Программа дополнительного образования «Развитие познавательных способностей»
рабочая программа (5 класс) по теме

Макарова-Куралева Ольга Геннадьевна

Программа курса направлена на формирование универ­сальных (метапредметных) умений, навыков, способов дея­тельности, которыми должны овладеть учащиеся, на разви­тие познавательных и творческих способностей и интересов. Программа предполагает освоение способов деятельности на понятийном аппарате тех учебных предметов, которые ученик изучает; занятия проводятся в форме предметно-ориентиро­ванного тренинга.

Цель данной программы — сформировать компетент­ность в сфере познавательной деятельности, создать условия для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные учебные умения и на­выки, и, таким образом, сделать детей активными участни­ками учебного процесса, заинтересованными в полноценных образовательных результатах.

Программа рассчитана на учащихся 5—8 классов, имеет практико-ориентированный характер, так как 80% вре­мени отведено на освоение приёмов и способов деятельности, и состоит из следующих блоков:

развитие интеллектуальных умений (5—7 классы) —  228 ч

учимся работать с информацией (8 класс) — 76 ч.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №16

с углубленным изучением отдельных предметов»

                                                           Утверждено

научно-методическим советом МОУ СОШ №16

Протокол №___ от «___» ________ 20    г.

Программа

дополнительного образования

«Развитие  познавательных способностей»

Возраст детей: 5-8 классы

Срок реализации: 4 года

Автор: Куралева О.Г.,

учитель русского языка

                                                                             и литературы

г. Арзамас

2013г.

Пояснительная записка

Одной из особенностей современной технологической эпохи, имеющей существенное значение для школы, является значительный рост объёма информации, обязательной для восприятия и усвоения школьниками в рамках программы различных учебных дисциплин.

Для того чтобы произошло познание, учащийся должен совершить комплекс познавательных действий, используя различные приёмы мыслительной деятельности. Но нередко учитель слишком облегчает ученикам осуществление этого процесса. Учитель сам ставит задачи урока (ученики запоминают), просит что-то вспомнить для понимания нового (ученики вспоминают), предлагает классу новую информацию (дети должны запомнить), выделяет главное (ученики запоминают). Опасность заключается в том, что сам ученик не обращается к познавательным действиям. Он не познаёт, а механически запоминает. Мыслительная деятельность, учебные умения не формируются, не обогащаются и не развиваются, поскольку деятельность учащихся направляется не на познание, а на запоминание. Это приводит к резкому расхождению между ростом объёма подлежащей усвоению информации с переходом из класса в класс и уровнем сформированности умений, необходимых для переработки и усвоения знаний. Перегрузка учащихся домашними заданиями, вследствие того что они не успевают должным образом усвоить учебный материал на уроках и поэтому вынуждены многое доучивать и дорабатывать дома, а дома не умеют рационально организовать выполнение домашнего задания, делает проблему формирования общеучебных умений и навыков особенно актуальной.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предъявляет новые требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. При этом очень важная роль отводится ориентации образования на формирование универсальных (метапредметных) общеучебных умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов.

Особое место в этом ряду отводится общеучебным умениям и способам деятельности, т. е. формированию универсальных учебных действий (УУД), которыми должны овладеть учащиеся. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредмет- ный характер, обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребёнка, преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от её специально-предметного содержания.

Овладение универсальными учебными действиями в конечном счёте ведёт к формированию способности успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения.

Умение учиться выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенции, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Актуальность программы. В современных условиях расширения масштабов человеческой деятельности и гигантского роста информации значительно повышаются требования к познавательной активности и интеллектуальным потенциям подрастающего поколения. В концепции модернизации образования РФ интеллектуализация учащихся названа в качестве одного из приоритетных направлений. Это связано с тем, что интеллектуальный потенциал населения в любом цивилизованном обществе является важнейшим фактором его прогрессивного развития. Способные и одаренные личности преумножат человеческий капитал России и послужат ее дальнейшему процветанию.

Целенаправленное формирование способностей предполагает глубокие знания общих и специфических, возрастных и индивидуальных закономерностей развития интеллектуальных способностей человека в процессе его жизненного и профессионального роста. Психология и педагогика, наука и практика во все времена искала пути и способы выявления таких закономерностей. Однако данная задача является одной из сложнейших. На разных стадиях возрастного развития наблюдается качественное различие познавательных способностей. Причем симптоматика возрастного и индивидуального в конкретной личности может совпадать, а может значительно отличаться. Поэтому для управления процессом формирования познавательных способностей важно раскрыть общее, целостное их функционирование и выявить специфику и своеобразие развития отдельных компонентов познавательных способностей в возрастном и индивидуальном планах.

Научная новизна программы состоит в том, что в ней:

  • на концептуально-системном уровне раскрыта проблема изучения и развития познавательных способностей, учащихся в период школьного онтогенеза;
  • изучаются особенности и характер возрастной динамики основных компонентов и интегрального показателя познавательных способностей школьников;
  • вскрывается  факторная структура познавательных способностей учащихся на протяжении длительного периода обучения в школе и будет выявлен определенный вклад нагрузок отдельных компонентов фактора «познавательные способности» в разные возрастные периоды;
  • будут экспериментально выявлены закономерности развития основных компонентов познавательных способностей у школьников, которые можно учитывать при планировании интеллектуальных нагрузок на всех этапах непрерывного образования школьников и при осуществлении целенаправленного развития познавательных способностей учащихся.

Программа курса направлена на формирование универсальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов. Программа предполагает освоение способов деятельности на понятийном аппарате тех учебных предметов, которые ученик изучает; занятия проводятся в форме предметно-ориентированного тренинга.

Цель данной программы — сформировать компетентность в сфере познавательной деятельности, создать условия для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные учебные умения и навыки, и, таким образом, сделать детей активными участниками учебного процесса, заинтересованными в полноценных образовательных результатах.

Основными задачами курса являются:

развитие психических познавательных процессов: мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения у обучающихся на основе развивающего предметно-ориентированного тренинга;

формирование учебно-интеллектуальных умений, приёмов мыследеятельности, освоение рациональных способов её осуществления на основе учёта индивидуальных особенностей учащихся;

формирование собственного стиля мышления;

формирование учебно-информационных умений и освоение на практике различных приёмов работы с разнообразными источниками информации, умений структурировать информацию, преобразовывать её и представлять в различных видах;

освоение приёмов творчества и методов решения творческих задач;

Программа рассчитана на учащихся 5—8 классов, имеет практико-ориентированный характер, так как 80% времени отведено на освоение приёмов и способов деятельности, и состоит из следующих блоков:

развитие интеллектуальных умений (5—7 классы) —  228 ч

учимся работать с информацией (8 класс) — 76 ч.

В процессе освоения содержания программы её результативность предполагается проверять с помощью системы диагностик: психологических и педагогических тестов, наблюдения, анкетирования.

В результате изучения курса учащиеся должны:  

знать:

правила конструирования определений, формулирования выводов;

правила классификации и сравнения;

методы решения творческих задач: разрешение противоречий, метод от противного, мозговой штурм, контрольные вопросы, синектики, преобразование свойств, морфологический ящик;

способы чтения, структурирования, обработки и представления учебной информации;

правила поиска информации в библиотеке, работы с каталогами;

способы планирования и проведения наблюдений и исследований;

правила сохранения информации, приёмы запоминания;

уметь:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать, выделять главную мысль, абстрагировать, формулировать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять закономерности, строить умозаключения;
  • слушать, владеть приёмами рационального запоминания, работать с источниками информации (чтение, конспектирование, составление тезисов, библиографический поиск работа со справочником), представлять информацию в различных видах (вербальном, табличном, графическом, схематическом, аналитическом), преобразовывать из одного вида  в другой;
  • проводить наблюдения, измерения, планировать и проводить опыт, эксперимент, исследование, анализировать и  обобщать результаты наблюдений, представлять результаты наблюдений в различных видах;
  • владеть монологической и диалогической речью, пересказывать прочитанный текст, составлять план текста, передавать прочитанное в сжатом или развернутом виде, составлять конспекты, тезисы, анализировать текст с точки зрения основных признаков и стилей, описывать рисунки, модели, схемы, составлять рассказ по карте, схеме, модели, задавать прямые вопросы и отвечать на них;
  • работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.

Содержание программы

1. Развитие интеллектуальных  умений 5-7  классы

1.1. Развиваем логическое мышление

    Что такое интеллект. Понятие интеллекта, творчества. Дар и талант. Труд. Значение развития интеллекта. Различные виды интеллекта.

    Диагностика интеллектуального развития.

Понятие. Отношение между понятиями: род-вид.

Обобщение понятий. Более общее и более частное понятия. Составление логической цепочки: общее – менее  общее – частное ( в прямом и обратном направлении). Выбор более общего понятия к данному. Обобщение пары и группы понятий. Ограничение понятий. Развивающие игры.

