Главные вкладки

    Статья "Развитие креативности мышления школьников с нарушением зрения"
    статья

    Панкратова Татьяна Васильевна

    Статья о развитии креативности мышления отражает методы, которые используются в моей работе со школьниками в коррекционной школе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_kreativnost_myshleniya.docx65.75 КБ

    Предварительный просмотр:

    Развитие креативности мышления школьников с нарушением зрения

    Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.
                                                                                             Л.Толстой

    Слова Льва Николаевича Толстого будут актуальны столько, сколько будет существовать школа. «Креативность», «творческий подход», «креативная личность», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление креативности» - эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма.  Ведь именно креативность,  способность к творчеству и созиданию, мы считаем атрибутом одарённости, таланта. Причем много авторов, которые понятия креативность и творческость приравнивают друг к другу. Креативность (от англ.-  создавать) — творческие способности индивида, готовность к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления, а так же способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. В современном мире даже появилась профессия – креативщик, применимая в разных сферах деятельности – сфера торговли, сфера телевидения и печатных изданий, сфера массовых мероприятий (тамада, организатор поздравительных мероприятий и так далее).

     Проведём блиц-тест на креативность (точнее, на стандартность мышления). Быстро, не думая, назовите: плод, домашнюю птицу, великого русского поэта. Подавляющее большинство назовёт  яблоко, курицу, Пушкина. Соответственно, различия в ответах покажут  на нестандартность мышления.

    Концепция креативности как феномена творчества была введена в науку Дж. Гилфордом -  американским психологом, первым взявшимся за объективное исследование.

    Тема заседания психологического клуба сегодня посвящена креативности, которая во многом складывается благодаря работе мышления и воображения. Раньше считали, что креативность зависит от высокого интеллекта, но позже стало известно, что креативность мало зависит от интеллекта.

    Изучение мышления началось сравнительно недавно, гораздо позже исследования восприятия, внимания и памяти. Это объясняется сложностью данного психического процесса, недоступностью его внутренней динамики для внешнего наблюдения. Народная пословица гласит: «Чужая голова — потемки». Долгое время единственным способом изучения мышления считалось самонаблюдение (интроспекция). Сейчас спектр научных средств изучения мышления значительно расширился: от тестирования мыслительных особенностей, психофизиологических способов регистрации мыслительных действий (детектор лжи) до создания компьютерных программ, способных моделировать мысли человека (компьютерный игрок в шахматы). Пока не изобретено способа узнать мысли другого человека, — мы можем только догадываться об их содержании с большей или меньшей достоверностью. Но как велико стремление человека к раскрытию этой охраняемой природой с особой тщательностью загадки! Сюжетами скольких фильмов и книг является создание аппарата для чтения мыслей (миелофон в «Гостье из будущего»), роботов-андроидов, искусственного интеллекта, телепатия! Вполне вероятно, что когда-нибудь, в результате длительной работы, это станет реальностью. Ведь стали же реальностью сапоги –скороходы (ролики), ковер-самолет  (дельтоплан, самолет). Изучать мышление очень сложно, но чрезвычайно интересно.

    Мышление — это отражение мира, благодаря ему мы устанавливаем связи и отношения между предметами и явлениями окружающего мира, отделяющая их от случайных совпадений. Функция мышления — расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Путем умозаключения можно узнать намного больше того, что дается нам непосредственно через органы чувств. Мыслительные навыки формируются у человека только при жизни в человеческом обществе, они не даются от рождения. Известны случаи, когда человеческие дети вырастали среди животных. Их поведение ничем не отличались от звериного, и в дальнейшем почти не удавалось научить их говорить, уже не говоря о том, чтобы рассуждать и анализировать. То есть у новорожденных есть зачатки мышления, предпосылки его возникновения, но их надо развивать, чтобы человек стал человеком. Причем развиваются мыслительные способности только до определенного возраста, в дальнейшем приходится пользоваться уже сформированными умениями сравнивать, анализировать, рассуждать. Очень важно развивать ребенка в течение первого года жизни. Самым важным периодом, в течение которого развиваются психические функции (остающиеся у человека на всю последующую жизнь), является первые 5 лет жизни. В дальнейшем развить что-то оказывается намного сложнее. Мышление интенсивно развивается до юношеского возраста (20-24 года). Затем после 60 лет ясность и острота ума постепенно слабеют. Но при соответствующей поддержке (умственной работе, широте интересов, социальной активности) возможно длительное поддержание мыслительных процессов на хорошем уровне. Мышление — это функция мозга; как и любая часть тела и психики, если ею не пользоваться, она теряет свою силу.

