программа факультативного курса "Лоскутная радуга"
рабочая программа (6 класс) по теме

Гончарова Елена Владимировна

программа расчитана на год обучения с детьми с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fakultativ_loskutnaya_raduga.docx30.76 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                             Утверждаю:

                                                          директор  «Специальной  (коррекционной)

                                                                                 школы – интернат VIII вида

                                                                                                    Горелая Т.Н.

               

                                               Программа

                            по факультативному  курсу

                                « Лоскутная радуга»

                           ( для учащихся с тяжелой

                           умственной   отсталостью)                        

                                                                      Составила:

                                                      учитель: Гончарова Е.В.

                                       о. Муром 2013 год.

                              Пояснительная записка

   Программа предназначена для преподавания лоскутного шитья как профильного курса трудового обучения детей с интеллектуальными нарушениями (для детей с тяжелой умственной отсталостью).

     Актуальность создания  программы  обусловлена желанием дать учащимся возможность познакомиться с  лоскутным  шитьём как культурной ценностью. Эта техника поможет творчески, индивидуально проявить себя.

     В программу включены материал по изготовлению простых техник по изготовлению лоскутного шитья, а также разделы предмета « Швейное дело» по машиноведению, материаловедению, конструированию, позволяющие закрепить знания и применить их при изготовлении простых лоскутных изделий.

     Работа с лоскутками – занятие увлекательное. Из лоскутков можно выполнить простые изделия декоративного плана и бытового назначения. Некоторые из них могут стать настоящими произведениями искусства. Польза и красота, обычное, в сущности, шитье и истинно художественная работа, бытовое удобство и духовность настоящего искусства – так можно охарактеризовать изделия, выполненные в технике лоскутного шитья.

   Уроки по предмету воспитывают вкус, пробуждают фантазию, учат чувствовать и, что самое важное, - создавать прекрасное помогают ощущать себя мастером и творцом.

   Программа разработана  так, чтобы учащиеся, изучая учебный материал, выполняли сначала простые образцы, обрабатывая их приемы и технику выполнения, а затем переходили к изготовлению более сложной работы (индивидуальных или групповых творческих работ). Последовательность тем по программе определяется усложнением материала  в техническом и художественном отношении. Вариативность изучаемого материала позволяет учителю направить процесс обучения не только на накопление знаний, умений по лоскутному шитью, но и максимальное использование физических возможностей и умственных способностей учащихся с тяжелой умственной отсталостью. Результатом такого обучения должно стать достижение психологической готовности учащихся к самостоятельной жизни и деятельности в области надомного труда.

Цель  программы:

      Развитие творческой личности, овладение практическими умениями обрабатывать текстильные материалы с целью создания  лоскутных  изделий.  В основу изучения курса лоскутного шитья положен принцип доступности и посильности выполнения трудовых работ, что дает возможность развивать наблюдательность, память, мышление, воображение, желание осваивать лоскутную технику изготовления простых лоскутных изделий

 В процессе обучения решаются следующие задачи:

 -научить традиционным и свободным приёмам шитья из лоскута, используя разные техники пошива;

 -развивать творческие способности учащихся;

 -воспитывать бережливость, экологическую сознательность;

 -формировать технологическую культуру;

 -формировать качества личности - настойчивость, терпение, аккуратность в труде.

 Программа для внеклассных занятий, рассчитана на год обучения.

( для детей с глубокой умственной отсталостью  в возрасте 10-12 лет 1 час а в неделю, для детей 13 – 14 лет – 2 часа в неделю) )

Методические указания

     На занятиях используются различные методы обучения – объяснительные, демонстрационные, практические.

    Практические работы включают сборку образцов узоров, графические зарисовки, изготовление изделий (прихватка, диванная подушка, грелка на чайник, лоскутная сумка, подставка под горячее и т.п. по выбору учащихся). Все объекты труда должны быть максимально познавательными, иметь эстетическую привлекательность и давать представление о технике  лоскутного  шитья.

     Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности.

     Дети учатся изготавливать изделия в  лоскутной  технике, при этом проявляют изобретательность, фантазию и творчество. Они знакомятся с основами композиции, видами орнаментов, цветовой гаммой и сочетаниями цветов, придумывают свои орнаменты, подбирают ткани по фактуре, волокнистому составу, цвету, учатся делать стёжку изделия, создают индивидуальные, неповторимые изделия. Работая с лоскутками, ищут более рациональные варианты их использования.

