Воспитательная программа для учащихся 10 – 11 классов «Сделай свой выбор!»
классный час (10 класс) на тему

Орлова Наталья Олеговна

Основное внимание в программе «Сделай свой выбор!» уделяется умению определения профессиональной деятельности и планирования карьеры, правилам поведения в обществе и коллективе, способам установления контактов и межличностных отношений, подходам к разрешению конфликтных ситуаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sdelay_svoy_vybor.doc796.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Абакана

«Средняя общеобразовательная школа №11»

Воспитательная программа для учащихся 10 – 11 классов «Сделай свой выбор!»

        

                                 Классный руководитель 11 класса «А»

                                        Орлова Наталья Олеговна

Абакан

2013

 

Пояснительная записка 

     Оптимальное решение вопроса «кем быть?», поиском которого неизбежно приходится заниматься каждому человеку на определенном этапе возрастного и социального развития, является жизненно важным не только для него лично, но и для общества в целом.

     Профориентационная работа предполагает широкий комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии, является естественным продолжением всей педагогической работы с учащимися и является ее логическим завершением. Классические исследования в области профориентации принадлежат Е.А.Климову, И.С.Кону, Н.С.Пряжникову, Н.Н.Чистякову, А.Д.Сазонову.

     Е.АКлимов подчеркивает: «Надо всячески помогать подростку получить широкую ориентировку в мире профессии. Он должен стать автором проекта и строителем своего жизненного пути». Психолог классифицировал типы профессий по предмету труда: «человек», «техника», «знаковая система», «художественный образ», «природа».

     Н.С.Пряжников считает, что профориентационная работа является стержнем всего образовательного процесса. Именно профориентация, понимаемая как специально организованное сопровождение профессионального и личностного самоопределения, должна помочь школьнику ответить на вопрос, зачем он вообще учится.

    Н.А.Рыбников в книге «Психология и выбор профессии» пишет: «Человек становится неудачником зачастую лишь потому, что ему в свое время не помогли найти его место, на котором он смог бы творчески выяснить себя, испытать радость и свободу от труда по призванию».

    Одним из значимых компонентов профессионального самоопределения является процесс развития интереса учащихся в различных сферах профессиональной деятельности. Интерес к профессии занимает центральное место в профессиональном самоопределении личности.

    Согласно И.С. Кону, профессиональное самоопределение начинается далеко в детстве и заканчивается в ранней юности, когда уже необходимо принять решение, которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека.

    Профориентационная работа в школе реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

     Одной из форм работы является воспитательная программа «Сделай свой выбор!».   Эта программа утверждена на Научном методическом совете г.Абакана в 2004 году, в 2010 году на Всероссийском конкурсе «Образование: взгляд в будущее» в номинации «Технологии профессионального самоопределения учащихся средней школы» удостоена Диплома II степени.

Цель и задачи данной программы:

  • воспитание грамотных, подготовленных к успешной деятельности в различных сферах и отраслях хозяйства, инициативных, предприимчивых, уверенных в себе и своём будущем молодых людей;
  • подготовка учащихся к успешной и эффективной трудовой деятельности;  
  • выработка качеств, умений и навыков, которые помогут справиться с жизненными и профессиональными задачами и трудностями;
  • социальное образование школьников, направленное на усвоение знаний и формирование моделей мышления и поведения, которые необходимы для жизни каждого человека.

 Программа рассчитана на 18 классных часов (9 часов в 10 классе, 9 часов в 11 классе, один классный час в месяц) и направлена на:

  • подготовку к самостоятельной профессиональной деятельности;
  • формирование способности принятия решений и готовности брать на себя инициативу и ответственность;
  • усвоение терминологии, принятой в международной и российской практике;
  • практическое применение знаний и умений, полученных в ходе обучения;
  • овладение навыками критического и конструктивного мышления и эффективной коммуникации;
  • развитие модели поиска, анализа и использования информации.

