К космическим далям вперед
классный час по теме

Классный час

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl._chas_k_kosmicheskim_dalyam_vpered.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»

                               

                                                                                 Разработала  и  провела:  учитель  русского  языка    

                                                                                                               и  литературы

                                                                                   Бакулина  Ирина  Геннадьевна

       

                                                               

 

                                                             

                                                             

с.  Панаевск

2010

                                                «К  космическим  далям - вперед!»

                    (конкурсная программа,  посвященная   Дню  космонавтики)

Цель  внеклассного  мероприятия:  

-познакомить  учащихся  с  историей  развития  отечественной  космонавтики,  с  теми,  кто  внес  свой  вклад  в  покорение  Вселенной;

-расширить  кругозор учащихся,  познакомив  их  с  литературой  по  данной  теме.

 Образовательные

  1. Расширение кругозора учащихся.

          Развивающие

  1. Развитие творческой деятельности учащихся, интереса к истории  космонавтики,  страны  через использование  игровой  формы  внеклассного  мероприятия.

2.   Формирование навыков публичного выступления.

    Воспитательные

1. Формирование дружеских отношений между учащимися.

2. Формирование  умения  работать  в  коллективе,  в  микрогруппе.

3.  Воспитание  любви  к  Родине,  гордости  за  героическое  прошлое.

          Оборудование,  оформление  и  реквизит:

-плакаты  по  истории  космонавтики;

-портреты  космонавтов;

-книги  о  космосе;

-макет  и  элементы  ракеты;

-конфеты  на  веревочках;

-бинокль;

-карта  звездного  неба;

-воздушные  шары;

-бадминтон;

-плакаты  к  конкурсам;

-элементы  костюмов  инопланетян.

 Ведущий.

         Дорогие  ребята!  12  апреля  наша  страна  отмечает  грандиозный  праздник.  В  этот  день  человек  впервые  преодолел  притяжение  Земли  и  полетел  в  космос.  Таинственный  блеск  звезд  и  бездонная  глубина  неба  издавна  манили  к  себе  людей,  и  в  своих  мечтах  люди  давно  оторвались  от  Земли  и  парили  в  небе,  как  птицы.

1-й  участник.  Вселенная – это  все  то,  что  существует  на  Земле  и  вне  её.  Часто  Вселенную  называют  космосом.  Космос – это  пространство,  наполненное  потоками  частиц,  излучениями,  космической  пылью,  кометами,  планетами,  звездами,  галактиками.

2-й  участник.  Люди  давно  мечтали  узнать,  что  делается  там,  высоко  над  Землей,  в  космосе.  Находились  смельчаки,  которые  пытались  сделать  себе  крылья.  Сделали  даже  большой  шар  с  корзиной  для  пассажиров  и  наполнили  его  дымом.  Потом  догадались  наполнять  шар  легким  газом.  Но  движение  шара  зависело  от  ветра.  Придумали  дирижабль.  Внизу  к  нему  подвесили  двигатели  с  воздушными  винтами,   кабину  для  пилотов.  Но  дирижабль  был  слишком  велик  и  летел  с  маленькой  скоростью.  Изобретатели  и  ученые  продолжали  думать,  на  чем  ещё  можно  подняться  в  небо.  И  придумали  самолет  с  реактивным  двигателем.

3-й  участник.  И  вот  наконец  мечта  сбылась.  4  октября  1957  года  впервые  в  истории  нашей  планеты  искусственный  спутник,  созданный  руками  человека,  был  выведен  мощной  ракетой  на  орбиту  и  стал  самостоятельно,  без  помощи  моторов,  вращаться  вокруг  Земли.  Многие  ученые  участвовали  в  этой  работе.  Руководил  ими  генеральный  конструктор  Сергей  Павлович  Королев.  (Показывается  портрет  С.П.  Королева.)  По  размеру  спутник  был,  как  большой  школьный  глобус – имел   форму  шара  диаметром  580  миллиметров.  Чтобы  солнечные  лучи  не   нагревали  его,  он  был  отполирован  и  блестел,  как  самое  лучшее  зеркало.  У  спутника  было  четыре  антенны.  Внутри  размещались  источники  электропитания  и  радиопередатчики,  которые  три  раза  в  секунду  посылали  на  Землю   знаменитые  позывные -  «бип,  бип,  бип».  Вес  спутника  тоже  был  солидный – 83,6  килограмма.  Первый  искусственный  спутник  Земли  пробыл  на  орбите  92  суток.  4  января  1958  года  он  вошел  в  плотные  слои  атмосферы  и  прекратил  свое  существование.

 

Ведущий.  Для  вас  ребята  такая  загадка.

Обгоняя  ночь  и день,

Вокруг  Земли  бежит  олень,

Задевая  звезды  рогом.