    С чего начинается мышление? Как оно возникает? Начальным моментом является проблемная ситуация, возникновение вопроса. Для решения задачи и достижения цели требуется проделать мысленную работу в несколько этапов. Наиболее сложна первая фаза — подготовка, умение увидеть проблему и осознать ее. При этом появляется чувство понимания («ага-эффект», инсайт — внезапное озарение, догадка). Происходит формулирование гипотез и выбор подходящих средств и способов. Длительность первой фазы у разных людей различна: кто-то «схватывает на лету», до кого-то «доходит» медленнее. Многие методы исследования мышления посвящены изучению именно этой фазы, например исследование активности мыслительных процессов.

    Задание «Определение активности мышления». Активность мышления — это степень его продуктивности в решении задач различного типа; один из самых важных показателей, свидетельствующий о сохранности, действенности, нормальном психофизиологическом и эмоциональном состоянии человека. При низкой активности человек «не может сосредоточиться», «мысли другим заняты», «голова не работает».

    Каждая задача выполняется в течение 1 минуты (учитель дает сигналы начала и завершения).

    1-е задание. «Запишите в тетрадях любые женские имена (мужские имена, названия городов, рек и пр.), начинающиеся на букву Р (В, Д, О и др.)». Подсчитайте количество правильно записанных слов.

    2-е задание. Подготавливаем заготовку — рисуем в тетрадях 6-8 небольших кружочков (квадратов, треугольников). Нужно будет рисовать различные объекты, включая форму кружка в рисунок. Инструкция: «Нарисуйте в течение минуты, используя кружки, объекты, относящиеся к  „Фрукты“ Подсчитайте количество правильно нарисованных объектов.

    3-е задание. «В течение минуты составьте и запишите предложения из четырех слов, начинающихся на буквы П, И, О, Л». Например: «Постепенно Исчезли Опавшие Листья». Подсчитайте количество правильно составленных предложений.

    4-е задание. Учитель рисует на доске какой-либо фрагмент без смысловой нагрузки: крест, пересекающиеся линии, спираль, волнистую линию, ромб и т.д.. Инструкция: «В течение минуты вмонтируйте этот фрагмент в как можно большее число законченных рисунков». Подсчитайте их количество.

    Сравните ваши результаты с показателями общей выборки: для 1-го задания — 5 имен, для 2-го — 5 рисунков, для 3-го — 4 предложения, для 4-го — 5 рисунков. Можно подсчитать средние результаты для вашего класса.

    Проводя подобную экспресс-диагностику в различное время суток — утром, днем, вечером, а также при разном эмоциональном состоянии, можно вычислить периоды своей наибольшей работоспособности. Но креативность мышления это не только его активность.

    В конце 50-х годов прошлого века Дж. Гилфорд сформулировал несколько критериев креативности, которые поддаются оценке в психологических тестах. Основные критерии таковы:

    1. Беглость мысли - количество идей, возникающих за некоторую единицу времени, легкость генерирования идей. 

