Классный час "Путешествуем по музеям"
классный час (7 класс) по теме

Никитина Наталия Николаевна

Данный класный час направлен на формирование у учащихся культурно-нравственных ценностей методами музейной педагогики.Экскурсоводы рассказывают о тех местах, которые они уже посетили Это картинные галереи Русского музея и Эрмитажа в Санкт-Петербурге, это и картинная галерея в ст.Привольной Краснодарского края.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Путешествие по музеям".

Классный час

в 7 классе

          Классный руководитель Никитина Н .Н

2014год

Цель классного часа: формирование у учащихся культурно-нравственных ценностей методами музейной педагогики.

Задачи классного часа:

 

  • расширение знаний учащихся о музеях России;
  • знакомство с азами музейного дела;
  • формирование интереса к картинным галереям;
  • формирование навыка работы в группе;

Учитель: Сегодня тема классного часа "Путешествие по музеям".

2014 год объявлен в России годом культуры. Изучать  культуру России нельзя не посещая  музеи , театры, выставки , не знакомясь с историей народов нашей страны, с достижениями народа.

Ребята, сегодня я приглашаю вас совершить виртуальную экскурсию  в музей! И даже не в один музей, а сразу в несколько. Музеи, в которых вы побываете, необычные.

 Чем же они необычны? Об этом вы узнаете очень скоро.

В прошлом году мы с группой ребят совершили экскурсию в город Санкт-Петербург , посещая картинную галерею Эрмитажа, Русский музей и другие музеи этого необыкновенно красивого города. Сегодня эти ребята будут экскурсоводами и поделятся с нами своими воспоминаниями и впечатлениями.

Экскурсовод1:   Музей - это учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием памятников материальной и духовной культуры, а также просветительской деятельностью".

 Слово "музей" образовано от слова "муза". У древнегреческого бога Зевса было 9 дочерей, 9 муз (муза - от греч. "муса" - мыслящие), которые покровительствовали наукам и искусствам: Мельпомена - муза трагедии, Талия -муза комедии, Каллиопа - муза эпической поэзии, Эвтерпа - муза лирики, Эрато -муза любовных песен, Терпсихора - муза танцев, Клио - муза истории, Урания -муза астрономии и Полигимния - муза священных гимнов. Богини обычно выступали под водительством покровителя искусств Аполлона, получившего от богов второе имя Мусагет. Поэтому "музей" - это "храм искусств" т. е. мусейон. Мусейоны были центрами духовной жизни древних греков, здесь собирались на ученые диспуты и состязания философы, поэты, певцы, музыканты.

Учитель Существует много разных типов музеев. Это зависит от того, какие экспонаты хранятся в музее, но сегодня мы будем путешествовать по музеям в которых хранятся картины. Итак слово предоставляется 1 экскурсоводу.

Экскурсовод2: (Рассказ сопровождается презентацией, которую подготовили сами ребята)

Государственный Русский музей - один из крупнейших мировых музеев и, пожалуй, единственный в стране, где в таком полном объеме представлены сокровища отечественной культуры. Это не только живопись, графика, скульптура, но и произведения декоративно-прикладного искусства. Сегодня собрание музея насчитывает около 400 тысяч экспонатов.

Впервые двери Русского музея были открыты для посетителей 7 марта 1898 г., через три года после того, как 13 апреля 1895 г. вышел специальный указ Николая II об учреждении Русского музея императора Александра III. Тем же указом для размещения картин и скульптуры русской школы отводилось одно из красивейших зданий Петербурга - Михайловский дворец, сооруженный в 1825 г. знаменитым архитектором Карлом Росси для великого князя Михаила Павловича - сына императора Павла I. С целью переоборудования дворца был объявлен конкурс, который выиграл молодой архитектор Василий Свиньин. Перед ним стояла сложная задача превратить покои, предназначенные для частной жизни, в залы общественного назначения, удобные для показа картин и произведений. Одновременно с перестройкой и реставрацией дворцовых залов формировалась коллекция музея, основой которой стали произведения, переданные из музея Академии художеств, Эрмитажа, загородных царских резиденций и крупных частных коллекций.

Согласно первоначальной структуре музей имел три отдела: отдел, "посвященный специально памяти Императора Александра III", этнографический и художественно-промышленный отдел, художественный отдел. Однако в связи с политическими событиями в стране Памятный отдел был ликвидирован. Сформированный вместо него историко-бытовой отдел в 1934 г. был частично передан Эрмитажу и лег в основу отдела русской культуры этого музея. Этнографический отдел просуществовал в составе Русского музея до 1934 г., после чего он был выделен в самостоятельный Государственный музей этнографии народов СССР. Таким образом, характер музея изменился, и он стал всецело художественным.

