Программа по профориентации для 9-11 классов химико-биологического профиля
рабочая программа (9 класс) по теме

Токарева Наталья Николаевна

 

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования, на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение задача которого – создание в старших классах системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учётом реальных потребностей рынка труда.
            Профильное обучение в старших классах предваряет предпрофильная подготовка – система педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, включающая мероприятия по профильной ориентации и психолого-педагогической диагностике учащихся, их анкетирование, консультирование, организация «пробы сил» и т.д.
 Профильная ориентация призвана способствовать принятию школьниками осознанного решения о выборе направления дальнейшего обучения и созданию условий для повышения готовности подростков к социально-профессиональному самоопределению.
            Программа «Профессия и карьера» разработана с учётом целей и задач, поставленных в Концепции профильного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_proforientatsii_9-11klassy246 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 по профориентации «Профессия и карьера»  

для 9-11 классов химико-биологического профиля

на 2013/2014 учебный год

РП СМК 2012 (3)

Стр.  из

Принято

Педагогическим советом

Протокол № ___________

от  «___»__________2013г.

                                                                       

                                                      РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по профориентации

«Профессия и карьера»

для 9-11 х классов

химико-биологического профиля

на 2013-2014 учебный год

Составители:

Павлухина Елена Александровна, классный руководитель 9 «В» класса

Токарева Наталья Николаевна, классный руководитель 9 «Б»  класса

Согласовано                                      

Заместитель директора по УВР

____________________________

от  «___»__________2013г.

                                                                       

         

Новокузнецк 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Пояснительная записка_________________________________________3-5

  1. Учебно-тематический план______________________________________6- 16

  1. Используемые методики ______________________________________ 17

  1. Список      литературы_______________________________________18

                             

                                       1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования, на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение задача которого – создание в старших классах системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учётом реальных потребностей рынка труда.

        Профильное обучение в старших классах предваряет предпрофильная подготовка – система педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, включающая мероприятия по профильной ориентации и психолого-педагогической диагностике учащихся, их анкетирование, консультирование, организация «пробы сил» и т.д.

 Профильная ориентация призвана способствовать принятию школьниками осознанного решения о выборе направления дальнейшего обучения и созданию условий для повышения готовности подростков к социально-профессиональному самоопределению.

        Программа «Введение в профессию» разработана с учётом целей и задач, поставленных в Концепции профильного обучения.

           Программа базируется на учебном пособии Г. Резапкиной «Психология и выбор профессии». В программе изложены современные взгляды на проблему выбора профессии и планирования карьеры.

        Программа рассчитана на 1 час в неделю (всего 34 часа).

Каждая тема укладывается в рамки одного урока. В программе использованы различные типы уроков. Это и профессиональная диагностика с использованием надёжных, зарекомендовавших себя методик, деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, элементов исследовательской и проектной деятельности, контрольные задания.

                                                Основная идея курса.

        Профессионал – это человек, которому профессиональная деятельность помогает удовлетворять практически все потребности (самоуважение, самоактуализация). Профессионализм зависит не от содержания работы, а от личностных качеств человека, его мотивации и квалификации. В профессионале все эти факторы гармонично сочетаются. Человек выбирает профессию и карьеру в соответствии со своими убеждениями и ценностями.

Цель программы – актуализировать процесс профильного и профессионального самоопределения учащихся за счёт специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесения в процессе профессиональных проб.

        Задачи:

- Повысить уровень психологической компетенции учащихся за счёт вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;

- Сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;

- Ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;

- Обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью их включения в систему специально организованных профессиональных проб.

                                Перечень формируемых знаний и умений

Учащиеся должны знать:

- значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана;

-  правила выбора профессии;

- понятие о профессиях и о профессиональной деятельности;

- понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а так же психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;

- понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения;

-  значение творческого потенциала человека, карьеры.

Учащиеся должны иметь представление:

- о смысле и значении труда в жизни человека и общества;

- о современных формах и методах организации труда;

- о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений;

- о предпринимательстве;

- о рынке труда.

Учащиеся должны уметь:

- соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;

- составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;

- использовать приёмы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;

- анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;

- пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН для 9 класса

Тема

Что я знаю о своих возможностях?