В  небе  выбрал  он  дорогу.

Слышен  стук  его  копыт,

Он  Вселенной  следопыт.    (Спутник.)

4-й  участник.  При  помощи  первого  спутника  люди  так  и  не  смогли  найти  ответ  на вопрос:  а  можно  ли  жить  в  космосе  в  условиях  невесомости?  И  уже  второй  спутник  вышел  на  орбиту    с  первым  пассажиром  на  борту – собакой  по  кличке  Лайка.  Вслед  за  ней  отправились  и  другие  четвероногие.

Ведущий.  Внимание!  Внимание!  Работают  все  радиостанции  Советского  Союза.  Передаем  экстренное  сообщение.  Сегодня,  12  апреля  1961  года,  с   космодрома  Байконур  стартовал  корабль  с  человеком  на  борту!  (Показывается  портрет    Юрия  Алексеевича  Гагарина.)

5-й  участник.  (Отрывок  из  стихотворения  А.Т.  Твардовского  «Памяти  Гагарина».)

        Ах,  этот  день  двенадцатый  апреля,

        Как  он  пронесся  по  людским  сердцам!

        Казалось,  мир  невольно  стал  добрее,

        Своей  победой  потрясенный  сам.

        Какой  гремел  он  музыкой  вселенской,

        Тот  праздник  в  пестром  пламени  знамен,

        Когда  безвестный  сын  земли  смоленской

        Землей-планетой  был  усыновлен.

        Жилец  Земли,  геройский  этот  малый,

        В  космической  посудине  своей

        По  круговой,  вовеки  небывалой,

        В  пучинах  неба  вымахнул  над  ней.

6-й  участник.  12  апреля  1961  года  наш  космонавт  Юрий  Алексеевич  Гагарин  совершил  кругосветное  путешествие  на  космическом  корабле  «Восток».  108  минут  длился  этот  полет.  Но  его  значение  огромно.  Он  ответил  на  главный  вопрос:  полёты  человека  в  космос  возможны.  По  дороге,  разведанной  Гагариным,  пошли  другие.  Полеты  становились  все  более  длительными.  Изменились  и  сами  космические  корабли.  Теперь  это  огромные  сооружения,  в  которых  есть  все  необходимое  для  длительной  жизни  на  орбите.

        Ведущий.  Ребята,  для  вас  загадка.

        Крыльев нет  у  этой  птицы,

        Но  нельзя  не  подивиться:

        Лишь  распустит  птица  хвост –

        И  поднимется  до  звезд.  (Ракета.)

7-й  участник.  18  марта  1965  года  был  осуществлен  ещё  один  беспримерный  научно-технический  эксперимент.  (Показывается  портрет  Алексея  Леонова.)  Пилот  космического  корабля  «Восход-2»,  летчик-космонавт,  в  специальном  скафандре  совершил  выход  из  космического  корабля  в  открытый  космос  и  провел  там  целый  комплекс  исследований  и  наблюдений.  Он  доказал,  что  вне  корабля,  в  космическом  пространстве,  человек  тоже  может  передвигаться  и  действовать.

        Ведущий.  А  как  выглядит  наша  Земля  из  космоса?  (Показать  фотографию.)

8-й  участник.  Космонавты  много  раз  наблюдали  нашу  Землю  с  высоты  нескольких  сот  и  даже  тысяч  километров.  На  Земле,  как  на  глобусе,  видна  зеленовато-коричневая  суша,  голубые  моря  и  океаны.  Вокруг  Земли – тонкий  радужный  слой  атмосферы – воздуха.  Освоение  космоса  шло  бурно.  Многоступенчатые  ракеты  уносили  межпланетные  станции  к  естественному  нашему  спутнику  Луне.  (Показать  фотографию.)  Они  фотографировали  её  поверхность  и  передавали  на  Землю.  В  1969  году  американский  корабль  «Апполон-11»  с  тремя  космонавтами  на  борту  был  отправлен  к  Луне.  Что  же  увидели  космонавты?  Они  увидели,  что  Луна  похожа  на   серую  пыльную  пустыню.  Поверхность  Луны  очень  темного  цвета  и  покрыта  большими  и  маленькими  углублениями-воронками.  Это  кратеры,  которые  образовались  от  падения  на  Луну  метеоритов.  На   Луне  нет  ни  воздуха,  ни  воды,  и  поэтому  нет  никакой  жизни.

9-й  участник.  В  1970  году  ракета  доставила  на  Луну  советскую  самоходную  научную  станцию  «Луноход-1». (Показать  фотографию.)  Несколько  месяцев  она  путешествовала  по  поверхности  Луны,  передавая  на  Землю  ценную  информацию.  На  легком  лунном  грунте  видны  следы  от  колес  «Лунохода».

