Воспитательский час «С чего начинается Родина?»
методическая разработка (6 класс) по теме

Василенко Светлана Юрьевна

 

            Методическая разработка представлена в форме конспекта воспитательского часа «С чего начинается Родина?». Воспитательский час входит в серию мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию и проходит в кабинете информатики.

Продолжительность занятия:  40 минут.

Возраст: воспитанники с девиантным поведением 6-7 класса.

Тип занятия: личностно - ориентированный

Форма проведения: нравственная беседа

 

Цель: Показать значение родины в жизни каждого человека.

Задачи:

1.Образовательная.

     - Расширить и систематизировать знания воспитанников о родном крае, как о месте, где человек родился и живет.

     - Способствовать накоплению сведений об истории малой родины, расширяющих кругозор.

2. Развивающая.

     - Развивать навыки монологической речи и выразительного чтения, умения выступать перед аудиторией.

     - Содействовать развитию у подростков умений осуществлять самоанализ и самокоррекцию познавательной деятельности.

3. Воспитательная.

     - Воспитывать добрые чувства к Отечеству и гордости за народ своей малой Родины.

     - Воспитывать  ответственность перед Родиной, малой родиной.

Понятия: Земляки, предки, род, патриот, гражданин, катаржане.

Использованы следующие методы обучения и воспитания:

    - словесный (рассказ воспитателя, беседа с воспитанниками по вопросам);

    - наглядный (фотографии, карта России, карта Хакасии, слайды)

    - частично-поисковый (постановка проблемных вопросов)

    - объяснительно-иллюстративный;

    - репродуктивный (заучивание стихов, сообщения)

    - игровой (хакасская игра в кости, викторина)

Применение наглядных средств, ИКТ, вопросов, интерактивных методов позволят организовать умственную и физическую деятельность воспитанников, активизировать внимание, улучшить восприятие, понимание и запоминание представленного материала.

Формы  работы  используемые с воспитанниками:

   - индивидуальная (подготовка рисунков о Хакасии, использование опорных слов для лучшего восприятия материала);

   - фронтальную (ответы на вопросы, беседа, дискуссия, свободные высказывания)

   - в динамических группах (соотнести правильно дату и событие);

 Запланированы формы организации познавательной деятельности:

   - самостоятельное чтение текста;

   - воспроизведение основных дат по тексту;

   - поиск района, села, реки по карте;

Для реализации поставленной цели, задач, при проведении воспитательского часа использовались технологии:

     - информационно-коммуникативная, позволяющая динамично и эффективно познакомить с историей города, села;

     - элементы проблемного обучения (постановка вопросов, требующих от воспитанников поиска ответов, подростки самостоятельно работают с картой)

     - игровая (хакасская игра в кости, викторина)

Методическое обеспечение:

  1. Литература:

       Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию. Авторы: В.А.Великородная; О.Е.Жиренко. Москва «Вако» 2006г.

       Интернет ресурсы (Материалы о Хакасии, природа, культура, памятники);

       Подробный атлас Хакасия (достопримечательности)

  1. Наглядные пособия:
    1. Карта России, карта Хакасии.
    2. Выставка книг.
    3. Презентация «Моя малая родина»
    4. Опорные слова (Родина, Русь……

      3. Музыкальное сопровождение: песня «С чего начинается Родина?» слова М.Матусовского., музыка В.Баснера, в исполнении М.Бернеса.

Оснащение:

  1. Эпиграф к занятию:

«Человек счастлив, пока у него есть Родина»

                                                         В.Беляев.

      2. На стендах рисунки, творческие работы о Хакасии, выполненные воспитанниками.

      3. Выставки книг о Хакасии, мой город Абакан.

      4. Мультимедиа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie.doc143 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                          Абаканское спец ПУ

                                                                         Василенко С.Ю. (воспитатель)

         Воспитательский час «С чего начинается Родина?»

Пояснительная записка

            Методическая разработка представлена в форме конспекта воспитательского часа «С чего начинается Родина?». Воспитательский час входит в серию мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию и проходит в кабинете информатики.

Продолжительность занятия:  40 минут.

Возраст: воспитанники с девиантным поведением 6-7 класса.