   

      Основное внимание в программе «Сделай свой выбор!» уделяется умению определения профессиональной деятельности и планирования карьеры, правилам поведения в обществе и коллективе, способам установления контактов и межличностных отношений, подходам к разрешению конфликтных ситуаций.

       Содержание заданий, дидактический материал к ним подобран так, что учащиеся могут познакомиться с разными аспектами профессий, проанализировать их, выявить свои наклонности и возможности, сильные и слабые стороны, которые помогут им стать грамотными специалистами и достойными членами общества.

       Программа «Сделай свой выбор!» представляет собой систему взаимосвязанных творческих заданий и деловых игр, в ходе которых школьники будут

  1. анализировать, интерпретировать и моделировать ситуации;
  2. рассматривать возможные варианты решения проблемы;
  3. высказывать различные точки зрения и защищать их;
  4. участвовать в дискуссиях и обсуждениях, ролевых играх, работать над проектами и презентациями;
  5. готовить отчёты, доклады и публичные выступления.

      Учащиеся получат практический опыт поведения и взаимодействия с другими людьми, который могут использовать как в повседневной жизни, так и в будущей профессиональной деятельности.      

       Материал программы распределён по времени с учётом его достаточности для качественного изучения основных положений и получения запланированных результатов.

      В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать сущность и содержание следующих понятий:

  • психологические особенности личности: темперамент, память, внимание, мышление, эмоции:
  • уровни самоопределения (профессиональное, личностное, жизненное);
  • профессиональные интересы и склонности, способности;
  • профессия, должность, карьера, горизонтальный и вертикальный рост;
  • профессиональная мобильность;
  • классификация, типы и подтипы профессий;
  • профессиограмма и требования профессий к определенным качествам личности;
  • личный профессиональный план;
  • виды обучения: «универсальное обучение», «профильное обучение»;
  • рынок труда;
  • способы сохранения (профилактики) психоэмоционального здоровья в профессиональной деятельности.

На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:

  • раскрывать психологические особенности своей личности;
  • выявлять свои способности и профессиональные интересы;
  • определять соответствие выбранной профессии своим способностям,       личностным особенностям и запросам рынка труда;
  • работать с профессиограммами;
  • ориентироваться в типах и подтипах профессий;
  • составлять личный профессиональный план и резюме;
  • проектировать свою профессиональную карьеру.

Предполагаемый результат:

  • учащиеся должны осознанно подойти к выбору пути получения образования, соответствующего способностям и стремлениям;
  • определиться с видом профессиональной деятельности, которая соответствует личностным качествам (способности, наклонности, темперамент, характер, желание);
  • владеть информацией о возможностях получения образования в нашем городе;
  • иметь представление о наиболее востребованных профессиях в нашем регионе и в России.

Тематическое планирование классных часов

для учащихся 10 класса

Название темы

Задачи

сентябрь

Диагностика: мои способности, интересы, система ценностей

-учить определять свои способности, интересы;

-помочь осознать свою систему ценностей при выборе профессии.

октябрь

Психологический тренинг. Познавательные способности при выборе профессии: диагностика интеллектуальной сферы.

-выявить уровень развития познавательных способностей и успешности обучения.

ноябрь

Склонности и профессиональная направленность. Профессиональный тип личности.

-учить сопоставлять собственные возможности и склонности для дальнейшего успешного профессионального выбора.

декабрь

Дискуссия «Можно ли быть свободным без ответственности?»

-развивать осознание понимания ответственности за поступки;

-умение действовать сообразно нравственным законам человеческого существования.

январь

Час общения «К чему люди стремятся в жизни?»

-формировать понимание целей, дающих человеку смысл в жизни;

-понимать разницу между материальными и нематериальными ценностями.

февраль

Исследование: профессия и твоё здоровье.

