Информационный час
классный час (6 класс) по теме

В гостях у Деда Мороза

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tezisy.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Информационный час.

«В гостях у Деда Мороза»

Задачи:

1. Расширить знания учащихся по истории.

2. Познакомить с новогодними традициями на Руси и в других странах.

3. Развивать познавательную активность детей.

4.Воспитывать уважение к прошлому народа и современным традициям.

Чьи рисунки на окне

Как узор на хрустале?

Щиплет всякого за нос

Зимний дедушка (мороз)

Все его ждут, все знают, привечают, да с песней встречают. Однако не все ведают, откуда Мороз явился, где уродился, как снарядился, как людям потом пригодился, чтобы всякий ему дивился.Добрый Дедушка, который приходит в наши дома под Новый год, намного старше, чем мы думаем. Ему исполнилось уже более двух тысяч лет! Много легенд сказок о нем.Первый Дед Мороз, который назывался Зимником,  держал увесистую железную булаву. И если ему что-то не нравилось, применял ее по назначению. Он, представлялся в виде старика небольшого роста, с белыми волосами и длинной седой бородой, с непокрытой головой, в теплой белой одежде.. Где он пройдет - там жди жестокой стужи. Позвизд - славянский бог бурь и непогод. Стоило ему тряхнуть головой - на землю валил крупный град. Вместо плаща влачились за ним ветры, с полы его одежды падал хлопьями снег. Стремительно носился Позвизд по небесам, сопровождаемый свитой бурь и ураганов.Среди славянских божеств выделялся своей свирепостью Карачун - злой дух, сокращающий жизнь. Древние славяне считали его подземным богом, повелевавшим морозами.Но со временем Мороз менялся. Из грозного деда он  постепенно превращается в справедливого и доброго дедушку Мороза.

С дедушкой Морозом  рядом,
Блещет праздничным нарядом.
Нам загадки задаёт,
Водит хоровод, поёт. Из снежинок курточка,
Это кто?…
(Снегурочка!)

Позже у Деда Мороза появилась внучка Снегурка или Снегурочка, героиня многих русских сказок, снежная девочка. Самое главное отличие русского Деда Мороза — его неизменная спутница, внучка Снегурочка. Снегурочка — явление уникальное, свойственное только нашему Новому году.

В разных странах доброго старика  называют по-разному: в Испании ─ папа Ноэль, в Румынии ─ Мош Джарилэ, в Голландии ─ Синте-Клаас,  в Англии и Америке ─ Санта-Клаус, а в России ─ Дед Мороз.

Наш Дед Мороз- высокий , стройный одетый  в длинную шубу, валенки, русскую барскую шапку, в руках он держит посох, который всегда находится  при нем, путешествует он на тройке.

 До сих пор никто точно не знает, откуда к нам пришел Дед Мороз и кто был его прототипом. В разных странах — разные мнения.

Сегодня я расскажу вам  о  русском Деде Морозе.

Ой, и давно ж это было, так давно. Совсем немного городов было в ту пору на русской земле, пересчитать их можно было как пальцы на руке.

Но уже основан был на берегу полноводной Сухоны славный город Великий Устюг, с церквями, монастырями, да торговыми площадями. А по соседству от него раскинулось многолюдное село Морозовица. И в селе том жил поживал, да добра наживал человек с певучим русским именем – Иван. Отец с матерью души в нём не чаяли, тешили да баловали, но и к молитве и труду приучали. Отец, бывало, спозаранку на пашню отправится – и сынишка за ним следом. Мать косу на плечо, да во луга траву косить – и Ванюшка не отстаёт. Дед раскладывает в кузнице свои инструменты замысловатые, а внучек уж тут как тут – меха раздувает.

С бабушкой Ваня в лес по грибы, по ягоды ходил. Старался понимать речь зверей и птиц, слушал, о чем шелестят листья деревьев, о чём разговаривают меж собою цветы. И был для него лес как дом родной, все уголки заповедные он в нём знал, От священника приходского Иван грамоте обучился, и к чтению книжному пристрастился. Учился он старательно, прилежно. Ведь подобно тому, как пчела с цветов нектар собирает, так человек разумный из добрых книг пользу себе приобретает.

