Грозные годы войны в поэзии А.Т. Твардовского.
классный час (8 класс) по теме

Классный час

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»

Грозные  годы  войны

в  поэзии  А. Т. Твардовского

6  класс

                                                                                                   

                                                                                 Провела  учитель:  Бакулина  

                                                                                     Ирина  Геннадьевна

                                                                               

с.  Панаевск

2009

                                                              Классный  час

               «Грозные  годы  войны  в  поэзии  А. Т. Твардовского»

Цель  классного  часа:

-  напомнить,  что  нельзя  забывать  о  защитниках  Родины,

-  подчеркнуть  роль  литературы  в  годы  Великой  Отечественной  войны,

-  воспитывать  любовь  к  Родине,  патриотизм,  гордость  за  победы  отцов  и  дедов.

-  воспитывать  интерес  к  поэзии.

Оборудование: магнитофон,  записи  песен  о  Великой  Отечественной  войне,  выставка      произведений  А.Т. Твардовского,  плакат «С  днем  Победы»

                                                             Ход  классного  часа  

  1. Слово  учителя. 

     Сообщение  темы  классного  часа.

  1. Звучит  фонограмма  песни  «Священная  война» (сл.  В. Лебедева – Кумача,  муз.  

      А. Александрова).

  1. Первый  ведущий. 

В  далеком  прошлом  остались  суровые  годы  Великой  Отечественной  войны,  полные  горя  и         страданий  миллионов  людей.  Но  вправе  ли  мы  забыть  тех,  кто  погиб  или  был  изувечен,  защищая  Родину?  Правы  ли  мы  будем,  забыв  об  огромной  роли  писателей,  помогавших  бороться  и  побеждать?

Второй  ведущий. 

С  первых  дней  и  до  конца  войны  был  на  фронте  Александр  Трифонович  Твардовский.  Знание  народной  жизни,  дум  и  стремлений  своих  современников  позволило  поэту  сразу  же  найти  путь  к  сердцу  фронтовика,  создать  произведения  высокого  гражданского  звучания.

Первый  ведущий. 

«Сжималось  сердце  при  виде  своих  убитых.  Далеко  уже  ушла  его,  убитого  бойца,  часть,  а  он  лежит.  Есть  уже  другие  герои,  другие  погибшие,  и  они  лежат,  и  он  лежит,  но  о  нем  уже  реже  вспоминают», - писал  Твардовский.

Первый  чтец. 

Мне  жалко  той  судьбы  далекой,

Как  будто  мертвый,  одинокий.

Как  будто  это  я  лежу.

Примерзший,  маленький,  убитый

На  той  войне  незнаменитой

Забытый,  маленький  лежу.

Второй  ведущий. 

Это  отрывок  из  стихотворения  «Две  строчки»,  написанного  в  1943  году.  Чувство  сопричастности  трагедии  войны  и  сострадания  ко  всем  её  жертвам  звучит  во  многих  стихотворениях  Твардовского.  Сам  автор  впоследствии  определил  владевшие  им  во  время  войны  и  после  неё  мысли  и  чувства  как  «навечное  обязательство  живых  перед  павшми  за  общее  дело,  невозможность  забвения,  неизбывное  ощущение  как  бы  себя  в  них,  а  их  в  себе».

                        Второй  чтец. 

Я  знаю,  никакой  моей  вины

В  том,  что  другие  не  пришли  с  войны.

В  том,  что  они – кто  старше,  кто  моложе –

Остались  там,  и  не  о  том  же  речь,

Что  я  их  мог,  го  не  сумел  сберечь, -

Речь  не  о  том,  но  все  же,  все  же,  все  же…

Первый  ведущий. 

И  после  Победы  тема  войны  не  сразу  оставила  лирику  поэта.  Как  торжественный  реквием  звучат  лучшие  стихотворения  этого  периода:  «Я  убит  подо  Ржевом»,  «В  тот  день,  когда  закончилась  война…»,  «Может  они,  глухие  и  немые…»  посвященные  солдатам,  павшим  на  полях  Великой  Отечественной  войны.

Второй  ведущий. 

Стихотворение  «Я  убит  подо  Ржевом»,  написанное  в  1945  году,  пожалуй,  одно  из  самых  сильных.

 Бои  под  Ржевом  были  самыми  кровопролитными  в  истории  войны,  стали  её  самой  трагической  страницей.

  1. Звучит  аудиозапись  «Лунной  сонаты»  Л.  Бетховена.

Третий  чтец. 

Я  убит  подо  Ржевом,

В  безымянном  болоте.

В  пятой  роте,  на  левом,

При  жестоком  налете.

Я  не  слышал  разрыва,

Я  не  видел  той  вспышки, -

Точно  в  пропасть  с  обрыва –

И  ни  дна,  ни  покрышки.

