«Святое дело – Родине служить!»
проект (6 класс) по теме

Василенко Светлана Юрьевна

 

Инновационные формы и методы гражданско-патриотической работы

в деятельности училищного клуба «Патриот»

                 Чтобы заложить в годы детства

                                   основы человечности и гражданственности,

надо дать ребенку правильное видение добра и зла.

- Василий Сухомлинский -

I. Актуальность проекта

Сегодня гражданин России получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу, других людей. Когда в России идет процесс определения ценностных ориентиров, соответствующих современным реалиям, для общества важным становится обретение духовного стержня, общепризнанных, традиционных для России идеалов и ценностей, национальной идеи. Мы считаем, что проблемы, связанные с воспитанием гражданского самосознания и высокой духовности детей и молодежи, не решить отдельными акциями и мероприятиями, нужна продуманная система, обеспечивающая слаженную деятельность педагогов, семьи, общественности, других социальных институтов, нацеленная на социализацию ребенка. Новизна нашего педагогического опыта состоит в раскрытии технологии деятельности клуба «Патриот», а также педагогов-воспитателей и родительской общественности Абаканского спец ПУ, которая способна выступать не только в качестве заказчика, но и в роли организатора, транслятора жизненного, профессионального опыта, инициативность которых становится источником воспитания инициативных людей (а мы этого хотим). В этом смысле взаимодействие клуба «Патриот» с представителями родительской общественности, педагогическими работниками (реализующими смыслы и ценности в образовании; собственные идеи, воплощённые в совместных училищных проектах; а также доверяющие им воспитанники), другие социальные учреждения – и  есть та основная сила, основной заказчик и исполнитель образования, способный добиться высокого качества образования и воспитания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vpk_patriot.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Святое дело – Родине служить!»

Инновационные формы и методы гражданско-патриотической работы

в деятельности училищного клуба «Патриот»

                 Чтобы заложить в годы детства

                                   основы человечности и гражданственности,

надо дать ребенку правильное видение добра и зла.

- Василий Сухомлинский -

I. Актуальность проекта

Сегодня гражданин России получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу, других людей. Когда в России идет процесс определения ценностных ориентиров, соответствующих современным реалиям, для общества важным становится обретение духовного стержня, общепризнанных, традиционных для России идеалов и ценностей, национальной идеи. Мы считаем, что проблемы, связанные с воспитанием гражданского самосознания и высокой духовности детей и молодежи, не решить отдельными акциями и мероприятиями, нужна продуманная система, обеспечивающая слаженную деятельность педагогов, семьи, общественности, других социальных институтов, нацеленная на социализацию ребенка. Новизна нашего педагогического опыта состоит в раскрытии технологии деятельности клуба «Патриот», а также педагогов-воспитателей и родительской общественности Абаканского спец ПУ, которая способна выступать не только в качестве заказчика, но и в роли организатора, транслятора жизненного, профессионального опыта, инициативность которых становится источником воспитания инициативных людей (а мы этого хотим). В этом смысле взаимодействие клуба «Патриот» с представителями родительской общественности, педагогическими работниками (реализующими смыслы и ценности в образовании; собственные идеи, воплощённые в совместных училищных проектах; а также доверяющие им воспитанники), другие социальные учреждения – и  есть та основная сила, основной заказчик и исполнитель образования, способный добиться высокого качества образования и воспитания.

II. Сущность опыта

2.1. Общая характеристика проекта

Тема исследования «Инновационные формы и методы гражданско-патриотической работы в деятельности училищного клуба «Патриот» разработана с учётом Постановления Правительства РФ от 05.10.2010 № 795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». Название проекта «Святое дело – Родине  служить!» имеет в виду тот факт, что не только военнослужащие, но и каждый человек, вносящий свою лепту в гражданско-патриотическое воспитание детей, служит святому делу на благо нашей Родины. Проект «Святое дело – Родине служить!» является составляющей для воспитания и коррекции детей с девиантным поведением.