    Выделение существенных признаков понятий. 

Обобщение понятий и формулирование определений. Правила составления определений: понятие: обобщающее слово (родовое понятие) + существенный признак (видовое отличие). Практические задания, развивающие игры.

    Функциональные отношения между понятиями.  Часть – целое, последовательности, рядоположности, причины и следствия. Установление причинно-следственых связей. Практические задания.

    Сравнение понятий.  Выявления сходства и различий. Отношение противоположности. Понятия одного порядка, противоположные по смыслу (антонимы). Синонимы. Омонимы. Выявление сходства и различий по существенным признакам. Главные и второстепенные признаки явлений. Узнавание предметов по указанным признакам. Аналогия. Умение проводить аналогии. Развивающие игры

     Классификация понятий. Правила классификации. Умение классифицировать понятия по двум и трем признакам. Обобщение  понятий. Подбор определений к выделенным понятиям. Развивающие игры.

    Рассуждение. Умозаключение. Обобщающий и оценочный, дедуктивный и индуктивный выводы. Алгоритмы деятельности при формировании умений делать выводы. Доказательства. Основные этапы деятельности при обучении доказательству. Практические задания, развивающие игры.

      Закономерность. Закон. Поиск закономерностей. Представление закономерностей в различных видах (аналитическом, вербальном, графическом и др.). Формирование умения анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи, находить закономерности, завершать схемы. Развивающие игры.

      Объяснение значения слов.  Подбор и объяснение значения слов в зависимости от контекста. Подбор понятий, близких по смыслу (синонимы). Составление предложений. Принципы составления предложений из рассыпанных предложений. Уяснение смысла предложений. Устойчивые словосочетания, определяющие  смысл предложений. Знакомство с устойчивыми грамматическими сочетаниями. Дополнения. Уяснение содержание текста. Смысловые сочетания. Дополнение известных словосочетаний по смыслу. Роль смысловых сочетаний в тексте. Практические задания, развивающие игры.

     Уяснение смысла вербального материала.  Крылатые и метафорические выражения и объяснение их смысла. Составление предложений. Понимание смысла пословиц. Обоснование суждений. Практические задания, развивающие игры.

1.2. Развиваем творческое мышление

    Творчество. Что такое творчество? Методы решения творческих задач. Из жизни великих людей. Секреты и методы творчества. Диагностика творческих способностей. Практические задания, развивающие игры.

    Воображение. Что такое воображение. Виды воображения. Воссоздание образов. Фантастический образ. Ассоциации. Приемы развития: головоломки на плоскости, незаконченный рассказ, описание картины, задачи со спичками и т.д. Развивающие игры.

      Конструирование на плоскости и в пространстве.  Танграм. Головоломки на плоскости. Создание фигур по заданным рисункам. Диагностика пространственного воображения. Конструирование в пространстве. Создание моделей пространственных фигур. Практические задания, развивающие игры.

    Оценка явление и событий с разных точек зрения. Формирование умений задавать вопросы, видеть положительные и отрицательные стороны явлений.  Практические задания, развивающие игры.

    Постановка и разрешение проблем.  Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций: мозговой штурм, метод разрешения противоречий, метод морфологического ящика. Мозговой штурм: из истории возникновения, основные этапы, правила работы. Метод разрешения противоречий: сущность метода, применение к решению проблемных ситуаций. Метод морфологического ящика: из истории возникновения, сущность метода, алгоритм его применения. Практические задания, развивающие игры.

     Методы решения изобретательских задач. Метод контрольных вопросов: из истории возникновения, алгоритм применения метода. Метод синектики: прямая, символическая, фантастическая аналогия; сущность метода. Использование данного метода в литературных произведениях. Применение его к решению изобретательских задач. Замена функций: условия применения метода, разрешение проблемных ситуаций на основе данного метода. Практические задания, развивающие игры.

2. Учимся работать с информацией 8 класс.

Чтение как способ получения информации. Цели чтения. Виды чтения. Правила чтения. Практические задания, развивающие игры.

Приемы работы с текстами.  Гипертекстовое представление информации. Чтение с закладкой, метод толстых и тонких вопросов, чтение с пометками и т.д. Практические задания, развивающие игры. Компьютерный практикум.

Недостатки традиционного текста.

Интегральный алгоритм чтения: наименование читаемого источника, автор, выходные данные, основное содержание, фактографические данные и т.д. Практические задания, развивающие игры.

Дифференцированный алгоритм чтения.  Выделение ключевых слов в абзацах текста, составление из них смысловых предложений, выделение основного смысла отрезков текста. Практические задания, развивающие игры.

Способы обработки полученной информации. План, выписка, цитаты, тезисы, аннотация, рецензия, отзыв, конспект, схема-конспект, структурно-логическая схема, реферат.

Способы представления информации в различных видах. Вербальный, табличный, графический, схематический, аналитический, знаково-символический. Преобразование  информации из одного вида в другой. Графические методы. Практические задания, развивающие игры. Компьютерный практикум.

Работа с устными текстами. Вопросы открытые и закрытые. Дискуссия. Правила дискуссии. Практические задания, развивающие игры.

Библиографический поиск. Каталоги. Виды каталогов. Правила работы с каталогами. Практические задания, развивающие игры.

Справочная литература. Словари, справочники, энциклопедии. Роль и назначение. Правила работы со справочной литературой. Практические задания, развивающие игры. Компьютерный практикум.

Методическое обеспечение

    Содержание занятий способствует развитию аналитико-синтетических способностей, формированию таких способов и приемов умственной деятельности, как сравнение, классификация, обобщение. Поиск закономерностей, а также гибкости и критичности мышления и других интеллектуальных качеств.

     

Курс развивающих занятий во внеурочной деятельности создает условия для развития у школьников познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий  происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля. У них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. 

Методическими особенностями проведения                                         занятий является следующие:

1. Методы и приемы организации деятельности учащихся на занятиях по развитию познавательных способностей (РПС) в большей степени ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля и  познавательной активности, а также другим методам:

2.Репродуктивный: устный опрос, упражнения на запоминание материала, игра.

3. Частично-поисковый: самостоятельные обобщения по частным вопросам, решение познавательных задач, составление плана самостоятельной работы.

4. Проблемный: выполнение логических операций, осмысление материала, составление плана, мозговой штурм, метод разрешения противоречий, метод морфологического ящика.

5. Исследовательский: осознание учебной проблемы, самостоятельное выдвижение гипотезы по решению задачи, проведение эксперимента, соотнесение полученных результатов с выдвинутым предположением, обобщение  по проблеме в целом.

Формы занятий должны быть разнообразными: групповые, индивидуальные, фронтальные. Дифференциация учащихся происходит и по желанию учащихся выполнять задания разного уровня сложности, и по усмотрению учителя в зависимости от реальных возможностей учащихся.

На каждое занятие отводится 2 ч. в неделю.

Учебно-тематический план

1 год обучения

№ п/п

Темы

Количество часов

В том числе

Теоретические занятия

Практические занятия

1

Человек и его интеллект

4

3

1

2

Инструктаж по ТБ

1

1

-

3

Диагностическое тестирование

2

-

2

4

Обобщение и ограничение понятий

7

5

2

5

Выделение существенных признаков

4

3

1

6

Обобщение понятий при построении определений

2

1

1

7

Отношения между понятиями: рядоположности, часть-целое.

4

2

2

8

Сравнение понятий.

14

9

5

9

Установление причинно-следственных связей

4

3

1

10

Логические задачи

 7

5

2

11

Классификация понятий

8

6

2

12

Поиск закономерностей

11

7

4

13

Выделение существенных признаков предметов

4

2

2

14

Объяснение понятий в зависимости от контекста

4

3

1

ИТОГО

76

50

26

Учебно-тематический план

2 год обучения

№ п/п

Темы

Количество часов

В том числе

Теоретические занятия

Практические занятия

1

Классификация понятий

2

1

1

2

Инструктаж по ТБ

2

1

1

3

Диагностическое тестирование

2

-

2

4

Сравнение понятий.

3

2

1

5

Выделение существенных признаков

4

2

2

6

Устойчивые и смысловые словосочетания

8

5

3

7

Синонимы. Антонимы.

5

3

2

8

Творчество.

8

5

3

9

Оценка явлений, событий с разных точек зрения

6

4

2

10

Воображение.

 8

3

5

11

Конструирование.

9

5

4

12

Постановка и разрешение проблемных ситуаций.

19

10

9

ИТОГО

76

41

35

Учебно-тематический план

3 год обучения

№ п/п

Темы

Количество часов

В том числе

Теоретические занятия

Практические занятия

1

Творчество и фантастика.

8

5

3

2

Инструктаж по ТБ.

1

1

-

3

Поиск закономерностей.

4

2

2

4

Логические цепочки.

