литературная гостиная на тему "Образ утра в русской литературе"
материал по литературе

Кавыршина Наталья Афанасьевна

Бунин, Тютчев...

Утро, декабрьское, летнее, светлое, мрачное...

Такое разное, но всегда -начало...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_gostinaya.docx24.42 КБ

Предварительный просмотр:

                  Сценарий внеурочного интегрированного занятия по родному языку и родной литературе в форме литературной гостиной на тему:

«И скоро светлый день настанет…»

(Утренний пейзаж в произведениях русской классики).

Оборудование: мультимедийный проектор, выставка фотографий на тему «Утренний пейзаж моими глазами», диск с музыкальными записями, выставка книг, диск со слайдами. Словари.

Ведущий. «О, светло светлая и украсно украшенная Земля Русская!» - писал древний летописец.

  С незапамятных времён пытались выразить словами писатели и поэты, звуками – композиторы, красками – художники красоту русской природы. Красоту, которая вобрала в себя такую поэтическую силу, такую пронзительную нежность, что порой кажется : да полно, может ли человек сказать об этом?

 Может ли человек выразить в слове, в русском слове всю прелесть русской природы, такой удивительной в любое время года, в разных своих состояниях..? Сегодня мы попытаемся ответить на этот вопрос, вчитываясь в страницы русской классики, запечатлевших то краткое время в жизни природы, которое называют утром.

Сегодня в нашей литературной гостиной «филологи», «лингвисты». Вместе с ними мы попытаемся погрузиться в поэтические и прозаические тексты, чтобы понять многогранность образа утра в русской литературе, а также расскажут много интересного о жизни слова в этих текстах.

        Нашу литературную гостиную мы озаглавили строкой из стихов  Ф.И Тютчева

             «И скоро светлый день настанет».

Представим ранний предрассветный час. Мысленно остановим время. Попробуем всмотреться и вслушаться .

 Замрем и поднимем глаза

Чтец 1.Стихотворение И.А Бунина «Рассвет»

Высоко поднялся и белеет

Полумесяц в бледных небесах.

Сумрак ночи прячется в лесах.

Из долин зеленых утром веет.

Веет юной радостью с полей.

Льется, как серебряное пенье,

Звон костела, славя воскресенье…

Разгорайся, новый день, светлей!

Выйди в небо, солнце, без ненастья,

Возродися в блеске и тепле,

Возвести опять по всех земле,

Что вся жизнь – день радости и счастья!

        Ведущий. А с чем ассоциируется рассвет у вас ?  ( Участники гостиной записывают на листочках слова, с которыми ассоциируется у них слово «рассвет»).Почему так радостно звучат эти стихи? Какие языковые средства помогают поэту передать ощущение праздника, связанное с наступлением утра?

            Лингвист .Обратим внимание на повтор глагола «веет». Из долин зеленых утром веет. Веет юной радостью с полей.Предложения одинаковы по составу.Слово утром-существительное в ф. т.п.(чем?радостью, чем?утром).Слова утро и юность в данном контексте- одного ассоциативного ряда. Интересно, что слово утро имеет общеславянский корень, а юность- весьма древнего происхождения, имеет корень индоевропейского языка.

Возвышенное, торжественное звучание стихам придает устаревшее слово возродися. Этот словообразовательный архаизм и книжное возвести (расскажи, донеси весть)передают величие солнца , преклонение человека перед его силой и красотой.

Чтец 2 . Отрывок из повести А.П Чехова «Степь».

Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо, без хлопот принялось за свою работу. Сначала далеко впереди, где небо сходится с землёю, около курганчиков и ветряной мельницы, которая издали похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая ярко-желтая полоса; через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы; что-то теплое коснулось Егорушкиной спины, полоса света, подкравшись сзади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась навстречу другим полосам, и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой.

        Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля- все, побуревшее от зноя, рыжее и полумёртвое, теперь, омытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтобы вновь зацвести. Над дорогой с веселым криком носились старички, в траве перекликались суслики, где-то далеко влево плакали чибисы. Стадо куропаток, испуганное бричкой, вспорхнуло и со своим мягким «тррр» полетело к холмам. Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую, монотонную музыку.

Филолог. Но почему ? Почему даже в таком торжестве жизни и красоты чувствуешь грусть и даже непередаваемую тоску?

Лингвист. Утренняя жизнь начинается с движения света.Он-живой, разный, Глаголы передают его неудержимость , напор. Вслушайтесь: поползла, засветилась, шмыгнула, понеслась (о полосе света).А прилагательные – необъяснимую тоску и грусть(мягкий, скрипучий, монотонный)

  Филолог. Говоря словами Чехова , это «душа даёт отклик прекрасной, суровой родине». Это чеховское ощущение: « …степь сознаёт, что она одинока , что богатства её и вдохновения гибнут даром для мира, никем не воспетая и никому не нужная, и сквозь радостный гул слышишь тоскливый, безнадёжный призыв: певца, певца!»

Чтец 3. А.А .Фет .Туманное утро.

Как первый золотистый луч

Меж белых гор и сизых туч

Скользит уступами вершин

На темя башен и руин,

Когда в долинах, полных мглой,

Туман недвижим голубой,-

Пусть твой восторг во мглу сердец

Такой кидает свет, певец!

И как у розы молодой,

Рожденной раннею зарей,

Когда ещё палящих крыл

Полудня ветер не раскрыл

И влажный вздох туман ночной

Меж небом делит и землей,

Росинка катится с листа,-

Пусть будет песнь твоя чиста.

Ведущий. Красота и чистота утра, схваченные взором великого лирика, рождают ощущение света в душе. Музыка С Прокофьева,  русского композитора, наполнена утренним светом. Я предлагаю вам послушать композицию С.Прокофьева «Утро» и посмотреть слайд-шоу.
Смотрите, слушайте.(Слайд-шоу на тему «Утро в фотографиях наших современников)

(Музыка замолкает, участники гостиной записывают на листочках по просьбе ведущего цветовые прилагательные, с помощью которых можно описать зарю)

Ведущий. А теперь откроем сборник Тургенева «Записки охотника» .

ЧТЕЦ 4. Отрывок из рассказа И.С Тургенева  «Бежин луг».

С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце- не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно-лучезарное- мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра…  Но вот опять хлынули играющие лучи,- и весело, и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило. 

Филолог. Образ солнца, светила неразрывно связан с образом утра. У Тургенева он создается с помощью приема антитезы. Как тонко подмечены русским писателем цветовые оттенки солнца в зависимости от состояния природы. И как нежно звучит «приветно- лучезарное».

Лингвист.  Для справки: сложные прилагательные в этом тексте- авторские. Русский язык обогащается и таким способом. Много цветовых сложных прилагательных образовано И.А.Буниным. Это интересно: синонимический ряд к слову лучезарный насчитывает около 22 слов(обворожительный, ослепительный, лучистый, прелестный, светлый, искристый, сверкающий и др.)

Звучит музыка С.Прокофьева. Утро.

Чтец 5. Отрывок из рассказа И.С Тургенева  «Бежин луг» (на фоне музыки).

…Утро зачиналось. Ещё нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке. Всё стало видно, хотя смутно видно, кругом. Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звёзды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса, и жидкий, ранний ветерок уже пошёл бродить и порхать над землёю.

  …Не успел я отойти двух вёрст, как уже полились кругом меня по широкому мокрому лугу, и спереди по зазеленевшимся холмам, от лесу до лесу, и  сзади по длинной пыльной дороге, по сверкающим обагрённым кустам, и по реке, стыдливо синевшей из-под рдеющего тумана, - полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света…Всё зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы…

Ведущий. Поэтический взор может увидеть трепет утра  даже в ночном зимнем небе. А мысль поэта - проникнуть в сокровенные тайны его.

