Внеурочная деятельность
рабочая программа по теме

Серёдкина Александра Валерьевна

Рабочие программы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_progr_khor.doc100 КБ
Файл Психология успеха22.15 КБ
Microsoft Office document icon Журналистика79 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ХОРОВОМУ ПЕНИЮ

Пояснительная записка.

Важнейшей частью музыкально-эстетического воспитания в школе является формирование и развитие у ребенка понимания произведения искусства, постижение языка музыки. В своей концепции музыкального воспитания мы рассматриваем хоровое пение как самый доступный и активный вид творческой деятельности: в школе, наряду с уроками музыки, создана система музыкально-эстетического воспитания детей на основе собственно хорового пения, в процессе которого освещаются вопросы истории и теории музыки, эстетики и культуры, в этом и актуальность данной программы.

Занятия хоровым пением рассчитаны на 1 час в неделю, всего 34 ч.

В основе реализации концепции лежат следующие принципы:

  1. Обучение всех детей без отбора в условиях общеобразовательной школы;
  2. Методика вокальной работы с детьми строится на понимании физиологических механизмов звукообразования в различных голосовых регистрах и позволяет педагогу произвольно управлять творческим процессом;
  3. Основу учебного репертуара составляют высокохудожественные произведения композиторов-классиков, которые позволяют решать следующие ключевые учебные задачи:
  • развитие музыкальности образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, музыкальной памяти;
  • умственное и эмоциональное развитие ребенка.
  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке, музыкального вкуса учащихся, устойчивого интереса  к музыке;
  • приобретение навыков пения по нотам;

Программа хорового класса целиком основана на произведениях композиторов-классиков. Идея сотрудничества и диалога композитора, сочинившего музыкальное произведение, учителя-дирижера и ученика-певца пронизывает каждый урок музыки.

Цели и задачи дополнительной образовательной программы

Цель программы: Содействовать развитию художественного вкуса, творческих способностей, познавательного интереса учащихся к музыке, расширению их музыкального кругозора, воспитанию личностных качеств, учитывая индивидуальные возможности детей, заложенный в них творческий потенциал; научить петь каждого ребенка, независимо от его природных данных.

Задачи программы:

Образовательные:

  • освоение знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка;
  • освоение знаний о музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов;
  • освоение знаний о воздействии музыки на человека;
  • освоение знаний о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
  • ориентировать в выборе музыкального инструмента, участии  в деятельности музыкальных объединений школы.

Развивающие:

  • развивать музыкальные способности обучающихся, их исполнительские навыки;
  • развивать творческую активность и творческие способности учащихся;
  • развивать у детей стремление к творческой деятельности.

Воспитательные:

  • формировать у детей интерес и любовь к серьезному музыкальному искусству; понимание народного, классического и современного музыкального творчества;
  • способствовать расширению музыкального кругозора;
  • формировать навыки общения и культуры поведения.

Принципы обучения:

  • доступности содержательного материала в соответствии с возрастными особенностями детей, тщательный подбор музыкальных произведений для каждой ступени обучения, обучение пению  по нотам всех детей без исключения;
  • последовательности и систематичности изложения;
  • принцип сбалансированного сочетания разнообразных форм и видов мыследеятельности; единства художественного и технического развития учащихся,
  • оптимального сочетания индивидуальной, групповой и коллективной форм организации педагогического процесса, в каждом классе свой хор – сплоченный коллектив.

Основные знания, умения, навыки

В случае успешной апробации программы «Хоровой класс» у ее участников формируется система специальных знаний и навыков, приобретаются:

-опыт творческой деятельности, который формирует творческое мышление,

-опыт эмоционально-волевого отношения к окружающему миру, который вместе со знаниями и умениями формирует систему ценностей ребенка.

Кроме того, учащиеся приобретают следующие умения и навыки:

  • звукообразования в различных регистрах,
  • артикуляции,
  • дыхания,
  • слухового внимания и самоконтроля,
  • выразительности пения.

Формирование хоровых навыков – единый педагогический процесс. Они формируются относительно одновременно, обуславливая друг друга. Существенным признаком их формирования являются качественные изменения основных свойств голоса ученика. Развитие основных свойств звучания голоса должно происходить в следующих направлениях: звуковысотный диапазон, динамический диапазон, тембр, дикция, подвижность голоса.

В результате воспитательной деятельности учащиеся получат:

  • опыт творческой деятельности;
  • радость общения с музыкальным искусством и единомышленниками;
  • навыки коллективного творчества;
  • возможность для воплощения собственных творческих интересов и идей.

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

На уровне педагога:

  • интегративность программы «Хоровой пение» с программами «Сольфеджио», «Вокал», «Мировая художественная культура»,
  • участие в разного рода конкурсах,
  • развитие новых форм учебно-воспитательной работы,
  • проведение открытых занятий,
  • участие в городских семинарах, в курсах повышении квалификации.

