Эрудицион «Перед нами весь мир» Интегрированный урок – игра
методическая разработка (9 класс) по теме

Ненашкина Светлана Ивановна

Управление образованием города Лесного

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №73»

 

                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

Эрудицион    «Перед нами весь мир»

 

Интегрированный урок – игра

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор работы: Емелюкова Светлана Ивановна, учитель физики первой квалификационной категории МОУ СОШ №73 . Обвинцева Любовь Николаевна  учитель биологии первой квалификационной категории.

Адрес образовательного учреждения: Свердловская область, г.Лесной,  ул. Ленина 10,т.8-34342-3-89-78.

Адрес автора: Свердловская область, г.Лесной, ул. Шевченко 1а. кв.№10,

 т.8-34342-6-50-62.

 

 

 

 

Лесной     2011

image                        «Перед нами весь мир»

 

 

 

Тип урока – обобщающий

Форма урока – урок-игра

Класс –  девятый   

Интегрированный урок    

Время проведения –  день школы в год русского языка

 

Цель мероприятия:

учащиеся повышают свой интеллектуальный уровень, растёт их заинтересованность в познании  закономерностей природы.

Обучающие задачи:  учащиеся

  • умеют восстанавливать в памяти когда-то изученный материал;
  • умеют использовать свои знания в конкретной  практической                  ситуации;
  • учатся видеть проявления изученных закономерностей в      окружающем мире
  • расширяют кругозор;
  • учатся проводить подобные мероприятия.

Развивающие задачи:   учащиеся

  • анализируют, обобщают, используют знания при решении                           практических задач;
  • умеют переносить знания из одной области в другую;

Воспитывающие задачи: учащиеся

  •         повышают  общую культуру;
  • проявляют интерес к  явлениям природы;
  • учатся отстаивать своё мнение;
  • умеют брать на себя ответственность за судьбу команды;
  • учатся слушать и говорить перед незнакомой аудиторией
  • желают и умеют работать в группах;

 

 

 

 

 

 

 

 

Материалы и оборудование:

 

  • компьютер, компьютерная презентация,
  • три дерева - табло, вырезанные из тонкого пенопласта,
  • зелёные листочки с булавками, вырезанные из картона, для ведения счёта,
  • фишки для ведения счёта, сделанные из цветного картона,
  • копилки для фишек для каждой команды,
  • песочные часы (1, 2, 3  мин),
  • молоточек (детская игрушка), для подачи звукового сигнала,
  • три механические игрушки (машинки),
  • метровые линейки,
  • секундомеры,
  • карточки с заданием для конкурса  теоретиков,
  • карточки с заданием для конкурса  « Слова в конверте»
  • карточки с заданием для конкурса капитанов,
  • карточки с заданием для конкурса «Литературный»
  • кубик для жеребьёвки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оформление доски

 

1.Название игры  « Перед нами весь мир»   

 

 «Нет атома материи, которая не содержала бы поэзию»

                                                                                       Г.  Флобер

      

 

2.Прикрепляется к доске 3 дерева-табло, вырезанные из пенопласта, к которым будут  прикрепляться листья на булавках.

 

 

 
 image
 

image  

1 команда                            2 команда                            3 команда

 

 

 

3. Этапы игры:    

  1. «Давайте познакомимся»
  2. «Разминка»
  3. «Конкурс теоретиков»            

4   «Литературный конкурс»

  5   «Игрушки»                    

  6  «Конкурс капитанов»

  7   «Слова в конверте»

  8   «Музыкальный конкурс»

 

4. Подведение итогов.

 

 

 

 

 

Процедура проведения урока

 

1.Организационный этап.

Участники игры – 3 команды девятых классов. У каждой команды свой стол, на котором ставится эмблема в виде флажка, копилка для жетонов, бумага, конверты с заданиями.

Ведущие и жюри –   ученики  старших классов (7 человек из 11 класса)

 

Вступительное слово учителя.

    Ещё в глубокой древности для того, чтобы выжить, человеку необходимо было иметь определённые знания об окружающей среде, о силах природы, растениях и животных. Можно сказать, что цивилизация возникла тогда, когда человек научился использовать огонь и другие средства, позволяющие ему изменить  качество своей жизни.  