    2. Гибкость мысли - способность переключаться с одной идеи на другую.
    3. Оригинальность  - способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых стереотипов, способность отвечать на раздражители нестандартно (не путать оригинальность мышления с оригинальничанием);
    4. Любознательность - чувствительность к проблемам, к окружающим ситуациям,  восприимчивость — чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую;
    5. Способность к разработке гипотезы -  смелой идеи, которая потом нуждается в обстоятельной эмпирической проверке.

    6. Удовлетворенность  -  итог проявления креативности .- логическая независимость реакций от стимулов, способность решать проблемы, способность к анализу и синтезу.

    Казалось бы чего в критериях есть такого, что  тифлопедагогика и тифлопсихология требует дополнительных усилий при развитии креативности мышления? Новикова И.М.  при анализе творческой деятельности (игр, занятий) слабовидящих и незрячих школьников отмечает, что развитие креативности мышления затруднено в связи со особенностями развития логического мышления, воображения, эмоциональной реакции,  самостоятельности, активности, инициативы. Эти сложности обусловлены как биологическими, так и социальными последствиями дефекта: неточными зрительными представлениями или их отсутствием, узким кругом жизненных впечатлений. Поэтому при выполнении заданий на развитие креативности мышления, например: любая постановка сценария или сказки, тифлопедагогам  необходимо провести вступительную беседу, цель которой – расположить детей к заданию, вызвать у них желание принимать участие; уточнить или сформировать представления о персонажах; объяснить характеры, распределить роли и выяснить действия каждого участника и затем уже приступать к выполнению. Точно этот же алгоритм: мотивация-представление-действие присутствует и на уроках для школьников с нарушением зрения. Таким образом, развитие креативности мышления связано с рядом трудностей, выражающихся в длительности и тщательности подготовки к занятиям, в знакомстве с определенными объектами, которые лежат в основе задания, предварительный разбор и разучивание действий. Развитие креативности мышления в классах слабовидящих детей, безусловно, проще, чем в классах незрячих детей. Педагоги школы-интерната наряду с функцией подачи материала по различным предметам используют творческие задания и разнообразные формы занятий. Принято считать, что развитие креативности мышления связано в основном с предметами изобразительного искусства (создание нового с помощью красок, пластилина, глины, природных и других материалов), труда (создание нового с помощью ткани, дерева, металла, бумаги и других материалов), музыки (создание нового с помощью своего воображения, слуха, использование предметов и инструментов для извлечения новых созвучий). Однако, и другие предметы способствуют развитию творчества – русский и литература (например, сочинения, изложения, создание своих стихотворений, постановка сказок, басен, сценок), история, география (воссоздание прошлого, пространственное воображение какого-либо места), алгебра, геометрия, физика, химия, информатика (логические задачи на смекалку, применение знаний в широком жизненном спектре), физкультура, ритмика (мысленно высчитать маршрут и забить гол противнику или самим поставить новый танец), иностранные языки (оригинальность, яркость образов при переводе и составлении текстов). В школе-интернате в течение года проводятся предметные недели, где более активно задействованы креативные формы: разгадывание кроссвордов, ребусов, шарад, сочинение стихотворений, эссе, создание презентаций, рисунков, поделок. Воспитатели в деятельности используют постановку номеров на конкурсы, праздники (с элементами актерской игры, с подбором костюмов, декораций), с детьми создаются оригинально оформленные стенгазеты, проводятся беседы, где детей учат выражать свое мнение и не бояться быть в своих воззрениях не такими как все.

    У Роджерса  есть хорошее сравнение: “Фермер не может заставить росток развиваться и прорастать из семени, он только может создать такие условия для его роста, которые позволят семени проявить свои собственные скрытые возможности. Так же обстоит дело и с креативностью». Главная задача в развитии креативности мышления учащихся – это развитие мыслительной деятельности. При этом ориентироваться нужно не на уже достигнутый учеником уровень развития, а немного забегать вперёд, предъявляя к его мышлению требования, превышающие его возможности, и всюду, где только возможно, будить мысль ученика, развивать активность, самостоятельность и – как высший уровень – креативное творческое мышление. 