8

4

4

5

Как решать изобретательские задачи.

4

3

1

6

Мы наблюдатели.

5

3

2

7

Развитие воображения.

7

4

3

8

Диагностическое тестирование

1

-

1

9

Изобретательское творчество

5

3

2

10

Методы решения изобретательских задач и противоречий.

9

4

5

11

Методы решения творческих задач

24

16

8

ИТОГО

76

45

31

Учебно-тематический план

4 год обучения

№ п/п

Темы

Количество часов

В том числе

Теоретические занятия

Практические занятия

1

Чтение.

20

17

3

2

Инструктаж по ТБ.

1

1

-

3

Понимание смыслового содержания текста.

4

4

-

4

Приемы работы с текстом.

7

4

3

5

Поисково-просмотровое чтение.

5

4

1

6

Учимся готовить сообщение.

        19

13

6

7

Учимся вести диалог.

5

3

2

8

Библиографический поиск.

13

7

6

9

Диагностическое тестирование

2

-

2

ИТОГО

76

53

23

Календарно-тематический план

1 год обучения

№п/п

ТЕМА

Содержание

Количество

Дата

Развитие интеллектуальных умений. 5 класс (72ч)

1

Человек и его интеллект

Что такое интеллект.  

1

2

Человек и его интеллект

  Понятие интеллекта, творчества

1

3

Человек и его интеллект

Дар и талант. Различные виды интеллекта.

1

4

Человек и его интеллект

  Практические задания, развивающие игры.

1

5

Инструктаж по ТБ

1

6

Диагностическое тестирование

1

7

Обобщение и ограничение понятий

Интеллектуальная разминка. Понятие.

1

8

Обобщение и ограничение понятий

Отношения между понятиями: род-вид.

1

9

Обобщение и ограничение понятий

Обобщение понятий.  

1

10

Обобщение и ограничение понятий

Закрепление. Практические задания, развивающие игры.

1

11

Обобщение и ограничение понятий

Тренинг внимания.

1

12

Обобщение и ограничение понятий

Ограничение понятий.

1

13

Обобщение и ограничение понятий

Практические задания, развивающие игры.

1

14

Выделение существенных признаков

Интеллектуальная разминка.

1

15

Выделение существенных признаков

Что такое признак.

1

16

Выделение существенных признаков

Выделение существенных признаков.

1

17

Выделение существенных признаков

Практические задания, развивающие игры.

1

18

Обобщение понятий при построении определений

Обобщение понятий и формулирование   определений

1

19

Обобщение понятий при построении определений

Практические задания, развивающие игры.

1

20

Отношения между понятиями: рядоположности, часть-целое.

Функциональные отношения между понятиями: часть-целое, последовательности, рядоположности.

1

21

Отношения между понятиями: рядоположности, часть-целое.

Практические задания, развивающие игры.

1

22

Сравнение понятий.

Тренинг зрительной памяти.

1

23

Сравнение понятий.

Сравнение понятий.

1

24

Сравнение понятий.

Практические задания, развивающие игры

1

25

Установление сходства и различий

Отношение между понятиями: часть-целое, последовательности, рядоположности.

1

26

Установление сходства и различий

Практические задания, развивающие игры.

1

27

Сравнение понятий

Тренинг внимания

1

28

Сравнение понятий

 Практические задания, развивающие игры.

1

29

Сравнение понятий

Сравнение понятий

30

Отношения противоположности

Отношение противоположности.

1

31

Отношения противоположности

Практические задания, развивающие игры.

1

32

Установление причинно-следственных связей

Тренинг внимания

1

33

Установление причинно-следственных связей

Функциональные отношения между понятиями: причины и следствия.

1

34

Установление причинно-следственных связей

Установление причинно-следственных связей

1

35

Установление причинно-следственных связей

Практические задания, развивающие игры.

1

36

Логические задачи

Установление связей между понятиями.

1

37

Логические задачи

Повторение. Установление связей между понятиями.

1

38

Логические задачи

Закрепление. Установление связей между понятиями.

1

39

Логические задачи

Практические задания, развивающие игры.

1

40

Классификация понятий

Классификация понятий.

1

41

Классификация понятий

Правила классификации.

1

42

Классификация понятий

Правила классификации. Практические задания.

1

43

Классификация понятий

Практические задания, развивающие игры.

1

44

Классификация понятий

Классификация понятий. Практические задания.

1

45

Классификация понятий

Умение классифицировать понятия по двум и трем признакам.

1

46

Классификация понятий

Закрепление. Практические задания, развивающие игры.

1

47

Классификация понятий

Практические задания, развивающие игры.

1

48

Сравнение понятий.

Сравнение понятий.

1

49

Сравнение понятий.

Сравнение смысловых словосочетаний

1

50

Аналогия

Сравнение понятий и смысловых словосочетаний

1

51

Аналогия

 Практические задания, развивающие игры.

1

52

Поиск закономерностей.

Закономерность. Закон.

1

53

Поиск закономерностей

Закон. Поиск закономерностей.

1

54

Поиск закономерностей

Представление закономерностей в различных видах

1

55

Поиск закономерностей

Решение логических задач.

1

56

Поиск закономерностей

Практические задания, развивающие игры

1

57

Поиск закономерностей

Поиск закономерностей.

1

58

Поиск закономерностей

Практические задания.

1

59

Поиск закономерностей

Повторение. Поиск закономерностей.

1

60

Поиск закономерностей

Представление закономерностей в различных видах.

1

61

Поиск закономерностей

Закрепление. Практические задания, развивающие игры.

1

62

Выделение существенных признаков предметов.

Существенные и несущественные признаки.

1

63

Выделение существенных признаков предметов

Практические задания, развивающие игры.

1

64

Поиск закономерностей

Обобщение. Практические задания, развивающие игры.

1

65

Объяснение понятий в зависимости от контекста

Объяснение значений слов. Подбор и объяснение значений слов в зависимости от контекста.

1

66

Объяснение понятий в зависимости от контекста

Составление предложений.

1

67

Объяснение понятий в зависимости от контекста

Составление предложений. Практические задания, развивающие игры

1

68

Объяснение понятий в зависимости от контекста

Составление предложений. Практические задания, развивающие игры.

1

69

Объяснение понятий в зависимости от контекста

Уяснения смысла предложений.

1

70

Объяснение понятий в зависимости от контекста

Практические задания, развивающие игры.

1

71

Логические задачи

Повторение: отношения между понятиями

1

72

Логические задачи

Классификация.

1

73

Логические задачи

Практические задания, развивающие игры.

1

74

Логические задачи

Практические задания, развивающие игры.

1

75

Логические задачи

Практические задания, развивающие игры.

1

76

Итоговое тестирование

1

 

Список литературы.

1.Ананьев.Б.Г. О взаимосвязи в развитии способностей и  характера.доклады. МюИПАН СССР, 1998,

2. Блейхер В.М.. Психологическая диагностика интеллекта и личности.- Киев: Вища школа, 1978 -142с.

3. Богданова Т,Г. Диагностика познавательной сферы ребенка.- М.: Роспедагеннство, 1994,-64с.Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М.Словарь-справочник по психодиагностике. –СПб.: Питер Ком. , 1999, 528с.

4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М., 1968.-446 с.

5.Возрастная психология: Уч. пособие для студентов вузов. – 3-е изд. - М.: Педагогическое общество России, 2001. – 444с.

Жизневский Б.П. Психологические проблемы воспитания и образования. - Минск.: Народная асвета, 1990. - 173 с.

Жуков Ю. М. Проблемы измерения точности межличностного восприятия // Вестник Московского университета Психология. - 1978. - № 1

8. Клейберг Ю.А. Социальная работа и коррекция девиантного поведения подростков. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996. – 164с

9.Концепция воспитания школьников в современных условиях / Под ред. В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, А. А. Бодалева, З. А. Мальковой. - М.: Новая школа, 1993.

10.Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. Для вузов. – М.: ACADEMIA, - 184с.

Соловьева О.В. Развитие познавательных способностей школьников,-М.ИЛЕКСА, 2002г

12. Практикум по возрастной психологии/ под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалка_ СПб: Речь, 2001.

13. Познавательные процессы и способности в обучении/ под ред. Б.Б.Коссова.-М. 1973.т1

14. Шадриков В.Д..Способности, одаренность, талант.// Развитие и диагностика способностей.-М:1991.

15. Чудновский В.Э. О нравственной устойчивости личности и ее формирование у подростка. Педагогика, М, 1982.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Практическая часть.

Разработка практических рекомендаций по организации различных видов организационной, педагогической и управленческой деятельности, направленной на проектирование и становление в образовательном учреждении действующей модели .

Предлагаемая методика может быть использована как практическими психологами, так и классными руководителями.

Комплекс для экспресс-тестирования познавательных способностей учащихся.