Тип занятия: личностно - ориентированный

Форма проведения: нравственная беседа

 

Цель: Показать значение родины в жизни каждого человека.

Задачи:

1.Образовательная.

     - Расширить и систематизировать знания воспитанников о родном крае, как о месте, где человек родился и живет.

     - Способствовать накоплению сведений об истории малой родины, расширяющих кругозор.

2. Развивающая.

     - Развивать навыки монологической речи и выразительного чтения, умения выступать перед аудиторией.

     - Содействовать развитию у подростков умений осуществлять самоанализ и самокоррекцию познавательной деятельности.

3. Воспитательная.

     - Воспитывать добрые чувства к Отечеству и гордости за народ своей малой Родины.

     - Воспитывать  ответственность перед Родиной, малой родиной.

Понятия: Земляки, предки, род, патриот, гражданин, катаржане.

Использованы следующие методы обучения и воспитания:

    - словесный (рассказ воспитателя, беседа с воспитанниками по вопросам);

    - наглядный (фотографии, карта России, карта Хакасии, слайды)

    - частично-поисковый (постановка проблемных вопросов)

    - объяснительно-иллюстративный;

    - репродуктивный (заучивание стихов, сообщения)

    - игровой (хакасская игра в кости, викторина)

Применение наглядных средств, ИКТ, вопросов, интерактивных методов позволят организовать умственную и физическую деятельность воспитанников, активизировать внимание, улучшить восприятие, понимание и запоминание представленного материала.

Формы  работы  используемые с воспитанниками:

   - индивидуальная (подготовка рисунков о Хакасии, использование опорных слов для лучшего восприятия материала);

   - фронтальную (ответы на вопросы, беседа, дискуссия, свободные высказывания)

   - в динамических группах (соотнести правильно дату и событие);

 Запланированы формы организации познавательной деятельности:

   - самостоятельное чтение текста;

   - воспроизведение основных дат по тексту;

   - поиск района, села, реки по карте;

Для реализации поставленной цели, задач, при проведении воспитательского часа использовались технологии:

     - информационно-коммуникативная, позволяющая динамично и эффективно познакомить с историей города, села;

     - элементы проблемного обучения (постановка вопросов, требующих от воспитанников поиска ответов, подростки самостоятельно работают с картой)

     - игровая (хакасская игра в кости, викторина)

Методическое обеспечение:

  1. Литература:

       Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию. Авторы: В.А.Великородная; О.Е.Жиренко. Москва «Вако» 2006г.

       Интернет ресурсы (Материалы о Хакасии, природа, культура, памятники);

       Подробный атлас Хакасия (достопримечательности)

  1. Наглядные пособия:
  1. Карта России, карта Хакасии.
  2. Выставка книг.
  3. Презентация «Моя малая родина»
  4. Опорные слова (Родина, Русь……

      3. Музыкальное сопровождение: песня «С чего начинается Родина?» слова М.Матусовского., музыка В.Баснера, в исполнении М.Бернеса.

Оснащение:

  1. Эпиграф к занятию:

«Человек счастлив, пока у него есть Родина»

                                                         В.Беляев.

      2. На стендах рисунки, творческие работы о Хакасии, выполненные воспитанниками.

      3. Выставки книг о Хакасии, мой город Абакан.

      4. Мультимедиа.

   

                               Конспект воспитательского часа

                                «С чего начинается Родина»

  1. Оргмомент. 1 минута

Приветствие.

   (Добрый день всем присутствующим на нашем занятии и гостям, и коллегам и вам ребята.)

Вступительное слово воспитателя (на фоне музыки)

    2. Введение в тему.  4 минуты

Упражнение «Салфетка»

Инструкция:  На ваших столах лежат бумажные салфетки. Возьмите, пожалуйста, по одной и сверните ее пополам любым способом. Оторвите с любого края уголок. Сверните ее еще раз пополам и опять оторвите кусочек с любого уголка. Сверните в третий раз пополам и снова оторвите. А теперь разверните и продемонстрируйте то, что у вас получилось.

Воспитатель: Вряд ли найдется пара салфеток, на которых повторяется рисунок. Как вы думаете, почему получили такой результат?