 Сегодня,    успешный человек должен знать многое, разбираться во всех областях науки и техники, быть воспитанным и грамотным.

Обратите внимание на эпиграф, записанный на доске. Эти слова принадлежат  французскому писателю Густаву Флоберу.

    Эпиграф выбран не случайно. Наш эрудицион проходит в год русского языка.   Некоторые задания потребуют от вас не только знаний естественных наук, но и литературы и русского языка.         

   Уровень вашей успешности будет отражать табло в виде дерева, на которое прикрепляются  листья (1 листок – 1 балл).

В течение игры будем озеленять «Дерево-знаний». Если кто-то захочет увидеть свои результаты, нужно сосчитать листочки на дереве.

Игру проводят  ученики 11 класса.

 

Знакомство с ходом игры     

   Игра будет проходить в  семь этапов, их названия записаны на доске. После каждого этапа – подведение итогов, количество баллов фиксируется на табло.  Для работы с табло выбирается арбитр. Участники – победители  получают «5»  в журнал.

В конце игры вы заполните анкеты, в которой выскажите своё мнение о нашем мероприятии.

 

 

 

 

2.Игра « Перед нами весь мир»

 

1 ведущий

Конкурс первый  «Давайте познакомимся»

Представление команд. Оценивается: содержание, эмблема, форма приветствия.    Максимальное количество баллов – 5.

2 ведущий                                                                                                

Конкурс второй  «Разминка»    

  За каждый правильный ответ команда получает по 2 фишки (1фишка – 1 балл). Проводится жеребьёвка. Максимальное количество баллов – 30. 

За дополнение – дополнительные баллы.

 

1. Луна обращается вокруг Земли так, что одна её сторона постоянно обращена к Земле. Какова траектория движения центра Земли относительно космонавта, находящегося на Луне? (точка)                       2. Какими языками владел Ломоносов?

3. Существуют ли точки в движущемся поезде, которые движутся не вперёд, а назад? (да,  точки на реборде колеса)

4. Морская водоросль, из которой делают мармелад (ламинария).

5. В какую сторону надо выбросить из вагона, движущегося с некоторой скоростью, предмет, чтобы опасность повредить его при ударе о землю была наименьшей? (назад)

6. Назовите фамилии учёных, которые достигли больших результатов в нескольких областях знаний. (Ломоносов, Леонардо да Винчи, Томас Юнг).

7. Какое художественное произведение о кошках может служить рекламой страхования жилища?  («Кошкин дом»,  Маршак).

8.  Какое лекарственное животное пропагандировал Дуремар? (пиявку)

9. Биологически активные вещества желёз внутренней секреции (гормоны).

10. Как называют организмы, в клетках которых нет ядра? (прокариоты)

11. Хлор, бром,  йод, кислород – что лишнее? (кислород)

12. Ионы каких металлов входят в состав эмали зубов? (кальция, магний) 

13.Периодический закон химических элементов был открыт…(Менделеевым)

14. Сила, с которой тело, вследствие притяжения его к Земле, действует на опору или подвес, называется … (вес тела).

15. Что является материальной основой наследственности? (гены).

 

1 ведущий

Конкурс  третий  « Конкурс теоретиков»    

Ведущий читает стихи:

 


imageimageЧто? Почему? Зачем? И где?

живут в земле, в огне, в воде

Вот в первый раз    

огонь добыт.

(А почему огонь горит?)

Зерно

под солнцем проросло.

(Зачем растению тепло?)

Дым — лёгкий,                                                                                

а скала тверда.

Что значит «лёд»,

а что — «вода»?

Что? Почему? Зачем?  И где?

Мы всё узнать хотим.                                                                    

Соль растворяется в воде,

а мел нерастворим.

Бумага не горит дотла:

в печи останется зола.

А если медь в печи нагреть,

то станет тяжелее медь

с окалиною вместе.

Не верите —

так взвесьте. Открытий путь —

нелёгкий путь. Но человеку —

не свернуть. Что? Почему? за ним следят, чтоб шёл вперёд, а не назад.