Кол-во

часов

5 часов.

Цель и задачи

изучения

темы

1) Сформировать основы профессиональной культуры;

2) Ознакомить учащихся с методами самопознания, выявления своих профессиональных интересов, способностей и возможностей;

3) Оказать учащимся помощь в осознанном выборе профессии и подготовке к профессиональному самоопределению;

4) Вооружить учащихся знаниями основ профессиональной деятельности.

Поурочное планирование изучения темы

№ урока

в теме,

дата

проведения

Наименование темы урока, включая тематический учет уровня освоения программы

Содержание

урока по УМК с указанием учебного материала, выносимого на

индивидуаль

ную учебную деятельность

Понятийный

аппарат

Основные виды деятельности обучающихся (на уровне учебных действий)

Виды диагностического контроля

1

2

3

4

5

6

1.

Самооценка и уровень притязаний.

Ознакомится со своей самооценкой.

Ответы на анкету.

2.

Темперамент и профессия.

Определение темперамента.

Ответы на анкету.

3.

Стресс и тревожность

Изучить уровень тревожности.

Ответы на анкету.

4.

Определение типа мышления

Определение типа мышления.

Ответы на анкету.

5.

Определение организаторских и коммуникативных способностей

Ответы на анкету.

Тема

Что я знаю о профессиях?

Кол-во

часов

9 часов.

№ урока

в теме,

дата

проведения

Наименование темы урока,

включая тематический учет уровня освоения программы

Содержание

урока по УМК

с указанием учебного материала, выносимого на индивидуаль

ную учебную деятельность

Понятийный

аппарат

Основные виды деятельности обучающихся (на уровне учебных действий)

Виды диагностического контроля

1

2

3

4

5

1.

Введение. Как выбрать профессию. Что влияет на выбор профессии.

Составление требований к выбору профессий.

2.

3.

Классификация профессий. Многообразие мира профессий

Характеризовать типы профессий.

Составить классификацию профессий

4.

Определение типа будущей профессии

Знать основы жизненного и профессионального самоопределения.

Тест.

5.

6.

Профессия, специальность, должность. Формула профессии

Знать

систему профессионально-технического образования. Пути получения профессии.

Подготовка сообщений.

7.

Определение профессиональных предпочтений

Изучить собственные профессиональные предпочтения.

Оформление личных предпочтений.

8-9

Интересы и склонности в выборе профессии

Знать основы жизненного и профессионального самоопределения.

Тест.

Родительское собрание «Итоги диагностических исследований по профориентации учащихся»

Тема

Профессии, связанные с химией

Кол-во

часов

5 часов.

№ урока

в теме,

дата

проведения

Наименование темы урока,

включая тематический учет уровня освоения программы

Содержание

урока по УМК

с указанием учебного материала, выносимого на индивидуаль

ную учебную деятельность

Понятийный

аппарат

Основные виды деятельности обучающихся (на уровне учебных действий)

Виды диагностического контроля

1

2

3

4

5

1.

Профессия  «Медицинская сестра»  

Знать

характеристику профессии; профессионально важные качества; знания и умения. Медицинские противопоказания.

Подготовка сообщений.

2.

Профессия «Химик-технолог»        

Знать

характеристику профессии; профессионально важные качества; знания и умения. Медицинские противопоказания

Подготовка презентации.

3.

Профессия «Эколог»  

Знать

характеристику профессии; профессионально важные качества; знания и умения. Медицинские противопоказания.

Подготовка сообщений.

4.

Профессия «Криминалист»

Знать

характеристику профессии; профессионально важные качества; знания и умения. Медицинские противопоказания.

Подготовка презентации.

5.

Профессия «Фармацевт»

Знать

характеристику профессии; профессионально важные качества; знания и умения. Медицинские противопоказания.

Подготовка сообщений.

Родительское собрание с детьми «Калейдоскоп профессий»

Тема

 Планирование профессиональной карьеры

Кол-во

часов

15 часов.

№ урока

в теме,

дата

проведения

Наименование темы урока,

включая тематический учет уровня освоения программы

Содержание

урока по УМК

с указанием учебного материала, выносимого на индивидуаль

ную учебную деятельность

Понятийный

аппарат

Основные виды деятельности обучающихся (на уровне учебных действий)

Виды диагностического контроля

1

2

3

4

5

1.