-определить сущность понятия «здоровье»;

-раскрыть роль здоровья в профессиональной деятельности человека;

-учить анализировать, как физические возможности влияют на трудовую деятельность человека;

-познакомить с основными медицинскими противопоказаниями к группам профессий.

март

Круглый стол «Этикет и этика профессиональной деятельности».

-изучить основы этикета и этики профессиональной деятельности; 

-составить список основных принципов делового этикета.

апрель

Деловая игра «Конфликтные ситуации и способы их разрешения».

-обучить выявлению причин возникновения конфликта и

выходу из него;

-разыграть конфликтную ситуацию, оценить поведение каждого, предложить выход.

май

Практическая работа. Карта-план «Мой образовательный маршрут».

-познакомить учащихся с алгоритмом составления профессионального плана;

-дать рекомендации по формированию основных составляющих готовности к    выбору профессии;

-рассказать об ошибках, допускаемых школьниками при построении профессиональных планов;

-указать пути дальнейшего продолжения образования.        

Тематическое планирование классных часов

для учащихся 11 класса

Название темы

Задачи

сентябрь

Беседа психолога «Слагаемые и навыки успеха в твоей профессиональной карьере»

-обучить различным вариантам общения;

-научить оценивать ситуации общения с точки зрения достижения целей собеседника;

-обучить моделированию ситуации эффективного общения;

-совершенствовать навыки общения.

октябрь

Деловая игра «Общение ради взаимодействия».

-обучить определению фактов, препятствующих и

способствующих взаимодействию;

-развивать умение убедительно говорить, внимательно слушать и задавать правильно вопросы.

ноябрь

Психологический тренинг «Тайм-менеджмент для жизни и профессии».

-привлечь внимание участников к необходимости планирования времени;

-познакомить с понятием «тайм-менеджмент»;

-научиться беречь время.

декабрь

Правовой брейн-ринг «Выпускник – будущий абитуриент»

-познакомить с правами и обязанностями поступающих.

январь

Час общения. Рынок труда. Диалог «Основные сферы занятости» (организация встреч с руководителем центра занятости)

-определить понятие «сфера занятости»;

-обеспечить профессиональную ориентацию учащихся.

февраль

Час общения. Рынок образовательных услуг в России, Сибирском Федеральном округе, Красноярском крае, в Республике.

-познакомить учащихся с ведущими учебными заведениями РФ, СФО, Красноярска, Абакана.

март

Презентация. Изучаем профессии. «Новое время – новые профессии».

-познакомить учащихся с новыми профессиями.

апрель

Лекция с элементами беседы. Встреча с юристом. «Социальная и правовая защита молодежи в области занятости».

-изучить социальные и правовые норм.

май

Деловая игра «Работодатель: резюме, портфолио, навыки самопрезентации».

-обучение составлению резюме, портфолио, самопрезентации.

                                                 

                                               Список литературы

1.        Большая Советская Энциклопедия. 2 изд. М. 1955. Т. 35. 567 с.

2.        Власова Н. И проснёшься боссом. Справочник по психологии управления. Новосибирск, ЭКОР, 1994

3.        Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи / Е.И.Головаха. Киев. 1988. 198 с.

4.        Гоноболин Ф.Н. Психология / Ф.Н.Гоноболин. М. 1964. 342 с.

5.        Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности / М.Т.Громкова. М. 2003. 415 с.

6.        Гурова Е.В., Голерова О.А. Профориентационная работа в школе. Практическое пособие. М., Просвещение, 2007

7.        Гурова Е.В., Голерова О.А. Психология развития и возростная психология. Тесты. М., Просвещение, 2006

8.        Голерова О.А. Выбор профессии – дело семейное? Пособие для учителя. М., Просвещение, 2007

9.        Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: учебное пособие для студентов / Н.Н. Захаров. М. Просвещение. 1988. 272 с.

10.        Кирилова Н.А. Вопросы психологии / Н.А.Кирилова. 2000. № 4. С. 15.

