Конкурсная программа для 5-7 посвященная Дню птиц. Знакомит обучающихся с многообразием мира пернатых.
материал (5 класс) по теме

Самсонова Надежда Валентиновна

Знакомит обучающихся с многообразием мира пернатых.  Развивает логическое мышление, творческие способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_ptits_5-7_kl.docx27.43 КБ

Предварительный просмотр:

             Конкурсная программа «Дня птиц» для 5-7 классов

Цель: - познакомить обучающихся с многообразием и жизнедеятельностью птиц

-воспитывать уважение к «пернатым друзьям»

- Развивать логическое мышление, внимание, творческие способности.

Сегодня-  22 марта- день весеннего равноденствия. На Руси дня весеннего равноденствия ждали всю долгую зиму и встречали его праздничными обрядами. 22 марта церковь отмечает день памяти сорока мучеников. В народе этот день называется «сороки». Считалось, что с этого дня до наступления тепла остается сорок утренних морозов. Сорок дней, начиная с этого, хозяйки выбрасывали из окна хлебные кусочки со словами:

Мороз, красный нос,

Вот тебе хлеб и овес,

А теперь убирайся,

Подобру-поздорову!

На сороки обычно пекли «жаворонков», «куличков»,  , отдавали их детям, и те выбегали на высокое место закликать весну а с ней и жаворонков.  Так своеобразно отмечался День птиц. А мы отметим его игрой в КВНе.

И так мы начинаем КВН.

Звучит муз. Заставка.

  1. «Давайте познакомимся»  представление команд.

5 кл. 6кл. 7-а кл.  7-б кл.

Знакомство с жюри:

……………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………  

  1. Разминка

В качестве разминки предлагается ответить на ряд вопросов. Тот, кто первым угадает, о чем идет речь, должен поднять руку и назвать ответ, пояснив, какие качества человека и птицы позволяют их сравнивать.

За правильный ответ вы получите «птичку» (за личные заслуги, маленькую).

1. Так называют человека, который очень хорошо поет. (Соловей).

2. Так говорят о человеке, который упустил что-либо. (Проворонил).

3. О мужчине, который изо всех сил старается понравиться женщине говорят, что он распускает хвост этой птицы. (Павлин).

4. Так называют людей, спор которых вот-вот перейдет в драку. (Петухи).

5. О человеке, которому неуютно, говорят, что он нахохлился как эта птица. (Воробей).

6. Так называют влюбленных. (Голубки).

7. Так называют человека, который разносит сплетни. (Сорока).

8. Так называют доброго, милого, родного человека. (Ласточка).

9. Так называют человека с необычайно раздутым самомнением. (Индюк).

10. Так называют плохую мать. (Кукушка).

11. С этой птицей сравнивают человека, который пытается спрятаться от опасности. (Страус).

12. Так называют мужественного, сильного человека. (Орел).

3.  КОНКУРС  «Жили у бабуси два веселых гуся»

Прошу команды для этого конкурса встать (сесть) в отдалении друг от друга, чтобы не мешать участникам команды совещаться друг с другом. В этом конкурсе вам надо будет называть песни о птицах или песни, в которой упоминаются птицы (надеюсь, что вы заранее их вспомнили). Итак, «вожаки стай» приглашаются на стартовую линию. Команды по очереди исполняют по 1 куплету «птичьей» песни, не повторяясь. После исполнения песни «вожак» делает шаг вперед. Если команда не сможет назвать песню до удара гонга, то она выбывает из дальнейшего соревнования. Побеждает та команда, которая знает больше всего песен.

Команде-победительнице присваивается большая командная «птица».

  1. КОНКУРС         « Уютное гнездышко»

Сейчас вам предстоит построить гнездо из веток и травинок. Работаем всей командой.

Награда за построенное гнездо – большая командная «птица».

Трудно было строить? А ведь птички строят гнезда клювами и лапками. Не хотите ли попробовать еще раз – клювиками?

  1. КОНКУРС   «Птица счастья завтрашнего дня»

Ребята, кто из вас знает, какие художники рисовали птиц? (За ответы – маленькие «птички»). Сегодня вы тоже сможете почувствовать себя Саврасовыми. Наш следующий конкурс – рисовальный. Команды приглашаются на старт. Просим встать в очередь друг за другом. На листе бумаги надо нарисовать птицу, но не всю сразу, а по частям, один человек – 1 фрагмент. Причем рисовать надо ту часть птицы, которую вам скажет судья на старте. Оцениваться будет не только скорость, но и качество исполнения вашего шедевра.

