Игра как средство воспитания подростков во внеурочное время. Реферат
методическая разработка (5 класс) на тему

Егорова Светлана Юрьевна

Среди разнообразных видов деятельности, осуществляемых человеком, игра является самым доступным, т. к. в игры играют с раннего детства. Игры несут в себе как познавательные, так и воспитательные элементы. Они воспитывают у подростков моральные качества, расширяют их познания о мире в целом, способствуют физическому развитию, развитию трудовых и общественных навыков, развивают творческие способности и потребности детей, дают им эстетическое  наслаждение, служат одним из средств развлечения.

В данной работе представлен  теоретический и практический материал, который может быть полезен воспитателям, классным руководителям и организаторам досуга. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Кузбасский региональный институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования»

Факультет повышения квалификации

Кафедра психологического и социально – педагогического сопровождения общего специального (коррекционного) образования

              Игра как средство воспитания подростков во внеурочное время

                                                 ( реферат)

Исполнитель:

Егорова  Светлана Юрьевна,

воспитатель ГСУВУ « Кемеровская специальная ОШ».         

Консультант:

Загляда Л.И.

                                                       Кемерово 2014

Содержание

  Введение                                                                                     Стр.3

I.  Игра как средство воспитания  подростков во внеурочное время.                                                                        

1.1 Педагоги о роли игры в  воспитании детей.                        Стр. 5

1.2 Функции игры.                                                                       Стр. 8

1.3 Роль игры в воспитании школьников.                                 Стр. 8

1.4.  Виды игр, их педагогическое значение.                            Стр. 9

1.5.Условия эффективности игры как воспитательного

средства.                                                                                       Стр. 12

1.6 Воспитательный и обучающий потенциал игры.               Стр. 14

II. Интеллектуально-развивающие игры- сценарии.

2.1 Игра КВН «Если хочешь быть здоров».                              Стр. 16

2.2 Игра «Кто кого» (на тему "Человек и его пороки").            Стр. 26

III. Заключение.                                                                            Стр.35

Список используемой литературы.                                            Стр.36

Введение.

В современной системе воспитательной работы, которую можно рассматривать как систему социального становления личности, все большее место отводится активным приемам и средствам воспитания. Известные педагоги прошлого и не столь отдаленного настоящего Песталоцци и Ушинский, Шацкий, Корчак и Сухомлинский относились к феномену игры как к уникальному явлению детства. Игра – сложный и богатый феномен, изученный пока еще недостаточно полно, это совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива.

         В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений. "Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр.",- писала Н.К. Крупская.

        Тема:«Игра как средство воспитания во внеурочное время», на мой взгляд в современном обществе эта тема весьма актуальна и обсуждаема, так как игра для ребенка - не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками.

        Внеурочная деятельность – внеурочная работа, составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная работа помогает удовлетворять потребности детей в неформальном общении во время школьных вечеров, праздников, фестивалей и т.п.

Игра поможет воспитателю сплотить детский коллектив, включаясь в активную деятельность, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.

Значение игры для ребенка велико. Это прежде всего школа общения, познания мира и самопознания. В ней происходит развитие физических и  духовных способностей, психологически подготавливает к жизнедеятельности, к труду. Наконец, игра заполняет досуг и дает наслаждение ребенку.

Цель: Выявить воспитательное влияние игр на учащихся во внеурочное время.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

- рассмотреть сущность и преимущество внеурочной деятельности;

- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме;

- проанализировать воспитательное влияние игр на школьников во внеурочное время;

- использовать игры на этапе освоения знаний.

1.1 Педагоги о роли игры в  воспитании детей.

   Деятельность педагога направлена на формирование личности растущего человека. Результаты ее находят отражение в облике воспитанника, в чертах его личности, в характере и поведении. Полноценное развитие личности осуществляется при условии, если воспитание наиболее полно отражает требования общества.

   Проблема всестороннего развития личности глубоко волновала передовых людей прошлого. Многие из них создавали яркие образы гармоничного человека и настойчиво искали пути его воспитания.

   В нашу эпоху, когда воспитание подрастающего поколения является одной из главных задач образования, актуализируется вопрос и о методах воспитания.

   На важную роль игры как средства всестороннего воспитания давно обратили внимание педагоги и психологи. Вопросу значения игры в воспитании и образовании человека уделялось большое внимание в педагогических трудах многих выдающихся мыслителей и педагогов прошлого.

Великий русский педагог К.Д.Ушинский рассматривал игру как естественное состояние и деятельность здорового развивающегося ребенка. Он указывал на то, что в ней формируются все стороны души человеческой, его ум, его сердце и его воля. Он писал, что игра – серьезное занятие для ребенка, в котором формируются качества его личности, она имеет чрезвычайно важное значение в душевном развитии ребенка. Он отмечал влияние окружающей обстановки на содержание детских игр. По мнению К.Д.Ушинского, игры не проходят бесследно для будущей жизни ребенка и в известной мере содействуют формированию его личности.

   На значение игры в жизни ребенка указывал П.Ф.Легаорт: «Игра есть упражнение, при посредстве которого ребенок готовится к жизни. Игры составляют самое выгодное занятие для ребенка, при посредстве которого он обыкновенно приучается к тем действиям, которые ложатся в основании его привычек и обычаев». Он обратил внимание на то, что в игре устанавливается характер ребенка, состоящий в его проявлениях и даже нравственный характер.

Но нигде и никогда этой проблеме уделялось столько внимания, как в нашей педагогике. Теоретики идеи о воспитательном значении игры применительно к детям школьного возраста нашли свое распространение и подтверждение в практике школы.

    Педагоги отмечали, что игра воспитывает наблюдательность, ловкость, самообладание и другие черты характера.

Они придавали особое значение играм, которые развивают самостоятельность, организаторские навыки, воспитывают человека с психологией общественника, коллективиста. В процессе игры ребенок учится преодолевать трудности, познает окружающее, ищет выход из положения. Такие игры вырабатывают детей – организаторов, умеющих упорно стремиться к цели, увлекать за собой других, организовывать их. И дальше надо, чтобы игра укрепляла коллектив и в то же время давала бы умение владеть собой, организованно действовать, умение наблюдать. Целый ряд качеств можно воспитать игрой, которая имеет громадное значение в воспитательной точке зрения. Большое значение игра имеет как подготовка к труду, к общественной деятельности. «Ребячья игра перерастает потом в работу, в общественную деятельность».

