Литературная гостиная на тему «Лермонтовская Москва».
учебно-методический материал по теме

Конахина Ольга Александровна

Материал можно использовать на уроках литературы и на внеклассных мероприятиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературная гостиная на тему «Лермонтовская Москва».

Цель мероприятия: помочь учащимся уловить неповторимые черты личности писателя: добрый характер, любящее сердце, способность увлекаться.

Задачи мероприятия:

Образовательные:

- систематизация и обобщение знаний по творчеству М.Ю. Лермонтова;

 - формирование представления о роли Москвы в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова;

- обучение выразительному чтению лирических произведений.

Развивающие:

- развитие творческой деятельности учащихся, интереса к предмету через использование формы – литературная гостиная;

- развитие эстетического вкуса.

Воспитательные:

- формирование дружеских отношений между учащимися;

- формирование навыков публичного выступления.

Оформление класса (зала): портреты М.Ю. Лермонтова, репродукции картин, акварелей и рисунков поэта

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, выставка книг, портрет писателя, свечи, цветы.

Ход вечера

   На фоне звуков вальса Арама Хачатуряна к драме М. Ю. Лермонтова открывается гостиная.

Первый ведущий.  Добрый вечер, уважаемые учащиеся, гости! Сегодняшняя встреча в литературной гостиной посвящена творчеству М. Ю. Лермонтова, а именно страницам жизни и творчества, связанным с образом Москвы. (Слайд 1).

Второй ведущий. Лермонтов родился в древней русской столице, в Москве прошли отрочество и юность поэта. Здесь он прожил пять лет (с 1827 по 1832 год), насыщенных разнообразными впечатлениями и до отказа заполненных учебными занятиями, творчеством, чтением, беседами в дружеском кругу, чередующимися с музыкальными вечерами, любительскими спектаклями, посещением театра, а также поездками по Подмосковью во время летних каникул. (Слайд 2).

Первый ведущий. Хорошо подготовленный домашними учителями, Лермонтов поступил в старший класс Московского университетского благородного пансиона, учение в котором способствовало расцвету его многосторонней одаренности. В университетские годы еще более расширился кругозор любознательного юноши.

(Слайды 3-7).

Второй ведущий. В этот период сформировались убеждения, идеалы, вкусы Лермонтова. В атмосфере духовной жизни ближайшего московского окружения, отдельные представители которого были связаны узами кровного родства с декабристами, сочувствовали их вольнолюбивым замыслам и тяжело переживали неудачу восстания 14 декабря 1825 года, вызревало непримиримое отношение Лермонтова к любым формам угнетения. Уже тогда сложился трезвый взгляд поэта на современность и крепла его вера в великое будущее России.

Первый ведущий. В Москве юный Лермонтов обратился к героическим страницам русской истории, славным событиям недавнего прошлого, Отечественной войне 1812 года. Чувство сыновней гордости испытывал он, слушая воспоминания героев сражений с наполеоновской армией. Патриотические стихотворения «Поле Бородина» и «Бородино» родились под впечатлением этих рассказов.

Чтецы:

«Поле Бородина».

1

Всю ночь у пушек пролежали

Мы без палаток, без огней,

Штыки вострили да шептали

Молитву родины своей.

Шумела буря до рассвета;

Я, голову подняв с лафета,

Товарищу сказал:

«Брат, слушай песню непогоды:

Она дика, как песнь свободы».

Но, вспоминая прежни годы,

Товарищ не слыхал.

2

Пробили зорю барабаны,

Восток туманный побелел,

И от врагов удар нежданный

На батарею прилетел.

И вождь сказал перед полками:

«Ребята, не Москва ль за нами?

                 Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали».

 И мы погибнуть обещали,

 И клятву верности сдержали

                 Мы в бородинский бой.

3

Что Чесма, Рымник и Полтава?

Я вспомня леденею весь,

  Там души волновала слава,

Отчаяние было здесь.

Безмолвно мы ряды сомкнули,

Гром грянул, завизжали пули,

                   Перекрестился я.

Мой пал товарищ, кровь лилася,

Душа от мщения тряслася,

И пуля смерти пронеслася

                 Из моего ружья.