Порядок рисования: клюв, нога, крыло, хвост, глаз, тело, вторая нога, голова, украшения, название.

Награды – большие «птицы», 1 за скорость и 2-3 за качество.

  1. КОНКУРС   «Птица с характером»

Следующий конкурс – артистический. Сначала давайте все попробуем изобразить веселых, оживленных птичек. А теперь хищных, высматривающих добычу. Теперь прошу освободить середину зала и выбрать по одному добровольцу от каждой команды.

Есть такая очень известная книга немецкого натуралиста Брэма «Жизнь животных». Там он не только описывает внешний вид животных и птиц, но и рассказывает об их поведении, наделяя их характерами. Сейчас я буду медленно читать описание птиц, а наши избранники будут в это время изображать читаемое жестами, движениями, звуками, вживаясь в образ.

Судейское жюри оценивает актерскую работу и награждает за самые яркие образы личными «птичками».

Характеры птиц (По Брэму)

1. Горихвостка. Горихвостка – веселая, подвижная и деятельная птичка. Она проворна и легка, ловко прыгает и летает и превосходно кувыркается в воздухе; полет ее столь искусен, что она может ловить добычу на лету и часто догоняет и проглатывает в воздухе летающих насекомых. Пение ее неблагозвучно и часто прерывается неприятным трещанием. Горихвостки иногда заводят знакомства с другими птицами, иногда переходящие в дружбу.

2. Дубонос. Отличительными признаками этого рода являются: очень сильное и плотное телосложение, необыкновенно большой, толстый клюв, короткие, сильные ноги с острыми когтями, широкие крылья и короткий хвост. Дубонос – несколько неуклюжая и ленивая птица; он обыкновенно долго сидит на одном и том же месте, мало шевелится и редко решается сразу спорхнуть с ветки. Летает тяжеловесно и шумно, но все же двигается на лету довольно быстро. Умственные способности его не отвечают этим внешним его качествам. Это очень осмотрительная, хитрая птица, которая с осторожностью заботится о безопасности.

3. Вертишейка. Это ленивая, довольно неуклюжая птица, двигающаяся лишь тогда, когда это очень необходимо; в ней вовсе не замечается неутомимости и резвости других дятлов. Птичка эта выказывает необыкновенную способность вертеть шеей. Все необыкновенное ее раздражает, заставляет строить гримасы, которые тем страннее, чем больше она бывает испугана. Она вытягивает шею, нахохливает головные перья и распускает хвост веером; или же она вытягивает все туловище, наклоняется вперед, закрывает глаза и испускает странное глухое воркотание. Не подлежит никакому сомнению, что этим вертишейка хочет напугать своего врага.

4. Журавль. Все движения журавля изящны; все проявления его довольно высоко развитых способностей привлекают внимание. Крупная, подвижная и смышленая птица прекрасно осознает свои достоинства и выражает это в самых разнообразных поступках. Ходит она грациозно и мерно, с сознанием своей красоты, без труда поднимается на воздух, немногими широкими ударами сильных крыльев достигает желаемой высоты и летит ровно и неторопливо, но быстро и энергично. Когда придет журавлю охота, он забавляется веселыми прыжками, шаловливыми движениями, странными позами; играя, поднимает с земли щепки и камешки, бросает на воздух и ловит их снова; танцует, прыгает, быстро бегает взад и вперед и самыми разнообразными движениями выражает свою жизнерадостность.

  1. КОНКУРС  «Узнаю я их по голосам»

А сейчас вашему вниманию предлагаются звуковые конкурсы.

Награда за конкурс  - командные «птицы».

Задание 1. Чей это голос? (Для этого конкурса необходимо иметь записи голосов птиц).

Птица 1: домовый воробей.

Птица 2: соловей.

Птица 3: голубь.

Птица 4: большой пестрый дятел.

Птица 5: грач.

Птица 6: сорока.

Птица 7: утка кряква.

Птица 8: большая синица.

Птица 9: галка

Птица 10: вальдшнеп.

Птица 11: свиристель.

Птица 12: иволга.

Птица 13: коростель.

Птица 14: вяхирь.

  1. КОНКУРС  «Птичьи премудрости

В этом конкурсе каждому человеку из команды дается задание собрать пословицы о птицах. В конверте находятся три разрезанных на части пословицы, каждая из которых набрана своим шрифтом.

Награда (маленькая «птичка») выдается за каждую правильно собранную пословицу.