 Лучшие работы детей выставляются на выставках, ярмарках, (на базе школы)

Результаты образовательного процесса

Основные знания и умения

Учащиеся должны знать:

 -правила безопасности труда при работе на швейной машине и шитья ручными инструментами;

 -элементарные знания в области лоскутного шитья;

 -техники пошива  лоскутных  узоров «квадрат», «треугольник», «полоска», «уголки», «ромбы»,

 -способы выполнения аппликации, стёжки;

 -технологию выполнения ручных и машинных швов, необходимых для пошива, приёмы влажно-тепловой обработки;

 -материалы, применяемые в  лоскутном  шитье;

 -основы композиции, особенности построения узоров из текстильного лоскута, цветовую гамму;

 -требования к качеству готовых изделий.

Учащиеся должны уметь:

 -правильно организовывать рабочее место при выполнении работ и соблюдать правила безопасности труда;

 -подбирать и готовить материалы для  лоскутного  шитья;

 -составлять и шить  лоскутные  узоры «квадрат», «треугольник», «полоска», «уголки», «ромбы»,

 -обрабатывать, оформлять  лоскутное  изделие;

 -делать стёжку готового изделия;

 -делать аппликацию;

 -определять качество выполняемых операций, изготавливаемых изделий.

Литература

1. Нагель О.И. Художественное  лоскутное  шитьё. Учебно – методическое пособие для учителя. Москва, Школа – Пресс, 2000 г.

2. М.В.Максимова, М.А.Кузьмина Лоскутики. Г.Тверь «ЭКСМО-Пресс»,1998г.

3. Шьём из лоскутков. ВНЕШСИГМА АСТ. Москва 2000 г.

4. И.Ю. Муханова Шитьё из лоскутков. Быстро и красиво. Москва ОЛМА-ПРЕСС, 2001г.

                     

                               

                                       

                                                     Календарно – тематический план

                  Название темы

Количество часов

                       I   четверть

                24 часа

1.

Вводное занятие

                 1.

2.

Беседа о лоскутной технике изготовления швейных изделий

                 1.

3.

Инструменты и приспособления в лоскутном шитье

                 1

4.

Работа с бумагой, изготовление аппликации

                 3

5.

Работа  с кусочками ткани, выполнение аппликации из ткани

     

                 6          

6.

Ручные стежки и строчки в лоскутной технике

                3

7.

Изготовление шаблонов

                1

8

Пошив  фартука из квадратов по технике    « шахматка»

                8

                         II четверть

               28 часов

1.

Вводное занятие. Подготовка лоскутков к работе

               1

2.

Техника « Полосы» (узор блока  прямоугольник)

Изготовление образца

                9

3.

Изготовление прихватки из полос

               12

4.

Техника « Треугольники» (узор блока квадрат).

Изготовление образца

                 6

                       III четверть

              30 часов

1.

Вводное занятие

               1.

2.

Виды простых хлопчатобумажных тканей. Ткани для изготовления грелки на чайник

               1

3.

Изготовление грелки на чайник с фрагментами лоскутного шитья

              18

4.

Отделка готового изделия

               1

5.

Изготовление подставки под горячее.

               8

6.

Отделка готового изделия

               1

                       IV  четверть

              27 часов

1.

Вводное занятие

              1

2

Технология изготовления сиденья для табурета

              12

3

Изготовление лоскутной сумки

               14  

                     

                  Программа факультатива « Лоскутная радуга»

                        (для детей с тяжелой умственной отсталостью)

I четверть (24 часа)

Тема: Вводное занятие (1 час).

Цели и задачи обучения. Мастерская, ее назначение и оборудование. Правила поведения в мастерской. Организация рабочего места. Техника безопасной работы.

Тема:  Беседа о лоскутной технике изготовления швейных изделий. ( 1 час)

Демонстрация лоскутных изделий. Рассказ о мастерицах – лоскутницах с использованием книг по лоскутному шитью « От ремесла к искусству»,, «Волшебный лоскуток».

Тема: Инструменты и приспособления в лоскутном шитье (1 час)

Технические сведения:

Инструменты: ручные иглы, наперсток, ножницы, сантиметровая лента. Правила безопасной работы с инструментами. Классификация инструментов. Назначение и применение инструментов.

