнышко, и движение небесных тел, и огражденный защитный чертог, и символ чаши мудрости, и символ духовного совершенства и материального благополучия, Вечность и вечный Жизненный круг.

Хоровод — это глубокая духовная практика, направленная на постижения себя и мира. Через движение, единение и игру прорабатываются множественные психические и физические проблемы каждого участника. Тело и разум становятся свободными и чистыми. Через хоровод каждый может понять, что и почему происходит не так в его жизни и прямо в хороводе начать править и ладить её.

 

Обрядовый хоровод.

 

 

Обрядовый хоровод.

 

 

Игровой хоровод.

 

 

 

 

Хоровод — помогает формированию единства общины, народа.

Хоровод — это хорошая физическая нагрузка. В хороводах тело мощно тренируется и правится. Правятся суставы, связки; ладятся мышцы; уходят зажимы, напряжения... развивается координация.

Хоровод — это движение рука в руку, принятие и передача Силы. Хороводами передавали родовую мудрость. Хоровод — это мощная энергетическая цепь. Хороводами целили больных. Танцоры кружились вокруг больного, создавая вокруг него огромный по силе энергетический вихрь, и передавали ему необходимую для выздоровления энергию.
У всех народов существовали древние магические танцы, исполнявшиеся в особых ритуальных целях. И вновь по своей структуре они повторяли свастичное движение по кругу. У славян они назывались хороводом.

Хоровод — это замкнутая цепь. С помощью хоровода можно создать сильнейший энергетический вихрь, который затем возможно использовать в различных целях. Возносить в едином порыве молитвы высшим силам, исцелять больного, объединять в единое энергетическое целое коллектив, входить в транс для шаманского путешествия.

Священный «танец крови» исполняли для исцеления члена племени бушмены. Лечили магическим танцем «хоро» и славянские русальцы. Так на разных концах света порядок исполнения волшебного танца был единым. Выпивалось волшебное зелье, придающее сил и помогающее входить в экстаз. И далее танцоры кружились вокруг больного, впадая в транс, порой целую ночь или день, пока не падали в изнеможении. 
Раскруткой такого коло можно было передать больному, так не достающую ему, энергию для борьбы с болезнью, стимулировать его энергетические центры-чакры. Настроив их на нормальный ритм работы, восстановив их природную частоту вибраций.

Хороводы издревле исполняли и для славлений богов, вознесений молитв. Они также существовали во множестве самых разных непохожих на первый взгляд традициях. Кружась в неистовом танце хасиды достигают состояния «двекут» — духовного экстаза. В нем они проникают в Таинства Вселенной. 

Бурятские шаманы исполняя шаманские обряды пляшут по кругу танец «ёхор», достигая исступления, необходимого для вхождения в их тело духов. 
Транса для Прозрения добиваются подобным танцем дервиши из суфийского братства маулави.

Известны издревле и славянам подобные мистические практики. Общее название мистических практик — радения. После христианизации Руси эту традицию пытались уничтожить. Но полностью это сделать не удалось. Радения продолжали использоваться, например, христианской сектой хлыстов.
Одно из простейших радений — «колослава». Колослава представляет собой короткое славление бога. Оно многократно повторяется на один и тот же мотив. Постепенно скорость и сила пения увеличиваются, колослава доходит до кульминации, а после поётся ещё несколько раз, но медленно. Чаще всего колославу поют группой, иногда — в хороводе. Разновидностью колославы является «верчение». В ходе верчения человек крутится вокруг своей оси и одновременно поёт славление. 

Во время совершения колославы человек получает дополнительную энергию и отдаёт часть своей силы Богам. Это более архаичный аналог вращения «молитвенного колеса».
Вождение хоровода, верчение вокруг себя или пляска по кругу расширяют сознание. Мир меняется, проясняется, открывается магический взор, увеличивается скорость восприятия. Дети любят кружиться вокруг своей оси. Подсознательно они применяют эту технику, повышая свой энергетический тонус. Насыщаясь энергией окружающей среды.