Экспозиция строится по историко-монографическому принципу, с XI в. до наших дней. Сегодня Русский музей - один из крупнейших музейных комплексов России, куда входят Михайловский дворец (главное здание Русского музея), Мраморный и Строгановский дворцы, Михайловский замок, Летний дворец Петра I и Домик Петра I, а также два садово-парковых комплекса: Михайловский и Летний сады. Русский музей постоянно пополняет свою коллекцию за счет новых приобретений и даров.

Учитель: В.М. Васнецов,А. Рублёв, П.П. Кончаловский,О.А. Кипринский, Ван Гог, Дюрер,Рафаэль, Рембранд – это художники разных времён и разного стиля, но всех их, как истинных мастеров, объединяет вечное горение вечное вдохновение, вечная одержимая любовь к искусству.

Художник не может творить, если его душа мертва, а сердце холодно .Он не будет живописцем, если его чувства не воспринимают красок жизни , гармонии природы, если его не трогают судьбы людей.

Экскурсовод 3: (Рассказ сопровождается презентацией, которую подготовили сами ребята)

Радость сопричастности к великому культурному наследию человечества подарит нам государственный Эрмитаж – шедевр мирового искусства. Эрмитаж ( Санкт - Петербург ) – это лучшая галерея России, представляющая мировое искусство, один из наиболее известных художественных музеев в мире и, безусловно, главная досто примечательность Санкт - Петербурга. Музей был основан в 1764 году, когда Екатерина Великая приобрела коллекцию из 255 картин из немецкого города Берлина. Сегодня государственный Эрмитаж обладает более 2,7 млн. экспонатов и отображает разнообразные искусство и артефакты из разных стран мира и всей истории ( от Древнего Египта до начала 20 века в Европе ). Коллекции Эрмитажа включают в себя произведения Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Тициана, уникальные коллекции Рембрандта и Рубенса, многие работы французских импрессионистов Ренуара, Сезанна, Мане, Моне и Писарро, многочисленные полотна Ван Гога, Матисса, Гогена и несколько скульптур Родена. Коллекция является огромной и разнообразной, для ее создания требовалось много времени, и она является существенным аспектом для всех тех, кто интересуется искусством и историей .

Дыхание Эрмитажа Эрмитаж можно без преувеличения назвать одним из русских брендов. Эта сокровищница мировой культуры украшает северную столицу России и является бесценным наследием, которым по праву гордится каждый россиянин. Символично даже расположение Эрмитажа. Дворцовая площадь Петербурга – города, который всем своим существованием доказывает, что великая русская культура является частью и жемчужиной европейской цивилизации. Солоноватый ветер Балтики, пропитанный историей, разбивает волны о гранитную набережную, на которой высится громада Зимнего дворца. И полуденный выстрел пушки Петропавловской крепости так хорошо слышен отсюда, а шпиль Петропавловского собора отражает солнечные лучи, слепя глаза… На этих берегах словно сосредоточена вся слава России: культурная, воинская, духовная.Петропавловской крепости

Эрмитаж похож на губку: здесь становится отчетливо понятно, что культура России впитывала лучшие образцы мирового искусства, что она создавалась в концентрированном культурном пространстве и крепла, занимая гигантское место в мире. Не зря на портике Нового Эрмитажа стоят атланты – один из символов Санкт-Петербурга: герой греческих мифов, держащий небо на руках – очень подходящий и впечатляющий символ спокойной мощи русской культуры мифов

Можно понять приезжего человека, который в рамках одной экскурсии стремится ухватить как можно больше: увидеть больше произведений, побывать в как можно большем количестве залов. Трудно надеяться, что человеческое сознание способно воспринять такой объем искусства. Но даже простая экскурсия способна принести удовлетворение, в первую очередь, от прикосновения к самому Эрмитажу. Атмосфера этого музея не похожа ни на одну другую. Здесь даже стены живут какой-то своей исполинской жизнью. Ее не понять за одно посещение. Не понять и за десять. Но почувствовать ее можно. 

Учитель: Леонардо да Винчи назвал живопись «немой поэзией». Римский поэт Гораций считал, что: «Картина – это поэма без слов».

Картина безмолвна.

Звуки и слова лишь предполагаются зрителем. Картина неподвижна. Люди, события, предметы предстают в определённом состоянии и виде. Настоящий художник не копирует действительность, а по-своему воспроизводит её и толкует.

Экскурсовод4: (Рассказ сопровождается презентацией, которую подготовили сами ребята)

А хочу вспомнить картинную галерею которую мы посещали с удовольствием не один раз , которая находится недалеко от нас.

