Сценарий коллективно- творческого дела, посвященного 150-летнему юбилею А.П.Чехова
методическая разработка по теме

Аракчаа Саяна Тагбышовна

 

Сценарий мероприятия способствует более глубокому знакомству с творчеством А.П.Чехова и оказывает влияние на воспитание интеллигентного человека и читателя, способного воспринимать литературу как эстетическое явление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chekhov.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ коллективно- творческого дела,

ПОСВЯЩЕННОГО 150-летнему юбилею  А.П.ЧЕХОВа

(отряд «Театр+РВО», руководитель Аракчаа С.Т.)

2010 год объявлен ЮНЕСКО годом А.П. Чехова – писателя-классика, который более других соответствует современной динамичной эпохе. Сценарий мероприятия способствует более глубокому знакомству с его творчеством и оказывает влияние на воспитание интеллигентного человека и читателя, способного воспринимать литературу как эстетическое явление.

Внеклассное мероприятие проводится для учащихся 5-8 классов, требует достаточно серьезной и долговременной подготовки – около полутора-двух месяцев; оно  рассчитано на полтора часа.

В выступлении занято  18 человек, в том числе ученик в роли А.П.Чехова, 4 чтеца - ведущих праздника и ученики 5-8 классов, задействованные в инсценировках чеховских рассказов.

Цель : расширить представление учеников старших классов о личности писателя; показать современность и актуальность его произведений в наше непростое  время.

Задачи:

  • формировать интерес к произведениям А.П.Чехова,  особенностям его драматургии;
  • воспитывать, на основе знакомства с жизненными принципами писателя и его творчеством, в учащихся порядочность, интеллигентность, серьезную жизненную позицию;
  • развивать их эмоциональную восприимчивость, творческие способности, эстетический вкус.

Оформление сцены:

На экране – портрет А.П. Чехова и запись эпиграфа:

Правда и красота… всегда составляли главное в человеческой  

жизни и вообще на земле.

А.П.Чехов

Музыкальное оформление: фонограммы из «Времен года» П.И.Чайковского.

План  проведения :

  1. Вступление и заключение –
  2.  Творчество писателя (презентация) отряд «МЧС»
  3. Художественное слово – отряд «Эрудиты»
  4. Этикет 19 века – отряд «Поколение Грин»
  5. Викторина по творчеству А.П. Чехова – «Театр+мы»

       6.    Конкурс – экспромт «Лучшая иллюстрация к рассказу Чехова». Приглашаются художники, которым предоставляется 20 минут для работы. Каждый выбирает карточку с названием рассказа, к которому рисует иллюстрацию. Жюри оценивает конкурс, а команда соперника получает балл, если узнает, чему посвящена иллюстрация.-«Непоседы».

7.Выступления чтецов-ведущих праздника (в течение всего праздника).

8.Инсценировка рассказа А.П.Чехова: «Радость».- руководители РВО

Содержание.

Учитель: Рады приветствовать всех в литературной гостиной, и приглашаем в гости к талантливому человеку, писателю-драматургу.

Устремлённость А.П. Чехова к перу была поразительной. Его рассказы, повести, пьесы – не только свидетельство уникального таланта, в его творчестве, мне кажется, ощущается некий свет тайны его личности. Определение Л.Н. Толстого – “Чехов-это Пушкин в прозе” – помогает осознать место писателя в мировой литературе. ЮНЕСКО был объявлен этот год – годом А.П. Чехова.

Ведущий: Чехов! Прекрасное чистое имя. Когда говоришь – Чехов, возникает особое чувство, может быть даже счастье, что жил этот человек.

(За столом сидит мальчик, в руках держит перо, на столе книга, он пишет, делает уроки. Звучит спокойная музыка. Ведущий зажигает свечи на его столе.)

Ведущий: Короткий зимний день подходил к концу. Ученик третьего класса таганрогской гимназии Антоша Чехов готовил уроки, перед ним на столе лежала раскрытая латинская грамматика, в медном подсвечнике мигала сальная свеча. По углам ползли тени. Было тихо, тепло.

Ведущий: Антоше Чехову одиннадцать лет. Может быть, он забыл, а вернее, не хотел думать, что сегодня его очередь сидеть в торговой лавке отца.

(Ведущий подходит к мальчику, гладит его по голове, берет за руку, ведет к хору).

Звучит органная музыка.

Ведущий : О жизненном пути писателя вам расскажет отряд «МЧС»

Ведущий: Когда Антоша был в четвертом классе гимназии, при таганрогском уездном училище был открыт ремесленный класс, где обучали сапожному и портняжному ремеслу. В этот класс принимали и из других учебных заведений. Антоша с братьями Иваном и Николаем стали учиться в этом классе. Антоша учился портняжному ремеслу, выучился шить себе брюки и жилеты, и был очень доволен.

 В архиве таганрогского училища в книге заказов до сих пор сохранилась запись: “Ученику Чехову (Антону) брюки из его материала, им же сделанные”. С малых лет Антоша был мальчиком аккуратным, бережно относился к своим вещам. Одевался стильно, что покажет вам отряд «Поколение Грин».

Ведущий: Так между гимназией, спевками, сидением в лавке, шитьем брюк и жилетов проходили детские годы Чехова. Вспоминая о них, он говорил: “В детстве у меня не было детства”. УАнтоши были прекрасные актерские способности. Он постоянно изображал кого-нибудь: важного чиновника, старого профессора, городничего на параде, но лучше всего изображал он зубного врача.

В несколько минут Антон преображался, раскладывал на столе инструменты, вооружался щипцами для углей и с самым серьезным видом долго “вытаскивал зуб у мнимого пациента”. Все это разыгрывал он так забавно, что все покатывались со смеху. Братья Чехова любили шутку.  Недаром все это потом нашло отражение в его произведениях.