Круговой шаманский танец раскручивает внутреннюю энергию, чтобы отправиться в путешествие. 
Кружась вокруг своей оси, шаман, создавая энергетический вихрь, сам являясь его центром начальной точкой, стягивает, вбирает энергию мира в себя. Как веретено наматывает энергетические нити Вселенной на свой кокон тонкого тела, вбирая силу неба и силу земли. Одновременно являясь центром, начальной мертвой точкой, шаман также попадает в ось вселенской энергетической спирали, в Начало Начал, «пространство и состояние небытия».
Объединив свою Изначальную точку личной энергетической свастики со свастикой Вселенской, шаман попадает туда, откуда можно двигаться куда угодно. В прошлое, будущее, в верхние и нижние миры. 

Совокупное желание участвующих в шаманском обряде людей помогают шаману, подхлестывают его коня-ветра в ходе его работы. Участники могут танцевать вокруг шамана, кружась с ним в разных направлениях, также создавая энергетический вихрь

Вращаясь вокруг себя, шаман не просто впускает в свое тело духов. Раскручивая себя шаман впускает в себя Силу, подключаясь к энергопотокам Вселенной. Где бесконечно может черпать Знание и Энергию.

Шаман, камлая, кружится, раскручивая свою спираль энергии, чтобы как дрель внедриться в другие миры. Увеличивает свой ритм для полета в вышние миры. Замедляет, чтобы спуститься в низшие. Но подобное «замедление» вовсе не значит физическое медленное кружение. Напротив, приходится прилагать гораздо больше усилий для «остановки себя», замедления скорости своего человеческого коло. 

Во многих сказках герой, оборотившись вокруг себя, или перекувыркнувшись через голову, с заклинанием, превращается в кого угодно по своему желанию или исцеляется. Символ сказочного переворота может означать, например, такую шаманскую практику, как сознательную перемену собственной энергетической полярности или скорости восприятия. И вследствие этого получение как духовного роста, переход на новый уровень, так и улучшение физического состояния. Или же, напротив, определенная энергетическая настройка, связанная с замедлением энергетического колеса, помогает слиться с животным миром, оборотиться «птицей» или «зверем».

Из книги Рады (Юлии) Гульц «Солнечное колесо. Тайны символа свастики»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

чай: применение, история происхождения

Рассказать об истории возникновения чая, составом, применением чая, заваривать чай, делать косметические препараты по уходу за лицом и телом на основе чая....

История происхождения английского языка

История происхождение английского языка...

ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ДЕРЕВНИ СЯРМЫСЬКАСЫ И ЕЕ МИКРОТОПОНИМИКА

Этот материал можно использовать на уроках культуры родного края, истории. Я считаю, что собранный в одну работу материал будет представлять ценность при изучении родного края. Нельзя допустить, чтобы...

Научно-практическая конференция по истории. «Происхождение основателя государственности Руси Рюрика»

Цель: удовлетворение особых образовательных потребностей учащихся, формирование навыков исследовательской деятельности, работы с источниками. Формирование умений публичного выступления и ведения диску...

Проектная работа.История происхождения некоторых русских фамилий.

Данный материал представляет интерес для учителей, готовящихся к аттестации. Он содержит пример проектоной работы, обобщение опыта учителя....

Презентация по теме: "Происхождение. значение и многообразие пресмыкающихся"

Презентация создана для проведения урока биологии по теме "Происхождение. значение и многообразие пресмыкающихся" В ней рассматривается значение пресмыкающихся в природе и жизни человека,про...

ИЗУЧЕНИЕ ПРОИСХОЖДЕНИЯ, ЗНАЧЕНИЯ И КЛАССИФИКАЦИИ РУССКИХ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ.

В  мире существует много языков. И в каждом из них есть особенные выражения для определения каких-либо явлений. С самого нашего рождения нас окружают фразеологизмы, которые  дают  возмо...