1. Птицу узнают в полете, а человека в работе.

Воробей под кровлю, а сова на ловлю.

Лучше умереть орлом, чем жить зайцем.

2. Человек без родины, что соловей без песни.

Ворон ворону глаза не выклюет.

Журавль межи не знает и через ступает.

3. Всякая птица своим носом сыта.

Орлы бьются, а молодцам перья достаются.

Ласточка день начинает, а соловей вечер кончает.

4. Ждала сова галку, да выждала палку.

Куда ворона летит, туда она и глядит.

Уступи курице гряду – она весь огород возьмет.

5. Кукушка кукует, по бездомью горюет.

Одна ласточка лета не приносит.

Щиплет сокол галку, поглядывает на палку.

6. Красна пава перьем, а человек ученьем.

Всякая птица свои песни поет.

Как бы не сойкин язычок, кто бы о ней знал.

7. Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки.

Не поймав, курицы не щиплют.

Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.

8.  Нет в поле дерева, где бы птица не сидела.

Один гусь травы не вытопчет.

 10. Птица по зернышку клюет, да сыта живет.

Не учи белого лебедя плавать.

Бывали у вороны большие хоромы, а нынче и кола нет.

11. Ворона за моря летала, а умней не стала.

Воробьев бояться – проса не сеять.

Птицу приманивают кормом, а человека словом.

12. На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Коготок увяз – всей птичке пропасть.

Не надобна соловью золотая клетка, лучше ему зеленая ветка.

13. Поет что соловушка, да пуста головушка.

Без хвоста и ворона не красна.

Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела.

14. Перелетный соловей – то на липу, то на ель.

С курами ложись, с петухами вставай.

Ходит журавль по болоту, нанимается на работу.

15. Ранние пташки росу пьют, поздние слезы льют.

Пуганая ворона и куста боится.

Полетели за море гуси, прилетели тож не лебеди.

16. Метил в ворону, а попал в корову.

Воля птичке лучше золотой клетки.

Сорока в платье и ворона в платье, будет платье и на нашей братье.

  1. КОНКУРС  «Отчего? Почему?»

Задание-викторина. Вопросы задаются всем игрокам команды по очереди, если игрок затрудняется дать ответ, то ему помогает тот, кто первым взял в руку «волшебную палочку». Игрок, давший правильный ответ, получает награду – «птичку».

Попроще 5-6 классы

1. Какая птица может летать хвостом вперед? (Колибри.)

2. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла, до 15 см.)

3. Какие птицы не садятся ни на землю, ни на воду, ни на ветки? (Стрижи.)

4. Какая певчая птица может нырять на дно водоема и бегать по дну? (Оляпка. Она ловит на дне насекомых, червей и даже мальков рыб.)

5. Когда температура тела у воробья ниже – летом или зимой? (Одинаковая.)

6. Какая птица в нашей стране самая маленькая? (Королек.)

7. Какая птица имеет очень длинный хвост? (Сорока.)

8. Какая птица носит название корабля? (Фрегат.)

9. Какая птица носит название танца? (Чечетка.)

10. Какая птица двигается по стволу и вверх, и вниз головой? (Поползень.)

11. Кто два раза родился? (Птица.)

12. Какие города носят название птиц? (Орел, сорока.)

13. Какая птица имеет в качестве названия фамилию писателя? (Гоголь.)

14. Какая птица носит название части музыкального инструмента? (Гриф.)

15. Названия каких птиц носят созвездия? (Лебедь, орел.)

16. Гнездо какой птицы съедобно? (Салангана.)

17. Какие виды ласточек живут у нас? (Городская – воронок, деревенская – касатка, береговая.)

Посложнее 7-е классы

1. Где устраивают себе гнезда скворцы, которым не хватило скворечен? (В рощах и садах, в дуплах.)

2. Зачем скворцы и галки катаются верхом на коровах, овцах и лошадях? (Таскают шерсть для гнезд и выклевывают насекомых и их личинок из кожи старых животных.)

3. Отчего домашние утки и гуси весной начинают вдруг тоскливо кричать и приходят в сильное возбуждение? (Предки наших гусей и уток были перелетными птицами, Весной, во время пролета диких, домашние гуси и утки тоскуют, их тоже тянет куда-то лететь.)

4. Почему нельзя трогать руками яиц в гнездах? (Потому что птица бросает гнездо, если тронуть его руками, у птиц хорошее обоняние.)