       10. Климов Е.А. Как выбирать профессию / Е.А.Климов. М.: Просвещение. 1990. 150 с.

11.         Кон И.С. Психология ранней юности / И.С.Кон. М.: Просвещение. 1989. 254 с.

       12. Коннычева Г.Г. Формирование мотивационной готовности к профессиональному самоопределению лицеистов: / Г.Г.Коннычева. Саратов. 2001. 143 с.

      13.  Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н.Леонтьев. М.: Политиздат. 1999. 304 с.

      14.  Методика воспитательной работы / Под ред. В.А.Сластенина. М. 2002. 144 с.

15.        Педагогический Энциклопедический словарь / Под ред. Бим-Бада

Большая Российская энциклопедия. 2002. 528 с.

16.        Платонов К.К. О системе психологии / К.К.Платонов. М., 1972.  

17.        Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Самара. 1998. 672 с.

18.        Профессиональная ориентация учащейся молодежи / Под ред.

А.Д.Сазонова. М.: Просвещение. 1998. 223 с.

19.        Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения / Н.С.Пряжников. М. 2002. 400 с.

20.        Пряжников Н.С. Школьная профориентация: мечты и реальность / Н. С. Пряжников // Школьный психолог. 2003. № 4.  С. 12-13.

21.        Психология личности в трудах отечественных психологов / Под ред. Л.В.  уликова. СПб. 2002. 480 с.

22.        Психология. Словарь / Под общ. Ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошенко. М.: Политиздат. 1990. 494 с.

23.        Психологические тесты (для деловых людей) М., Бизнес-школа «Интелл-Ситез», 1999

24.        Рыбников Н.А. Психология и выбор профессии / Н.А.Рыбников. М. 1918. 54 с.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Абакана

«Средняя общеобразовательная школа №11»

Сценарий внеклассного мероприятия

Тема «Рынок труда»

                            Классный руководитель 11 класса «А»

             Орлова Наталья Олеговна

Абакан

2013

Сценарий внеклассного мероприятия

Тема «Рынок труда»

Цель: формирование понятий «рынок труда», «работодатель», «заработная плата».

Задачи:

  • развивать навык получения и анализа информации из различных источников (газет, журналов и т.д.);
  • воспитывать культуру коммуникативного взаимодействия;
  • уметь работать в парах, в группе.

Основные понятия: работодатель, особенности рынка труда, функции рынка труда, трудовой договор (контракт), заработная плата.

Оборудование: плакаты с афоризмами, основными понятиями, презентация.

Ход классного часа.

                                                                  Если ты ничего не можешь,

                                                   ты ничего не должен хотеть.

                                                                                               Сенека

                                                              Если вы удачно выберете труд                  

                                                       и вложите в него душу, то счастье

                                                  само вас отыщет.

                                                                                                       К.Д. Ушинский

Учитель:

- А знаете ли вы, сколько всего на свете профессий?

(По приблизительным подсчётам, общее количество профессий превышает

20 000, а специальностей - 40 000).

- А знаете ли вы, что такое рынок труда? Кто такой работодатель и как вести себя с ним? На эти и другие вопросы мы найдём сегодня ответ.

Ученик:

-  Рынок труда – такой же рынок, как и любой другой.  Как и на всяком рынке, здесь есть покупатели и продавцы. Владелец рабочего места – покупатель. Вы – продавцы. Вы предлагаете свои умения, навыки, знания, квалификацию, опыт, энергию, желание работать и быть полезным.  Вы предлагает себя как профессионала тому, кто готов платить за вашу работу. Работодатель выбирает подходящего специалиста для ведения производственной, коммерческой или иной деятельности. Эти отношения равноправны, хотя каждая сторона преследует свои цели. Если цели совпадают, то есть работа устраивает специалиста, а специалист — работодателя, в результате выигрывают обе стороны.