2.2. Ведущая идея проекта

Требования сегодняшнего дня таковы, что круг субъектов существующего образовательного и воспитательного процесса должен расширяться. В первую очередь, нужно разрушить «замкнутость» воспитательной системы, нужно развивать сотрудничество с различными учреждениями местного социума.

Примером такого сотрудничества может служить взаимодействие клуба «Патриот», училища, семьи и общественных организаций. В нашем случае, совместная деятельность выше перечисленных учреждений и служб   и клуба «Патриот» направлена на создание новых стратегий в области гражданско-патриотического воспитания и образования.

Идея консолидации училища (клуба), общественных организаций и семьи способствует:

  1. правовому и гражданско-патриотическому воспитанию подростков;

педагогической поддержке подростков (оказание превентивной и оперативной помощи воспитанникам в решении их индивидуальных проблем, связанных с успешным продвижением в обучении, с жизненным профессиональным самоопределением и др.);

  1. совершенствованию работы с детьми, находящимися в социально опасном положении;
  2. профилактике безнадзорности, предупреждению правонарушений со стороны детей и подростков, ещё не нарушивших закон, но проявляющих к этому склонность

Таким образом, наш клуб «Патриот» ищет реальные пути формирования единого воспитательного пространства для детей Г. Абакана и РХ, отслеживает формы и методы взаимодействия с различными социальными структурами, способы управления этим взаимодействием.

  1. Цель инновационной работы.

Целью проекта является внедрение и апробирование инновационных форм и методов гражданско-патриотической работы в условиях училищного военно-патриотического клуба (ВПК).

2.4. Задачи инновационной работы

  1. Определение оптимального сочетания традиционных и инновационных  технологий, направленных на создание условий для становления гражданских компетентностей и соответствующих нравственных ценностей.
  2. Разработка новых, оригинальных форм и методов гражданско-патриотического воспитания подростков, которые могли бы использоваться на уровне школ.
  3. Повышение качества образовательных, профессиональных, теоретических и практических знаний педагогов-воспитателей по проблеме нравственно-патриотического воспитания подростков.
  4. Создание методологической базы Гражданско-патриотического воспитания  в целях методической помощи педагогам-воспитателям в проведении  мероприятий Гражданско-патриотической направленности и формировании активной гражданской позиции воспитанников.
  5. Знакомство воспитанников с памятными местами нашей республики, формирование уважительного, бережного отношения к памятникам и мемориалам, создание ситуации сопереживания, в ходе которых воспитанники «прикасаются» к подвигу.
  6. Активизация работы по расширению методического поля за счет использования Интернет-технологий, создания краеведческих материалов.
  7. Воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие социальной и гражданской ответственности как важнейшей характеристики молодежи, проявляющейся в активной жизненной позиции, стремлении лично участвовать в обеспечении защиты общества и государства.
  8. Снижение уровня правонарушений и вредных привычек школьников средствами гражданско-патриотического воспитания
  9. Обобщение и распространение передового педагогического опыта работы педагогов-воспитателей по гражданско-патриотическому воспитанию
  10. Консолидация и координация деятельности клуба, училища, семьи, общественности, жителей в гражданско-патриотическом воспитании детей
  1. Принципы работы

Наша работа строится на следующих принципах:

  • принцип историзма и культуросообразности, предполагающий развитие воспитания в соответствии с отечественными историко-культурными традициями, ценностями и нормами национальной культуры;
  • принцип гуманизации воспитательного процесса, формирование у детей гуманистического отношения к истории своей страны, объектам культуры, природе, людям и к себе;
  • принцип адресного подхода в формировании патриотизма, предполагающий использование особых форм и методов патриотической работы с учётом возраста воспитанников, их социокультурной среды;
  • принцип активности в осуществлении патриотически-воспитывающего обучения;
  • принцип интеграции патриотического и других видов воспитания в комплексном воздействии на мировоззрение и установки воспитанников;
  • принцип учёта региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей.
  1. Целевые группы

Воспитанники и педагоги-воспитатели училищного ВПК «Патриот»; детский и подростковый контингент Абаканского Спец ПУ; подростки  из группы повышенного риска; родительская общественность; ветераны Великой Отечественной войны и работники тыла; педагоги-воспитатели и специалисты, работающие с детьми.