     Использованию игры в целях воспитания содействовали труды А.С.Макаренко. Он считал, что нравственная сфера ребенка может формироваться вследствие совокупности «многоразличных отношений»; в которую был поставлен играющий ребенок. Как вдумчивый, любящий детей педагог А.С.Макаренко, игре отводил большое место в воспитательной работе, оценивал каждую игру по ее результату. «Игра имеет важное в жизни ребенка, имеет тоже значение, что и у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре». А.С.Макаренко понимал игру не только как средство подготовки детей к жизни самостоятельной деятельности, но и как саму жизнь и деятельность детей и стремился к тому, чтобы игра обеспечивала детям радость жизни и прививала детям любовь и интерес к ней. Игра доставляет ребенку, считал он, или радость творчества, или радость победы, или радость эстетическую. «В игре воспитываются качества будущего работника и гражданина», - говорил А.С.Макаренко. Игра – деятельность ребенка, перерастающая в трудовую деятельность. Очень хорошо, если игра перерастет в труд, и в то же время труд не теряет прелести игры. В этом смысле «Хорошая игра, похожа на хорошую работу». Для ребенка серьезна всякая игра, ибо играя, он живет. Он только тогда и живет, только тогда и упражняется, только тогда и растит душу и тело, когда играет.

    Высоко оценивали роль игры в детской жизни и советские педагоги С.Т.Шацкий и П.П.Блонский. С.Т.Шацкий писал: «Игра ребенка – это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора была бы бесплодна для человечества». Он рассматривал игру не отвлеченно, а в единстве с другими видами деятельности ребенка. Он указывал, что детская жизнь состоит из таких элементов, как «физическое развитие, искусство, умственная жизнь, социальная жизнь, игра и физический труд».

Вспоминаются и слова П.П.Блонского о том, что игра является великой учительницей ребенка. В ней, писал он, развивается и проявляется весь ребенок в самых глубоких своих зачатках.

    А.М.Горький сказал: «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который признаны изменить».

Большое внимание вопросам изучения содержания игр уделял В.А.Сухомлинский. Он вел пропаганду внесения игрового начала во все направления школьной жизни. «Без игры школа превращается в скучнейшее «казенное» заведение, которое сушит ум и опустошает сердце». Он считал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Вся работа этого замечательного знатока детской души в Павлышской средней школы была насыщена игровыми элементами.

     Итак, выдающиеся педагоги уделяли большое внимание игре как средству образования и воспитания подрастающих поколений. Значение игры в деле всестороннего развития личности ребенка и подростка состоит в том, что она в значительной степени способствует формированию мировоззрения будущих строителей общества и соединяя все аспекты всестороннего воспитания, в высокой степени помогает подростку осознать его собственную роль в преобразовании общества.

1.2 Функции игры.

Игра выполняет такие важнейшие функции, как:

- развлекательную (основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить учащихся, пробудить интерес к знаниям);

- коммуникативную: освоение диалектики общения;

- терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

- коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

- межнациональной коммуникации: усвоение единых социокультурных ценностей;

- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

 1.3 Роль игры в воспитании школьников.

 Актуальность игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного мира информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения и воспитания , развивающей подобные умения, является игра  во внеурочное время , способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке.

В самых различных системах обучения игре отводится особое место. В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и школьного возраста и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) - это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия.

В играх ребенок осваивает окружающий предметный мир и отношения взрослых. Но он не только осваивает готовые способы действий, но и экспериментирует, приспосабливает предметы к своим потребностям, использует их в соответствии с развивающимся воображением. Это же характерно и для освоения отношений в мире взрослых: ребенок, воспроизводя в игре отношения взрослых, по-своему переживает их и трансформирует в соответствии со своей фантазией: возникающими представлениями о добре и справедливости. Через себя в игре ребенок начинает понимать другого человека, точно так же как через другого начинает понимать себя. Такое активное участие в освоении предметного мира и мира человеческих отношений способствует развитию творческих возможностей детей: «Два основных психических новообразования школьного возраста, формирующихся в игре, - ориентация на позицию другого человека и творческое воображение, - теснейшим образом связаны друг с другом. Можно даже сказать, что это две стороны одного и того же начала в ребенке, а именно - начала творческого».

1.4.  Виды игр, их педагогическое значение.

  Игровая деятельность – это особая сфера человеческой  активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствие, удовольствия от проявления физических и духовных сил.

  Какие же бывают игры? Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни. Поэтому они имеют генетическую связь со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания,  и труда, и общения, и искусства, и спорта. Отсюда и название игр: познавательные, интеллектуальные, строительные, игра – труд, игра – общение, музыкальные игры, художественные, игры – драматизации, подвижные, спортивные…

Принято различать два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры – забавы, аттракционы.

Ко второму типу относят игры  сюжетно – ролевые. Правила в них существуют неявно. Рассмотрим в самых общих чертах характерные особенности типов игр.

Подвижные игры – важнейшее средство физического воспитания детей в дошкольном в особенно в школьном возрасте. Они всегда требуют от играющих активных двигательных действий, направленных на достижение условной цели, оговоренной в правилах.

Специалисты отмечают, что основные особенности подвижных игр школьников их соревновательный, творческий, коллективный характер. В них проявляется умение действовать за команду в непрерывно меняющихся условиях. Велико значение подвижных игр в нравственном воспитании. Они развивают чувство товарищеской солидарности, взаимопомощи, ответственности за действие друг друга. Необходимость подчинения правилам, на страже которых стоит общественное мнение, формирует честность, справедливость, дисциплинированность, умение подчиниться коллективу и бороться за его честь. Обязательным условием морально – волевого сплочения коллектива и средством управления его настроением становятся соревнования по подвижным играм.

Дидактические игры – разновидность игр с правилами, специально создаваемыми педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Воспитательно – образовательное содержание таких игр формируется в виде дидактической задачи, однако для детей эта задача не выступает открыто, а реализуется косвенным образом, через задачу игровую, игровые действия и правила. Увлечение игрой мобилизует интеллектуальные силы ребенка, а наличие занимательности, шутки, юмора облегчает выполнение задачи.

По характеру используемых  материалов. дидактические игры подразделяют на три группы:

предметные  (в основном это дидактические материалы);

настольно – печатные: игры, основанные на подборе картинок по принципу сходства (лото, домино), а также игры типа «Трудное путешествие», «Лабиринт», развивая логическое мышление, настолько – печатные игры несут и важную познавательную нагрузку;

словесные игры включают в себя большинство народных игр; сюда относятся многие игры  - упражнения, воображаемые игры – путешествия, игры – загадки и т. д. Сложность словесных игр в том, что они чаще всего не связаны с непосредственным восприятием предметов, явлений, требуют определенного абстрагирования. В них дети оперируют представлениями, самостоятельно делают выводы и умозаключения, замечают логические ошибки, проявляют внимательность, быстроту реакции.  

Сюжетно – ролевые игры (иногда их называют сюжетными) занимают особое место в нравственном воспитании ребенка. Они носят преимущественно коллективный характер, ибо отражают существо отношений в обществе. Подразделяют их на ролевые, игры – драматизации, режиссерские. Сюжет могут иметь театрализованные детские праздники, карнавалы, строительно – конструкторские игры. Основные компоненты ролевой игры  - тема, содержание, воображаемая ситуация, сюжет и роль.

Игры - драматизации представляют собой исполнение детьми кого – либо сюжета, сценарий которого заранее существует, но не является жестким канонам, а служит лишь канвой, в пределах которой развивается импровизация. Детям, начиная с дошкольного возраста и вплоть до подросткового, особенно нравятся режиссерские игры – игры, в которых ребенок управляет воображаемой ситуацией в целом, действует одновременно на всех участников. В таких играх особенно интенсивно накапливается опыт согласования замыслов и совместных действий.