Учитель:

- Всегда ли ровно и гладко складываются отношения между работодателем и специалистом? Посмотрите фрагмент из мультфильма «Сказка о попе и работнике его Балде» А.С.Пушкина.

Обсуждение:

- Чего хотел поп, что получил? Почему?

(Хотел получить дешёвого работника, но дешёвый работник обошёлся работодателю очень дорого, так как поп жадный.)

Учитель:

- Может ли возникнуть конфликт интересов работодателя и специалиста? В каком случае? Что может стать причиной возникновения конфликта?

(Работа в парах. Работодатель – специалист: придумайте конфликтную ситуацию, разыграйте).

Учитель:

- Нередко возникает конфликт интересов: специалист предъявляет особые требования к условиям и оплате труда (например, требует бесплатного обеда и личного шофёра, может работать только через день и т. д.). Если этот специалист уникален и незаменим, работодатель может согласиться на все эти условия в расчёте на то, что затраты окупятся. Если же специалист не представляет особой ценности, то ему придётся снизить уровень притязаний, отказавшись, для начала, хотя бы от бесплатного обеда. Иначе он рискует остаться без работы.

Работодатель проявляет нереалистичный уровень притязаний, когда требует от своих работников усилий, несопоставимых с заработной платой.

Учитель:

- Как регулируются отношения между работодателем и специалистом?

(В наше время права и обязанности сторон регулируются трудовым соглашением, или контрактом — документом, в котором оговариваются условия и оплата труда, а также должностной инструкцией. Работодатель не вправе требовать от специалиста работы, выходящей за рамки его служебных обязанностей).

Ученик:

- Меня интересует вопрос, как рассчитывается размер заработной платы и от чего он зависит?

Учитель:

- Давайте подумаем вместе. Может быть, у вас есть предположения? Обсудите в парах.

Учитель:

- Подведём итог. Рынок труда развивается по тем же законам, что и рынок товаров и услуг. Здесь действует закон спроса и предложения, формируя цены на особый товар — рабочую силу. Эта цена называется заработной платой. Заработная плата — это денежное вознаграждение работника за выполнение своих обязанностей.

   Заработная плата начисляется в соответствии с занимаемой должностью и зависит от квалификации специалиста, которая складывается из уровня профессиональной подготовки, опыта работы, личностных и профессионально важных качеств. На размер заработной платы влияют интенсивность, продолжительность и условия труда. Чем больше специалистов определённой квалификации на рынке рабочей силы, тем ниже их цена.

   Как вы думаете почему? (Ответы учащихся). Эта ситуация выгодна работодателям: во-первых, есть выбор, во-вторых, можно сэкономить на зарплате. Результатом превышения предложения над спросом является безработица.

   Давайте решим такую сложную задачу. Нашему городу нужны девяносто девять сантехников и один юрист. Однако из ста выпускников школ города девяносто девять планируют стать юристами, и только один хочет стать сантехником. Как быть работодателю и специалистам? Поработайте в парах и предложите свои варианты. (Ответы учащихся).

Учитель:

- Возможны следующие варианты: «лишние» юристы переквалифицируются в сантехники, или уедут в другие города, где есть потребность в их услугах, или умрут голодной смертью, сидя по уши в нечистотах. Не думаю, что кто-нибудь из них мечтал о таком финале, выбирая профессию из соображений престижа, а не из требований рынка труда.

- Что такое спрос на рынке труда?

(Ответы учеников).

Ученик 1:

- Существуют массовые профессии, требующие большого количества специалистов. Потребность в жилище, питании, одежде не оставит без работы строителей, технологов и производителей изделий и продуктов питания. Пока есть болезни, нужны врачи. Пока есть дети, нужны учителя. Пока есть преступность, нужны правоохранительные органы. Сейчас в России активно формируется рынок услуг, который через несколько лет может дать пять миллионов рабочих мест.