 Чтец 6. Ф.И Тютчев. Декабрьское утро.

На небе месяц- и ночная

Еще не тронулася тень.

Царит себе, не сознавая,

Что вот уж встрепенулся день,-

Что хоть лениво и несмело

Луч возникает за лучом,

А небо так ещё всецело

Ночным сияет торжеством.

Но не пройдёт двух-трёх мгновений,

Ночь испарится над землей,

И в полном блеске проявлений

Вдруг нас охватит мир дневной…

Звучит музыка П.И.Чайковского. Зимнее утро.


Ведущий. Почти неуловимы мгновения перехода между ночью и рассветом. Об этом так просто и гениально написано у К.Г Паустовского.

Чтец 7.  С каждым часом холодеет. К рассвету воздух уже обжигает лицо легким морозом, полотнища палатки, покрытые толстым слоем хрустящего инея, чуть-чуть провисают, и трава седеет от первого утренника.

  На востоке уже наливается тихим светом заря, уже видны на небе огромные очертания ив, уже меркнут звезды.

   Восходит солнце. Иней тает. Прибрежные пески делаются темными от росы.

Лингвист. Слово утренник имеет здесь значение «утренний мороз до восхода солнца ,бывающий осенью и весной». Интересно, что кроме 2-ого значения слова «утреннее представление, утренний спектакль», отмеченного всеми толковыми словарями, в словаре Ушакова отмечено 3-е значение слова –«молоко утреннего удоя» с пометой обл.(областное).

Ведущий.

Чтец 8. Н.А Заболоцкий. Утро.

Петух запевает, светает, пора!

В лесу под ногами гора серебра.

Там черных деревьев стоят батальоны,

Там елки как пики, как выстрелы-клёны,

Их корни как шкворни, сучки как стропила,

Их ветры ласкают, им светят светила.

Там дятлы, качаясь на дубе сыром,

С утра вырубают своим топором

Угрюмые ноты из книги дубрав,

Короткие головы в плечи вобрав.

Рожденный пустыней,

Колеблется звук,

Колеблется синий

На нитке паук.

Колеблется воздух,

Прозрачен и чист,

В сияющих звездах

Колеблется лист.

И птицы, одетые в светлые шлемы,

Сидят на воротах забытой поэмы,

И девочка в речке играет нагая

И смотрит на небо, смеясь и мигая.

Петух запевает, светает, пора!

В лесу под ногами гора серебра.

Филолог. Название стихотворения –символичное. Оно передает стремление лирического героя избавиться от мрака души ,  выйти навстречу многоголосому ослепительному миру, поражающему разнообразием земных предметов. Как изменчив рассветный час, как много вдохновляющих открытий и творческих сил сулит ранняя прогулка.

Звучит музыка С.Прокофьева. Утро.(фрагмент)

Чтец 9. А.А Фет. Я пришёл к тебе с приветом…

Я пришёл к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,

Как вчера, пришёл я снова,

Что душа всё так же счастью

И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду

На меня весельем веет,

Что не знаю сам, что буду

Петь – но  только песня зреет..

Ведущий. Петь, творить и выражать поэзию своей родной земли… Так рождается вдохновение у настоящего художника под влиянием красоты природы.

Чтец 10. Отрывок из рассказа К.Г Паустовского «Скрипучие половицы».

К счастью, в жизни выдаются удивительные дни – вот  такие, как сегодняшний. Он проснулся очень рано и несколько минут не двигался, прислушиваясь к перезвону лесных жаворонков. Даже не глядя в окно, он знал, что в лесу лежат росистые тени.

        На соседней сосне куковала кукушка. Он знал, что сегодня, побывав там, он вернется – и  давно живущая где-то внутри любимая тема о лирической силе этой лесной стороны перельётся через край и хлынет потоками звуков.