Несмотря на различные, все виды детских игр с педагогической точки зрения имеют и много общего. Их воспитывающий потенциал всегда зависит, во – первых, от содержания познавательной и нравственной информации, заключенной в тематике игр; во – вторых, от того, каким героем подражают дети; в – третьих, обеспечивается самим процессом игры как деятельности, требующей достижения цели, самостоятельного нахождения средств, согласование действий с партнерами, самоограничение во имя достижения успеха и, конечно, установления доброжелательных отношений. Игры, таким образом, дают детям очень важный навык совместной работы.

Отличительные особенности игровой деятельности обычно усматривают в ее добровольности, в высокой активности и контактной зависимости участников. Но нельзя забывать и другое; игра – едва ли не единственный вид деятельности, направленной на развитие не отдельных способностей (к искусству или технике), а способности к творчеству в целом.

В интеллектуальных играх творческая задача – принять решение в нестандартной ситуации. В сюжетно – ролевых, играх – драматизациях задача другая, но не менее творческая, - вообрази, придумай изобрази. И вместе с тем во всех групповых играх единая задача – найди способ сотрудничества, взаимодействия на пути к общей цели, действуй в рамках установленных норм и правил. Нетрудно заметить, сколь важны самодисциплина, творческая инициатива, готовность к действиям в сложной, меняющейся ситуации и т. д. – для человека сегодняшнего и особенно завтрашнего дня.

Чувство радости от победы, восхищение красотой комбинаций, ритмом, наслаждение и удовлетворение от выявления своих способностей, эмоциональная насыщенность, активно – творческий характер делают игры важным средством воспитания детей.

Таким образом, игры связаны со всеми сторонами формирования личности и способствуют всестороннему развитию. Игры несут в себе как познавательные, так и моральные качества, расширяют их познания о мире в целом, способствуют физическому развитию, развитию трудовых и общественных навыков, развивают творческие способности и потребности детей, дают им эстетическое наслаждение, служат одним из средств развлечения.

1.5.Условия эффективности игры как воспитательного средства.

Всякое средство, даже самое совершенное, можно использовать во благо и во вред. И даже благие намерения не обеспечивают полезности применения средств: нужны еще знания и умения использовать средство соответствующим образом, чтобы его применение приносило безусловную пользу. Точно так же использование игры в воспитании требует соблюдения некоторых правил. Впервые об этих правилах написал Я.А.Коменский в «Законах хорошо организованной школы». Сформулированы они настолько последовательно и обоснованно, что и в наше время представляют не столько исторический, сколько практический интерес:

1. Игры должны быть такого рода, чтобы играющие привыкли смотреть на них как на нечто побочное, а не как на какое-нибудь дело.

2. Игра должна способствовать здоровью тела не менее, чем оживлению духа.

3. Игра не должна грозить опасностью для жизни, здоровья, приличия.

 4. Игры должны служить преддверием для вещей серьезных.

5. Игра должна оканчиваться раньше, чем надоест.

6. Игры должны проходить под наблюдением воспитателей.

При строгом соблюдении этих условий игра становится серьезным делом, т.е. развитием здоровья, или отдыхом для ума, или подготовкой для жизненной деятельности, или всем этим одновременно.

Украшением игры, по Я. Коменскому, являются подвижность тела, жизнерадостность духа, порядок, игра с толком и по правилам, победа доблестью, а не хитростью. Пороками же в игре являются ленивость, вялость, недоброжелательность, заносчивость, крик, коварство. А такие игры, как кости, карты, борьба, кулачный бой, плавание и другие, бесполезные и опасные игры, вообще не должны, считал Я.Коменский, использоваться в воспитании детей. Привлекательность игры заключается в возникновении новых возможностей. Это зависит от типа игры. Очевидно, наиболее привлекательны возможности, соответствующие актуальным потребностям возраста и личности. Проблема игровой мотивации очень важна. В играх могут быть реализованы следующие потребности: - наличие собственной деятельности - творчество; - общение; - власть; - потребность в ином; - самоопределение через ролевое экспериментирование; - самоопределение через пробы деятельностей.

Изучение современной педагогической литературы об игре позволяет сформулировать следующие требования, которые воспитатель, учитель обязательно должны учитывать при организации детских игр во внеурочное время.

1. Свободное и добровольное включение детей в игру: не навязывание игры, а вовлечение в нее детей.

2. Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила, идею каждой игровой роли.

3. Смысл игровых действий должен совпадать со смыслом и содержанием поведения в реальных ситуациях с тем, чтобы основной смысл игровых действий переносился в реальную жизнедеятельность.

4. В игре дети должны руководствоваться принятыми в обществе нормами нравственности, основанными на гуманизме, общечеловеческих ценностях. 5. В игре не должно унижаться достоинство ее участников, в том числе и проигравших.

6. Игра должна положительно воздействовать на развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной и рационально-физической сфер ее участников.

7. Игру нужно организовывать и направлять, при необходимости сдерживать, но не подавлять, обеспечивать каждому участнику возможность проявления инициативы.

8. В подростковых и особенно в старших классах необходимо побуждать учащихся к анализу проведенной игры, к сопоставлению имитации с соответствующей областью реального мира, оказывать помощь в установлении связи содержания игры с содержанием практической жизненной деятельности или с содержанием учебного курса. Результатом обсуждения игры может быть пересмотр ее содержания, правил и др.

9. Игры не должны быть излишне (откровенно) воспитательными и излишне дидактическими: их содержание не должно быть навязчиво назидательным и не должно содержать слишком много информации (дат, имен, правил, формул).

10. Не следует вовлекать детей в излишне азартные игры, в игры на деньги и вещи, в опасные для здоровья и жизни, в игры-сорняки (содержащие в своих правилах и действиях нарушения общепринятых норм морали).

Естественно, это лишь некоторые, наиболее общие требования. Для отдельных видов игр формулируются свои принципы и для каждой игры разрабатываются свои правила.

1.6 Воспитательный и обучающий потенциал игры.

Их воспитывающий потенциал всегда зависит, во-первых, от содержания познавательной и нравственной информации, заключенной в тематике игр; во-вторых, от того, каким героям подражают дети; в-третьих, он обеспечивается самим процессом игры как деятельности, требующей достижения цели самостоятельного нахождения средств, согласования действий с партнерами, самоограничения во имя достижения успеха и, конечно, установления доброжелательных отношений. Игры, таким образом, дают детям очень важный навык совместной работы.

В интеллектуальных играх творческая задача—быстро прими решение в нестандартной ситуации. Представим себе, что в процессе игры у детей возникают три вида целей. Цель первая — наиболее общая — наслаждение, удовольствие от игры. Ее можно было бы выразить двумя словами: «Хочу играть!» Эта цель представляет собой установку, определяющую готовность к любым действиям, связанным с данной игрой. Вторая цель—это и есть собственно игровая задача, т. е. задача, связанная с выполнением правил, разыгрыванием сюжета, роли. Третья цель непосредственно связана с процессом выполнения игровой задачи, а потому всегда ставит перед личностью задачу творческую.