На уровне учащегося:

  • формирование и поддержание интереса к данному курсу,
  • участие всех детей в проводимых мероприятиях, конкурсах,
  • творческое выполнение учебных заданий, заинтересованность в личном росте,
  • качество выполнения учебных заданий,
  • объем музыкальной эрудиции.

Способы диагностики результативности:

  • тесты, беседы с детьми,
  • наблюдение за участием детей в общешкольных музыкальных конкурсах и праздниках,
  • выполнение учащимися самостоятельных творческих заданий во время учебного процесса,
  • предоставление самостоятельного выбора произведений для разучивания и исполнения,
  • наблюдение и беседы с учащимися и их родителями на музыкальных праздниках и конкурсах.

Критерии эффективности обучения хоровому пению

Основной объективной оценкой эффективности работы педагога являются открытые учебные занятия, концертная деятельность каждого класса. Именно чистота пения, сложность репертуара, многоголосное пение, сольное пение является оценкой качества работы учащихся и педагога.

Формы подведения итогов реализации

дополнительной образовательной программы

По программе «Хоровой класс» осуществляются следующие виды контроля:

  • предварительный – выявляющий подготовленность группы детей к слуховой и певческой деятельности, развитие интонационных, ритмических способностей,
  • текущий контроль – систематическая проверка развития мелодического, вокального и ритмического слуха, интонации, результативности обучения,
  • итоговый контроль – чистота интонирования на концертных мероприятиях, участие в открытых уроках, итоговых конкурсах.

Формы проверки

Формами проверки работы педагога по реализации данной программы являются:

  • открытые уроки,
  • сольные выступления,
  • хоровые конкурсы,
  • полугодовые и годовые отчетные концерты.

В конце каждой четверти проводятся контрольные уроки-концерты, интегрированные уроки, музыкально-литературные композиции.

По окончании первого и второго полугодия проводятся хоровые концерты - хоровые собрания, на которых каждый хор исполняет 10 - 20 произведений русских и зарубежных композиторов, народные песни. Хоровые коллективы выступают на праздничных концертах, участвуют в конкурсах.

Учебно-тематический план по хору

Содержание и виды работ

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1.Пение произведений.

2.Пение учебно-тренировочного материала.

3.Слушание музыки.

4.Хоровое сольфеджио.

Итого:

28

2

2

2

34

1

0,5

0,5

-

2

27

1,5

1,5

2

32

Календарно-тематический план

Дата

Тема

1

Пение произведения «Господа, педагоги»

2

Пение произведения «Господа, педагоги»

3

Пение произведения «Господа, педагоги»

4

Пение произведения «Господа, педагоги»

5

Пение произведений «Хэллоуин», «Ребята 70 широты»

6

Пение произведений «Хэллоуин», «Ребята 70 широты»

7

Пение произведений «Хэллоуин», «Ребята 70 широты»

8

Пение произведений «Хэллоуин», «Ребята 70 широты»

9

Пение произведения  «Ребята 70 широты»

10

Пение произведения «Мама»

11

Пение произведения «Мама»

12

И. Бах. Жизнь и творчество

13

А. Моцарт. Жизнь и творчество.

14

Пение произведений к Новому году

15

Пение произведений к Новому году

16

Пение произведений к Новому году

17

Хоровое сольфеджио. Голосовые упражнения

18

Хоровое сольфеджио. Многоголосовые упражнения

19

Пение произведения «Мы маленькие дети»

20

Пение произведения «Мы маленькие дети»

21

Развитие дыхания

22

Пение произведения «Валенки»

23

Пение произведения «Валенки»

24

Пение детских песен

25

Пение детских песен

26

Пение произведения «Так всегда бывает в марте»

27

Пение произведения «Гимн школы»

28

Развитие гибкости, ровности голоса

29

Пение произведения «Гимн школы»

30

Пение произведений к Последнему звонку

31

Пение произведений к Последнему звонку

32

Пение произведений к Последнему звонку

33

Пение произведений к Последнему звонку

34

Пение произведений к Последнему звонку

Содержание рабочей  программы.

1.Пение произведений -28ч.

Беседа о разучиваемых произведениях яркой, лаконичной, доступной для школьников форме с привлечением материала из школьной программы, из других видов искусств. Краткий экскурс об исторической эпохе, в которую жил и творил композитор-классик. Рассказ о творчестве, доступный данному возрасту. Анализ музыкального и поэтического текста, а также стилевых, жанровых, национальных и других особенностей произведения. Показ-исполнение песни педагогом. Разбор его содержания. Разучивание произведения с сопровождением и a capella. Доведение исполнения песни до уровня, пригодного для публичного выступления.

2.Пение учебно-тренировочного материала – 2 ч.

Раскрытие роли и смысла каждого нового упражнения для музыкально-певческого развития ребенка. Рассказ об упражнениях для развития дыхания, гибкости и ровности голоса. Показ упражнений, их разучивание и впевание. Контроль над качеством исполнения. Формирование у учащихся самоконтроля.

