Игра "История науки в лицах, и не только"
план-конспект занятия (9 класс) по теме

Михалева Татьяна Германовна

Игра "Биоэрудит" разработана для учащихся 8 и 9 классов. Проводилась в рамках недели естественных наук в школе. В ней принимают участие команды от классов 8 и 9 паралеллей в количестве до 6 человек.

Цель: создать условия для развития познавательных способностей учащихся.

Задачи: формировать интерес к предмету биология, к биографиям ученых и историям некоторых научных открытий в биологии. Развивать коммуникативные навыки работы в группе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_bioerudit.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Игра Биоэрудит для 8 - 9х классов

История науки в лицах и не только.

Цель: создать условия для развития познавательных способностей учащихся.

Задачи: формировать интерес к предмету биология, к биографиям ученых и историям некоторых открытий. Развивать коммуникативные навыки работы в группе.

О сколько нам открытий чудных готовит просвещения дух..

А.С. Пушкин

Оформление: - Чем больше знаешь, тем интереснее жить  (Г.К. Паустовский)

Только осуществляя свои лучшие мечты, человечество двигается вперед.(К.А. Тимирязев)

- Презентация с вопросами и портретами Дарвина, Менделя, Пастера, Линнея, Дальтона,  Гука, Я.М. Шлейдена, И.П. Павлова, «Золотой мальчик»,

-Перед началом игры и в процессе поиска ответов звучит спокойная классическая музыка.

Учитель: Всем здравствуйте! Мы начинаем игру «Биоэрудит». Тема «История науки в лицах и не только».

«О сколько нам открытий чудных готовит просвещения дух..» - писал А.С. Пушкин. А мы надеемся что эта встреча напомнит Вам о блестящих представителях человеческой мысли, оставивших глубокий след в науке.

ХХ век заслуженно носил имя «физики и информатики». Но в научных программах ХХI в. на первом месте не ядерная физика и не механика и даже не химия, а биология. Наука в истории которой много замечательных имен.

Как в любой игре, нам необходимо компетентное жюри: (представить)

Правила игры: Сегодня мы должны определить команда какого класса наиболее сильна в биологии 9-х или 10х.

Если игроки не могут найти правильный ответ, вопрос адресуется в зал.

 

Задания для 8-х классов.

№ 1) Учитель: однажды в погожий летний день известный английский химик отправился с приятелем в лес за земляникой. За сбором ягод друзья не заметили как пролетело время. Когда же наступило время возвращаться домой, оказалось, что корзина приятеля до краёв полна спелой земляникой, тогда как у нашего героя она была почти пуста. На вопрос о пустой корзине химик ответил: «Как можно собирать неспелую землянику, ведь она вся ещё зеленая!». Однако услышав в ответ, что вся ягода спелая, учёный немало удивился и задумался. «Что-то не так», - решил он. Что же было не так? И кто этот известный

 учёный?

Ответ: В 1794г. английский физик и химик Джон Дальтон первым описал дефект зрения, которым страдал сам, позже названный дальтонизмом.

№ 2) (к участникам выносят микроскоп и пробирку)

В середине ХVIIв.микроскоп попал в Англию. Именитый естествоиспытатель, помещал в поле зрения микроскопа всё, что попадало ему под руку: лапку мухи, лепесток сирени, кончик иглы. Но однажды удачно выбранный объект для исследования привел его к открытию. О каком открытии идёт речь и кто является его автором?

 

Ответ: В 1665г Роберт Гук, исследуя под микроскопом срез пробки, заметил, что она состоит из множества очень мелких образований, похожих на ячейки пчелиных сот. Он дал им название «ящички», «коробочки», «ячейки» и, наконец «клетки». Этот термин и утвердился в биологии, хотя Гук видел не саму клетку, а оболочки растительных клеток.

№ 3) (На стол к участникам выносят игрушечную собачку с фистулами)

Ведущий: Это было в 1912г. звание почетного доктора Кембриджского Университета получил великий русский физиолог. Во время торжественной церемонии что-то белое и пушистое спустилось на веревочке в руки почетного доктора. Все увидели кудрявую игрушечную собачёнку, унизанную многочисленными стеклянными и резиновыми трубочками. Назовите имя этого русского учёного, получившего столь необычный подарок. И укажите роль этого человека в науке.