Народная картинная галерея в станице Привольной Каневского района Краснодарского края работает с 1983 года. Это уникальный сельский самодеятельный  художественный музей, имеющий неожиданную историю образования.

В 1981 году станица Привольная праздновала своё столетие. Среди юбилейных подарков немалую часть составили картины. Праздник прошел, произведения искусства требовали внимания. Жителями станицы было принято решение о создании картинной галереи. Вскоре уже имеющуюся коллекцию пополнили произведения краснодарских художников: Аполлонова А.А., Сирома Б.С., Крысина В.М., Папко В.Ф. и др. Горячий отклик встретило обращение станичников в правление Союза художников РСФСР и других республик. Союз художников РФ безвозмездно передал галерее 150 произведений живописи, графики, скульптуры. В дар музей получил картины, гравюры, акварели от художников республик Азербайджана, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Литвы, Узбекистана. А в следующем году галерея пополнилась произведениями декоративно – прикладного искусства, образцами народных художественных промыслов.

30 декабря 1982 года народная картинная галерея была торжественно открыта. К этому дню в коллекции уже насчитывалось 475 произведений.

Есть удивительная особенность, отличающая привольненскую галерею от других народных галерей. Содружество станицы с Союзом художников СССР окрепло после открытия галереи, стало активным и плодотворным. Станица Привольная обязалась принимать на один летний месяц международную творческую группу художников, а художники - устраивать выставки работ, сделанных за месяц и дарить в галерею по одной работе. Вот так привольненская народная картинная галерея стала обладательницей совершенно уникального собрания произведений зарубежных мастеров конца XX века. Художники из таких стран, как Болгария, Венгрия, Вьетнам, Германия, Монголия, Польша, Румыния, Чехословакия, Лаос и Никарагуа, изображали кубанские колхозные сады и хлебные нивы. Но чаще всего художники изображали людей серьёзных и радушных, с умелыми руками и чувством собственного достоинства.

Сейчас в коллекции галереи насчитывается более 1500 произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно – прикладного искусства.

Народная картинная галерея в станице Привольной - пример плодотворной совместной работы людей разных стран, художников и хлеборобов.

Народные художественные галереи - это часть всей музейной сети нашей страны.

Учитель: Вот и закончилась наша экскурсия по музеям, которые мы посетили

 Каждый музей имеет свою неповторимую историю.

Но объединяет их одно – каждый из музеев является гордостью той страны и того города, в котором он находится. Музей, как мы сейчас убедились с Вами, - это кладовые культуры человечества, хранилища его духовного общества.

 Замечательные произведения великих художников открыли перед Вами огромный многообразный и прекрасный мир искусства.

И давайте , подводя итог сегодняшней экскурсии пожелаем, тем, кто еще этого не видел, обязательно побывать там, а нам обязательно в год Культуры России побывать в Третьяковской галерее, и музеях Москвы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа на базе школьного музея, урок-конференция с использованием экспозиции музея как вид нетрадиционного урока

Данное проектное задание явялется  посвящено  проблемам приобщения учащихся к научно-исследовательской деятельности.  На примере проведения научно-практической конференции  среди у...

Классный час на тему "Жемчужина Егорьевска" (к 100-летию Историко-художественного музея)

Презентация  содержит материал по истории возникновения историко-художественного музея в г. Егорьевске. Первых основателях музея. Наглядно представлены основные композиции музея: "Егорьевские дик...

Презентация к классному часу на базе школьного музея "Добрая память"

Презентация к классному часу о земляках-героях  из цикла классных часов, посвященных ВОв. Учащиеся сами составляют комментарий к слайдам. Информацию можно получить как из библиотечных источ...

Из опыта работы музея краеведения. Подготовка к смотру-конкурсу музеев.

Добрый день, уважаемые коллеги! Руководитель краеведческого объединения «Уголок России», учитель истории и обществознания Алёхина А.И. Краеведческий музей ГБОУ СОШ пос. Кировский действует 15 лет. Хоч...

Классный час" Вехи истории народного музея им. М.Е. Пятницкого"

Классный час-экскурсия  на тему: «Вехи истории народного музея имени М.Е.Пятницкого»Цели:1)познакомить учащихся с вехами истории народного музея имени М.Е.Пятницкого, с жизнью и творчеством выдаю...

Примерный состав музейного Совета, актива музея, план работы музея на текущий год.

Примерный состав музейного Совета, актива музея, план работы музея на текущий год....

«Организация проектно- исследовательской работы с учащимися на базе школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения». (Из опыта работы историко- краеведческого музея «Память поколений» МБОУ СОШ №30 г. Подольска)

Научно-исследовательская деятельность учащихся — одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полноценно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потен...