Математический спектакль "Алиса в стране математики"
материал на тему

Кузнецова Ирина Анатольевна

В процессе показа спектакля на экране паралелльно меняются соответствующие слайды презентации 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация к спектаклю1013.29 КБ
Файл Сценарий27.81 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Алиса в стране М А Т Е М А Т И К И

Слайд 2

СТРАНА МАТЕМАТИКИ Чеширский кот из страны чудес

Слайд 3

СТРАНА МАТЕМАТИКИ

Слайд 4

Это куклы

Слайд 5

СТРАНА МАТЕМАТИКИ

Слайд 6

Сегодня в стране математики ДЕНЬ СУДА

Слайд 7

ПРИЗМА ПАРАЛЛЕ ЛЕПИПЕД КУБ ВСЕ ЭТИ ФИГУРЫ- ПРИЗМЫ

Слайд 8

« ИСТЕЦ » « ОТВЕТЧИК » ПИРАМИДА КОНУС

Слайд 9

Ф О Р М У Л А О Б Ъ Ё М А 1 V = S осн h 3 1 V = S осн h 3

Слайд 10

Формула объёма конуса: 1 V = πr 2 h 3 S осн = πr 2 1 V = S осн h 3 πr 2

Слайд 11

конус Ф О Р М У Л А О Б Ъ Ё М А 1 V = S осн h 3 пирамида

Слайд 13

Для развития ума Математика нужна, Это было, это будет, Это вечно!



Предварительный просмотр:

                                    Алиса в стране математики.

                            Сказка – игра

Действующие лица и исполнители:

  • Алиса
  • Куб, параллелепипед, конус, сфера, шар, шестиугольник
  • Судья, охранник, адвокат, школьник
  • Чеширский кот
  • Ведущий

Оборудование:

Доска, мел, плакат, ширма, стол, стулья, костюмы, молоток судьи, судейская ложа, проектор и экран.

Действие 1

Занавес закрыт. Звучит музыка. Перед занавесом появляется Алиса, в руках у неё книжка по математике. Входит Ведущая и окликает её.

Ведущая: Алиса!

Алиса: (обернулась, подбежала к ней)  Как хорошо, что Вы пришли. Я скучала без Вас! Ну, какую сказку придумаете на этот раз?

Ведущая: (расстроено) Не знаю… На сегодня что – то ничего не придумывается…

Алиса: (удивлённо) Неужели так трудно придумывать?

Ведущая: Конечно, ведь надо всё время следить, чтобы не было обмана.

Алиса: А в  Стране Чудес может быть что угодно.

Ведущая: Да, если это только может быть, ты можешь представить, что в Стране Чудес живёт белый кролик чёрного цвета?

Алиса: Но так не может быть.

Ведущая: Вот видишь! В каждой выдумке не должно быть противоречий, она должна быть без обмана. А знаешь, какая самая большая выдумка без обмана? Ни за что не угадаешь!

Алиса: Какая?

Ведущая: (торжественно)  математика!

Алиса: (разочарованно)  Ну, какая же это выдумка. Там просто считают – и всё.

Ведущая: Кстати, в стране Математики сегодня устраивают День Суда.

Алиса: Вот это сказочная выдумка.  Ребята, да разве такое бывает? Да и вообще кому там судиться и зачем… Я не понимаю…

Ведущая: Ну, например квадрат прямоугольник и ромб носят общее название параллелограмм. Тогда возникает спор кто из них настоящий, а кто фальшивый.

Алиса: Ух, ты! И действительно у всех этих геометрических фигур противолежащие стороны параллельны и равны.

Ведущая: Да, да, Алиса, и таких споров между фигурами много. Чтоб доказать свою неповторимость они и судятся. Ну что, хочешь посмотреть, как всё это происходит?

Алиса: Конечно, хочу!

Ведущая: Тогда – вперёд!

Звучит музыка, открывается занавес. Ведущая медленно уходит.

Действие 2

На сцене обстановка, как в игровом уголке класса. С правой стороны стоит стол, а на столе куклы. С левой стороны сцены – доска для записей, мел, тряпочка, в центре на заднике – геометрические фигуры.

Алиса: (огорчённо) Ну вот. Это же обычный класс! Я так бы хотела, чтоб со мной рядом появился хоть кто – нибудь сказочный…

Появляется Чеширский Кот.

Кот: А я пойду в качестве «кого – нибудь»?