Ответы детей:

Воспитатель:

- Каждый человек уникален, он обладает только ему присущими качествами. Но, несмотря на то, что мы такие разные, многое нас объединяет.

- Как вы считаете, что  может объединять нас с вами?

Ответы детей:

Воспитатель:

- Да, все мы – жители замечательной, богатой страны. Наша Родина – Россия.

С чего начинается Родина?  (звучит песня «С чего начинается Родина?»

Прочитайте эпиграф нашего занятия.

         Слайд 1

«Человек счастлив тогда, пока у него есть  Родина»

                                                                    В.Белов

    3. Основная часть. 25 минут

Мы сегодня с вами будем говорить о Родине. О малой родине.

Посмотрите на карту.

         Слайд 2

 3.1  Блиц-турнир «Географические рекорды: самая, самое…»

                         (Вопрос воспитателя – ответы детей)

                                                               1

  • Самая большая по площади страна мира (Российская Федерация)
  • Страна, имеющая самое большое число стран-соседей (Российская Федерация)
  • Страна, омываемая самым большим числом морей (Российская Федерация)
  • Самое большое озеро в мире  (Каспийское море-озеро)
  • Самое глубокое озеро в мире (Байкал)
  • Озеро,  в котором самая прозрачная вода в мире (Байкал)
  • Самая большая река, не имеющая стока в мировой океан (Волга)
  • Самое крупное водохранилище в мире  по объему накопленной воды (Братское на Ангаре)
  • Самое холодное обитаемое место в мире (Оймякон в Сибири)
  • Самая обширная низменность в мире, лежащая ниже уровня моря (Прикаспийская низменность)
  • В столице какого государства находятся самые большие башенные часы в мире (В России на главном здании МГУ)
  • Одна из самых высоких статуй в мире (Статуя Родина – мать в Волгограде – 82 метра)
  • Самая длинная железнодорожная магистраль в мире (Транссибирская магистраль, связывающая Москву и Владивосток – 9438 км) )

3.2 «Мудрое слово»

Текст сообщения:

 – Россия это «Я». То есть, Россия – это каждый из нас, со своими чувствами, мыслями, желаниями. Я, ты, он, она вместе – целая страна. Вместе – целая Россия!

Что значит загадочное слово  «Русь»? Я считаю, что слово «Русь» объёмное и многозначное. Есть у слова «Русь» ещё одно значение. Русью в старину светлое место называли, где солнышко, да всё теплое. Русый парень, русая девушка. Русая рожь - значит спелая, убирать пора. Русь – светлое место! Русь – страна света)

Воспитатель:

Такое определение Родины мы с вами дали. Много мудрых мыслей сказано о Родине, ее судьбе. Вот одна из них:

«В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки»

Тарас Шевченко, украинский поэт (слайд 3 )

– Попробуйте объяснить его строки. (Объяснение детей) 
– Это значит, что человек, который не любит свою Родину, нравственно неполноценен.

3.3  Работа в группах:
– Соберите из разрозненных слов пословицу о Родине.

  • Родимая сторона – мать, чужая – мачеха. Где кто родится, там и пригодится. Родина -  мать, умей за неё постоять. Жить – Родине служить.
  • Человек без родины, что соловей без песни.
  • Куда бы малина не заманила, родное село назад привело.

                                                              2

                                                     

– Объясните ее значение. (Объяснение ребят) (слайд 4)
– Молодцы ребята, вы правильно поняли и объяснили значение предложенных высказываний: каждый человек должен любить свою Родину, страну.

3.4  «Символы России»

– Вы знаете, что у  каждой страны есть свои символы, свое лицо… Видим изображение Эйфелевой башни – сразу представляем Францию, статую Свободы – США 
– Символы России – Московский Кремль, Красная площадь, собор Василия Блаженного, Знамя Победы… 
(слайд 5)
– Называешь их и словно переворачиваешь страницы  истории, каждая из которых подвиг народа – его извечное стремление к счастью, добру, братской любви, т.е. к вершинам духа. 
– А какие еще символы страны вы знаете? 
(Ответы детей – флаг, герб, гимн России)

  1.Что означают  цвета  российского триколора?

( Белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство; Синий цвет верности, постоянства;Красный цвет – символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.)

2.Кто изображен на гербе Российской Федерации? (двуглавый орёл)

3.Кто автор гимна Российской Федерации?   (Автор слов гимна РФ Сергей Михалков

Композитор Александр Александров)

4.Что изображено на флаге РХ? Слайд 6 (Три цвета флага соответствуют цветам Государственного флага Российской Федерации, подчеркивают тем самым, что Республика Хакасия - субъект Российской Федерации.

     Белый цвет означает мир и чистоту, синий- верность и правду, красный отвагу.

     Зеленый цвет полосы вдоль древка флага - основной цвет знамени Древнехакасского государства - символизирует связь современных хакасов со своими далекими предками. Зеленый также цвет вечной жизни, тайги, весенней степи, лугов, возрождения, дружбы и братства народов Хакасии, традиционный цвет Сибири. Изображенный на флаге солярный знак был обнаружен на каменных изваяниях, встречающихся только на территории Хакасии. Он символизирует дань уважения к поколениям людей, живших на земле Хакасии.

5. Назовите животного, изображенного на гербе РХ, что он символизируют?     Барс - это память о предках, символ идеи, верности, символизирует духовность, идейность, прямоту, мужество. По представлениям хакасов, является представителем высших Небесных сил на Земле, является тотемом (первопредком) и хранителем 

– Молодцы ребята, вы прекрасно справились с заданием, я вижу, что вы знаете не только символику России, но и символику своего родного края.
Мы рассмотрели символы, занесенные  в Конституцию Российской Федерации, они называются государственными символами. Но еще существуют неофициальные символы России.  Знаете ли вы их?
(Матрешка, береза,  белый медведь, Байкал, кедр) 
(слайд 7)

                                                         3

3.5 «Лицо России»

– Но символами страны являются не только объекты материальные, а прежде всего – люди. Лицом страны может быть и человек: выдающийся государственный деятель, полководец, художник, поэт, спортсмен. (А. Пушкин,  Петр I,Ю. Гагарин, М.Кильчичаков, Н. Катанов, И.Ярыгин) (слайд 8))
– Каждый из этих людей внес свой вклад в развитие страны, ее историю, культуру.

Воспитатель

         У нас есть родной город, улица, дом, семья - все это тоже родина.

У каждого человека есть своя малая Родина – край, где он родился, и где все кажется ему особенным, родным. Может  быть чужому человеку покажется все здесь обыкновенным и простым, но нашему сердцу должна быть дорога каждая мелочь.

   - Что каждый из вас считает своей малой родиной? С чего начинается  ваша родина?

(беседа с воспитанниками)

Республика Хакасия находится на юге восточной Сибири. С 1930 по 1991 год Хакасия была автономной областью. В августе 1991 года была образована Республика Хакасия. Хакасия граничит с Тывой, Алтаем, Кемеровской областью, Красноярским краем. Столица — город Абакан. Площадь Хакасии — 61900 кв. км. Она вдвое больше Бельгии, в полтора Дании, Голландии, Швейцарии. Население — 534000 человек. (2014г.). 

Слайд 9

  - Назови столицу нашей республики? (г.Абакан)

Абакан — столица Хакасии. Город расположен вместе слияния рек Абакана и Енисея. Есть несколько версий происхождения названия города.                                                                                               Одни считают, что город получил своё название от реки  «Аба», на берегах которой он раскинулся. Река получила своё название от хакасского выражения <<ахбан сух>>, что означает в переводе <<светлая, чистая вода >>.                                                                                                                    Есть и другая точка зрения: первую часть слова <<Аба>> надо понимать как имя древнего народа, жившего на берегах реки, вторая часть <<кан>> переводится как <<путь>> или <<дорога>>. Таким образом, понятие Абакан может означать путь или дорогу к племени Аба.

Есть народное придание. В старину появился в этих краях медведь – великан (аба). Все его боялись и избегали с ним встреч. Отважный молодой богатырь, охотясь в тайге, вступил в схватку с медведем и убил его. Мёртвый медведь-великан превратился в огромную гору. Из горы вытекала бурная струя, вбирая в себя всё новые и новые ручьи, превращались в поток. Абакан (медвежья кровь). Так стали называть реку люди.