3.Слушание музыки – 2 ч.

Слушание вокально-хорового материала, осваиваемого учениками на занятиях хора, а также инструментальных произведений для расширения кругозора учащихся, введения их в многообразный мир художественных образов. Формирование умения грамотно оценивать музыкальные произведения.

4.Хоровое сольфеджио – 2ч.

Пение сольфеджио упражнений, сначала одноголосных, затем многоголосных. Музыкальное «озвучивание» правил, изучаемых на уроке «Сольфеджио». Пение сольфеджио канонов, отрывков песен. Все упражнения по хоровому сольфеджио исполняются вокально, напевно, с хорошей дикцией и дыханием.

Ресурсное обеспечение дополнительной образовательной программы

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы «Хоровой класс» включает в себя описание:

-приемов развития слуха и голоса,

-методов вокально-хорового воспитания детей,

-форм проведения уроков,

-дидактического материала.

Приемы развития слуха и голоса:

  1. Вслушивание в показ учителя и повторение отдельных звуков, мотивов, фраз в фальцетном и грудном регистре.
  2. Словесное описание качества певческого голоса и звука, анализ и оценка их после прослушивания.
  3. Использование ручных знаков, нотной записи в пении упражнений, мелодий, песен.
  4. Пение без сопровождения.
  5. Транспонирование мелодий, секвенций, песен с целью развития диапазона голоса и определения более удобной тональности для певцов.
  6. Вокализация песен и упражнений с целью выравнивания тембра, достижения кантилены, выразительной фразировки.
  7. Активная артикуляция при мысленном пении, выразительное чтение текста.
  8. Выразительная фразировка, логические ударения.
  9. Сознательное управление дыханием, верхним небом, лицевыми мышцами для воспроизведения более высокого и мягкого звука, приближения вокальной позиции и активного резонирования.
  10. Самоконтроль и самооценка в процессе пения.
  11. Одобрение и поощрение учеников учителем, положительные эмоции на уроке, юмор.

В работе используются следующие методы вокально-хорового воспитания детей:

  • концентрический,
  • фонетический метод показа и подражания.
  • мысленного пения.

Разнообразные формы проведения урока:

  • урок хорового сольфеджио,
  • урок-праздник,
  • урок-концерт,
  • тематический концерт,
  • академический концерт,
  • урок-оперный спектакль,
  • урок-музыкально-литературная композиция,

        Поскольку в программе «Хоровой класс» участвуют дети с 4-11 классов, деятельность педагога дополнительного образования, детей и родителей строится на принципах сотрудничества, взаимопонимания, активности сторон.

Совместная деятельность педагога дополнительного образования, родителей и детей строится:

  • по совместному планированию и организации открытых занятий, концертной деятельности, конкурсов,
  • по организации поездок на конкурсы и концерты,
  • по изучению и диагностике учащихся и их родителей,
  • по индивидуальной работе педагога с родителями учащихся.

Список литературы:

  1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 2013. 112 с.
  2. Апраксина О. А., Орлова Н. Д. Выявление неверно поющих детей и методы работы с ними. // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 10. // М.:2005. С. 104-113.
  3. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе.М.: Просвещение, 2013. 220 с.
  4. Морозов В.П. Развитие физических свойств детского голоса.// От простого к сложному. Л., 2004. С. 97=106..
  5. Овчинникова Т. Н. К вопросу о воспитании детского певческого голоса в процессе работы с хором.// Музыкальное воспитание в школе. Вып. 10. М.: Музыка, 2005. С. 17-23.
  6. Огороднов Д. Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. Л.: Музыка, 2012. 152 с.
  7. Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.: МПГУ им. Ленина, 2012. 270 с.
  8. Тевлина В. К. Вокально-хоровая работа. // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 13. М.: Музыка, 2012. С. 43-77.
  9. Урбанович Г. И. Певческий голос учителя музыки. // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 12. М.: Музыка, 2007. С. 23-33.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная программа разработана в соответствии с учебным планом МОУ «Артемовская СОШ». Курс рассчитан на 34 часа для учащихся 10 и 11 классов. 

Занятия проводятся педагогом один раз в неделю в течение года. Продолжительность занятия – 45 минут.

В современном обществе для подростков стало актуальным постановка жизненных целей, ориентация на будущее. Отсюда и актуальность данной программы: передоставление возможности целесообразного планирования своей деятельности.

Данный  факультатив имеет важное значение для сообщение новых знаний учащимся, закрепление их в памяти, применение знаний, а также развитие познавательной сферы старших школьников.

Предлагаемый  факультатив направлен на преобразование познавательной сферы старших школьников в области психологии, овладение старшими школьниками полученными знаниями по данной дисциплине.

Цель  курса: развитие у обучаемых интереса к научной психологии личности; ознакомление обучаемых с основными теориями и категориями психологии личности.