5. Почему гнезда зяблика, щегла, пеночки-пересмешки так мало заметны на ветвях? (Потому, что эти птички убирают, «маскируют» свои гнезда снаружи лишайниками, растущими на тех деревьях, на которых строят гнезда.)

6. Детенок еще не родился, а уж отдан на воспитание, – у кого это? (У кукушки.)

7. Отчего говорят: «Как с гуся вода»? (Оперение гуся всегда покрыто жиром, поэтому вода не смачивает перьев и каплями скатывается с них.)

8. Птенцы какой птицы шипят из дупла как змеи? (Птенцы вертишейки.)

9. Почему стрижи и ласточки в хорошую погоду летают высоко, а в сырую – над самой землей? (Летая, ласточки ловят мошек, комаров и других крылатых насекомых. В ясную погоду воздух сухой, и эти насекомые поднимаются высоко над землей. В сырую погоду воздух тяжелый, полный влаги и не дает им подниматься вверх.)

10. Какого цвета самый крупный из наших дятлов? (Черный с красной шапочкой – желна.)

11. Что внутри птичьих костей? (Воздух.)

12. Вороне через три года что бывает? (Четвертый год идет.)

13. Что птицам страшнее зимой: голод или холод? (Голод птицам страшнее. Утки, лебеди, чайки иногда остаются на зиму, если им есть чем кормиться, если где-нибудь остается не покрытая льдом вода.)

14. Вьют ли наши перелетные птицы гнезда на юге зимой? (Гнезд не вьют, птенцов не выводят.)

15. Почему зимой многие звери и птицы покидают лес и жмутся к человеческому жилью? (Потому что зимой около человеческого жилья им легче найти себе пищу.)

16. С прилетом  каких птиц считаем мы начало весны? (С прилета грачей.)

10. КОНКУРС  « Старая сказка с новым концом”.

У сказки может быть хороший конец (как у “Репки”), может быть плохой конец (как в “Теремке”). Но конец у сказки всегда один и тот же, сколько бы раз эту сказку ни рассказывали. Давайте пофантазируем и сами придумаем интересный конец сказки.

Вспомним сказку “Курочка Ряба”:

- Снесла курочка Ряба яйцо, да не простое, а золотое. Баба била-била – не разбила. Дед бил-бил – не разбил. Пробежала мышка, хвостиком махнула и разбила золотое яйцо. Плачет дед, плачет баба. Говорит им курочка Ряба: “Не плачь дед, не плачь баба. Снесу я вам яйцо не золотое, а простое”.

Попробуйте придумать новое окончание этой сказки за 5 минут.

Жюри оценивает оригинальность идеи.

  1. КОНКУРС БОЛЕЛЬЩИКОВ

По одному болельщику  команды. Конкурс «Что ни шаг, то птица». На каждый шаг , не останавливаясь нужно назвать птицу. Победитель приносит своей команде дополнительное очко.

Итоги конкурса «Старая сказка с новым концом”.

  1. КОНКУРС «Домашнее задание»

Оригинальный номер.  

Подведение итогов награждение победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ, посвященная Дню Защитника Отечества «ПАПА и СЫН, один в один!»

Конкурсная программа для учащихся начальных классов, посвященная Дню Защитника Отечества. В программе описаны конкурсы для мальчиков и их пап....

" В мире птиц" ( внеклассное мероприятие, посвященное Дню птиц)

Сценарий познавательного урока-игры " В мире птиц" содержит много конкурсов, познавательного материала о птицах. Материал разбит на мини-уроки обобщенные единой темой " Птицы"...

Конкурсная программа "Мы - друзья птиц"

Данная разработка может проводиться во авнеурочное время на классном часе, посвящённом Дню птиц или во время работы летнего лагеря при проведении Дня природы....

Развлекательная конкурсная программа «Счастье в ладошках», посвященная Дню Счастья

Международный день счастья – это один из самых светлых и добрых праздников. Это день улыбок, объятий, поцелуев, отличного настроения и веры во всё хорошее! Люди на всей планете стараются сделать друг ...

День птиц (конкурсная программа)

Сценарий конкурсной программы, посвященной Международному дню птиц....

Конкурсная программа "Птицы- наши друзья"

Конкурсная программа "Птицы- наши друзья"...

Методическая разработка Игровая конкурсная программа "В кругу семьи", посвященная Международному дню семьи

Игровая конкурсная программа разработана для учащихся 1-3 классов и их родителей. Данная программа может быть использована педагогами дополнительного образования, педагогами-организаторами образовател...