I. ВОСПРИЯТИЕ

  Глазомер на углы

Цель: произвести оценку способности к восприятию пространственных угловых величин.

Инструкция. Перед вами бланк, на котором 10 пар равных по угловой величине фигур, обозначенных цифрами и буквами (показать несколько пар на плакате, рис. 8). Начните по порядку от фигуры № 1 и найдите соответствующую ей по угловой величине фигуру, обозначенную буквой. Запишите: № 1 - и рядом соответствующую букву, например, «к». Затем ищите фигуру № 2 и соответствующую ей по угловой величине фигуру, запишите. Время работы: 3 минуты1.

Рис. 8

1 Здесь и далее в конце каждой инструкции мы спрашиваем: «Какие будут вопросы?» (Отвечаем на вопросы). Даем команды: «Приготовились!», «Начали!»

Обработка результатов:

Количество правильных ответов

Знак

10

9

7

6

5

4

3

2

1

Оценка в баллах

<

9

8

7

6

5

4

3

2

1

   Признаки  предмета

Цель: выявить способность выделять в воспринимаемом предмете его свойства и признаки.

При анализе результатов по данному тесту можно судить о таких важных качествах учеников, как наблюдательность, умение сосредоточиться на предмете, мыслить о нем.

Инструкция. Посмотрите на этот предмет (предъявляется какой-либо предмет). Вы должны письменно ответить на вопрос: «Какой он?». За 4 минуты назовите как можно больше признаков, характеризующих этот предмет. Старайтесь достигнуть исчерпывающей характеристики. Каждый признак нумеруйте и записывайте один под другим в столбик.

Предметы для предъявления:

Искусственный цветок, шариковая ручка, ножницы, аудиокассета, дырокол, телефон, книга, портфель, журнал, куртка.

Обработка результатов:

Количество правильных ответов

Знак

20

18

16

14

10

8

6

4

2

Оценка в баллах

<

9

8

7

6

5

4

3

2

1

II. ПАМЯТЬ

  Запоминание  несвязанного  материала - слова,  числа

Цель: выявить способность к запоминанию и воспроизведению несвязанных слов и двузначных чисел.

Инструкция. Я продиктую вам слова (числа). Постарайтесь запомнить их. По команде «Пишите», столбиком в любой последовательности запишите, что запомнили. Переспрашивать нельзя. На запись — 1 мин. По команде «Стоп» прекратите запись и подчеркните последнее слово (число).

Вариант 1

Слова: елка, вода, успех, зонтик, пчела, сутки, дверь, вилка,

номер, помощь.

Числа:  17, 54, 35, 21, 70, 64, 95, 41, 86, 32.

Вариант 2

Слова: ваза, трагедия, вилка, ведро, радость, платье, ягода,

доска, роза, таблетка.

Числа: 73,  12, 28, 64, 45, 51, 15, 98, 32, 83.

Вариант 3

Слова: соловей, ветка, воздух, слезы, волосы, клюв, событие,

нос, кулак, ток.

Числа:  15, 23, 27, 31, 42, 45, 36, 54, 95, 62.

Вариант 4

Слова: гроза, петух, дерево, решетка, машина, весть, зерна, бумага, зеркало, лес.

Числа: 11,  18, 32, 23, 47, 52, 54, 79, 86, 92.

Вариант 5

Слова: камень, ручка, ситуация, стол, чеснок, лев, зеркало, хлеб, шапка, сумка.

Числа: 25., 34, 27, 48, 51, 63,  17, 43, 24, 73.

Вариант 6

Слова: число, хор, камень, гриб, кино, уровень, море, шмель, рысь, лампа.

Числа: 18, 70, 96, 37, 20,73, 67,  11, 42, 84.

Вариант 7

Слова: сон, культура, река, люди, ответ, жизнь, ключ, начальство, зонт, медведь.

Числа: 56, *9, 35, 40, 21, 75, 90, 62, 35, 48.

Вариант $

Слова: умник, узел, карточка, экипаж, мыло, хлеб, ночь, велосипед, цепь, сюжет.

Числа: 56, 35,  14, 67, 23, 44, 75, 21, 84, 92.

Вариант 9

Слова: лес, обман, творчество, проба, секунда, таблица, синий, пух, птица, крик.

Числа: 62,  18, 48, 90, 23, 71,  14, 52, 34, 80.

Вариант 10

Слова: пословица, стрелка, мороз, лес, больной, дверь, магазин, рот, чай, рыба.

Числа: 99,  18, 47, 55, 71, 36, 87, 60,  11, 24.

Обработка результатов:

Количество

правильно

подчеркнутых слов

Знак

10

9

7

6

5

4

3

2

1

Оценка в баллах

<

9

8

7

6

5

4

3

2

1

III. М Ы Ш Л Е  Н И  Е

   Аналогии.   Анализ  отношений

Цель: выявить способность устанавливать сходство в каких-либо свойствах, отношениях предметов и их функций, что предусматривает сложную аналитическую деятельность с применением таких мыслительных операций, как анализ и синтез.

Инструкция. Перед вами на бланках 10 пар строк, пара слов слева находятся в определенном отношении, например, корова — теленок (мать и дитя). Рядом написано еще одно слово, к нему надо подобрать такое слово, которое бы относилось к данному так, как в соответствующей паре, например, курица — ... . К этому слову наиболее подходит слово цыпленок. Если бы нам было дано другое соотношение, например: корова - молоко (то, что человек получает от животного), то в этом случае к слову курица мы бы записали — яйцо. Время работы 3 минуты

Вариант 1

Малина -...

(ягода)

Овца —...

(стадо)

Страница —...

(книга)

Больной — ...

(здоровый)

Свитер — ...

(одежда)

Свет - ...

(темнота)

Дождь -...

(капля)

Покой - ...

(движение)

Правильно — ...

(верно)

Птица - ...

(крыло)

Физика — наука

Грядка - огород

Слово - фраза

Бодрый - вялый

Десять - число

Похвала - брань

Роман — глава

Радость — печаль

Враг — неприятель

Самолет - мотор

IV.    ВООБРАЖЕНИЕ

 Круги

Цель: определить способность к воссоздающему и творческому воображению и продуктивность воображения.

Инструкция. Перед вами бланки с изображениями 20 кругов одинакового размера (рис. 11). За три минуты постарайтесь нарисовать максимальное количество предметов или объектов, включающих в себя круг, подпишите каждый из них. Как можно интереснее и оригинальнее разнообразьте тематику своих рисунков. Проявите творчество и нестандартность мышления.

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

Рис. 11

Обработка результатов:

За нестандартность, оригинальность рисунка добавляется 2 балла.

Количество использованных кругов

Знак

20

18

16

14

10

8

6

4

2

Оценка в баллах

<

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Развитие познавательных способностей производится  с помощью некоторых тестов.

Переключение   внимания

Развитие переключаемость внимания (перестройка внимания с одного объекта на  другой).

Инструкция. (Проводится в парах). Используя таблицу: а) показать на таблице карандашом или ручкой арабские цифры в возрастающем порядке от 1 до 25; б) показать на таблице римские цифры в убывающем порядке от XXIV до I; в) показать на таблице попеременно арабские цифры в возрастающем порядке, а римские в убывающем порядке: 1 - XXIV,   2 — XXIII   и т.д.

7

IV

10

VI

22

24

XII

11

хш

19

8

II

XVI

XIX

IX

I

20

XV

21

XXIII

3

17

6

XVII

VIII

18

12

XXIV

XIV

25

13

X

XX

1

VII

XXI

III

. 23

V

15

14

5

16

XVIII

XI

2

ХХ11

4

9

Распределение   внимания

Развитие распределяемости внимания.

Инструкция. (Проводится   в парах). Один из вас засекает время, в течение которого другой называет по порядку цифры от 1 до 20, одновременно записывая их на листе бумаги или на доске в обратном порядке: произносите 1, пишите 20; произносите 2, пишите 19 и тд Подсчитайте время и количество ошибок. Чем' меньше время и количество ошибок, тем лучше распределение вашего внимания. Распределение внимания - формируемое качество.

Концентрация   внимания

Развитие умения концентрировать и распределять внимание.

Инструкция. Надо сосчитать, сколько в таблице знаков по порядку, начиная с нижнего левого угла, таким образом: один крестик один кружок, два крестика, один квадрат, два кружка, три крестика и так далее.

Каждый раз, когда начинаем считать сначала, надо поворачивать рисунок на 90 градусов. Запомнить последовательность фигур очень сложно.

О

+

+

о

о

+

D

О

+

о

+

+

+

+

О

о

+

+

о

+

о

+

о

+

+

о

        

+

+

о

Произвольность   внимания

Развитие произвольности внимания.

Инструкция. (Проводится в парах). Начертите в тетради квадрат и разбейте его на 25 клеточек (как на рисунке справа). В течение 1 5 минут перепишите в них цифры в порядке их возрастания с рисунка слева. Начинать надо с пустого верхнего левого квадрата. Всего в таблице 25 цифр от 1 до 40.