Поэтому выведены соответствующие направления педагогического руководства игровой деятельностью:

1) вовлекать детей в игру, использовать особые приемы, побуждающие желание играть («хочу играть!»);

2) помогать действовать по правилам и решать игровые задачи («так надо»); 3) развивать творческий потенциал ребенка в процессе игры способствовать появлению адекватной самооценки и чувства «могу!».

Таким образом, можно сделать вывод, что проводить игры воспитательного характера во внеурочное время очень важно, так как с одной стороны ребенок отдыхает от занятий и ответов у доски, но с другой стороны он не тратит попусту время, просиживая часами за компьютером или бесцельно гуляя по улицам, а получает новые знания и воспитание в игре и раскрывает при этом свой творческий потенциал, свои таланты, что очень важно для детей школьного возраста.

II. Интеллектуально-развивающие игры-сценарии.

В основе любой игровой методики, проводимой на занятиях и внеклассных мероприятиях, должны лежать следующие принципы:

- актуальность дидактического материала;

- коллективность;

- соревновательность.

Среди большого разнообразия игр, вызывающих интерес у школьников, мы отмечаем интеллектуально-развивающие игры, которые таят в себе большие потенциальные возможности творческих проявлений детей. Игровая творческая задача этих игр – развитие операционной стороны интеллекта, психических функций, приемов, операций, умственной деятельности. Характерной чертой интеллектуально-развивающих игр является наличие в них не какого-либо познавательного содержания, а скрытых путей решения игровой задачи, что требует смекалки, сообразительности, не стандартного творческого мышления.

2.1.Игра  КВН «Если хочешь быть здоров».

Цель: Способствовать воспитанию здорового образа жизни.

Задачи:  

  1. Формировать у ребят  необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, уметь  использовать полученные знания в повседневной жизни.
  2. Способствовать укреплению здоровья  детей во время учебно- воспитательного  процесса .
  3. Развивать навыки сотрудничества;
  4. Способствовать сплочению детского коллектива, формируя нравственные качества учеников: умение дружить, общаться.

Оборудование: слова «Чтоб везде нам успевать,

                                          Улыбаться, не чихать

                                          Надо помнить, что здоровье

                                          Нужно с детства укреплять!»

ЭТАПЫ КВН.

I.      Подготовительный. Готовятся 2 команды по 5 человек( по 2 человека с каждой группы).

2.      Представление, эмблема, девиз, приветствие команде соперников, жюри и болельщикам.

3.      Д/з  «Спортивный комментатор».

Команды заранее готовили шуточный комментарий на выбранную тему:

 команда «Витамин»,  комментирует соревнования по прыжкам в высоту среди блох.

Команда «Иммунитет» комментирует соревнования  в марафонском беге среди черепах.

    Ход мероприятия.

Звучит музыка из телепередачи «КВН».

Ведущий. Добрый вечер (день) дорогие ребята и взрослые! Я вижу, что все сегодня в хорошем настроении, а если у кого и плохое, то я обещаю вам к концу нашего вечера в этом зале не будет ни одного грустного лица. Ведь КВН – это юмор, шутка и смех. Юмор помогает лучше понять друг друга. Но сегодняшнее наше настроение зависит от участников игры. Поприветствуем их бурными аплодисментами.

Встречаем команду «Витамин» (выходит первая команда).

Встречаем команду «Иммунитет» (выходит вторая команда).

Итак внимание! Мы начинаем КВН «Если хочешь быть здоров». Все мы хотим быть здоровыми, сильными, красивыми. Сегодня мы с вами попробуем разобраться, что же поможет нам такими стать.

А как вы думаете, без кого не возможно ни одно состязание? Конечно же без судей. А какими качествами должны обладать члены жюри? (ответы из зала). Правильно, я с вами абсолютно согласна. У нашего строгого жюри должны присутствовать три наиболее важных качества: это чувство юмора, легкость характера и самое главное- доброта души. Позвольте представить вам наших членов жюри………………………………………

Оцениваться конкурсы будут по 5-ти бальной системе.

А сейчас я предлагаю провести жеребьевку, кому из двух команд начинать наш первый конкурс. Капитаны команд подойдите ко мне. (Жеребьевка).

Итак, начинает команда     ……..            и наш первый конкурс «Приветствие».  Команда должна представить свое название, девиз, эмблему, приветствие жюри и команде соперников.(Выступление команды).

«Витамин»

Выступать наше время настало,

Ждете вы с нетерпеньем начала.

Мы приветствуем всех наш девиз:

«Витамин- это сила, это бодрость и жизнь».

Наша команда называется «Витамин» .

Крошка сын к отцу пришел,
И спросила кроха:
«Что такое хорошо
И что такое плохо?
Если делаешь зарядку,
Если кушаешь салат
И морковку прямо с грядки,
То найдешь здоровья клад.

Ешьте больше витаминов

Яблок и апельсинов.

И не будете болеть

Будете лишь здороветь.

«Приветствие жюри». (На мотив песни «Если б я был султан»).

Если б я был султан,

 Я имел бы власть

 И команде своей

 Не дал бы я пропасть.

 Но ведь я не султан

И прошу жюри:

Ты команде моей

Дружной помоги.

Приветствие команде соперников.

Мы веселые ребята,

И не любим мы скучать.

С удовольствием мы с вами

В КВН будем играть.

И соревнуясь вместе с вами,

Мы останемся друзьями.

Так пусть борьба кипит сильнее,

И наша дружба крепнет с нею.

Приветствие болельщикам.

 Не плачь, болельщик, пройдет игра!

Не раз ты крикнешь для нас «Ура!»

Ты будь уверен мы победим,

И честь команды мы отстоим.

Ведущий. Прошу внимания. На сцене команда

Встречаем. (Выступление команды)

«Иммунитет»

Девиз: «Если есть иммунитет проживешь ты много лет».

Если хочешь не болеть,

Волю крепкую иметь.

Организм свой укрепи

И здоровье сохрани.

А для этого ,ребята,

Надо просто не лениться

И на славу потрудиться.

Чистить зубы, умываться и почаще улыбаться,

Закаляться, спортом смело заниматься.

И тогда не страшна тебе хандра.

А отсюда -наш совет:

«Укрепляй иммунитет!».

Приветствие жюри

Ну почему вы к нам так равнодушны?

И почему б вам не прибавить балл?

Мы не прекрасны, может быть, наружно,

Зато не страшен нам десятый вал.

Ты погоди, не спеши.

Ты погоди, не спеши.

Ты погоди, не спеши

Дать ответ.

Жаль, что на свете всего

Только пять баллов всего,

Только пять баллов всего,

Больше нет.

Приветствие команде соперников.

Привет, соперники-друзья!
Задора в нас не меньше,
Если победу поделить нельзя
Пусть победит сильнейший!

