Классный час "Конституция"
методическая разработка (7 класс) по теме

Методическая разработка для учащихся 5-7 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon medodicheskaya_razrabotka_po_teme_konstitutsiya.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Рец Наталья Ивановна,

учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №19

г. Новочеркасска Ростовской области

Разработка внеклассного мероприятия

(классного часа) для обучающихся 5-7 классов

“Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!”

Цели:

- познакомить учащихся с Конституцией Российской Федерации;

- объяснить основные обществоведческие понятия;

- формировать правовую культуру граждан РФ;

- развивать чувство коллективизма и коммуникативные навыки;

 - воспитывать чувство гордости за свою страну;

                                     Эпиграф:

Есть книга правды и свободы,

Вся наша жизнь – ее слова,

Запечатлели в ней народы

Свои священные права. …

Ход мероприятия

Под музыку дети входят в класс.

Звучит мелодия «Гляжу в озёра синие» из кинофильма «Тени исчезают в полдень»

Гляжу в озёра синие,

В полях ромашки рву,

Зову тебя Россиею,

Единственной зову.

Спроси, переспроси меня -

Милее нет земли.

Меня здесь русским именем

Когда-то нарекли…

Учитель:

         - Эти замечательные строки о нашей стране были написаны поэтом И. Шафераном и композитором Л. Афанасьевым.

- Ребята, а что мы можем сказать о стране, в которой мы с вами живем? (Начинает учитель, по кругу продолжают дети).

Учитель:

- Действительно, наша страна замечательная. Но каждое государство живет по своим законам. И наше государство не исключение. Все законы записаны в одной книге.  А как она называется вы узнаете, соединив в одно слово выделенные буквы:

ПОЛИТИКА, ВЫБОРЫ, ЗАКОН, ОБЯЗАННОСТИ , ПРЕЗИДЕНТ, ГИМН , ПУТИН , ТРУД , НАЦИЯ, ЖИЗНЬ , РОССИЯ .  (Конституция)

 (Учитель показывается учащимся Конституцию Российской Федерации).

 Метод «мозгового штурма»

- А что такое Конституция? (Проводится обсуждение слова «Конституция»)

Учитель: 

- Обратимся к Толковому словарю. В переводе с латинского языка слово «конституция» обозначает «устройство», то есть то, как устраивается, строится государство. В нашей стране много законов, но главным законом нашего государства, основные правила по которым мы живем, записаны в Конституции. В знак уважения к основному закону страны слово «Конституция» пишется с заглавной буквы.

- А знаете ли вы, когда была принята наша Конституция?

(Конституция, по которой мы сейчас живем, была принята 12 декабря 1993 года. Этот день стал всенародным праздником).

Активный метод обучения «Ассоциации»

Учитель:

- Ребята, как вы думаете, какие ассоциативные слова можно соотнести с понятием Конституция? (Учитель делает записи на доске)

     Пример:

К - кодекс, конвенция

О - общество, обязанности, ответственность

Н - народ, нация, независимость

С - согласие, сотрудничество, содружество

Т – территория, товарищество

И - инициатива

Т - толерантность

У - управление, установление

Ц - центр

И - исполнитель

Я - «я» - личность, «я» - гражданин

Учитель:

- Хотелось бы немного обратиться к истории, думаю, что вам это будет интересно. А поможет нам в этом магистр истории …

(Выступает заранее подготовленный ученик. Он облачен в мантию, на голове  академическая шапочка)

- В дореволюционной России вообще не было Конституции. Первая Конституция РСФСР была принята после Великой Октябрьской Социалистической революции в 1918 году, а в 1924, после образования Союза Советских Социалистических Республик - вторая. Развитие страны вело за собой и совершенствование законов, поэтому принимаются Конституции 1936 и 1977 годов. Последняя Конституция, уже России, действительно была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Вот как она начиналась:

- Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации.

Учитель:

-  Ребята, а вам не показалось странным то, что мы с вами живем в России, а в тексте написано о принятии Конституции Российской Федерации. Как вы думаете, почему? (Наша страна называется Россия, но ее полное название Российская Федерация.)

Учитель: 

- Давайте сейчас познакомимся  с  1 статьей  Конституции РФ.

(На каждой парте лежит экземпляр Конституции РФ)

1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Учитель:

- А что значит слово “Федерация”?  (Ответы учащихся)

Учитель: 

- И вновь обратимся к Толковому словарю. «Федерация» в переводе с латинского означает “договор, союз”.

- Наша страна называется Российской потому, что большинство ее населения – русские. А вот слово Федерация поясняет, что вместе с русскими на ее землях живут и другие народы. У многих из них есть свои самостоятельные республики, свои национальные области, свои национальные округа, но все они по своей воле объединились в Федерацию – добровольный союз равноправных народов нашей страны.