Профессия и здоровье.

Знать основные требования к состоянию здоровья по изученным профессиям.

Составление карты.

2.

Мотивы и потребности

Тест

3.

4.

Современный рынок труда

Анализ востребованных профессий на рынке труда.

Отчет по анализу рынка труда.

5.

Пути получение профессии

Знать основные ступени получения профессии.

6.

Основы делового этикета

Ознакомиться с принципами делового общения;правилами представления; этикетом деловой беседы.  

Ролевая игра.

7.

Как подготовиться к собеседованию с потенциальным работодателем?

Знать правила собеседования.

Ролевая игра.

8.

9.

Письменные сообщения. Резюме

Составить собственное резюме.

10.

11

Знакомство с предприятиями города (экскурсии)

Экскурсия на химические предприятия города.

12.

Выбор места учёбы

Знакомство с  учебными учреждениями по подготовке специалистов.

13.

Куда пойти учиться?

14.

15.

Проект «Моя будущая профессия»

Защита проекта

Родительское собрание с детьми «Репортаж с места работы»

                                           

3.УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН для 10 класса

Тема

Где получить профессию?

Кол-во

часов

17 часов.

Цель и задачи

изучения

темы

1) Сформировать способность анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах в условиях современного рынка;

2) Ознакомить учащихся с путями получения профессионального образования;

3) Оказать учащимся помощь в осознанном выборе профессии и подготовке к профессиональному самоопределению;

Поурочное планирование изучения темы

№ урока

в теме,

дата

проведения

Наименование темы урока, включая тематический учет уровня освоения программы

Содержание

урока по УМК с указанием учебного материала, выносимого на

индивидуаль

ную учебную деятельность

Понятийный

аппарат

Основные виды деятельности обучающихся (на уровне учебных действий)

Виды диагностического контроля

1

2

3

4

5

6

1.

Учреждения высшего профессионального образования  г.Новокузнецка      (КемГУ)                                                      

Встреча с представителями Новокузнецкого филиала КемГУ.  / экскурсия в КемГУ.     .

беседа

2.

Учреждения высшего профессионального образования г.Новокузнецка  (филиал КузГТУ)

Встреча с представителями ВУЗа.

3.

Учреждения высшего профессиональого образования г.Новокузнецка (СибГИУ).

Экскурсия в СибГИУ.          

4.

Новокузнецкий филиал МЭСИ.

Обзорная лекция

5.

ВУЗы Сибири.

Защита проекта учащихся

6

Востребованные профессии на рынке труда г.Новокузнецка.

Обзорная лекция

Родительское собрание «Востребованные профессии на рынке труда »

7.

Встреча с представителями профессий  химико-биологического профиля.

Беседа.

8.

Что ценят современные работодатели?

Игровые ситуации.                  

9.

Быть конкурентно способным. Что это значит?

диспут

10.

Твоя профессиональная карьера.

Мини-проект, создание профориентационной памятки для старшеклассников и их родителей

11-12.

Выбор профессий химико-биологического профиля.

Посещение «Ярмарки учебных мест» (в центре занятости населения).

13-15.

Сделай свой выбор в мире  профессий!  

Групповой проект.  

16-17.

Сделай свой выбор в мире  профессий!  

Защита групповогопроекта

Родительское собрание «Знакомство с учебными заведениями химико-биологического профиля»

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН для 11 класса

Тема

Я в будущей  профессии

Кол-во

часов

17 часов.

Цель и задачи

изучения

темы

1) Сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии

2) Ознакомить учащихся со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров

Поурочное планирование изучения темы

№ урока

в теме,

дата

проведения

Наименование темы урока, включая тематический учет уровня освоения программы

Содержание

урока по УМК с указанием учебного материала, выносимого на

индивидуаль

ную учебную деятельность

Понятийный

аппарат

Основные виды деятельности обучающихся (на уровне учебных действий)

Виды диагностического контроля

1

2

3

4

5

6

Родительское собрание «Психолого-педагогическая помощь родителям в профессиональном самоопределении их детей»

1-2

Личные и профессиональные цели.

Лекция, игровые микроситуации, дискуссия, решение практических задач, рефлексия

3

Личный профессиональный план.