        В  1975  году  произошла  первая  стыковка  нашего  корабля  «Союз-19»  и  американского  «Аполлона»  Осуществление  этого  проекта  показало:  освоение  космоса  нужно  вести  совместно.  И  сейчас  на  орбите  работает  Международная  космическая  станция  (МКМ).  В  наши  дни  в  космос  могут  полететь  космические  туристы.  И сейчас,  задумываясь  о  звездных  перелетах,  о  встречах  с  иными  цивилизациями,  нужно  сказать,  что  эти  мечты  уже  не  так  фантастичны,  как  много  лет  назад.

        Дорогие  ребята!  Кто  из  вас  не   мечтал  стать  космонавтом  и  отправиться  к  звездам?  Сегодня  у  вас   есть  такая  возможность.  Вы согласны  отправиться  в  полет?  А фантазия  и  знания  помогут  вам.  Итак,  приглашаю  вас  в  центр  подготовки  юных  космонавтов.  Ребята,  для  начала  определим,  какие  качества,  на  ваш  взгляд,  должен  иметь  будущий  космонавт?   (Смелость,  ловкость,  внимательность,  крепкое  здоровье.)

Конкурс  «Теоретическая  подготовка»

Ведущий.   Прежде  чем  стать  настоящим  космонавтом  многому  надо  научиться,  немало  нужно  знать  и  уметь.  Вы  уже  много  знаете  о  космосе,  поэтому  попробуем  определить,  допускаетесь  ли  вы  к  полету.

-Что  такое  астрономия?  (Наука  о  звездах.)

-Чтобы  быть  космонавтом,  нужно  знать  все  планеты  Солнечной  системы.  Назовите  их.   (Меркурий,  Марс,  Венера,  Сатурн,  Нептун,  Плутон,  Юпитер,  Земля,  Уран.)

-Почему  на  Земле  невозможна  жизнь  без  Солнца?  (Потому  что  будет  холодно.)

-Почему  День  космонавтики  в  нашей  стране  отмечают  12  апреля?  (В этот  день  Ю.  Гагарин  совершил  первый  космический  полет.)

-Назовите  космонавтов,  которых  вы  знаете.  (Гагарин,  Титов,  Терешкова,  Савицкая,  Николаев,  Леонов.  Показать  фотографии.)

-Назовите  корабль,  на  котором  Ю.  Гагарин  отправился  в  космос.  («Восток».)

-Назовите  главного  конструктора  космического  корабля  «Восток».  (Академик  С.  Королев.)

-Как  называется  место,  откуда  космические  корабли  отправляются  в  полет?  (Космодром.)

-Как  называется  защитный  костюм  космонавта?  (Скафандр.)

Конкурс  «Ракета»

Ведущий.   Итак,  летим.  И  первое,  что  мы  должны  сделать,  это  подготовить  ракету.  На  доске  силуэты  2  ракет.  Команды  берут  фрагменты  и  по  очереди  прикрепляют  фрагменты,  чтобы  вышла  ракета.

Конкурс  «Собираемся  в  полет»

Ведущий.   Теперь  вам  нужно  тщательно  собраться  в  полет.  Возьмите  самые  необходимые  предметы,  названия  которых  начинаются  со  следующих  букв – С,  П,  Т,  У,  Н,  И,  К.  Итак,  вы  по  очереди  называете  предметы  на  предложенные  буквы,  но  полет  сможете  взять  только  те,   которые  необходимы  в  космическом  путешествии,  и  вы  должны  это  доказать.  Кроме  того,  с  наличием  на   борту  этих  вещей  должны  быть  согласны  все  члены  экипажа.

        Теперь  садитесь  на  стулья.  Каждая  команда    в  свою  ракету.

Конкурс  «Выведение  корабля  на  орбиту»

Конкурс  капитанов

Ведущий.   Капитаны  кораблей  приглашаются  на  конкурс.  Капитан  1  команды  встает  в  круг,  ему  завязывают  глаза.  2   капитан  дает  ему  команды:  куда  поворачиваться,  сколько  шагов  сделать  и  т.  п.  Затем  капитаны  меняются   местами.  Кто  точнее  будет  выполнять  команды,  тот  первым  выйдет  на  орбиту.

Конкурс  «Невесомость»

Ведущий.   Полет  начался.  После  выхода  в  космос  наступает  невесомость.  Чтобы  испытать,  что  это  такое,  попробуем  подкрепиться  по-космически.  По  одному  игроку  от  команды.  Сесть  как  можно  больше  и  быстрее  конфеты,  подвешенные  на  нитках.  

Второе  задание:  загнать  в  корзину  воздушный  шарик  без  помощи  рук.   Победитель  получает  звезду.

