Внеклассное занятие."Урок доброты"(по произведениям В.Г.Распутина)
методическая разработка (5 класс) по теме

Табакаева Татьяна Ильинична

Разработка урока для учащихся 4-5 кл. Цель:  Дать  детям  понятие,  что  доброта - одно  из  лучших  качеств  человека.Задача: развивать коммуникативные способности школьников, умение общаться  по-доброму в коллективе.Материал построен на произведениях В.Распутина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx50.8 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Березовская СОШ»

Разработка урока

 для учащихся 4-5 кл.

Тема: «Уроки доброты»

(по произведениям  В.Г.Распутина)

Автор: учитель русского языка

 и литературы

 Табакаева Татьяна Ильинична

2012год.

Уроки доброты.

 ( по творчеству  В. Г. Распутина).

Цель:  Дать  детям  понятие,  что  доброта - одно  из  лучших  качеств  человека.

 -      развивать представление учащихся о добре и зле,

-      воспитывать внимательность, стремление делать добрые дела,

-      познакомить детей с произведениями  и героями В.Распутина .

Задачи:

-развивать коммуникативные способности школьников, умение общаться  по-доброму в коллективе;

-воспитывать нравственные ценности, уважение девочек к мальчикам, мальчиков к девочкам, детей к взрослым;

-предложить практические рекомендации по воспитанию у ребенка доброжелательности, сочувствия.

Тип урока: первичное знакомство с текстом + формирование умений и навыков.

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор.

ХОД УРОКА.

Эпиграф:       Мой добрый товарищ, пожалуйста,

Добро совершать не бойся!

 

Помог человеку -  и радуйся,

Награды не нужно большей.

  1. Звучит песня в исполнении учащихся:

    Если добрый  ты…                                                                                                    

Дождик босиком по земле прошёл.                                              

Клёны по  плечам хлопал.                                                            

Если ясный день – это хорошо.                                                    

А когда наоборот - плохо.                                                                                    

 

Слышно как звенят в небе высоко                                              

Солнечных лучей струны.                                                            

Если добрый ты, то всегда легко.                                                

А когда наоборот - трудно                                                                                    

 

С каждым поделись радостью своей,                                          

Рассыпая смех звучно.                                                                  

Если песни петь, с ними веселей.                                                

А когда наоборот - скучно.                                                                                  

 

  1.    - Сегодня мы узнаем о том, что дороже всего в человеке, – о доброте.

"Я уверен, что доброта зарождается в детстве, - писал лучший писатель Сибири Валентин Григорьевич Распутин.- Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве».

- И собственный его пример лучше всего подтверждает верность этих слов.

Детство мое пришлось на войну и голодные послевоенные годы, - вспоминает писатель. - Оно было нелегким, но оно, как я теперь понимаю, было счастливым. Едва научившись ходить, мы ковыляли к реке и забрасывали в нее удочки; еще не окрепнув, тянулись в тайгу, начинавшуюся сразу за деревней, собирали ягоды и грибы, с малых лет садились в лодку и самостоятельно брались за вёсла...”

- Мысленные проповеди его героев  очищают нас, вдохновляют, и главное - побуждают взглянуть на себя строже, пристальней, совершить путешествие вглубь души.

Справка.

Валентин Григорьевич Распутин родился в крестьянской семье в 1937г.  Детство Валентин провел в деревне Аталанка (Иркутской области). Окончив местную начальную школу, он вынужден был один уехать за пятьдесят километров от дома, где находилась средняя школа (об этом периоде впоследствии будет создан знаменитый рассказ «Уроки французского» — 1973).

 После школы поступил на историко-филологический факультет (Иркутский государственный университет). В студенческие годы он стал внештатным корреспондентом молодёжной газеты. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. Позже этот очерк под заголовком «Я забыл спросить у Лёшки» был опубликован в альманахе «Ангара» (1961).

В 1979 году вошёл в редакционную коллегию книжной серии «Литературные памятники Сибири» Восточно-Сибирского книжного издательства (Иркутск). В 1980-х годах был членом редакционной коллегии журнала «Роман-газета».

Живёт и работает в Иркутске и Москве.

  1. - Давайте, посмотрим на себя, заглянем в свою душу и скажем, что такое ДОБРОТА?          Когда мы ее проявляем?

- Вежливые слова. 

- Хорошие поступки.

Помощь,

Взаимовыручка,

Бескорыстие,

Неравнодушие.

- Сочувствие. (сострадание, любовь к родной земле и ее святыням, милосердие.)

  1. -       Давайте рассмотрим все эти примеры на произведениях Валентина Распутина.

А)    Игра  «Продолжите фразы.»

-Растает даже ледяная глыба

От слова теплого….(спасибо)

- Зазеленеет старый пень,

Когда услышит.. (добрый день)

- Мальчик, вежливый и развитый

Говорит, встречаясь…. (здравствуйте)

Когда нас бранят за шалости,

Говорим, извините  … (пожалуйста)

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят …(до свидания).

-  Этим словам учат в школе, учат книги, учат  родители  и  взрослые.

Название книг В.Распутина:  «Живи и помни», «Век живи – век  люби», «Прощание с Матерой», «Человек с этого света», «Василий и Василиса» и др.

Б)    Хорошие поступки

Центральный персонаж повести  «Пожар»  - шофер Иван Петрович Егоров. Во время пожара он бросается к складам, потому что Огонь мог перекинуться на избы и выжечь посёлок. Конечно же, он не думал о себе, о том что может погибнуть, он думал о других.