4

Марш, марш! пошли вперед, и боле

 Уж я не помню ничего.

Шесть раз мы уступали поле

 Врагу и брали у него.

Носились знамена, как тени,

Я спорил о могильной сени,

              В дыму огонь блестел,

На пушки конница летала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

              Гора кровавых тел.

5

Живые с мертвыми сравнялись;

 И ночь холодная пришла,

И тех, которые остались,

 Густою тьмою развела.

 И батареи замолчали,

 И барабаны застучали,

               Противник отступил:

Но день остался нам дороже!

В душе сказав: помилуй Боже!

На труп застывший, как на ложе,

                Я голову склонил.

6

И крепко, крепко наши спали

Отчизны в роковую ночь.

Мои товарищи, вы пали!

Но этим не могли помочь.

Однако же в преданьях славы

Все громче Рымника, Полтавы

                 Гремит Бородино.

Скорей обманет глас пророчий,

Скорей небес погаснут очи,

  Чем в памяти сынов полночи

                  Изгладится оно.

Второй ведущий. Именно в Москве Лермонтову открылось его призвание. Мечтая стать великим поэтом, он подвижнически трудился, творчески осваивал достижения мировой литературы, овладевал лучшими традициями русской художественной культуры. Уже в начале 30-х годов определилось своеобразие творческой манеры Лермонтова. Он заявлял о себе как поэт-мыслитель, обратившийся к насущным проблемам своего времени.

Первый ведущий. В московский период юный поэт написал ныне широко известные стихотворения «Жалобы турка», «Монолог», «Предсказание», «30 июля. - (Париж) 1830 года», «Новгород», «Могила бойца», «1831-го июня 11 дня», «Желание» («Зачем я не птица, не ворон степной»), «Ангел», «Мой демон», «Молитва», «Два великана», поэму «Измаил-Бей» и другие.

Звучит песня на стихи «Молитва»

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится

Сомненье далеко –

И верится, и плачется,

И так легко, легко… (1839г.)

Второй ведущий. Перу юного Лермонтова принадлежит стихотворение «1831-го июня 11 дня», в котором запечатлены его раздумья о вечных проблемах бытия и высших ценностях личности, размышления о жизни и смерти, о счастье и славе, о бессмертии и общественном значении подвига, совершить который он мечтал во благо всего человечества. Стихотворение проникнуто томившей поэта жаждой жизни - действенной, исполненной великих свершений:

   Чтец.

Мне нужно действовать, я каждый день
Бессмертным сделать бы желал, как тень
Великого героя, и понять
Я не могу, что значит отдыхать.

Всегда кипит и зреет что-нибудь
В моем уме. Желанье и тоска
Тревожат беспрестанно эту грудь.
Но что ж? Мне жизнь все как-то коротка,

И все боюсь, что не успею я
Свершить чего-то! - жажда бытия
Во мне сильней страданий роковых...

(Слайд 8).

Первый ведущий. Вспоминая впоследствии свои студенческие годы в Московском университете, поэт писал в поэме «Сашка»:

Святое место! помню я, как сон,
Твои кафедры, залы, коридоры,
Твоих сынов заносчивые споры:
О боге, о вселенной и о том,
Как пить: ром с чаем или голый ром;
Их гордый вид пред гордыми властями,
Их сюртуки, висящие клочками.

Второй ведущий. Москва получила многообразное отражение в творчестве М. Ю. Лермонтова. Кроме «Панорамы Москвы», где описание древней столицы с высоты колокольни Ивана Великого приобрело характер раздумья об исторических судьбах Родины, этот город представлен в драмах «Странный человек», «Два брата» и повести «Княгиня Лиговская», поэме «Сашка», «Песне про... купца Калашникова».

(Слайд 9).

Первый ведущий. Особенно часто обращался взор Лермонтова к Кремлю, свидетелю многовековой славы русского народа, очевидцу позорного поражения наполеоновских полчищ. Кремль для поэта не только напоминание о великом прошлом, но и связь между прошлым и будущим.

А Россия будущего представлялась Лермонтову активной могучей страной.