  1. Этапы проекта

Инновационная  работа  рассчитана на 4 года.

1 этап – диагностический.   Аналитико-диагностическая деятельность. Поиск и коррекция инновационных технологий воспитания с учетом личностно значимой модели образования. Изучение современных технологий новаторов. Определение стратегии и тактики деятельности. Разработка методологических основ обеспечения и формирования базы для инновационной работы, диагностика уровня сформированности гражданско-патриотического самосознания воспитанников, выявление инновационного потенциала клуба;  разработка и утверждение стратегических направлений развития клуба. Анализ нормативно-правовой базы клуба. Разработка программ работы по направлениям. Продолжительность – сентябрь 2013г – август 2014г.

  2 этап – практический. Разработка и апробация инновационных форм гражданско-патриотической работы, формирование у воспитанников высокого патриотического сознания. Апробация и использование в работе клуба личностно-ориентированных технологий воспитания, социальной и психолого-педагогической поддержки личности воспитанника в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей. Осуществление опытно-педагогической деятельности по моделированию и построению воспитательной системы гражданско-патриотической направленности. Расширение внутреннего и внешнего партнерства. Отслеживание  инновационных процессов, анализ состояния. Продолжительность – сентябрь 2013г – август 2016г

   3 этап – заключительный. Обобщение результатов, выводы, итоговая диагностика. Обработка и интерпретация данных за 4 года. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами. Обмен опытом работы с образовательными учреждениями района, области, ВПК, работающими по проблеме семейного и гражданско-патриотического воспитания (участие в работе круглых столов, семинаров, проведение мастер-классов). Прогнозирование следующих вариантов развития структурных подразделений клуба. Определение перспектив развития клуба на 2013-2017 гг.

III. Описание сущности опыта

      Проект «Святое дело – Родине  служить!» является составляющей  работы училища по теме «Реабилитация и коррекция детей с девиантным поведением». Главным инновационным направлением деятельности нашего ВПК считаем социальное взаимодействие с социокультурными, образовательными учреждениями города, в рамках которого воспитанники приобретают опыт взаимодействия с другими микросоциумами, обогащая тем самым свой внутренний мир, приобретая навыки коммуникации, определяя свое место в окружающем мире. Почему речь идёт не о простом взаимодействии, а именно социальном? Социальная компетентность — это способность человека эффективно решать проблемы (и индивидуальные, и социальные) в процессе взаимодействия с социумом. Исследователи выделяют ряд качеств, овладение которыми позволит развивать социальную компетентность: толерантность, коммуникабельность, умение работать в команде и креативность, а также самодеятельность, понимаемая как владение алгоритмами проектной деятельности.

Главные направления деятельности

1. Социальное взаимодействие

Социальное  взаимодействие понимается нами как особый вид совместной деятельности  между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития. Социальное взаимодействие – средство для развития социальной компетентности воспитанников, формирования способности к нравственному выбору, обеспечения их духовного развития. Чтобы превратить клуб «Патриот» в инновационную площадку социального взаимодействия, нужно  наладить систему партнерских отношений в училищном пространстве;  сформировать духовно-нравственные качества личности воспитанников;  а также организовать совместную деятельность с внешними партнерами: родителями, учреждениями культуры, спорта, социальными объединениями, общественными организациями. Данный проект  нацелен на упорядочение работы всех направлений и создание единой системы воспитательной деятельности в клубе.

1.1. Система взаимодействия с педагогами школы

Военно-патриотическая работа с воспитанниками  идет по двум системообразующим направлениям: воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил; военно-спортивные игры. В нашем же клубе таких направлений несколько, причём каждое из них курируется педагогом-воспитателем.

