Социальное проектирование по математике
рабочая программа (5 класс) по теме

Роговская Екатерина Андреевна

 

Умения и навыки исследовательского поиска необходимы не только тем, чья жизнь связана с научной работой, - это нужно каждому человеку. Универсальные навыки исследовательского поведения требуются в самых разных жизненных ситуациях.

 Современная жизнь ставит человека в изменчивые условия, требует от него решения многочисленных задач. Их эффективное выполнение невозможно без определенного опыта деятельности по поиску подходов к проблеме, прогнозирования действий, проведения анализа результатов.

Школьники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Следовательно,  учитель должен быть подготовлен к осуществлению этой работы.

В ходе опытной деятельности школьник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.                     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka.docx31.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 1 пгт Серышево                                               имени Сергея Бондарева

«Утверждаю»

Директор школы

______________________

«_____»_________2012год

«Согласовано»

Зам.директора по УВР

______________________

«_____»_________2012год

Рассмотрено на заседании Методического объеденения

Протокол № _________

«_____»_________2012год

Рабочая учебная программа

Курса «Социальное проектирование по математике»

5 А  класса

2012 – 2013 учебный год

Рабочую учебную программу  составила:

Роговская Екатерина Андреевна

Учитель математики

Серышево, 2012 г.

Пояснительная записка

Умения и навыки исследовательского поиска необходимы не только тем, чья жизнь связана с научной работой, - это нужно каждому человеку. Универсальные навыки исследовательского поведения требуются в самых разных жизненных ситуациях.

 Современная жизнь ставит человека в изменчивые условия, требует от него решения многочисленных задач. Их эффективное выполнение невозможно без определенного опыта деятельности по поиску подходов к проблеме, прогнозирования действий, проведения анализа результатов.

Школьники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Следовательно,  учитель должен быть подготовлен к осуществлению этой работы.

В ходе опытной деятельности школьник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.                    

В работе по проектно – исследовательской деятельности детей необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями школьников, характером учебно - воспитательных задач, которые решает учитель.      

Эффективность решения задач проектно - исследовательской деятельности зависит от многократного и вариативного их использования. Они способствуют формированию у школьников конкретных знаний, умений и навыков об окружающем мире.        

Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.

Эти результаты хорошо видны во время защиты детьми собственных исследовательских работ. В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, убеждать других, доказывая свою точку зрения.

Цель: формирование у учащихся ключевых компетенций в процессе проектно-исследовательской деятельности.

Задачи:

  • Развитие у учащихся математического мышления, интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать);
  • Формирование собственного познавательного опыта учащихся ;
  • Освоение методов, необходимых для проектно-исследовательской работы: изучение литературы, наблюдение, беседы, опыты, математические  эксперименты;
  • Обучение оформлению и представлению результатов исследовательской работы;
  • Развитие творческих и коммуникативных способностей у учащихся.

Планируемые результаты обучения.

Учащиеся будут знать:

  • способы самостоятельного познания через целесообразную деятельность.
  • Элементарные сведения о мироздании, связь между человеком и природой, назначении природы для человека, о живой и неживой природе;
  • Формы взаимодействия человека с природой;

Учащиеся будут  уметь

  • Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе;
  • Вести наблюдения в природе под руководством воспитателя;
  • Проводить поисково-исследовательскую деятельность с помощью педагога;
  • Анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать;
  • Оформлять результаты своей поисково-исследовательской деятельности в форме альбомов, тематических выставок рисунков и фотографий, электронных презентаций, дневников наблюдений, макетов.

Воспитают в себе:

  • Любознательность;
  • Готовность к сотрудничеству;
  • Любовь к природе, ответственность человека перед ней.

Особенности внеурочной проектной деятельности.

Внеурочная проектная деятельность организуется как двухкомпонентная.

Первый компонент – работа над темой – это познавательная деятельность, инициируемая детьми, координируемая учителем и реализуемая в проектах. Второй компонент – работа над проектами – это специально организованный учителем или воспитателем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ (т.е. продукта).

Основные виды творческих работ – это поделки и мероприятия.