Задачи  курса:

1)создание у учащихся  ориентировки в  основных теориях  и категориях психологии  личности;

2)создание у учащихся  осознания необходимости  усвоения получаемых знаний с помощью демонстрации их практической значимости;

3)организация контроля  усвоения учащимися  полученных знаний. 

Требования  к уровню освоения факультатива

 Старшие школьники должны знать: предлагаемый материал; уметь понять место личности в отечественной психологии ;реализовать психологические знания в своем поведении, отношениях; применять полученные знания на практике. 

Примерное распределение времени  следующее:

Лекционные занятия- 30 часов

Практические занятия – 4часа

Форма работы со старшими школьниками: опрос; чтение лекции, дискуссии, открытые беседы . 

Контроль  усвоения полученных знаний: устный опрос; написание эссе.

Система оценивания: безотметочная.

     

 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

Раздел

Количество часов

1

Личность

3

2

Темперамент

3

3

Характер

4

4

Воля

3

5

Эмоции

3

6

Мативы

3

7

Способности

3

8

Интеллект

3

9

Самосознание

3

10

Самопознание

2

11

Практические занятия

4

12

Итого

34

Содержание  курса

      Тема 1.Личность. (3 ч.).      Общее представление о личности. Философский  клинический и экспериментальный  этапы изучения личности. Психологическая структура личности. Развитие и устойчивость личностных свойств. Психологическая структура личности в отечественной и зарубежной психологии.      

Тема 2.Темперамент. (3 ч.).      Психологическая сущность и теория темперамента. Темперамент  как свойство личности. Определение темперамента. Психологический подход к темпераменту. Психологические портреты лиц с различными типами темперамента.     

 Тема 3. Характер. (4 ч.).      Общее сведение о характере. Определение  характера, его структуры и свойства. Психологическая сущность характера. Черты личности. Классификация характеров. Взаимосвязь характера с темпераментом. Взгляды на соотношение характера с темпераментом. Типология характеров. Условия формирования, развитие характера и признаки его проявления. Роль темперамента в формировании и развитии характера      

Тема 4. Эмоции. (3 ч.).      Понятие эмоций, эмоционального реагирования и эмоциональных состояний. Сущность эмоций. Субъективность и непроизвольность эмоций. Знак эмоций. Психологические аспекты эмоционального реагирования и эмоционального состояния. Влияние переживаний на активность человека. Краткая характеристика видов эмоций и эмоциональных состояний. Понятие и свойства эмоциональной сферы личности. Физиологические и психофизиологические основы эмоций. Функции и свойства эмоций. Нарушения эмоциональной сферы.      

Тема 5.Мотивы. (3 ч.).      Проблема  мотивов психологии. Взгляды на сущность мотивов (потребностная физиологическая  психоаналитическая, деятельностная концепции  мотивов; концепции тревожности  достижения успехов реактивности личностных диспозиций). Самостоятельность мотива. Мотивационная сфера, мотивация и мотировка. Понятие мотивационной сферы личности, виды мотивов. Интересы, желания, установки в мотивационной сфере. Направленность личности. Развитие и нарушения мотивационной сферы личности.     

 Тема 6. Воля. (3 ч.).      Общая характеристика воли. Воля как форма  активности личности. Психологическая  сущность воли. Роль воли в жизни  деятельности человека. Воля как характеристика сознания. Понятие волевого действия. Признаки волевых действий. Понятие и условия проявления волевого усилия. Сущность тормозной и побудительной функции воли. Психологическая структура волевого действия. Этапы волевого действия. Волевые качества личности. Проблема воли в научных теориях. Современное состояние проблемы воли в психологии. Подходы к проблемам воли. Развитие, условия воспитания и нарушения воли.     

 Тема 7.Способности. (3 ч.).      Деятельностный  и функциональный подходы к понятию  способности и их структуре. Понятие  склонность и качества личности и их связи с понятием способностей. Природные и социальные предпосылки способностей. Деятельностный и функциональный подходы к решению вопроса об источниках способностей. Основания для классификации способностей и виды способностей. Одаренность, талант и гениальность. Проявления и условия развития способностей. Роль методики обучения и воспитания в развитии способностей. Мотивация и способности.     

 Тема 8. Интеллект. (3 ч.).      Понятие и структура интеллекта. Разнообразие взглядов на интеллект. Структура интеллекта. Интеллект в жизненных процессах человека. Оценка уровня развития интеллекта. Нарушения интеллекта. Факторы, обеспечивающие развитие креативности.      

Тема 9. Самосознание. (3 ч.).         Проблема принятия себя. Компоненты структуры «Я-концепции». Понятие и функции самосознания. Развитие самосознания как многоуровневый процесс. Соотношение самосознания с сознанием. Когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты самосознания. Взгляды на механизм генезиса самосознания.         

