и станет мачехой Земля...
классный час (6 класс) на тему

Зебзеева Марина Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskaya_igra.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

И СТАНЕТ МАЧЕХОЙ ЗЕМЛЯ.

Цели:

  • ознакомить учащихся с ситуацией в области охраны природы,
  • показать значимость бережного отношения к окружающему миру,
  • углубить представления об экологической безопасности,
  • способствовать формированию позитивного отношения к себе и окружающему миру,
  • побуждать детей участвовать в экологических мероприятиях,
  • расширять кругозор учащихся; развивать их творческие способности,
  • способствовать формированию активной жизненной позиции,
  • способствовать сплочению коллектива класса.

Подготовка: класс делится на команды, учащиеся придумывают названия и девиз команд, выбирают капитанов.

Оформление: картинки природы, плакаты экологического содержания; эпиграф на доске, высказывания о природе.

План мероприятия:

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Словарная работа:

а) работа с эпиграфом,

б) что такое «экология»?

в) словарный понг-понг: что бывает «Экологическим»?

  1. Подготовительная работа (класс делится на команды, название, девиз)
  2. Конкурсная программа:

а) «Животные»

б) «Эрудит»

в) «Ассоциации»

5. Интерактивная беседа

6. Информационный блок «И станет мачехой Земля»

7. Интерактивная беседа «Что такое «Красная книга?»

8. Конкурсы:

а) «Экологический»

б) «Гринпис»

в) «Обращение от имени природы»

9. Рефлексия. Подведение итогов.

10. Заключительное слово.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.

  1. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята!

Сегодня перед вами стоит задача выяснить, кто из вас достоин звания жителя планеты Земля! Сегодня нам бы хотелось убедиться, что будущее нашей планеты в безопасности. Что вымирающие виды животных никогда не превратятся в исчезнувшие виды. Что ныне существующие никогда не превратятся в вымирающих.

  1. Словарная работа:

а) работа с эпиграфом,

«Природа покоряется лишь тому, кто сам ей подчиняется». Ф. Бэкон.

б) что такое «экология»?

Теперь у нас информационная минутка. Мы выясним, что такое экология.

Буквально слово «экология» (от греческого oikos + logos) означает «наука о жилище, место обитания». Это слово ввел в научный обиход в 1866 г. Эрнст Геккель, выдающийся немецкий ученый. ) Экология изучает связь живых существ со средой обитания.

В словаре Ожегова «экология» - это «наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде».

Экологический - значит относящийся к природной среде, к среде обитания всего живого.

в) словарный понг-понг: что бывает «Экологическим»?

А теперь мы проведем словарный пинг-понг «Что бывает экологическим?»

Послушайте задание: за 3 минуты нужно назвать как можно больше словосочетаний с прилагательным «экологический».

Все знают, как играть в пинг-понг? Команды перебрасываются словами, как мячиками. Кто не смог назвать очередного слова, получает гол в свои ворота, соперник «вбрасывает» новое слово, и игра продолжается. Побеждает тот, кто за три минуты забил наибольшее количество голов.

Внимание, начинаем.

Примеры словосочетаний:

Экологический туризм, контроль, маршрут, продукт, товар.

Экологическая грамотность, культура, безопасность, экспертиза, ситуация, катастрофа, проблема, система, война, чистота, политика, наука, тропа, организация, опасность, обстановка.

Экологическое образование, воздействие, обследование, движение, загрязнение, оборудование.

  1. Подготовительная работа (класс делится на команды)
  2. Конкурсная программа:

а) «Животные» 

От каждой команды прошу по три человека на сцену. Для вас приготовлены карточки. Выбирайте! На карточке написано название одного животного. Это животное необходимо изобразить. А команды должны разгадать название этого животного.

Выходят на сцену по три человека из каждой команды, вытягивают карточки.

Карточки

Скунс, бобер, жираф, лама, тигр, лошадь...

б) «Эрудит»

Команды показали свои знания повадок животных. А сейчас мы проверим вашу эрудицию. Я буду вам задавать вопросы, а ваша задача заключается в том, чтобы дать правильные ответы. Если команда затрудняется в ответе, то ей помогает команда-соперник, которая получает за это дополнительные баллы.