“Город мой на широких ладонях степей, 
Город мой, стал ты сказкой любимой моей, 
В ритмах дня ты звенишь и гудишь как чатхан, 
Город мой, мой родной Абакан”.

Абакан — административный, культурный и промышленный центр Республики Хакасия. Население г.Абакана – 534 243 человека (2014г.) (Группа тех, кто живет в городе: Ткачев А. ,Бутаков В., Емцев И.)

   - На какой улице ты живешь?

   - В каком районе?

   - Назови известные места вашего района.

   - Чем славится ваше место где вы живете?

   - Ваше самое  любимое или красивое место в городе, селе.

   - Твои планы на будущее?                                                                                                                                

                                                       4

  .( слайд 10)  (г. Черногорск)  Елкин К.

Город расположен в 18 километрах к северу от Абакана по трассе М54 «Енисей». В 1907 году купчиха В. А. Баландина организовала здесь промышленную добычу каменного угля.Считается  основателем города.

 Черного́рск (хак. Харатас) — центр городского округа в Республике Хакасия. Это второй после столицы город в Хакасии. Численность населения — 72 599 чел. (2013).

      Слайд 11 (Биджа)  Кижапкин К.

Биджа в переводе с хакасского означает «жажда»,

 В степной части урочища Салбык находятся царские и родовые курганы тагарской культуры (VII-I века до н. э. ),  Курганы «Долина Царей», самый большой Салбыкский курган. В горах находятся большие залежи известняка.

 Слайд 12

С. Бельтырское Асочаков И.

Село Бельтырское , в Аскизском районе, расположено в 14 км. к югу от райцентра с.Аскиз, в пойме реки Абакан. Река огибает село с восточной стороны. Село образовано в 1951 году, как поселок деревообработчиков лесоперевалочного комбината, поселок назывался «Новостройка», а в 1960 году был переименован п. Бельтырский. 

Михаил Еремеевич Кильчичаков

“Земля моя – Хакасия”

Живым ковром меж снежных гор покоясь,
Горишь жарками – блёстками шитья,
А Енисей, как будто синий пояс,
Обвил тебя, Хакасия моя.
Гощу ли в отдаленной стороне я,
Где голую равнину выжег зной, -
Встает и там, отрадно зеленея,
Весенняя тайга передо мной.
Я вижу твои древние курганы,
Где рыж ковыль, как ржавчина копья, -
Они – как зарубцованные раны
Под сердцем у тебя, земля моя.

Одним из самых известных в мире Хакасских менгиров и самым почитаемым божеством в Хакасии является Улуг-Хуртуях тас. Дословный перевод на русский язык – Большая каменная старуха

      Слайд 13 (с.Таштып) Природа республики разнообразна — степь, лесостепь, тайга, плоскогорье и горы, а в горах —высокогорные тундры, ледники, альпийские луга.

“Если ты приедешь в наши дали, 
Ты степей увидишь океан, 
Берегами океана стали
Цепи Алатау и Саян. 
По земле цветущей только ступишь, 
Здесь оставишь сердце навсегда. 
Енисей серебряный полюбишь
И тасхылы синие ото льда”.

.                                                                  5

Валерий Майнашев пишет:

“Вновь в зелёной тайге начинается лето

Под кострами жарков полыхает оранжевый жар. 
В шелк зелёной листвы все берёзы одеты.
 
Разгорелся над ними цветов золотистый пожар.
 
Ветерки, как бродяги.
 
Их кто надоумил дёргать косы берёз?—
Но от этого им веселей

Чья-то песня о лете слышна в этом шуме. 
Принесли её ветры наверно, с окрестных полей
 

     Слайд 14  п. В. Теи    

(П.Вершина Тёи находится на тупиковой станции железной дороги Бискамжа – Тёя. Возник на базе Железного рудника, эксплуатирующего Тёйскую группу месторождений. В поселке находится спортивный комплекс, служащий базой для подготовки в условиях среднегорья спортсменов (лыжные гонки, биатлон и зимнее ориентирование) для выступления на соревнованиях российского и мирового уровня.