  1. «Духовно-нравственное» (С.Ю.Василенко.): формирование терпимости к чужой вере ; формирование культуры межличностных отношениий; воспитание уважения к традициям семьи;  формирование взаимопонимания между семьей и ребенком; воспитание любви к Родине; знание и формирование уважения к российским традициям; формирование общечеловеческих ценностей; работа с трудными подростками
  2. «Историко-краеведческое» (Н.В.Трафимович.): познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.
  3. «Гражданско-патриотическое» (Т.А.Копейкина.) формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.
  4. «Социально-патриотическое» (А.К.Уксекова.): формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста, активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений.
  5. «Военно-патриотическое» (И.В.Булгаков): формирование у подростков высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
  6. «Героико-патриотическое» (В.Е.Ахпашев): пропаганда героических профессий, а также знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.
  7. «Спортивно-патриотическое» (А.Ф.Вагнер): формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

1.2. Социальное взаимодействие с Абаканским Советом Ветеранов Великой Отечественной войны

Взаимодействие с ветеранами  по  патриотическому воспитанию  подростков   способствует  формированию  их исторического  самосознания.  В  свою  очередь, историческое самосознание – фундамент, на котором строится патриотизм. Ветераны традиционно приглашаются в качестве почётных членов жюри смотра строя и песни. Воспитанники «Патриота» участвуют в митингах и возложениях венков к воинским захоронениям в день Победы; в благотворительной акции "Милосердие» по оказанию тимуровской помощи ветеранам и вдовам погибших воинов; в акции "Поздравление ветерану". Проводятся встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, солдатскими вдовами и работниками тыла.

1.3. Социальное взаимодействие с военным комиссариатом и

воинским коллективом ЖД войск №

Налаженные  хорошие  контакты  с  военкоматом помогают  интересно  отметить  День защитников  Отечества,  провести День призывника, где ребята получают информацию о службе в армии, о правах, обязанностях, принимают участие в конкурсных программах. Офицеры воинской части входят в состав жюри при проведении смотра строя и песни.

1.4. Социальное взаимодействие с сотрудниками МВД, МЧС, ГАИ

В рамках реализации проекта сотрудниками МВД, ГАИ, МЧС были проведены беседы, консультации, организованы экскурсии и воспитательные мероприятия по правилам обеспечения жизнедеятельности, пожарной безопасности, правовому воспитанию. Сотрудники РОВД, прокуратуры, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав привлекаются к работе с воспитанниками "группы риска". Воспитанники участвовали в соревнованиях «Безопасное колесо»; проведении совместных акций «Зебра» и «Пусть дорога будет доброй» (раздача листовок и рисунков ребят участникам дорожного движения)

1.5. Социальное взаимодействие с администрацией и учреждениями культуры г.Абакана.

  Библиотека «Ровесник»: совместная работа по расширению читательского кругозора воспитанников, развитию эмоциональной сферы подростков. Работники библиотеки  используют  нетрадиционные  формы  продвижения  историко-патриотической книги:  библиотечные  сезоны,  сюжетно-ролевые  игры,  выездные читальные  залы,  исторический коллаж. В  рамках  проекта  использовались сочинения, рисунки, презентации, фотографии из архивов семей наших воспитанников. Организация паломнических поездок для педагогов и воспитанников по святым местам; организация экскурсий по историческим местам РХ.

Наиболее  эффективными  в  силу  эмоциональной  окраски  формами мероприятий  по  патриотическому  воспитанию,    являются тематические  вечера, вечера-встречи  (портреты,  напутствия), на  которые  приглашаются представители  нескольких  поколений.