  1. Назовите 10 домашних животных.
  2.  Назовите 10 животных на букву А.
  3.  Назовите 10 птиц.
  4.  Назовите 10 рыб.
  5.  Назовите 10 кошачьих кличек, не совпадающих с именами людей.

6. Назовите 10 животных обитающих в России.

в) «Ассоциации»

Молодцы! Вы прекрасно справляетесь с заданиями. Сейчас я произнесу слова, а вы назовете животное, с которым ассоциируется это слово. И что интересного вы можете сказать об этом животном?

  1. Гриб. (Лисичка.)
  2. Бездельник. (Ленивец.)
  3. Маршрутка. (Газель.)
  4. Денежная единица Болгарии. (Лев.)
  5. Военный корабль. (Броненосец.)
  6. Автомобиль. (Ягуар.)
    7. Шахматы. (Конь, слон.)
  1. Компьютерный манипулятор. (Мышь.)
  2. Безбилетный пассажир. (Заяц.)
  1. Пешеходный переход. (Зебра.)
  2. Река. (Тигр.)
  3. Торговая марка. (Пума.)
  4. Оборонительное заграждение. (Еж.)
  5. Шипы для лазанья по столбам. (Кошки.)
  6. Жилище животного. (Норка.)
  7. Символ России. (Медведь.)

В конце игры подсчитываются очки. Объявляется победитель

5. Интерактивная беседа

  • Как современные люди относятся к природе?
  • Думаем ли мы о будущем природы, нашей планеты?
  • Что такое «экологическая катастрофа»?
  • Что может привести к экологической катастрофе?
  • Кто виноват? Кого нужно наказать? Почему?
  • Что нужно сделать, чтобы её избежать?

6. Информационный блок «И станет мачехой Земля»

Великий русский ученый В.И. Вернадский писал, что «человек становится геологической силой способной изменить лик Земли». И это предупреждение пророчески оправдалось.

Вот результаты нашей экологической экспертизы.

  • Каждый год на Земле возникают новые пустыни по площади около 6 млн. гектаров.
  • Каждый год Земля теряет 26 млрд. тонн плодородного слоя пахотных земель.
  • Каждый год на Земле уничтожаются леса на площади 11 млн. гектаров.
  • А от кислотных дождей ежегодно гибнет 31 млн. гектаров леса.
  • Тысячи озер под воздействием кислотных дождей в некоторых странах стали биологически мертвыми.
  • За 50 лет на одну треть сократился список видов растений и животных на планете.
  • Только в Европе за последние 20 лет исчезло около 17 тыс. видов растений и животных. Средиземное море лишилось своей флоры и фауны почти на треть.
  • Появляются растения и животные-мутанты: летом 2006 года сообщалось о появлении водорослей-убийц, меду» убийц.
  • Создается угроза существованию самого человека. Так, например, в России среди 7-летних детей здоров только каждый 4-й, а среди 17-летних - каждый 7-й.
  • Половина юношей призывного возраста непригодна к службе в армии по состоянию здоровья.
  • С 70-х годов на 50% возросла частота сердечнососудистых и онкологических заболеваний.
  • Дети в возрасте до года умирают в России в 2 раза чаще, чем в США.
  • Наши мужчины живут в среднем на 7-10 лет меньше, чем в развитых странах.
  • В некоторых регионах аллергическими заболеваниями страдает свыше половины детского населения.

Но прежде чем заботиться о своем здоровье, не обходимо позаботиться об окружающей среде.

7. Интерактивная беседа «Что такое «Красная книга?»

  • Что такое «Красная книга»?

Эта книга особенная. В ней перечислены животные и растения, которые могут безвозвратно исчезнуть. 

  • Почему цвет переплета книги красный.

Он, как красный сигнал светофора, предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда!» И это действительно так. Если мы не защитим растения и животных, попавших в Красную книгу, они погибнут. А на совести людей и так уже много навсегда исчезнувших видов.

Ученые посчитали: только за последние 200 лет полностью уничтожено больше 200 видов животных. По одному в год. В наши дни гибель видов идет быстрее. Полагают, что на всем земном шаре каждый день исчезает по нескольку видов растений и животных. И все потому, что люди вмешиваются в законы природы.