Конкурс  «Карта  звездного  неба»

Ведущий.   Посмотрите  на  карту  звездного  неба.  Задание:  соединить  крупные  звезды  в  порядке  цветов  радуги.  На  что  похож  полученный  предмет?  Как  называется  это  созвездие?    Из  скольких  звезд  оно  состоит?  (Ковш.  Большая  медведица.  Из  семи.)

(Показать  фотографию.)

        А  вы  знаете,  ребята,  что  средняя  звезда  ручки  ковша  называется  Мицар,  что  в  переводе  с  арабского  означает  «конь».  Рядом  с  Мицаром  есть  чуть  заметная  звездочка – Алькор,  что  значит  «всадник». (Показать  фотографию.)  Считается,  что  если  человек  видит  эти  звезды,  то  у  него  очень  хорошее  зрение.  Попробуйте  когда-нибудь  ясным  вечером  рассмотреть  эти  звездочки.  (Звезду  получает  команда,  первой  выполнившая  задание.)

Конкурс  «Компас»

Ведущий.   Продолжим  путь,  который  вам  указывают  звезды.  А  для  тогочтобы  верно  знать,  куда  нам  следует  держать  путь,  попробуем  узнать,  какая  звезда  вам  поможет  не  затеряться  в  Солнечной  системе.

        Задание:  решить  выражение  и  записать  ответы  в  таблицу  в  порядке  возрастания.  Во  вторую  строку  расставит  буквы,  которые  соответствуют  этим  числам.   Выигрывает  команда  первой  выполнившая  задание.

46-18=28П                                                   91-28=63Л

93-15=78Н                                                   25+39=64Я

26+17=43О                                                  40+26=66Р

33+56=89А                                                  89+11=100Я

28 43 63 64 66 78 89 100

П  О  Л  Я  Р  Н  А  Я

Полярная  звезда  всегда  указывает  на  север.  Итак,  если  вы  будете  стоять  к  ней  лицом,  то  за  спиной  будет…(юг),  слева…(запад),  а  справа…(восток).

Конкурс  «Астрономы»

Ведущий.   Вопросы  командам:  перед  вами  следующие  названия:  Солнце,  Земля,  Луна,  Ио,  Юпитер,  Венера,  Плутон,  Вена,  Мицар,  Алькор,  Харон,  Полярная.

1  команда:  Что  такое  звезда?  Запишите    названия  звезд.  (Мицар,  Алькор,  Полярная,  Вега.)

2  команда:  Что  такое  спутник?  Запишите    названия  спутников.  (Луна,  Ио-спутник  Юпитера,  Харон – спутник  Плутона.)

Конкурс  «В  минуты  отдыха»

Ведущий.   Как  обычные  люди  космонавты  на  борту  корабля  едят,  спят,  читают,  смотрят  телевизор  и  даже  пишут  стихи.  Задание:  кто  быстрее  сочинит  концовку  стихотворения.

Не  в  первый  раз,  не  в  первый  раз

В  огне  и  в  звуках  грома

Ракета  в  воздух  поднялась

С  земного  …  (космодрома).

Уходит  в  небо  экипаж,

Отныне  знаменитый.

Мы  будем  слушать  репортаж

С  космической…(орбиты).

С  друзьями  в  небо  ты  глядишь.

Конечно, твердо  веря,

Что  подрастешь  и  полетишь

К  загадочной…(Венере).

У  нас  сбываются  мечты:

Покажут  в  телекадре,  Как  по  Сатурну  ходишь  ты

В  космическом…(скафандре).

А  еще  космонавты  любят  повеселиться  и  поиграть.  Задание:  игра  в  бадминтон  воздушным  шариком.

Ведущий.   Ребята,  как  ни  жаль,  но  вам  нужно  возвращаться  на  Землю.  Горючее  кончается.  Приготовьтесь  к  спуску.  Сядем  на  стулья  и  закроем  глаза.  Посадка.  Хлопок.  Вы  благополучно  приземлились.  Чтобы  узнать  о  космосе  и  космонавтах  больше,  наш  библиотекарь  расскажет  о  книгах  на  выставке.  (Обзор  книг.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Космические дали»

г. Муром Владимирская область...

К космическим далям

расширение знаний учащихся о космосе и космонав¬тике, расширение кругозора; - формирование определенных качеств личности и черт характера: ловкости, меткости, смекалки, находчи¬вости, доб...

Методическая разработка урока по ИЗО "Космические дали"

Конспект урока по ИЗО "Космические дали"...

Космические дали в гимназии № 1 города Курчатова

Викторина к 50-летию полета первой женщины космонавта Валентины Терешковой....

КВН "Космические дали"

Веками человек смотрел в небо. Он ходил по земле и не боялся уплывать далеко в море, но небо было огромным и непонятным для него. Человек поселил в небе богов. Но человеку хотелось подняться туда само...

Зовут космические дали.

Викторина о космосе и задания к работе....