Вырос Иван добрый молодец на загляденье. Поэтому благословил Господь все его начинания, дал ему жену красивую да урядливую. Сила у Ивана была богатырская, никто супротив его ни в работе, ни в бою устоять не мог, а сердце имел он чистое, голубиное. Люди его уважали, и он им тем же отвечал. И всё бы хорошо, да нагрянула беда нежданная – негаданная. Как-то отправился Иван с односельчанами на рыбный промысел к далёкому Ледовитому океан-морю.А когда вернулись - ахнули – села-то нет. Нагрянула под Устюг Великой сила несметная, чужеземная. Город злодеи как есть дотла разорили, а сёла окрестные огнём по ветру пустили. Мужиков в бою переранили да насмерть посекли, а баб с детишками в полон увели. Подхватил Иван дубинку-самобойку, кликнул дружину верную, вскочил в седло. Настигли недругов вскоре. Побил всех ворогов до единого, освободил матерей и детей.

Воротились они в село, встречают их с ликованием, со звоном колокольным. Одному Ивану не весело: побили душегубы-нехристи всю семью его, жену-красавицу и детушек любимых. Погоревал он, покручинился, да делать-то нечего, надо жить дальше. Срубил себе избу новую, кузницу краше прежней изладил.

Но с тех пор все заботы, все думы его только о детях малых. И раньше – то он чужих детей, как своих любил, а теперь они все для него родными стали. Старался Иван всем без разбору добрые дела творить.

Прошло много лет. Состарился Иван, отросла у него борода длинная, чуть не до колен, вся белая. Но всё он с детьми. Тому гостинец подарит, этому книжку прочтёт, третьего по головке погладит. Широко слава о нём разнеслась в Вологодских краях, и далеко за их пределами. Называли его дедом из Морозовицы, а потом и Дедом Морозом звать стали. Срубил он себе избушку под вековой елью в дремучем лесу и поселился тут. Пристрожил он всю нечисть лесную, что в буераках да чащобах непроходимых таилась, что людей смущала да детей стращала. Бабу-ягу костяную ногу, что детей воровала, кикимор, шишиг, леших да водяных в такую глухомань упрятал, что сидят они там и нос высунуть боятся. Хлопот у Деда Мороза полон рот. Весь год напролёт готовит он подарки детям. Собирает шишки, золотит их на утренней заре, чтобы напитались они солнечным теплом и светом, у пчёл берёт мёд для пряников печатных да ароматных. Собирает с трав сладкую росу для леденцов, у цветов берёт узоры для книжек-раскрасок, а для воздушных шаров снимает с вершин деревьев лёгкую рассветную дымку.

Этот образ был окончательно оформлен в ССС в 1930-х годах. Древний славянский Бог Дед Мороз стал символом самого любимого народного праздника — Нового Года, заменившего праздник Рождества Христов.

Где на самом деле сегодня «живет» наш российский Дед Мороз, думаю, не знает точно никто. Скорее всего, там, где круглый год стужа и трескучий мороз. Долгое время было непонятно, где же настоящая резиденция Деда Мороза – все-таки в Великом Устюге или в Лапландии. Вопрос решили миром: раз Дедушка – волшебник, ничто не мешает ему одновременно быть и там, и сям

По инициативе бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова в Вологодской области с 1999 года действует туристский бизнес-проект «Великий Устюг — родина Деда Мороза».

 Путешествие в сказку начинается от резных ворот, ведущих во владения сказочного волшебника.

Во́тчина — земельное владение.

Тропинка вьется в сосновом бору, а на полянках посетителей встречают и приветствуют герои разных сказок. Лесовика, Сову, Медведя, Зайца и двенадцать Месяцев, которые рассказывают всякие сказочные истории и загадывают загадки.

Заходим.

 Игра

Ведущий зачитывает детям по 3 подсказки, с помощью которых следует угадать сюрпризы, лежащие в нарядной шкатулке.
Не ёлка, а нарядная; Не музыкант, а играть любит; Не малышка, а «мама» говорит. (Кукла)
Не арбуз, а круглый; Не заяц, а прыгает; Не велосипед, а катится. (Мяч)
Не гномик, а в колпачке; Не машина, а заправляется; Не художник, а рисует. (Фломастер)
Не лисица, а рыжая; Не вафля, а хрустящая; Не крот, а под землёй сидит. (Морковь)
Не торт, а сладкий; Не негр, а темнокожий; Не апельсин, а с дольками. (Шоколад)
Не ковш, а зачерпывает; Не дверь, а с ручкой; Не повар, а кормит. (Ложка)
Не тарелка, а круглая; Не цапля, а на одной ноге стоит; Не колесо, а раскрученная. (Юла)
Не пёрышко, а лёгкий; Не снежинка, а летит; Не почка, а лопается. (Воздушный шар)
Не линейка, а тонкая; Не мама, а заботливая; Не крокодил, а зубаста. (Расчёска)
Не вата, а белое; Не снег, а холодное; Не сахар, а сладкое. (Мороженое)