Умения и приемы работы:

Выбор игл и ножниц с учетом материала, подбор наперстка.

Практическая работа:

Вырезание деталей различной геометрической формы ( квадрат, треугольник, круг) для дальнейшего использования в изготовлении лоскутных изделий.

Тема: Работа с бумагой, изготовление аппликации (3 часа)).

Технические сведения:

Бумага, получение бумаги. Виды и свойства бумаги, применение бумаги.

Клей, его свойства, применение. Организация рабочего места при работе с бумагой и клеем.

Умения и приемы работы:

Ориентировка в задании по образцу, анализ образца с помощью учителя. Определение качества выполненных работ.

Практическая работа:

Приемы складывания бумаги, резание бумаги по прямым и закругленным линия. Разрывание бумаги по сгибу, по  контуру Складывание бумаги пополам. По диагонали, по намеченной линии, отгибание на заданную величину.

Тема: Работа с кусочками ткани, выполнение аппликации из ткани ( 6 часов).

Технические сведения:

Ткань, виды ткани, простые свойства тканей, применение тканей.

Организация рабочего места при работе с тканью и клеем

Умения и приемы работы:

Ориентировка в задании по словесным инструкциям учителя, анализ образца с помощью учителя. Определение качества выполненных работ.

Практическая работа:

Выкраивание деталей аппликации по готовым шаблонам, Составление эскиза будущей аппликации, наклеивание деталей на основу ( ткань)

Тема: Ручные стежки и строчки в лоскутной технике ( 3 часа)

Технические сведения:

Обметочные, крестообразные стежки и строчки. Применение. Технические условия.

Умения и приемы работы:

Технологическая последовательность выполнения стежков и строчек. Качество выполнения стежков и строчек. Ориентировка в задании по словесной инструкции учителя и по образцу.

Практическая работа:

Работа с картоном, разметка мест прокола иглой. Выполнение обметочных и крестообразных стежков и строчек на картоне и кусочках ткани, закрепление нитки в строчке.

Тема: Изготовление шаблонов (1 час)

Технические сведения:

Назначение шаблонов, порядок изготовления шаблонов, варианты шаблонов.

Умения и приемы работы:

Ориентация в задании по образцу, определение качества выполненной работы.

Практическая работа:

Изготовление шаблонов.

Тема: Пошив фартука из квадратов  по технике « шахматка» (8 часов)

Технические сведения:

Выбор рисунка передника с помощью учителя. Подбор ткани.

Умения и приемы работы:

Технологическая последовательность  изготовление «шахматки». Контроль качества выполненной работы.

Практическая работа6

Изготовление передника и квадратов с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащихся.

II четверть.  (28 часов)

Тема: Вводное занятие. Подготовка лоскутков к работе. ( 1 час).

Повторение правил поведения в мастерской и техники безопасной работы. Ознакомление с планом работы. Подбор лоскутков, их ВТО.

Тема: Техника «Полосы» (узор блока прямоугольник), изготовление образца.

(9 часов)

Технические сведения:

Знакомство с техникой выполнения  Порядок сборки узора.

Практическая работа:

 Подбор ткани, разработка эскиза изделия совместно с учителем.  Выкраивание деталей по готовым шаблонам. Выполнение образца в данной технике. ВТО.

Тема: Изготовление прихватки из полос (12 часов).

Технические сведения:

Форма прихватки (квадратная, прямоугольная). Художественное оформление прихватки (лоскутная тематическая аппликация, лоскутная геометрическая аппликация). Технология выполнения.

Умения и приемы работы:

Выбор ткани с учетом цвета, рисунка. Подготовка ткани к работе. Раскрой основных деталей для прихватки( верхней, подкладочной, прокладки) по готовым шаблонам. Технология сборки прихватки. Работа по окончательной отделки изделия.

Практическая работа:

Изготовление прихваток различных по форме.

Тема: Техника «Треугольники» (узор блока квадрат). Изготовление образца.

(6 часов)

Технические сведения:

Знакомство с последовательностью выполнения работы. Создание рисунка. Порядок сборки рисунка.

Практическая работа:

Выкраивание деталей по готовым шаблонам. Соединение деталей в блок. Варианты расположения треугольников.

