Сценарий речевого праздника "Я могу, хочу говорить красиво" ( для учащихся 5-9 классов школ I и II вида)
материал (5 класс) по теме

Майстришина Наталия Валерьевна

Наша школа для слабослышащих детей. Ежегодно в  школе  проводятся речевые праздники  в классах, но учителя- дефектологи решили проводить ещё и общешкольные мероприятия по рсв. На уроках рсв и фп учителя- дефектологи ставят звуки, развивают слуховое восприятие, работают над темпом, ритмом речи, орфоэпией... над всем тем, что делает речь внятной и понятной окружающим. Это ежедневный кропотливый труд, а речевой праздник является итогом нашей ежедневной  работы.Цель речевых праздников- создание речевой среды для закрепления произносительных навыков во внеклассное время.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий речевого праздника

для учащихся 5-9 классов школ I и II вида

«Я могу и хочу говорит красиво»

                                 

                                  Составители:

                               учителя – дефектологи

                                                 КОУ «Специальная (коррекционная)

                                                 общеобразовательная школа-интернат №15

                                                 II вида»

                               Храмцова Г.И.

                               Майстришина Н.В.

                                 

Цель: создание речевой среды для закрепления произносительных навыков во внеклассной работе.

                       

                                 

                                  Истинная любовь к своей стране немыслима

                                  без  любви к своему  языку.

 

                                                                                               К. Паустовский

Ведущий:

У нас сегодня прекрасная встреча,

Ждет нас город Красивой речи.

Посмотрите на этот экран,

Вы увидите города план.

Это город Красивой речи! ( Рассматривают план на экране)

Ведущий:  приглашает прочитать хором: (экран)

Если хочешь грамотно, красиво говорить,

Надо русский язык полюбить!

Ведущий:

Русский язык – самый богатый язык в мире. Давайте это докажем!

- Например, как можно еще назвать нашу Родину? Читают с экрана.

 ( экран) Родина,              Отечество, Отчизна

Ведущий:

-Какими словами можно выразить, если человек быстро бежит?

(экран)  бежит, несётся, летит

Это слова – синонимы. Они помогают выразить оттенки, мысли, чувства.

Ведущий:

Мы доказали, что язык богат.Русским языком пользуются все жители России и жителииностранных государств. Русский язык звучный, чистый, красивый.Это язык А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя.

К нам пришла в гости Красивая речь. Встречайте! (Хлопают)

Красивая речь:

Я, Красивая речь, благодарю  вас за приглашение на праздник. Я рада, что вы хотите правильно  говорить, красиво, эмоционально выражать свои мысли. Я готова вам помогать, и приглашаю в путешествие по моему городу. Вы многому можете научиться. Будьте внимательны!

Ведущий:

 Мы идём на Главную площадь города, затем повернем на улицу Звуков.  Какие бывают звуки?  (Хором читают с экрана)

Звуки   бывают

гласные             согласные

        звонкие        глухие

Красивая речь:

- Какие звуки главней? (Ответы ребят)

Давайте проверим. Вот посмотрите, в этом тексте потерялись гласные, попробуйте прочитать. (Пробуют читать).(Выплывают гласные на свое место, все читают хором)  

С. 35

Д.бр.й   д.кт.р   .йб. л. т!

Красивая речь:

- Кто главнее? (ответ)

- Все звуки важные (хором).

Красивая речь:

- Верно! Все звуки важные! Ведущий, ведите ребят дальше.

Ведущий:

Спасибо, Красивая речь! Будьте гостьей на нашем празднике.

 Каждое слово имеет свой звукобуквенный состав. Если  заменить хоть одну фонему, то получится новое слово.

Например,  зверь - дверь (экран).

Посмотрите эту смешную историю (дедушка и внучка).

Сценка.  С.23

-  Дедушка, посмотри, что я нарисовала.

- А это кто?

- Ты дедушка. И портфель с учебниками.

Почему ты смеешься?

- Очень смешные твои подписи. Наверное, ты что – то перепутала. Надо у ребят спросить (спрашивает).

Ведущий:

 -  Почему смеётся дедушка?

- Ответы.

Ведущий:

 – Спасибо, гласные и согласные звуки.

Мы будем стараться правильно говорить и писать.

А теперь идём на следующую улицу.( Читают название. Звонкие согласные: в, б, д, г, з, ж).