    Среди педагогических задач к урокам, большинство направлено на  развитие креативных, творческих способностей детей:

     - поддерживать и развивать интерес к предмету;

    -  формировать приемы продуктивной деятельности: анализировать, классифицировать и т.д.;

    - прививать навыки исследовательской работы;  

    - развивать логическое мышление, пространственное воображение;

     - учить основам самообразования, работе со справочной и научной литературой, с современными источниками информации (интернет);

    - показывать практическую направленность знаний, получаемых школьниками на всех уроках;

    -  учить мыслить широко, перспективно, видеть роль и место различных наук в общечеловеческой культуре, ее связь с другими науками.

    Не остается в стороне и психология, она начинается не с души, не с интеллекта, а …  с загадки, проблемы. Обучение креативности имеет важный социальный аспект. Если школьник с самого начала своей ученической деятельности подготавливается к тому, что он должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальные решения задач, то формирование личности этого школьника будет отличаться от того, как формируется личность ребенка, обучаемого в рамках идеологии повторения сказанного учителем. 

    Исторически существовала идея, что креативность мышления может быть только у человека с высоким интеллектом, однако – нет, развитие креативности дает хорошие плоды и у людей со среднестатистическим интеллектом, ведь важны не задатки способностей, а результативность их применения.

    Американский психолог Поль Торренс — автор наиболее широко применяющегося теста на определение креативности. Он же  придумал первые тесты на креативность и разработал все основные составляющие креативности.

    Учащиеся нашей школы среднего и старшего звена выполняли рисуночный тест Торренса, разработанный им бланк – это поле, разделенное на три группы символов (парные кружки, крестики, перевернутая буква «Т»). Высокий результат по креативности мышления получился у тех учащихся, кто старался объединить предметы, и только тогда создать рисунок. Когда два кружка превращались в 2 глаза, то это свидетельствовало о стереотипности мышления. Само по себе тестирование не только фиксирует уровень креативности, но и является толчком для развития креативности. Задание не совсем обычное, оно вызывало у большинства детей легкое недоумение, потому что не совсем понятно как его делать, но оно заставляло работать именно фантазию, творчество, креативность.

    Безусловно, выборка класса влияла на результаты исследования, но при анализе работ хочется отметить одно важное обстоятельство – чем старше класс – тем выше уровень креативности.

    Так как для развития креативности  важно много видеть, слышать, знать, чувствовать, ощущать. Чем богаче наш ОПЫТ (включая педагогическое воздействие на детское мышление), тем оригинальнее могут быть результаты! Но не только это, - должна быть увлеченность человека, его интересы. (Без увлечения изобретатель мысленно не представит новую машину, а скульптор в бесформенной глыбе- не увидит свое творение).
    Также ребята взяли домой анкеты для родителей, где все родители пишут о том, что креативность или оригинальность мышления важна в жизни: для учебы, для решения жизненных вопросов, для профессии. На вопрос как в детстве они развивали креативность детей, многие ответили: рисовали, читали книги, вместе готовили разные блюда. Но следует отметить, что у детей с высокими результатами креативности – родители вели целенаправленную работу – дети занимались в развивающем центре «Цветик-семицветик», в танцевальной группе «Тенериф», в школе искусств или сами занимались с ребенком по программам раннего развития.

    Также материал психологической стенгазеты подготавливает основу для развития оригинальных идей, поиска необычных решений в суете обычных дней, были выпущены стенгазеты: «В помощь родителям первоклассников», «Мы такие разные и это так прекрасно» и другие, они содержат готовые советы и завуалированные (например, в притчах) и позволяют взглянуть на проблемы несколько отрешенно, найти что-то необычное для внутреннего развития и нахождения контакта с окружающими.