14

5

31

27

37

40

34

23

1

20

19

16

32

13

33

2

6

8

25

9

12

26

36

28

39

Примеры

Развитие сосредоточения внимания.

Инструкция. За 2 минуты найдите 20 ошибок в этих примерах и исправьте их

.

3+12=15

13+3=10

16-9=7

12-6=6

15-2=13

15+5=10

5=17=22

4+18=22

16-5=11

7+7=23

114-8=6

18-4=12

14+6=20

15-8=7

16+8=23

16+9=28

15=9=25

19+5=24

14-9=5

7+18=25

6+15=22

12-7=5

19-6=13

16=6=22

14+9=23

11+4=14

16+14=20

13-4=9

13-2=11

15-4=11

12-4=16

12-9=3

2+11=13

18-8=10

18-7=13

5+13=18

13-5=18

16-2=13

12+9=21

23+9=54

6+46=54

53-17=35

Информационный   поиск

Развитие скорости и точности зрительного восприятия.

Инструкция. (Проводится в парах). Ознакомьтесь с матрицей, посмотрите, из каких графических изображений она составлена. Как можно быстрее подсчитайте, сколько раз в ней встречается заданный эталон. Напарник зафиксирует время выполнения задания.

Пример матрицы.

Z

Л

®

Z

е

0

®

-

а

0

«=

Z

<=

Р

Л

<=

z

е

Л

®

е

Л

®

*=

-

Z

<=

Р

Р

е

р

0

Л

®

-

а

0

Z

0

е

Р

0

Л

®

<=

-

Z

Л

е

а

Р

Л

Л

®

<=

-

0

®

(Z

Р

е

0

®

<=

Р

Л

®

<=

Z

6

-

z

е

0

<=

-

а

-

р

0

Л

®

<=

-

->

р

Необходимо иметь 4-6 аналогичных матриц.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ   ПОКАЗАТЕЛИ

Волевое     усилие  «Задержка  дыхания»

Цель: определить самочувствие, состояние здоровья и проверить способность к волевому усилию.

Вам, наверное, приходилось слышать о том, что многие из нас не умеют «правильно» дышать. Отсюда часто возникают различные недомогания — головокружение и головные боли, шум в ушах, отдышка, слабость или повышенная возбудимость, нарушение обмена веществ (часто его следствием является ожирение) и т.п. Но установлено, что неправильное дыхание поддается волевому исправлению, и это ведет к исчезновению тех симптомов болезни, которые перечислены.

Надежным показателем полноценности всей системы дыхания и очень важным фактором его перестройки является длительность задержки дыхания после обычного выдоха. У здорового человека она составляет не менее 60 сек. Нужно подчеркнуть, что усилием воли нельзя задерживать дыхание настолько, чтобы это стало вредным для организма. Поэтому в качестве исследования состояния вашего здоровья, а также проверки волевого усилия, мы выполним упражнения на задержку дыхания.

Инструкция. Облокотитесь на спинку стула, руки опустите на колени, ступни ног скрестите, сядьте так, чтобы вам было удобно и комфортно. Сделайте медленный, глубокий вздох, затем медленно ^выдохните через нос и по моей команде «не дышите» - зажмите нос рукой, рот закрыт. Старайтесь сопротивляться кислородному голоданию как можно дольше. Я буду называть время через каждые 5 сек, (5, 10, 15, 20, 25 ...). В тот момент, когда вы разожмете нос, запишите на листочке время своего выдоха (последняя названная цифра). Ни в коем случае не делайте это шумно и не вдыхайте воздух ртом. Постарайтесь медленно и спокойно вдохнуть его носом (показать всю процедуру).    Приготовились. Вдох. Выдох. Не дышать!

Обработка результатов:

Длительность задержки дыхания (в сек.)

Знак

80

70

60

50

40

30

20

10

5

Оценка в баллах

<

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Задачи

Развитие образного, логического и практического мышления. Инструкция. Решите следующие задачи.

  1. Попробуйте уравновесить свечу на весах таким образом, чтобы равновесие через какое-то время само собой нарушилось.
  2. Двое подошли к реке. У берега стояла лодка, в которой мог поместиться один человек. Оба они переправились через реку на этой лодке и продолжили путь. Как они это сделали?
  3. В книжном шкафу в обычном порядке стоят две книги. В первой из них 300 страниц, во второй — 400. В шкафу завелся книжный червь и прогрыз книги от 1-ой страницы первой книги и до последней — второй. Сколько страниц испортил книжный червь?

От города А до города В — 120 км. Из города А вышел поезд по направлению к городу В и шел со скоростью 30 км/час. Одновременно из города В по направлению к городу А вылетела ласточка со скоростью 60 км/час. Она долетела до поезда, повернула обратно и опять полетела в город. Долетев до города В, она снова повернула обратно по направлению к поезду, опять долетела до поезда и снова повернула к городу В и т.д. Так она все время нетала навстречу поезду и обратно, пока поезд не прибыл в город В. Сколько километров налетала ласточка?

Перед вами 8 спичек. Сложите из них фигуру, состоящую из одного кмадрата и двух треугольников. Как надо поместить 4 спички, чтобы получить:

а) один квадрат и 4 треугольника; б) 2 квадрата и 4 треугольника.

Разрежьте  таблицу

Развитие логического мышления.

Инструкция. Разрежьте эту таблицу с цифрами на совершенно разные части таким образом, чтобы сумма цифр в каждой части составила 34.

1

9

16

7

12

5

4

11

8

15

10

2

13

6

3

14

Клетка    с    цифрами

Способствует развитию быстроты мышления.

Инструкция. Перед вами десять чисел, расположенных в два ряда но пять. Необходимо в течение одной минуты подобрать три числа, сумма которых равна 100. Найдите два решения.

24

48

50

32

16

34

10

8

26

38

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Краткий словарь специальных терминов.

Апперцепция – зависимость восприятия от прошлого опыта, запаса знаний и общей направленности личности.

Акселерация – ускоренное физическое развитие детей.

Дицелерация - замедление темпа развития детей.

Акцентуация характера – чрезмерная выраженность отдельных черт характера, представляющая собой крайний вариант нормы.

Анализ- разложение целого на составные части или выделение части из целого.

Астенические чувства – окрашенные отрицательным эмоциональным тоном чувства подавленности, пассивного страха.

Астения – нервно-психическая слабость, проявляющаяся в повышенной  утомляемости.

Группа – определенное число лиц, связанных определенной системой отношений, регулируемых некоторыми общими  ценностями и нормами.

Конформность – внешнее принятие мнения группы при внутреннем несогласии. Чувство противоположное коллективизму.

Познавательные способности - когнитивные, умственные интеллектуальные, мыслительные способности  человека.

Способности – развитые психические процессы, обеспечивающие обучаемость человека. Что определяет его успехи в самых различных видах деятельности.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

а

б

в

а

б

в

а

б

в

а

б

в

а

б

в

а

б

в

а

б

в

а

б

в

а

б

в

а

б

в

1

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

2

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

3

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

4

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

5

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

6

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

7

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

8

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

9

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

10

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Σ

8

2

0

1

4

5

1

6

3

3

6

1

2

5

3

0

2

8

2

6

2

1

1

8

2

1

7

1

4

5


 Приложение 2

                                                                                                                                                                                                                                   

                                                                                                                                                                                                                                                                                   «УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ СОШ №16

___________________Е.В.Любова

«_____»______________ 2013 года

                                                                                                                                                                                                                                                                               М.П.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы

«Развитие  познавательных способностей»

Год обучения

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

Всего учебных недель/

часов

Всего часов

по Программе

02.09-08.09

09.09-15.09

16.09-22.09

23.09 – 29.09

30.09 – 06.10

07.10 – 13.10

14.10 – 20.10

21.10 – 27.10

28.10 – 03.11

04.11 – 10.11

11.11 – 17.11

18.11 – 24.11

25.11 – 01.12

02.12 – 08.12

09.12 – 15.12

16.12 – 22.12

23.12 – 29.12

30.12 – 05.01

06.01 – 12.01

 13.01 – 19.01

20.01 – 26.01

27.01 – 02.02

03.02 – 09.02

10.02 – 16.02

17.02 – 23.02

24.02 – 02.03

03.03 – 09.03

10.03 – 16.03

17.03 – 23.03

24.03 – 30.03

31.03 – 06.04

07.04 – 13.04

14.04- 20.04

21.04 – 27.04

28.04 – 04.05

05.05 – 11.05

12.05 – 18.05

19.05 – 25.05

26.05 – 01.06

02.06 – 08.06

09.06 – 15.06

16.06 – 22.06

23.06 – 29.06

30.06 – 06.07

07.07 – 13.07

14.07 – 20.07

21.07 – 27.07

28.07 – 03.08

04.08 – 10.08

11.08 – 17.08

18.08 – 24.08

25.08 – 31.08

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

лекц.