   В п.В-Теи родился хакасский борец и тренер Михаил Боргояков, драматург и поэт Михаил Еремеевич Кильчичаков.

        Слайд 15 Спортсмены, с.Балыкса.

         (Балыкса - рыбная река, приток Томи, до Абакана 250км., до Октябрьской революции 1917г., было местом ссылки катаржан. Основным занятием населения до и после революции была золотодобыча. Через поселок сейчас проходит Ж-д «Новокузнецк-Абакан».

Вопросы:

 - Сибирская тайга  - это какой лес? (смешанный)

 - Какое дерево в нашей тайге является самым ценным и почему? (кедр, древесина, орехи, смола)

Воспитатель: – Мы выяснили, что у каждого из нас есть своя малая родина, это место, где каждый из нас родился. Моя – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа. Малая – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.                                                                                                           «С чего начинается Родина?» На этот вопрос каждый отвечает по-своему. Но смысл каждого  ответа один – любовь, патриотизм, нежность…

      Задание по группам:

 Найди нужную колонку (на доске слова: - Род, Земля, Патриот – нужно найти родственное слово из лежащей стопки слов и прикрепить на доску, кто быстрее.

1гр. Род, Родина …(народ, родители, родственники,  родословная, родимая,

2гр. Земляк, земляки…( Землица, земледелец, земляника, землянка, землячка)

3гр. Патриот, патриотка..(патриотизм, патриотический, патриотическая, патримониальный (Отеческий, отчий)  Патриот это   человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины...

                                                        6

            Люди, которые  уезжают за границу, всю жизнь испытывают чувство грусти и печали по родным краям. 

Даже птицы не могут навсегда оставить родные просторы ради теплых, но чужих стран. Они летят через моря, пустыни, выбиваясь из сил, чтобы хоть ненадолго вернуться к своим полям и лесам.

4. Работа с эпиграфом

«Человек счастлив, пока у него есть Родина» В.Белов

Родина – основа  всего существования. Только Родиной жив человек, только Родиной он силен, одухотворен, добр и красив.

Пример из сказки

(В сказке про богатыря Илью Муромца, когда он был на чужбине и потерял силушку свою. Что ему помогло её восстановить? Мешочек  с землей с того места где он вырос).

5. Рефлексия. 7 минут

- А сейчас сыграем.

Игра « Что отдашь Земле родной?»

- Ребята, у каждого из вас на парте лепесток ромашки, ответьте письменно на вопрос: « Если хочешь быть со мной, что отдашь Земле родной?»

(ребёнок должен написать, что он сделает для Родины, когда вырастет, например: посажу сад, буду строить красивые дома...).

(Заранее приготовить лепестки ромашки, затем выдать их для выполнения индивидуальной записи. После окончания работы лепестки собрать в цветок. Ещё один символ России – ромашка завершит занятие. Она выкладывается из лепестков).

- Чего не хватает в нашей ромашке?

(сердцевины)

- Какой формы сердцевина? Что она символизирует?

- Давайте встанем в круг, образуя сердцевину цветка.

                              « Клубок»  – рефлексия»

- У меня в руке клубок ниток жёлтого цвета, сейчас я начну передавать его по кругу. Когда клубок попадёт вам в руки, оберните виток ниткой у указательного пальца своей руки, загадав при этом самое сокровенное желание. (Нить возвращается к учителю).

-Что сделала с нами нить? Как вы думаете хорошо это?

(высказывания детей)

- Верно, нить объединила нас, сплотила. Мы всегда должны держаться вместе, помогать друг другу, жить в мире и согласии и тогда наша страна будет славиться и процветать!

- Общение с вами было очень плодотворным и приятным. Чтобы сохранить наглядную память о нашей встрече, я хочу

                                             7      

унести с собой этот круг. Он связал нас в единое целое. А чтобы сохранить эту нить, нам необходимо обратиться ещё к одному негосударственному символу – символу единения, семьи, дружбы. Назовите символ России – деревянную игрушку, пришедшую, кстати, из Китая.