    Приходя на индивидуальные консультации к психологу наши дети долго не могут принять решение, потому что видят в основном – стандартные варианты «да» ли «нет», а ведь всегда есть 3, 4, 5 и другие пути выхода – сразу не приходящие в голову ребенку. Мы их ищем совместно.

    И конечно одной из основных целей клуба занимательной психологии, проводимого каждую четверть, является как раз развитие креативности которое осуществляется через:

    - разрешение проблемных ситуаций;

    - обсуждение различных вариантов решений одной и той же задачи;

    - изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;

    - побуждение делать анализ, сравнение, обобщение, сопоставление фактов, вывод;

    - постановку творческих задач.

    Заседание психологического клуба, проводимого в 3 четверти было созвучно нашей теме и называлось «мышление+воображение=креативность». Содружество двух познавательных процессов дают оригинальные результаты.

    Креативность мышления зависит от основных форм мышления, которые мы используем каждый день.

    Основные формы мышления — анализ, синтез, сравнение, абстракция и обобщение. Различные комбинации этих процессов мы используем при решении задач и проблемных ситуаций, как чисто теоретических, так и реальных жизненных.      Важнейшими математическими операциями являются анализ и синтез. Анализ связан с выделением элементов данного объекта, его признаков или свойств. Синтез – соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое.

    В мыслительной деятельности анализ и синтез дополняют друг друга. Формированию и развитию данных мыслительных операций способствует решение задач, в которых от учащихся требуется проводить правильные рассуждения, рассматривать объекты с разных сторон, указывать их различные и схожие свойства, а также ставить различные вопросы относительно данного объекта.

    Помните задачу о козе, волке и капусте? Здесь как раз участвуют синтез и анализ. А еще:

    1. Какой знак надо поставить между 7 и 8, чтобы получилось число больше 7, но меньшее 8?
    2. Больному нужно поставить 2 укола, между уколами должно пройти 15 минут,  сколько времени всего у больного займет лечение?
    3. У человека на 2 руках -10 пальцев, а сколько пальцев на 10 руках?

          Другой мыслительной операцией, способствующей развитию креативных способностей учащихся, и которой должны овладеть ученики, является сравнение.

    Формированию приема сравнения способствуют задания, в которых требуется сравнить объекты, указать их признаки и свойства, найти сходства и различия.

    1. Что общего у этих фигур?    http://delicatestyle.com/wp-content/uploads/2009/06/1_pic-to-test.jpg

    Изображают фигуру человека.

    Фигура составлена из 10 элементов.

    Среди элементов - треугольники, круги, квадраты. 

    2. Укажите лишнюю фигуру? http://www.nlp.ru/pics/gif/article3.gif

    Круг - единственная фигура, которая не имеет углов.

    Квадрат- единственная фигура, имеющая четыре прямых угла.

    Треугольник - это единственный несимметричный объект.

    Сектор -  единственная из всех фигур, которая содержит и прямые линии, и кривые.

    Полумесяц - единственная фигура, которая имеет выемку.

    Каждая из фигур чем-то отличается от всех других, но в то же время все они в равной степени имеют признаки, которые их объединяют.

    Развитию креативности способствует  и аналогия.  Использование аналогии в математике является одним из основных методов при поиске доказательства теоремы, решении текстовых задач. Для формирования умения проводить аналогию можно использовать задачи на нахождение словесных аналогий, аналогий между различными объектами.

    Например, по аналогии с первой парой подберите недостающее слово в другой паре:

    1) влево – вправо,  вверх - …

    2) радость – радостный, грусть - …

    Такие упражнения развивают воображение учащихся и играют немалую роль в формировании креативности мыслительной деятельности. Кроме того, систематические упражнения такого рода дают возможность усвоить алгоритм нахождения аналогов – по функциям, по признакам, по подсистемам.