Ведущий:

- Звонкие согласные –хитрые звуки: если после них стоят  гласные, то они звонко звенят, журчат, кричат; (выходят три ученика, в руках поднимают прямые слоги ЗА, ЖА, БА, читают, можно хором с ребятами);

- А если гласных нет, то притихнут до шёпота (ребята поворачивают слоги обратной стороной с обратными слогами,

читают АЗ, АЖ, АП, затем хором).

Ведущий предлагает прочитать

Зубы - зуб( после ответа выплывает)

снега –

           морозы-

Ведущий:

- Когда звонкие  звуки стоят в середине слова, то ведут себя также.

Сказочка- сказка

Сапожок-

Кружечка -

Указочка –

Ведущий:

Сделаем вывод: (экран) читают правило хором.

Звонкие согласные на конце слова и перед глухими говори как глухие.

Ведущий: (говорит с ребятами хором). Спасибо звуки гласные и согласные.

-  А мы пойдём  на улицу, где живёт волшебник Ударение.

Сценка.

Два друга встретились  и решили пойти на экскурсию.

- Куда пойдём?

- Давай посмотрим рекламу.

- Давай. (Смотрят газету).

- Вот смотри, экскурсия в замок, ставят на плакате ударение на О( замок на экране, плакат у ребят)

- А как мы пройдем в него? Он маленький.

- Не знаю?(Думают).

Выходит Ударение, ставит правильно знак ударения (выплывает замок).

Два друга:

- Спасибо, Ударение. Оставайся у нас на празднике.

Ударение:

- Как вы думаете, ребята, ударение важный знак?

- Да.

Ударение:

- Правильно, как взмахну своей волшебной палочкой, перенесу знак ударения на другой слог, сразу появится новое слово. Посмотрите (на экране слово ГВОЗДИКИ                       и

ГВОЗДИКИ                            ).

Ударение:

- Это  одинаковые слова? (ответы) Приплывают гвозди и гвоздики.

Ударение:

- Почему вы по – разному говорили звук О?

- Ребята отвечают: «безударный О говори как А (экран, правило читают хором, проговаривают слова: государство, слуховая работа, спасибо, кроссворд).

Ударение:

-  Я могу менять своё место в слове.

Нога - ноги

Рука - руки

Плечо – плечи

- Ударение:

- Я  могу допускать варианты ударений.-  Таких слов много. Чтобы не ошибиться, пользуйтесь словарём.

Запомните слова:

Красивее  каталог  звонит договор

Ударение:

- Молодцы! Путешествуйте дальше, а я прощаюсь с вами, пойду помогать другим ребятам (уходит).

Ведущий:

- Ребята, вы правильно выделяли ударный слог в слове. В предложении тоже есть важные слова, которые надо выделять голосом. Это логическое ударение. Оно помогает правильно понять смысл предложения.

Итак, мы пришли на улицу Логическое ударение (на экране улица).

- Кто хочет правильно прочитать, выделяя голосом логическое ударение? (4 ученика выходят,  читают по одному предложению, выплывает пояснение).

ТЫ сегодня дежурный в классе?         (или кто-то другой).

Ты СЕГОДНЯ дежурный  в классе?       (или завтра)

Ты сегодня ДЕЖУРНЫЙ  в классе?       (или нет)

Ты сегодня дежурный  В  КЛАССЕ?        (или в столовой)

        

Ведущий:

Молодцы! Мы переходим на следующую улицу Речевое дыхание (экран, хором читают:)

- « Когда говоришь, правильно дыши. Короткое предложение говори на одном выдохе, длинное предложение –говори с паузами».

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные, крутя.

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

Ведущий:

-  Молодцы. Вы правильно читали и правильно дышали.Мы подошли к улице Темп речи (читают с экрана)

Темп речи бывает медленный, средний и быстрый. Средний темп- норма.

 Ведущий:

-  Все ли темпы речи мы используем? ( ответы)

-  Сказку будем говорить медленно нараспев (один ребёнок читает: «Жили –были старик со старухой у самого синего моря…)

- Беседовать будем в среднем темпе (выходят двое)

-Какими видами спорта ты занимаешься?

- Я занимаюсь гимнастикой.

- Ты имеешь спортивный разряд?

- Да, у меня первый разряд.

Ведущий:

-  Скороговорки и считалки говорим в быстром темпе.

Мой весёлый звонкий мяч, ты куда пустился вскачь?