1.6. Социальное взаимодействие с работниками здравоохранения                

 (медицинская служба училища): совместная работа по укреплению здоровья воспитанников, по формированию у них представлений о правилах здорового образа жизни. Безвременье породило целое поколение, выросшее на чуждых русскому народу идеалах быстрого обогащения. Возник большой разрыв между поколениями в жизненном укладе, мироощущении, мировоззрении и духовно-нравственных ценностях. Данные условия привели к резкому ухудшению здоровья как молодого, так и более старшего поколений. Воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни – ещё одна важная задача гражданского воспитания школьников, на решение которой направлено взаимодействие клуба «Патриот» с работниками здравоохранения. В рамках оказания помощи по сохранению здоровья, профилактике вредных привычек была проведена следующая работа:

  • Информационное сопровождение: разработка и выпуск различной информационной и методической продукции (в т.ч. презентаций по вопросам здоровьесбережения)
  • Налажены доверительные отношения с воспитанниками, склонными к правонарушениям
  • Воспитанники ежегодно принимают участие в практических занятиях  по оказанию первой медицинской помощи

 

1.7. Социальное взаимодействие с военнослужащими-выпускниками училища.

Уроки Мужества. «Афганистан болит в моей душе» - встреча с ветераном военных действий в Афганистане . Совместное с воспитанниками клуба участие в Спартакиаде допризывной и призывной молодёжи.

1.8. Социальное проектирование, в т.ч. создание электронных проектов

Социальное проектирование – инновационная технология социального воспитания, которая позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых. Цель социального проектирования: включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению актуальных социальных проблем местного сообщества силами самих воспитанников. Основные задачи социального проектирования: формирование социально-личностных компетенций: навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.), социальная мобильность и т.д.; закрепление навыков командной работы.

Таким образом, социальные проекты дают возможность воспитанникам связать и соотнести общие представления, полученные на занятиях, с реальной жизнью. Участвуя в реализации проектов, воспитанники конкретными делами проявляют свою гражданскую позицию, гражданскую активность, ответственность, воспитывают такие качества как целеустремленность, последовательность, настойчивость, умение отстаивать свое мнение, доводить начатое дело до конца и др.

Практически разработан электронный  проект  «История Вооружённых сил Российской Федерации»  – путеводитель по электронным ресурсам. Электронный  проект  адресован не только нашим воспитанникам, но и в  первую  очередь,  остальным подросткам, молодежи,  специалистам,  работающим  с  юношеством  и  всем,  кто интересуется историей нашей армии.

1.9. Активное участие в муниципальных, региональных, всероссийских конкурсных мероприятиях гражданско-патриотической тематики.

Традиционно успешным является участие членов клуба в муниципальном и областном этапах смотра-конкурса «Школа безопасности – «Зарница», военно-полевых сборах.

2. Активное участие в социальных акциях

 Вахта памяти.  Акция «Мы против террора».  Совместные акции и организация тематических экспозиций; участие членов клуба в подготовке и проведении тематических экскурсий; экскурсии в музеи, по историческим и памятным местам нашей республики.

Совместные благотворительные акции с волонтёрской группой : посещение детского дома «Малышок», Дома Ветеранов и вручение подарков от воспитанников. Разработка мероприятий и организация работы по противодействию  распространения в среде воспитанников вредных привычек (цикл воспитательских часов «Мы за здоровый образ жизни»).  Встречи и беседы с настоятелем храма .

3. Инновационные методы формирования гражданско-патриотических качеств личности

3.1. Методы формирования сознания личности: убеждение, внушение, беседы, лекции, дискуссии, метод примера. Свойства методов: постановка подростка в позицию полноправного участника процесса, т.е. он не объект для применения данных методов, а сам принимает активное участие в их использовании.

3.2. Методы организации деятельности и формирования опыта гражданского поведения: педагогическое требование, требование коллектива, общественное мнение, поручение, метод- требование, создание воспитывающих ситуаций, коллективное творческое дело, метод проектов. Свойства методов: необходимо создавать ситуации, в которых подросток упражнялся бы в гражданской деятельности, осознавал свои обязанности по отношению к коллективу, обществу, ответственность за свои поступки. Важно демонстрировать значимость гражданской деятельности подростков для общества. С помощью регулирующих требований формируются традиции поведения.