: Неудивительно, что его рассказы, пьесы так легко играть на сцене. Отряд «Эрудиты» покажет вам фрагмент рассказа «Ванька»

Ведущий: Шли годы. А.П. Чехов закончил гимназию, медицинский факультет Московского университета, стал доктором, но продолжал заниматься и литературой. Он стал посылать рассказ за рассказом в юмористические журналы “Стрекоза”, “Будильник”, “Зритель”, “Осколки”. И чего только он не писал! Заметки, анекдоты, подписи к карикатурам, рассказы.

Ведущий: Подписывался Чехов под этими своими произведениями не своей фамилией, а разными псевдонимами: “Антоша Чехонте”, “Врач без пациентов”, “Юный старец”, “Человек без селезенки”, “Улисс”, “Брат своего брата”.

Чехов не только писал произведения, но прекрасно рисовал, талантливый человек – талантлив во всем. Он рисовал карикатуры к своим произведениям.

Конкурс – экспромт «Лучшая иллюстрация к рассказу Чехова». Приглашаются художники, которым предоставляется 20 минут для работы. Каждый выбирает карточку с названием рассказа, к которому рисует иллюстрацию, а ребята в зале должны угадать как называется произведение.

Викторина 

  1. Надумал, ваше превосходительство! Надумал, дай бог здоровья доктору! Овсов! Овсов фамилия акцизного!» (Лошадиная фамилия)
  2. «Вы живете, как дикие звери, газет не читаете, не обращаете никакого внимания на гласность, а в газетах так много замечательного! Ежели что случится, сейчас всем известно, ничего не укроется! Как я счастлив!» (Радость)
  3.  «Я вчера приходил беспокоить вашество не для того, чтобы смеяться, как вы изволили сказать. Я извинялся за то, что чихая, брызнул-с… а смеяться я и не думал. Смею ли я смеяться?» (смерть чиновника)
  4. В гимназии вместе учились! Помнишь, как тебя дразнили? Тебя дразнили Геростратом за то, что ты казенную книжку папироской прожег, а меня Эфиальтом за то, что я ябедничать любил. Хо-хо…( Толстый и тонкий)

        5. В каком городе родился А.П. Чехов? ( в Таганроге)

  1. В какой город приехал учиться после окончания гимназии? Москва
  2. Когда в печати появилось первое произведение А.П.Чехова и как оно называется? -  1875; 1890; 1880.

8. Какие псевдонимы А.П. Чехова ты знаешь? ( Антоша чехонте, ”, “Врач без пациентов”, “Юный старец”, “Человек без селезенки”, “Улисс”, “Брат своего брата”.)

  1. В каком произведении встречаются такие предметы: керосин, письмо, (Ванька)
  2. 10. Укажите годы жизни А.П.Чехова:

         1854-1902; 1836-1901; 1860-1904.- (1860-1904)

11.  А.П.Чехов окончил  университет. На каком факультете он и учился? Московский государственный университет медицинский факультет.

12.. В каком рассказе А.П.Чехова герой посылает письмо по адресу: «На

    деревню дедушке?»

13.. С какими юмористическими журналами сотрудничал А,П. Чехов ( юмористические журналы “Стрекоза”, “Будильник”, “Зритель”, “Осколки”).

14.  Как называется усадьба под Москвой, которую приобрел Антон

    Павлович и где теперь находится музей писателя?

Чехов, прославивший русскую литературу, вырос из коротких штанишек юмористических журналов 1880-х годов. Это пестрая и шумная журнальная толпа для большинства крупных писателей того времени представляла собой «уличную литературу». Репортерская наблюдательность позволила Чехову стать автором коротких рассказов-сценок. Вашему вниманию руководители РВО подготовили инсценировку рассказа А.П. Чехова «Радость»

 Рассказ «Радость» - инсценировка

Учитель: вот и подошло к концу наше литературное мероприятие .Нашу встречу хотелось бы закончить словами М. Волошина о жизни и творчестве Чехова:

Пройти по всей земле

горящими ступнями,

Всё воспринять и снова воплотить.

        -  -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация КТД. Закон 5 С, или как организовать коллективное творческое дело. (Сборник методических рекомендаций для тех, кто работает по методике коллективного творческого воспитания).

Сборник методических рекомендаций для педагогов и учащихся. Методические рекомендации посвящены организации и проведению коллективных творческих  дел в классных сообществах. В рекомендациях ...

Коллективные творческие дела для летнего городского лагеря

Коллективные творческие дела для летнего городского лагеря...

Сценарий коллективного творческого дела (КТД)« Мы за чаем не скучаем»

Сценарий коллективного творческого дела (КТД)« Мы за чаем не скучаем» Цель КТД.Ознакомить учащихся с историей чаепития в РоссииЗадачи КТД.Познакомить с полезными свойствами чая;Способствовать про...

Сценарий коллективного творческого дела праздник "Новогодние посиделки"

Сценарий проведения праздника, загадки и пословицы о зиме, фотографии....

Сценарий Коллективного Творческого Дела "День Святого Валентина"

Обучающиеся знакомятся с традициями англоговорящих стран посредством говорения и обсуждения (на примере Великобритании)....

Творческое дело "Посвящение в пятиклассники"

laquo;Посвящение в пятиклассники» - мероприятие, которое стало традицией школы. Одно из ключевых дел в ежегодном плане ВР. Воспитательная практика «Посвящение в пятиклассники», орие...

Сценарий коллективно-творческого дела по теме «День победы»

КТД разработано для обчуающихся 7 класса....