Ее населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп. Всех людей, живущих в России можно назвать россиянами. И все люди в нашей стране равноправны. Об этом мы можем узнать, познакомившись  статьей 19 Конституции Российской Федерации:

  1.  Все равны перед законом и судом.

 2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3.Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Учитель:

- Ребята, а как вы понимаете выражение «демократическое государство»? Что такое демократия? (Ответы учащихся)

Учитель:

- Демократия в переводе с греческого языка переводится как “народ” и “власть” или “народовластие”. Как вы понимаете данное определение?

Игра  «Ценности демократии»

Учитель:

- Общество не может быть демократическим без определенных ценностей. Что это за ценности? Как они могут быть представлены в обществе, в котором мы живем? Представим, что общество – это дом.

 (Детям предлагаются отдельные карточки - элементы дома со следующими понятиями: конституция; свобода личности; запрет на свободу слова; толерантность;  правовое государство; неуважение к людям другой национальности, религии; равенство; свобода; терроризм; закон;  мирное разрешение конфликтов; способность к компромиссам.

Задание – построить дом. Этот дом необычный, т.к. состоит из ценностей демократии. Из предложенного набора понятий необходимо выбрать те, которые относятся к ценностям демократии и использовать для строительства дома. )

С помощью магнитной доски учащиеся строят дом.

Учитель: 

-  Расскажите о доме, который у вас  получился? Кто в нем может проживать, а кому в нем не место. (Ответы учащихся)

Учитель:

- Значит, в нашей стране народу принадлежит власть, и он может участвовать в управлении государством. А каким образом, по-вашему мнению, народ может это делать?

(Например, народ может выбирать Президента своей страны, выбирать депутатов в Государственную Думу, одобрять или критиковать какие-либо решения Правительства)

Учитель:

- Кто такой Президент? Какими полномочиями он наделен?

-Кто является Президент в России в настоящее время?

 (Ответы учащихся)

Учитель:

- Попробуем обобщить и немного уточнить ваши знания.

Слово «президент» в переводе с латинского языка означает «сидящий впереди, во главе». Действительно, Президент России – это глава нашего государства, который избирается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в которой оговариваются его права и обязанности.

 Кстати в статье 81 сказано о том, что

 1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

 - В настоящее время Президентом России является Владимир Владимирович Путин, который совместно с Правительством является исполнительной властью государства.

-У президента есть права и обязанности перед  страной и народом. А мы, как граждане России, наверное, тоже имеем какие-то права и какие-то обязанности? Что вы об этом думаете? ( Ответы учащихся)

Учитель:

 - Давайте здесь остановимся, чтобы разграничить такие понятия, как «права» и «обязанности». Для этого я предлагаю вам поиграть в политическую игру «Договор»

 Игра «Договор»

 (У каждого на столе лежит подготовленный листочек с заголовком «права» или «обязанности». В течении 2 – 3 минут одни дети  работают над составлением списка своих прав, другие -  обязанностей.  Затем идет работа в парах – необходимо достичь единодушия при составлении списка, устраивающего обоих представителей. Если единодушие достигнуто – предлагаю пожать друг другу руки, а нескольким парам  озвучить результат.)

Учитель:

- Спасибо большое, что вы смогли договориться. Кстати, в Конституции правам и обязанностям человека отведена целая глава, включающая в себя более 50 статей, причем  права даются в совокупности со свободами.

Подведение итогов

Составление синквейна

1. Тема синквейна– конституция      

2. два прилагательных, которые раскрывают и характеризуют тему

3.три глагола, которые показывают, описывают действия, относящиеся к теме синквейна

4.фраза, предложение, крылатое выражение, цитата – высказывается ваше отношение к теме

5. слово – резюме, дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить личное отношение

Учитель:

Великий русский поэт Н. А. Некрасов сказал: “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!” Я уверена, что в будущем вы познакомитесь со всеми законами, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить свой и  чужой труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились и живете. Вы – будущее нашей Родины. Вам строить новую Россию, преумножать ее славу и беречь ее богатства.

А еще, живя в свободном обществе, вы  всегда должны помнить следующие слова: 

Мои права – права человека…

Они должны быть сохранены,

          Неважно, в каком мы проживаем веке

Мы-достояние нашей страны…

И следующие даты:

20 ноября – День прав ребенка

                       10 декабря – Всемирный день прав человека

         12 декабря – День Конституции РФ

Рефлексия

Учитель предлагает дать оценку собственной работе                                 (Приём  « Паучок»)

Знал

 

Хочу узнать

                                 

Не знал

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....

Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".

Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...