3.3. Методы стимулирования деятельности и поведения: соревнование, поощрение, наказание, взаимовыручка, создание ситуации успеха. Свойства метода: необходимо побуждать подростка корректировать свое поведение. Стимулирование в различных его формах должно быть дозированным и заслуженным. Стимулирование побуждает подростка к анализу собственной деятельности, программирует дальнейшее поведение.

3.4. Применение активных и интерактивных методов обучения и воспитания

Роль интерактивных и активных методы обучения в гражданском образовании.

Наиболее адекватными с точки зрения становления гражданских компетентностей и гуманистических демократических ценностей являются интерактивные методы, которые  предполагают взаимодействие и сотрудничество всех участников образовательного процесса в процессе решения учебных и практических задач (дебаты и дискуссии, ролевые игры, социальные проекты, коллективные решения творческих задач и др.). Именно активные и интерактивные методы создают необходимые условия как для становления и совершенствования компетентностей через включение воспитанников в осмысленное проживание и переживание индивидуальной и коллективной деятельности, так и для накопления опыта гражданской деятельности.

IV. Условия, при которых создавался проект

Достижение поставленной цели осуществлялось с помощью высокого уровня эффективности управления клубом, а также комплексом организационно-педагогических условий:

  • Наличием Положения и Программы гражданско-патриотического воспитания, Устава клуба
  • Опорой на принцип управления: педагогическая система является управляемой системой, эффективность её функционирования и развития зависит от её управления и реализуется через анализ, целеполагание, планирование, организацию, координацию, исполнение и контроль.
  • Обеспечением педагогических условий развития образованности воспитанников в соответствии с их задатками, способностями, склонностями и потребностями, но не ниже уровня, предусматриваемого государственными образовательными стандартами
  • Обеспечением социальной защиты каждого участника образования в правовом, информационно-содержательном аспектах
  • Проведением в клубе инновационной экспериментальной работы
  • Организацией оптимальной системы самоуправления
  • Новизной и разнообразием педагогической деятельности
  • Созданием банка информации, на основе которого можно анализировать и корректировать образовательно-воспитательную ситуацию

V. Результативность

Посредством использования ресурсов клуба были созданы условия, способствовавшие преодолению воспитанниками различного характера препятствий, трудностей, ориентации на собственные потенциальные возможности и способности, развитию потребности в успешности самостоятельных действий; была оказана всесторонняя (воспитательная, социальная, медицинская, юридическая, физическая, моральная) поддержка воспитанникам .

Приобретённая образовательная практика (партнёрская работа клуба,  общественности в лице медицинских работников, сотрудников социальных служб, правоохранительных органов) способствовала:

  • Реализации поставленной цели
  • Улучшению взаимоотношений воспитанников в  коллективе, улучшению самочувствия воспитанников в стенах училища
  • Активизации творческих проявлений воспитанников
  • Формированию педагогической, правовой, коммуникативной компетентности воспитанников.

Таким образом, деятельность клуба способствует росту положительной динамики развития его членов в соответствии с их возрастными, индивидуальными особенностями.

В свою очередь, в имидже училища, на базе которой осуществляется деятельность клуба «Патриот»,  как в образовательной системе, создана системы правового, гражданско-патриотического воспитания; обогащено содержания правового, гражданско-патриотического воспитания; в систему правового, гражданско-патриотического воспитания вовлечены представители всех субъектов образовательной деятельности; качественно вырос уровень воспитанности подростков;

VI. Оценка эффективности и мониторинг процесса инновационной работы

Под оцениванием в гражданском образовании следует понимать не «выставление отметок» ученику (учителем) и учителю (проверяющим), а процесс мониторинга, нацеленный на улучшение качества преподавания и качества проектов гражданского образования. Основными компонентами гражданских компетентностей, подлежащими оцениванию, являются умения, навыки и знания. При этом знания не могут быть основой для оценивания. Главным объектом оценивания должна быть деятельность воспитанников. Морально-ценностные ориентиры воспитанников также не подлежат оцениванию. Цель воспитателя – создавать условия, позволяющие воспитанникам осознавать и выражать свои пристрастия, чувства, стоящие за ними убеждения, верования, ценности, а также задумываться о них, развивать и укреплять.