практ.

1 год обучения

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

38/152

50

26

2 год обучения

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

38/152

41

35

3 год обучения

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

38/152

45

31

4 год обучения

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

38/152

53

23

Условные обозначения:

Промежуточная аттестация

Ведение занятий по расписанию

Каникулярный период

Проведение занятий не

предусмотрено расписанием

Согласовано:

педагог дополнительного образования____________ О.Г.Куралева


                                                                                                                                                                                                                                                                        «УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ СОШ №16

___________________Е.В.Любова

«_____»______________ 2013 года

М.П.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы

«Развитие  познавательных способностей»

 

Наименование курса (модуля, предмета, дисциплины)

1 год обучения

2 год обучения

Всего по программе

1 полугодие

2 полугодие

Всего недель

/часов

1 полугодие

2 полугодие

Всего недель

/часов

Всего недель

Всего часов

Атт.

Всего недель

Всего часов

Атт.

Всего недель

Всего часов

Атт.

Всего недель

Всего часов

Атт.

1.Понятие. Отношение между понятиями: род-вид.

7

13

1

-

-

-

7/14

3

5

1

-

-

-

3/6

20

2.Выделение существен-ных признаков понятий.  

3

6

-

-

-

-

3/6

2

4

-

-

-

-

2/4

10

3.Функциональные отно-шения между понятиями.

4

8

-

-

-

-

4/8

-

-

-

-

-

-

 -

8

4.Сравнение понятий.  

3

6

-

6

11

1

9/18

1,5

3

-

-

-

-

1,5/3

21

5.Классификация понятий

-

-

-

4

8

-

4/8

-

-

-

-

-

-

-

8

6.Рассуждение

-

-

-

3

6

-

3/6

3,5

7

-

6

12

-

9,5/19

23

7.Закономерность

-

-

-

5

10

-

 5/10

-

-

-

3

5

1

3/6

16

8.Объяснение значения слов

-

-

-

3

4

-

3/6

6,5

13

-

-

-

-

6,5/13

17

9. Творчество.  

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

4

8

-

4/8

8

10. Воображение

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

4

8

-

3/8

8

11. Конструирование

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

4,5

9

-

4,5/9

9

Всего по программе:

Всего недель/часов за первый год обучения по программе (с учетом часов на прохождение аттестации)

38/76

Всего недель/часов за второй год обучения по программе (с учетом часов  на прохождение аттестации)

38/76

152 часа

Срок реализации программы: 4 года

Возраст учащихся: от 11 до 15 лет

Примечание: Форма проведения промежуточной аттестации определена как «диагностика» локальным актом образовательной организации. Форма «диагностика» является комплексной формой аттестации учащегося: в рамках понимания материала  на каждого учащегося заполняется аттестационный лист, в который педагогом вносятся баллы по каждому модулю программы, средний балл учащегося определяется по сумме, набранной в каждом из 11 модулей, и разделенной на количество модулей (11). Например: понятие – 4, признаки понятий – 4, сравнение понятий – 5, классификация понятий – 5, рассуждение – 5, значение – 5, закономерность – 5, творчество – 5, воображение – 5, конструирование – 5. Общая сумма составляет 53 балла, при делении на 11 средний балл учащегося составляет 4,8 балла, что соответствует высокому уровню освоения программы.

_______________       

                                                                                                                                                                                                    «УТВЕРЖДАЮ»

 Директор МБОУ СОШ № 16

___________________Е.В.Любова

«_____»______________ 2013 года

М.П.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы

«Развитие  познавательных способностей»

Срок реализации программы: 4 года

Возраст учащихся: от 11 до 15 лет

Наименование курса (модуля, предмета, дисциплины)

3 год обучения

4 год обучения

Всего по программе

1 полугодие

2 полугодие

Всего недель

/часов

1 полугодие

2 полугодие

Всего недель

/часов

Всего недель

Всего часов

Атт.

Всего недель

Всего часов

Атт.

Всего недель

Всего часов

Атт.

Всего недель

Всего часов

Атт.

1.Творчество

4

8

-

2,5

5

-

6,5/13

-

-

-

-

-

-

13

2.Воображение

2

4

-

-

-

-

2/4

-

-

-

-

-

-

-

4

3.Конструирование на плоскости и в пространстве

2

3

1

1

1

1

2/6

-

-

-

-

-

-

6

4.Постановка и разрешение проблем

5

10

-

-

-

-

5/10

3

6

-

-

-

-

3/6

16

5.  Методы решения изобретательских задач

-

-

-

4,5

9

-

4,5/9

-

-

-

-

-

-

-

9

6. Чтение как способ получения информации

-

-

-

-

-

-

-

7

14

-

3

6

-

10/20

20

7.Каталоги. Словари.

-

-

-

-

-

-

-

1,5

3

-

5

10

6,5/13

13

8. Приемы работы с текстами

-

-

-

-

-

-

-

5

10

-

5,5

11

-

10,5/21

21

9.Способы представления информации

-

-

-

-

-

3

6

-

5

9

1

8/16

16

10. Закономерность

2,5

5

-

2,5

5

-

5/10

-

-

-

-

-

-

-

10

11. Методы решения творческих задач

3

6

9

18

-

12/24

-

-

-

-

-

-

-

 24

Всего по программе:

Всего недель/часов за первый год обучения по программе (с учетом часов на прохождение аттестации)

38/76

Всего недель/часов за второй год обучения по программе (с учетом часов  на прохождение аттестации)

38/76

152 часа

Примечание: Форма проведения промежуточной аттестации определена как «диагностика» локальным актом образовательной организации. Форма «диагностика» является комплексной формой аттестации учащегося: в рамках понимания материала  на каждого учащегося заполняется аттестационный лист, в который педагогом вносятся баллы по каждому модулю программы, средний балл учащегося определяется по сумме, набранной в каждом из 11 модулей, и разделенной на количество модулей (11). Например: понятие – 4, признаки понятий – 4, сравнение понятий – 5, классификация понятий – 5, рассуждение – 5, значение – 5, закономерность – 5, творчество – 5, воображение – 5, конструирование – 5. Общая сумма составляет 53 балла, при делении на 11 средний балл учащегося составляет 4,8 балла, что соответствует высокому уровню освоения программы.

_________________               

ПРИЛОЖЕНИЕ4.

                                                                                                                   (Практическая часть и исследовательская работа      5 «Б»)

Познавательные процессы

восприятие

внимание

память

мышление

воображение

Психофизиологические показатели

тесты

Глазомер на углы

Корректурная проба

Запоминание чисел

Логические ряды

круги

Термометр самочувствия

1

Ф.И.

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

2

А.А

6

6

6

6

5

6

7

7

6

7

8

9

3

А.А

6

7

5

6

6

6

7

7

7

7

8

8

4

А.А

6

7

5

6

6

6

4

6

8

7

7

8

5

А.В

7

6

6

6

7

7

5

6

7

8

7

8

6

А.К.

6

7

7

7

7

7

5

6

8

8

8

7

7

А.Р.

5

6

7

8

6

8

4

6

7

9

7

8

8

А.Р.

6

6

7

8

4

6

7

7

8

9

7

7

9

Б.П.

5

5

7

9

5

6

8

9

9

9

8

8

01

Б.Д.

5

6

8

9

7

7

7

8

9

9

7

8

11

В.Е.

7

8

9

9

6

7

7

8

9

9

7

9

12

К.В.

7

8

8

9

7

8

6

7

8

8

8

8

13

М.А.

8

8

8

8

5

6

7

7

8

9

9

7

14

М.П.

7

8

8

8

6

6

6

7

7

8

8

7

15

О.Э.

7

7

8

9

7

7

6

7

7

8

9

8

16

С.А.

6

6

7

8

4

6

5

6

6

7

9

8

17

С.А.

9

9

8

8

5

7

5

7

5

7

8

9

18

Х.А.

6

7

8

9

4

5

4

5

6

8

7

9

19

П.Н.

5

6

7

8

6

6

4

4

5

7

7

8


Методический материал

Развитие интеллектуальных умений

Занятие 1. Человек и его интеллект

Вы можете с каждым днем становиться всё умнее и умнее. Ум может развиваться его можно укрепить, настроить и подготовить так, что он будет творить чудеса.

Мэрилин вое Сэйвэнт

Мозг человека уникален, такого мозга, как у вас, нет ни у кого.

Чтобы человека называли гением, он, как правило, должен совершить что-нибудь потрясающее. Как и почему люди становятся гениями — неизвестно, но почти все гении обладают по крайней мере одним качеством: они очень стремятся достичь какой-либо цели с самого детства.

Можно назвать гениями людей, которые обладают способностью извлекать максимум из своего мозга: Леонардо да Винчи, В. А. Моцарт, Т. Эдисон, А. С. Пушкин, Д. И. Менделеев и др.