       Классификация - следующий  прием мышления, способствующий развитию креативности. Суть его -  в разбиении множества рассматриваемых явлений или объектов на попарно пересекающиеся подмножества. Подобные задачи способствуют развитию умения “узнавать” знакомые объекты, переносить знания в непривычную ситуацию, видеть структуру объекта. Например, найдите “лишнее”: веселый, быстрый, вкусный, осторожный или столб, парта, кот, камень.

         Обобщение говорит о степени развития мыслительной деятельности, осознанности, прочности усвоения и объеме знаний учащихся.

    Например,  дайте общее название объектам, входящим в одну группу:

    а)  актер, поэт, художник – это…

    б)  русалка, кентавр – это…

    А это уже из области фантазий. Мы с ребятами говорили и о воображении. Представляли инопланетянина. А мы с вами можем описать инопланетянина? Как он выглядит. А кто его видел на самом деле?
    Воображение-способность к созданию в уме новых образов, новых представлений. 
    Воображение часто помогает представить то, что не поддается непосредственному восприятию
    Тест «воображение» Королевой.   Протестируем ваше воображение.

    Воображение бывает нескольких видов

    1. Активное воображение. Оно включает в себя воссоздающее и творческое воображение. Воссоздающее воображение – это создание образа предмета по его описанию.

    Например, представьте себе зеленое мясистое растение без листочков, усеянное колючками. Что это?
    Выслушиваются ответы детей.  Верно, кактус. Вы сейчас воссоздали образ кактуса по его описанию.
    Творческое воображение – это создание новых образов. Творческое воображение отличается одним свойством – как ни своеобразны новые образы, они всегда объединяют ранее известные предметы или части предметов. Например – избушка на курьих ножках, кентавр – лошадь с торсом мужчины, сфинкс – крылатый лев с головой человека.

    2. Пассивное воображение. Образы пассивного воображения возникают помимо воли и желания человека. Представьте, что вы идете по темной улице. Раскидистое дерево может показаться вам сказочным чудовищем – это будет работать пассивное воображение.

    4. Репродуктивное воображение – воспроизведение реальности в том виде, в каком она есть. Например, представьте себе лицо мамы. Этот вид воображения больше напоминает память или восприятие.

    3. Продуктивное воображение – сознательное построение какого-либо образа  и творческое его преобразование.

    Воображение появилось благодаря трудовой деятельности человека. Сейчас оно является неотъемлемой частью нашей жизни. Хорошо развитое воображение помогает нам во всех областях жизни – в учебной деятельности, в творчестве, в быту, в профессиональной деятельности.

    Существуют упражнения, направленные на развития воображения. Эти упражнения развивают заодно и мышление, так как мысль и образ едины.

    Для художников, композиторов, поэтов, писателей, скульпторов…. И для ученых и изобретателей!
    У: Правильно, даже известный англ. Ученый Дж. Пристли утверждал, что ученому и механику воображение нужно не меньше чем художнику. (Он был химиком, биологом и философом- и сделал много открытий с помощью воображения - открыл кислород -вообразив, что "плохой" воздух исправляется "растениями").
    А об Эйнштейне говорили, что он мыслил с помощью образов и представлений. (Чтобы объяснить что земля круглая, -он представлял слепого жука, ползущего по большому , как баскетбольный мяч, глобусу, висящему в пространстве. И глобус так велик, что жук воспринимает его поверхность как прямую и плоскую- он слеп, и идя вперед, не осознает, что движется по одному и тому же кругу)
    Виды воображения.