Вот почему из года в год Наука движется вперёд.


 

  Одна из хитроумных задач была составлена ещё в начале XVIII в. Леонтием Филлиповичем Магницким, не одно поколение решало эту задачу

 (командам выдаются  задания, время выполнения -  10 мин)

 

«На охоте»: 

1. Пошёл охотник на охоту с собакой. Идут они лесом, и вдруг собака увидела зайца. За сколько скачков собака догонит зайца, если расстояние от собаки до зайца равно 40 скачкам собаки и расстояние, которое собака пробегает за 5 скачков, заяц пробегает за 6 скачков? Считать, что скачки делаются одновременно зайцем и собакой.

Решение: Если заяц сделает 6 скачков, то и собака сделает 6 скачков. Но собака за 5 скачков из шести пробежит то же расстояние, что и заяц за 6 скачков. Следовательно, за 6 скачков собака приблизится к зайцу на расстояние, равное одному своему скачку. Поскольку в начальный момент расстояние между зайцем и собакой равно 40 скачкам собаки, то собака догонит зайца через 40*6=240 скачков.

 

 2.  Ежегодно мы теряем миллионы тонн чугуна и стали вследствие коррозии. Поэтому металлургия уделяет большое внимание утилизации вторичного сырья. Пусть знания русского вам помогут утиль превратить в сталь с помощью одного слова.

2.

у

т

и

л

ь

 

 

 

 

 

с

т

а

л

ь

                                     (утиль→стиль→сталь)

 

3. Птицы, звери, насекомые способны различным  образом решать проблемы терморегуляции, в том числе и средствами   экзотическими.

Даны следующие виды:  1 – собаки

                                          2 – медведи

                                          3 – пчёлы

                                          4 – змеи и ящерицы

                                          5 – крокодилы и черепахи.

Какие способы терморегуляции используют  эти организмы?

 

 

 

Ответ:

Собаки – усиленно дышат, высунув язык.

Медведи – впадают в спячку на время сильных холодов.

Пчёлы  - согревают некий ограниченный объём, где обитает множество особей, частыми ударами крыльев.

Змеи и ящерицы – греются на солнце в утренние часы, а когда очень жарко или холодно зарываются в песок.

Крокодилы и черепахи – зарываются в ил, или скрываются в углублениях и норах от жары либо холода.

У некоторых видов животных в клетках тела вырабатываются антифризы – специальные вещества, предотвращающие замерзание содержимого клеток (например, глицерол).

 

2 ведущий

Конкурс   четвёртый «Литературный»

Ведущий читает стихи:

Моря и Пустыни.

Земля и Луна.

Свет Солнца

и снега лавины…

Природа сложна,

но природа одна.

Законы природы - едины.

 

 (раздаёт задание   командам, время выполнения – 10 мин)

 

1. Дайте химический  и  биологический комментарий   к отрывку из стихотворения «Стальной Егорий» Ю.Кузнецова:

 

Мне приснилась иная печаль

Про седую дамасскую сталь

Я увидел, как сталь закалялась

Как из юных рабов одного

Выбирали, кормили его,

Чтобы плоть его сил набиралась

Выжидали положенный срок

А потом раскалённый клинок

В мускулистую плоть погружали

Вынимали готовый клинок

Крепче стали, не видел Восток,

Крепче стали и горше печали.

 

2. «Вдруг Иван Царевич говорит:

- Стой! Перчатку обронил.

А конь отвечает: - В кою пору ты говорил, я уж триста вёрст проскакал».

(Из сказки  «О молодильных яблоках и живой воде»).

Оцените приблизительно, с какой скоростью скакал конь Ивана Царевича.

 (На произношение-2с, тогда V=150 км/ч>>Vкосм.→покинуть Солнечную систему).

 

1 ведущий

Конкурс пятый «Игрушки»


 Ведущий читает стихи:

 

Движенье повсюду,

движенье везде.

И в воздухе птица,

и рыба - в воде,

и жизни

нигде без движения нет.

 

 

 

И Солнце

летит в хороводе планет!

Вот листья по воздуху

долго кружат.

