Классный час "Знаете ли вы родной край?"
занимательные факты (7 класс) по теме

Классный час посвящен Году культуры. Факты из истории Южного Урала, археологические раскопки, памятники истории и архитектуры, известные деятели культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Классный час2.52 МБ
Файл moy_klassnyy_chassss.docx42.14 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

                                                           Разработка классного часа

                                         «Знаете ли вы родной край?»,  посвященного Году культуры.  

Учитель: Сысолина Зилия Хуснетдиновна

ОУ:  МБОУ «Кунашакская СОШ»

Класс:  7 А

Форма проведения: устный журнал

Цель:   воспитание гражданина, патриота малой родины, знающего и любящего свой край  и желающего принять активное участие в его развитии.

Задачи :

  • Развитие  интереса к познанию и пониманию истории родного края;,
  • Воспитание  уважения к исторической памяти, чувства гордости за свой народ:

Содержание

Вступительное слово. 

     Здравствуйте!

(Слайд 1)Сегодня мы проводим классный час  на тему «Знаете ли вы родной край?» в форме устного журнала.

Всем вам известно, что 2013  год  был Годом истории.   Каким годом  объявлен  наступивший 2014 год?   (ответы)  2014 год объявлен Годом культуры.

А что подразумевается  слово  культура?     (Мнения детей)

(Слайд 2) Итак, культура- это  — это совокупность человеческих достижений,  это нравственные, моральные и материальные ценности. Культура  связана  с культом предков, с преданиями и традициями. Всякая культура имеет духовную основу.  

      Сегодня мы с вами перелистаем  страницы истории нашего края,  побываем  на археологических раскопках, посмотрим  достопримечательности, памятники архитектуры, познакомимся  с известными деятелями культуры.  

     Чтобы вы были активными участниками, а не пассивными слушателями,  я хотела бы разделить вас на группы. Итак, 1гр. – историки, 2гр. -  этнографы,  3 гр.- географы ,4гр. – архитекторы, 5гр. -журналисты, 6 гр.- искусствоведы.

        Ознакомьтесь, пожалуйста,  с  информацией, которую вы сейчас получите (2 мин.)

Музыкальная заставка.

(Слайд 3) Итак, мы открываем первую страницу нашего журнала – историческую.

    (Слайд  4- скифы)   В  давние времена, с 5-7 в. до н. э.    на Южном  Урале   обитали ираноязычные кочевые  племена - скифы, носители величайшей мировой культуры.  О скифах в свое время великий поэт  А.Блок написал:

Мильоны вас, нас тьмы, и тьмы, и тьмы

Попробуйте, сразитесь с нами.

Да, скифы мы, да, азиаты мы

С раскосыми и узкими глазами…..

     Позднее на место скифов пришли Сарматы и не только приняли культуру прежних народов, но и внесли в нее свои специфические оттенки.  Доказательством   этому служат археологические раскопки.    

    В 2007 году в Челябинской области в поселке Кичигино Увельского района были обнаружены уникальные украшения скифо-сарматского периода?  

Давайте посмотрим. (Ролик «Археологические раскопки»)    

 (слайд 5 -  «Амазонки») Археологи обнаружили останки  сарматских воинов  как мужчин, так и  женщин.  Это доказывает, что в сарматских племенах были легендарные женщины-амазонки

 (слайд6 )  В  X веке  из степей Прииртышья и Восточного Казахстана пришли половцы .Кто такие половцы, откуда произошло такое название   нам более подробно расскажут специалисты в области истории.

1гр. Историки читают информацию о половцах.

      1 ученик.

 В X веке  население Южного Урала испытывало давление со стороны – половцев.  Эти тюркоязычные племена являются древними предками современных башкир..  Свое имя половцы получили от русских, которые называли их так за светлые волосы и голубые глаза (от слова «полова» — солома). Это не соответствует сегодняшним нашим представлениям о половцах как о людях  с черными волосами и с большими скулами.