        Так и случилось. Он долго простоял на обрыве Рудого Яра. С зарослей липы и бересклета капала роса. Столько сырого блеска было вокруг, что он невольно прищурил глаза.

        Но больше всего в этот день Чайковского поразил свет. Он вглядывался в него, видел всё новые пласты света, падавшие на знакомые леса. Как только он раньше не замечал этого?

        С неба свет лился прямыми потоками, и под этим светом особенно выпуклыми и кудрявыми казались вершины леса, видного сверху, с обрыва.

        На опушку падали косые лучи, и ближайшие стволы сосен были того мягкого золотистого оттенка, какой бывает у тонкой сосновой дощечки, освещенной сзади свечой. И с необыкновенной в то утро зоркостью он заметил, что сосновые стволы тоже отбрасывают свет на подлесок и на траву – очень  слабый, но такого же золотистого, розоватого тона.

        И, наконец, он увидел сегодня, как заросли ив ольхи над озером были освещены снизу голубоватым отблеском воды.

        Знакомый край был весь обласкан светом, просвечен им до последней травинки. Разнообразие и сила освещения вызвали у Чайковского то состояние, когда кажется, что вот-вот случится что-то необыкновенное, похожее на чудо…

Звучит музыка Чайковского. Детский альбом.  Утренняя молитва.

Филолог. Утро-это рассвет, свет во всем его многообразии ;утро-вдруг открывающийся многоцветный мир; утро-оживление, пробуждение; утро-юность. В русской литературе этот образ многогранен.

Лингвист. Создан он русским словом, о котором сказано много, но «что ни скажешь, все будет неполно, как неполно все сказанное о хозяине этого чуда- русском народе.»

Ведущий. Надеюсь, после нашего путешествия в мир русской классики вам станет ясно то, что стало ясно герою рассказа К.Г Паустовского «Речные фонари».

«Теперь Леонтьеву стало ясным, о чем он будет писать: о России. Она сейчас представлялась ему обширным миром поэзии, далеко ещё не до конца исчерпанным поэтами,  писателями и художниками. Да, полно, можно ли эту поэзию исчерпать до дна? Конечно, нет. Но он всё-таки должен добавить ко всему , что писалось о России, свой вклад, свою любовь к ней…».

Ведущий. Прочитайте сейчас написанное  вами на листочках вслух( читают по очереди).

У каждого из нас свои ассоциации, своё неповторимое восприятие мира родной природы. (Объявляется конкурс сочинений на тему « Это утро, радость эта..!» )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по английскому языку, русской литературе и МХК. Литературная гостиная «200лет Царскосельскому лицею».

Урок посвящён Царскосельскому лицею.200 лет прошло с тех пор, как открылся Императорский лицей в Царском Селе недалеко от Санкт-Петербурга – очень престижное образовательное учреждение, где обучались ...

Доклад на краеведческом семинаре "Литературные гостиные как форма внеклассной работы по литературе"

Где, как не в школе, может человек получить начало эстетического воспитания, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному...

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (Бунеев), по литературе 6 класс (Коровина), программа внеурочной деятельности в 6 классе "Литературная гостиная"

Программа составлена на основе·                     Федерального государственного образовательного с...

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГОСТИНЫЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИТАРНОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ УЧАЩИХСЯ (ИЗ ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ «ЛИТЕРАТУРНЫХ ГОСТИНЫХ» В ННОУ «ШКОЛА ПИОНЕР» Г. МУРМАНСКА)

данная статья посвящена вопросам организации литературных гостиных как одной из эффективных форм внеурочной деятельности, способствующих формированию гуманитарной образованности учащихся в современной...

Литературная гостинная "Великие классики английской и немецкой литературы"

Сценарий внеклассного мероприятия «Литературная гостиная»  (по произведениям английской,  немецкой классической литературы) Цели и задачи:1 . Познакомить детей с произведени...