В очерке  «Я забыл спросить у Лешки» мы видим картину дружбы.  На лесоповале упавшая сосна случайно задела парнишку, Лешку. Поначалу ушиб казался незначительным, но вскоре возникла боль, ушибленное место - живот - почернело. Двое друзей решили сопровождать Лешку до больницы - полсотни километров пешком. В пути ему стало хуже, он бредил, и друзья видели, что это уже не шутки. "Это игра в прятки со смертью, когда ищет смерть, и нет ни одного надежного места, куда можно было бы спрятаться. Вернее, такое место есть - это больница, но до нее далеко, еще очень далеко". Лешка умер на руках у друзей. Трагедия. Потрясение. Вопиющая несправедливость.

- Продолжая основную идейную линию своих произведений, направленных на утверждение духовности, писатель в ограниченных пределах малого жанра сумел предельно точно и емко показать, что человеку не прожить без души, что она — движущая сила и его хранитель, единственная связь с прошлым и будущим, с Землей и Вселенной.

Как бы жизнь ни летела –

Дней своих не жалей,

Делай доброе дело

Ради счастья людей.

Чтобы сердце горело,

А не тлело во мгле,

Делай доброе дело –

Тем живём на земле.

Игра « Я – моя семья».

(Ведущий говорит и показывает ,а дети повторяют: «Добрый ты,  добрый я,  вместе мы семья»)

В)  Сочувствие

В рассказах  "Уроки французского",  "Век живи - век люби",  "Что передать вороне?",  "Мама куда-то ушла"  - новый уровень общения людей - здесь «душа с душою говорит".


- открытие доброты и участия, понимания;

-  открытие тех сфер, в которых добро стремится быть в царственном одиночестве, не желая мириться с иными оттеночными качествами.

Послушайте притчу и приведите пословицу, которая часто употребляется в речи.    

           Притча.

«Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару  овец и столько же друзей.

Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда наутро хозяин пришел в овчарню. Чтобы выгнать свое стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей.

Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошел еще один день и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно все увеличивалось .Вскоре он смог разглядеть и людей в облаке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шел не с пустыми руками, а вел за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь.

С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз, по утрам, когда он шел выгонять стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи».

- О какой пословице шла речь в начале притчи?(Не имей сто рублей, а имей сто Друзей).

Помните:

Добрые слова - корни

Добрые мысли - цветы

Добрые дела - плоды

Добрые сердца - сады.

 Взяв в руки книгу Распутина, вспомните об этом полезном совете.

  1. Природа и человек.

В. Распутин родился в Сибири, он много написал красоте природы, о взаимоотношениях человека и природы.

«Деревенская жизнь», «Сибирь,Сибирь» и др.

"Красота природы помогает человеку стать добрее, а доброта человека помогает природе стать красивее". В Распутин.

- Ребята, а как вы понимаете эти слова?

- Разрушая природу, разрушаем себя, свое прошлое, настоящее и будущее. Эта мысль остро звучит и в повести “Прощание с Матерой” ,и в повести «Пожар».

    - А какие благотворительные организации существуют в России, и какую помощь оказывают они?

Дети называют известные им благотворительные организации («Красный Крест», «Общество по защите животных», «Общество по защите природы» и т.д.).

"С любовью и оберегом должно относиться к родной земле, другого не дано", - утверждает В. Распутин.

  1. Рефлексия

- Какие добрые дела мы можем совершить сами?

- Что такое доброта?

Доброта - стремление человека дать счастье всем людям.

Делайте добро! Это принесет  вам  счастье.

Завершается урок песней "Дорогою добра"

1        куплет.

Спроси у жизни строгой

Какой идти дорогой?

Куда по свету белому

 Отправиться с утра?

Иди за солнцем следом, 2 раза

Хоть этот путь не ведом.

Иди мой друг, всегда

 Иди дорогою добра

2        куплет.

Забудь свои заботы.

Падения и взлёты.

Не хнычь,

Когда судьба тебя

Ведёт не как сестра.

Но если с другом худо, 2 раза

Не уповай на чудо.

Спеши к нему всегда,

Иди дорогою добра

3        куплет.

Ах, сколько будет разных,

 Сомнений и соблазнов.

 Не забывай что эта жизнь не детская игра!

Ты прочь гони соблазны, 2 раза

Усвой закон не гласный,

 Иди мой друг,

Всегда иди дорогою добра.

Домашнее задание.

-  Нарисовать эмблему добра;

- Написать отзыв об уроке.

Ресурсы:

http://5ballov.qip.ru/biographies/view/653/

http://xreferat.ru/49/1580-1-v-g-rasputin-pisatel.html

http://www.vsekratko.ru/biography/rasputin/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие "Урок доброты"

Цель: закрепить и углубить знания учащихся о вежливости, о культуре поведения....

Урок доброты по произведению В.Распутина «Уроки французского»

Презентация в 6-ом классе. Анализ рассказа В. Г. Распутина "Уроки французского". Нравственные проблемы произведения. Мастерство писателя....

презентация к уроку литературы в 6 классе Уроки доброты в рассказе ВГ Распутина Уроки французского

презентация к уроку литературы в 6 классе Уроки доброты в рассказе ВГ Распутина Уроки французского...

Внеклассное мероприятие "Урок доброты"

Внеклассное мероприятие "Урок доброты"...

открытое внеклассное занятие "Класс доброты"

открытое занятие в 8 - х классах посвящено юным героям Великой Отечественной войны и героям-современникам...

Уроки доброты по рассказу В. Распутина «Уроки французского»

Уроки добротыпо рассказу  В. Распутина«Уроки французского»...

Конспект урока по литературе по теме "Уроки доброты" (по рассказу В. Распутина «Уроки французского»)

Методическая разработка может быть использована как на уроках литературы, так и на внеклассных мероприятиях и классных часах, посвященных нравственным проблемам. Основной вопрос обсуждения...