Ответ: имя его Иван Петрович Павлов. Он очень ценил этот своеобразный подарок и внимание проявленное группой английских студентов. Ведь спустил собачку находившийся на хорах студент университета – внук Ч. Дарвина. И до сих пор в одной из комнат квартиры-музея где жил и умер Павлов, на книжном шкафу стоит эта собачка. Она напоминает о заслугах великого русского физиолога в изучении и объяснении сложной и разнообразной работы органов пищеварения.

№ 4) Ведущий: 5 веков тому назад, в последние дни декабря 1496г, в роскошном замке миланского герцога Моро готовились к новогоднему празднику. Герцог собирался показать своим гостям чудесное представление каких никогда не видывал свет. Ещё бы! Ведь устройством праздника руководил знаменитый художник и никем не превзойдённый механик Леонардо да Винчи. Он задумал восславить «золотой век» мира который наступил после «железного века» - многих лет опустошительных войн. Для изображения «Железного века» кузнецы сделали огромную фигуру лежащего рыцаря. Закованного в латы. Изображать «Золотой век» должен был голый мальчик с  головы до ног покрытый золотой краской. Это был сын бедного пекаря. Отец за деньги предоставил е го для увеселения герцога.

В самый разгар праздника в огромном освещённом факелами зале появилась фигура рыцаря. Из чрева его вышел мальчик с крыльями и большой лавровой веткой в руке. Золотая краска сплошь покрывало его голое тело. Праздник не удалось довести до конца, т.к. заболела жена герцога. Гости разошлись. О мальчике забыли, и он остался в огромном холодном зале один. Лишь на следующий день Леонардо да Винчи нашёл мальчика в тёмном углу зала, он трясся от холода и плакал. Леонардо отнёс его к себе домой и три дня ухаживал за ним, но на четвёртый день он умер. Прошли века история «Золотого мальчика», связанная с именем великого учёного и механика, не была забыта. Но причина его гибели долгое время оставалась непонятной. Как вы думаете, почему умер «золотой мальчик»?

Ответ: Лак на коже блокирует работу кожных рецепторов, в том числе и температурных. А вы знаете что эти рецепторы улавливают информацию о температуре окружающей среды и передают её в головной мозг. Импульсы идущие из головного мозга сокращают просвет кровеносных сосудов, значит крови к поверхности кожи приливает меньше и теплоотдача организма уменьшается. У мальчика работа рецепторов была нарушена. Кровеносные сосуды были расширены. Крови к поверхности кожи приливало много, температура кожи повысилась, происходила усиленная отдача тепла организмом, поэтому наступило постепенное охлаждение тела. А при охлаждении тела организм ослабевает и тогда легко заболеть бронхитом, пневмонией и тд..это и случилось с позолоченным мальчиком. Он тяжело заболел, его мучил жар, он бредил и сильно кашлял и умер от воспаления лёгких.

     

№ 5)  (К участникам выносят игрушечную обезьяну на верёвочке)

В 1882г. Знаменитый английский учёный получил звание почетного доктора Кембриджского университета. Присуждение того звания сопровождалось торжественной церемонией. Во время которой происходил обряд «посвящения» в доктора..

При этом  с хоров была спущена маленькая игрушечная обезьянка. Этот подарок напоминал об его огромных заслугах. Назовите имя знаменитого англичанина и укажите роль этого человека в науке.

Ответ: Этот подарок студенты преподнести Ч. Дарвину, он напоминал о его огромных заслугах в исследовании развития животного и растительного мира и происхождения человека.

№ 6) Удивительное это растение. Не ест его скот, не клюют его семена птицы. Не нужно оно вроде бы и человеку. Поётся о нём в грустных песнях о расставаниях да невозвратимые утраты.

В одной старинной казачьей песне пелось про тяжкое вражеское иго на Руси – людей басурмане секли и резали, в слезах народ захлёбывался. Но собрался наконец весь люд с силами, поднялся на битву небывалую, вышли воины-русичи на бескрайнее поле степное, начали с ворогом биться, да и полегли почти все. Но многих басурманов побили, остальные вспять повернули.

А когда пришли снова люди на потоптанное да разрытое поле, то пособирали врагов мертвых  и в ту речку побросали, что во вражеский стан текла. А своих похоронили, но не стали могильных холмиков делать – разровняли всё поле, чтобы ромашки на нём выросли.

Только чудная какая-то трава стала прорастать на поле – жёсткая стеблистая. А под осень каждая травинка выбросила белые волосы. Поседело, выходит,  поле от горюшка великого. С той поры и повелось : погибнет казак в сече за землю родную, ляжет в неё костьми – и вырастет ещё одна седая травинка, стоит да плачет под ветром.