Тема 10. Самопознание. (2ч.).         Самопознание личности. Самопознание как сложный процесс в сознании индивида континуума собственных характеристик. Содержание двухуровневой системы развития самопознания. Процессы идентификации, рефлексии и атрибутирования как механизмы самопознания. Понятие каузальной атрибуции.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема

1

Общее представление о личности

2

Развитие и устойчивость личностных свойств

3

Психологическая структура личности

4

Психологическая сущность и теория темперамента

5

Темперамент как свойство личности

6

Психологический подход к темпераменту

7

Общее понятие о характере. Определение характера, его структура и свойство

8

Психологическая сущность характера. Черты личности.

9

Классификация характеров. Взаимосвязь характера с темпераметром.

10

Роль темперамента.

11

Эмоции. Эмоциональное состояние.

12

Знак эмоций.

13

Функции и свойства эмоций.

14

Сущность мотивов.

15

Мотивационная сфера личности.

16

Направленность личности.

17

Воля как форма активности личности.

18

Волевое усилие.

19

Развитие, условия воспитания и нарушения воли.

20

Способности и их структура.

21

Источники способностей.

22

Мотивация и способности.

23

Понятие и структура интеллекта.

24

Интеллект в жизненных процессах человека.

25

Развитие креативности.

26

«Я – концепция».

27

Совершенствование самосознания.

28

Компоненты сапознания.

29

Самопознание личности.

30

Механизмы самопознания.

31

Карта успеха

32

Моя цель – моя мечта

33

Жизнь моей мечты

34

Секрет успеха (конференция)

Ожидаемые результаты

Предметные: расширение психологического кругозора, составление психологических карт, изучение личной «Я – концепции»;

Метапредметные:повышение активности учащихся, инициативности в творческих и ученических делах;

Личностные: способность к самопознания, развитие целеустремленности, возможность постановки жизненных задач и целей.

Список  литературы для подготовки преподавателя  по данной теме:

Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. – М., 2013.

Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологичсекого анализа. – М., 2010.

Бернс Р.В. Я-концепция и воспитание. – М., 1986.Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. – Киев, 2012.

Бодалев А.А. Психология о личности. – М., 2009.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 2011.

Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. – М., 2009.

История зарубежной психологии. 30-60-е годы ХХ века. Тексты. – М., 2007.

Кон И.С. Постоянство и изменчивость личности// Психологический журнал. – . - № 4. – С.126-137., 2009

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1982.Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. – М., 2005.

Мерлин В.М. Личность как предмет психологического исследования. – Пермь, 2008.

Мерлин В.С. Очерк теории успеха личности. – М., 2004.

 Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. – М., 1989.

Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – М., 2007

.Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1999.

Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. Теоретические проблемы развития психологической науки. – М., 1994.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, пейджинговые и мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нем, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета.

Необходимо одновременно помогать ребятам в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своем социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в нашей программе «За семью печатями».

Настоящая программа рассчитана на три года: 34часа по 1 часу в неделю. Предлагаемый курс обучения основам журналистики адресован учащимся в возрасте 14–17 лет.

Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребенка.

Новизна данной программы состоит в том, что она дает возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества.

Формы занятия, предусмотренные программой:

1) свободная творческая дискуссия;

2) ролевые игры;

3) выполнение творческих заданий;

4) активные методы формирования системы общения;

5) практическая работа (подготовка материалов для публикаций в прессе).

Программа построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи. С этой целью предусматриваются индивидуальные занятия.

Количество учащихся в учебной группе не должно превышать 10–15 человек:

1-й год обучения – 15 человек;

2-й год обучения – 10–12 человек;

3-й год обучения – 6–8 человек.

.

Цель программы: знакомство учащихся с журналистикой как профессией и областью литературного творчества, развитие творческих способностей подростков.

Задачи:

  • развивать интерес к этой профессиональной сфере у учащихся;

  • содействовать расширению лингвистического кругозора учащихся;

  • содействовать развитию и совершенствованию способностей создавать и оценивать тексты различной стилевой принадлежности;

  • способствовать освоению учащимися фундаментальных понятий современной информатики, формировать навыки алгоритмического мышления;

  • развивать  практические навыки работы с компьютером, как современном средстве обработки информации и современными информационными технологиями.

Основными требованиями  к учащимся при изучении основ журналистики являются: интерес к журналистике как профессии; желание овладеть навыками работы юного корреспондента; активная позиция во время занятий; выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, творческих конкурсах.

Формы контроля разнообразны:

– самостоятельные работы в различных жанрах журналистики;

– семинары-практикумы по изученной теме;

– творческие конкурсы;

– публикации.

Программой предусмотрен контроль за усвоением материала в конце обучения:

1-й год обучения – семинар-практикум по теме «Особенности жанра» (по выбору);

– самостоятельная творческая работа;

2-й год обучения – проведение ролевой игры с учащимися с позиций реального или вымышленного лица;

– конкурс творческих работ;

3-й год обучения – публикация в прессе или творческом альманахе учебной группы.