Я – где  корни  слепые

Ищут  корма  во  тьме;

Я – где  с  облачком  пыли

Ходит  рожь  на  холме;

Я – где  крик  петушиный

На  заре  по  росе;

Я – где  ваши  машины

Воздух  рвут  на  шоссе;

Где  травинку  к  травинке

Речка  травы  прядет –

Там,  куда  на  поминки

Даже  мать  не  придет.

                            Четвертый  чтец.  

Подсчитайте,  живые,

Сколько  сроку  назад

Был  на  фронте  впервые

Назван  вдруг  Сталинград.

Фронт  горел,  не  стихая.

Как  на  ране  рубец.

Я  убит  и  не  знаю:

Наш  ли  Ржев  наконец?

Удержались  ли  наши

Там,  на  Среднем  Дону?..

Этот  месяц  был  страшен,

Было  все  на  кону.

И  у  мертвых,  безгласных,

Есть  отрада  одна:

Мы  за  Родину  пали,

И  она – спасена.

                                  Пятый  чтец.   

 И  врага  обратили

Вы  на  запад,  назад,

Может  быть,  побратимы,

И  Смоленск  уже  взят?

И  врага  вы  громите

На  ином  рубеже.

Может  быть,  вы  к  границе

Подступили  уже!

Может  быть…  Да  исполнится

Слово  клятвы  святой!

Ведь  Берлин,  если  помните,

Назван  был  под  Москвой.

                                Шестой  чтец. 

   Братья,  нынче  поправшие

Крепость  вражьей  земли,

Если  б  мертвые,  павшие

Хоть  бы  плакать  могли!

Если  б  залпы  победные

Нас,  немых  и  глухих,

Нас,  что  вечности  преданы,

Воскрешали  на  миг, -

О!  Товарищи  верные,

Лишь  тогда  б  на  войне

Ваше  счастье  безмерное

Вы  постигли  вполне.

В  нем,  в  том  счастье,  бесспорная

Наша  кровная  часть,

Наша,  смертью  оборванная,

Вера,  ненависть,  страсть.

Наше  все!  Не  слукавили

Мы  в  суровой  борьбе,

Все  отдав,  не  оставили

Ничего  при  себе.

                               Седьмой  чтец.       

Я  убит  подо  Ржевом.

Тот  еще  под  Москвой.

Где-то,  воины,  где  вы,

Кто  остался  живой?

В  городах  миллионных,

В  селах,  дома  в  семье?

В  боевых  гарнизонах

На  не  нашей  земле?

Ах,  своя  ли,  чужая,

Вся  в  цветах  иль  в  снегу…

Я  вам  жить  завещаю, -

Что  я  больше  могу?

                                 Восьмой  чтец.     

Завещаю  в  той  жизни

Вам  счастливыми  быть

И  родимой  Отчизне

С  честью  дальше  служить.

Горевать – горделиво,

Не  клонясь  головой,

Ликовать – не  хвастливо

В  час  победы  самой.

И  беречь  её  свято,

Братья,  счастье  своё –

В  память  воина-брата,

Что  погиб  за  неё.

                     

  1. Звучит  песня  В. Высоцкого  «НА  братских  могилах».
  2. Чтение  стихотворений  А.Т. Твардовского  о  Великой Отечественной  войне

учащимися.

  1. Обзор  книг  с  выставки.  (Учитель  или  подготовленные  учащиеся).

Список  литературы

  1. Романова  Р.М.  Александр  Твардовский:  Страницы  жизни  и  творчества. –  М:  Просвещение,1989

  1. Твардовский  А.Т.  Стихотворения  и  поэмы. -  М:  Детская  литература,  2006

  1. Праздник  в  школе.  «Мой  милый,  если  б  не  было  войны…» - Минск:  «Краско-Прин»,  2006

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме "Отечественная война 1812 года в русской поэзии"

В настоящее время нередко можно встретить школьника, который обладает лишь поверхностными знаниями о событиях и главных действующих лицах Отечественной войны 1812 года. Большинству учащихся изве...

Великая Отечественная война в поэзии К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, М. Исаковского.

Данная работа может быть использована   учителем  как на уроках литературы при изучении темы войны в поэзии русских советских поэтов, так и на классных часах, посвященных 70-ой годовщине Вел...

«Изображение событий и героев Отечественной войны 1812 года в русской поэзии»

Презентация "Изображение событий и героев Отечественной войны 1812 в русской поэзии"...

Конспект урока по литературе на тему "Грозные годы войны в поэзии советских писателей"

Расширить знакомство с поэзией поэтов по теме Великой Отечественной войны; уяснить, что нельзя забывать о тех, кто «уже не придет никогда»; подчеркнуть важную роль литературы в годы войны; воспитывать...