Ученик 2:

- Особую категорию специалистов составляют учёные, изобретатели, люди искусства, представители редких профессий, например, реставратор, летчик-космонавт, криптограф, дегустатор, ювелир, переводчик, психолог. Это — «штучный» товар. Если в эту «нишу» устремляется большое количество людей, возникает конкуренция — неизбежное следствие рыночных отношений.

Ученик 3:

- Синонимы слова «конкуренция» — соревнование, соперничество. Конкурентоспособность — это соответствие качества предлагаемой рабочей силы требованиям работодателя. Если человек никогда не занимался спортом, выходить на старт марафонской дистанции наравне с опытными спортсменами не только неразумно, но и опасно. Ресурсы на рынке труда — это наше профессиональное образование и опыт работы, трудовая мотивация и личностные качества (ответственность, работоспособность, способность к профессиональному и личностному росту).

Ученик 4:

- Современный рынок труда намного сложнее, чем несколько лет назад, а требования к профессионалу жёстче. Если раньше в самой «рыночной» сфере — торговле — один человек при наличии образования и опыта мог выполнять почти весь цикл работ, то теперь требуются специалисты, отвечающие за узкий участок работы. Так, профессия менеджера сейчас имеет массу разновидностей: менеджер по закупкам, продажам, сбыту, продвижению, работе с клиентами, маркетингу, рекламе. Поэтому за фразой «я хочу стать менеджером» чаще всего стоит поверхностное знание предмета выбора профессии и рынка труда.

Учитель:

- А теперь такие интересные факты. По данным многолетних социологических опросов, российские выпускники из года в год выбирают одни и те же профессии: программист, юрист, менеджер, экономист, бухгалтер, автослесарь, дизайнер, парикмахер, повар-кондитер, психолог.

   Московский педагог З.Гельман еще пятнадцать лет назад заметил, как поразительно отличаются ответы зарубежных школьников на вопрос: «Кем ты хочешь стать?» от ответов наших ребят. Никто из юных англичан, венгров, чехов, финнов или шведов не видел себя в будущем космонавтами, пианистами, актёрами, писателями, да и тех, кто мечтал о карьере адвоката, врача, инженера или какой-либо другой профессии, требующей высшего образования, набиралось совсем немного. Зарубежные школьники видели свою будущую профессиональную деятельность вполне конкретной: химики-аналитики, инженеры-проектировщики холодильных установок, разработчики компьютерных программ. Наши школьники и их учителя были удивлены, когда огромное большинство их сверстников из-за рубежа выразило желание стать столярами, водителями грузовиков и автокаров, машинистами электропоездов, строителями, медиками, специалистами сельского хозяйства, секретарями, домохозяйками.

   Подведём итог. Динамичный и непредсказуемый современный рынок труда требует от молодого специалиста не только профессионализма, но и умения ориентироваться в разных сферах деятельности и адаптироваться к меняющимся условиям. При этом необходимо критически подходить к заманчивым предложениям работы, которыми пестрят страницы газет и журналов. И большинство людей на себе убеждаются в справедливости старой пословицы: «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке».

Учитель:

- Работа в группах. Познакомьтесь с некоторыми мышеловками и подумайте, как они работают.

1 группа.  «Почтовая пирамида». «Работа на дому. От 400$ в неделю. Пришлите конверт с обратным адресом».

( Ответ. Смысл мошенничества: вы получаете конверт с двумя-тремя страницами текста, где объясняется, что фирма занимается социальными программами, призванными спасти россиян от безденежья, и с новым предложением - выслать 10 $ за методические материалы. В лучшем случае вы вообще не дождетесь ответа. В худшем — из вас постоянно будут выманивать деньги, пока не втянут в «Программу почтовой работы», суть которой в том, что теперь вы сами должны ловить простаков, давая объявления в газетах, и рассылая им письма).

2 группа. «Сизифов труд». «Работа на дому. Сортировка. (шариковых ручек, разноцветных пластмассовых гранул, камней из желчных пузырей и т.п.) От 500$ в неделю. Пришлите конверт с обратным адресом».