Второй ведущий. Поэзия М. Ю. Лермонтова привлекала композитора А.Рубинштейна. Он написал на лермонтовские тексты оперу «Демон» и множество романсов: «Молитва» ( Не обвиняй меня всесильный), «Кинжал», «Тучки», «Утёс»,  «Желанье» (Отворите мне темницу) и другие.

   Романс  «Желанье» стал пользоваться любовью слушателей,  начиная с 50-годов 19-века. Стихотворение «Желанье» было написано в 1832 году. Это одно из наиболее ярких произведений ранней лирики  Лермонтова.

Чтец.

Желание.
Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня,
Черноглазую девицу,
Черногривого коня.
Дайте раз по синю полю
Проскакать на том коне;
Дайте раз на жизнь и волю,
Как на чуждую мне долю,
Посмотреть поближе мне.
Дайте мне челнок дощатый
С полусгнившею скамьей,
Парус серый и косматый,
Ознакомленный с грозой.
Я тогда пущуся в море,
Беззаботен и один,
Разгуляюсь на просторе
И потешусь в буйном споре
С дикой прихотью пучин.
Дайте мне дворец высокой
И кругом зеленый сад,
Чтоб в тени его широкой
Зрел янтарный виноград;
Чтоб фонтан не умолкая
В зале мраморном журчал
И меня б в мечтаньях рая,
Хладной пылью орошая,
Усыплял и пробуждал...

Звучит  романс, написанный на текст этого стихотворения.

Первый ведущий. Москва и Подмосковье остались памятны поэту пережитыми здесь «тревогами души». Мимолетная влюбленность в черноокую красавицу Екатерину Александровну Сушкову и бурное увлечение Натальей Федоровной Ивановой, дочерью московского драматурга, получили отражение в творчестве Лермонтова. В лермонтовском наследии условно выделяются так называемые «сушковский» и «ивановский» лирические циклы.

   Знакомство с Сушковой  Екатериной Александровной состоялось весной 1830 в Москве у А.М.Верещагиной. (Слайды 10-11).

   Красивая, умная и ироничная, Сушкова стала предметом юношеского увлечения    Лермонтова.

   С её именем   связан   цикл   стихов 1830, посвящённый преимущественно неразделённой любви.

Второй ведущий. Сушковский цикл - лирический дневник юноши  Лермонтова: зарождение чувства, которое сам поэт ещё не решается назвать любовью, и дальнейшее его нарастание, вылившееся в горечь неразделённой любви.

   Основные мотивы цикла: неразделённая любовь, память, разлука, смерть.

   Стихотворения, посвящённые Е.А.Сушковой: «К Сушковой»; «Благодарю!»; «Зови надежду сновиденьем»; «Нищий»; «Стансы»; «Ночь»; «У ног других не забывал»; «Я не люблю тебя, страстей…».

Звучит  соната  №14  «Лунная»  А.Бетховена.  На  фоне  музыки звучит стихотворение:

Благодарю!.. вчера  мое  признанье

И  стих  мой  ты  без  смеха  приняла;

Хоть  ты  страстей  моих  не  поняла,

Но  за  твое  притворное  вниманье

                                                Благодарю!

В  другом  краю  ты  некогда  пленяла,

Твой  чудный  взор  и  острота  речей

Останутся  в  душе  моей,

Но  не  хочу,  чтобы  ты  мне  сказала:

                                                 Благодарю!

Я  б  не  желал  умножить  в  цвете  жизни

Печальную  толпу  твоих  рабов 

И  от  тебя  услышать,  вместо  слов

Язвительной,  жестокой  укоризны:

                                                 Благодарю!

О,  пусть  холодность  мне  твой  взор  укажет,

Пусть  он  убьет  надежды  и  мечты

И  все,  что  в  сердце  возродила  ты;

Душа  моя  тебе  тогда  лишь  скажет:

                                                   Благодарю!

(Слайд 12).

Первый ведущий. Иванова Наталья Фёдоровна - знакомая Лермонтова, предмет его юношеского увлечения. Дочь драматурга Ф.Ф.Иванова. Знакомство произошло в Москве в 1830 г.

