"Телевизионное ассорти"
методическая разработка (9 класс) по теме

Колтанюк Лариса Юрьевна

Внекрассное мероприятие по математике для 9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon televizionnoe_assorti.doc114 КБ
Microsoft Office document icon emblemy.doc2.18 МБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по математике

«Телевизионное ассорти ».

Цели:    1. Активизация деятельности учащихся.

          2. Развитие творческого интереса к математике.

          3. Расширение кругозора.

          4. Воспитание стойкости, находчивости, любознательности.

Программа проведения мероприятия

                         1. Вступление.

          2. Конкурсные задания.

          3. Подведение итогов.

Ход мероприятия

         Вступление                   (слайд 1)           

Здравствуйте, дорогие ребята! Мы рады вас приветствовать на нашем                        интеллектуальном канале «Телевизионное ассорти»!

        (слайд 2)

Эпиграфом нашей сегодняшней встречи послужат слова двух известных людей:

                                                  « Дорогу осилит идущий, а математику – мыслящий».

        Т. Эдисон

        « Мало иметь хороший ум, важно уметь применять его».

                     Р. Декарт

Здесь присутствуют три команды, которым предстоит принять участие в нашем   телевизионном конкурсе. Команды, пожалуйста, представьтесь.

«Математики и фантазёры», «Продвинутые математики», «Клёвые эрудиты»

В качестве разминки, предлагаю вам «Тест на зрение». Каждая команда по очереди дает ответ на предложенный вопрос, а затем на экране появляется ответ.

Участникам демонстрируются по очереди слайды с заданиями:(тест на зрение)

        Сколько человек можно найти на этой картине?

        Ответ: 9

        Красные горизонтальные линии - они параллельны или нет?

        Ответ: Да

        Черные, или белые точки, что ты видишь?

        Ответ: Белые

        Что ты видишь? Спираль, или это все же скорее круги?

        Ответ: Круги

Вы убедились, что не всегда можно доверять глазам. Геометрические иллюзии создают богатые возможности для художников, фотографов, модельеров. Однако инженерам и математикам приходится быть осторожными с чертежами и подкреплять «очевидное» точными расчетами.

           Конкурс 1           (слайд 3)

На мультимедийном экране появляются слова: «И опыт, сын ошибок трудных,

           (слайд 4)        И гений, парадоксов друг..» А. С. Пушкин

Дорогие ребята, добро пожаловать на передачу «Очевидное и невероятное».

Наш конкурс называется «Парадоксов друг, или карусель изобретений».

Вещи, которые нам так привычны,

                 Были когда-то совсем необычны.

Нужен был чей-то ум гениальный,

Чтобы мог мыслить парадоксально.

                  Гений, известно, друг парадоксов,

 Тот, для кого невозможное - просто.

Вопросы задаются по одному каждой команде. За верный ответ – 5 баллов.

        Команде «Математики и фантазёры»:

        В детстве Джеймс Уатт случайно

        На плите увидел чайник.

        Тот старательно пыхтел,

        Пар из носика свистел.

        Как прекрасно, что случайно

        Закипел при Джеймсе чайник!

            (слайд 5)

                        Вопрос:Что изобрёл Джеймс Уатт?

        После ответа команды, на экране – портрет Д Уатта и слова: «Изобрёл первую паровую

        (слайд 6)        машину».

        Команде «Продвинутые математики» :

        

Он вместо лягушек
Взял меди и цинка,
В соленой воде
Ток пошел по пластинкам,
Недаром у Вольты
Профессора звание,
Было в болоте в тот год ликованье!

Вопрос: Что в 1799 году создал А. Вольта?

                                   (слайд 7)

                    (слайд 8)        А Вольта(1745-1827) изобрёл первый в мире источник тока-      

        гальванический элемент.

        

       Команде «Клёвые эрудиты»:

        

Ампер в лаборатории
увидел провода.
Зачем они? Откуда?
Кто их принес сюда?
Потом включил рубильник
И тут же вскрикнул – Ах!
Заметил притяженье,
Движенье в проводах!

Вопрос: Что открыл Ампер?

                          (слайд 9)

              (слайд 10)        Ответ:        Анри Ампер (1775-1836).Автор теории магнетизма. Ввёл в

                                                             физику понятие «электрический ток».

        Конкурс 2             (слайд 11) 

        А сей час мы с вами в гостях у передачи  «Пока все дома»        (слайд12)

        Конкурс «Оч умелые ручки»:

        Каждая команда дома подготовила небольшие фокусы с бумагой и готовы их нам сейчас

        продемонстрировать. Жюри оценивает их по 5 бальной шкале.

        Команда «Математики и фантазёры»:

Хитрость с листом бумаги.

Скажите, что вы сможете пройти сквозь обыкновенный лист бумаги, имея только этот лист и ножницы, и предложите зрителям разгадать секрет и продемонстрировать “прохождение”. (Сложите лист пополам и сделайте надрезы так, как показано на рисунке1. После этого лист превратится в большое кольцо, сквозь которое вы легко пройдете.)