А падает камень

Быстрее стократ.


  Мой братишка часто спрашивает меня: что же такое физика? Я говорю, что всё вокруг устроено на основании физических законов.

 «И игрушки?» - удивляется брат. Узнав, что я буду ведущим на КВН, брат прислал нам свои игрушки – автомобили.

Давайте играть. Ваша задача за 10 минут придумать и провести с игрушками физический эксперимент. От каждой команды для участия приглашаются по два человека, конкурс оценивается в 3 балла.

 Представители команд получают игрушки, секундомеры, метровые линейки.  Измерив, время движения, можно определить путь и начальную скорость.

 

 2 ведущий

Конкурс  шестой  «Конкурс капитанов»

 

«Воистину знания – величайшее украшение человека, надёжно укрытое богатство; знание доставляет наслаждение, приносят славу и счастье; знание – учитель учителей.  Знание – истинный друг в скитаниях; знание – высочайшее богатство…»

                                                                                      Бхартрихари

 

Сейчас мы посмотрим, кому из капитанов знания принесут славу и счастье.

Капитаны выходят к доске. 

Определяют очерёдность выбора вопросов (с помощью кубика).

 

На столе разложены вопросы – 1балл –  шесть вопросов

                                                      2 балла – четыре вопроса

                                                      3 балла – четыре вопроса

                                                      4 балла – три вопроса

За  три минуты необходимо набрать как можно больше баллов

 

Вопросы:                                              

                                                                  1 балл

 

 

1. Наука о природе, изучающая простейшие и вместе с тем наиболее общие свойства материального мира (физика)

2. Что называют лёгкими Земли? Почему? (растения, выделяют кислород в результате фотосинтеза)

3. Какую поваренную соль рекомендуют употреблять в пищу? Почему? (йодированную,   йод  необходим для работы щитовидной железы)

4.  Что такое антиперсперанты? Как ими пользоваться? (вещества, убивающие микроорганизмы на коже человека, что препятствует образованию плохого запаха пота.)

5. Какие химические элементы входят в состав нашего организма? (почти все)

6. У скрипача образовалась опухоль на мозжечке. Может ли он по-прежнему играть?

(нет, т.к. этот отдел мозга отвечает за координацию движения).

 

2 балла

 

1. Какова роль воды в жизни животных и растений? (компонент клетки,  растворитель, транспортная функция, терморегуляция,  транспирация, среда обитания)

2. Какие пути передачи инфекций вы знаете? (контакт с больными,  через почву, воду, насекомые, животные и т.д.)                                                                                                                 

3. Нужен ли человеку кальций? Почему? (входит в состав костей,  крови, принимает участие в обмене веществ, в том числе регулирует работу сердца)

4. Назовите антисептик-окислитель, который накапливается в морской капусте. (йод)

3 балла

 

1. Алхимики утверждали: «Семь металлов создал свет

                                                   По числу семи планет…»

Что это за «великая семёрка»? (золото, серебро, медь, олово, свинец, ртуть, железо)

2.  Как называются организмы, производящие органические вещества из неорганических. (автотрофы – зелёные растения )

3. В городе Саутпорт  (Австралия) в городском храме искусств неимоверно расплодились мыши. Никакие традиционные меры не дали желаемых результатов.  После концерта рок-музыки, который состоялся в храме, грызуны исчезли. Почему?

(они не выдержали громких звуков, которые были выше предельной нормы)

4. Одна богатая лондонская дама, узнав о том, что растения очищают воздух, велела слугам перенести из зимнего сада в её спальню, которая не проветривалась, пять самых больших кадок с тропическими растениями. Утром дама проснулась с головной болью. Почему?   (ночью фотосинтез прекращается, а крупные растения ночью потребляют много кислорода, тропические растения выделяют эфирные масла, которые небезопасны для здоровья)

 

4 балла

 

1. Жевательная резинка стала реальностью нашей жизни. Какую пользу, и какой вред она может принести?