Алиса: (обрадовано кивает головой) Чеширский кот из Страны Чудес! Только ты умеешь так появляться! Значит, сказка уже началась…

Кот: (гордо) Ты угадала!

Алиса:  Скажи, пожалуйста, куда я попала?

Кот: (важно) Ты попала в страну Математики.

Алиса: Ну а что же здесь воображаемое? И что настоящее?

Музыка стихает.

Кот: (хитро улыбаясь) Разве ты не можешь отделить одно от другого?

Алиса: Настоящее можно увидеть, а воображаемое нельзя?

Кот: (подходит к столу, где лежат куклы, и указывает на них) Скажи, это настоящее? Так! А что ты скажешь об этих фигурах? (обращается к сидящем в зале ребятам). Чем они отличаются? Есть  ли что – то общее?

Ответы зала.

Да, вы правы. У них одинаковая форма.

Алиса: И что это значит?

Кот: Они подобны друг другу.

Алиса: Я поняла. Подобны, - это когда меняются размеры, а форма сохраняется.

Кот: Так. А форма – это настоящее или воображаемое?

Алиса: Все настоящие предметы, имеют какую – то форму.

Кот: Я слышал, что ты хочешь отправиться на математический суд?

Алиса: Да, хочу.

Кот: Тогда не будет  терять время, и отправимся прямо сейчас!

Кот и Алиса уходят. На сцене появляется первая картина суда.

Действие 3

Судья: Рассматривается семейный иск. Истец – господин шар, ответчик – госпожа Сфера. Просим в зал заседаний!

Сфера, входя в юбочке, напевает:

«Пышненькая юбочка, ленточка в косе,

Кто не знает сферочку? – Сферу знают все!

Вечером окружности соберутся в круг –

А как крутится сферочка – посмотри!»

(В ПЫШНОЙ КОРОТКОЙ ЮБКЕ, С ШАРИКАМИ, ПУСКАЕТ МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ)

Шар важный, идёт чинно, с глобусом и яблоком в руке, напевает:

«Крутится, вертится шар голубой,

Крутится – вертится над головой…» (откашливается)

Судья: (уважительно) Господин шар, в чём суть вашего иска к Сфере?

Шар: (истерично) Да нет сил больше терпеть! Ведь она меня жизнь ограничивает! Вы только представьте. Ведь я фигура солидная, я – множество точек пространства. А она что такое? Просто какая – то поверхность, пустышка, можно сказать. Вот видите – всё пузырики мыльные пускает… А внутри – то пустота!

Сфера: (по детски)  Зато, какие они лёгкие! Меня все дети любят! В мячик поиграть – Сфера тут как тут, пузыри всем душу радуют, воздушные шарики каждый праздник украшают…

Шар: (демонстративно, с хрустом откусывает яблоко)  Зато у меня внутри – не просто воздух… Ваша честь, я хочу избавиться от её назойливой опеки…

Судья: Позвольте, но ведь каждое порядочное объёмное тело обязано иметь границы. А, насколько мне известно, у вас с госпожой Сферой очень много общего имущества…

Сфера: Да, конечно! У нас даже формулы объёма и площади поверхности совершенно одинаковые!

Судья: Предъявите формулы!

(Фигуры поворачиваются спиной к зрителям и показывают формулы, написанные на карточках и закреплённые  на спине)

Да, совершенно одинаковые. Приговор суда: иск шара о расторжении союза со Сферой считать нецелесообразным.

Следующий! (ударяет молотком судьи)

Действие 4

На сцену выходят Чеширский Кот и Алиса.

Алиса: Вот так новость! Не за чтобы не подумала, что в стране математики ещё и суды такие устраивают!

Кот: (гордо) Здесь и не такое бывает.

Алиса: (с восторгом) Никогда бы не подумала, что Математика, может быть такой интересной!

Кот: Математика – это особый мир «выдумки без обмана»

Алиса: Это как будто другой мир, какой – то!

Кот: Есть мир яблок их можно трогать и жевать, - и есть мир Математики, он тоже про яблоки, но к яблокам не  сводим.

Действие 5

(шумовые эффекты)

(Охранник вводит Куб и Параллелепипед, в специальных костюмах)

Охранник: (грозно) Эти двое арестованы за использование фальшивых документов. Посмотрите, ваша честь – они сами – то разные, а документы у них выписаны на одно и то же имя – на имя Призма.