III четверть (30 часов)

Тема: Вводное занятие (1 час)

Повторение правил безопасной работы и правил поведения в мастерской. Выставка лоскутных изделий.

Тема: Виды простых хлопчатобумажных тканей. Ткани для изготовления грелки на чайник. (1 час)

Технические сведения:

Сведения получения хлопчатобумажных тканей. Понятие о долевой и поперечной нити. Лицевая и изнаночная стороны. Кромка в ткани.

Объекты работы:

Образцы видов тканей. Образцы поделок , выполненные из тканей

Практическая работа:

Определение лицевой и изнаночной стороны ткани, долевой и поперечной нити, кромки. Составление аппликации из разных кусочков хлопчатобумажной ткани.

Тема: Изготовление грелки на чайник с фрагментом лоскутного шитья

(18 часов)

Технические сведения.

Форма грелки. Художественное оформление грелки. Технология изготовления грелки на чайник.

Умения и приемы работы:

Выбор ткани с учетом рисунка, цвета. Подготовка ткани к работе. Выкраивание деталей, составление из них блоков, сборка блоков в основную деталь.  Изготовление основных и подкладочных деталей.

Практическая работа:

Изготовление грелки на чайник,

Тема Отделка готового изделия (1 час))

Технические сведения.

Назначение и применение отделки. Виды отделки.

Умения и приемы работы:

Художественное оформление основных деталей грелки. Работа по окончательной отделке изделия.

Практическая работа:

Отделка готового изделия.

Тема: Изготовление подставки под горячее ( 8 часов)

Технические сведения:

Форма подставки( круглая, квадратная, прямоугольная). Технология изготовления подставки под горячее.

Умения и приемы работы:

Подбор ткани. Составление эскиза. Выкраивание деталей подставки, составление блоков, сборка изделия из блоков. Изготовление основных и подкладочных деталей.

Практическая работа:

Изготовление подставки под горячее.

Тема: Отделка готового изделия  (1 час)

Практическая работа:

Отделка готового изделия.

IV четверть (27 часов)

Тема: Вводное занятие:

Повторение правил поведения в  мастерской. Техника безопасности. Цели и задачи обучения в четвертой четверти.

Тема: Технология изготовления сиденья для табурета (12 часов)

Технические сведения:

Назначение и применение в быту. Форма сиденья (квадрат). Технология изготовления.

Умения и приемы работы:

Выбор ткани с учетом цвета, рисунка.  Подготовка ткани к работе. Составление рисунка под контролем учителя. Выбор техники выполнения.

Практическая работа:

Изготовления сиденья в технике «Шахматка»,  «Полосы», « Треугольники»  (по выбору) (по индивидуальных способностям и возможностям).Отделка готового изделия.

Тема: Изготовление лоскутной сумки( 14 часов)

Технические сведения:

Назначение и применение в быту. Фасоны сумок. Отделка изделий. Ткани для пошива сумок.

Умения и приемы работы:

Выбор техники выполнения ( различных блоков). Технологическая последовательность выполнения. Контроль качества выполнения.

Практическая работа:

Составление эскиза сумки. Выбор техники лоскутного изготовления. Использование готовых шаблонов при выкраивании деталей. Изготовление основной детали и ручек. Отделка сумки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа творческого объединения "Радуга идей"

Данная программа кружка «Радуга идей» рассчитана на обучение детей в возрасте 7-10 лет. Поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки...

Рабочая программа танцевального кружка "Радуга"

Рабочая программа танцевального кружка "Радуга " для 1-4 курсов студентов педагогического колледжа .Данная программа направлена на углубленное освоение дисциплин "Детский бальный танец и современный "...

Физическое развитие и развивающая программа по цветокоррекции "Радуга".

Физическое развитие и развивающая программа по цветокоррекции "Радуга"Тема: Общеразвивающие упражнения в ходьбе и беге. Прыжки на двух ногах с продвижением вперед. Игры на узнавание цвета, внимание и ...

Досуговая программа "Путешествие по радуге"

Программа «Путешествие по Радуге» составлена для организации детского досуга в период осенних каникул.Прививать любовь к родному Коми краю, развивать стремление изучать историю родного края, сох...

Программа школьного театра "Радуга"

Школьный театр - особый мир в пространстве образова­тельного учрежденияВ школе происходит становление личностного самосознания ребенка. Для этого усилиями педагогов и родителей создаются разнообра...