Права и обязанности школьников
классный час (9 класс) по теме

Цели урока: обобщить знания об основных правах и обязанностях  

                          учащихся;

                          показать единство прав и обязанностей;

                          содействовать воспитанию нравственно-правовым нормам,   

                           основанных на уважении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Права и обязанности школьников45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Права и обязанности школьников».

  Цели урока: обобщить знания об основных правах и обязанностях  

                          учащихся;

                          показать единство прав и обязанностей;

                          содействовать воспитанию нравственно-правовым нормам,  

                           основанных на уважении.

   

                                                        Ход урока

  1. Организационный момент.

  1. Вступительное слово учителя:

а) ученые предполагают, например, что все права условно можно разделить на три группы

- в первую включают права, которые лучше всего обозначить словом «ограждающие»: право на жизнь, на неприкосновенности личности, жилища, на защиту чести и репутации, на тайну корреспонденции и т.д.

Суть и предназначение этой группы прав состоят в том, что они обеспечивают человеку свободу от вмешательства других в его частную жизнь.

- вторая группа прав предполагает свободную активность самого человека: право на свободу, творчество, право зарабатывать на жизнь, свободно выбранным трудом и т.д.

Внимательно подумав, вы и сами сможете определить, что эта группа прав обеспечивает человеку свободу для активных действий, конечно, если вы не нарушаете законов.

- третья группа прав обязывает государство и общество заботиться о человеке, создать ему социальную общественную защищенность: право на охрану здоровья, на жилье, на получение образования, на достаточный жизненный уровень и другие права, которые принято называть социально-экономические.

Вывод: у каждого человека на Земле есть его неотъемлемые права, они являются основой свободы, справедливости и всеобщего мира. Но каждый человек имеет не только права, но и обязанности.

б) Анализ основных прав и обязанностей школьников

III.      Закрепление    материала.

а) вопросы:

- Что такое право?

- Зачем вообще надо знать какие - то права людям?

- Что такое обязанность?

- Какая самая главная обязанность у тебя?

- Как вы понимаете выражение «Живи по закону, поступай по совести»?

б) ситуация 1

 Учитель обсуждает с учеником вопрос о его курении за пределами школы.

Вопросы:

  1. Личное ли это дело каждого? Почему?
  2. Имеет ли человек право курить в общественном месте? Почему?
  3. Наносит ли вред окружающим и себе? Почему?
  4. Какую гражданскую позицию такой человек занимает? Какие законы, права нарушает?
  5. Какой вред он наносит государству?
  6. Какой должна быть гражданская позиция в этом вопросе?

в) ситуация 2

 Двое учеников во время перемены о чем-то беседуют. Один раскачивается на учительском стуле и ломает его. Друзья договариваются никому об этом не говорить. Учитель замечает, что стул сломан, начинает расспрашивать о случившемся. Не добившись ответа от класса, собирает деньги на новый стул.

Вопросы:

  1. Имел ли ученик право брать стул учителя? Почему?
  2. Какое право здесь нарушено?
  3. Должен ли ученик сознаться в содеянном ?   Если должен,  то   как и с какими последствиями?
  4. Что должен сделать данный школьник, чтобы исправить сложившееся положение?  

IV.      Литературный    кроссворд.

- Какими же качествами должен обладать человек, которого можно назвать личностью?

V.          Вопросы:

Давайте вспомним качества, помогающие людям не нарушать права и не забывать обязанности.

а) качество человека, который поступает с другими по правилу: относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе. (Порядочность)

б) качество человека, который всегда поступает честно по отношению к другим.  (Справедливость)

в) качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности. (Разумность)

г) качество учтивого человека соблюдающего все правила приличия. (Воспитанность)

д)  и тогда такому человеку легко будет жить по принципу «Твои права кончаются там, где начинаются… (Обязанность)

VI.   Заполнение   анкеты:

  1. Какие права ты имеешь, как ученик?_________________________
  2. Что обязан делать ученик?__________________________________
  3. С какими нарушениями ты чаще встречаешься: прав или обязанностей?
  4. Что такое права?___________________________________________
  5. Что такое обязанности?_____________________________________
  6. Зачем придумали права людей и обязанности?__________________

Вывод:

Каждый из нас – личность, каждому присущи свои положительные качества, и если бы каждый смог применить их в полной мере, то наше общество усовершенствовалось бы в нравственном отношении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданские права и обязанности школьников

Гражданско- правовое восспитание - сегодня одина из актуальнейших проблем. Данное мероприятие поможет заинтересовать школьников младшего возраста в изучении данного вопроса....

Права и обязанности школьников

В данном разделе указаны все права и обязанности, которые должны выполняться учащимися для получения в полной мере необходимого образования...

Права и обязанности школьника

Материал подходит для проведения классного часа...

Конспект урока – презентации «Права и обязанности школьников»

Знакомство детей с правами и обязянностями школьников....

Правовой час «Права и обязанности школьника»

Задачи:-познакомить с основным законом страны - Конституцией РФ;-познакомить с Конвенцией о Правах ребенка;- формировать понятия: «закон, порядок, права, обязанности»;-воспитывать чувство гражданского...