- Назовите это растение.  

Ответ: ковыль.

За игровой стол приглашается команда 9 класса

№ 1) Учитель: О каком учёном эти строки и каковы его заслуги в науке?

« У этого господина был странный склад ума. Его почему-то тянуло к математизации своих наблюдений и к выведению закономерностей не из описания конкретного процесса, а из абстрактных математических выкладок. У него было неботаническое мышление. Не случайно он делил себя между физикой и биологией. Успех его работы объяснялся тем, что он обладал двумя качествами, необходимыми для ученого: способностью задавать природе нужный вопрос и способностью правильно истолковать ответ природы. К тому же он был трудолюбив и аккуратен. Из-за тяжелого материального положения он был вынужден принять монашеский сан и свои гениальные закономерности и правила он выводил в монастыре».

 Ответ: чешский ученый Иоганн Грегор Мендель. На основании обширных опытов по гибридизации разных сортов гороха, он впервые открыл и обосновал основные закономерности теории наследственности.

№ 2) Учитель: Встречайте, наш первый герой.

Герой: Животные и растения изменяются. Это несомненно. Появляются новые виды, но как это доказать. Организмы размножаются в геометрической прогрессии: 2. 4,8,16.32,64…(записывает на доске), а ресурсы среды нарастают в прогрессии арифметической: 123456.. Значит перенаселение неизбежно. Следовательно неизбежна борьба за территорию, пищу, свет..

Предположим. Среди обычных зайцев. Появились зайцы с более длинными ногами. Выживут и оставят потомство быстроногие. Благодаря отбору появится новый вид.

Учитель: О каком фундаментальном открытии идёт речь и кто является его автором?

Ответ: в 1859г. Английский учёный Чарльз Дарвин опубликовал свою работу « происхождение видов путём естественного отбора», где сформулировал свою теорию естественного отбора. (Открывается портрет Ч. Дарвина)

Учитель: однажды в погожий летний день известный английский химик отправился с приятелем в лес за земляникой. За сбором ягод друзья не заметили как пролетело время. Когда же наступило время возвращаться домой, оказалось, что корзина приятеля до краёв полна спелой земляникой, тогда как у нашего героя она была почти пуста. На вопрос о пустой корзине химик ответил: «Как можно собирать неспелую землянику, ведь она вся ещё зеленая!». Однако услышав в ответ, что вся ягода спелая, учёный немало удивился и задумался. «Что-то не так», - решил он. Что же было не так? И кто этот известный

 учёный?

Ответ: В 1794г. английский физик и химик Джон Дальтон первым описал дефект зрения, которым страдал сам, позже названный дальтонизмом.

№ 3) Ведущий: А сейчас перед вами французский микробиолог Луи Пастер, доказавший невозможность самозарождения микроорганизмов.

Пастер: Глупцы думают, если в воздухе не видно микробов, то их там нет. Но это не так! Если нальём в колбу бульон и оставим его при комнатной температуре на сутки без крышки то, (капает бульон на предметное стекло и рассматривает под микроскопом) что мы увидели? Они здесь! Значит воздух богат микробами, но как доказать глупцам, что микроорганизмы попали вбульон из воздуха, а не самозародились там? (думает)

- Попробуем так, возьмем колбу с бульоном, прокипятим его и закроем крышкой с S-образной стеклянной трубкой и оставим при комнатной температуре на 7 дней.

(Пастер снова капает бульон на предметное стекло и рассматривает под микроскопом)

- Здесь было всё и питательная среда и воздух, но где же микробы? Их нет! А значит и самозарождения быть не может!

Ведущий: Однако Пуше, Жоли и Мюссе, пытаясь поддержать идею самозарождения вопреки идеям Пастера, повторили с точностью и аккуратностью его опыты. Только вместо бульона прокипятили сенный настрой. В их колбах всегда появлялись микробы, хотя горлышко имело s-образную форму.

«так есть самозарождение или нет?» - вопрошал Пуше.

Адресую этот же вопрос игрокам.

Ответ: Самозарождения в сенном настое не было. Бактерии попадали туда не из воздуха, они были на сене, из которого приготовлялся настой.