Примеры проектов: создание рисунков, коллажей, макетов, постановка спектаклей и концертов, презентация и т.д

 Основные этапы внеурочной проектной деятельности:

1. Выбор темы.

2. Сбор сведений.

3. Выбор проектов.

4. Реализация проектов.

5. Презентации.

Выбор темы.

Работа над темой начинается с ее выбора. Так как тема выбирается одна на всех, то она должна быть достаточно емкой, чтобы в ней можно было выделить много разных подтем по интересам детей. Критериями выбора темы могут быть и специфические источники информации (возможность экскурсии на предприятия, отраслевая ориентация города, опыт учителя по работе с конкретной темой). Коллективный выбор детьми единой на всех темы может и должен регулироваться учителем (наводками и подсказками).

Совершенно иная картина с выбором подтем – здесь уже дети могут делать личный выбор того, что им интересно. Тема и совокупность выбранных детьми подтем задают структуру будущих информационных проектов – энциклопедий и картотек. Эту структуру в виде схемы учитель изображает на доске в процессе выбора подтем, чтобы дети наблюдали, как происходит систематизация знаний в любой области. Среди всевозможных подтем бывают типовые подтемы: географический аспект, исторический аспект,

культурный аспект (тема в литературе, живописи, фильмах и т.д

Выбор проектов.

После завершения этапа сбора информации учитель предлагает детям

принять участие в реализации проектов. При этом он знакомит детей с множеством проектов, которые можно выполнить по изучаемой теме, предоставляя детям возможность самим придумать свои проекты. На первом этапе следует, не озадачивая детей придумыванием своих проектов, предложить им на выбор доступные, реально выполнимые проекты. Было бы хорошо, чтобы в любой момент в классе выполнялось параллельно несколько проектов. Составляя список проектов, рекомендуется ориентироваться на местные условия и предоставлять детям разнообразные виды деятельности.

В коллективных проектах дети могут выступать как «специалисты» по выбранным ими ранее аспектам темы. Понятно, что при определении видов деятельности при работе над темой и при их выборе детьми будут учитываться те умения, которые у них есть к этому моменту. Так, например, очевидно, что задания вида «прочитай и расскажи» могут выполнять те дети, которые умеют читать, а «подготовь страницу в книгу» – те, которые умеют писать. Правда, и здесь возможны разные подходы.

Работа в малых группах

Поделки, коллажи, макеты и т.д.

Индивидуальная деятельность

Получаемый продукт – результат работы одного человека. Далее из таких личных изделий можно простым объединением (например, организовав выставку) сделать и коллективный продукт

Коллективная деятельность

Например: концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, видеофильм с участием всех желающих детей и т.д.

Реализация проектов.

На этом этапе дети готовят выбранные ими проекты, сочетая действия в школе (возможно, на некоторых уроках и после уроков) и вне школы.

Взрослые помогают только в случае острой необходимости, если есть опасение, что ребенок переоценил свои силы и может не справиться с выбранным проектом. Но это ни в коем случае не должны быть работы взрослых, как это порой случается. Напоминая о добровольности участия детей в описываемой деятельности, мы хотели бы сформулировать основные принципы работы над проектами.

Каждый ребенок имеет право:

– не участвовать ни в одном из проектов;

– участвовать одновременно в разных проектах в разных ролях;

– выйти в любой момент из любого проекта;

– в любой момент начать свой, новый проект.

Презентации.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом детям надо предоставить возможность рассказать о свой работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители. Если проект долгосрочный, то в нем целесообразно выделять промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление. Например, при подготовке кукольного спектакля можно устроить презентацию сделанных кукол персонажей. Некоторые проекты являются как бы «самопрезентующимися» – это спектакли, концерты, живые газеты и т.д. Презентацию проектов, завершающихся изготовлением поделок, надо организовывать специальным образом.