Несколько лет назад доктор Бенджамин Блум провёл исследования и выяснил, как достигли успеха 120 самых лучших спортсменов, артистов, учёных. Он обнаружил, что далеко не все обладали, как иногда говорят, природным талантом. Но у всех были сильное стремление и решимость добиться поставленной цели и неизменное трудолюбие и упорство. Например, известный пианист занимался несколько часов в день в течение 17 лет, чтобы достичь своей цели, а олимпийская чемпионка по плаванию вставала каждый день в 5.30, чтобы успеть потренироваться два часа до начала занятий в школе, и два часа плавала после окончания уроков.

Знаменитый изобретатель Томас Эдисон говорил, что в любом гениальном открытии 99% труда и 1% таланта.

Мэрилин вое Сэйвэнт — писательница, её имя занесено в Книгу рекордов Гиннесса, так как у неё зарегистрирован самый высокий коэффициент интеллекта — 230!

Задание 1. Во время прилива недалеко от берега стоит корабль со спущенной на воду верёвочной лестницей вдоль борта. У лестницы 10 ступенек, расстояние между ступеньками 30 см, самая нижняя ступенька касается воды. Океан сегодня спокоен, но начинается прилив, который поднимает уровень воды на 15 см каждый час. Через какое время закроется водой третья ступенька лестницы?

Задание 2. Если в 12 часов ночи идёт дождь, то можно ли ожидать через 72 часа солнечную погоду?

Задание 3. Расставьте буквы, помещённые в квадратах, так, чтобы в горизонтальных и вертикальных квадратах читались одни и те же слова.

Задание 4. Из палочек сложено выражение — загадка. Не прикасаясь ни к одной палочке, нужно сделать так, чтобы выражение стало верным равенством.

Х1 + 1 = Х

Это интересно

•   Когда вы бодрствуете, ваш мозг вырабатывает энергию мощностью 25 Ватт — этого достаточно, чтобы горела электрическая лампочка.

•   Ваш мозг тратит 20% всей энергии организма, хотя его вес составляет только 2% общей массы вашего тела.

•   Вы используете только 1% (или 2%, но не более 10% —тут мнения учёных расходятся) возможностей вашего мозга.

•   Мозг человека становится всё больше! Ваш мозг на 200 г массивнее, чем мозг ваших прапрадедушек и прапрабабушек, когда они были в вашем возрасте.

До сих пор никто не придумал робот или компьютер с мозгом, столь же совершенным, как мозг человека.

Занятие 2. Диагностическое тестирование

1.   Какие вещества люди обычно используют в качестве топлива?

А. Медь и железо.         В. Нафталин и нашатырный спирт.

Б. Нефть и уголь.          Г. Медь и олово.

2.   Где в организме человека происходит переваривание пищи?

А. В желудке.                               В. В печени.

Б. В поджелудочной железе.         Г. В селезёнке.

3.   Ученик составил группу из слов: РЫСЬ, ТИГР, ПУМА, ... Помоги подобрать ещё одно слово.

А. Волк.         В. Кошка.         Б. Заяц.         Г. Шакал.

4.   Какое слово нужно исключить из предложенного списка?

А. Шумовка.         В. Кастрюля.

Б. Дуршлаг.         Г. Топинамбур.

5.   Из шести одинаковых кубиков сложили фигуры, изображённые на рисунке.

   Какое из приведённых ниже утверждений ты  считаешь правильным?

A.  Обе фигуры имеют одинаковые массы и одинаковые объёмы.

Б. Обе фигуры имеют одинаковые массы и разные объёмы.

B. Обе фигуры имеют разные массы и одинаковые объёмы.

Г. Обе фигуры имеют разные массы и разные объёмы.

6. По какому признаку тела разбиты на группы?

1

2

3

Кнопка Гвоздь Ножницы

Карандаш Стол Полка для книг

Тетрадь Газета Журнал

A.  1 и 2 — твёрдые, 3 — мягкие.

Б. 1— маленькие, 2 и 3 — большие.

B.  1 и 3 — лёгкие, 2 — тяжёлые.

Г. 1 — из металла, 2 — из дерева, 3 — из бумаги.

7.   Какие из следующих веществ лучше всего растворяются в воде?

А. Мрамор.             В. Растительное масло.

Б. Сахар.                 Г. Яичная скорлупа.

8.   Мальчик собрал электрическую цепь из батарейки и лампочки.  Какое тело вы выберете, чтобы замкнуть цепь и зажечь лампочку?

А. Кусок мела.        В. Стеклянную палочку. Б. Карандаш.          Г. Гвоздь.

9.   Рассмотрите внимательно рисунок и подберите недостающую фигуру.

10.  Исключите лишнее слово в каждой группе слов, приведённых ниже.

A.  Ботинки, перчатки, тапочки, туфли, носки.

Б. Кричать, смеяться, сидеть, улыбаться, хмуриться.

B.  Мама, бабушка, папа, дочь, сестра.

Г. Пантера, тигр, лев, леопард, зебра, гепард.

11.   Что можно встретить и на Земле, и на Луне?

A.  Животных.    Б. Растения.

B.  Воздух.          Г. Камни.

12.  Ученик получил задание выяснить, как влияет на рост растений солнечный свет. Как ему лучше выполнить это задание?

A.  Одно растение поставить на окно и поливать его, а другое поставить в тёмное место и не поливать.

Б. Одно растение поставить на окно, а другое поставить в тёмное место. Оба растения поливать одинаково.

B.  Оба растения поставить на окно и одно поливать, а другое нет.

Г. Оба растения поставить в тёмное место и оба поливать.

13.   Найдите закономерность и  впишите в скобки  недостающее слово.

ПОЛЮС (ЛЮСТРА) ТРАМВАЙ. МИКРОФОН (...............) АРЬЕРГАРД.

14.   Найдите недостающее число в ряду: 5, 11, 17, ...

А. 19.         В. 23.

Б. 21.         Г. 25.

15.   В каком порядке надо расставить фразы,  приведённые ниже, чтобы показать круговорот воды в природе?

1.  Река несёт воду, выпавшую в виде дождя, в море.

2.  Из тучи идёт дождь.

3.  Ветер переносит облака на сушу.

4.  Вода испаряется и собирается в тучи (облака).

                    A.  1 - 2 - 3 - 4.                     Б. 2 - 1 - 3 - 4.

                    B. 4-1-2-3.                            Г. 4-3-2- 1.

Занятия 3—4. Обобщение и ограничение понятий

 

Немногие умы гибнут от износа,

по большей части

ржавеют от неупотребления.                         

К. Боуви

Задание 1. Интеллектуальная разминка. Подумайте и попытайтесь ответить как можно быстрее, кто из сказочных персонажей мог дать такие телеграммы:

•   Купил семена, приезжай тянуть.

•   Помни, всё исчезнет после 12 ночи.

•  Ушёл от зайца, волка и медведя.

•   Ключ достал. Скоро буду.

•   В гости не приду. Мотор забарахлил.

•  Едва не сдали на металлолом, но девочка помогла.

•  Подложили не свинью, а маленький шарик. Вывела на чистую воду. Получаю приданое.

•   Купила самовар. Приглашаю к чаю.

•  Хвост нашли. Плакать перестал.

•  Ищу шестерых братьев после страшного происшествия.

I Понятие — логически оформленная общая мысль о предмете, I идея чего-нибудь. Понятия в русском языке обозначаются с помощью слов (стол, балкон), с помощью групп слов, т. е. словосочетаний (стихийное бедствие, певчая птица).

Приведите примеры понятий, выраженных словами и словосочетаниями.

I Общее понятие объединяет несколько однородных предметов в один класс, например: мебель (общее) — стол, стул, шкаф, кресло, диван (частные понятия).

Общее            Частное

Яблоко            Красное яблоко

Цветок            Ромашка

Мебель            Диван

Животное        Корова

Задание 2. Дополни предложение. Любое ... всегда включает ... .

I  Итак,   обобщить   понятие — значит   подобрать   к   нему   более общее понятие.

Задание 3.   Подберите  к следующим  частным  понятиям более общее.

Стол —                                Комар —

Уголь —                              Дождь —

Термометр —                       Дерево —

Физическое явление —        Прилагательное —

Шуба —                              Луна —

Задание 4. Подберите к каждому частному понятию из левого столбика соответствующее общее понятие из правого столбика:

Осень           Осадки

Пчела           Планета

Снег             Единица длины

Озеро

Знак математических действии

Запятая

Время года

Плюс

Звезда

Солнце

Насекомое

Земля

Река

Метр

Водоём

Волга

Знак препинания

Задание 5. Проверьте свою смысловую память. Прочитайте внимательно набор пар слов, связанных между собой по смыслу, закройте тетрадь и попробуйте их воспроизвести.