Конечные результаты:

– умение построить устное и письменное сообщение;

– умение работать в различных жанрах публицистического стиля;

– умение общаться с отдельным человеком и аудиторией;

– самостоятельная подготовка и публикация материалов в прессе.

Настоящая программа построена в соответствии с основной поставленной целью – овладением навыками журналистского мастерства. Для достижения цели и выполнения задач программой используются современные методики обучения основам журналистики. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода.

Основными формами, способствующими развитию выразительности, образности устной и письменной речи, являются различные тренировочные упражнения, ситуативные тренинги, учитывающие особенности различных жанров журналистики, ролевые игры.

Средства, необходимые для реализации данной программы:

– разработки по темам;

– карточки с подбором лексики по изучаемой теме;

– тематический материал периодической печати;

– справочники;

– словари;

– наглядный материал: схемы, видеозаписи сюжетов на различные темы и проблемные ситуации.

Для реализации данной программы необходимо наличие 12 ПК класса Pentium 4, укомплектованных CD–дисководами, 2–3 принтера, сканер, Web-камера, цифровой фотоаппарат, писчая бумага формата А3 (А4); программное обеспечение: Windows XP, MS Word, Adobe Photoshop, Paint.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (34 часа)

Задачи:

· ознакомление с историей журналистики;

· изучение методов сбора и обработки информации;

· освоение особенностей работы в основных журналистских жанрах;

· изучение особенностей собственной личности: темперамента, памяти, склада ума, внимания и воли;

Тема № 1

Журналистика (9 часов ).

 Исторические предпосылки возникновения журналистики.

 Печать. Пресса. Непериодические и периодические издания.

 Первые печатные газеты. Типография.

Тема №2.

Мастерство журналиста :  работа со словом ( 10 часов).

Событие, ситуация как предмет отображения в журналистике.

Информационная журналистика.

 Источники информации: люди, архивы, почта, Интернет.

 Методы сбора информации.

 Способы проверки достоверности фактов.

 Жанры журналистики.

Работа со словом.

Тема  № 3.

Психологическая подготовка журналиста (10 часов).

Зачем журналисту изучать психологию?

 Какие качества нужно развить в себе журналисту?

 Мнемотехника – искусство запоминания.

Приёмы развития и тренировки памяти.

Тема № 4.

Профессиональная этика журналиста  (5 часов).

 Мораль. Моральные ценности , этика. Связь журналистики и морали.

Дискуссии на темы « Мораль и этика », « Нормы журналистской этики» и т.п.

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ   ( 34 часа).

Задачи:

· знакомство с историей отечественной журналистики;

· обзор  современных  СМИ;

· освоение особенностей работы в аналитических жанрах журналистики;

· развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

· знакомство с методиками активизации  внимания, памяти.

Тема № 1.

Журналистика (9 часов).

Журналистское творчество великих русских писателей.

Журналистика в 20 веке. Общий обзор  современных  СМИ.

Типология  СМИ.

Пресса в условиях рынка.

Тема №2.

Мастерство журналиста ( 10 часов).

Аналитическая журналистика.

 Статья, обзор, обозрение, открытое письмо, рецензия, аннотация.

 Жанр интервью.

 Методы подготовки к интервью.

Техника ведения интервью и визирование материалов.

Работа со словом.

Тема № 3.

Психологическая подготовка  журналиста (10 часов).

Приёмы развития и тренировки памяти .

Рациональное чтение : что это такое?

Использование ассоциаций для развития внимания и наблюдательности.

Физиогномика. Приёмы изучения личности по лицу.

Тема №4 .

Профессиональная этика журналиста (5 часов).

 Возникновение профессиональной морали журналистики, её сущность, основные функции.

 Каноны журналистики. Кодекс профессиональной этики российского журналиста.

Дискуссии на темы « Границы гласности в современной журналистике».

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ ( 34 часов ).

Задачи:

· получение сведений об условиях труда журналистов;

· освоение особенностей работы в художественных жанрах журналистики;

· изучение правовых законов и актов ,необходимых журналисту в его работе;

· формирование правовой культуры;

· развитие коммуникабельности.

Тема №1.

Журналистика и общество ( 9 часов).

Процесс обмена информацией в обществе. Схема функционирования  СМИ.

Особенности профессии журналиста. Трудности и парадоксы профессии.

Структура редакционного коллектива.

Тема № 2.

Мастерство журналиста (10 часов).

Художественные жанры в журналистике: очерк, эссе, фельетон, зарисовка.

Реклама. Виды и функции. Журналистский текст. Стили речи. Проблема единства стиля в журналистском тексте. Оформление текста . Средства оформления газетных материалов.

Тема № 3.

Психологическая подготовка журналиста (10 часов).

Быстрота и правильность восприятия – важные качества журналиста. Правила эффективной организации творческой работы. Упражнения на развитие внимания и наблюдательности. Упражнения на развитие памяти.

Тема № 4.

