школьная газета
статья по теме

Матвеева Елена Геннадьевна
Что же такое – школьная газета?
  • Трибуна для высказывания своей точки зрения?
  • Эффективный информативный инструмент?
  • Пространство для сближения поколений? 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shk._gazeta.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Газета – это история мира за сутки.

Это история мира, в котором мы живем и события

которого интересуют нас больше,

чем относящиеся к прошлому, существующему лишь в памяти.

А. Шопенгауэр

Что же такое – школьная газета?

  • Трибуна для высказывания своей точки зрения?
  • Эффективный информативный инструмент?
  • Пространство для сближения поколений? 

Детство – лучшая пора в жизни человека! Мир детства разнообразен и мно-

голик. Детские впечатления налагают неизгладимый отпечаток на смысл всей последующей взрослой жизни. И потому так важно наполнить детский мир ярким содержанием. Именно в детстве закладываются основы личной активности, проявляются ценности, определяющие «качества» будущей жизни человека. В то же время ребёнок наименее защищён от социального воздействия окружающей среды. В современном социуме чувствуется переизбыток информации: видео, ТВ, Интернет, СМИ. В этом море информативного потока дети испытывают определённые трудности в формировании жизненных ориентиров и ценностей. Задача взрослого – научить отделять зёрна от плевел.

Каждому педагогу понятно, что сегодня социальная активность детей воз-растает, формы её проявления становятся разнообразнее. Современный моло-дой человек должен быть социально активной личностью, со своей сформированной гражданской позицией, которую он свободно и открыто может выражать в различных видах деятельности, в том числе и на страницах школьной прессы.

Детская печатная пресса, на мой взгляд, является одним из самых интерес-ных и современных форм творческого взаимодействия с детьми, общего кол-лективного дела. Пятый год существует в нашем образовательном учреждении газета «Школьные будни». Она – плод совместных усилий неравнодушного, активного, деятельного и творческого коллектива единомышленников из числа детей, педагогов, администрации школы

Пять лет назад передо мной встала непростая задача – в короткие сроки сплотить детей разного возраста, объединить их общим делом и наладить в работу по выпуску школьной газеты

Газета, выпускаемая детьми, даёт им возможность определиться в сфере массовой коммуникации, реализоваться в интересном коллективном деле, утвердить себя и свои успехи в   общественном мнении. Кроме того, совместная работа помогает детям наладить систему новых отношений, помогающую выявить их способности, профессиональные качества, определиться в мире профессий. Таким образом, в подобном объединении решается важная задача допрофессионального образования и профессио-нального самоопределения старшеклассников.

По моему мнению, школьная газета создаёт особые условия для активного включения детей в окружающую их социальную среду. Какую бы профессию мои воспитанники ни выбрали в будущем, полученные знания и умения при-годятся им всегда.    Совместная работа по созданию газеты способствует экспериментальному поиску, развитию фантазии, нестандартного мышления и способности мыслить гибко и чётко, реализации потребности в коллективном творчестве, которая укрепляет связи с ближайшим социальным окружением.

На страницах школьной прессы мы освещаем разнообразные события из жизни детской организации школы, тем самым давая возможность каждому проявить свою активность, внести свой вклад в общее дело, наполнить свою  жизнь общественно значимым содержанием. Невероятно интересно обсуждать с детьми, каким должно быть «лицо» газеты, какой должен быть её «голос», её стиль, её внутреннее содержание, определять рубрики и направления статей и заметок.  Мои воспитанники – это старшеклассники, активно участвующие в работе детского творческого объединения ДОКА (документальность,образность,конкретность,актуальность),проявляющие интерес к работе школьной прессы и желающие овладеть азами корреспондентского мастерства. Свою работу строю на основе программы дополнительного образования, основная идея которой - развитие личности ребёнка и его творческих способностей через работу школьного пресс-центра и создание необходимых условий для самореализации и самоутверждения личности.

При планировании деятельности редакции школьной газеты использую разные формы работы: «круглый стол», «карусель», « мозговой штурм».(приложение)

Любая образовательная концепция, и моя программа не исключение, ба-зируется на основных закономерностях и принципах воспитания, которые по-могают нам решать поставленные образовательные и воспитательные задачи, находить общий язык с детьми, учитывая их интересы.

Данная программа призвана помочь подросткам проявить свои творческие способности, развить умения, помогающие правильно и грамотно излагать свои мысли, прочувствовать ответственность за результаты своего труда, приобрести навыки работы в коллективе единомышленников.  

Коммуникативная направленность обучения этой программы даёт учащимся возможность общаться и взаимодействовать, а деятельностный характер по-

зволяет каждому научиться работать как индивидуально, так и в коллективе.

Занятия по данной программе предполагают личностно-ориентированный

подход, с помощью которого ярче раскрываются индивидуальные особенности учащихся, формируется умение свободно и творчески мыслить.