Приветствие болельщикам. (На мотив песни «Позвони мне , позвони»).

Ты, болельщик, помоги,

Помоги нам ради Бога,

Руку дружбы протяни,

Или мы протянем ноги.

Если мы в твоей судьбе.

Ну хоть что-нибудь да значим,

Помолись за нас дружок,

Помолись за нас дружок,

Пожелай ты нам удачу.

 Ведущий. Спасибо нашим командам. Жюри выставляет баллы.  

С командами мы познакомились. Нетрудно  было заметить, что обе команды очень артистичны. Но какой же КВН без болельщиков. Дорогие болельщики! Покажите как вы болеете за свои команды. (Аплодисменты). Спасибо.

А теперь 2-й конкурс под названием «Разминка». Занимательные вопросы. Задаются по очереди по одному вопросу каждой команде. Если команда не отвечает, отвечают болельщики. Если болельщики не отвечают, вопрос передается другой команде. За каждый правильный ответ 1 балл.

 1. Совокупность предупредительных мер (Профилактика)

 2. Специалист по лечению уха, горла, носа (лор или отаринголог).

 3. Назовите средства закаливания (солнце, воздух и вода).

      4. Какие процедуры можно принимать, не выходя из своей комнаты? (при открытом окне – солнечные, воздушные ванны).

     5. Назовите принципы закаливания – три П (постоянно, последовательно, постепенно).

    6. Какие правила личной гигиены вам знакомы? (Мыть руки перед едой, вода и мыло уничтожают микробы. Чистить зубы 2 раза в день, зубную щетку менять раз в 3-4 месяца, не реже одного раза в неделю мыться горячей водой. Ухаживать за ногтями и волосами, содержать в чистоте одежду и обувь, помещение в котором живешь, ежедневно делать влажную уборку).

  7.  Назовите насекомых – индикаторов отсутствия у человека навыков гигиены (блохи, вши).

  8. Способность организма противостоять возбудителям различных инфекций. Защитная реакция организма. (Иммунитет).

  9. Так называется состояние полного физического благополучия? (Здоровье).

 10. Какие главные угрозы здоровью людей вы бы выделили? (Плохая экология, пьянство, курение, наркомания).

 11. Какими видами спорта следует заниматься для формирования осанки? (плавание, гимнастика, легкая атлетика).

 12.  С какого возраста можно курить, употреблять спиртные напитки? (желательно вообще НЕ курить и НЕ употреблять спиртные напитки, особый вроде организму и быстрому привыканию к никотину и алкоголю бывает в детском и подростковом возрасте).

Ведущий. Спасибо командам. Прошу наше жюри подвести итоги 2-х конкурсов и объявить результаты.

(Жюри объявляет результаты  конкурсов).

А я объявляю следующий 3-й конкурс. Конкурс для капитанов под названием «Темная лошадка».  Сейчас капитаны команд получат у меня конверты, в которых лежат карточки с  анаграммами.

Анаграмма – слово или словосочетание, образованное перестановкой букв или слогов другого слова. Необходимо сложить слова, обозначающие последствия воздействия алкоголя на организм человека. За каждое правильно сложенное слово 2 балла.

«Здоровяки» - ФАРКТИН (инфаркт); ДЫОКША ( одышка).

«Неболейки»- РИЦЗОР (цирроз); ЯРНАЯН МРЕСТЬ (ранняя смерть).

Ну а пока наши капитаны ломают голову над заданием, для хорошего настроения болельщики исполнят веселые частушки.

Мы, весёлые ребята,

В  6   «Б» мы учимся.

Пропоём мы вам частушки –

Может, что получится.

    Чистота – залог здоровья,

    Чистота нужна везде:

     Дома, в школе, на работе,

      И на суше, и в воде.

Руки с мылом надо мыть,

Чтоб здоровенькими быть.

Чтоб микробам жизнь не дать,

Руки в рот не надо брать.

      Физкультурой занимайся,

      Чтоб здоровье сохранять,

       И от лени постарайся

       Побыстрее убежать.

Всякий раз, когда едим,

О здоровье думаем:

Мне не нужен жирный крем,

Лучше я морковку съем.

      Ты зарядкой занимайся,

      Если хочешь быть здоров.

     Водой холодной обливайся –

      Позабудешь докторов.

Мы весёлые такие

Утром, вечером и днём,

Потому что мы частушки

Развесёлые поём.

 Ведущий. Но время, отведенное на подготовку капитанам, окончено. Просим капитанов дать нам ответы. (Капитаны зачитывают анаграммы и дают ответы). Спасибо.  Жюри подводит итоги.

 Итак, следующий конкурс « Пантомима».

Капитанам команд нужно выбрать лепесток с названием вида спорта. Каждая из команд показывает пантомиму, а другая разгадывает какой вид спорта был показан.  Оценка за пантомиму от 1-5 баллов.  За правильно угаданный вид спорта – 5баллов  Время на подготовку -3 мин

 Пока команды готовятся давайте послушаем стихотворение о здоровом образе жизни, которое прочитает учащийся  

Спасибо команде  ……………… А теперь посмотрим выступление команды……………… Спасибо. Слово жюри. Впереди команда…….. Молодцы! Так держать!

А сейчас  следующий  5 конкурс «Домашнее задание», которое называется «Спортивный комментатор».

Команды заранее подготовили шуточный комментарий на выбранную тему.

Максимальная оценка конкурса –5 баллов.

Итак, посмотрим выступление команды «Витамин», которая  комментирует соревнования по прыжкам в высоту среди блох.

Ведущий. Спасибо команде «Витамин». А теперь посмотрим выступление команды  «Иммунитет», которая прокомментирует соревнования в марафонском беге среди черепах.

 Ведущий. Спасибо командам. Жюри подводит итоги .

Ведущий:  Известная поговорка гласит: «В здоровом теле - здоровый дух». Задание командам – измерить силу правых рук команды при помощи силомера и подсчитать суммарную силу команды.

 Максимальная оценка – 4балла.

Играет музыка.

Ведущий:  А последний конкурс так и называется «Здоровье».

 Нужно на каждую на каждую букву этого слова найти слова, которые имеют отношение к здоровью, здоровому образу жизни.

Ведущий:  Пока команды выполняют  задание, я приглашаю наших болельщиков принять участие в соревновании. Есть ли в нашем зале люди, которые хорошо разбираются в вопросах здоровья? Я приглашаю на сцену 3 знатоков. Если вы правильно отвечаете на вопрос, то  делаете шаг вперед. Если неправильно – стоите на месте.

 1.       Согласны ли вы, что зарядка – это источник бодрости? – да

 2.       Верно ли, что жвачка сохраняет зубы? – нет

 3.       Верно ли, что кактусы снимают излучение от компьютера? – нет

 4.       Верно ли, что от курения ежегодно погибает более 10 000 человек? – да

 5.       Правда ли, что бананы поднимают настроение? – да

 6.       Верно ли, что морковь замедляет процесс старения организма? – да

 7.       Правда ли, что есть безвредные наркотики? – нет

 8.       Отказаться от курения легко? – нет

 9.       Правда ли, что молоко полезнее йогурта? – нет

 10.   Правда ли, что взрослые чаще, чем дети ломают ноги? – да

 11.   Правда ли, что недостаток солнца вызывает депрессию? – да

 12.   Правда ли, что летом можно запастись витаминами на целый год? – нет

 13.   Правда ли, что надо ежедневно выпивать 2 стакана молока? – да

Ведущий. У команд вышло время и я прошу представить ваши версии.