(Ответ. Для начала за «ценное импортное сырье» обычно предлагается внести приличный залог. Дальнейшие события развиваются по одному из двух сценариев. Первый - быстренько собрав деньги, фирма исчезает, оставляя вам в утешение кучу разного хлама. Второй вариант — фирма никуда не девается, но денег за свой сизифов труд вы не получаете, поскольку ваша продукция не соответствует «критериям качества», установленным работодателем. Покорпев два-три месяца над выращиванием на дому грибов или плесени, вы убеждаетесь: выполнить требования фирмы попросту невозможно, как и вернуть назад залог: вы своей рукой подписали договор, где подробно прописаны все условия).

3 группа. «Домашний офис». «Солидной фирме» требуются менеджеры «на дому». Зарплата — от 500 $. Фирма обеспечивает сотрудников оргтехникой». (Ответ. «Фирма» устанавливает на ваш домашний телефон автоответчик. Собственно, он и будет выполнять всю нужную работу, то есть обещать таким же простакам помощь в трудоустройстве и записывать их координаты. От вас же требуется только залог в 150 долларов. Через некоторое время появляется представитель «фирмы», забирает кассету и обещает, что деньги за аренду вашего телефона принесет в следующий раз. Однако следующего раза не будет, а при попытке продать автоответчик выясняется, что красная цена ему — 20 долларов).

4 группа. «Испытательный срок». «Работа. После испытательного срока — 700$».

(Ответ.Вы, не покладая рук, работаете в офисе или торговом зале, высунув язык, мотаетесь по городу, расклеивая объявления и развозя какие-то товары. Вы работаете так, как в жизни никогда не работали в надежде, что ваше усердие будет замечено. Через два-три месяца вас просят больше не приходить на работу, не удостаивая объяснения — испытательный срок закончился. Надо уступить место другим любителям бескорыстного труда).

Учитель:

- Какой вывод сделали из данных ситуаций?

(Необходимо критически подходить к заманчивым предложениям работы, которыми пестрят страницы газет и журналов. Вас должны насторожить следующие моменты: обещание высокой зарплаты; отсутствие требований к образованию и опыту работы; необходимость денежных вложений).

Учитель:

- В мире интересного: профессии будущего.

Ученик 1:

- Если верить учёным, в ближайшие 20 лет наш мир ждут глобальные перемены. Экология, медицина, наука, экономика и даже социальное устройство общества претерпят изменения. Это вовсе не значит, что в будущем миром будут править гигантские роботы или мы все превратимся в мутантов – перспективы гораздо более радужные.

Ученик 2:

- В частности, перемены коснутся и рынка труда: новейшие технологии позволят создать десятки новых специальностей или вернуть к жизни многие канувшие в Лету профессии. Нано-медики будут не менее востребованы, чем фермеры, а учителям в школе предстоит пережить немало удивительных открытий, проверяя сочинения на тему «Кем я хочу стать, когда вырасту».

Ученик 3:

- Специалист по созданию искусственных органов. В самом ближайшем будущем проблема трансплантации будет решена раз и навсегда. Учёные найдут способ «выращивать» живые части тела, которые со временем заменят протезы и искусственные органы. Поэтому в новой сфере медицины будут необходимы непосредственно создатели органов, врачи, психологи, а также специалисты хранилищ и предприятий по восстановлению поврежденных трансплантатов.

Ученик 4:

- Наномедик.  Нанотехнологии позволят легко создавать субатомные механизмы – крошечных роботов, которые будут помогать лечить пациентов и проводить профилактические обследования. Специалисты по работе с таким оборудованием будут востребованы во всем мире.

Ученик 5:

- Фермеры и скотоводы, работающие с генными технологиями. Генетически модифицированные продукты обещают стать не только вкусными, но и полезными. Например, в будущем появятся специалисты, которые смогут вырастить помидоры с вакциной от различных болезней, или вывести новую породу коровы с обогащённым белком лечебным молоком.