 

        Команда «Продвинутые математики» :

Демонстрирует всем два бумажных кольца: обычное и лист Мёбиуса с двумя перекрутами. Сначала разрезается вдоль обычное кольцо, а затем лист Мёбиуса. Во втором случае получается два сцепленных звена.

       Команда «Клёвые эрудиты»:

        

Хитрость с двумя стаканами.

Поставьте на стол два стакана, положите на них лист бумаги и скажите, что вы можете на этот лист поставить третий стакан и лист его выдержит. (Сложите лист гармошкой.).

                  Конкурс 3        (слайд 13)

                                 (слайд 14)

                      Мы рады вас приветствовать на передаче «Смак».

                               Сегодня мы приготовим фирменное блюдо -

        “Математический рулет с начинкой из обгонялок, навеянный непреодолимым желанием учиться, учиться и ещё раз учиться…”

Учащиеся должны дать ответы на наибольшее количество вопросов.

Вопросы 1 команде:

  1. Чему равна сумма углов в треугольнике? (180).
  2. Прямая, имеющая только одну общую точку с окружностью. (Касательная).
  3. Математическое предложение, не требующее доказательства. (Аксиома).
  4. Как называется направленный отрезок. (Вектор).
  5. Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны. (Медиана).
  6. Какую часть числа составляют 25%.(Четверть).
  7. Два числа , произведение которых равно 1. (Взаимно-обратные).
  8. Наименьшее натуральное число. (1).
  9. Сумма одночленов. (Многочлен).
  10. Сколько различных биссектрис можно провести в треугольнике? (Три).
  11. Значение переменной при решении уравнений. (Корень).
  12. Отрезок, соединяющий две точки окружности. (Хорда).
  13. Инструмент для измерения углов на плоскости. (Транспортир).
  14. Математик, именем которого названа теорема, выражающая связь между коэффициентами квадратного уравнения. (Виет).
  15. Площадь квадрата равна 49 см2. Чему равен периметр этого квадрата? (28).

Вопросы 2 команде:

  1. Луч, делящий угол пополам. (Биссектриса).
  2. Количество делителей простого числа. (2).
  3. Четырёхугольник, у которого только две стороны параллельны. (Трапеция).
  4. Предложение, истинность которого нужно доказать. (Теорема).
  5. Кратчайшее расстояние от точки до прямой. (Перпендикуляр).
  6. Отрезок, соединяющий середины сторон. (Средняя линия).
  7. Вычислите площадь квадрата, если его периметр 40 см. (100 см2).
  8. Наименьшее чётное натуральное число. (2).
  9. Чему равна четверть часа. (15 минут).
  10. Параллелограмм, у которого все стороны равны. (Ромб).
  11. Наибольшая хорда в окружности. (Диаметр).
  12. Число П равно … (3,14).
  13. Натуральное число, имеющее больше двух делителей. (Составное).
  14. Графиком линейной функции является… (Прямая).
  15. Что определяет положение точки на плоскости. (Координата).

Вопросы 3 команде:

        1. Какая дробь меньше 1? (Правильная)

        2. Сколько осей симметрии у равностороннего треугольника ? (Три)

        3. Сотая часть числа. (Процент)

        4. Один угол 50 градусов, а другой 100 градусов. Могут ли они быть смежными?(Нет)

        5. Сколько цифр в математике? (10)

        6. Единица измерения скорости на море. (Узел)

        7. Целое число кг в пуде.(16)

        8. Графиком квадратичной функции является…(Парабола)

        9. На какой угол поворачивается солдат по команде «кругом»? (180).

         10. Как называются цифры, употребляемые в десятичной системе счисления?(Арабские)

         11.Расстояние от центра окружности до точки на окружности.(Радиус)

         12. В семье два отца и два сына, сколько это человек ? (Три)

         13. К однозначному числу приписали такую же цифру. Во сколько раз увеличилось  число?      

        (В 11раз)

    14. В равнобедренном треугольнике углы …(При основании равны)

         15.Что больше: произведение всех цифр, или их сумма ? (Сумма)

        Конкурс 4        (слайд 15)

        Мы рады видеть вас в гостях у передачи «Устами математика»

        Познакомьтесь с правилами конкурса.

        (слайд 16)

        В каждом вопросе речь идёт о каком – либо объекте, имеющем отношение к

математике. Команды по очереди называют свои версии, но после каждой подсказки  количество баллов, которое можно получить, уменьшается на 5.За ответ с первой попытки-20 баллов.

1)        Подсказки:

(слайд 17)      -    Единица измерения длины. Первоначально определяли как длину трёх ячмённых

              зёрнышек.

(слайд 18)        - Означает правую фалангу большого пальца рук.

(слайд 19)        - Одна из основных английских мер длины.

(слайд 20)        - Имя одной из героинь сказок Андерсена произошло от названия этой меры длины.

(слайд 21)                                        Ответ: Дюйм

2)        Подсказки:

(слайд 22)    - Этого нет у окружности. Это есть у правильного n-угольника.

(слайд 23)        - Их не может быть больше двух.

(слайд 24)        - Может являться осью симметрии.

(слайд 25)        - У параллелограмма они пересекаются и точкой пересечения делятся пополам.