    Ободрённый в начале знакомства с Ивановой её приязнью и вниманием, Лермонтов  вскоре встретил непонимание и холодность.

    Отношения закончились разрывом, который придал мрачный характер многим юношеским стихам поэта. Разрыв с Ивановой вызвал у Лермонтова жажду смерти, чувство оскорблённой гордости, обострённое ощущение своего творческого дара и высокой ответственности за него.

Второй ведущий. Ивановский цикл - большой цикл юношеской любовной лирики Лермонтова 1830-1832 годов.

     Большинство стихотворений цикла объединяет сквозной мотив напрасной, «обманутой» «жажды любви»; однако внутри цикла можно выделить две группы: стихи, написанные поэтом в период духовного подъёма, вызванного первыми встречами с Натальей Фёдоровной,     и стихи, темой которых становится «вероломство» возлюбленной.

     Стихотворения, посвящённые Н. Ф. Ивановой:  «Н. Ф. И…вой»;  «Романс к И…»;

  «К***» («Всевышний…»); «К Н. И…….»;  «Я не унижусь…».

Звучат стихи, посвящённые Н. Ф. Ивановой.

Мои неясные мечты
Я выразить хотел стихами, 
Меня бы примирила ты
С людьми и буйными страстями. 
Но взор спокойный, чистый твой
В меня вперила изумленный:
Ты покачала головой, 
Сказав, что болен разум мой, 
Желаньем вздорным ослепленный. (1830)

Но вскоре Лермонтов встретил непонимание и холодность. Разрыв стал неизбежен.

Что может краткое свиданье 
Мне в утешенье принести, 
Час неизбежный расставанья
Настал, и я сказал: “Прости!” (1832)

     Уже в 1831 году их отношения изменились и появились такие строки:

Я не достоин, может быть, 
Твоей любви; не мне судить;
Но ты обманом наградила
Мои надежды и мечты, 
И я всегда скажу, что ты
Несправедливо поступила.

     В лирике поэта появляются трагические ноты, ” мотивы неверия в прочность женского чувства, ревность, укоры в обмане”, – писал В. А. Мануйлов. Чувство оскорбленной гордости, обостренное ощущение своего творческого дара подсказали поэту следующие строки:

Я не унижусь пред тобою;
Ни твой привет, ни твой укор
Не властны над моей душою. 
Знай: мы чужие с этих пор. 
Ты позабыла: я свободы
Для заблужденья не отдам;
И так пожертвовал я годы
Твоей улыбке и глазам… (1832)

(Слайд 13).

 Первый ведущий. Особым настроением отличаются стихи, посвященные Варваре Александровне Лопухиной, самой глубокой сердечной привязанности поэта - «К***» («Мы случайно сведены судьбою...»).

Чтец.

Мы случайно сведены судьбою, 
Мы себя нашли один в другом, 
И душа сдружилася с душою;
Хоть пути не кончить им вдвоем!

(…)

Я рожден, чтоб целый мир был зритель
Торжества иль гибели моей, 
Но с тобой, мой луч – путеводитель, 
Что хвала иль гордый смех людей!

Второй ведущий. В ноябре 1831 года Лермонтов познакомился с приехавшей в Москву из деревни младшей дочерью Лопухиных - шестнадцатилетней Варварой Александровной. Вареньке Лопухиной суждено было стать одной из самых глубоких сердечных привязанностей Лермонтова. А. П. Шан-Гирей вспоминал впоследствии: «Будучи студентом, он был страстно влюблен... в молоденькую, милую, умную, как день, и в полном смысле восхитительную В. А. Лопухину; это была натура пылкая, восторженная, поэтическая и в высшей степени симпатичная... Чувство к ней Лермонтова было безотчетно, но истинно и сильно, и едва ли не сохранил он его до самой смерти своей...»

Первый ведущий. Варенька Лопухина отвечала Лермонтову взаимностью, но многолетняя разлука воспрепятствовала дальнейшему развитию отношений молодых людей, казалось бы самой судьбой предназначенных друг для друга. В 1835 году В. А. Лопухина вышла замуж за Н. Ф. Бахметева, бывшего много старше ее. Брак этот состоялся скорее всего по настоянию родных.