Практическая работа. Лекция, игровые микроситуации, дискуссия, решение практических задач, рефлексия

4-5

Карьера. Построение карьеры по вертикали и горизонтали.

Лекция, игровые микроситуации, дискуссия, решение практических задач, рефлексия

6

        Конкурентоспособная личность.        

Лекция, игровые микроситуации, дискуссия, решение практических задач, рефлексия

7-8

Полипрофессионализм. Лидерство. Что ценят современные работодатели.

Лекция, игровые микроситуации, дискуссия, решение практических задач, рефлексия

9-10

Коммуникативные навыки в деловом конструктивном общении.

Лекция, игровые микроситуации, дискуссия, решение практических задач, рефлексия

11-12

Конфликты.

Лекция, игровые микроситуации, дискуссия, решение практических задач, рефлексия

13

        Как добиться успеха при устройстве на работу.

Лекция, игровые микроситуации, дискуссия, решение практических задач, рефлексия

14-15

Интервью и составление резюме при приеме на работу.

психодиагностические методы исследования личности, рефлексия

16-17

Составление индивидуального (личного) профессионального плана.

Подведение итогов, защита творческих проектов, рефлексия

Родительское собрание «Создание положительного микроклимата в семье в период подготовки и сдачи ЕГЭ»

Используемые методики.

1. Методика определения самооценки (Таблица качеств характера)

2. Методика определения типа темперамента (модификация Личностного опросника Г. Айзенка)

3. Определение уровня умственного развития (Школьный тест умственного развития – ШТУР)

4. Определение профессиональных предпочтений (методика Дж. Голланда)

5. Методика «Профиль» (модификация методики «Карта интересов» А. Голомштока)

6. Методика определения организаторских и коммуникативных способностей.

7. Методика «Определение уровня тревожности»

8. Определение типа будущей профессии (методика Е. Климова)

9. Методика «Моё здоровье»

10. Определение мотивации (методика Е. Головахи)

Литература.

  1. «Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной подготовки», Г. Резапкина, М., 2006.

  1. «Твоя будущая профессия», Н. Тутубалина, Ростов-на-Дону,2005.

  1. «Секреты выбора профессии, или путеводитель выпускника», Г. Резапкина, М. 2006.

  1. «Выбираем профессию», А. Грецов, М., 2005.

  1. «Технология», И. Арефьев, М., 2005.

                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-иематическое планирование по алгебре. 10 класс. Химико-биологический профиль.

Календарно-тематическое планирование по алгебре. 10 класс. Химико-биологический профиль. УМК "Алгебра 10 клас. Профильный уровень. Автор А.Г.Мордкович" Солгасно федеральному базисному плану на изучени...

Технологическая карта урока "Введение в науку биотехнология" в 11 классе химико-биологического профиля

Раздел  «Биотехнология» является логическим продолжением темы «Селекция организмов».Корни биотехнологии уходят в далёкое прошлое и связаны с хлебопечением, сыроварением и другими способами пригот...

Формирование креативности, коммуникативности и рефлексии на уроках биологии в классах химико-биологического профиля.

Ситуации способствующие развитию креативности. Характеристика ситуаций: 1.Творчские задания выделяемые по видам творческих процедур- А) задания на видение новых функций объекта, Б) задания на видение...

Рабочая программа .Для 11 классов химико-биологического, информационно-математического профилей

По учебном плану Лицея № 20 на изучение физики в 11 химико-биологическом и информационно-математическом классах отводится 136 часов в год, так как физика в этих профилях является предметом, смежным с ...

организация проектной деятельности в классах химико-биологического профиля

В статье приведены примеры авторских проектов для учащихся старших классов профильной школы....

Рабочая программа по химии 10 класс химико-биологического профиля

Рабочая программа по химии химико-биологического профиля 10 класс по учебнику Кузнецоой Н.Е.Программа содержит приложение: контрольные, практические работы, лабораторные опыты...

Рабочая учебная программа внеурочной деятельности «Учусь решать задачи по химии» с обучающимися 8 класса химико-биологического профиля

Решение расчётных задач занимает важное место в изучении основ химической науки. При решении задач происходит более глубокое и полное усвоение учебного материала, вырабатываются навыки практического п...