Жюри подводит итоги.

Слово жюри…….

Награждения команд.

Ведущий. Ну что ж, как это ни печально, время летит быстро. Наша встреча подошла к концу.

Не хотелось бы нам расставаться,

Нынче вечер веселый у нас.

Но со временем надо считаться.

До свиданья, друзья!

В добрый час!

2.2. Игра "Кто кого" (на тему "Человек и его пороки").

Цель: пропаганда здорового образа жизни, профилактика вредных привычек.

Задачи:

-    углубить представление детей о вредных привычках;

- способствовать воспитанию отрицательного отношения к табаку,   алкоголю, наркомании;

-    побуждать детей к сопротивлению вредным привычкам;

-     учить противостоять давлению сверстников;

-     развивать критическое мышление;

-    воспитывать активную жизненную позицию.

В игре участвуют  2 команды . В качестве ведущего выступает воспитатель.

Предварительная подготовка: изготовить транспарант к заданию “Пороки и достоинства”, карточки с вопросами и ответами к заданию “Экзамен со шпаргалкой”, каждой команде нарисовать 2 – 3 плаката по теме.

Эпиграф.

Трудно себе представить то благотворное изменение,

которое произошло бы во всей жизни людской, если бы люди

 перестали одурманивать и отравлять себя водкой,

вином, табаком и опиумом.

Л. Н. Толстой

 Учитель: -Курить или не курить?  Пить или не пить?

Бросать или не бросать эти привычки?

Эти вопросы терзают многих юных и взрослых людей. И   сегодня   мы с вами поговорим о   человеческих пороках, которые отрицательно влияют на его жизнь и иногда могут привести к смерти. Эпиграфом мероприятия будут слова Л.Н. Толстого.

 Наше мероприятие будет проходить в форме игры, которая  называется «Кто кого».

На протяжении всей игры вам будут встречаться новые для вас слова, а разъяснять значения этих слов нам будет знаток- филолог.  

В нашей игре участвуют две команды: «Факел» и «Виктория». Членами жюри я попросила быть (назвать членов жюри). Во время игры вы должны будете выполнить несколько заданий, которые записаны на доске.

Командам предлагается выбрать капитанов (выбирают).

 Итак, задание №1. “Объясни название игры” «Кто кого».

За это задание вы можете заработать 2 очка .(Учащиеся обсуждают вопрос, дают свои варианты ответов:  ( борьба с вредными привычками и т.д) 

 Итак  “Кто кого?” обозначает не только то, что состязаются 2 команды, и одна должна победить другую. Главное заключается в том, что каждый человек всю жизнь борется с пороками, чужими и собственными, и оттого, как ему это удается, зависит его судьба. Злые, порочные люди всегда противостоят добрым, и борьба между ними порой определяет жизнь всего общества.

Ведущий. Молодцы! Вы успешно справились с первым заданием и поняли смысл игры.

 Задание №2  “Пороки и достоинства”.

Ведущий. Чтобы перейти к  этому заданию, нам нужно выяснить, что такое пороки. Как вы думаете, что такое порок? Задание оценивается в 1 очко.

Для справки мы обращаемся к словарю С.Ожегова   “порок – тяжелый  недостаток в жизни человека, позорящий его”.)

Человек  должен уметь противопоставлять дурным качествам, мыслям и делам свои достоинства. Я предлагаю вам, ребята, сейчас сделать это на бумаге. Капитаны команд получают листки, на которых перечислены пороки, а слова-антиподы для них участники игры придумывают и вписывают в соседнюю колонку. Опять незнакомое слово- антиподы. Давайте обратимся к знатоку.

Задание выполняется в течение двух минут (пока звучит музыка), затем листки передаются жюри. Максимальная оценка конкурса – 4 очка.

Пример:

Курение –  воля.

Пьянство –  благоразумие…

Лень – трудолюбие…

Наркомания –  осторожность…

Лживость – правдивость…

Трусость – смелость…

Подлость – честность…

Воровство – благотворительность..

Грубость –  вежливость, тактичность…

Жадность – щедрость…

Высокомерие – скромность…

Распущенность – воспитанность…

Ведущий. Как вы думаете, почему многие курят? Потому, что не знают истинного влияния никотина на организм. И наше следующее задание посвящено этой теме.

Задание №3 “Экзамен со шпаргалкой”.

В конкурсе участвуют по три представителя от каждой команды (капитан и два помощника). Они занимают места за столами, на которых разложены карточки с ответами на вопросы (шпаргалки). Капитаны берут билеты со стола жюри по очереди, громко читают вопрос, а их помощники за три секунды должны найти шпаргалку и дать ответ. Если они не успевают, то права ответа получает другая команда. За верный ответ присуждается 1 очко.

(Вопросы и ответы для этого задания подбираются с помощью пособий и распечатываются на отдельных карточках. Приведем некоторые примеры таких карточек).

-Какое вещество арабские алхимики назвали “величайшим обманщиком”? (Этиловый спирт (аль-кохоль) в переводе с арабского означает “нечто воздушное, эфирное” из-за того, что сначала, после его принятия, поднимается настроение, а затем наступает тяжелое отравление.)

-Какое вещество самое опасное в табаке? (Радиоактивный полоний-210. Он постоянно облучает курильщика и окружающих: 300 сигарет – доза радиации, равная по воздействию ежедневному посещению рентгеновского кабинета в течение года.)

-Что может купить на деньги, которые прокуривает курильщик в год? (Если выкуривать в день пачку сигарет, которая стоит, в среднем, 20 рублей, то за год на 7300 рублей можно купить сотовый телефон, телевизор и т.п.)

-Когда Россия впервые познакомилась с табаком и что делали с курильщиками при царе Михаиле Федоровиче Романове? (Табак в Россию завезли англичане через Архангельск в 1585 году. Курильщиков наказывали 60-ю ударами палкой по пяткам, а если они попадались с курением вторично, то им отрезали нос или уши.)

-Капля никотина убивает лошадь. Чьим именем назвали вещество “никотин”? (Посол Франции в Испании Жак Нико впервые привез табак во Францию. Никотин открыли в 1828 году ).

-Кто из русских царей первым начал курить? (Петр I, вернувшись из Голландии в 1696 г., он разрешил частную торговлю табаком в России).

-Какие органы поражаются у  курильщика? ( Все органы человеческого тела страдают от табака. Табак поражает сердце, мозг, легкие, почки и другие органы человека.