     2 ученик

  У половцев существовал выраженный культ рода. Умершим родичам на могилы они ставили каменные скульптуры. Десятки тысяч статуй стояли на курганах и майданах, на перекрестках дорог и берегах рек. В начале XII века сокрушительное поражение им нанес Владимир Мономах . Разрозненные половцы отступили за Волгу и за Урал.

     По данным  письменных источников, по территории Южного Урала  из Азии в Европу проходили многочисленные племена. Здесь жили   татары, мари, удмурты, казахи, калмыки и другие народы.

     

(Слайд 7) Но коренными жителями нашего края считаются башкиры. Ведь даже  название крепости «Челя́ба» восходит к башкирскому слову «Силәбе»,  «небольшая впадина; 

 (Слайд 10)       Итак, закрывая страницу, можно сказать, что  Урал всегда находился   на границе  двух миров: цивилизованного европейского и    азиатского, здесь   скрестились судьбы разных  народов  со своими обычаями, традициями, верованиями,  и это оказало большое влияние  на дальнейшее  развитие  истории  и культуры  нашего края.

(  Слайд 11,12)      В последние десятилетия на территории Южного Урала   было найдено  свыше 20 памятников начала  II  тыс.  до н. э., наиболее известные из которых Аркаим и Синташтинское поселение. «Страной городов» назвали археологи эти памятники. 

 (слайд 13) Следущая страница – географическая.

Перенесемся в 19 век  и отправимся мы с вами в Париж.

(Слайд 14)  Указатель населенного пункта  «Париж»

 Кто ответит,    где находятся Париж?

   Париж — село в Челябинской области, Нагайбакском районе.

А кто такие нагайбаки?   (Это крещеные татары)

Название села происходит от столицы Франции- Парижа.

Какие еще названия европейских городов есть в Челябинской области?

Слайд  15 «Лейпциг»

-  Кассель, Лейпциг, Арси, Берлин и Фершампенуаз.

Откуда и как  возникли эти названия мы сейчас узнаем.   Выступают географы.

Текст выступления

 В 1830 году на территории Южного Урала по указу Николая I началось заселение  степи.. И появилось в общей сложности 32 населенных пункта, это были маленькие поселки, деревушки. Название у деревушек были примитивными: участок №1, №2, №3… В общем, скука смертная. А потому наименования решено было сменить. И уже в конце 1843 года  специальным указом населенным пунктам было поручено дать имена «в память о событиях из военной истории страны». В первую очередь поселки получили названия тех городов, где когда-то за Родину проливало свою кровь местное население. Так появились  Париж, Берлин, Лейпциг, Фершампенуаз..

Как вы думаете, что является главной достопримечательностью Парижа?

(Слайд 16) Конечно же, Эйфелева башня.

Есть и в нашей Челябинской области своя Эйфелева башня,  установлена  она  в 2005 году в селе Париж (в шесть раз меньше настоящей),  является и вышкой  сотовой связи. И  она стала настоящим памятником архитектуры.

А сейчас мы с вами перенесемся в Варненский и Брединский районы.

 Слайд  17 «Две крепости»

                   На территории Челябинской области находятся две настоящие  старинные боевые крепости, которые сохранили свой облик вплоть до наших дней?

Две крепости  Николаевская и Наследницкая. О них нам расскажут архитекторы.

Текст выступления

        Две  настоящие военные крепости-Николаевская  и Наследницкая -.были построены  в начале 19  века в Варненском и Брединском районах.

        Несмотря на то, что расстояние между ними более 100 километров, похожи они как две капли воды. За свою долгую историю крепости выдержали более 20 атак со стороны кочевников, стремившихся захватить земли Южного Урала.   Эти два укрепленных пункта за всю свою историю не проиграли ни одного сражения, сохранив и себя и наши рубежи.                                                

         Толщина стен крепостей достигает 1 метра, а их высота - 3,5 метров. В «боевые» времена крепость окружал 4-метровый ров.