Шум — вода Стол — обед Мост — река Лес — медведь Рубль — копейка

Дуб — жёлудь Дичь — выстрел Рой — пчела Гвоздь — доска Час — время

Если вы запомнили 6 из 10 пар, то у вас смысловая память развита удовлетворительно.

I Ограничить понятие — значит подобрать к нему частное, более узкое.

Например:   Ученик — ученик 5 класса. Мебель — стол.

Геометрическая фигура — квадрат. Прибор — линейка.

Задание 6.   Расположите понятия в следующем  порядке: общее — менее общее — частное.

Земля, планета, небесное тело. Прибор, измерительный прибор, часы. Живая природа, растение; природа. Ель, дерево, хвойное дерево. Домашнее животное, корова, животное. Водоём, Волга, река. Снег, осадки, мокрый снег.

Задание 7. Подумай и ответь.

1)  Разрешите противоречие.

Мышь съела волшебную таблетку и стала невидимой. Как сделать так, чтобы кот увидел мышь?

2)  Каверзные загадки.

Преподобный Сол Луни объявил во всеуслышание, что в определённый день и час он совершит чудо: в течение 20 минут будет ходить по поверхности реки Гудзон и не погрузится в воду ни на дюйм. В назначенный день и час при огромном стечении народа преподобный Сол Луни ступил на воды реки Гудзон и 20 минут спустя вышел на берег, даже не замочив ног. Как ему это удалось?

Занятия 5—6. Обобщение и ограничение понятий

Только после упорного труда появляется талант.

Пословица

Задание 1. Проверьте своё внимание с помощью специальной таблицы (рис. 1) (такие таблицы называют таблицами Шульте). Внимательно рассмотрите таблицу и постарайтесь как можно быстрее отыскать числа по порядку, покажите и назовите их вслух. А теперь потренируйте своё внимание с помощью второй таблицы (рис. 2).

Задание 2. Обобщите следующие пары понятий:

Скорость, время.                 Солнце, Луна.

Торф, уголь.                        Термометр, мензурка.  

Дождь, снег.                           Сложение, вычитание

Треугольник, квадрат.         Точка, запятая.

Физика, биология.              Метр, сантиметр.

Лето, зима.                         Автомобиль, поезд.

Задание 3. Выберите из предложенного перечня слов более

общее к данному:

Железо       — дерево, гвоздь, ведро, алюминий, вещество.

Спиртовка — пипетка, колба, стекло, лабораторное оборудование.

Масса        — физическая   величина,   килограмм,   весы,   гири,

объём.

Термометр — вода, деления, тепловые явления, прибор, температура.

Час            — время, единица времени, минута, стрелки, масса.

Физика — наука, история, кабинет, учебный предмет, учитель.

Задание 4. Исключите лишнее слово: Термометр, пробирка, весы, мензурка, часы. Вода, масло, молоко, керосин, воздух. Треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб, куб. Сложение, вычитание, деление, умножение, множитель.

Алюминий, железо, медь, свинец, дерево. Метр, минута, грамм, тонна, площадь. Килограмм, грамм, тонна, центнер, гектар. Марс, Юпитер, Меркурий, Земля, Луна.

Задание 5. Расположите следующие понятия в логической последовательности от общего к частному:

Термометр, прибор, измерительный прибор.

Явления природы, тепловые явления, физические явления.

Вещество, железо, металл.

Знаки, точка, знаки препинания.

Звезды, Солнце, жёлтые звёзды.

Фигура, треугольник, геометрическая фигура.

Растение, цветковое растение, роза.

Атмосферное явление, ветер, бриз.

Клубника, растение, ягода.

Задание 6. Приведите примеры пар слов, одно из которых является общим, а другое — частным понятием.

Задание 7. Прочитайте следующую историю о царе Сизифе и постарайтесь объяснить смысл выражения «сизифов труд».

«Коринфский царь Сизиф, непокорный гордец и хитрец, решил обмануть богов и выдал их тайны людям. Зевс послал ему за это смерть, но Сизиф заковал её в цепи, чтобы люди стали бессмертными. Но боги в конце концов победили Сизифа и назначили ему суровую казнь: всю жизнь катить в гору огромный камень. Но едва каменная глыба оказывалась на вершине горы, как она срывалась и скатывалась вниз к подножию. И Сизиф вынужден был начинать свою работу вновь и вновь. Труд Сизифа нелеп и бессмыслен.


Приложение 3

                                                                                                                                                                                                                                                                         «УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ СОШ № 16

___________________Е.В.Любова

«_____»______________ 2013 года

М.П.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА[1] (учебно-тематический план по годам обучения)

дополнительной общеобразовательной  (общеразвивающей) программы «Развитие  познавательных способностей»

Рабочая программа 1 года обучения

Раздел, темы

теория (кол-во часов)

практ. (кол-во часов)

Всего часов

Формы контроля

Методическое обеспечение

1."Что такое интеллект "

6

1

7

Практические задания, развивающие игры

Заполняется в соответствии с темой

  1.   Понятие интеллекта, творчества

2

-

2

1.1.Головоломка

  1. Различные виды интеллекта

3

1

4

1.2. Расставьте буквы, помещённые в квадратах

  1. Дар и талант

1

-

1

1.3. Задачка

2."Понятие. Отношение между понятиями: род-вид "

5

4

9

Практические задания, развивающие игры

2.1. Составление логической цепочки

3

 2

5

2.1. Подберите недостающую фигуру

  1. Группы понятий

2

1

3

2.2.  Найдите закономерность

3."Выделение существенных признаков понятий "

6

3

9

Практические задания, развивающие игры

3.1. Обобщающее слово (родовое понятие)

4

2

6

3.1.  Интеллектуальная разминка

  1. Существенный признак (видовое отличие)

2

1

3

3.2. Общее   и частное

4."Функциональные отношения между понятиями "

3

4

6

Практические задания, развивающие игры

4.1 Установление причинно-следственных связей

3

4

6

4.1.  Расположите понятия

5."Сравнение понятий "

8

4

12

Практические задания, развивающие игры

5.1. Выявления сходства и различий

3

2

5

5.1.  Обобщите следующие пары понятий

5.2.  Синонимы. Омонимы. Антонимы.

4

1

5

5.2.  Исключите лишнее слово

5.3. Умение проводить аналогии

1

1

2

5.3.  Игра «чёрный ящик».

6. «Классификация понятий»

6

2

7

Практические задания, развивающие игры

 

6.1. Умение классифицировать

3

1

3

6.1.  Анаграммы-загадки

6.2. Обобщение  понятий

3

1

4

6.2.   Тренируем помять

7.  «Рассуждение»

6

2

8

Практические задания, развивающие игры

7.1. Алгоритмы деятельности

2

-

2

7.1.  Подберите обобщающее слово

7.2. Доказательства

4

2

6

7.2.   Исключите лишнее

8. «Закономерность»  

5

1

6

Практические задания, развивающие игры

8.1. Поиск закономерностей

5

1

6

7.1.   Рассыпанное предложение.  Соедините слова.

9.  «Объяснение значения слов»

3

3

4

Практические задания, развивающие игры

9.1. Составление предложений

1

1

2

9.1.    Целое — часть

9.2. Устойчивые словосочетания

1

1

2

9.2.   Продолжите предложения

9.3. Понимание смысла пословиц

1

1

2

9.3.   Установите закономерность

Промежуточная аттестация

2

2

 4

  Практические задания, развивающие игры

«ПАМЯТЬ»,  «Глазомер на углы», « ВООБРАЖЕНИЕ»

ИТОГО:

49

27

 76


[1] Прим.:  за основу содержания  разделов и тем взяты требования ФГТ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие творческих способностей у детей на занятиях изобразительным искусством как средство развития общих способностей при формировании гармонически развитой личности"

Главным в обучении является не компьютер, а ориентация на развитие познавательных процессов, самостоятельность в выполнении творческих работ. В этом процессе главное, что каждый ребенок может вы...

Способности. Виды способностей. Условия развития способностей

Способности. Виды способностей. Условия развития способностей...

Программа по развитию координационных способностей: «Развитие координационных способностей подражательными упражнениями у детей с умственной отсталостью».

Цель  -  развивать координационные способности у детей с умственной отсталостью  подражательными  упражнениями....

Координационные способности как один из видов двигательных способностей

Понятие «координационные способности» выделяется из общего и менее определенного понятия «ловкость», широко распространенного в обиходе и в литературе по физическому воспитанию...

Способности. Как развивать способности ребёнка.

Исследовательская работа по общей психологии...

Реферат «Воспитание и образование – предмет педагогики. Основные понятия и категории педагогики. Природа человеческих способностей. Способности и талант »

Такие явления как способность, одаренность, талант представляют неотъемлемую часть друг друга.Иллюстрация того, как развиваются творческие способности учащихся художественного отделения Детской школы ...