Но больше   всего –это легкие и органы дыхания в целом - у курильщиков чаще, чем у других возникают воспалительные заболевания дыхательных путей. В достаточно молодом возрасте у них развивается хронический бронхит. Может развиться бронхиальная астма, воспаление легких, рак легких. )

Ведущий. Часто приходится слышать, читать в газетах, что злоупотребление спиртными напитками губительно, алкоголь – яд, алкоголь – враг будущих поколений.  Алкоголь – самый распространенный наркотик, ежегодно убивающий сотни людей, он нарушает работу всех внутренних органов.

Таким образом следующий конкурс будет посвящен этой теме.

  Задание № 4.  Викторина “Кто быстрее?”

 Я буду задавать  вопросы   сразу обеим  командам, право ответа получает тот, кто быстрее поднимет руку . Жюри внимательно следит за игроками и за каждый правильный ответ присуждает 1 очко.

- Какие заболевания желудка возникают при злоупотреблении алкоголем? (Гастрит, язва и рак желудка).

-Какое воздействие на зрение подростков оказывает алкоголь? (Тяжелое поражение зрительных нервов, ведущее к потере зрения).

-Почему рабов рабовладельцы поили вином? (чтобы продемонстрировать как действует вино на человека и внушить отвращение к спиртному).

-Является ли пиво спиртным напитком? (Да , является. Там тоже содержится алкоголь).

-Почему винные бутылки и этикетки на них делают такими яркими и красивыми? (ради рекламы).

- Эти клетки являются самыми чувствительными к вредному воздействию алкоголя? (Нервные клетки головного мозга).

 -Продолжи «Пьяный человек – не человек, ибо он потерял…(разум).

- Почему после употребления алкогольных напитков сохнут губы, пересыхает во рту, появляется чувство жажды? ( спирт отнимает воду у организма).

Следующее задание для команд

Задание № 5. Анаграмма. Опять новое слово. Давайте послушаем, что оно обозначает.

– Слово или словосочетание, образованное перестановкой букв или слогов другого слова. Необходимо сложить слова, обозначающие последствия воздействия алкоголя на организм человека. Кто быстрее составит анаграмму, за каждое слово по 1 очку.

 ФАРКТИН (инфаркт), ДЫОКША (одышка), РИЦЗОР (цирроз), ЯРНАЯН МРЕСТЬ (ранняя смерть).

Задание  №6.“Умей сказать “НЕТ!”

Ведущий. Это состязание, друзья, самое серьезное и самое важное. Как известно, люди порочными не рождаются, а становятся. Пороки вырастают из маленьких удовольствий, если их не контролировать. Например, наслаждение вкусной едой может перерасти в обжорство, а удовольствие от бокала шампанского – в алкоголизм. Поэтому самое главное для человека – вовремя остановиться, сказать себе и другим: “Нет!” Наше задание так и называется, а условия конкурса просты. Игрок одной команды будет соблазнять кого-нибудь из другой команды курением, выпивкой или наркотиками. Задача первого уговорить, а второго – отказаться. “Соблазнитель” и “соблазняемый” должны не просто повторять одни и те же слова и отнекиваться, а приводить аргументы в свою пользу. Чем разнообразнее и весомее будут доводы, чем богаче речь, чем артистичнее участники, тем интереснее и зрелищнее окажется конкурс.  Проигрывает тот, кто замешкается и не найдет убедительного довода или отговорки.

Победитель получает 3 очка, а побежденный – 2.

1пример.

А. Давай закурим!

Б. Мне нельзя.

А. Почему?

Б. Меня родители увидят.

А. А мы отойдем за угол.

Б. Мне нельзя, я недавно болел, курить мне вредно.

А. Ну, ты же не умрешь от одной сигареты?!

Б. А я “наши” сигареты не курю.

А. У меня иностранные.

Б. А я от спичек не прикуриваю.

А. А у меня зажигалка.

Б. Нет, меня родители увидят.

А. Мы пойдем в подвал.

Б. В замешательстве и не знает, что ответить.

- Кто победил, кто был убедительнее?(А)

Что можете сказать про участника Б?

(По-моему, ни разу не был использован очень существенный аргумент: “Я НЕ ХОЧУ”, – аргументы Б сумбурны и не существенны.)

Когда человек обосновывает свой отказ таким образом, возникает впечатление, что он вот-вот согласится. Если вы действительно решили отказаться, выберите самый весомый с вашей точки зрения аргумент и настаивайте на нем.

Давайте посмотрим другой пример. (Участники Е. и Ж.)

Е. Давай выпьем!

Ж. Нет, я не буду.

Е. Почему!

Ж. Не хочу!

Е. Это же классно.

Ж. А ты откуда знаешь?  Ты что, пробовал?

Е. Нет пока, Сережка рассказывал.

Ж . А ты знаешь, что это вредно для здоровья.

Е. Да ладно! Мы только один раз.

Ж. Нет спасибо, это не для меня!

Примеры давления и отказа:

 1. Может попробуешь?

 2.   «Спасибо, что-то не тянет».

 1. Все же пробуют.          

 2.   А я не хочу, мне это ни к чему.

 1. Попробуй, не понравится, бросишь.                                        

 2.У меня более интересные планы.

 1. Ну давай покайфуем!  

 2 . А ты слышал, что наркотики – это яд?.

  1. Да, ладно, тебе. Если бы ты был крутым, ты бы  попробовал!
  2.         Если бы ты был  крутым, бросил!
  1. Не боишься потерять друзей?        
  2. Я боюсь их потерять в буквальном смысле.

Если вы не остановитесь, то долго не протянете.

Ведущий. Умение отказаться от какого-либо предложения – необходимо в повседневной жизни.

Спасибо, ребята, я думаю жюри оценит ваши способности.

-Наркомания… Это самое страшное зло, с которым очень трудно бороться, так как  это болезнь, которую человек выбирает себе добровольно, превращая себя в труп. Наркотик становится смыслом его жизни. Более того, наркоман стремиться приобщить к своему увлечению других. И последнее задание нашей игры.

Конкурс плакатов.

  Ребята, изобразите на бумаге свой протест этому злейшему пороку.

- На ваших столах лежат лист бумаги,  фломастеры и карандаши. В течение 5 минут каждая  команда  должна  нарисовать плакат на тему «Мы против наркотиков».  Итак время истекло и жюри подводит итоги нашей сегодняшней игры.

Ну а мы с вами поработаем с пословицами:

-Кто курит табак, тот себе враг.

• Хмель шумит, | а ум молчит.

• Дали вина, | так и стал без ума.

• Пьяному море по колено, | а лужи по уши.

• И худой квас лучше | хорошей водки.

• Кто вино любит, | тот сам себя губит.

• Работа денежки копит, | хмель их топит.

• Вино полюбил – | семью разорил.

• Водка и труд | рядом не идут.

• Кто чарки допивает, | тот веку не доживает.

• Невинно вино, | но проклято пьянство.

Жюри подводит итоги конкурсов, определяет победителя. Команде-победительнице вручается диплом. Можно вручить медали всем участникам команды с надписью: “Победителю в борьбе с пороками” или призы.