    У: Да, эти образы не берутся ни откуда, -они основаны на том, что мы видели, слышали,, знали, -значит в их создании участвует восприятие, память , мышление- эти образы состоят из знакомых человеку деталей, элементов. И в новых образах эти детали соединяются необычным способом (Как в калейдоскопе,- помните игрушку? -получаются самые разные узоры..)
    Так вот
    , ученые выявили способы создания образов воображения, -эти способы называются приемы или механизмы воображения.
    Приемы создания образов воображения:
    1)
    Акцентирование (заострение)- подчеркивание некоторых отдельных черт того или иного предмета, человека, существа.
    Этим приемом часто пользуются при рисовании карикатур, дружеских шаржей. И у Буратино авто заострил его любопытный нос, и у Карлика-носа тоже. Также заостряются , акцентируются и
    размеры предметов: Преувеличение (гиперболизация) - великан;
    Преуменьшение (миниатюризация)- дюймовочка, мальчик с пальчик.
    2)
    Комбинирование- новое, необычное сочетание известных деталей, элементов.
    Это называется
    Агглютинация (от лат.-agglutinare- приклеивать)- "склеивание" разных деталей образов. Ее часто используют в мифах, сказках - дракон; (человек- лошадь- кентавр; летающая лошадь –пегас, девушка-рыба-русалка; Человек-лев-сфинкс.
    Этот прием еще используют и в технике: на его основе изобрели самолет ( способность птиц летать перенесли на другой предмет (ковер). Или аэросани, танк-амфибия, вездеход.
    Следующий прием создания образов: 3
    ) Противопоставление -наделение предмета признаками, свойствами, противоположными известным. "Сделай наоборот".
    Например, сделать подвижное неподвижным. Как в сказке "По щучьему велению"-печка едет, ведра ходят. Ваши примеры? - "Федорино горе"- посуда убежала…
    А попробуйте решить задачу, используя прием "Сделай наоборот":
    Как изготовить шоколадные конфеты с сиропом?
    ( Чтобы конфета была прочной сироп должен быть густой, но тогда его трудно залить в шоколадную форму. Если сироп нагреть, то шоколад плавится и становится некрасивым.) Надо наоборот, не нагревать сироп, а заморозить его в форме, а потом облить жидким шоколадом.
    Также сделали и пылесос. Обычно он засасывает пыль, воздух, а для окраски стен, потолков, - он выдувает воздух, распыляя краску.
    В конце заседания рассмотрели упражнения, дополнительные задания по различным предметам поиграли в игры для тренировки креативности мышления.

    Например, тренировали  яркость своего воображения. Для этого проделайте ряд упражнений на разные виды представлений. Зачитывая слово — раздражитель, старайтесь, как можно более ярко представить себе соответствующий образ.

    1. Зрительные представления

    Ромашка. Лицо матери. Холодильник. Огурец. Автобус. Абрикос. Алые розы. Собака. Бедный человек.

    2. Слуховые представления

    Бой барабана. Свист милиционера. Собачий лай. Звук горна. Голос классного руководителя.

    3. Осязательные представления

    Бархатная ткань. Прикосновение ко льду. Укол иглы. Мел в руках. Ползущая по руке оса.

    4. Обонятельные представления и вкусовые (вкус лимона, колбасы, шоколада)

    Запах: земляники, лука, черемухи, бензина, мяты.

    5. Двигательные представления

    Аврал. Азарт. Плавание. Качание на качелях. Молчание.

    2.Сейчас я вам раздам листочки с фигурками, их потерял художник. Он собирался нарисовать на них картинки , но не успел. И вот теперь листочки попали к Вам- Вы теперь художники. Дорисуйте и превратите эти фигурки в картинки.

    3.На белом листочке нарисуйте 20 кружочков одинакового диаметра. Каждый кружочек нужно превратить в рисунок. Кружочки можно объединять между собой.
        Обучение и познание – сложные процессы, они предполагают, прежде всего,  деятельность учителя и деятельность учащегося. Умело организованная работа, ее усложнение, в которой ученикам можно тренировать личностные качества, активность мозга школьников с нарушением зрения,  что способствует не только креативности мышления но и повышает эффективность коррекционно-развивающей работы, позволяет формировать полноценную личность и говорить о ее реабилитации в обществе. Поэтому учитель даёт не только научную информацию по своему предмету, но  он и планирует, организует, контролирует учебную деятельность ученика, развивает навыки учебного труда, мышление (в том числе и креативное), способности, умения применять знания на практике – всё  то, что поможет учащемуся добиться успеха на своем жизненном пути, ведь на протяжении всей жизни человек может и должен развивать имеющееся у него творческое начало.