Конкурс Атака бумажных самолетиков

По команде ведущего, нужно перебрасывать самолетики на другую сторону. Можно поднимать и перебрасывать только один самолетик за раз. На игру отводится 3-5 минут. (поляна 12 месяцев)

ЁЛОЧНАЯ ИГРАЛОЧКА»

Перед двумя игроками ведущий помещает на стуле приз, завёрнутый в яркую обёрточную бумагу, и говорит следующий текст:
В новогодний час, друзья, Без внимания нельзя! Цифру «три» не пропускайте, - Приз берите, не зевайте! 
«Ёлочка гостей встречала. Пять детей пришло сначала, Чтобы в праздник не скучать, Стали всё на ней считать: Две снежинки, шесть хлопушек, Восемь гномов и петрушек, Семь орехов золочёных Среди мишуры кручёной; Десять шишек насчитали, А потом считать устали. Прибежали три девчушки...»
Если игроки прозевали приз, - его берёт ведущий и говорит: «Где же были ваши ушки?»; ежели один из игроков окажется более внимательным, тогда ведущий заключает: «Вот внимательные ушки!».

Игра «Шишкобол»

А в Устюге Великом ему хоромы добротные справлены, прямо-таки палаты царские. Залы обширные, потолки высокие, стены узорами да картинами украшены. Каждая комната имеет свое назначение и в каждой есть верная помощница Деда, которая все расскажет и покажет.

1.Первая комната - план резиденции Деда Мороза.

2.Комната с самыми разнообразными елочками (например, из пустых упаковок йогурта). А на елочку молодоженов (на фото) вешают сердечко с именами

Елочки бывают

Украсили мы елочку разными игрушками, а в лесу елочки разные растут, и широкие, и низкие, высокие, тонкие.
Ведущий объясняет правила:
Вот если я скажу
«высокие» – поднимайте руки вверх
«низкие» – приседайте и руки опускайте
«широкие» – делайте круг шире
«тонкие» – делайте круг уже.
А теперь поиграем!

(Ведущий играет, стараясь запутать детей)

3.Гардеробная Деда Мороза. 12 летних и зимних костюмов

4.Комната Снегурочки. Рядом находится комната ремесел с ткацким станком.

5..Спальня Деда Мороза.7 подушек на каждый день недели "На этой кровати мне снятся все желания, которые загадывают ребятки, а еще на каждый день недели у меня своя подушечка. В понедельник маленькая, на воскресенье большая.


6.Библиотека. Комната сказочных книг.

. Дед Мороз загадывает любое новогоднее или зимнее слово, например, «снегопад». Каждая буква и будет заглавной в заданиях, за правильное выполнение которых дети будут получать разные сюрпризы. Например:

   «С» - веселый СТИШОК. Рассказать стихотворение про зиму, или новый год;
•    «Н» - НОВЫЙ ГОД. Нужно сказать новогоднее пожелание

•    «Е» - ЕЛОЧКА. Ель – это хвойное дерево, нужно назвать, какие еще бывают хвойные деревья

•    «Г» - волшебный ГНОМИК. Для всех малышей новое задание – назвать все известные новогодние сказки;
•    «О» - зимние ОВОЩИ. Перечислить овощи, блюда, из которых они чаще всего видят на новогоднем столе;
•    «П» - ПЕСНИ. Ребята должны назвать (а по возможности еще и спеть) новогодние песни, которые они знают;
•    «А» - праздничный АТТРАКЦИОН.; Игра
 « Мокрые ноги» Положите несколько газет на пол (количество их должно быть на одну газету меньше, чем детей, играющих в эту игру). Расположите газеты как можно хаотичнее по всей поверхности. Включите музыку. В течение 10-15 секунд дети должны танцевать, бегать или прыгать вокруг газет, а когда музыка останавливается, каждый должен занять свое место, прыгнув на газету как можно быстрее. Тот, кому не досталась газетка - выбывает из игры. И так продолжается до тех пор, пока не останется одна газета и два игрока. Очень активная и смешная игра!

•    «Д» - короткий ДЕНЬ – в этом задании от ребят требуется перечислить все известные признаки наступления зимы.

7.Комната подарков  Нарисовать Деда Мороза.

Удивительное дело - не только Дед Мороз дарит подарки, ему также нередко приходится получать приятные посылки от взрослых и детей, а также своих братьев - из Финляндии, Швеции, Якутии. Для подарков Деда Мороза отведена целая комната.

8.Обсерватория.

9.Личный кабинет Деда Мороза.