Адвокат: Кто вы?

Куб: Я – Призма.

Адвокат: А вы?

Параллелепипед: Я тоже.

Адвокат: Есть ли у вас другие, более привычные имена?

Куб: Да, меня называют Куб, поскольку я…

Адвокат: На каком основании вы, будучи Кубом, используете документ, выданный на имя Призма?

Куб: Да вы прочитайте, какая фигура может считаться Призмой…

Адвокат: Призма – это многогранник (появляется изображение призмы, куба, параллелепипеда на экране)

Судья: (находится за ширмой имитирующей кафедру, в руках  молоток судьи, призывающий к порядку) Куб, признаёте ли вы себя многогранником?

Куб: Да, конечно – у меня 6 граней, это знает каждый школьник.

Адвокат: Основание Призмы – равные многоугольники, а остальные грани – параллелограммы.

Судья:  Школьник, обнаруживаете ли вы эти признаки у Куба?

Школьник: Да у него же вообще все грани – квадраты, все одинаковые…

Судья: (строго)  Отвечайте на вопрос! Является ли квадрат параллелограммом?

Школьник: (с тоской)  Ох, Господи!

Адвокат: Протестую, ваша честь, он несовершеннолетний, чтобы давать такие сложные показания. Конечно, квадрат является четырехугольником, прямоугольником, параллелограммом в одно и то же время…

Школьник: Ну, тогда и вообще любой параллелепипед – тоже призма…

Судья: (озадаченно)  Школьник понял? Ну, тогда подсудимые оправданы! Следующий!

(судья подаёт звуковой сигнал молотком судьи)

Действие 6

Судья: Слушается иск о праве собственности на формулу объёма. Истец – Пирамида, ответчик – Конус. Излагаю суть имущественной претензии. Пирамида утверждает, что формула «объём равен одной трети произведения площади основания на высоту» принадлежит её. Конус также претендует на данную формулу.

Адвокат: пусть стороны представят свои формулы объёма.

(Демонстрация карточек с формулами прикреплёнными на спине)

Легко видеть, что в формуле моего подзащитного «пи R квадрат»  - это площадь круга, который  и является его основанием. Поэтому формулировку, на безраздельное пользование которой претендует истица, полным правом он может считаться также своей законной формулой объёма.

Судья: Ввиду неоспоримости доказательства принимаются? Иск Пирамиды отклонён, суд постановлен пользоваться данной формулой объема фигурам с равным правом. (ударяет молотком судьи)

 (на сцену выходит Алиса и ведущая)

Ведущая: Дорогие зрители, к сожалению, наше волшебное время заканчивается и нам пора прощаться с гостями. Они придут к тебе на занятия и расскажут о себе и своём королевстве много – много интересного.

Алиса: Я поняла! Математика – это удивительная и не забываемая страна.

           Гимн математике

Уравнения решать, радикалы вычислять –

Интересная у алгебры задача!

Интегралы добывать,

Дробь делить и умножать          2 раза

Постараешься – придёт к тебе удача!

Геометрия нужна, но она ведь так сложна!

То фигура, то тела – не разберёшься.

Аксиомы там нужны,

Теоремы так важны,                                                                  2 раза

Их учи – и результата ты добьёшься!

Все науки хороши

Для развития души.

Их и сами все вы знаете, конечно,

Для развития ума математика нужна,                                   2 раза

Это было, это будет, это вечно!

                                             КОНЕЦ СПЕКТАКЛЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математический спектакль "Алиса в стране математики"

Геометрию мы стали изучать в 7 классе, она показалась нам вначале очень сложной. Мы не понимали важности каждого слова, включённого в аксиомы, определения, теоремы... Уроки шли, и ничего не менялось. ...

Математическая игра для 5 класса: "Морское путешествие в страну "Математика"

Математическая игра разработана для учащихся 5 класса и  может быть использована на предметной неделе или  уроке занимательной математики. Цели  игры: 1) развивать  логическое мышл...

Математическая эстафета "Весёлый поезд в страну "Математика""

Внеклассное мероприятие по математике в 5- х классах. Развитие логического мышления, находчивости, сообразительности, памяти, оригинальности и гибкости мышления.Воспитание выдержки, терпения, заинтере...

Математическая игра "В стране занимательной математики" 5 класс

Математическая игра "В стране занимательной математики"...