Процесс оценивания успешности воспитанника в становлении его гражданской компетентности должен быть открытым, демократическим, и складываться из оценки педагога-воспитателя и собственной оценки самого воспитанника, поскольку способность к самооцениванию является важной характеристикой компетентной личности. Это же относится и к оцениванию деятельности педагога и учебного заведения в целом по созданию условий для становления гражданской компетентности воспитанников. При этом к такому оцениванию должны привлекаться широкая педагогическая общественность, общественно-профессиональные и общественные организации, заинтересованные в становлении и развитии гражданского общества в нашей стране.

Система отслеживания хода инновационной работы  разработана совместно с социально-психологической службой училища и проводилась в виде наблюдения, интервьюирования, тестирования, анкетирования, собеседования, анализа творческих, исследовательских работ воспитанников и т. д.

Показателями эффективности деятельности явились:

  • Количество воспитанников и педагогов, вовлеченных в реализацию проекта (воспитанников– 74, из них наиболее активных участников – 50; родителей – 10; 32 педагога; представители общественных организаций ).
  • Обогащение содержания школьного образования такими ценностями, как права и свободы человека, демократическое участие в жизни общества, уважение к истории и культуре народов Российской Федерации, ответственность, толерантность, отказ от насилия.
  • Разносторонность деятельности по гражданско-патриотическому  воспитанию учащихся.
  • Степень удовлетворенности участников инновационной работы качеством представляемых услуг по гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
  • Доступность и содержательность информации по гражданско-патриотическому воспитанию молодёжи.
  • Распространенность опыта по гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения среди других учебных заведений города.
  • наличие победителей и призёров в различных соревнованиях и конкурсах военно-патриотического направления.

Конечным результатом реализации программы должно стать гармоничное развитие личности, её успешная социализация; воспитание подростков в духе демократических ценностей; выработка и реализация умений и навыков активного и ответственного участия в жизни общества и государства, формирование высокого уровня правовой, политической культуры и культуры прав человека и гражданина.

Спектр способов и форм фиксации результатов: грамоты, дипломы, творческие работы, анкеты, тестирование, протоколы диагностики, диаграммы, протоколы соревнований, фото- и видеоматериалы, статьи в СМИ, аналитические справки, банк данных методических разработок по гражданскому, патриотическому и нравственному воспитанию для различных уровней образования, электронный музей клуба, портфолио

Оценивание в гражданском образовании.

Оценка эффективности иннавационного проекта гражданско-патриотического воспитания "Святое дело – Родине служить!" обеспечивается:

  • средствами общественного контроля через "Дни открытых дверей", конференции, круглые столы, семинары, проводимые руководством клуба «Патриот»;
  • регулярным обсуждением хода реализации в методических объединениях преподавателя ОБЖ;
  • проведением диагностической работы в ходе внедрения проектных мероприятий в практику воспитания клуба;
  • координацией исполнения проекта администрацией  совместно с руководителями структурных подразделений;
  •  методических материалов, направленных на совершенствование системы воспитания в образовательном пространстве клуба «Патриот» и Абаканского спец ПУ;
  • через СМИ;
  • участием и победами в муниципальных, региональных конкурсах гражданско-патриотической направленности.

VII. Трудоёмкость проекта

В ходе обобщения деятельности клуба учитывалась оптимальность данного проекта в целом педагогическом процессе, обеспечение достижения более высоких результатов при наименьшей затрате сил и времени, недопущение перегрузки воспитанников и воспитателей, а также возможность вписать проект в существующую систему работы, не жертвуя при этом решением других воспитательных и образовательных задач.