Штандарт украшен серебряной бахромой по свободным краям. А на его лазурном полотнище изображена серебряная, доходящая до краев шестиконечная звезда с прямыми лучами, которая является одним из самых древних волшебных символов, связанных с возрождением мира, рождением нового солнца. На середину звезды наложен малый герб Деда Мороза, состоящий только из гербового щита, увенчанного короной. По сторонам герб сопровождается красными буквами с серебряной окантовкой, написанными славянской вязью: справа – Д, слева – М.

10..Ледянная комната

Конкурс Передуй шарик

Конкурс рассчитан на детей. В середине помещения ставится стол. В середину стола кладется либо кусочек скатанной в шарик ваты, либо небольшой легкий шарик. Один ребенок становится в одном конце стола, второй - в другом. Задача детей - передуть шарик на сторону соперника. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то не передует шарик. Победителю достается заслуженный приз. Игру можно сделать командной. Тогда участвовать могут сразу несколько детей параллельно задувая шарики на сторону соперника

.

12.. Комната мастериц ( Сделать снежинку)

13.Комната льна

13.Дед Мороз встречает гостей всех возрастов у нарядной елки на резном деревянном троне.

Вдоль главной аллеи, рядом с Домом Деда Мороза и гостиницами стоят большие ледяные фигуры

Ночью все красиво подсвечивается.

На территории резиденции Деда мороза много всяких аттракционов, развлечений.

Катание с горки.

Катание на лошадях, оленях, снегоходах, собаках.

Покой Деда Мороза и его гостей оберегают сказочные богатыри

Деду Морозу дарят много животных, поэтому у него есть свой зоопарк. А вот какие там есть животные вы узнаете, есле отгадаете загадки.

1.По песку идет гора,
Воду пьет по два ведра.
Зверь горбатый, добродушный,
И в пустыне очень нужный.

2. На овчарку он похож

Что не зуб- то острый нож.

Он бежит оскалив пасть

На овцу готов напасть.(Волк)

3. Вперевалку зверь идет
По малину и по мед.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны.

(Медведь

4.Чертит. но не на бумаге.

Щелкает, но не орехи.

Глухой, но слышит.(Глухарь)

5.Эта птица – великан
Что живёт среди саванн
По равнине может мчаться
Быстро так, что не угнаться
(страус)

Эта птица – великан
Что живёт среди саванн
По равнине может мчаться
Быстро так, что не угнаться

 Он зайчишкам младший брат,
И ему ребёнок рад.
Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку.

(Кролик).

Пятнистая хищница леса гроза

На ушках по кисточке, злые глаза.

Живет она в темной чащобе лесной

И лучше её обходить стороной.(Рысь)

Есть у Деда Мороза зимний сад

На все письма отвечают сотрудники почты, которые клеят марки и пишут адреса непосредственно в почтовом отделении, на глазах посетителей.

Писем на почту Деда Мороза приходит, действительно, огромное количество, большинство из них выставлены на стеллажах - и увидеть их может любой желающий.

Недотрога - Марьюшка Не любит стоять с краюшку, От наряда вся сияет, С нами Новый год встречает. (Ёлка)
Друг Ивашка - Белая рубашка, Рад студёному морозу, А в тепле пускает слёзы. (Снеговик)
Две подружки, что есть сил Кверху подняли носы И по беленьким дорожкам Проложили след свой ножкой. (Лыжи)
Быстрая карета Отдыхает летом. Как зима настанет, Её в путь потянет. (Санки)
Круглолицы -белолицы Уважают рукавицы. Бросишь их - они не плачут, Хоть рассыпятся впридачу. (Снежки)
Два братишки-близнецы В зеркало любуются, По нему гулять спешат, В беге тренируются. (Коньки)

Мороз

Кто приходит в каждый дом
В Новый год с большим мешком?
Шуба, шапка, красный нос,
Это Дедушка ...

Мороз


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационные технологии в системе РО. Понятие информационной среды обучения/

Развивающее обучение — это личностно-ори­ентированная педагогическая система, обеспечивающая получение образо­вания на основе создаваемой сети образовательных маршрутов, представ­ляющих собой последов...

Информационно-методическое сопровождение учебно-воспитательного процесса через создание информационного пространства

В материале раскрыты особенности построения информационного простарнства вечерней школы....

Информационные системы. Классификация информационных систем.

Урок объяснения нового материяла и обобщения жизненного опыта....

Информация и информационные процессы в природе, обществе, технике. Информационная деятельность человека.

Краткое изложение (конспект для учащихся) по теме "Информация и информационные процессы в природе, обществе, технике. Информационная деятельность человека."...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

«Открытое информационное пространство – школа и семья. Использование ИКТ для формирования информационной культуры школьника»

Данный материал представляет серию уроков по теме «Коммуникации в глобальной сети Интерне», раздел «Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов»...