Критерии оценки оформления и выполнения проекта

1. Актуальность темы и предлагаемых решений, реальность, практическая направленность и значимость работы. 
2. Объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность, подготовленность к опубликованию. 
3. Уровень творчества, оригина
льность раскрытия темы, подходов, предлагаемых решений. 
4. Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов, полнота библиографии, цитируемость. 
5. Качество записки: оформление, соответствие стандартным требованиям, рубрицирование и структура текста, качество эскизов, схем, рисунков; качество и полнота рецензий. 
При защите проекта оценивается: 
1. Качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; аргументированность, объем тезауруса, убедительность и убежденность. 
2. Объем и глубина знании по теме (или предмету), эрудиция, межпредметные связи. 
3. Педагогическая ориентация: культура речи, манера, использование наглядных средств, чувство времени, импровизационное начало, удержание внимания аудитории. 
4. Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность и убежденность, дружелюбность, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы. 
5. Деловые и волевые качества докладчика: ответственное решение, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, способность работать с перегрузкой, доброжелательность, контактность. 

Учебно-тематический  план

Тема

Количество занятий

В том числе

Дата

Форма контроля

теория

практика

1

Введение.

Что такое исследование?

Кто такие исследователи?

1

1

Беседа с учащимися

2

Основные методы исследования. Как задавать вопросы?

2

1

Лекция.

3

Коллективная игра-исследование.

1

Круглый стол

4

Учимся выделять главное и второстепенное. Схема исследования

2

1

Лекция, беседа.

5

Этапы работы над проектом

1

6

Защита исследовательской работы. Секреты успешного выступления

1

1

Мозговой штурм. Игра.

7

Формы оценивания проектов.

1

1

Лекция

8

Выполнение проектно-исследовательских проектов. С чего начать?

9

1

Аналитическая и практическая работа по поиску и отбору необходимой информации. Игра.

9

Определение темы проекта,

постановка целей и задач.

1

10

Сбор и анализ информации, определение этапов.

1

11

Сбор и анализ информации.

1

12

Выполнение проекта.

1

13

Выполнение проекта.

1

14

Выполнение проекта.

1

15

Выполнение проекта.

1

16

Творческая защита (представление)

1

17

Итоговое занятие

1

1

Оценивание и рефлексия

Примерные темы проектов:

  • «Старинные меры длины»
  • «Инструменты для измерения длин»,
  • Создание треугольного коллажа.
  • «Окружности в народном исскустве»,
  • «Геометрия циферблата часов со стрелками»,
  • «Многоугольники в окружающем мире»,
  • «Геометрические тела в окружающем мире»,
  • «Исследование диаграмм»

Методическое обеспечение.

Оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор,  DVD-проектор,  видеомагнитофон  и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/) позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса. Использование разнообразных средств обучения в их сочетании позволяет сформировать правильные представления об изучаемых объектах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010.  321с.
  1. Гузеев В.В.         Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения [Текст]: / Гузеев В.В.. Директор школы № 6, 1995г.- 16с.
  1. Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. [Текст]: / Зверкова П.К.  М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 204с.
  2. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7        
  3. «Учебное проектирование», (компакт-диск), серии «Технологии управления современной школой»: 2-е изд. Издательство «УЧИТЕЛЬ», 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальное проектирование – технология социального воспитания учащихся

В своей педагогической деятельности мне неоднократно приходилось заниматься социальным проектированием. Эта работа всегда является очень творческой и привлекательной не только для обучающихся, но и дл...

Почему технология социального проектирования способствует формированию социального опыта обучающихся

В статье рассматриваются возможности технологии социального проектирования в процессе активного воспроизводства системы социальных связей учащимися за счет активной деятельности и активного включения ...

Программа дополнительного образования. Социальное проектирование. Математика. 5-9 класс

Направленность программы Программа предназначена для обучающихся основной школы, интересующихся исследовательской и проектной деятельностью Она направлена на формирование креативных (творческих) качес...

Алгоритм социального проектирования при проведении социальных акций в рамках технологии сетевого взаимодействия

Программа опытно - экспериментальной работы ГБОУ школы № 519 призвана помочь обучающимся адаптироваться к окружающей жизни путем своевременного приобретения необходимых знаний и социального опыта, ста...