Программа элективного курса «Мой профессиональный выбор»
рабочая программа по теме

Панкратова Ольга Дмитриевна

Каждый год по окончании школы молодые люди начинают искать применение своим силам и способностям, решать вопросы «Кем я буду?». И здесь главное не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям и требованиям, которые предъявляет профессия к личности кандидата. Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, и к психологическому и материальному благополучию в будущем.

По данным статистики – большая часть молодых людей сталкивается с серьёзными проблемами, связанными с выбором профиля дальнейшего образования, выбором профессии и дальнейшего трудоустройства и т.д. Причина в том, что подавляющая часть молодежи имеет весьма приблизительные представления о современном рынке труда, существующих профессиях, оказывается не в состоянии соотнести предъявляемые профессией требования со своей индивидуальностью и пр. Эти проблемы могут быть решены на психопрофилактическом уровне еще в школе. Программа «Мой профессиональный выбор» дает учащимся возможность осознать значение продуктивного, профессионального и личного самоопределения; понять, что такое «профессия», «специальность», «квалификация» и «должность»; знакомит их с правилами выбора сферы будущей профессии, учит соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии.

Программа элективного курса разработана для учащихся 9-х классов и рассчитана на 34 часа в год. В процессе преподавания курса можно использовать различные методы обучения: комбинированный урок; индивидуальные и групповые беседы; описание профессий; деловые игры; ролевые игры; решение тестов; анкеты; упражнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_proforientatsiya._2.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования «Кошехабльский район»

«Средняя общеобразовательная школа №7»

п. Майский

  1.            Утверждаю:

         Директор школы

           ________________В.В.Сидюкова

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Наименование учебного

предмета   «Мой профессиональный выбор»

Статус учебного предмета  элективный курс  

Класс        9-е классы  

Объем учебного предмета   34 часа

Учитель     Панкратова Ольга Дмитриевна

Пояснительная записка.

Каждый год по окончании школы молодые люди начинают искать применение своим силам и способностям, решать вопросы «Кем я буду?». И здесь главное не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям и требованиям, которые предъявляет профессия к личности кандидата. Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, и к психологическому и материальному благополучию в будущем.

По данным статистики – большая часть молодых людей сталкивается с серьёзными проблемами, связанными с выбором профиля дальнейшего образования, выбором профессии и дальнейшего трудоустройства и т.д. Причина в том, что подавляющая часть молодежи имеет весьма приблизительные представления о современном рынке труда, существующих профессиях, оказывается не в состоянии соотнести предъявляемые профессией требования со своей индивидуальностью и пр. Эти проблемы могут быть решены на психопрофилактическом уровне еще в школе. Программа «Мой профессиональный выбор» дает учащимся возможность осознать значение продуктивного, профессионального и личного самоопределения; понять, что такое «профессия», «специальность», «квалификация» и «должность»; знакомит их с правилами выбора сферы будущей профессии, учит соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии.

Программа элективного курса разработана для учащихся  9-х классов и рассчитана на 34 часа в год. В процессе преподавания курса можно использовать различные методы обучения: комбинированный урок; индивидуальные и групповые беседы; описание профессий; деловые игры; ролевые игры; решение тестов; анкеты; упражнения.

Цель элективного курса: помочь подросткам сделать верный профессиональный выбор и в соответствии с этим выстроить алгоритм действия – профессиональный план.

Задачи:

  1. формирование актуального для подростков «информационного поля»;
  2. обеспечение подростков средствами самопознания, развитие навыков и умений по целеполаганию и планированию;
  3. помочь соотнести свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности.

Перечень формируемых умений и знаний.

- Учащиеся должны знать: значение профессионального самоопределения; правила выбора профессии, требования к составлению личного профессионального плана; о рынке труда, о профессиях, интересах, мотивах.

- Учащиеся должны уметь: соотносить свои индивидуальные возможности с требованиями конкретной профессии, составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; анализировать профессиограммы, пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

Программа элективного курса.

№ п/п

Тема

Форма проведения

Сроки

1.

Ориентировочное занятие

Самостоятельная работа с самоанализом. Анкетирование.

2.

Выбор профессии – старт карьеры.

Мини-лекция, методика «Незаконченных предложений»

3.

Ошибки и затруднения при выборе профессии.

Лекция. Упражнения.

4.

Самооценка и её роль в жизни человека, в формировании личности.