(слайд 26)        Ответ: Диагональ.

3)        Подсказки:

(слайд 27)        - Приспособление для счёта. Благодаря ему появилась позиционная система

           счисления.

(слайд 28)        - Всегда перед глазами.

(слайд 29)        - Без этого трудно первокласснику.

(слайд 30)        - 5 братьев в одном чулане живут.

(слайд 31)                                        Ответ: Пальцы    

4)        Подсказки:

(слайд 32)        - Функция. Область определения- множество действительных чисел.

(слайд 33)        - Область значений – множество действительных чисел.

(слайд 34)        - График пересекает хотя бы одну ось координат.

(слайд 35)        - Графиком является прямая.

(слайд 36)        Ответ: Линейная функция у = кх + в.

        Конкурс 4        (слайд 37)

        А сейчас заглянём на игру « Что? Где? Когда?»

        Вам предстоит разгадать предложенные ребусы с математическими терминами.

За верно разгаданный ребус-5 баллов.   (слайд 38)

        

                                                                     (МОНИТОР)

(КРИВАЯ)

                                                           

   

        (ТРЕУГОЛЬНИК)

        После ответов команд - (слайд 39)

Конкурс 5

        И , наконец, последний конкурс « Своя игра».

        (Приложение «Своя игра») –1 раунд

В этой игре по очереди каждая команда может сама выбирать себе категорию вопросов.

 

Найди лишнее

10

20

30

40

Основы, понятия

10

20

30

40

Непростые задачки

10

20

30

40

Найди лишнее:

        10 баллов – Квадрат, прямоугольник, круг, треугольник

        20 баллов – Пуд, килограмм, фут, золотник( фут – единица длины)

        30 баллов – Точка, отрезок, прямая, плоскость

        40 баллов – Ярд, фунт, миля, сажень(фунт –единица массы)

Основы, понятия:

        10 баллов – Взаимно обратные числа. (Натуральные числа, произведе

        ние которых равно 1).

        20 баллов – Признак делимости на 9.( Сумма цифр числа должна делить-

        ся на 9).

        30 баллов – Знаменитое сочинение  Эвклида. (Начала).

        40 баллов – Чьё имя носит система координат?(Р. Декарта).

Непростые задачки:

        10 баллов – Кирпич весит 2 кг и ещё пол - кирпича. Сколько весят 4

        кирпича?

        20 баллов – Три кошки съедают трёх мышек за полтора часа. За какое

                              время 10 кошек съедят 20 мышек?

        30 баллов – Если ты перегнал в гонке последнего велосипедиста, то  на

        каком месте ты будешь?

        40 баллов – В жаркий день 6 косцов выпили бочонок кваса за 8

                             часов. Сколько косцов за 3 часа выпьют такой же бочонок

                             кваса?

                  Подведение итогов:              (слайд 40)

Сегодняшний конкурс посвящён царице наук. Проигравшие не отчаивайтесь. Вы знаете, часто будущие гении доставляли своим педагогам множество хлопот, из-за трудностей с учёбой. У  А.С. Пушкина, к примеру, был ужасный почерк, который никто не мог разобрать. Английский поэт Роберт Бёрнс и великий оратор древности Демосфен в детстве страдали дефектом речи. Знаменитый математик Пуанкаре не умел считать в уме, и память у него была «дырявая»,- ничего не запоминал. Великого Эйнштейна вообще не принимали в школу по причине «задержки умственного развития». Бетховен так до конца жизни и не смог выучить таблицы умножения. Так что, если вам сегодня трудно в учёбе, не падайте духом, может быть, впереди вас ждёт слава!         

        Жюри озвучивает итоги. Команде победителей вручаются медали.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

9 класс урок анг. языка по теме: "Популярные телевизионные программы"

Цели урока:1. Актуализация изученного материала по теме «Телевидение».2.     Совершенствование навыков аудирования и чтения.3.     Тренировка грамматических навыков по теме «Косвенная речь».Оборудован...

Сценарий дня учителя.Телевизионный канал.

Данный материал может быть использован для проведения дня учителя в виде телевизионных программ....

Урок английского языка в 8 классе по теме "Испльзование мобильного телефона" в форме известного телевизионного шоу

Данный материал может быть использован при проведении урока по теме " Использование мобильного телефона". Урок носит  дискуссионный характер, построен на основе ток-шоу "Пусть говорят"....

Сценарий телевизионного фестиваля

Сценарий телевизионного фестиваля для юных тележурналистов. Проведение такого фестиваля для юных журналистов пресс-центра "Репортёр" традиционно уже 2 года. Если вы любите снимать, и в вашей школе ест...

Конспект урока в 9 классе "Телевизионные журналистские жанры"

На уроке ребята познакомятся с классификацией жанров телевидения, журналистикии и документально - художественными жанрами....

Сценарий участия в телевизионном конкурсе "Самый классный классный"

Сценарий предусматривает знакомство с классным руководителем и отражает суть воспитательной системы класса "Красота спасет мир!" - нравственное воспитание через общение с искусством....

Презентация "Телевизионное ассорти"

Презентация к внеклассному мероприятию "Телевизионное ассорти"...