    Существуют в психологии и  рекомендации для стимулирования и воспитания креативности в школе: 
    1 Они расширяют и придают конкретность тому, о чем говорилось в докладе.
    2 Стимулируйте и поддерживайте творческую, доброжелательную атмосферу в классе. Зависть и конкуренция ослабляют энергию и вызывают напряженность.
    3 Старайтесь избегать и предотвращать негативные реакции или санкции со стороны одноклассников. Каждый имеет право на серьезное отношение к своим мыслям.
    4 Проявляйте сами и цените юмор. Несомненна связь между креативностью и юмором. Юмор вносит эмоциональный компонент.
    5 Инициируйте и поддерживайте свободную игру и манипулирование идеями (например, “А что, если?..).Другие методы, применяемые для того же, - преуменьшение, преувеличение, поворот на 180 градусов, нахождение контрастов, переформулировка, анализ, рассмотрение частей, комбинация и синтез.
    6 Поощряйте стремление задавать вопросы и самостоятельно находить ответы. Не предлагайте путей решения слишком быстро, лучше давайте пошаговые советы, чтобы стимулировать независимое мышление.
    7 Поддерживайте проявление интересов и обретение знаний в разнообразных областях.
    8 Учите школьников принимать и ценить собственное (как и чье-то еще) творческое мышление и достигнутые результаты.
          Любому учителю хочется увидеть в своих учениках чудо – миг понимания, момент перехода непонятного в понятное. Когда такое происходит, педагог счастлив, значит все, что было им сделано - не зря! Ведь в конечном итоге – целью школьного образования является развитие креативной творческой личности, путем включения его в разные виды деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие. Где педагог не дает готовых ответов, а только направляет на путь самостоятельных поисков в удивительном мире – жизненной креативности.

    Хотелось бы закончить доклад строками Федора Тютчева:

    Нам не дано предугадать,

    Как слово наше отзовётся,

    Посеять в душах благодать,

    Увы, не всякий раз даётся.

    Но мы обязаны мечтать

    О дивном времени, о веке,

    Когда цветком прекрасным стать

    Сумеет личность человека.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование современных технологий для развития креативного мышления школьников.

    Способность мыслить нестандартно рассматривается сегодня важнейшим механизмом развития любого человека. Поскольку школьные годы – это годы становления личности, то главная задача в том, чтобы обеспечи...

    Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда с младшими школьниками с нарушениями зрения

    Применение  работе здоровьесберегающих  технологий помогает организовать коррекционный  процесс с учетом  интересов ребенка и отклонений его развития, поддержать его активность, са...

    Развитие креативного мышления школьников на уроках английского языка

    Данная статья посвящена развитию творческих способностей у обучающихся в процессе обучения иностранному языку...

    Интегрированный подход в преподавании уроков музыки для развития креативного мышления школьников

    Музыка в общеобразовательной школе — «…это не только отдельная учебная дисциплина и составляющая уроков эстетического цикла, не только предмет внеклассных, факультативных занятий и форма эстетизации ш...

    "Развитие креативного мышления школьников на уроках английского языка"

    quot;Развитие креативного мышления школьников на уроках английского языка"...

    Формирование креативного мышления школьников в учебной деятельности

    Использование такой формы учебной деятельности как "мозговой штурм" для развития креативного мышления. Основные принципы, технология и разбор ошибок по книге А.Гина "Приемы педагогическ...

    Развитие креативного мышления школьника на уроках английского языка

    В наши дни проблема формирования творческих способностей у подростков в процессе обучения английскому языку приобретает особую актуальность. В современных условиях педагогического процесса общеобразов...