 Правовые и этические основы журналистики (5 часов).

Конституция РФ о свободе слова, массовой информации и запрещении цензуры. Права и обязанности журналиста в законе «О средствах массовой информации».

Ответственность за нарушение закона. Защита авторских прав.  Гражданский кодекс о защите чести и достоинства и деловой репутации. Уголовный кодекс РФ о клевете и оскорблении.

Первый год обучения

1.     Вводное занятие. Журналистика.(1 час)

2.     История отечественной журналистики. (1 час)

3.     Русский язык и стилистика. (1час)

4.     Литературное редактирование. (1 час)

5.     Система СМИ в России.  (1 час)

7.     Структура работы редакции. (1 час)

8. Организация работы редакции.(1 час)

9-12.  Комплексное планирование, моделирование и дизайн газеты. (3 часа)

13-17. Практическая журналистика. (5 часов)

18-22. Жанры газетных материалов. (5 часов)

23-27. Творческая работа журналиста. (5 часов)

28-32. Газета. (5 часов)

 

Структура газеты.

Источники информации.

Издательство.

Набор текста.

Печать. Тираж.

33. Дополнительный курс. Фотожурналистика. Интернет-журналистика. (1 час)

34. Подведение итогов. (1 час)

         Всего: 34 ч.        

Второй год обучения

1.                    Вводное занятие        (1 ч.)

2.                    Роль и значение прессы в современном мире        (1ч.)

3-5.        Композиция материала        (3 ч.)

6-8.        Основные типы построения текста        (3 ч.)

9-13.        Анализ газетных и журнальных публикаций        (5 ч.)

14-15.        Различные виды сбора информации        (2 ч.)

16-21.      Малые жанры журналистики        (6 ч.)

                             Беседа. Комментарии.

                             Рецензия. Журналистское расследование.

                             Рейтинг. Мониторинг.

                            Обозрение. Прогноз. Эксперимент.

22-23.         Интервью – особенности жанра        (2 ч.)

24-25.         Роль статьи в публицистике        (2 ч.)

26-27.         Виды репортажа        (2 ч.)

28-29.         Очерк – близость к малым формам художественной

                                                                               литературы   (2ч.)  

 

30-33.  Сатирические жанры публицистики         4( ч.)

                                      Житейская история. Фельетон.

34. Особенности работы журналиста в печатных изданиях     (1ч.)                

                Всего:        34 ч.

Третий год обучения

1-5.        Информационные жанры        (5  ч.)

6-8.        Газетный язык и авторский почерк (3 ч.)        

9.           Этика и мораль. Поступок и мотив (1 ч.)

        

10-19.        Эстетика. Театр и кино. Направления и школы        (10 ч.)

  1. Аналитические и художественные жанры. Очерк и зарисовка.

23-32.   Стихи и рассказы.(10 ч.)

              33.     Фотожурналистика.

34.      Видеожурналистика.      Интернет-журналистика.

Всего: 34 ч.        

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Для успешного решения поставленных задач применяются такие формы изложения учебного материала, как рассказ и беседа. Теоретический курс подкрепляется практическими заданиями и творческой практикой. На занятиях активно используется такой метод обучения, как упражнение. Задачей упражнения является трансформация теоретических знаний, полученных обучающимися, в профессиональные умения и навыки. На занятиях по журналистике используются как воспроизводящие, так и творческие упражнения. Цель воспроизводящих упражнений – способствовать закреплению приобретённых знаний, навыков, и умений; творческих – совершенствовать способности будущих журналистов. Эффективность упражнений заключается в развитии культуры речи, логического мышления, памяти и внимания.

Одной из форм стимулирования интереса к учению является игра- тренинг. Обучающее значение игр-тренингов состоит в том, чтобы сделать усвоение  необходимых профессиональных навыков ярким, эмоционально насыщенным и увлекательным. Игровая ситуация вызывает у старшеклассников разнообразные эмоционально-психические переживания, углубляющие познания; активизирует внутренние положительные стимулы и мотивы, интерес к познавательной деятельности. В воспитательном отношении игра ,моделируя различные жизненные ситуации, помогает подросткам  избавится от неуверенности в себе, разобраться в своём эмоциональном состоянии, снять комплексы, найти взаимопонимание со взрослыми и со  своими ровесниками. Будущие журналисты учатся достигать поставленные цели; следовательно, формируется личность старшеклассника, его индивидуально-психологические качества, необходимые не только в журналистской профессии, но и в жизни.

Содержание программы предполагает работу с разными источниками информации. Содержание каждой темы включает в себя самостоятельную работу учащихся. Обучение построено таким образом, что последовательно освещаются все стадии подготовки издания: от замысла до получения оригинал-макета.

1. Журналистика как профессия.

Функции журналистики:

– информационная;

– коммуникативная;

– выражение мнений определенных групп;

– формирование общественного мнения.

Журналист как представитель определенного слоя общества. Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе.