Изучение программы самосовершенствования Л. Н. Толстого.

Методика «Образ -я» (Д. А. Ершов «Элективные курсы профориентационной направленности 10-11» или «Самооценка» (Н.А. Панченко «Педагогическая диагностика в работе классного руководителя»

5.

Классификация профессий.

Методика «Ориентировочное определение предпочтительного типа будущей специальности на основе самооценки», упражнения, компьютерная презентация.

6.

Анализ профессии.

Рассказ, игра «угадай профессию», «назови профессию». Практическая работа «Составление формул профессий», описание профессий.

7.

Правила выбора профессии. Личный профессиональный план.

Мини-лекция. Пр. работа «Составление личного профессионального плана».

8.

Как достичь успеха в профессии.

Изучение биографий известных людей.

Упр. «Деловые качества», «Веер».

9.

Темперамент и выбор профессии.

Мини-лекция. Пр. работа: решение теста «Опросник Айзенка». Решение упражнений на мышление на скорость.

10.

Интересы и выбор профессии.

Мини-лекция. Методика «Карта интересов» А. Е. Голамштока.

11.

Профессиональный тип личности.

Мини-лекция. Методика «Определение типа личности» Д. Голланда.

12.

Профессиограмма.

Знакомство с профессиограммами профессий.

13.

Профессиограмма.

Знакомство с профессиограммами профессий

14.

Профессиограмма.

Знакомство с профессиограммами профессий

15.

Профессиограмма.

Составление профессиограмм.

16.

Тип мышления.

Методика «Тип мышления»

17.

Профессиональные склонности.

Методика «Опросник профессиональных склонностей»

18.

Интеллектуальные возможности.

Методика «Эрудит».

19.

Я – лидер?

Методика «Командовать или подчиняться?» С. Шумейко.

20.

Ценностные ориентации личности.

Мини-лекция. Рефлексия: упражнение «Брачное объявление».

21.

Потребности человека.

Упражнение «Не от своего лица».

22.

Типы учебных заведений.

Компьютерная презентация.

23.

География проф. учебных заведений Адыгеи.

Буклеты, компьютерная презентация.

24.

Профессии рыночной экономики.

Изучение профессиограмм.

25.

Девушка и карьера.

Компьютерная презентация.

26.

Профессии для настоящих мужчин.

Компьютерная презентация.

27.

Необходимость профессионального самоопределения.

Игра  «Выбор и моделирование».

28.

«Эпитафия»

Профориентационная игра.

29.

«Поступь профессионала»

Игровое упражнение «Кто есть кто?», «Походка».

30.

Поддержка друзей.

Игра «Советчик».

31.

Деловая игра «Кадровый вопрос»

Деловая игра.

32.

«Автопортрет»

Составление своего портрета с использованием результата самоанализа.

33.

Подведем итоги.

Защита профессий в различной форме.

34.

Расширенное классно-родительское собрание.

Групповая консультация.

Литература.

  1. Е. Жариков, Е. Крушельницкий, Для тебя и о тебе, М., Изд. «Просвещение», 1991.
  2. Е. Н. Прощицкая, Выбирайте профессию, М., «Просвещение», 1991.
  3. Н. С. Пряжников, Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники, М., «ВАКО», 2005.
  4. Д. А. Ершов, Элективные курсы профориентационной направленности 10-11 классы, М., «Глобус»,2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективногокурса "Основы стилистики" 10 класс

Элективный курс "Основы стилистики" расчитан на 79 часов для учащихся 10 классов. В этой программе рассматриваются основные аспекты изучения текста, его анализа. Для закрепления материала используются...

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ «ТВОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР»

      Один из значимых жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте – выбор профессии, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Для многих ситуация выбо...

Программа занятий "Мой профессиональный выбор"

Профориентация с элементами тренинга...

Рабочая программа элективного курса «Профессиональный выбор» 11 класс

Аннотация элективного курса «Профессиональный выбор» -11классНазвание курсаЭлективный курс «Профессиональный выбор»Класс 11 классКоличество часов33 ч.Составитель рабочей програ...

Родительское собрание 9-м классе "Важность выбора профессии. Сопровождение и поддержка профессионального выбора ребенка со стороны родителей

Родительское собрание 9-м классе"Важность   выбора профессии. Сопровождение  и поддержка профессионального выбора ребенка со стороны родителей" "Профессия — эт...