(+  восстанавливает кисл.- щелоч. баланс в рот. пол; препятствует образованию зубного камня; тренирует жевательные мышцы;

 –  стимулирует выделение слюны и жел. сока, которые разъедают стенки желудка – гастрит, язва; разрушают пломбы в  зубах; содержит опасные для здоровья вещества)

2.  «…Оно соку спелого полно, так свежо и так душисто, так румяно, золотисто, будто мёдом налилось! Видны семечки насквозь» - кто автор этих строк? Откуда взят отрывок?  О каком растении идёт речь?

(А.С. Пушкин, «Сказка о мёртвой царевне», яблоня)

3.  «…Мальчик раскрыл ему рот и влил туда ложку «болеутолителя», Питер подскочил вверх на два ярда, а затем издал воинственный клич и заметался кругами по комнате, налетая на мебель, опрокидывая цветочные горшки, поднимая страшный кавардак.

Тётя Полли вошла  как раз в ту минуту, когда он, перекувыркнувшись несколько раз в воздухе, исполнил свой заключительный номер и выскочил в окно».

Назовите автора, произведение. Кто такой Питер и что это за «болеутолитель»?

(Марк  Твен. «Том Сойер». Кот.  Настойка валерианы).

4. Ковбой Торопыга Джон по ошибке выпил раствор едкой щёлочи и почувствовал себя плохо. Его друзья стали предлагать меры первой помощи. Кто из  ковбоев предложил правильное решение?

А. «Бедняге Джону надо выпить бутылочку-другую лимонада. Лимонад – универсальный бальзам для души и тела!» -   заявил Лимонадный Джо.

Б. «Для кого как, а для Джона бальзамом служит отнюдь не лимонад! Стаканчик-другой алкоголя – вот что поможет Джону», сказал Грубый Хью.

В. «Надо отправить посыльного на кожевенную фабрику за склянкой азотной кислоты. Реакция нейтрализации – вот как называется то, что поможет Джону!» -  воскликнул Красавчик Вили.

Г. «Нет, я вызову у Торопыги рвоту, и желудок очистится от щёлочи», закончил спор Большой Билли.  (Ответ А.  Использовать азотную кислоту смертельно опасно!  Не рекомендуется  сразу вызывать рвоту, произойдёт повторный ожог пищевода, надо выпить воды,  тем самым понизить концентрацию  щёлочи в желудке).

 

 

 1ведущий

Конкурс   седьмой «Слова в конверте»

 

  За 3 минуты нужно составить слово. Выдаются конверты с буквами.

 

1. Химический процесс, при котором происходит

распад  молекул на более простые частицы  (диссоциация)

 

2. Как называется линия, по которой движется тело?   (траектория)                                                                    

 

3. Раздел биологии, который занимается

распределением всего множества живых

организмов по определённой системе таксонов.     (классификация)

             

 

  2 ведущий

Конкурс восьмой «Музыкальный»

 

А сейчас проверим домашнее задание. Надо было вспомнить песни, в которых есть слова о явлениях  природы.

Кто кого перепоёт?     (1 песня - 1 балл)

 

3. Заключение

Жюри подводит итоги, считают листья на деревьях.

Награждение команд.

 

Заключительные слова учителя:

   Хочется надеяться, что сегодняшняя игра разбудит у вас жажду новых познаний, ведь «великий океан истины» по-прежнему расстилается перед вами не исследованным до конца.

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon eruditsion.ppt70 КБ
Microsoft Office document icon konkurs.doc28.5 КБ
Microsoft Office document icon konkurs2.doc25.5 КБ
Microsoft Office document icon stikhi.doc33 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

  у

  т

  и

  л

  ь

  с

  т

  а

  л

  ь



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Что? Почему? Зачем? и Где?

живут в земле, в огне, в воде

Вот в первый раз        

огонь добыт.

(А почему огонь горит?)

Зерно

под солнцем проросло.

(Зачем растению тепло?)

Дым — лёгкий,        

а скала тверда.

Что значит «лёд»,

а что — «вода»?

Что? Почему? Зачем? и Где?

Мы всё узнать хотим.

Соль растворяется в воде,        

а мел нерастворим.

Бумага не горит дотла:

в печи останется зола.

А если медь в печи нагреть,

то станет тяжелее медь

с окалиною вместе.