      К сожалению, об этих удивительных крепостях знают немногие, а они тоже являются  памятники истории и архитектуры страны.

Вы внимательно слушали наших географов?  Какова толщина крепостей? Высота?

А теперь мы отправляемся в Кунашакский район, где есть единственный в Челябинской области Храм времен Отечественной войны 1812 года.  
Слайд 18 «Покровская церковь»

По-другому ее называют  Покровский храм  и построен он в память о воинах, погибших в Отечественной войне 1812 года.

         Об этом уникальном здании нам  расскажут наши архитекторы.

Текст выступления

     Зимнее здание Покровского храма представляло собой огромное сооружение с куполом, обнесенное деревянной изгородью на каменном фундаменте.                    

       Рядом находилось летнее здание церкви. С двух сторон,  северной и южной, располагались железные ворота, с западной - большое каменное крыльцо. Через ров было переброшено два каменных моста с перилами. На колокольне - семь колоколов, самый большой из них весил 67 пудов, малый - 12 фунтов. Храм украшали два больших позолоченных креста и богатый иконостас.

    В 1936 году службу в храме прекратили,  само здание  переоборудовали в клуб, а потом в колхозный и государственный склад.

  (Слайд 19   Церковь новая)     В настоящее время трудами архиепископа Челябинского и Златоустовского Феофана и других священнослужителей, полным ходом идёт восстановление храма Покрова Пресвятой Богородицы ,  его предполагается восстановить в первозданном виде.

      Проект реставрации разработан в 2011 г. по государственному заказу студентом Архитектурного факультета  ЮУрГУ А.В. Чувилиным.

          Памятники культуры   и архитектуры уничтожались не только в тридцатые годы.  

За последние 10 лет в Российской Федерации разрушено более 2,5 тысяч памятников. Продолжение данной тенденции неизбежно может привести  к невосполнимым утратам ценнейшего нашего культурного  наследия.

   (Слайд 20)   В этой связи с августа 2013 года издан закон «Об объектах культурного наследия», который ужесточит наказание за разрушение памятников суммой до 60 миллионов штрафа. (Сайт:   http://www.culture-chel.ru)

    (Слайд22)        Следующая страница нашего устного журнала – литературная

     Много талантливых  писателей, поэтов , музыкантов, композиторов на Южном Урале.  Можно назвать имена  Бажова,  Мамина-Сибиряка,  Людмилы Татьяничевой и  др..

 (Слайд 23) Нашу страницу я хотела бы посвятить писателю, драматургу, киноактеру

Владимиру  Александровичу Вафину .

    Родился 1 августа 1957 года в Челябинске.

   (Слайд27)      С 1975 года  служил в военной милиции. Получил ранение и инвалидность.
 С  1978 - – работал  на киностудии "Мосфильм" помощником режиссера.

 (слайд 28)  В девяностые годы  Вафин  работает  над фильмом "Маэстро с ниточкой" как сценарист и киноактер. Его фильм стал лауреатом кинофестиваля "Золотой витязь".
Киноакадемия  Италии назвала "Маэстро с ниточкой" лучшим фильмом о России.

      Как отвечал Владимир Вафин на вопросы журналистов?  Давайте послушаем.

Я приглашаю наших журналистов. (Два ученика, один из них журналист, другой – писатель)

Выходят журналисты.     Звучит музыка.

   (Слайд  30)      1.  Скажите,пожалуйста, кто в вашей жизни сыграл решающую роль?
2. - Конечно, моя мама. Простая башкирская женщина, которая обладала огромной любовью к жизни, к людям. Именно она учила меня любить жизнь, людей и была пронзительно добрым человеком.

           Как складывалась ваша судьба?