Споры этих бактерий не погибают при кипячении. Пастер разыскал «сенную палочку» и придумал как убить этого живучего микроба: при 120 градусах цельсия. Этого можно добиться кипячением в закрытой посуде при повышенном давлении. Этот способ обеззараживания позже назвали пастеризацией. Пастер проделал всё это и возражения были опровергнуты.

№ 4) (На сцене разыгрывается спектакль)

Герой: (усмехаясь): Кто так укладывает бельё? Нужен порядок. Отряд рубашки, род мужские, вид дневные, парадные, ночные. (Раскладывает рубашки.)

Сара-Лиза(его жена): Да кто же так делает? У тебя по всем ящикам моё и твоё белье перепутано.

Герой: система – великое дело.

Сара-Лиза: ну и наведи её в своих папках, а тут я хозяйка! (укладывает бельё по-своему.Герой смотрит и морщится)

Герой: Из женщины никогда не выйдет порядочного систематика. Хороша система! В одном ящике её бельё, в другом – моё. Выходит так: отряд «бельё Сары-Лизы, род…род..нету рода! Нету рода! (Восклицает хватаясь за голову)  Нету рода! Хороша система!

Сара-Лиза: Займись лучше своими папками.

Ведущий: О каком событии в истории науки идёт речь и кто его автор?

Ответ: Речь идёт о системе природы предложенной шведским учёным Карлом Линнеем. До Линнея животное и растительное царства походили на переполненную сокровищницу, в которой тысячи драгоценностей лежат в пестром беспорядке. Линней внёс в неё порядок, который с радостью был принят всем светом.

№ 5) (Ученик исполняющий роль М.Я. Шлейдена, говорит у таблицы и показывает )

Шлейден: Часто оболочки клеток, особенно молодых, видны в микроскопе плохо. Ядра обнаружить легче. Поэтому сначала надо найти ядро, а потом где то рядом искать оболочку. Все органы растений имеют клеточную природу: и листья, и лепестки, и стебли, и пестик, и тычинки, всё! Живых существ, не имеющих клеточного строения в природе не существует.

Ведущий: О каком научном открытии идёт речь и кто его автор?

 Ответ: В 1838г. после пяти лет изысканий, 32-х летний немецкий ботаник Матиас Якоб Шлейден доказал, что все органы растений состоят из клеток. Он является основным творцом клеточной теории.

№ 6 Послушайте легенду. «Всю свою жизнь Весна путешествует с юга на север, нигде не задерживаясь надолго. Однажды Весна полюбила прекрасного юношу. Она вдохнула в него любовь к жизни и природе, наградила счастьем и покоем. Однако вскоре Весна ушла, и наступило жаркое лето. Юноша, убитый горем, плакал так горько, что в месте, где его слезы касались земли вырастали белые цветы, а кровь его разбитого сердца окрашивала их ягоды в красный цвет.

Ответ: ландыш.

Жюри подводит итоги.

(После поздравления и награждения победителей ведущий обращается к участникам)

Ведущий: Дорогие друзья, вы стоите на рубеже тысячелетий. Вы люди, которым предстоит творить историю ХХI в.

Как-то Илья Ильич Мечников заметил: « Ученый должен быть поэтом! Что факты? Нужен свободный полёт мысли! Нужна красивая мечта!»

Мечта открывает перед нами мир, зовёт изучать его, познавать исследовать.

Будучи всемирно известным учёным Пастер писал: « В жизни нужно посвятить все усилия, чтобы наилучше сделать то, на что ты способен..»

Дерзайте, и вы многого достигните!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-мастерская «Конь, он как человек. Он только не говорит, он только понимает…»

Урок - мастерская . 7 класс.Целевое назначение:Познакомить с рассказом Б.Васильева "Великолепная шестёрка", выявить нравственную актуальность темы милосердия в современном мире.Рассмотреть различное о...

Использование компьютерных технологий в преподавании английского языка в МАОУ «Лицей гуманитарных наук»

Информатизация учебного процесса - одна из важнейших задач современного образования. Она связана с развитием материально-технической базы учебных заведений, переподготовкой учителей, разработкой метод...

"Умереть-так только за Отчизну, жить-так только Родиной дыша"

Урок закрепления и систематизации знаний по теме "Отечественная война 1812 г."...

Конспект урока в 5 классе по теме "Существительные, имеющие форму только единственного и только множественного числа"

В конспекте представлены формы работы, способствующие усвоению обозначенной темы....

Конспект урока русского языка в 6 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа".

Урок русского языка в 6 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа" является одним из уроков ...