Не верите —

так взвесьте. Открытий путь —

нелёгкий путь. Но человеку —

не свернуть. Что? Почему? за ним следят, чтоб шёл вперёд, а не назад.

Вот почему из года в год Наука движется вперёд.

  • ГЗидите камень вон тот придорожный.
  • Камень как камень... обычный.
  • Возможно.

Как бы о ^ём поточнее узнать?..

Надо Науку

на помощь позвать.

Как пишется «камень», научит Грамматика. Размеры и форму найдёт Математика. Физика

массу отыщет и вес. Минералогия взглянет на срез.

—        Это кремень, —
она скажет ребятам, —
и называют его —
силикатом.

А силикат расплавляют в печи и получают стекло, кирпичи... — Археология скажет:

  • Находка! Справа на камне видна обработка!
  • Жил В' этой местности древний народ... — дальше История

слово берёт.

—  Был этот камень

в почёте и в силе.

Древние люди

им сучья рубили.

Им добывали одежду

и пищу.

Жилой примотан он был

к топорищу.

В каменном веке,

во времени давнем,

люди огонь высекали

тем камнем...

Камень

в овраге лежит придорожном.

Камень — простой?

Или, может быть, сложный?

О камне ты всё ли узнал,

Человек?

Наука поможет!

Не каменный век!

Моря и Пустыни.

Земля и Луна.

Свет Солнца

и снега лавины...

Природа сложна,

но Природа одна.

Законы Природы —

едины.

Вот плот и корабль,

поплавок рыбака —

плывут, как по небу

плывут облака.

Но камень в воде

не плывёт, как бревно,

и камнем бревно

не уходит на дно.

В чём сущность явлений?

На это ответ

искал сиракузский мудрец

Архимед.

Движенье повсюду,

движенье везде.

И в воздухе птица,

и рыба — в воде,

и жизни

нигде без движения нет.

И Солнце

летит в хороводе планет!

Вот листья по воздуху

долго кружат.

А падает камень

быстрее стократ.

Быстрей ли ТО падает, ЧТО ТЯЖЕЛЕЙ? И это проверить решил Галилей.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок – игра « Многообразие птиц»

Интегрированный урок – игра « Многообразие птиц»Учитель биологии МОУ «СОШ№1 ст.Зеленчукская»,КЧР.Тагалекова Мадина Идрисовна Цель: углубить и закрепить знания учащихся о многообразии, поведении и...

План-сценарий интегрированного урока-игры "Природно-климатические условия России как фактор победы в Великой Отечественной войне "

Предлагаемый урок может быть проведен как бинарный (история+география, география+краеведение в Петербурге) или как внеклассное мероприятие в рамках предметной недели в параллели 8-х классов. Его ...

План-сценарий интегрированного урока-игры "Природно-климатические условия России как фактор победы в Великой Отечественной войне "

Предлагаемый урок может быть проведен как бинарный (история+география, география+краеведение в Петербурге) или как внеклассное мероприятие в рамках предметной недели в параллели 8-х классов. Его ...

Интегрированный урок – игра порусскому языку, литературе и музыке «Сказки и речевой этикет» в 5 классе с участием учащихся 1 класса.

Интегрированный урок – игра по русскому языку, литературе и музыке  «Сказки и речевой этикет» в 5 классе с участием учащихся 1 класса. Задачи  урока:привлечь детей к народному творчест...

Интегрированный урок – игра (V класс и помощь I класса). Тема: Сказки и речевой этикет.

Урок азвития навыков сопоставления характера героя музыкального произведения с характером музыки....

Интегрированный урок - игра «Звездный час» по биологии, географии и химии.

Цель мероприятия, его воспитательные и развивающие задачи:Повысить интерес учащихся к изучению химии, биологии и географии;Обогатить интеллект и кругозор дополнительными знаниями по предметам;Ра...

Интегрированный урок – игра. Тема: «Художественный мир чувств». (По сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»)

Конспект открытого урока по внеклассному чтению в 5 классе с использованием гуманно-личностной технологии, технологии проблемного обучения и игровой технологии. Интегрированный урок – игра. Т...