(ответы детей)

- Верно, это матрёшка. Что вы знаете о матрёшке?

(высказывания детей)

- Она прячет, оберегает, хранит меньших матрёшек, как мать оберегает своё дитя. Может, и нашу нить с заветными желаниями она сбережёт и сохранит?

(Учитель открывает матрёшку и вкладывает в неё жёлтую нить, а на полу появляется бумажная жёлтая сердцевина)

Итог: 1 минута

Много вы сегодня услышали и узнали о Родине, но ещё больше неизведанного осталось, но ведь у вас впереди ещё целая жизнь. 

Я  думаю, что вы будете достойными гражданами своей страны. И совершите много добрых и полезных дел, может быть, кто-то из вас станет известным человеком или совершит подвиг. Мне бы хотелось, чтобы в вашем сердце жила любовь к своей семье, своей Родине.

                                                 

                                           

                                                         8

Род 

Родина 

Народ 

Родители 

Родственники 

Родословная 

Родимая 

Земляк

Земляки

Землица

Земледелец

Земляника

Землянка

Землячка

Патриот

Патриотка Патриотизм

Патриотический

Патриотическая

Патримониальный

                                                                      Абаканское спец ПУ

                                                       Воспитатель: Василенко С.Ю.

                   Самоанализ воспитательского часа.

Воспитательский час «С чего начинается Родина?» входит в серию мероприятий по гражданско - патриотическому воспитанию и был запланирован в рамках темы недели: «Мы в Хакасии живем.», который проходит в кабинете информатики.

Продолжительность занятия:   40 минут.

Возраст:  Воспитанники Абаканского спец ПУ 6-7класса.

Тип занятия: Личностно - ориентированный

Форма проведения: нравственная беседа.

Цель: Показать значение Родины в жизни каждого человека.

Задачи:

1. Образовательная.  

  - Расширить и систематизировать знания воспитанников о родном крае, как о месте, где человек родился и живет.

  - Способствовать накоплению сведений об истории малой родины, расширяющих кругозор.

2. Развивающая.

  - Развивать навыки монологической речи и выразительного чтения, умения выступать перед аудиторией.

  - Содействовать развитию у подростков умений осуществлять самоанализ и самокоррекцию познавательной деятельности.

3. Воспитательная.

     - Воспитывать добрые чувства к Отечеству и гордости за народ своей малой Родины.

     - Воспитывать  ответственность перед Родиной, малой родиной.

Понятия: Земляки, предки, род, патриот, гражданин, катаржане, коренной житель.

Использованы следующие методы обучения и воспитания:

    - словесный (рассказ воспитателя, беседа с воспитанниками по вопросам);

    - наглядный (фотографии, карта России, карта Хакасии, слайды)

    - частично-поисковый (постановка проблемных вопросов)

    - объяснительно-иллюстративный;

    - репродуктивный (заучивание стихов, сообщения)

    - игровой (хакасская игра в кости, викторина)

Применение наглядных средств, ИКТ, вопросов, интерактивных методов позволяют организовать умственную и физическую деятельность воспитанников, активизировать внимание, улучшить восприятие, понимание и запоминание представленного материала.

Формы  занятия  используемые с воспитанниками:

   - индивидуальная (подготовка рисунков о Хакасии, использование опорных слов для лучшего восприятия материала);

   - фронтальную (ответы на вопросы, беседа, дискуссия, свободные высказывания, рассуждения и выводы.)

   - в динамических группах (соотнести правильно дату и событие, подобрать родственные слова к одному из слов и т.д.);                     Запланированы формы организации познавательной деятельности:

   - самостоятельное чтение текста;

   - воспроизведение основных дат по тексту;

   - поиск района, села, реки по карте;

Для реализации поставленной цели, задач, при проведении воспитательского часа использовались технологии: 

     - информационно-коммуникативная, позволяющая динамично и эффективно познакомить с историей города, села;

     - элементы проблемного обучения (постановка вопросов, требующих от воспитанников поиска ответов, подростки самостоятельно работают с картой)

     - игровая (хакасская игра в кости, викторина)

 Критерии личностно – ориентированного часа:

     - личная значимость;

     - благоприятный психологический климат;

     - возможность для проявления и развития индивидуальных  способностей  воспитанников;

     -  обогащённость жизненного опыта;

     -  гражданско – патриотические качества;

     -  вовлеченность воспитанников в подготовку и проведение воспитательского часа.