Ты можешь подумать: «Ну исчезают какие-то виды - и пусть исчезают. Обойдемся без них». Не обойдемся. Сейчас мы знаем, что все в природе взаимосвязано. И если мы будем по частям убивать ее, связи нарушатся (хотя они уже сильно нарушены), а поскольку человек - часть природы, то, разрушив ее, он и сам может погибнуть. Поняв это, люди но всем мире стали объединяться, чтобы вместе охранять Землю.

  • Когда и как была создана «Красная книга»?

В 1948 г. ученые мира создали Международный союз охраны природы (МСОП). По заданию этого союза зоологи, ботаники, экологи стали изучать, каким растениям и животным планеты надо помочь в первую очередь. Составили списки. Потом списки издали в виде книги. Назвали её Красная книга фактов. Это и была первая Красная книга.

В 1966 г. Международная красная книга была издана в очень необычном виде. Обложка у нее была красная; а страницы - разноцветные. Красные, желтые, белые и зеленые.

  • Почему страницы книги были разного цвета?

Сделано это было не для красоты. А для того, чтобы сразу было видно, в каком положении находится то или иное животное и растение. На красных страницах поместили тех, которые могут исчезнуть в самые ближайшие годы и которых без специальных мер охраны и восстановления не спасти. На такую страницу тогда попал амурский тигр. На желтых страницах напечатали сведения о видах, численность которых еще пока велика, но быстро сокращается. На белых говорилось о видах, вообще редких на Земле. А на зеленых - о видах, которые человеку уже удалось спасти. Страницы были скреплены скобами, подобно листам перекидного календаря. Их легко вынимать из книги, если судьба животного менялась в лучшую или худшую сторону. Конечно, главной своей задачей ученые считают перенести как можно больше видов на листы зеленого цвета. Поэтому для каждого вида, попавшего в Красную книгу, они разработали программу спасения. Сейчас уже издано несколько томов Международной красной книги.

Однако выяснилось, что создания Международной красной книги недостаточно. И тогда в разных странах стали выпускать свои, национальные красные книги. В 1978 г. такая книга вышла и в нашей стране. Называлась она Красная книга СССР.

Второе издание Красной книги СССР вышло в 1984 г. уже в двух томах. В них о каждом взятом под охрану животном или растении кратко, но точно сказано все: насколько бедственно его положение, в каких местах обитает, по каким причинам сокращается численность вида... Но главное - что надо делать, чтобы уберечь вид от вымирания.

  • Является ли «Красная книга» гарантом сохранения растений и животных?

Иногда думают: если вид внесли в Красную книгу, это уже гарантия его спасения. Нет. Это только тревожный сигнал, напоминание, призыв и краткая программа спасения. А дальше должны действовать все мы. Каждый на своем месте и в меру своих возможностей.

8. Конкурсы:

а) «Экологический»

А сейчас мы проведем экологический конкурс. Каждой команде необходимо представить свой устный проект, на подготовку которого предоставляется 10 минут. В проекте должны быть освещены определенные вопросы, которые записаны на карточках.

Каждой команде раздаются карточки с вопросами.

 Карточки

  1. Что можно сделать, чтобы остановить загрязнение?
  1.  Если бы я был президентом, то какие бы законы я принял, чтобы остановить браконьерство?
  2.  Какие средства массовой информации вы бы привлекли к агитации?
  3.  Представьте некоторые правила, которые люди должны соблюдать, чтобы избежать загрязнения окружающей среды.
  4.  Что вы делаете для того, чтобы помочь вымирающим животным или что вы бы хотели сделать, чтобы помочь им?

     6. Как вы видите картины будущего?

б) «Гринпис»

Уважаемые участники, за 5 минут каждой команде необходимо представить, каких животных будет защищать ваша команда, и написать лозунг, подтверждающий вашу приверженность.

По истечении времени команды выходят на сцену для представления. Они показывают лозунг и комментируют его.

в) «Обращение от имени природы» А если бы Природа могла говорить, что бы она сказала своим детям?

Давайте напишем письма-обращения от имени природы.

  • обращение к бизнесменам, владельцам заводов и фабрик.
  • обращение к военным.
  • обращение к ученым.
  • обратится к фермерам и крестьянам.
  • морякам и рыбакам.
  • письмо ученикам нашей школы.