  1.  ….Моя судьба складывается так, что я живу вопреки… Когда я родился, отец посчитал меня неродным ребенком, и я воспитывался вдали от матери, в деревне…   Когда погиб брат, думали, что семья не сможет выдержать такого удара, но вопреки этому мы выжили.

Когда я получил ранение, врачи считали, что  не встану на ноги, но опять же вопреки их диагнозу я поднялся и вернулся в милицию. Потом мне говорили, что этот правдолюб не сможет долго прослужить в милиции, но я отслужил 9 лет.

  1. Говорят, Вы работали в киностудии?
  2. Да, я снял фильм, пишу книги, и все это вопреки… вопреки тому, что меня поливают грязью, вопреки ненависти тех, кому безразличны судьбы детей.    
  1. Кто вам помогал в трудные минуты?
  2. …. Кто мне помог? Да мама сверху своей душой до сих пор спасает меня. И, наверное, во мне еще живет сила башкирского народа, моих любимых, друзей. Мне  говорят, что молодо выгляжу. Да потому, что постоянно рядом с детьми, с друзьями.

   (Слайд 31)      Учитель: На странице Владимира Вафина в  контакте есть фотография его матери и ниже надпись:

Мама, как мне не хватает твоей сердечности, душевности и мудрости.  Всех друзей своих прошу, БЕРЕГИТЕ МАТЕРЕЙ СВОИХ. Пока есть тропинка к родному дому и светится добрым светом окна отчего дома, куда ты можешь прийти и в радости, и в горести и сможешь сказать ЗДРАВСТВУЙ, МАМА! ЗДРАВСТВУЙ,РОДНАЯ МОЯ!

   (Слайд 32)      Владимир Александрович Вафин часто  разъезжает с выступлениями по школам, интернатам, детским домам, чтобы своим словом остановить детей у опасной черты.

А вот  слова, адресованные    к молодежи:

   (Слайд  33)      «Любите, дружите, но никогда, прошу вас, никогда не уходите в криминал, где вы запоганите свои души и потеряете себя, а можете и сгинуть. Помните, что поезд под названием «Жизнь» промчится мимо вашей станции «Детство» и не вернется никогда.

К сожалению, станции «Детство-2» нет.

            Мечта Вафина уменьшить подростковую и детскую преступность до нуля и помочь обрести себя в этом непростом мире.  

Ведь кто-то должен быть рядом, когда человек в беде.

Лирическая музыка

 «Без ясной цели не выходи в дорогу…»   Только целеустремленный человек может достичь вершины. И следующую страницу я посвящаю нашей землячке, актрисе московского  театра Рамиле Искандер.

   (Слайд 35)      Следующая  страница – «музыкальная».

Олег Митяев.

Родился в семье рабочего Челябинского трубопрокатного завода.

Учился в  Челябинском  монтажном  техникуме.

В 1977 г.,  отслужив  в армии, поступил  в  Челябинский институт физической культуры по специальности «тренер по плаванию».

С 1986 по 1991 гг. учился в Государственном институте театра и сатиры  имени  Луначарского. Самая  значительная его  роль – роль Маяковского в спектакле «Большой Владимир», которую он сыграл в 1995 году в театре Моссовета.

С 1978 года Митяев начал писать песни, он стал лауреатом Ильменского  фестиваля .

Его песня «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» стала своеобразным гимном бардовского движения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Слово о родном крае"

Человек без Родины, как птица без крыльев....

Классный час "Белогорье - край родной"

Внеклассное мероприятие  для учащихся 5-го класса с использованием видеоролика о городе Белгороде (источник - http://www.youtube.com/)...

классный час "Село моё родное"

кл. час посвящённый "75 летию Новосибирской области"...

Классный час: "Путешествие по родному краю".

Разработка классного часа, для обучающихся 5 - 7 классов....

Цикл классных часов по теме «Родной край в творчестве А.Л. Решетова»

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи - задачи первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Реализация этой задачи начинается с м...