Второй ведущий. Для Лермонтова неожиданное замужество В. А. Лопухиной явилось жестоким ударом: горечь тяжело переживаемой им утраты на многие годы наложила заметный отпечаток на его творчество. К образу Вареньки Лермонтов неоднократно возвращался и в поэзии, и в живописи. Она в изображении Лермонтова - воплощение простоты и естественности, не часто встречаемой в светских салонах.

   Чтец.

Она не гордой красотою
Прельщает юношей живых,
Она не водит за собою
Толпу вздыхателей немых.
И стан ее не стан богини,
И грудь волною не встает,
И в ней никто своей святыни,
Припав к земле, не признает.
Однако все ее движенья,
Улыбки, речи и черты
Так полны жизни, вдохновенья,
Так полны чудной простоты.
Но голос душу проникает,
Как вспоминанье лучших дней,
И сердце любит и страдает,
Почти стыдясь любви своей.

Первый ведущий.  Варвара Александровна послужила прототипом Веры в драме «Два брата», повести «Княгиня Лиговская» и романе «Герой нашего времени».

   Муж В. А. Лопухиной, ревновавший свою жену к Лермонтову, уничтожил все его письма к ней. В 1839 году она передала подруге своей юности А. М. Верещагиной хранившиеся у нее стихи и рисунки Лермонтова. Ныне один из акварельных портретов В. А. Лопухиной работы Лермонтова (1835-1836) хранится в Колумбийском университете.

Второй ведущий. В. А. Лопухиной посвящены стихотворения: «К Л.-» («У ног других не забывал…»;

   «К*» («Мы случайно сведены судьбою…»; «К*» («Оставь напрасные заботы..»; «Она не гордой красотою…»;  «Слова разлуки повторяя…».

Первый ведущий. В Москве впервые появилось в печати стихотворение Лермонтова: в сентябре 1830 года в журнале «Атеней», издаваемом профессором М. Г. Павловым, была опубликована «Весна» за подписью «L». Еще в студенческие годы начали налаживаться контакты Лермонтова с московскими литераторами. Впоследствии эти связи укрепились и расширились.

Второй ведущий. Покинув Москву в июле 1832 года, поэт неоднократно бывал в ней проездом. По пути из Петербурга на Кавказ и обратно Лермонтов останавливался здесь и охотно посещал литературные салоны, театры, званые обеды, дома старых друзей.

Первый ведущий. Пребывание в Москве в 1840 и 1841 годах знаменательно дружеским общением Лермонтова с Н. В. Гоголем, М. С. Щепкиным, Ю. Ф. Самариным, А. С. Хомяковым, знакомством с немецким поэтом и переводчиком Ф. Боденштедтом. Огромный интерес окружающих к его художественным произведениям и новым творческим замыслам укреплял решимость Лермонтова добиться отставки и целиком посвятить себя литературе.

(Слайд 14).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Лермонтовская Москва"

Презентация к уроку литературы по теме "Лермонтовская Москва"...

Литературная гостиная на тему Сергей Есенин 21.09.1895 -28.12.1925

1.       Дать яркий материал для размышлений и перипетиях творческого роста С.А. Есенина. Подумать над проблемами психологического роста.2....

Сценарий литературной гостиной , посвященной теме России.

Размышление о судьбах России в 19 и 20 веках......

Литературная гостиная на тему Кавказ

Разработка посвящена образу Кавказа в произведениях русских поэтов.Кавказ – страна редких природных контрастов. На небольшом расстоянии сменяют друг друга голые скалы, вечные снега и ледники, дре...

Конспект урока литературная гостиная по теме " Есенин - душа нации"

Урок, посвященный творчеству Сергея Есенина, был дан в форме гостиной и построен на интегрированной основе...

Литературная гостиная на тему "Тебе, о Родина, сложил я эту песню". (по творчеству С.А. Есенина).

Данная методическая разработка посвящена творчеству С.А. Есенина, великого русского поэта....

литературная гостиная на тему "Образ утра в русской литературе"

Бунин, Тютчев...Утро, декабрьское, летнее, светлое, мрачное...Такое разное, но всегда -начало......