Ученик 6:

- Хирург по увеличению памяти. Человеческая память станет похожа на компьютерный ресурс – её можно будет увеличивать, стирать или переносить часть воспоминаний на различные носители. Ожидается, что одной из основных задач хирургов станет помощь тем, у кого память «перегружена» и мешает усваивать новую информацию.

Ученик 7:

- Космические пилоты, архитекторы и гиды. Освоение космоса принесёт колоссальный доход и создаст массу рабочих мест. В сфере космического туризма будут востребованы пилоты и гиды, а для новых отелей на Марсе или Луне понадобятся смелые и решительные архитекторы.

Ученик 8:

- Погодная полиция. В будущем появятся настоящие погодные пираты и контрабандисты, которые смогут незаконным образом менять климат по заказу обеспеченных персон. Для борьбы с нелегальными изменениями погоды будет создан особый отряд полиции, регулирующий количество облаков или солнечного света – всем всего поровну.

Учитель:

- Вернёмся же в наше время. Мировой финансовый кризис внёс свои коррективы в ситуацию на рынке труда. Ежегодно из институтов (их теперь почти все называют университетами) страны выпускается 1,2 миллиона специалистов. 40% этой армии составляют юристы и экономисты, менеджеров и управленцев несколько меньше, но цифры тоже впечатляющие. При всём при этом 80% выпускников потом не работают по специальности. Это значит, что высшие учебные заведения просто не успевают перестраиваться под реальные запросы работодателей. Так стоит ли с маниакальным упорством собираться поступать, например, на факультет менеджмента, мотивируя это тем, что с такой специальностью куда-нибудь всё равно устроишься? Итак, чтобы правильно выбрать профессию, необходимо иметь информацию о рынке труда.

- Объясните, как вы понимаете эпиграфы слова Сенеки и К.Д.Ушинского?

(Ответы учащихся).

Учитель:

- Подведём итог. Ответьте коротко на вопросы.

Рефлексия:

1. Почему отношения между работником и работодателем носят название «рынок труда»?

2. Что предлагает работник работодателю на рынке труда?

3. Что у вас вызвало наибольший интерес на сегодняшнем занятии?

4. Как полученная информация может вам пригодиться в повседневной жизни?

Учитель:

- Спасибо за интересное общение. Удачи! Всё в ваших руках!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по профилактике детского суицида «Сделай свой выбор»

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни). Суицид - является одной из основных причин смерти у молодежи на сегодняшний день. Суицид считается «Убийце...

Из опыта работы МБОУ лицей «РИТМ» г.Хабаровска о проведении деловой игры старшеклассников «Сделай свой выбор»

На протяжении уже нескольких лет в лицее «РИТМ» проводится деловая игра «Сделай свой выбор». Через организацию избирательной компании подростки изучают избирательное право и этапы избирательного проце...

Творческая работа учащихся 10 б класса -презентация "Сделай свой выбор"

Данная работа учащихся была представлена на Районный фестиваль защиты презентаций "Мы "За" здоровый образ жизни!"....

Классный час в 9 классе Сделай свой выбор.Деньги:добро или зло".

Черный ящик.1.В отношениях людей они  имеют далеко не последнее зна­чение.  Их появление было не менее важно для развития чело­вечества, чем изобретение паровой машины, железных дорог или те...

Программа по вокалу "Сделай свой выбор"

Программа предназначена для детей от 11-17 лет. Срок реализации 4 года....

Урок-проект в 9 классе "Сделай свой выбор"

Урок-проект в 9 классе разрабатывался по теме "Выбор будущей профессии". Его цели: совершенствовать навыки устной речи, аудирования, чтения. Развивать умение ориентироваться в мире современных професс...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "Сделай свой выбор"

Программа предназначена для обучения детей  вокальному мастерству....