   

Методическое обеспечение:

Литература:

       Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию. Авторы: В.А.Великородная; О.Е.Жиренко. Москва «Вако» 2006г.

       Интернет ресурсы (Материалы о Хакасии, природа, культура, памятники);

       Подробный атлас Хакасия (достопримечательности)

Наглядные пособия:

1.Карта России, карта Хакасии.

2.Выставка книг.

3.Презентация «Моя малая родина»

4.Опорные слова (Родина, Русь, земляк, патриотизм, коренной житель…)

 Музыкальное сопровождение: песня «С чего начинается Родина?» слова М.Матусовского., музыка В.Баснера, в исполнении М.Бернеса.

Оснащение:

Эпиграф к занятию:

«Человек счастлив, пока у него есть Родина»

                                                         В.Беляев.

      2. На стендах рисунки, творческие работы о Хакасии, выполненные воспитанниками.

      3. Выставка книг о Хакасии, мой город Абакан.

      4. Мультимедиа.

      5. Салфетки для  упражнения.

       6. Матрешка.

   В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится нравственное воспитание. Актуальность данной темы возрастает в связи с ростом роли патриотического воспитания. Огромную важность приобретают вопросы патриотического воспитания через изучение своей малой родины. 
  Малая Родина подростка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места родного города, села, его исторические и культурные центры, предприятия, работающие на территории города, сельской администрации и, конечно, это люди, гордость и слава родного города или села.
   Изучение родного края необходимо, так как закладываются основные качества личности. «Мира не узнаешь, не зная края своего!» Уяснить неразрывную связь, единство истории  своего края, семьи, училища с жизнью нашей страны; воспитать детей гражданами своей Родины, знающими и уважающими свои корни, культуру, традиции, обычаи своей родной земли, училища. Тематика воспитательского часа прослеживалась на протяжении всего занятия. 
    Использовала разнообразные методы и приемы. Работа была направлена на формирование у воспитанников понятия «Малая Родина», подростки рассуждали о том, с чего начинается Родина, с чего начинается биография человека, что такое историческая память в отношении к своей Родине,  Малой Родине, почему она важна для человека, в чем должна проявляться ответственность перед Малой Родиной сегодня и в будущем, что значит думать и переживать за судьбу Малой Родины.                                            Дети были организованны, дисциплинированны и активны.
     В ходе воспитательского часа работала над развитием речи у воспитанников, добивалась распространенных ответов в высказываниях детей. Воспитательский час был эмоционально насыщенный. Удалось полностью реализовать поставленные задачи.
Завершая беседу и подведя итог, ребята согласились с мнением воспитателя в том, что изучая историю своей Малой Родины, отдавая дань уважения своим землякам за их трудовые и боевые подвиги, за их неисчерпаемый талант, радуясь позитивным изменениям в судьбе своего города, села, каждый может гордиться своей малой родиной. И что они сами может быть станут известными людьми и совершат подвиг.

Общение с ребятами было очень плодотворным и приятным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект освоения темы "С чего начинается Родина ( По рассказу М.А. Шолохова "Судьба человека").

Проект освоения темы включает в себя задания для творческих групп и отчетный урок, проведенный по указанной теме....

С чего начинается тригонометрия

В статье рассматривается проблема подготовки ученика к изучению тригонометрии в современных условиях. Анализирутся причины, по которым многим учащимся с трудом дается изучение материала и даются конкр...

С чего начинается здоровье

Презентация к общешкольному родительскому собранию...

Литературная гостиная. "С чего начинается Родина ?"

Литературно-художественная композиция "С чего начинается Родина?".  Данное мероприятие проводилось в рамках предметной недели по русскому языку и литературе в 8-9 классы....

Урок русского языка в 7-ом классе "С чего начинается Родина ?"

Тема: «С чего начинается Родина?»  (интегрированный урок на основе краеведческого материала;    урок   сотворчества)     Цели:1.Отработ...