Требования к журналисту:

– компетентность;

– объективность;

– соблюдение профессиональных этических норм;

– глубокие знания в области литературы, философии и др.;

– владение литературным языком.

2. История российской журналистики.

Журналистика XVIII века.

Новиков и его журналы «Трутень», «Пустомеля», «Живописец».

Журналистика XIX века.

Формирование жанров в журналистике.

А.С. Пушкин-публицист:

«Путешествие из Москвы в Петербург»;

журналы «Современник», «Отечественные записки».

Журналистика XX века.

В.И. Гиляровский – репортер и публицист.

Истоки нравственных основ журналистской этики.

Развитие жанра фельетона – И.Ильф, Е.Петров.

Задания. Напишите репортаж «Моя Москва».

Подготовьте сообщения об особенностях стиля журналистов и писателей прошлого.

Дискуссия о профессиональной этике журналиста.

3. Язык журналистики.

Сущность слова. Слово и понятие. Многозначность слова. Ошибки в употреблении многозначных слов.

Слова иноязычного происхождения, старославянизмы, историзмы, архаизмы, неологизмы.

Профессиональная лексика, диалектизмы, современный сленг.

Стилистические пласты лексики.

Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц.

Задания. Подберите лексику на тему «Слова-пришельцы», «Крылатые слова».

Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры употребления старославянских слов, историзмов, архаизмов, диалектизмов, профессиональной лексики. Докажите обоснованность или необоснованность их употребления.

Напишите рассказ на тему «Об этом слове хочется рассказать».

4. Стилистические фигуры речи.

Тропы: эпитет, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония.

Стилистические фигуры речи: анафора и эпифора, антитеза, градация, эллипсис, прием кольца, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие.

Задания. Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры тропов и стилистических фигур, определите их роль в тексте.

Напишите зарисовку, используя определенные стилистические фигуры.

5. Композиция материала.

Юнкоры берут интервью

Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение.

Основные структурные связи в повествовании: прямая хронология и обратная хронология. Прямая хронология с отступлениями.

Основные структурные связи в описании. Движение по объекту описания. Движение объекта. Маршрут движения. Убывание или возрастание признака.

Основные структурные связи в рассуждении. Умозаключение в доказательстве или опровержении. Восхождение от конкретного к абстрактному.

Задания. Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры повествования, описания, рассуждения. Напишите маленький рассказ на тему «Маленькое происшествие», используя разные типы построения.

6. Жанры журналистики.

Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка-благодарность, заметка-просьба, обращение.

Отличие заметки от корреспонденции.

Интервью – особенности жанра, его виды: интервью-монолог; интервью-диалог; интервью-зарисовка, коллективное интервью; анкета.

Статья – роль статьи в газетах и журналах.

Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления; яркость литературного изложения.

Обзор печати – особый жанр. Обзор: тематический, общий, информационный, рецензирующий прессу.

Репортаж – наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица.

Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь.

Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный.

Очерк – близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого персонажа.

Документальность воспроизведения материала.

Очерки событийные и путевые.

Фельетон – острая, злободневная критика, особые приемы изложения.

Задания. Найдите в газетах и журналах примеры публикаций того или иного жанра, объясните, по каким признакам вы определили принадлежность к тому или другому жанру, оцените уровень мастерства автора.

Напишите:

– Заметку «Мой сверстник в XXI веке»: репортаж спортивного соревнования; хронику «События дня».

– Путевые заметки «Наше путешествие».

– Возьмите интервью у преподавателя.

– Напишите очерк о друге.

7. Особенности работы журналиста

в печатных изданиях, на радио и телевидении.

Общность в функциях, целях, задачах, профессиональных требованиях, жанрах.

Особенность учета фактора времени на радио и телевидении, сиюминутность преподнесения информации. Сочетание записи и прямого эфира. Главенство фактора изображения на телевидении, возможность воздействия на зрителя с помощью цвета, формы и звука.

Задания. Прослушайте и просмотрите радио и телепередачи, определите их жанровую принадлежность, методы и приемы, используемые авторами, оцените уровень их мастерства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Система средств массовой информации России. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996, факультет журналистики / Под. ред. проф. Я.Н. Засурского.

2. Работа современного репортера. МГУ им. М.В. Ломоносова, 2006.

3. Джон Кин. Средства массовой информации и демократия. М., 2004.

4. Н.Б.  Шкопоров. Как психологически правильно брать интервью. М., 2010.

5. Правовое поле журналиста. Справочник. М.,2011.

6. Л.И.  Маленкова. Человековедение. М., 2013.

7. Д.Э.  Розенталь. Практическая стилистика русского языка. М., 2004.

8. В.В.  Кеворков. Рекламный текст. М., 2006.

9. Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В. Петрусинского. М., 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»

В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос  формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на   взаимосвязи внутре...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные задачи внеурочной деятельности

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется обра...

"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»

Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках  и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.

Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по  теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...