Образовательные и воспитательные задачи направлены на развитие и ста-новление личности обучающего, его самореализацию и свободное самовыра-жение.     Грамотно сформулированные задачи создают особые условия для раскрытия литературного таланта детей и как нельзя лучше способствуют формированию у обучающихся следующих компетенций:

- личностные - знания, умения и навыки самосовершенствования;

- коммуникативные - речевые умения и навыки, взаимодействие и сотруд-ничество;

- информационные - поиск, обработка, отбор, использование, распростра-нение информации;

- ценностно-смысловые - воспитание нравственности, формирование ду-ховных ценностей, рефлексивное мышление;

- социально-трудовые - профориентация, активная гражданская и социаль-ная деятельность;

- учебно-познавательные - логика, критическое и креативное мышление, планирование;

- общекультурные - осведомлённость в национальной и общечеловеческой культуре.

Программа дополнительного образования рассчитана на учащихся 9 – 11 классов, заинтересованных в изучении основ журналистики и овладении практическими навыками работы, ориентирована на применение широкого комплекса знаний по ранее изученным базовым учебным дисциплинам.

 В свою очередь обучение данной программе не только значительно расширит объём знаний по основам учебных предметов, но и даст запас

сведений, необходимых для успешной будущей профессиональной деятельности, а также знаний общекультурного характера в поликультурном

обществе. Практическим выходом  реализации программы является издание ученической газеты, а главным критерием достижения результата на

протяжении всего периода обучения является подготовленный к публикации материал.

В результате к концу года мои дети должны овладеть основными методами и приёмами корреспондентской работы, уметь грамотно излагать свои мысли,

определять основные журналистские жанры и стили, составлять заметки, отчёты, интервью, репортажи для школьной газеты. А самое главное – они должны научиться видеть необычное в обычном, работать вместе и сообща,

взаимодействовать с окружающим миром на позитивной волне. Только в этом случае они станут успешными людьми, умеющими поставить чёткие цели, выбрать пути их достижения и добиться желаемого результата.

Для мониторинга отслеживания результатов усвоения образовательной про-граммы использую в работе тестовые задания, конкурсы творческого мастер-ства, выставки творческих достижений, выступления на фестивалях.(приложение)

Хочется отметить, что дополнительное образование детей в школе – сфера, объективно консолидирующая процессы воспитания, обучения и развития.

Оно помогает свободно избирать пути освоения знаний, способов деятельности, направленных на удовлетворение интересов личности, её предпочтений, склонностей, способностей, творческих устремлений.

Творчество в моём детском объединении является основной формой самопознания, способом реализации собственного «Я», своего природного предназначения для моих воспитанников.

Успех учеников, зависит от их учителей! Для достижения поставленной цели учителям необходимо помнить, что:

Ученик – это не сосуд, 
который надо наполнить, 
а факел, который нужно зажечь.

К. Ушинский

                                               Приложение 1.

Формы работы, используемые при планировании деятельности редакции школьной газеты.

  1. «Круглый стол»- форма занятия, в основу которого заложено несколько точек зрения, обсуждение которых подводит к приемлемой для всех участников позиции или решения.

 2.   «Карусель»-форма занятия, на котором обучающиеся самостоятельно определяют свою роль и долю участия в том или ином выпуске газеты,

«перемещаясь» с роли ответственного редактора номера на роль корректора, автора материала.

Эта форма помогает членам редакции испробовать свои силы  в разных жанрах, принимать активное участие в выпуске газеты, объективно оценивать свои возможности, Кроме того, она позволяет закрепить выпуск очередного номера за определенной группой обучающихся.

3.«Мозговой штурм»-форма занятия, содержащая целенаправленный ориентир обучающихся на восприятие и коллективное решение сложного вопроса на основе максимального интеллектуального напряжения участников занятия, целеустремленного, активного обдумывания и обсуждения вопроса.

Эта форма занятия подходит для планирования текущего номера газеты.

                                         

                                                    Приложение 2.

Тесты по теме « Жанры».

Репортаж.

1.Как называется материал, в котором читателям дается наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста-очевидца или действующего лица?

А. Интервью

Б. репортаж

В. Очерк

2.Какие элементы жанров  журналист может включить в репортаж?

А.Элемент отчета

Б.Элемент беседы, интервью

В.Зарисовки

Г.Прямую речь

Д.Красочное отступление

Е.Характеристику персонажей

3.От чьего лица ведется рассказ в репортажах?

А.От автора, который присутствовал на событии

Б.От автора, который был участником событий

В.От человека, который рассказывал автору о событиях

4. Как строится  повествование  репортажа?

А.Автор называет себя «я», «мы»

Б.Автор придумывает вымышленное имя