Включается музыка, в течение 5 минут дети пишут обращения.

Пришло время прочитать наши обращения. Приглашаю к доске представителей групп.

К доске выходят представители групп, читают обращения.

Спасибо, надеюсь, что ваши слова будут услышаны.

9. Рефлексия. Подведение итогов. 

Что вам запомнилось из сегодняшнего разговора?

Можете ли вы считать себя экологически культурными людьми?

10. Заключительное слово. 

Сегодня мы говорили о законах экологии. Знание и выполнение этих законов - важнейший признак экологической культуры. Но этого недостаточно. Нужна еще и экология души. Есть стих  Евгения Евтушенко (читает).

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

  • О чем говорит здесь поэт?

Поэт призывает убивать зверей внутри себя. Что это за звери?

        Это жадность, зависть, глупость, злоба, хитрость, трусость, лесть, подлость, бездушие, хвастливость, гордыня и т. п. Это все плохое, черное, дикое, что есть в человеке. Это то, что мешает человеку полюбить другого человека и весь мир.

Мне кажется, вы все правы. Звери внутри нас - это плохие качества характера, которые мешают нам полюбить другого человека, полюбить мир, полюбить природу.

И мы должны постоянно истреблять этих зверей в своем сердце. Тогда и наши экологические знания и умения пойдут на пользу природе.

Все мы: люди, звери, птицы, растения, микроорганизмы, - живем на планете Земля. Это наш общий дом. Всем нам надо дышать, есть, пить, где-то жить, растить детишек. За многие тысячи и даже миллионы лет все виды животных и растений приспособились друг к другу и окружающей их природе. И в природе установилось равновесие. Как на весах, когда на обеих чашах одинаковые гирьки. Равновесие это сохраняется до тех пор, пока не нарушаются экологические законы. Например, такой: всегда растений должно быть больше, чем животных, которые ими питаются. А растительноядных животных должно быть больше, чем хищников. Тогда и еды всем хватает, и сохраняются на Земле все виды растений и животных. Если же в этой цепочке разрушить одно какое-нибудь звено, например уничтожить растения, рассыплется вся цепочка. Равновесие нарушится. И даже может произойти экологическая катастрофа.

Люди долго не подозревали об этом. И безрассудно вырубали леса, осушали болота, распахивали степи. Они совершенно не думали, что при этом грубо нарушают законы природы. Недавно мы это поняли. И для того, чтобы все-таки сохранить природу, а заодно и самим уцелеть (ведь человек сам часть природы!), люди стали очень серьезно изучать законы живой природы. Так возникла экология. Кстати, это слово составлено из двух греческих слов: ойкос - дом и логос - наука. Значит, можно сказать, что экология - это наука о нашем общем доме и о законах, по которым мы должны в нем жить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Не станет ли Земля пустыней?"

Работа рассматривает проблему экологии....

Классный час в 5 классе "И стала Земля мачехой"

Классный час "И стала Земля мачехой" разработан для среднего школьного возраста по направлению "Экологическое воспитание". Форма проведения - час откровенного разговора....

"Дом построить. Это трудно?" По повести М.Л.Халфиной "Мачеха"

В 2013 г. исполняется 105 лет со дня рождения замечательного человека, писателя, педагога М.Л.Халфиной. Но как же современны ее произведения сегодня! Как актуальны они сейчас, когда нам так не хватает...

Методическая разработка: ЭКСКУРСИЯ В ПРИРОДУ "Наблюдение за весенними цветами мать-и-мачеха"

Познакомить детей с первоцветом - мать-и-мачехой, особенностями его строения, средой обитания, условиями роста....

МАТЬ-И-МАЧЕХА

Презентация содержит информацию об истории происхождения названия цветка, биологическое описание, ареале распространения и лекарственных свойствах....

И станет мачехой Земля

Классный час посвящен проблеме экологической загрязненности планеты. Это мероприятие можно провести в апреле-мае, когда в России проходят дни экологической безопасности. В эти...

«Чтобы Земля не стала мачехой …»

Конспект внекласного занятия. Может  быть использован в 10 классе как на уроках  геграфии так и на уроке ОБЖ....