Характеристика основных видов ресурсов:

  1. Интеллектуальные – субъекты воспитательной деятельности (руководство клуба, администрация училища, воспитатели, социальная служба, родители, сотрудники МВД, МЧС, ГАИ и т.д.)
  2. Электронные образовательные – мультимедийная библиотека презентаций, видеофрагментов, кинофильмов, графических и табличных данных, справочников, анимаций
  3. Училищный сайт, тематические сайты в социальных сетях
  4. Технологические – положение об организации клуба, клятва члена клуба и т.д.; программы  
  5. Материальные – дополнительные источники финансирования (из фонда Совета училища, шефская помощь)
  6. Технические (социальные объекты: Центр Дополнительного Образования, «автополигон» ГАИ; училищные  объекты (спортплощадка, спортзал, компьютерный класс, актовый зал и т.д.)
  7. Информационные – нормативные документы

VIII. Доступность проекта

В ходе инновационной  работы мы создали методологическую базу для следующих категорий педагогических работников: заместителя директора по воспитательной работе, социальных педагогов,  воспитателей, преподавателя-организатора ОБЖ.

Обобщая практику распространения нашего педагогического опыта, можно использовать следующий алгоритм действий по его внедрению:

  • Ознакомление администрации, педагогов, воспитателей,  членов Совета училища, представителей общественности с деятельностью клуба и результатами, достигнутыми в процессе этой деятельности
  • Разъяснению преимуществ рекомендуемого опыта по сравнению с обычными способами воспитательной работы
  • Показ в действии методов и приёмов работы клуба, подлежащих внедрению
  • Практическое обучение заинтересованных лиц использованию рекомендуемых методов и приемов (МО, семинары, практикумы, совещания и др.)

Представляя проект училищного ВПК «Патриот», считаем необходимым обратить внимание заинтересованных сторон на ресурсные возможности нашей общественной инициативы как источника развития образования, духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания подростков.

Литература

  1. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы". М.,2006
  2. Постановление Правительства РФ от 05.10.2010 № 795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».
  3. Сухомлинский В.А. Родина в сердце. – М., 1980.
  4. Зарецкая И. Цель воспитания — личность, готовая к взаимодействию со средой. //Директор школы —  2003г, № 1.
  5. Микрюков В.Ю. Научно-практические основы организации военно-патриотической работы в школе. // «Образование в современной школе», 2006, № 5, с. 27.
  6. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников: Методическое пособие для школьных администраторов, учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования / авт.-сост. А. Н Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, А. П. Пашковец.- М.: Глобус,2007.
  7. Перспективные школьные технологии/Г.Ю.Ксензова. - М: Педагогическое общество России, 2000
  8. Цифровые образовательные ресурсы
  9. Материалы из Интернета


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Военно-спортивные эстафеты "Всегда готовы Родине служить!"

Праздник-соревнование, посвящённый 23 февраля....

Игра "Святое дело Родине служить"

Игра, которую я предлагаю, представляет собой систему соревнований  (от общешкольных до муниципальных), которую можно проводить поэтапно в течение года.Эта система рассчитана и на сельские школы ...

"Готовы Родине служить"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4402380","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"341"}}]]...

Конспект урока мужества в рамках месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы в МБОУ ДО ДДТ «Святое дело – Родине служить»

Развитие представлений учащихся  о подвигах героев-земляков в годы Великой Отечественной Войны. ...

СЦЕНАРИЙ открытия месячника патриотической работы «Святое дело Родине служить», приуроченного ко Дню защитника Отечеств

СЦЕНАРИЙ открытия месячника патриотической работы «Святое дело Родине служить», приуроченного ко Дню защитника Отечества...

Патриотический месячник «Святое дело – Родине служить (январь-февраль 2018 г.)

Патриотический месячник «Святое дело – Родине служить" (январь-февраль 2018 г.). Девиз нашей работы – слова Александра Невского «Ради Родины мы должны жить в одн...

Методическая разработка "Положение о проведении фестиваля "Святое дело - Родине служить!"

Цели и задачи фестиваля - содействие подготовке молодежи допризывного возраста школы к военной службе; - создание условий для личностной самореализации учащихся в различных сферах профильной военно-па...