Ведущий. Несмотря на результат и на то, что сегодня кто-то выиграл в нашем состязании, а кто-то оказался побежденным, я выражаю уверенность, что в жизни, друзья, вы все будете победителями. Надеюсь, что у каждого из вас хватит силы воли и желания сказать: “Нет!” своим порокам.  И сейчас я вам раздам памятки «Как отказаться от предложения закурить, выпить или попробовать наркотики?

-Вежливо и спокойно скажи: “Нет, спасибо!”

-Не только откажи, но и объясни причину отказа.

-Настойчиво и уверенно повтори свой отказ.

-Заведи разговор на другую тему, возьми инициативу в свои руки.

-Просто уйти. Иногда это самый лучший способ.

-Избегай сомнительных встреч, сомнительных заведений.

-Будь с теми, кто поддерживает тебя и тоже может отказаться.

                                      Заключение.

Что дает игра детям?

 Игра дает свободу. Игра не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только добровольно.

Игра дает перерыв повседневности, с ее монотонностью. Игра это не ординарность.

Игра дает выход в другое состояние души. Подчиняясь лишь правилам игры, человек свободен от всяческих сословных меркантильных и прочих условностей. Игра то жесткое напряжение, в котором пребывает подросток в своей реальной жизни и заменяет его добровольно и радостной мобилизации духовных и физических сил.

Игра дает порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре. Это качество порядок, очень цена сейчас в нашем нестабильном, беспорядочном мире.

Игра создает гармонию. Формирует стремление к совершенству. Игра имеет тенденцию становится прекрасной. Хотя в игре существует элемент неопределенности, противоречия в игре стремятся к разрешению.

Игра дает увлеченность. В игре нет частичной выгоды. Она интенсивно вовлекает самого человека, активизирует его способности.

Игра дает возможность создать  и сплотить коллектив. Привлекательность игры столь велика и игровой контактный день друг с другом столь полон и глубок, что игровые содружества обнаруживают способность сохраняться и после окончания игры, вне ее рамок.

Игра дает элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений.

Игра дает понятие о чести. Она противостоит корыстным и узкогрупповым интересам. Для нее не существенна, кто именно победит, но важно, чтобы победа была одержана по всем правилам, и чтобы в борьбе были проявлены с максимальной полнотой мужество, ум, честность и благородство. Игра дает понятие о самоограничении и самопожертвовании в пользу коллектива, поскольку только «сыгранный» коллектив добьется успеха и совершенства в игре. Игра дает физическое совершенствование.

Игра дает возможность проявить или совершенствовать свои творческие навыки в создании необходимой игровой атрибутике.

Игра дает развитие воображения, поскольку оно необходимо для создания новых миров, мифов, ситуаций, правил игры. игра дает стойкий интерес хорошей литературе. Чтобы создать свой мир нужно почитать предварительно о других.

Игра дает возможность свой ум, поскольку необходимо выстроить интригу и реализовать ее.

Игра дает развитие остроумия, поскольку процесс и пространство игры обязательно предполагает возникновение комичных ситуаций хохм и анекдотов.

Игра дает развитие психологической пластичности. Игра далеко не одно только состязание, но и театральное искусство, способность вживаться в образ и довести его до конца.

Игра дает радость общения с единомышленниками.

Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно и как бы понарошку в своем вымышленном мире. Дает психологическую устойчивость. Снимает уровень тревожности, который так высок сейчас у родителей и передается детям. Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленности в выполнении поставленной цели.      

Таким образом, игра является средством всестороннего воспитания и развития детей .

 

             

                   

                                   Список литературы.

  1. Бесова М.А. «В школе и на отдыхе» [Текст]: Познавательные игры для детей от 6 до 10 лет. Популярное пособие для родителей и педагогов./ М.А. Бесова. – Ярославль: «Академия развития», 1997.-240с.
  2. Герасимова В.А. «Классный час играючи» [Текст]: Выпуск 2/ В.А. Герасимова . – М.: ТЦ Сфера, 2002.
  3. Газман О.С, Баянкина З.В., Гринрьев В.М. Каникулы [Текст]:  Игра, воспитание. кн. для учителя./О.С. Газман, З.В. Баянкина, В.М. Гринрьев.– М.: Просвещение, 1988.-160с.
  4. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст] / Д.В. Григорьев. – М., 2010.
  5. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение [Текст]/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М., 2011.
  6. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В.Учим детей общению. Характер, коммуникабельность [Текст]/Н.В.Клюева, Ю.В. Касаткина. – ЯРОСЛАВЛЬ: «Академия развития», 1997.-240с.
  7. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре [Текст]/ Д.В.  Менджерицкая . -М., 1992.
  8.  Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе [Текст] / Н.Г. Морозова // Психология и педагогика, -1999г.- №2.- С.30-32.
  9. Никитин Б.П., Ступеньки творчества или развивающие игры.[Текст]/ Б.П. Никитин.– М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1990.-160с.
  10. Щуркова Н.Е., Собрание пестрых дел. [Текст]/ Н.Е Щуркова. -М.: Новая школа, 1994. – 96с.
  11. Щербакова В.Н., Солдатенкова Н.И. Калейдоскоп школьных дел. [Текст]:[методическая разработка]/ Н.И.Щербакова, Н.И. Солдатенкова:  Вып. 1-2-е изд., - Москва, Псков: ТЦ «Сфера» ПОИПКРО, 2001.
  12.   Шмаков С.А., Безбородова Н.Я.От игры к самовоспитанию [Текст] / С.А. Шмаков.- М.: Новая школа, 1993.-80с.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданское и патриотическое воспитание школьников во внеурочное время.

В государственной молодежной политики важное место занимает воспитание у школьников формирование твердой гражданской позиции и чувство истинного патриотизма.  Ни одна школа не может считаться сов...

Развитие творческой активности подростков во внеурочное время

Авторы: Кучерова А.Г., Маркина Г.В., Скорына В.Г.Характеристика развития творческой личности. Диагностика на базе ГБОУ школа№ 483 С-Пб . Выводы по анализу полученных результатов...

Развитие творческой активности подростков во внеурочное время

Авторы Кучерова А.Г., Маркина Г.В., Скорына В.Г. Рассмотрены аспекты развития творчества  подростков. Проведена исследовательская работа, а также диагностика с использованием некоторых методов. П...

Развитие творческой активности подростков во внеурочное время

Авторы Кучерова А.Г., Маркина Г.В., Скорына В.Г. Рассмотрены аспекты развития творчества  подростков. Проведена исследовательская работа, а также диагностика с использованием некоторых методов. П...

Развитие творческой активности подростков во внеурочное время

Авторы данной публикации: Кучерова А.Г., Маркина Г.В., Скорына В.Г. На базе учащихся ГБОУ школа№483 проведены исследования по развитию творческой активности подростков. Выводы по данной тематике, резу...

Тема: «Формирование безопасного поведения подростков во внеурочное время»

Важнейшая задача семьи и школы - научить ребенка ответственно относиться к себе и окружающим людям, уметь предвидеть и распознавать опасности, соблюдать несложные правила личной безопасности, выработа...