 Ведущий:

 Вот  так мы добежали до следующей улицы Выразительная речь.

Выходит восклицательный знак:

- Я очень важный знак, я выражаю радость, гнев.

Ура! я победил в конкурсе чтецов! (экран)

Выходит вопросительный знак.

- Где проходил конкурс? (экран)

- Кто участвовал в нём?

- Конкурс проходил в Москве, участвовали ребята из десяти городов.

(Выходят Запятая и Точка, встают на экране на своё место)

- Мы дружная команда, помогаем  вам красиво выражать свои мысли и чувства (ушли)

О       ( произнести, выразив  разные  чувства): удивленно,

радостно, недовольно, испуганно.

Ведущий:

- Наше путешествие подошло к концу. Я думаю, что оно вам понравилось.

Ученик:

Мы не прощаемся с городом речи,

Речи красивой,  плавной и звучной.

Будут у нас ещё новые встречи

И познаем её мы лучше.

Город красивой речи - наша школа, наш дом.

Мы с утра и до вечера учимся в нём:

Жить, говорить, любить,

Не оставляя ничего на потом.

Всё только сегодня и только сейчас,

И любовь ко всему не на показ.

И знание, и красивая речь, и дружба-

Это каждому в жизни нужно.

Учителя: (понимаются на сцену к ведущему).

Научим говорить ученика

Научим говорить его красиво:

Словами Пушкина, Есенина, Дюма,

Тургенева.

И в этом наша сила.

Научим мы с тобой ученика,

И говорить, и чувствовать красиво.

12 лет идём в руке рука,

И будут дети говорить красиво.

Русский язык – Это родина наша,

И нет ничего богаче и краше.

 Любите Россию!  Любите народ!  

И школу родную,

Где жизнь ключом бьёт.


Литература:

1.Калмыкова И.Р. Таинственный мир звуков. Фонетика и    культура речи в играх и упражнениях. Ярославль, 1998;

2.Щербакова Е.К. Работа над темпом речи, интонацией, орфоэпией.

Дидактические материалы по исправлению недостатков произношения у слабослышащих детей. М.,2005.

3. 1001  интересная идея интересного занятия с детьми

РЕЧЕВОЙ ПРАЗДНИК «ГОРОД КРАСИВОЙ РЕЧИ».

Овчинникова Татьяна Сергеевна, ГБС(К)ОУ ШИ I - II вида, учитель слуховой работы, г. Тихорецк, Краснодарский край.

Иванова Ирина Владимировна, ГБС(К)ОУ ШИ I – II вида, учитель слуховой работы, г. Тихорецк, Краснодарский край.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг на сплочени коллектива для учащихся 5-6 классов школы-интерната №6 VIII вида

В данном тренинге, представлены игры, в процессе которых происходит процесс сплочения детского коллектива....

Ток – шоу – «Пусть говорят» на тему: «Учусь говорить «Нет!» (для учащихся 2 - 6 классов).

Статья посвящена профилактике вредных привычек. Не секрет, что использование токсикоманических веществ в последние годы довольно широко распространилось в молодежной среде. И поэтому, согласно послови...

Речевая конференция по проверке навыков самостоятельной речи для учащихся 2-4 классов школы II вида.

Материал представляет собой сценарий речевого праздника для слабослышащих учащихся начальной школы, тесно связан с формированием грамматического строя речи. Речевой материал подобран таким образом, чт...

Программа элективного курса "Как научиться говорить красиво" для учащихся 9 класса

Элективный курс "Как научиться говорить красиво" создан как учебный курс предпрофильной подготовки  учащихся 9  класса с ориентацией на гуманитарный профиль....

Занятие «Учимся говорить красиво» для учащихся 6 – 7 классов

Занятие с учащимися направлено на развитие лингвистических умений. Детям представляются результаты опроса, проведенного заранее. затем предлагается ряд упражнений, направленных на развитие творческих ...

"Осенняя сказка" (Сценарий речевого праздника для разновозрастной дошкольной группы учреждений II вида)

"Осенняя сказка"-это сценарий речевого праздника для детей с ограниченными возможностями по слуху. Это не просто сценарий праздника, это обобщение знаний дошкольников  по теме "Осень".Материал мо...

Сценарий спортивного праздника"А ну-ка девочки!",для учащихся 3-4 классов.

Данный сценарий поможет преподавателям провести спортивный праздник, что порадует детей и приобщит их к систематическим занятием физкультурой....